Тенденции развития российского права

1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

1.1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Барзилова Инна Сергеевна, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра теории государства и права. E-mail: advantage80@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции трансформации современного российского права, учитывающие происходящие изменения в общественном развитии. Автором выявляются негативные моменты в правовом регулировании, предлагаются меры, направленные на оптимизацию пра-ворегулирующего процесса.

Ключевые слова: правовая система, механизм правового регулирования, юридические средства, система права, теория права.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN LAW

Высокая динамика отечественного законодательства, внедрение цифровых технологий в жизнь российского общества, предопределили важность более глубокого рассмотрения вопросов изменения права на уровне именно общей теории государства и права. Ученые-отраслевики все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия современных фундаментальных теоретических разработок, посвященных, например, системе российского права, унификации и дифференциации российского законодательства и т.п. В настоящее время теоретические и отраслевые исследования осуществляются не в тесной взаимосвязи, а, по сути, параллельно, без учета достижений, выводов и результатов друг друга. Отраслевые науки, таким образом, формируют свою собственную теорию, довольно часто не учитывающую устоявшиеся и основательно разработанные положения общей теории права. Это очень опасная тенденция для развития юридической науки в целом.

Необходимость совершенствования законодательства связана со стоящими перед Российской Федерацией проблемами, среди которых можно обозначить повышение пенсионного возраста; снижения уровня социальной защищенности личности; геополитическое обострение; снижение численности населения в трудоспособном возрасте и т.д.

Реформирование действующей системы законодательства должно осуществляться в целях улучшения условий предпринимательской деятельности; развития институтов социальной сферы; регионального развития; повышения качества государственного управле-

ния; улучшения инвестиционного климата; развития конкуренции; инновационного развития, поддержки науки; расширения доступности кредитных и инвестиционных ресурсов и т.п.

Феномен глобализации, его идеологические установки становятся причиной изменений в правовых системах государств, утратой ими суверенитета. В связи с этим в процессе реформирования действующей системы законодательства должны быть предусмотрены меры, направленные на развитие интеграционных процессов в позитивном русле, обеспечивающие защиту интересов государства на международной арене. Важнейшими аспектами в плане совершенствования системы российского законодательства должны быть обеспечение национальной, международной безопасности; создание препятствий распространению негативных явлений глобализации, таких как утрата национальной идентичности и культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, проявление международной преступности, коррупции, терроризма и т. п. Реформирование законодательства должно способствовать повышению уровня интегри-рованности экономики нашей страны в мировую экономику, увеличению инвестиционной привлекательности, обеспечивая в тоже время политическую стабильность государства.

Совершенствование законодательства может осуществляться и для предотвращения возможных угроз политического, экономического, демографического, информационного характеров для государства. С развитием информационной системы особую значимость приобретают проблемы обеспечения безопасности, минимизации угроз возможного несанкционированного вторжения в информационно-телекоммуникационные сети; обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ; создания эффективных шифровальных (криптографических) средств.

Интенсивное развитие российского законодательства предопределило и возникновение ряда проблем. Так, не всегда оправданными представляются изменения, касающиеся традиционных отраслей российского законодательства и сложившихся в законодательстве правовых массивов.

«Размывание» предмета правового регулирования на отраслевом уровне привело к появлению значительного числа конкурирующих, дублирующих друг друга норм, что совсем не способствует совершенствованию правореализационного процесса. И это вовсе не является свидетельством дифференциации российского законодательства, наоборот, смешение предметов правового регулирования различных отраслей права затрудняет специализацию законодательства и уводит данный процесс совершенно в другое русло.

Не всегда оправданной представляется попытка закрепления на законодательном уровне новых правовых образований. Неумелое использование средств, приемов и правил юридической техники приводит к тому, что эти правовые образования приобретают, по сути, промежуточное значение между институтами и подотраслями права. Если добавить к этому непра-

вильное использование юридической терминологии, «размывание» предмета правового регулирования ряда отраслей, то ситуация представляется довольно сложной.

Представляется в качестве проблемы и искусственное расширение в ряде случаев сферы правового регулирования, приводящее к излишней «зарегулиро-ванности» общественных отношений. Право рассматривается как некая панацея от всех социальных бед, хотя это не всегда так. В результате процесс реализации права для субъектов настолько усложнен, что для нивелирования этого негативного фактора они формируют свои собственные механизмы с использованием, в том числе, конкурирующих норм из других отраслей права.

Анализ российского законодательства позволяет обозначить основные тенденции, касающиеся его развития на современном этапе. К числу последних можно отнести следующие:

— повышение интенсивности правового регулирования, возрастание динамики законотворческой деятельности как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ;

— разработка и внедрение новых механизмов обеспечения реализации законов, закрепление на законодательном уровне новых гарантирующих средств;

— существенное расширение сферы правового регулирования, появление качественно новых правовых отношений, связанных с инновационными преобразованиями;

— разработка и внедрение новых методик проведения различного рода экспертиз законов и законопроектов;

— углубление специализации законодательства;

— увеличение количества кодифицированных нормативных правовых актов;

— появление новых комплексных отраслей российского законодательства;

— появление новых сложных институтов в системе российского права, включающих несколько субъинсти-тутов;

— повышение значимости закона как источника права;

— разработка и попытка внедрения новых методик оценки регулирующего воздействия права;

— попытка законодательного нивелирования негативных последствий глобализационных процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства;

— оценка влияния международного права на подготовку, принятие и применение российских законов в условиях интеграционных процессов;

— развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства и т.п.

Ревизия отечественного законодательства должна происходить и в плане выявления соответствия норм права и гарантирующих их реализацию средств. Неправильное сочетание отдельных видов норм и обеспечивающих их средств приводит довольно часто к изменению цели самой нормы, изначально поставленной в нормативном правовом акте. Причем гарантирующие средства должны быть верно установлены в течении всего процесса реализации этой нормы, в противном случае конечный результат будет совершенно иным. Так, можно наблюдать в действующем законодательстве ситуацию, когда для обеспечения реализации поощрительной нормы используются запреты, а для реализации запрещающей нормы — сред-

ства стимулирующего характера. Это не всегда оправданно.

Кроме того, должны быть правильно подобраны сами виды норм (императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные и т.д.), используемые для регулирования определенных видов общественных отношений. В данном случае подбор видов юридических норм должен осуществляться с учетом типа и методов правового регулирования, существующих в рамках отрасли.

До сих пор не решена проблема экстраполяции экономических закономерностей на правовую действительность.

Среди недостатков развития российского законодательства можно выделить и отсутствие глубокого анализа происходящих изменений, недостаточное проведение аналитической работы, направленной на определение рисков, связанных с девальвацией системы действующих нормативных правовых актов. Так, принятие избыточного и непродуманного числа законов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, неумелое применение в них юридических средств, может привести к тому, что после возникновение проблем в плане реализации этих нормативных актов правотворческий орган «переключается» на использование диаметрально противоположных правовых инструментов (например, вместо стимулов используются запреты и наоборот). Все это в результате приводит к девальвации законодательства, что усугубляется и отсутствием единой методики оценки регулирующего воздействия права.

Думается, необходимо осуществлять оценку не только регулирования, но и воздействия права. Последнее представляется довольно важным и в плане расширения сферы правового регулирования, изменения предмета и методов регулирования, выявления «рисков» в правореализационном процессе и т.д.

Интенсивное подзаконное правотворчество привело к определенной девальвации системы ведомственных нормативных правовых актов, содержащих множество коллизионных норм. В результате в настоящее время наблюдается диаметрально противоположный процесс, когда общественные отношения пытаются урегулировать не ведомственным или локальным актом, а сразу на уровне федерального закона или путем внесения изменений (дополнений) в соответствующий кодекс.

Представляется проблемой и отсутствие единой системы юридических понятий, используемых на отраслевом уровне, что существенно затрудняет проведение работы по кодификации российского законодательства. Используемые понятия и категории не всегда соответствуют сложившимся подходам в рамках общей теории права.

К числу важнейших проблем можно отнести создание единого согласованного понятийного аппарата юриспруденции. С помощью дефиниций придается логичность, упорядоченность, стройность в правовом регулировании. Единый категориальный аппарат способствует унификации законодательства в целом. Дефиниции выступают в качестве долговременной и продуктивной связи между элементами отечественной системы законодательства.

С целью устранения большого количества дублирующих друг друга нормативных правовых актов, конкурирующих норм представляется важным продолжить работу по унификации российского законодательства. Внутренним свойством унификации является единст-

во. Она способствует согласованному действию всех элементов механизма правового регулирования, укрепляет его системные связи, придает «синхронность» функционированию всех его элементов, экономит юридические ресурсы. Унификация направлена на выявление общих свойств и граней в механизме реализации законов. Процесс унификации может касаться как в целом законодательства, так и отдельных его отраслей.

В настоящее время многими специалистами в целях унификации и систематизации действующего законодательства предлагается принять Свод законов Российской Федерации, при формировании которого предполагается устранить как существующие противоречия и несогласованности между законами, так и их внутренние недостатки, пробелы и коллизии. Издание Свода законов Российской Федерации представляет собой попытку нового подхода к проблеме систематизации законодательства, способствующей упорядочиванию всего массива нормативных правовых актов.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда в правовых актах для обозначения отдельных институтов, средств, механизмов не всегда верно подбирается термин, в определении не совсем точно выделяются их специфические характеристики. Это связано, например, с несовершенством технико-юридического инструментария, «перегрузкой» или наоборот существованием пробелов, противоречий в понятийном строе юриспруденции, отсутствием как отраслевых, так и общетеоретических фундаментальных исследований, неоправданным использованием иностранных юридических терминов и конструкций. В результате в отраслевых нормативных правовых актах может совершенно по-разному трактоваться одно и тоже правовое явление, что приводит к возникновению трудностей в правореализационном процессе. По всей видимости, имеет место и проблема неполного соответствия юридических дефиниций постоянно меняющейся правовой действител ьности.

На современном этапе кодифицированные отрасли законодательства нуждаются не в коренном изменении, как предлагается некоторыми специалистами, а в совершенствовании, предполагающем раскрытие их потенциала и выработку новых механизмов реализации норм. В этой связи представляется недопустимым принятие дублирующих кодексов. Недопустимым представляется и существенное изменение структуры кодифицированных актов, внедрение нового понятийного аппарата. Кодифицированные акты должны оставаться основой развития в цивилизованных обществах, эффективным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Изменения кодифицированных нормативных правовых актов должны быть направлены на учет огромного опыта их применения и толкования судебными органами.

В настоящее время следует констатировать отсутствие единой стратегии развития законодательства, предусматривающей основные этапы и направления развития всей системы нормативных актов. Это приводит к бессистемному изменению действующего законодательства, неравномерности в развитии отдельный отраслей законодательства, институтов, возникновению конкурирующих между собой норм, пробелов и коллизий.

Изменение системы российского законодательства должно осуществляться на концептуальной основе, согласно научно обоснованным направлениям разви-

тия в целях решения социально-экономических, политических, миграционных, демографических и иных задач современного общества. Политика в плане изменения законодательства является мощным рычагом, с помощью которого оказывается существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики. Правовая политика, как отмечает известный российский ученый-теоретик Н.И. Матузов, должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно и эффективно профилактировать их1.

Реформирование системы российского законодательства должно осуществляться не хаотично, а в соответствии с определенными основополагающими идеями, принципами, использующимися для организации управленческого процесса.

К числу важнейших можно отнести принцип системности. Изменения в законодательстве, проводимые на основе выявленных закономерностей развития правовой системы, а также стоящих перед государством стратегических целей и задач, должно быть связано с трансформациями, направленными на обеспечение целостности функционирования механизма правового регулирования, рационального взаимодействия его структурных элементов как между собой, так и с элементами окружающей социальной среды. Преобразования должны носить комплексный характер, учитывать многообразие интегративных связей и отношений, возникающих в процессе действия права.

Принцип профессионализма касается качества проводимых изменений в действующей системе законодательства. Квалифицированность реформирования оказывает существенное влияние на конечный результат преобразований, степень достижения изначально предполагаемой цели, эффективность функционирования механизма правового регулирования, структурируемого в зависимости от потребностей общественного развития, социальных вызовов. Профессионализм связан с экономией в использовании управленческих ресурсов, подбором наиболее оптимальных средств, методов правового регулирования, ликвидацией коллизий в праве.

Следует обратить особое внимание и на вопросы, касающиеся юридической техники, единых подходов на формализацию статей о порядке вступления в юридическую силу нормативных актов, что снижает качество действующего законодательства.

Кроме того, среди основных вопросов, нуждающихся в решении, можно выделить следующие:

— необходимость систематизации и конкретизация отраслевого законодательства;

— проведение анализа современного состояния и перспектив развития законодательства в сфере науки и инноваций;

— осуществление комплексного подхода в использовании юридических средств;

— урегулирование процедурных вопросов в самом законодательном процессе (согласование процедуры законодательной инициативы субъектов РФ с системными изменениями законодательства на федеральном уровне) и т.д.

Сохранение отечественных правовых традиций относится, пожалуй, к одной из актуальнейших проблем развития российского законодательства на современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики//Правоведение. 1997. №4. С.8.

ном этапе. Непродуманное заимствование институтов и механизмов из иностранных правовых систем со всей очевидностью продемонстрировало недопустимость «ломки» сложившихся отечественных традиций в угоду сиюминутным «новомодным» веяниям. Не следует забывать, что в жизни любого общества право играет первостепенную роль. Упорядочивая существующие социальные связи, оно позволяет в той или иной степени воплотить в жизнь постулаты извечных человеческих ценностей, обозначить общие ориентиры в развитии социума.

Ценность национального права, как определенной социальной формы, заключается в разумной организации и реформировании всей системы общественных отношений. Рассматривая право с позиции его социально-нравственной природы, необходимо отметить его немаловажное значение в реализации идей, заложенных в основе существования всех цивилизованных сообществ. Так, к числу национальных традиций следует отнести принцип равенства. Подобная форма императивного долженствования является в определенной степени базовой для формирования иных видов ценностно-должного в общей аксиологической системе императивного долженствования.

Думается, на современном этапе необходимо уделить особое внимание не только средствам стимулирующего характера, довольно активно исследовавшихся в рамках общей теории права, но и ограничивающего. Именно подобный подход позволит сохранить на должном уровне императивный метод правового регулирования, существующий в публичных

отраслях права, и, в конечном счете, предотвратить «размывание» системы российского права. Рассмотрение в рамках общей теории права, например, ограничений, приостановлений и запретов позволит повысить качество их закрепления на законодательном уровне; привести в единую систему их определения, используемые в отраслях частного и публичного права; выбрать адекватные средства, приемы, способы юридической техники, применяемые для их нормативной фиксации. Это особенно актуально в плане защиты прав человека, законодательного регулирования медицинского права, биоэтики, так называемого генетического права, права цифровой биометрической идентификации и т.д.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования проблем развития отечественного законодательства как в рамках общей теории права, так и на отраслевом уровне.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006.

2. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики//Правоведение. 1997. №4.

3. Радько Т.Н. Система права. История, современность, перспективы// Т.Н. Радько, Д.М. Азми Д.М., Е.А. Киримов.М., 2018.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 92,99%.

Правовая система как социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить па внутренние и внешние.

Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством.

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей: право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье; обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризуют три основные позиции:

  • 1) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;
  • 2) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативных правовых актах;
  • 3) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка предопределяет все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективным и субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, структурными элементами и компонентами правовой системы.

Основное систематизирующее внешнее противоречие — это противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Весь ход правового развития состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия (Ф. Энгельс).

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются тенденции развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства и общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных тенденций можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой тенденции связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регулирования; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная тенденция носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей сплои (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной из основных тенденций развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная тенденция также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, а пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом:

  • — новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления;
  • — правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов);
  • — оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики;
  • — подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта);
  • — изучение эффективности действия акта; внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях — его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов.

Очень важной в гуманистическом плане является тенденция постепенного изменения соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, ГК РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного тина регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т.п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Новой для российской правовой системы является тенденция к децентрализации правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права. Наделение всех субъектов РФ правом издания законов привело к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема — коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ). Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

В качестве тенденции можно рассматривать интеграцию в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства стран — участниц СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства Беларусь — Россия, Таможенного союза в экономическом, информационном пространстве, в сфере борьбы с преступностью.

Для полноты картины происходящих процессов в правовой системе российского общества необходимо обратить внимание и на «самостоятельные» тенденции развития системы права и системы законодательства.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать следующие.

  • 1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).
  • 2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.
  • 3. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.

  • 1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с данным Законом.
  • 2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, образовании, здравоохранении, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
  • 3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией, республиками в составе Российской Федерации и другими субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Важное значение для российской правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *