ТКС это расшифровка

По общему правилу, организации и ИП, у которых среднесписочная численность за предшествующий год превысила 100 человек, должны отчитываться перед ИФНС строго в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). У всех прочих организаций и ИП пока есть выбор: они могут отчитываться как по Интернету, так и «в бумажном виде» (п. 3 ст. 80 НК РФ). Но только если речь идет не об НДС. Все плательщики НДС и налоговые агенты, вне зависимости от количества сотрудников, обязаны отчитываться в электронной форме. Такое же правило предусмотрено для тех, кто не является плательщиком НДС либо освобожден от уплаты этого налога, но выставляет покупателям счета-фактуры (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Отчетность в налоговую

Годовая бухотчетность

Бухгалтерскую отчетность за 2018 год можно сдавать либо на бумаге, либо в электронном виде – на усмотрение налогоплательщика. Рекомендуемые форматы приведены в письме ФНС России от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@. Прежние форматы, утвержденные приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@, утратили силу в связи с изданием приказа этого же ведомства от 16.07.2018 № ММВ-7-6/455@.

Начиная с отчетности за 2019 год остается только один допустимый способ сдачи годового баланса – по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Исключение предусмотрено только для субъектов малого предпринимательства: за 2019 год данная категория организаций сможет отчитаться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, но начиная с отчетности за 2020 год – только через Интернет. Зато организациям, которые обязаны вести бухучет, не придется представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Росстат. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности нужно будет сдавать только в налоговую инспекцию по месту нахождения экономического субъекта. Соответствующие поправки в закон о бухучете внесены Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ. При этом если раньше бухгалтерская отчетность считалась составленной после подписания руководителем бумажного экземпляра, то теперь она считается составленной и после подписания электронной подписью.

Читайте также «Кого ждет обязательный аудит бухотчетности за 2018 год»

Отчетность по страховым взносам

Способ сдачи отчетности по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством тоже зависит от численности персонала. Так, расчеты по страховым взносам (РСВ) необходимо отправлять через Интернет, если среднесписочная численность работодателя за предшествующий период превышает 25 человек. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 25 человек. Исключением являются крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), обязанности сдавать РСВ в электронной форме для них не предусмотрено вовсе (п. 3 ст. 432 НК РФ). Все остальные плательщики взносов могут представить РСВ как через Интернет, так и на бумаге (п. 10 ст.431 НК РФ).

Читайте также «Разъяснения по заполнению РСВ за первый квартал 2019 года»

Отчетность по среднесписочной численности

Все компании должны сдать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Сделать это нужно даже в том случае, если в штате еще нет ни одного сотрудника (письмо Минфина России от 04.02.2014 № 03-02-07/1/4390). Аналогичная обязанность возложена и на предпринимателей, которые в прошлом году нанимали работников. Кроме того, о среднесписочной численности нужно отчитаться вновь созданным и реорганизованным юридическим лицам. Срок сдачи – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания или реорганизации. Для вновь зарегистрированных предпринимателей особые сроки отчетности не установлены. Это значит, что в месяце, следующем за месяцем регистрации, подавать сведения о среднесписочной численности они не обязаны.

Компании и предприниматели вправе сами выбрать, как им отчитываться – в электронной или в бумажной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Отчетность в Пенсионный фонд

СЗВ-СТАЖ

Представить в Пенсионный фонд сведения о стаже застрахованных лиц всем страхователям нужно не позднее 1 марта (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Обратите внимание, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ и ОДВ-1 обновлены постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п.

Способ представления сведений о стаже зависит от количества застрахованных лиц, включенных в отчет. Если количество составляет 25 и более человек, сведения необходимо сдать в электронном виде. Если в отчете отражено 24 человека или менее, можно представить сведения на бумаге (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

СЗВ-М

Представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (к этим сведениям относятся Ф. И. О., СНИЛС и ИНН) страхователи должны не позднее 15-го числа каждого месяца (п. 2.2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). Алгоритм выбора способа представления аналогичен, то есть также зависит от количества застрахованных (менее или более 25 человек).

Читайте также «СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ – указания от ПФР»

ДСВ-3

Работодатели, уплачивающие за своих сотрудников дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, должны формировать реестры застрахованных лиц по форме ДСВ-3. Реестры представляются в Пенсионный фонд не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором дополнительные взносы были перечислены.

Способ представления сведений по форме ДСВ-3 также зависит от среднесписочной численности персонала за предшествующий календарный год (для вновь созданных, в том числе реорганизованных компаний – за текущий год). Если среднесписочная численность превышает 25 человек, отчет сдается в электронной форме, в остальных случаях отчет можно представить на бумаге (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ).

Отчетность в Фонд социального страхования

4-ФСС

Отчитываться по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по форме 4-ФСС страхователи должны ежеквартально. Способ представления зависит, опять же, от среднесписочной численности застрахованных лиц. Так, расчеты по форме 4-ФСС необходимо присылать через Интернет, если среднесписочная численность за предшествующий период превышает 25 человек. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 25 человек. Все остальные плательщики взносов могут представить 4-ФСС как в электронном, так и в бумажном виде. Отчетность в бумажном виде следует сдавать не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В электронной форме можно отчитываться не позднее 25-го числа (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Реестры «больничных»

В регионах, где проходит пилотный проект, работодатели обязаны сдавать в фонд соцстрахования реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий. Если среднесписочная численность за предшествующий период превышает 25 человек, сдавать реестры необходимо через Интернет. Это относится и ко вновь созданным (в том числе реорганизованным) компаниям с численностью работников более 25 человек. Все остальные работодатели могут представить реестры как по Интернету, так и на бумаге (постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).

Отчетность в Росстат

В 2019 году компании, которые обязаны вести бухгалтерский учет, должны сдавать в орган государственной статистики один экземпляр бухотчетности (ч. 1 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). С 2020 года сдавать годовой баланс в статистику компании не должны. Однако помимо этого многим компаниям и ИП необходимо представить в Росстат те или иные формы статистического наблюдения. Способ представления сведений в Росстат не регламентирован. Поэтому организации и предприниматели вправе сами выбрать, как им отчитываться – в электронной или в бумажной форме.

P.S. Если налогоплательщик, который обязан отчитаться перед ИФНС в электронной форме, сдаст отчет на бумаге, ему придется заплатить штраф в размере 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Для страхователей, нарушивших порядок представления в ПФР сведений в виде электронных документов, предусмотрена санкция в размере 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Страхователю, не соблюдающему порядок представления формы 4-ФСС в электронной форме, назначат штраф в размере 200 рублей (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Деньги, казалось бы, не слишком большие. Но на практике сдача «бумажной» отчетности вместо электронной нередко приводит к другим, более неприятным для бизнеса последствиям – к страхователю просто начнут относиться предвзято, придираться по мелочами и отказывать в приеме отчетности даже при незначительных нарушениях. Что, в свою очередь, чревато нарушением сроков сдачи и, как следствие, более крупными штрафами. Так что, как говорил герой «Бриллиантовой руки», – «Смотри не перепутай, Кутузов!».

P.S. Кстати, в Минфине России разработаны поправки, ужесточающие санкции за ошибки в отчетности и промедление с ее сдачей. Сейчас в законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы, устанавливающие ответственность за непредставление или несвоевременное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса, предусмотренного статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Так во, конкретика, судя по всему, скоро появится.

Установленные статьей 19.7 КоАП размеры штрафных санкций, налагаемых на юрлиц за непредставление информации в государственные органы, незначительны и не могут служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Итак, КоАП пополнится статьей 15.11.1, которая будет именоваться «Непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Читайте также «Росстат обновил еще несколько статформ»

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание

Секция

«ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

УДК 004.91

Н. А. Безъязыкова Научный руководитель — Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ СВЯЗИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

Работа посвящена применению телекоммуникационных каналов связи в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрены положительные и отрицательные черты их применения.

Информатизация налоговой системы Российской Федерации — необходимый шаг в развитии социально-экономической сферы страны. Ряд преобразований происходит и в процессе сдачи и приема налоговой отчетности. Изначально налоговая отчетность подавалась в налоговую инспекцию на бумажных носителях. С увеличением количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц все более длительным становился процесс приема и обработки документов. Начиная с 1999 года, Налоговым кодексом РФ была предусмотрена возможность сдачи отчетности на магнитных носителях (дискетах). Но при этом магнитный носитель не освобождал плательщиков от сдачи налоговых деклараций на бумаге. Это позволяло сократить время на прием и обработку данных, но не решало проблему по существу.

В течение последних лет одной из приоритетных задач Федеральной налоговой службы России является совершенствование условий и повышение качества обслуживания налогоплательщиков, оказание им информационных услуг. Значительное влияние на повышение эффективности работы оказывает система поступления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) .

Телекоммуникационным каналом связи можно назвать средство передачи данных на большие расстояния. Система поступления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи подразумевает передачу данных через Интернет.

Сдача отчетности по ТКС имеет свои положительные и отрицательные отличительные черты.

Можно выделить ряд существенных преимуществ:

1. Экономия рабочего времени, поскольку отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций, вся информация практически в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика.

2. Отсутствие дублирования: представление отчетности по ТКС не требует дублирования этих документов на бумажных носителях.

3. Возможность избежать ошибки путем формирования информации для отчетов в специализированных программах с использованием средств выходного контроля.

4. Конфиденциальность: При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по ТКС применяются средства криптографической защиты информации (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающие защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством.

5. Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде.

6. Возможность получения информационной выписки и подтверждение доставки отчетности.

7. Повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок. Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по ТКС проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам .

Минус же заключается в том, что отчетность нельзя сдать как приложение файлов с декларациями к письму, отправляемому по электронной почте. При представлении электронной отчетности нельзя связываться с налоговой инспекцией напрямую: по закону это можно сделать только через «посредника» — специализированного оператора связи, оказывающие услуги налогоплательщикам на коммерческой основе .

Организации, в которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях — за месяц создания или реорганизации) превысила 100 человек, должны сдавать налоговую отчетность только по телекоммуникационным каналам связи. Такой способ является единственно возможным для них способом сдачи отчетности в электронном виде. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Организации, в которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях — за месяц создания или реорганизации) не превышает 100 человек, могут передавать налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи только по своей инициативе. Требовать от таких организаций передачи деклараций (налоговых расчетов) по телекоммуникационным каналам связи налоговые инспекции не вправе .

Число сдающих налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи растет: в третьем

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

квартале 2012 года 75,8 % организаций и 69,4 % индивидуальных предпринимателей предоставили налоговые декларации (расчеты) по ТКС .

Таким образом, в настоящее время все большее число руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей положительно оценивают преимущества безбумажной технологии. Однако, введение новой формы подачи документов, как и любые изменения, имеют неоднозначную оценку.

Библиографические ссылки

3. Представление отчетности по ТКС — просто и удобно : информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Иркутской области // Сайт «Информационного центра «ЮНОНА». URL: (дата обращения: 1.04.2013).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы (дата обращения: 20.11.2012-26.11.2012).

© Безъязыкова Н. А., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 330.43

А. С. Бондаренко Научный руководитель — Е. В. Филюшина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА РТС-СИБИРЬ ЗА ПЕРИОД С 04.08.2011 г. ПО 27.12.2012 г.

Рассмотрены и проанализированы статистические показатели выборки значений индекса РТС-Сибирь, произведен анализ остатков на наличие автокорреляции.

Индекс РТС — фондовый индекс, который является основным индикатором фондового рынка России и отражает текущую суммарную рыночную капитализацию (выраженную в долларах США) акций некоторого списка эмитентов в относительных единицах. Разновидностью этого индекса является индекс РТС-Сибирь — региональный индикатор, отражающий динамику капитализации предприятий, значительная доля деятельности которых связанна с Сибирским федеральным округом. Расчет Индекса начат 25 мая 2010 г. ОАО «Фондовая биржа РТС» в рамках сотрудничества с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». Первоначальное значение индекса -1000 пунктов (по состоянию на 9 января 2008 г.).

Рассмотрим основные статистические показатели для данной выборки значений индекса РТС-Сибирь. Статистический анализ проводился на основании временного ряда, включающего 360 значений.

В приведенных данных мода значений индекса в исследуемом периоде равна 835,74. Среднее значение составляет 703,44. Медиана принимает значение 688,065.

Дисперсия для данной выборки равна 4153,58. Соответственно, коэффициент вариации равен 0,092, что меньше 30 %. Данный факт свидетельствует об относительной однородности данных.

Эксцесс равен 0,28 > 0. Положительный эксцесс обозначает относительно остроконечное распределение.

Асимметрия, показывающая смещение данных, равна 0,85, что указывает на то, что значения больше среднего имеют несколько больший вес в выборке.

Длительная тенденция изменения экономических показателей называется трендом. Тренд является основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие (как например, сезонные колебания). Среди способов выявления тренда, наибольшее распространение имеет метод наименьших квадратов.

Линейный тренд имеет вид

У/: = a + Ъt,

где t — время; a и Ъ — параметры, которые можно выявить методом наименьших квадратов. График такой функции — прямая .

В данном конкретном случае, коэффициенты a и Ъ оказались равны 786,41 и -0,46 соответственно. Функция тренда приняла вид:

yt =786,41-0,461,

где у: — прогнозируемое значение индекса, а t — номер дня.

После того, как уравнение тренда составлено, осуществляется проверка его адекватности. Для этого необходимо сравнить коэффициенты Е и Етабличное: Е (439,26) > Етабл (3,87), следовательно, полученное уравнение адекватно опытным данным.

Полученное значение Я2 = 0,5509 означает, что 55,09 % данных описывается уравнением регрессии. Следовательно, такая оценка является допустимой и более или менее корректно отражает действительность.

Коэффициент корреляции Я, равный 0,9896, указывает на высокую степень зависимости данных зна-

При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2У, 2Л, 2Т, 1Б, 1Т, 1Э, 3У. Суть обозначения — показать гостю тип вагона (плацкарт, купе, СВ и т.п.) и список услуг, которые входят в стоимость билета. Стоимость билетов в фирменные вагоны ТКС зависит не только от расстояния и популярности маршрута, но и от таких факторов, как: категория поезда, время года, день недели, время отправления, прибытия, количество дней до отправления поезда. Для каждого направления курсирования вагонов ТКС и участка маршрута следования применяется различная ценовая политика.

Железнодорожный пассажирский перевозчик ТКС представляет Вашему вниманию классы обслуживания с предоплаченным питанием и без оплаченного питания: 1Б «Бизнес ТК» (вагон СВ с питанием), 1Т «ТКС» (вагон СВ+ с питанием и душевым купе), 1Э (вагон СВ без заранее оплаченного питания), 2У «Комфорт» (Pet friendly вагон – разрешен провоз животных), 2Л (вагон купе без заранее оплаченного питания), 2Т «Эконом ТК» (вагон купе), 3У (вагон плацкарт). Гости железнодорожного пассажирского перевозчика ТКС, предпочитающие поездки в фирменных вагонах, смогут ощутить больше преимуществ и воспользоваться дополнительными услугами во время путешествий или деловых поездок.

Мы стремимся к идеалу комфортных условий для путешествий по железной дороге. Роскошные вагоны, высочайший класс отделки, комфорт, которому легко позавидует даже пятизвездочный отель – это только верхушка айсберга. А под ней скрывается:

  • Техническая «начинка», позволяющая добиться того самого комфорта.
  • Инженерные системы, кондиционирование и вентиляция, шумоизоляция – без всего этого невозможно было бы представить вагоны ТКС.
  • Опытный персонал. Когда каждое желание гостя угадывается, а затем исполняется на высоком уровне – этого нельзя не заметить. Набор услуг – стандартных и дополнительных. На сегодня в вагонах ТКС можно делать все то же, что вы делаете дома или в офисе – работать, смотреть любимые фильмы, общаться с друзьями в интернете.

Высокая планка, поставленная при разработке состава и его компоновке, была преодолена блестяще. Чтобы путешествовать с комфортом по городам России в фирменных вагонах ТКС, достаточно заранее купить билеты на поезд, подобрав именно тот класс обслуживания, который отвечает вашим представлениям о комфортабельном путешествии. Создавая собственные, современные вагоны, железнодорожный пассажирский перевозчик ТКС сразу же поставил перед собой высокую планку. Неслучайно, по уровню обслуживания гостей вагоны на протяжении уже более двенадцати лет существования соответствует современным западным стандартам обслуживания на железной дороге.

В разработке новых вагонов были учтены все существующие на нынешнее время технологии. Именно поэтому в каждом вагоне есть: красивый современный интерьер, комфортабельные спальные места, ТВ-Мониторы, беспроводной высокоскоростной доступ в интернет, санузел, который позволяет произвести все необходимые гигиенические процедуры и даже душевая кабина.

Во главе угла — пассажир, наш Гость. Весь персонал, который работает на рейсах ТКС, проходит многоступенчатое обучение. Уровень обслуживания в вагоне наравне с обстановкой позволяет делать сравнения с мировыми отелями. ТКС стремится во всем соответствовать требованиям своих гостей, предлагая невероятный комфорт в сочетании с массой услуг, входящих в стоимость билета. Именно поэтому путешествие по времени проходит практически незаметно.

Фирменные вагоны ТКС — правильный выбор современных людей. Стоит один раз проехать и убедиться, как комфорт и обслуживание на высоком уровне меняют обстановку в пути. Купить билет в купе и СВ, определиться с необходимыми вам в дороге сервисами можно на сайте компании. И больше не нужно считать минуты до прибытия поезда к месту назначения. Мы работаем, чтобы обеспечить вам путешествие с удовольствием.

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи

Уважаемые налогоплательщики, для удобства и оптимизации технологических процессов обработки налоговой и бухгалтерской отчетности

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ и ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ИФНС России № 35 по г. Москве предлагает перейти на представление налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с п.4 ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Одним из способов сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности являются телекоммуникационные каналы связи (далее — ТКС).

Преимущества сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности с применением ТКС:

— круглосуточная работа специализированных операторов связи (возможность отправки файлов до 24 часов последнего дня сдачи отчетности);

— безбумажные технологии представления налоговой и бухгалтерской отчетности;

— автоматическое обновление форм бухгалтерской и налоговой отчетности;

— возможность самостоятельного просмотра со своего компьютера карточки расчетов с бюджетом (информация о начислениях, поступлениях, задолженности по налогам и сборам, налоговым санкциям);

— возможность просмотра выписок из ЕГРЮЛ; возможность просмотра сданной отчетности;

— возможность сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в другие регионы России;

-возможность сдачи сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ (контактный телефон в ПФР 8-499-717-23-61 добавочный 251, 250), Фонд социального страхования;

— оперативный обмен информацией с инспекцией (запросы, заявления, переписка и прочее).

Кроме того, при сдаче отчетности по ТКС осуществляется автоматический контроль за правильностью заполнения форм, доставка установленных законодательством форм налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию происходит в виде зашифрованных файлов, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации.

Заполненные налогоплательщиком налоговые формы проходят входной контроль и отражаются в карточке «расчетов с бюджетом».

Данная система сдачи отчетности включает предоставление текущей информации в режимах «on-line» и «off-line».

Для подключения к каналам электронной связи необходимо обратиться к одному из специализированных операторов связи по г. Москве. Информация об операторах связи размещена в операционном зале на территории ИФНС России № 35 по г. Москве, а также на официальном сайте УФНС России по г. Москве www.r77.nalog.ru .

Обращаем особое внимание ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, что одним их операторов связи реализована возможность БЕСПЛАТНО представлять отчетность в налоговые органы. Более подробную информацию можно узнать по тел. 8 800 555-02-75

Налогоплательщики, которые не имеют возможности представлять отчетность в электронном виде должны использовать только утвержденные формы налоговой и бухгалтерской отчетности, содержащие кодEAN 8 или могут представлять отчетность с 2-ШК, воспользовавшись бесплатными программными продуктами, размещенными на сайтах Управления ФНС по г. Москве, а также ГНИВЦ ФНС России.

КРОМЕ ТОГО информируем, что налоговую и бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях необходимо представлятьс обязательным указанием кода формы на всех листах налогового документа, без двусторонней печати.

Внимание: Налоговая и бухгалтерская отчетность на шаблонах без кода формы не соответствует формам, утвержденным Министерством финансов РФ и ФНС России.

Главная → Статьи → Даже при наличии электронного документооборота с налоговой, она вправе прислать компании документы по почте

Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ. К моменту получения требования по телекоммуникационным каналам связи организацией не получены акт камеральной проверки 6-НДФЛ и решение налогового органа о привлечении к ответственности за неправомерное неперечисление в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Организация заказала в налоговом органе справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Только из этой справки организации стало известно о привлечении ее к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Впоследствии было выяснено, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности были направлены налоговым органом по почте заказным письмом на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Фактический адрес нахождения организации был другим. Адрес в ЕГРЮЛ в настоящее время изменен. На момент проведения проверки и отправления акта и решения адрес организации в ЕГРЮЛ еще не был изменен.
Имела ли право налоговая инспекция отправить решение по почте заказным письмом по имеющемуся юридическому адресу в то время, когда уже много лет с ИФНС осуществляется электронный документооборот и вся отчетность и переписка ведутся через каналы связи? Будет ли считаться, что налоговая инспекция должным образом уведомила организацию о рассмотрении материалов проверки, если по телекоммуникационным каналам связи организация ничего не получала? Могла ли налоговая инспекция в данной ситуации по результатам камеральной проверки составить акт, так и не прислав требования о предоставлении пояснений? Можно ли отменить уже вынесенное решение в данном случае?

Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 № БС-4-11/864).

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ (далее – Расчет 6-НДФЛ), представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.

Требование о предоставлении пояснений

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Вывод о том, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в Расчете 6-НДФЛ или противоречивых сведений налоговый орган должен отправить налоговому агенту требования о представлении пояснений или внести соответствующие исправления, следует и из письма ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@, в котором приведены контрольные соотношения показателей формы 6-НДФЛ. Смотрите также материал: «Специалисты областной налоговой службы разъяснили, как правильно заполнять форму 6-НДФЛ (информация УФНС России по Амурской области от 22 апреля 2016 г.)”.

Требование о предоставлении пояснений налоговому агенту или его представителю направляется налоговым органом любым из способов, определенных в п. 4 ст. 31 НК РФ:
– непосредственно под расписку;
– по почте заказным письмом;
– в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС);
– через личный кабинет налогоплательщика.

Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Из вопроса следует, что организация в силу положений абзаца 7 п. 2 ст. 230 НК РФ представляет Расчет 6-НДФЛ в электронной форме. Поэтому согласно п. 4 ст. 31 НК РФ требование о предоставлении пояснений налоговый орган должен был направить организации в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из письма ФНС России от 06.04.2017 № ЕД-4-2/6514@, налоговые органы зачастую отправляют требования на бумажном носителе, в том числе и в адрес налогоплательщиков (налоговых агентов), на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.

При этом суды признают правомерным направление налоговым органом документов (уведомлений, требований) заказным письмом в том числе в случаях, когда была возможность направления документов по ТКС, указывая на то, что НК РФ не предусматривает приоритетность одного способа извещения налогоплательщика перед другим, используя метод перечисления возможных способов (смотрите, например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 № 11АП-18342/16 (оставлено без изменения постановлением АС Поволжского округа от 20.04.2017 № Ф06-19849/17), Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № 18АП-1709/17).

Согласно абзацу 3 п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Направление документов (в т.ч. и требования о представлении пояснений) почтовым отправлением осуществляется налоговым органом российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Пункт 3 ст. 54 ГК РФ прямо устанавливает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Аналогичные разъяснения были приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Пленум ВАС РФ обратил внимание, что юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

При рассмотрении вопросов о соблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в части направления документов налогоплательщику суды придерживаются приведенной позиции Пленума ВАС РФ (смотрите постановления АС Поволжского округа от 20.04.2017 № Ф06-19849/17 по делу № А65-13732/2016, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № 18АП-1709/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 № 16АП-3254/16 (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 14.07.2017 № Ф08-4415/17 по делу № А63-6510/2016 оставлено без изменения) и др.).

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 № 17АП-5525/16 сказано, что по смыслу абзаца 2 п. 4 ст. 31 НК РФ инспекция вправе выбрать любой из перечисленных способов вручения требования. Следовательно, направление требования о представлении документов (информации) заказным письмом, без попытки вручить требование налогоплательщику лично, не противоречит действующему налоговому законодательству.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации требование о предоставлении пояснений налоговый орган мог направить организации в том числе заказным письмом по почте на адрес, указанный в ЕГРЮЛ.

Сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о выявленных ошибках или несоответствиях и затребовать от него представления соответствующих пояснений налоговый орган не только вправе, но и обязан. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе составлять акт проверки только после совершения указанных действий. Например, в материале: «Вопрос: В ходе камеральной проверки получили требование инспекции о даче пояснений и внесении исправлений в декларацию. Обязаны ли инспектора прописывать в требовании найденные конкретные ошибки? (Ответ УФНС России по Саратовской области)” региональные налоговые органы сообщили, что обязанность должностного лица, проводящего камеральную налоговую проверку, сообщать налогоплательщику о выявленных ошибках установлена п. 3 ст. 88 НК РФ.

В определении от 12.07.2006 № 267-О КС РФ указал, что налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

Если налоговый орган при выявлении ошибок или несоответствий в представленной отчетности не потребует у налогоплательщика (налогового агента) пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам налоговой проверки (смотрите, например, постановления АС Северо-Западного округа от 24.03.2016 № Ф07-1085/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 № 09АП-19181/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 № 17АП-14292/14 (оставлено без изменения постановлением АС Уральского округа от 12.03.2015 № Ф09-937/15 по делу № А60-25595/2014), ФАС Центрального округа от 18.02.2014 № Ф10-222/14 по делу № А54-1408/2013).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации требование о предоставлении пояснений не направлялось в адрес организации никаким из способов, то есть шанс в судебном порядке признать решение налогового органа о привлечении к ответственности недействительным.

Акт налоговой проверки

Согласно п.п. 5, 10 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налоговым агентом пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогового агента налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Согласно абзацу 1 п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки (за исключением случаев проверки консолидированной группы налогоплательщиков) в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Способы передачи актов налоговой проверки и решений поименованы в абзаце 2 п. 4 ст. 31 НК РФ.

Абзацем 2 п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

По почте акт налоговой проверки должен быть направлен в пределах пяти дней со дня его составления (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Из анализа арбитражной практики следует, что для отправления акта налоговой проверки по почте заказным письмом налоговому органу необходимо подтвердить факт уклонения проверяемого от получения акта, направленного иным способом, предусмотренным абзацем 2 п. 4 ст. 31 НК РФ. В противном случае суды могут прийти к выводу, что налоговый агент был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и ему не была обеспечена возможность представить объяснения, что в силу п.п. 14, 16 ст. 101 НК РФ является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для признания решения, вынесенного по итогам проверки, недействительным (смотрите постановления ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/13, от 21.09.2011 № Ф05-9427/11, ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 № Ф07-359/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу № А53-16193/2010).

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 № 09АП-40123/15 (оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 26.01.2016 № Ф05-19906/15 по делу № А40-30186/2015) суд указал на то, что между налогоплательщиком и налоговым органом был налажен документооборот по ТКС. Поэтому налоговый орган имел возможность направить акт проверки и уведомление о вызове общества по ТКС.

Суд также заметил, что у налогового органа имелись сведения о номерах телефонов общества, в том числе главного бухгалтера, по которым можно было уведомить о необходимости получения акта налоговой проверки и уведомления о рассмотрении материалов налоговой проверки.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств суд пришел к выводу о том, что налоговым органом были нарушены существенные условия проведения мероприятий налогового контроля и рассмотрения материалов проверки, которые в силу п. 14 ст. 101 НК РФ являются самостоятельным основанием для признания недействительным решения налогового органа, поскольку налогоплательщик не знал о проводимой в отношении него проверке, не имел возможности представить возражения на акт проверки и участвовать в их рассмотрении. На основании чего признал недействительным решение налогового органа.

При этом отметим, что имеются и иные судебные решения, где ссылки налогоплательщика на преимущественное использование ТКС для передачи налоговым органом актов налоговой проверки и решений отклоняются (смотрите постановления АС Северо-Западного округа от 01.12.2016 № Ф07-9765/16 по делу № А56-96083/2015, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № 18АП-1709/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 № 11АП-18342/16).

На практике налоговые органы предварительно направляют налогоплательщику уведомление о необходимости явиться для получения акта проверки (что позволяет ему использовать свое право на участие в рассмотрении материалов проверки), а в случае его неявки в указанный срок отправляют акт по почте. В таком случае суды не усматривают нарушений процедуры вручения акта (смотрите, например, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 № 12АП-7916/17, ФАС Уральского округа от 23.06.2009 № Ф09-4146/09-С3).

Как видим, единой позиции судов о том, как влияет неиспользование налоговым органом ТКС для отправки налогоплательщику (налоговому агенту) документов по налоговым проверкам на право проверяемого участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения, на данный момент не выработано. Решения судов принимаются в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и от представленных сторонами спора подтверждающих документов.

Решение о привлечении к ответственности

Если в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (при отправке заказным письмом это шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)) налоговый агент не представил в налоговый орган письменные возражения по данному акту, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 100, п.п. 1, 16 ст. 101 НК РФ).

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается, в частности, решение о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Налоговому агенту, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу п. 2 ст. 24, пп. 15 п. 1 ст. 21, п. 16 ст. 101, п. 2 ст. 101 НК РФ предоставлено право участвовать в процессе рассмотрения материалов этой проверки лично и (или) через своего представителя.

При этом на налоговые органы возлагается обязанность обеспечить налоговому агенту возможность по реализации этих прав. На основании п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Более того, в силу п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, помимо прочего, установить факт явки проверяемого лица. А в случае его неявки на рассмотрение материалов налоговой проверки выяснить, извещен ли проверяемый налоговый агент в установленном порядке, и принять решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в его отсутствие либо об отложении указанного рассмотрения.

Обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения являются существенными условиями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Нарушение этих условий в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Поэтому факт рассмотрения материалов проверки без участия проверяемого лица (его представителя), при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте такого рассмотрения, может явиться основанием для отмены вынесенного по ее результатам итогового решения (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Пленум ВАС РФ в п. 41 постановления от 30.07.2013 № 57 указал, что НК РФ не содержит оговорок о необходимости извещения проверяемого лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи). Указанные выводы ФНС России привела в письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Сроки извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проведенной налоговой проверки НК РФ не определяет. Вместе с тем из смысла положений ст. 101 НК РФ следует, что такое извещение должно быть получено налогоплательщиком заблаговременно, чтобы он имел возможность обеспечить присутствие своего представителя.

В п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных тем же приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@, установлено, что факт вручения под расписку извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе или их направления заказным письмом по почте подлежит отражению в акте проверки. Из чего следует, что предполагается вручать извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки одновременно с актом налоговой проверки.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации упомянутое извещение было направлено вместе с актом налоговой проверки по почте заказным письмом на действующий на момент проведения проверки и отправки акта адрес организации. Правомерность такой отправки, как мы выше пояснили, является спорной.

Абзацем 4 п. 2 ст. 101 НК РФ установлено, что неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Следовательно, если налоговый агент был извещен должным образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, но не явился, то материалы налоговой проверки могут быть рассмотрены без его участия. А по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 101 НК РФ не содержит требования о необходимости вынесения решения именно в день рассмотрения материалов проверки. Отсутствует и требование о необходимости известить проверяемое лицо о месте и времени вынесения решения в случае, если решение выносится в иной день. В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил в п. 43 постановления от 30.07.2013 № 57, что соответствующие действия (бездействие) налогового органа не могут быть квалифицированы в качестве нарушения условий процедуры рассмотрения указанных материалов, влекущего отмену принятого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), в течение пяти дней со дня его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вручить решение налоговые органы должны непосредственно поверенному лицу (его представителю) под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Как видим, нормы НК РФ допускают отправление решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в том числе по почте заказным письмом. Неиспользование для отправки решения ТКС, как мы выше отметили, является спорным.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Требование об уплате налога, пени, штрафа

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Указанное требование направляется налоговому агенту в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа (п.п. 2, 4 ст. 70 НК РФ).

Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает следующие варианты передачи требования:
– лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю);
– по почте заказным письмом;
– в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом НК РФ не установлена какая-либо очередность использования налоговым органом способов передачи требования об уплате налога, пени, штрафа (письмо Минфина России от 03.03.2011 № 03-02-08/21). Таким образом, требование может быть направлено любым из предусмотренных способов.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

То есть соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения требования налоговым агентом (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, определение КС РФ от 08.04.2010 № 468-О-О, письмо Минфина России от 06.12.2013 № 03-02-08/53311).

Обжалование решения налогового органа

Если с учетом вышеизложенного организация считает, что ее права как налогового агента на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и по обеспечению возможности представить объяснения были нарушены (п.п. 14, 16 ст. 101 НК РФ), то организация может обжаловать вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц обжалуются в порядке, установленном главой 19 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.

В рассматриваемой ситуации на этапе досудебного обжалования организации необходимо представить письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном ст. 139 НК РФ.

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *