Типовое положение о профессиональном обучении

УТВЕРЖДЕНО
Государственным комитетом Совета Министров СССР
по вопросам, труда и заработной платы,
Государственным комитетом Совета Министров СССР
по профессионально-техническому образованию
и Всесоюзным центральным советом
профессиональных союзов
18 октября 1968 года

Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ
И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ
НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Непосредственно на предприятиях и в организациях осуществляется:
подготовка новых рабочих начального уровня квалификации соответствующей специальности;
переподготовка работников, переводимых на другие работы, предприятия и организации;
последовательное повышение производственной квалификации рабочих.

I. Подготовка новых рабочих

1. Все вновь принятые на предприятия и в организации рабочие, не имеющие производственной специальности или меняющие свою специальность, обязаны пройти профессионально-техническую подготовку в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации по специальности и в соответствии с программами профессионального обучения.

2. Направление новых рабочих в отдел (бюро) производственно-технического обучения предприятия, организации, в учебно-курсовые комбинаты для подготовки по специальности производится отделом кадров после оформления приема на работу и включения в списки рабочих данного предприятия.
Возраст, пол и состояние здоровья лиц, принимаемых на обучение, должны соответствовать действующему законодательству о труде и постановлениям об охране труда рабочих соответствующих отраслей народного хозяйства, профессий и специальностей.
Направляемые на обучение новые рабочие должны быть предварительно ознакомлены с требованиями к работе по профессии и специальности, с условиями труда и заработной платы, правилами внутреннего распорядка и общими правилами безопасной работы, возможностью повышения квалификации и дальнейшего производственного роста.

3. Подготовка новых рабочих на предприятиях и в организациях проводится:
путем индивидуального и бригадного обучения непосредственно на производстве;
— на организуемых для этой цели курсах;
— в учебно-курсовых комбинатах и на учебных пунктах.
Подготовка квалифицированных рабочих из лиц, занятых на производстве, может проводиться предприятиями и организациями, в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также, на краткосрочных курсах с отрывом обучаемых от работы на производстве, организуемых при дневных и вечерних профессионально-технических училищах.

4. Перечни профессий и специальностей, по которым может проводиться подготовка рабочих непосредственно на предприятиях и в организациях, а также сроки обучения по каждой из них определяются и утверждаются Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
Сроки подготовки новых рабочих устанавливаются в пределах до 6 месяцев с учетом сложности профессий и специальностей, объема необходимых технических знаний и производственных умений.
Обучение новых рабочих свыше 6 месяцев может производиться по отдельным сложным профессиям только с разрешения Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Примечание. Подготовка и аттестация новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (например, машинисты и кочегары паровых котлов, машинисты и крановщики грузоподъемных кранов, помощники машинистов паровых котлов, электромеханики и монтеры по обслуживанию лифтов, стропальщики, лифтеры, сварщики и др.), производится в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам с предприятиями и организациями, а также на курсах и в технических школах, специально создаваемых для обучения рабочих по указанным специальностям. Не допускается индивидуальная и бригадная подготовка рабочих по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений.

5. Подготовка новых рабочих по сквозным и наиболее массовым профессиям и специальностям осуществляется по учебным программам, разработанным и утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, а по остальным профессиям и специальностям — по программам, разрабатываемым и утверждаемым министерствами и ведомствами на основе типовых программ, рекомендаций и инструктивных указаний Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Министерства и ведомства обеспечивают учебными программами подведомственные им предприятия и организации.
Программы индивидуальной, бригадной и курсовой подготовки новых рабочих включают производственное обучение, обеспечивающее овладение профессиональными умениями рабочего начального уровня квалификации по специальности, и изучение обязательного курса специальных, общетехнических и экономических знаний, необходимых рабочему для производственного и творческого труда в условиях современного производства.

6. При индивидуальном производственном обучении каждый из подготавливаемых рабочих прикрепляется к квалифицированному рабочему-инструктору или другому специалисту, не освобожденному от основной работы, или же может включаться в состав рабочей бригады, где обучается бригадиром или высококвалифицированным рабочим бригады.

7. При бригадной (групповой) форме обучения новых рабочих объединяют в учебные бригады (группы). Небольшие по составу бригады учащихся (звенья) могут быть включены в комплексные рабочие бригады.
Администрации предприятий и организаций предоставляется право освобождать от основной работы квалифицированных рабочих или других специалистов, выделенных для производственного обучения бригад новых рабочих в составе не менее 12-15 человек.

8. Выделяемые предприятиями и организациями инструкторы производственного обучения должны обладать, как правило, общим средним образованием, соответствующей профессиональной подготовкой и изучить курс педагогического минимума; в качестве инструкторов они утверждаются главным инженером по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза предприятия или организации.

9. Для изучения обязательного курса специальных, общетехнических и экономических знаний рабочих одной или родственных специальностей, подготавливаемых путем индивидуального или бригадного обучения, объединяют в учебные группы численностью каждая не менее 10 и не более 30 человек.
При невозможности организации постоянной учебной группы для теоретических знаний каждый из обучающихся индивидуально изучает теоретический курс под руководством инженерно-технического работника предприятия или организации, который дает консультации обучающимся и проверяет приобретенные ими знания.
Теоретическое обучение рабочих, осваивающих профессию на производстве, может быть организовано в дневных и вечерних профессионально-технических учебных заведениях по договорам за счет средств предприятий и организаций.

10. Курсы подготовки новых рабочих организуются предприятиями для обучения сложным профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема специальных, общетехнических и экономических знаний и необходимостью создания отдельной учебной базы для производственного обучения.
Производственное обучение на курсах подготовки новых рабочих может осуществляться в учебных бригадах (группах) непосредственно на предприятиях и в организациях или на создаваемой для курсов учебно-производственной базе. В последнем периоде обучения учащиеся курсов обязательно проходят производственную практику индивидуально, в составе рабочих бригад или бригадами на рабочих местах предприятия или организации.
Занятия по теоретическим предметам проводятся на курсах в учебных группах постоянного состава.

11. Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих путем индивидуального, бригадного обучения и на курсах проводятся в пределах рабочего дня, установленного законодательством о труде для рабочих соответствующих возрастов, профессий и производств.
Последовательность, время и место проведения производственного обучения и теоретических занятий устанавливаются расписанием.

12. Для вводимых в действие новых предприятий, а также при невозможности организовать на месте обучение рабочих нужным профессиям министерства и ведомства, предприятия и другие организации могут направлять рабочих для обучения на договорных условиях на другие действующие аналогичные предприятия, в профессионально-технические училища, а также на курсы и в школы организаций, специально занимающихся подготовкой рабочих соответствующих специальностей.

II. Переподготовка рабочих

13. Обучение новым профессиям рабочих, высвобождающихся внутри предприятия или организации в связи с механизацией и автоматизацией производства, ростом производительности труда, завершением выполняемых работ или по другим причинам, организуется путем индивидуального или бригадного обучения на курсах подготовки новых рабочих непосредственно на производстве, а также в профессионально-технических училищах и на курсах при них.

14. Продолжительность обучения устанавливается в соответствии с перечнями профессий рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятиях и в организациях. Сроки переподготовки могут быть сокращены с учетом фактического уровня профессиональных знаний и умений обучаемых.

III. Повышение квалификации рабочих

15. Для последовательного повышения уровня производственной квалификации рабочих, получения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, научной организацией труда, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, тарифицируемых по более высоким разрядам (классам и т.п.) данной специальности, организуются:

а) производственно-технические курсы;

б) курсы обучения рабочих вторым и совмещаемым профессиям;

в) курсы целевого назначения;

г) школы по изучению передовых методов труда;

д) школы мастеров.

16. Производственно-технические курсы создаются в целях:

а) повышения производственных умений и технических знаний рабочих до уровня, необходимого для фактически выполняемых ими работ;

б) повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) с низшего до среднего уровня;

в) повышение квалификации рабочих со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии и специальности.
В группы повышения производственной квалификации направляются в первую очередь рабочие, имеющие более длительный стаж работы по специальности на данном предприятии или в организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве в области рационализации труда и изобретательства. При направлении на производственно-технические курсы учитывается уровень общего и профессионального образования рабочих.

17. Продолжительность обучения каждой учебной группы устанавливается администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза в зависимости от сложности осваиваемых работ и уровня образования обучаемых рабочих в пределах до 6 месяцев — при обучении без отрыва от производства, до 3 месяцев — при освобождении рабочих от основной работы.
Повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах проводится по программам, составляемым и утверждаемым министерствами и ведомствами, а по их разрешению — также предприятиями и организациями.
Программы разрабатываются на основе методических рекомендаций Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию с учетом требований конкретной отрасли производства, уровня общеобразовательной и технической подготовки обучаемых рабочих.

18. Рабочие, успешно окончившие производственно-технические курсы и сдавшие квалификационные экзамены, пользуются преимуществом при повышении тарифного разряда (класса и т.п.) и продвижении по работе.

19. Обучение рабочих вторым и совмещаемым профессиям проводится исходя из потребностей производства в расширении профессионального профиля рабочих, совмещении профессий и специальностей, улучшении организации труда рабочих и рационального использования оборудования.
Обучение на указанных курсах проводится по программам подготовки новых рабочих с сокращением в случае необходимости разделов теоретического курса программы.
Срок обучения устанавливается до 3 месяцев.
При обучении рабочих вторым профессиям они могут быть освобождены от основной работы на весь срок производственного обучения.

20. Для изучения рабочими нового оборудования, изделий, материалов, новых технологических процессов, средств механизации и автоматизации производственных процессов, вопросов экономики производства, качества выпускаемой продукции, научной организации труда организуются курсы целевого назначения.
Общая продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается администрацией предприятия, организации.
Программы курсов целевого назначения разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами или по их разрешению предприятиями и организациями.

21. Теоретические занятия при повышении квалификации рабочих проводятся учебными группами постоянного состава, комплектуемыми, как правило, из рабочих одинаковых или родственных специальностей, одинакового уровня квалификации, имеющих общеобразовательную подготовку, необходимую для усвоения изучаемых технических и экономических дисциплин. Продолжительность и дни проведения занятий устанавливаются администрацией предприятия или организации по согласованию с фабрично-заводским местным комитетом профсоюза.
Изучение теоретическое курса при повышении квалификации рабочих может проводиться предприятиями и организациями на договорных началах в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, а также на курсах, организуемых при дневных и вечерних училищах.
Производственное обучение, где это предусмотрено учебной программой, может проводиться индивидуально, в учебных бригадах (группах) или же на рабочих местах обучающихся под руководством инструктора.

22. В целях массового освоения рабочими прогрессивных приемов и методов работы передовиков производства, улучшения качества и снижения себестоимости продукции, экономии материалов, внедрения методов научной организаций труда и улучшения других технико-экономических показателей производства создаются школы передовых методов труда.
Школы комплектуются, как правило, рабочими одной специальности и могут быть: цеховыми (участковыми), комплектуемыми рабочими данного цеха, участка, отделения; заводскими (строительных управлений), комплектуемыми рабочими нескольких цехов, строительств, отделений данного предприятия или организации; межзаводскими (общетрестовскими, межпостроечными), комплектуемыми рабочими нескольких предприятий, строительств и других организаций.
Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, а межзаводские — министерствами или ведомствами совместно с соответствующими профсоюзными органами.
Для обучения рабочих наиболее рациональным методам труда выделяются передовики производства, владеющие прогрессивными приемами работы, инженерно-технические работники и другие специалисты данного производства.
Обучение в школах проводится по программам, составляемым на основе предварительного изучения и обобщения опыта передовых рабочих производства, и состоит из практических занятий, в процессе которых передовики производства обучают рабочих новым приемам и методам труда, а также из консультаций и сообщений, проводимых инженерно-техническими работниками и другими специалистами.

23. Обучение в межзаводских школах по изучению передовых методов труда в необходимых случаях проводится с отрывом от производства в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с профсоюзными органами.

24. На крупных предприятиях с разрешения министерства или ведомства и по согласованию с министерством просвещения союзной или автономной республики могут быть организованы школы мастеров с контингентом учащихся не менее 100 человек.
В этих школах со сроком обучения 3 года квалифицированные рабочие с большим производственным стажем и мастера практики, имеющие образование в объеме неполной средней школы, наряду с повышением производственной квалификации и уровня технических знаний получают образование в объеме средней школы без отрыва от производства.
В дополнение к перечисленным формам повышения квалификации кадров на предприятиях и организациях могут быть организованы школы коммунистического труда, кружки экономических знаний, общественные институты и университеты технических знаний, народные университеты и другие общественные формы повышения культурно-технического уровня трудящихся. Указанные формы обучения создаются администрацией и общественными организациями предприятия или вышестоящей организацией, которые разрабатывают учебные программы, определяют сроки обучения и порядок учебной работы.

IV. Учебно-материальная база

25. На предприятиях, в организациях создается учебная база: в крупных цехах и отделах выделяются классные комнаты, организуются учебно-технические кабинеты, оснащенные необходимым для теоретического обучения оборудованием, инвентарем и учебно-наглядными пособиями.
Для производственного обучения рабочих на предприятиях или в организациях создаются учебные мастерские, учебные цехи и участки, лаборатории, полигоны и гаражи; специально выделяются рабочие места на данном производстве, соответствующие требованиям учебного процесса, техники безопасности и производственной санитарии.
Нормативы оборудования учебных баз и мастерских, лабораторий, полигонов, учебных цехов и т.п., а также количество учебно-технических кабинетов и классов для теоретических занятий устанавливаются соответствующими министерствами, ведомствами на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

26. Для подготовки и повышения квалификации рабочих в необходимых случаях создаются на предприятиях и организациях учебно-курсовые комбинаты и учебные пункты, действующие на основании Типового положения о них, разработанного и утвержденного Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

27. Учебно-курсовой комбинат является административно-хозяйственным и организационно-методическим объединением курсов подготовки новых, переподготовки и повышения производственной квалификации рабочих.
При наличии отдела (бюро) производственно-технического обучения учебно-курсовой комбинат работает под его руководством, а в других случаях — под руководством главного инженера.

V. Планирование и учет учебной работы. Квалификационные экзамены

28. Планирование и учет учебной работы при обучении рабочих на производстве проводится по указаниям министерств, ведомств, издаваемым в соответствии с инструкцией Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Руководители отделов (бюро) производственно-технического обучения предприятий и организаций, учебно-курсовых комбинатов, учебных пунктов, курсов и т.п., инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие и другие работники, обучающие рабочих на производстве, отвечают за полное выполнение учебных программ, организацию учебной работы и за качество профессиональной подготовки рабочих.

29. Индивидуальное, бригадное и курсовое обучение новых рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих на производственно-технических курсах, обучение вторым и совмещаемым профессиям, обучение в школах мастеров заканчивается квалификационными экзаменами.
Квалификационные экзамены проводятся в порядке, установленном Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС.
Для проведения экзаменов приказом руководителя предприятия, организации создаются квалификационные комиссии: на крупных предприятиях — общезаводская или цеховые, на остальных предприятиях — только общезаводская.
Председателем общезаводской квалификационной комиссии назначается главный инженер или его заместитель; членами комиссии — начальник отдела (бюро) или инженер по производственно-техническому обучению, начальник отдела труда и заработной платы, инженер по технике безопасности, руководитель соответствующего цеха (отдела, участка), представитель фабрично-заводского, местного комитета профсоюза, мастер соответствующего участка.
Председателем цеховой квалификационной комиссии назначается начальник цеха или его заместитель; членами комиссии — инженер по производственно-техническому обучению, инженер по технике безопасности, мастер цеха (участка), член цехового комитета профсоюза.
В тех случаях, когда рабочие подготавливаются для работы на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам (Госгортехнадзору, Министерству путей сообщения, Госсанинспекции, инспекциям по промэнергетике и энергонадзору и т.д.), в состав квалификационной комиссии включаются представители этих организаций.
Квалификационные экзамены включают заполнение рабочими пробных производственных работ и проверку технических знаний путем устного опроса в пределах требований учебной программы и квалификационной характеристики, указанной в соответствующем тарифно-квалификационном справочнике.
Оценку уровня подготовки рабочих на участках, где не могут быть выполнены пробные работы, дает мастер участка на основании производственных показателей, достигнутых в результате обучения, подготовленности к самостоятельной работе непосредственно на рабочем месте.
Обучающимся, не закончившим полного курса обучения в установленный срок или получившим неудовлетворительные итоговые оценки по теоретической или производственной подготовке, администрация может установить дополнительные сроки производственного обучения, организовать для них индивидуальные консультации по теоретическим предметам, а по истечении этих сроков решать вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационного экзамена.
Квалификационная комиссия определяет рабочему квалификационный разряд, класс и т.п. по специальности на основании заключения о квалификационной пробной работе, дневника производственного обучения, где отмечаются все производственные работы, выполненные в процессе обучения, журнала учета теоретических занятий, а также проверки технических знаний путем устного опроса экзаменуемого.
Результаты квалификационных испытаний заносятся в протокол с записью в нем экзаменационных оценок, показателей выполнения норм времени (выработки), результатов квалификационной пробы и заключения комиссии об уровне квалификации рабочего.
Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается членами комиссии и является документом, на основании которого руководитель предприятия или цеха по согласованию с фабрично-заводским, местным или цеховым комитетом профсоюза устанавливает рабочему тарифный разряд по специальности с оформлением соответствующих документов. Присвоенный рабочему разряд заносится в его трудовую и расчетную книжку.
Рабочим, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство по единой форме, установленной Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и ВЦСПС.

VI. Руководство подготовкой и повышением квалификации рабочих

30. Руководство профессионально-техническим обучением рабочих на предприятиях и в организациях возлагается непосредственно на главных инженеров, в подчинении которых находятся отделы (бюро) производственно-технического обучения, работники, выполняющие аналогичные обязанности, и учебно-курсовые комбинаты.

31. Министерства и ведомства СССР и союзных республик разрабатывают положения об отделах (бюро) производственно-технического обучения кадров на подведомственных им предприятиях и организациях в соответствии с Типовым положением о них, разработанным Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Структура и типовые штаты отделов (бюро) производственно-технического обучения кадров, учебно-курсовых комбинатов и учебных пунктов, нормы и источники финансирования их расходов устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами.

32. Для осуществления учебно-методической работы на предприятиях и в организациях создаются учебно-методические советы по профессионально-техническому обучению рабочих.
В состав совета входят передовые рабочие, начальники и инженерно-технические работники цехов и отделов, руководители отдела труда и заработной платы, цеховые и другие организаторы производственно-технического обучения, директор учебно-курсового комбината, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций предприятий, руководители дневных и вечерних профессионально-технических и других учебных заведений.
Председателем учебно-методического совета по профессионально-техническому обучению кадров является главный инженер предприятия, организации или его заместитель; заместителем председателя учебно-методического совета — начальник отдела (бюро) производственно-технического обучения или инженер по производственно-техническому обучению.
Учебно-методические советы рассматривают вопросы, связанные с организацией и методикой обучения рабочих, учебные программы, разрабатываемые применительно к условиям данного производства, обобщают опыт работы лучших преподавателей и инструкторов, разрабатывают мероприятия по улучшению организации и повышению качества производственного обучения и теоретических занятий, а также другие вопросы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

33. На министерства и ведомства возлагается непосредственное руководство работой подведомственных им предприятий и организаций в области профессионально-технического обучения рабочих, систематический контроль за состоянием и результатами подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, за соблюдением сроков обучения и выполнением учебных планов и программ. Министерства и ведомства организуют повышение квалификации работников, занимающихся профессионально-техническим обучением рабочих.
Для указанной цели в министерствах и ведомствах, где это вызывается необходимостью, создаются отделы профессионально-технического обучения рабочих.
Методическое руководство профессионально-техническим обучением рабочих осуществляется министерствами и ведомствами через учебно-методические и научно-методические кабинеты, институты технического обучения, соответствующие лаборатории научно-исследовательских институтов.

34. Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию:
осуществляет единую государственную политику в области подготовки квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства;
разрабатывает совместно с соответствующими организациями и утверждает в установленном порядке учебные планы и программы, пособия, инструкции, методическую и нормативную документацию по вопросам подготовки рабочих кадров;
оказывает методическую помощь министерствам и ведомствам СССР в профессионально-техническом обучении рабочих непосредственно на производстве;
рассматривает представляемые на согласование предложения министерств, ведомств и советов министров союзных республик по вопросам подготовки квалифицированных рабочих;
осуществляет контроль за выполнением учебных планов, программ, инструкций и положений в учебных заведениях министерств и ведомств, подготавливающих рабочие кадры.
Указания Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по вопросам учебно-методической документации, перечням профессий, срокам обучения и другим вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров.

35. На основе данного Типового положения о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве министерства и ведомства СССР по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза разрабатывают отраслевые положения с учетом особенностей организации обучения рабочих в соответствующей отрасли народного хозяйства или же вводят в действие настоящее положение на подведомственных им предприятиях и организациях.

Текст документа сверен по:
«Законодательные акты о труде»,
1976 год

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 утверждено Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих) (далее — Положение).

В Положении:

  • конкретизированы виды непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) — профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, курсы целевого назначения;
  • определены требования к осуществлению непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях;
  • конкретизированы формы обучения при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих (служащих);
  • определены правовые основы приема и направления на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (служащих);
  • установлена возможность сокращения сроков обучения при непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих);
  • отражено требование обязательного присвоения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) по профессии (должности) при повышении квалификации;
  • уточнен порядок разработки и утверждения типовой и рабочей учебно-программной документации, финансирования непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих);
  • определена система управления непрерывным профессиональным обучением рабочих (служащих).

Положение разработано и принято с учетом предложений республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома и направлено на совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) в учреждениях образования и организациях.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) в организациях проводятся в случаях необходимости данного обучения рабочих (служащих) для собственных нужд организации, а также по заявкам других организаций на основе договоров.

Наиболее важная роль в управлении непрерывным профессиональным обучением рабочих (служащих) принадлежит руководителям учреждений образования, организаций.

Руководители учреждений образования, организаций:

  • разрабатывают и реализуют планы непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами с учетом современного уровня социально­экономического развития отрасли;
  • обеспечивают в установленном законодательством порядке разработку, согласование и утверждение рабочей учебно-программной документации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих);
  • несут ответственность за качество непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) и др.

Ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях возлагается на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей, или на инженера по подготовке кадров.

Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) осуществляется в установленном порядке в учреждениях образования и иных организациях независимо от их подчиненности и формы собственности (далее — организации), располагающих материально­технической базой, включающей учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты и другие помещения), учебные полигоны, мастерские, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения, учебными наглядными пособиями в соответствии с требованиями типовых учебных планов и программ для соответствующих профессий.

Стоит отметить, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) не подлежит лицензированию, за исключением подготовки моделей (демонстраторов одежды). В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1348, с последующими изменениями и дополнениями в качестве работ и услуг, составляющих лицензируемую образовательную деятельность, рассматривается деятельность модельных агентств, организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих (служащих) в учреждениях образования, подготовка моделей (демонстраторов одежды) в модельных агентствах, организациях, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды), осуществляются на основе договоров, заключаемых с направляющими на обучение рабочих (служащих) организациями или с физическими лицами.

Финансирование мероприятий по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих) осуществляется за счет собственных средств юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) включает:

  • профессиональную подготовку;
  • переподготовку;
  • повышение квалификации;
  • курсы целевого назначения.

Профессиональная подготовка рабочих (служащих)

Профессиональная подготовка рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение профессии (должности) лицами, которые ранее профессии рабочего (должности служащего) не имели.

Она осуществляется по очной (дневной) форме обучения.

Сроки обучения при профессиональной подготовке определяются на основании перечня профессий для подготовки рабочих на производстве.

Объем и содержание обучения при профессиональной подготовке определяются рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

Для лиц, прошедших трудовое (профессиональное) обучение без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, допускается сокращение сроков профессиональной подготовки с учетом имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Переподготовка рабочих (служащих)

Переподготовка рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего).

Переподготовка может осуществляться по очной (дневной, вечерней) форме обучения.

Переподготовка организуется в целях профессионального обучения рабочих (служащих), высвобождаемых в организациях, а также для лиц, изъявивших желание сменить имеющуюся у них профессию рабочего (должность служащего).

Содержание и сроки обучения при переподготовке устанавливаются учреждениями образования и организациями в соответствии с рабочими учебными планами и программами профессиональной подготовки по соответствующим профессиям (должностям). При этом также допускается сокращение программ обучения с учетом ранее изученного материала и фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

Повышение квалификации рабочих (служащих)

Повышение квалификации рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий).

Повышение квалификации осуществляется по очной (дневной, вечерней) форме обучения на срок не более 3-х месяцев.

При необходимости по профессиям (должностям), связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанного срока обучения может предусматриваться стажировка.

Порядок и сроки прохождения стажировки определяются руководителем организации, направляющей на обучение.

По профессиям (должностям), по которым предусмотрена стажировка, квалификационный экзамен проводится после ее завершения.

Курсы целевого назначения

Положение устанавливает новый вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) — это курсы целевого назначения. Они организуются для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, требований безопасности труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.

Курсы целевого назначения организуются также для обучения вновь принятых в организацию рабочих (служащих) для изучения ими особенностей технологических и производственных процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации оплаты труда, знакомства с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ.

Они проводятся по учебным планам и программам, разработанным в учреждении образования, организации, и утверждаются их руководителем.

Курсы целевого назначения, как правило, проводятся в учебных группах с количественным составом от 10 до 30 человек. Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.

Продолжительность курсов целевого назначения определяется исходя из целей обучения. Обучение заканчивается сдачей зачета.

Организация образовательного процесса при непрерывном профессио­нальном обучении рабочих (служащих)

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) осуществляется путем формирования учебных групп или индивидуально.

При этом численность лиц, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств бюджета в учебных группах учреждений образования, устанавливается 25–30 человек. В организациях количественный состав учебных групп определяется потребностями этих организаций и не должен превышать 30 человек.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение направленно на получение обучающимися теоретических знаний, необходимых для последующего формирования умений и навыков по профессии (должности).

Важной составляющей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) является производственное обучение, которое проводится в составе учебной группы в два этапа.

На первом этапе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной в учреждении образования, организации материально-технической базе, на втором этапе (производственная практика) — на рабочих местах организации под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.

При отсутствии необходимой материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах организации.

При обучении индивидуально обучающийся осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.

Производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.

Теоретическое и производственное обучение при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих (служащих) в организациях осуществляется в пределах рабочего времени, установленного законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *