Толкование норм административного права

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).На сегодняшнем этапе развития рыночных отношений целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и пр. {регулятивные нормы).

Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, регулятивные нормы — использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключение административных договоров, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц.

В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);

запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;

ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);

разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);

уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);

стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);

регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);

рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения).

Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь адми-нистративно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т. д.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;

б) организацию и деятельность местной администрации;

в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;

г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;

д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;

е) административно-правовой статус общественных объединений;

ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;

з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;

и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Традиционно под реализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений.

Как и любой отраслью права, административным правом используются следующие основные способы реализации собственных административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. При этом возможный способ реализации предопределяется содержанием правовой нормы, например тем, содержит ли она предписание, формулирует запрет или предоставляет возможности для реализации субъективных прав.

Исполнение. Это точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность.

Механизм административно-правового регулирования.

1. Понятие, сущность, структура механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования (МАПР) — упорядоченная по стадиям регулирования совокупность административно-правовых средств воздействия на общественные отношения в административно-правовой сфере.

Элементы МАПР

Элементы механизма административно-правового регулирования

Принципы административного права

Применение административно-правовых норм

Административно-правовые нормы

Административно-правовые отношения

Толкование административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Стадии административно-правового регулирования

Регламентация отношений в административно-правовой сфере (издание нормативных правовых актов и толкование норм адм. права

Возникновение на основе юридических фактов административных правоотношений между субъектами адм. права, приобретающими взаимные субъективные права и юридические обязанности

Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, а также их защита при нарушении прав и свобод

  1. Принципы административного права.

Принципы административного права – это руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Принципы административного права

Определяют юридическую природу административного права

Закрепляются в административно-правовых нормах

Являются ориентиром для законодателя при создании норм административного права

Являются средством ликвидации пробелов в административном праве

Обусловлены уровнем развития общества и государства

Принципы административного права

Демократизм

Законность

Гуманизм

Справедливость

Равенство

Взаимной ответственности государства и личности

Федерализм

Гласность

Разделение властей

Разграничение предметов ведения и полномочий

Состязательность

Единство системы гос. власти

  1. Понятие, отличительные особенности и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма — это общеобязательное структурно-определенное правило поведения, установленное, или признанное государством, регулирующее общественные отношения в административно-правовой сфере.

Признаки административно-правовых норм

Представляют собой формально определенное правило поведения, выражающее общеобязательное государственно-властное веление

Регулирует общественные отношения в административно-правовой сфере

Имеет целью обеспечение и защиту прав и свобод граждан путем эффективной организации и осуществления административно-публичной деятельности

Определяет взаимные права и обязанности, гарантии и ответственность субъектов административного права

Обеспечивается мерами государственного принуждения, в том чисел административного

Содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы, имеет представительно-обязывающий характер

Виды административно-правовых норм

п/п

Критерии классификации

Виды

По предмету правового регулирования

Материальные

Процессуальные

По функциям

Регулятивные

Охранительные

Специальные

По методу правового регулирования

Диспозитивные

Императивные

По содержанию предписания

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

По действию в пространстве

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Локальные

По сроку действия

Постоянные

Срочные

По юридической силе

Нормы законов

Нормы подзаконных актов

По характеру юридической защиты

Охраняемые в судебном порядке

Охраняемые во внесудебном (административном) порядке

  1. Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм

Гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия ее действия (юридические факты)

Диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая собственно правило поведения, то есть права и обязанности субъектов административно-правовых отношений

Санкция – часть административно-правовой нормы, устанавливающая административную ответственность за нарушение правил поведения, изложенных в диспозиции

Виды гипотез, диспозиций, санкций:

п/п

Критерии классификации

Виды

По степени определенности

Абсолютно определенные

Относительно определенные

По степени сложности

Простые

Сложные

  1. Толкование норм АП.

Толкование административно-правовых норм – это деятельность административно-публичных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по установлению действительного содержания административно-правовой нормы.

Элементы толкования норм административного права

Элементы толкования норм административного права

Субъект толкования административно-правовых норм

Объект толкования административно-правовых норм – источники административного права

Предмет толкования норм административного права – содержание источников административного права

Способ толкования норм административного права

Акт толкования норм административного права

Стадии толкования норм административного права

Уяснение

Разъяснение

Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы .

Способы толкования норм административного права

Филологический – толкование лексической, грамматической и синтаксической структуры административно-правовой нормы.

Логический – толкование формально-логической формы административно-правовой нормы

Систематический – толкование системного значения административно-правовой нормы

Историко-политический – толкование административно-правовой нормы с учетом конкретно-исторического момента его создания

Специально-юридический – толкование административно-правовой норы с использованием средств и приемов юридической техники

Виды толкования административно-правовых норм

По субъектам и юридическому значению

Официальное — толкование субъектом права, имеющим на это государственно-властные полномочия, обязательно к руководству для субъектов административного права

Аутентичное – толкование административно-правовой нормы установившим ее лицом

Легальное – толкование административно-правовой нормы специально уполномоченным на это субъектом права

Неофициальное — толкование субъектом права, не наделенным на это государственно-властными полномочиями, не носит юридически обязательного характера для субъектов административного права

Доктринальное — научное толкование норм административного права

Профессиональное – толкование административно-правовых норм юристами–профессионалами в их практической деятельности

Обыденное — толкование норм административного права населением

По объему (результату)

Буквальное – действительное содержание административно-правовой нормы совпадает с ее буквальным выражением в источниках права

Ограниченное – действительное содержание административно-правовой нормы уже ее буквального выражения в источниках права

Расширительное — действительное содержание административно-правовой нормы шире ее буквального выражения в источниках права

По степени конкретизации

Нормативное — толкование применительно ко всем случаям

Казуальное — толкование для отдельного случая применения

  1. Применение норм АП. Акты применения административно-правовых норм.

Применение административно-правовых норм – это государственно-властная деятельность органов и их должностных лиц по конкретизации административно-правовых норм при разрешении индивидуальных дел с вынесением актов применения права.

Признаки применения административно-правовых норм

Касаются конкретной правовой ситуации, индивидуально определенного административного правоотношения

Осуществляется по установленной процедуре или в процессуальной форме

Рассчитаны на определенное количество раз применения ограниченным кругом лиц

Логически разделяется на стадии

Оформляется решение по делу (актом применения административного права)

Осуществляется уполномоченными адм.-публичными органами

Носит государственно-властный характер

Стадии применения норм административного права

Установление поводов и оснований для возбуждения дела

Установление фактических обстоятельств дела (определение предметов дела, пределов доказывания, сбор, фиксация, исследование доказательств, установление общеизвестных фактов, презумпций, фикции, оценка доказательств в их совокупности)

Выяснение нормативно-правового регулирования дела (определение административно-правовой нормы, подлежащей применению; проверка действия нормы по предмету регулирования, во времени, в пространстве, по кругу лиц, уяснение содержания нормы; применение аналогии закона или аналогии права при отсутствии нормы, прямо регулирующей ситуацию

Принятие решения по делу (квалификация ситуации; определение юридических последствий, оформление и вынесение правоприменительного акта; доведение его до заинтересованных лиц

Обжалование, опротестование решения

Исполнение решения

Акты применения норм административного права – индивидуально-правовые акты, издаваемые административно-публичными органами и их должностными лицами при разрешении конкретной ситуации.

Требования к актам применения административно-правовых норм

Обоснованность – т.е. на основе объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств дела

Социальная справедливость — соответствие нравственным нормам и общественному мнению

Целесообразность – соответствие целям управления

Мотивированность – соответствие поводам, нормативным и фактическим основаниям его принятия

Законность – издание в строгом соответствии с источниками административного права: в пределах компетенции, в соответствии с нормами материального права и с соблюдением установленного порядка и сроков

Структура акта применения административно-правовых норм – разделение акта на установленные части, имеющие самостоятельное юридическое значение.

Структура акта применения административно-правовых норм

Вводная часть – содержат общие сведения о деле (время, место, обстановка разрешения дела, орган и должностное лицо, разрешающее дело, существо дело, участники дела

Описательная часть – содержит изложение фактических обстоятельств дел с указанием доказательств и других материалов

Мотивировочная часть – содержит фактическое и нормативное обоснование решения по делу

Резолютивная часть – содержит решение по существу дела (квалификацию правовой ситуации и ее юридические последствия).

  1. Административно-правовые отношения: понятие, отличительные особенности, структура.

Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в административно-правовой сфере.

Признаки административно-правовых отношений

Возникают на основе административно-правовых норм

Обязательным субъектом, как правило, выступают административно-публичные органы

Складываются преимущественно в сфере осуществления деятельности административно-публичных органов

Как правило, основаны на отношениях власти и подчинения

Споры между сторонами разрешаются как в судебном, так и в несудебном порядке

Обеспечивается административным принуждением

Структура административно-правовых отношений – совокупность элементов административно-правовых отношений, имеющих самостоятельное юридическое значение.

Структура административно-правовых отношений

Субъекты административно-правовых отношений – кто участвует в них

Объекты административно-правовых отношений – общественные отношения в административно-правовой сфере

Содержание административно-правовых отношений – взаимные права и обязанности субъектов административного правоотношения, их гарантии, поощрение и ответственность

  1. Виды административно-правовых отношений.

п/п

Критерии классификации

Виды

По предмету правового регулирования

Материальные

Процессуальные

По функциям

Регулятивные

Охранительные

По методу правового регулирования

Диспозитивные

Императивные

По содержанию предписания

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

По характеру юридических фактов

Порождаемые правомерными фактами

Порождаемые неправомерными фактами

Порождаемые событиями

По характеру связей участников

Вертикальные

Горизонтальные

По характеру юридической защиты

Охраняемые в судебном порядке

Охраняемые во внесудебном (административном) порядке

По субъективному составу

Между административно-публичными органами

Между административно-публичными органами и гражданами, организациями

Между гражданами и организациями

Т.д.

  1. Юридические факты в административно праве: понятие, особенности, виды.

Юридический факт в административном праве – конкретные социальные обстоятельства, с которыми административно-правовые нормы связывают возникновение, изменения и прекращение административно-правовых отношений.

Признаки юридических фактов

Предусмотрены административно-правовыми нормами

Единичные конкретные социальные обстоятельства

Наличные или отсутствующие явления, выраженные в объективной реальности

Устанавливаются в порядке, предусмотренным административно-процессуальными нормами

Влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами (возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений

Виды юридических фактов:

п/п

Критерии классификации

Виды

По форме

Положительные (позитивные)

Отрицательные (негативные)

По соответствию нормам права

Правомерные

Неправомерные

По длительности правового явления

Одномоментные

Длящиеся

По юридическому значению

События (абсолютные и относительные)

Действия (акты и поступки)

По правовым последствиям

Правообразующие

Правоизменяющие

Правопрекращающие

По степени сложности

Простые

Сложные

По форме юридического закрепления

Оформленные

Неоформленные

По отношению к существу правоотношения

Главные

Подчиненные

По способу формирования

Первичные

Производные

  1. Реализация норм административного права: понятие и формы.

Реализация норм административного права – воплощение предписаний административно-правовых норм в поведении субъектов административного права.

Формы реализации административно-правовых норм

п/п

Критерии классификации

Виды

По содержанию реализуемых предписаний

Использование – реализация субъектом административного права управомочивающих административно-правовых норм

Исполнение – реализация субъектом административного права обязывающих предписаний административно-правовых норм

Соблюдение — реализация субъектом административного права запрещающих административно-правовых норм

Применение – реализация административнопубличным органом или его должностным лицом полномочий по конкретизации норм административного права – решению индивидуальных правовых дел

По способу внешнего выражения

Активная – путем совершения предписываемых действий

Пассивная – путем воздержания от совершения запрещенных действий

По субъективному составу

Индивидуальная

Коллективная

По методу правового воздействия

Добровольная

Принудительная (под воздействием административного принуждения)

По характеру правовых связей

Общая (в типовых обстоятельствах)

Конкретная (в индивидуальных обстоятельствах)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности и основные задачи административной доктрины Файоля ……………………………………………………………………………5

1.1. Создание административной школы управления…………… ……..5

1.2. Принципы административной доктрины……………………………7

Глава 2. Основные положения административной доктрины А. Файоля……………………………………………………………………………12

    1. Элементы процесса управления…………………………………….12

2.2. Основные функции предприятия……………………………………16

2.3. Личные качества руководителя и его функции……………………18

Заключение…………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. На одних из древнейших памятников письменности шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Сейчас вызывают изумление выдающиеся сооружения Древнего Египта, которые характеризуются не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей: ведь руководить строительным коллективом в 100000 рабочих на протяжении десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой мысли, — сложнейшая задача для специалиста в области менеджмента. Примечательно также строение Иерусалимского храма, когда его создатель Хирам ввел децентрализацию в организации управления, разделив строителей храма на учеников, подмастерьев и мастеров, к тому же он ввел вахтовый метод организации труда. Также неоценим вклад в науку управления величайших философов Древней Греции и Рима, таких как Сократ, Платон, Ксенофонт, которые рассматривали науку управления как искусство. Так, Платон писал, «чтобы все граждане жили согласно, надо внушать им, что все они — братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленничества».

Но, несмотря на то, что об управлении говорили с древнейших времен, необходимо отметить, что только с конца XIX века и особенно вначале ХХ-го, с развитием социального рыночного хозяйства, а также капитализма менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Поэтому в начале ХХ-го века формируются школы менеджмента, которые сформулировали фундаментальные основы в теории управления. В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

  1. Школа научного управления

  2. Административная классическая школа

  3. Школа человеческих отношений

  4. Школа поведенческих наук

  5. Школа науки управления (количественная школа)

На каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как элемент системы, и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

Целью данной работы является изучение исследований основоположника административной школы. При рассмотрении данной проблемы были поставлены следующие задачи: во-первых, проанализировать основные концепции административной доктрины; во-вторых, выявить какой вклад А. Файоль внес в науку управления; в-третьих, определить значение и актуальность административной доктрины. Объектом исследования является научно обоснованная административная доктрина А. Файоля, а предметом – те положения, которые изучались административной школой, а именно: принципы, сформулированные Файолем, элементы и функции предприятия, а также качества руководителя, которыми он должен обладать, по мнению основоположника административной школы. При изучении данной темы использованы такие методы научного исследования, как исторический метод, сравнительный метод, анализ и описание.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава «Особенности и основные задачи административной доктрины Файоля» состоит из двух параграфов, в которых рассмотрены общие положения административной школы. К тому же данная глава посвящена тому, как создавалась школа, каковы были предпосылки ее возникновения. Помимо этого глава посвящена фундаментальным принципам, которые были разработаны Файолем, причем представлена характеристика каждого принципа. Вторая глава «Основные положения административной доктрины А. Файоля» состоит из трех параграфов и, главным образом, раскрывает более подробно основные положения, которые разрабатывались школой административного управления. Это основные функции предприятия, функции и качества руководителя, а также элементы управления. В заключении обосновывается значение административной доктрины А. Файоля.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ ФАЙОЛЯ

1.1. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЕЛНИЯ А. ФАЙОЛЕМ

Зарождение современной науки управления относится к концу XIX – началу ХХ века, и связано это, прежде всего с тем, что появилась школа научного управления, основные идеи которой заключались в том, что любое управление должно, прежде всего, строится на научных доктринах, опираться на различные эксперименты, такие как, экономический технический и социальный эксперименты. Также представители данной школы использовали определенный метод исследование – это научный анализ управленческих процессов. Но разработка проблем научного управления, сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Необходимо было разрабатывать такие концепции, которые применялись бы именно на практике, а не только в теории управления. К тому же научная школа управления концентрировала свое внимание на производственном процессе, поэтому существовала проблема, касающаяся собственно управления, требовавшая совершенствования. Поэтому ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

А. Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX века. Именно с его именем главным образом связано возникновение административной школы.

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером, в 19 лет

он окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горнодобывающим металлургическом синдикате компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. Карьера Файоля может быть разделена на следующие периоды :

  • С 1860 по 1872 он работал на рядовых должностях – именно этот период его профессиональной деятельности связан с исследованием проблем горного дела, в частности связанных с пожароопасностью угольных шахт

  • С 1872 он назначается на должность директора группы шахт и посвящает себя проблемам геологии, то есть изучает факторы, определяющие срок эксплуатации угольных шахт

  • С 1888, когда компания «Комамболь» находилась на грани банкротства, А. Файоль становится ее директором-распорядителем. И применяя все свое умение управления и практический опыт Файоль смог превратить компанию в одну из самых мощных славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Главный труд Файоля «Общее и промышленное управление» был опубликован лишь тогда, когда автору исполнилось 75 лет, в 1916 году. Этот труд — основной вклад Файоля в науку об управлении.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что в отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. К тому же существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес для классической школы. Также, представители административной школы, работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

1.2. ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления . Следовательно, Файоль считал, что принципы помогают ориентироваться, он их отождествлял с маяком.

Поскольку Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления, основное внимание он уделял внутренним условиям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности и, которые получили широкое распространение. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые. Их еще называют правила эффективного менеджмента, они используются до сих пор и известны как «14 правил Файоля». При этом, необходимо отметить, что Файоль утверждал, что эти принципы не всегда нужно выполнять, их применение зависит от конкретных обстоятельств.

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда

  2. Власть

  3. Дисциплина

  4. Единство распорядительства

  5. Единство руководства

  6. Подчинение индивидуальных интересов общим

  7. Вознаграждение персонала

  8. Централизация

  9. Скалярная цепь (властная вертикаль)

  10. Порядок

  11. Справедливость

  12. Стабильность состава персонала

  13. Инициатива

  14. Корпоративный дух (единение персонала)

Каждый принцип по своему уникален, и каждый содержит в себе те положения, которые, по мнению, Файоля, являются важными в управлении. В связи с этим необходимо более подробно изучить каждый принцип, предложенный родоначальником административной доктрины.

1. Разделение труда – специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского, то есть разделение труда не должно только технической активностью. Однако разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов. Таким образом разделение труда должно иметь свои границы, которые определяются имеющимся опытом и чувством меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *