Транспортные расходы в торговле

Содержание

Бюджет транспортных расходов

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Книги по бюджетированию
CD-решение по бюджетированию
Программа для автоматизации бюджетирования
Семинар-практикум по бюджетированию:
— открытый семинар
— корпоративный
— интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию Бюджет транспортных расходов предназначен для финансово-экономического управления и повышения эффективности бизнес-процесса «Транспортировка». Выполнение бюджета транспортных затрат должно обеспечить и выполнение бюджета продаж, и бюджета производства, и бюджета закупок и т.д.
То есть в бюджете транспортных расходов содержится информация об эффективности использования всего транспорта и во всех бизнес-процессах компании (Продажи, Производство, Снабжение, Складирование и т.д.). Бюджет транспортных затрат должен составляться в разрезе всех транспортных средств и в разрезе всех подразделений, использующих транспортные средства.
Бюджет транспортных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса «Транспортировка»:

  • суммарные затраты на транспортировку;
  • коэффициент выхода транспорта на линию;
  • экономия/ перерасход материалов на обслуживание транспорта;
  • экономия/ перерасход ГСМ на транспорт;
  • количество машино/дней простоя;
  • соотношение собственного и заемного транспорта;
  • транспортные затраты в разрезе подразделений и транспортных средств (ТС);
  • транспортные затраты в разрезе статей.
    Сложность бизнес-процесса «Транспортировка» объясняется тем, что этот бизнес-процесс частично может входить в остальные основные бизнес-процессы компании. Например, транспортировка есть при доставке сырья и материалов или коммерческой продукции (бизнес-процесс «Снабжение»). Транспортировка есть при складировании продукции (бизнес-процесс «Складирование»). Транспортировка есть на самом производстве (бизнес-процесс «Производство») и, наконец, транспортировка есть при доставке продукции (бизнес-процесс «Продажи»).
    Получается, что на показатели эффективности бизнес-процесса «Транспортировка» влияют большое количество подразделений, начиная от самого транспортного цеха. Далее идет отдел снабжения, который заказывает транспорт для доставки материалов/коммерческой продукции. Затем склады/распределительный центр используют погрузчики для складирования привезенных материалов/коммерческой продукции (а потом и для отгрузки готовой продукции).
    После этого на производстве используется транспортная техника для внутреннего перемещения. И в завершении транспортные средства используются для доставки продукции клиентам. При этом необходимо таким образом распределить имеющийся парк транспортных средств, чтобы его использование было максимально эффективным для компании в целом.
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    В периоды сезонных всплесков собственного парка транспортных средств может не хватать и тогда возникает задача привлечения внешнего транспорта и здесь опять встает задача его эффективного распределения.
    Примечание: подробнее об использовании бюджета транспортных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I «Бюджетирование как инструмент управления» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Регламент бюджетирования транспортных расходов

    Поскольку бюджет транспортных затрат является своего рода кросс-функциональным бюджетом, при составлении которого участвуют все подразделения, пользующиеся транспортом, то добиться четкого выполнения регламента при составлении этого бюджета не так то просто.
    Естественно, что при оперативном управлении транспортом, необходимо учитывать приоритеты. Например, если есть заявка на сегодняшний день на одну и ту же машину, но в одном случае она нужна для того, чтобы продукцию развести, а в другом, чтобы мусор вывести с производства, то естественно, что мусор может подождать денек, а клиент ждать не будет.
    В составлении бюджета транспортных расходов фактически принимают участие все подразделения, использующие транспорт, т.к. они должны подготовить заявки на транспорт, на основе которых и будет составляться бюджет транспортных затрат. Поэтому здесь необходимо выстроить четкий и жесткий регламент бюджетирования и не допускать неразберихи.
    Заявка на транспорт обязательно должна быть подписана руководителем подразделения. Это должно быть отражено в регламенте и донесено до всех участников процесса бюджетирования.

    Пример регламента бюджетирования транспортных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1):
  • подготовка заявок подразделений на транспорт;
  • планирование транспортных расходов по утвержденным расценкам;
  • планирование транспортных расходов по статьям себестоимости;
  • формирование бюджета транспортных затрат;
  • согласование и корректировка бюджета транспортных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета транспортных затрат.
    Рис.1. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе планирования)
    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2):
  • сбор фактических транспортных расходов по расценкам;
  • сбор фактических транспортных расходов по статьям;
  • формирование фактического бюджета транспортных затрат;
  • анализ исполнения бюджета транспортных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета транспортных затрат.
    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Примечание: подробнее о регламенте бюджетирования транспортных затрат можно узнать в Части II «Регламент системы бюджетирования» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Модель бюджета транспортных расходов

    При разработке финансовой модели бюджетирования и конкретно модели бюджета транспортных расходов вовсе не обязательно придумывать какую-то сложную методику расчета. Но если простая модель не позволяет добиться управляемости, то придется разработать и использовать более сложную модель.
    Достаточно часто при бюджетировании транспортных затрат используют очень упрощенную модель, по которой значение транспортных расходов нормируется на выручку. На самом деле транспортные затраты, конечно же, зависят не от выручки, а от килограммов и/или объемов перевозимой продукции и от пройденного расстояния.
    Если в компании структура продаж более-менее постоянная, и причем разные продуктовые группы имеют похожие объемные и весовые показатели, то, действительно, можно использовать такую простую модель бюджетирования транспортных расходов. Но если данные условия не выполняются, то, скорее всего, нужно будет разработать более сложную модель.
    Например, в одной компании, занимающейся производством и реализаций алкогольной и безалкогольной продукции, пришли к выводу, что не могут позволить себе использовать упрощенную модель для расчета транспортных затрат. Во-первых, структура продаж в течение года у них менялась, т.к. зимой был пик продаж алкогольной продукции, а летом – воды. Кроме того, вода из-за крупной расфасовки более тяжелая, но более дешевая продукция. Получается, что если на одном и том же автомобиле перевезти алкоголь и воду, то транспортные затраты будут одинаковые, но их доля в выручке – разная.
    Поэтому было решено использовать более сложную модель расчета транспортных расходов. Ее, кстати, стали использовать не только для расчета затрат на доставку готовой продукции, но и вообще для всех остальных транспортных затрат (доставка сырья и материалов от поставщика, внутрипроизводственные и внутрискладские перемещения, общефирменный транспорт и т.д.).
    Идея довольно проста. Если компания заказывает внешний транспорт, то транспортная организация предъявляет тарифы на каждый вид автомобиля, причем тариф состоит их двух параметров: ставка в часах и километрах (или тоннокилометрах). То есть можно взять машину на два дня, никуда не поехать, но все равно придется заплатить за время.
    Такие же ставки можно определить и для собственного транспортного парка. Эти ставки можно подсчитать достаточно точно, т.к. большая доля транспортных затрат является прямыми затратами по отношению к транспортным средствам.
    Таким образом, получается, что ставки транспортных затрат можно вывести, учитывая следующие прямые затраты:
  • заработная плата водителя;
  • ГСМ;
  • запчасти;
  • затраты на ремонт;
  • затраты на страховку;
  • налог на имущество;
  • амортизация.
    Конечно же, у транспортного отдела будут и накладные затраты:
  • заработная плата начальника отдела, диспетчера, механиков и т.д.;
  • амортизация основных средств (всех, кроме машин) транспортного отдела;
  • офисные расходные материалы (бумага, канцелярия, запчасти к оргтехнике и т.д.).
    Пока что речь шла только об автотранспорте, но у компании могут быть транспортные расходы, связанные с использованием других видов транспорта. Особенно, если речь идет о перевозках на большие расстояния, когда часто используют доставку на судах (если есть такая возможность) или доставку по железной дороге.
    У отдела снабжения могут быть определенные трудности при планировании доставки железнодорожным транспортом. Например, если нужно что-то везти с ж/д платформ, то бывает очень сложно запланировать, когда придет груз по железной дороге. Причем у отдела снабжения практически нет никаких рычагов влияния, поскольку железные дороги монополизированы.
    Если заказчика не устраивает какая-то автотранспортная компания, то ее можно просто сменить, а в случае с ж/д доставкой приходится учитывать подобные сбои в работе, которые могут возникать из-за невыполнения обязательств железными дорогами.

    Пример модели бюджета транспортных расходов

    В таблице 1 приведен пример сводного бюджета транспортных затрат на доставку продукции. Данный бюджет в свою очередь собирается из бюджетов транспортных расходов по всем основным каналам сбыта компании. В данном случае речь идет о розничных продажах, оптовых продажах, а также продажах через филиал.
    Причем оптовые продажи разбиваются на продажи в том городе, где непосредственно находится сама компания, а также в трех региональных городах, в которых компания работает через дистрибуторов. В этом примере бюджета для каждого канала сбыта применяется своя модель расчета транспортных расходов.
    Таблица 1. Пример бюджета транспортных расходов

    Статьи бюджета Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    Суммарные расходы
    Амортизация 459,00 27,00 27,00 27,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00
    ФОТ транспортного отдела + премия 1440,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
    Налоги с ФОТ транспортного отдела 374,40 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20
    ГСМ, Запчасти 2312,38 170,25 187,68 192,56 198,45 170,25 164,63 147,73 142,15 206,96 222,73 242,86 266,16
    ФОТ водителей 437,18 36,80 40,48 41,46 42,92 36,80 35,42 32,90 31,60 30,34 32,90 35,86 39,70
    Налоги с ФОТ водителей 113,67 9,57 10,52 10,78 11,16 9,57 9,21 8,55 8,22 7,89 8,55 9,32 10,32
    ИТОГО 5136,62 394,81 416,88 422,99 445,73 409,81 402,46 382,38 375,17 438,38 457,38 481,24 509,38

    Детальный пример бюджета транспортных расходов (с формулами), составленный в электронных таблицах можно найти на CD-решении по бюджетированию.

    Амортизация основных средств транспортного отдела попадает в бюджет транспортных затрат из бюджета основных средств.
    Фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги с ФОТ по всем сотрудникам кроме водителей берется из штатного расписания.
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    А вот такие статьи транспортных затрат как «ГСМ, запчасти», «ФОТ водителей» и «Налоги с ФОТ водителей» по каждому каналу сбыта считаются по своей модели.
    Примечание: подробнее о финансовой модели бюджета транспортных расходов можно узнать в Части III «Финансовая модель бюджетирования» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

  • Переменные затраты

    Переменными затратами являются расходы, размер которых меняется исходя из увеличения или снижения активности продаж и производственных объемов. Кроме непосредственных издержек, к переменным могут относиться финансовые затраты на приобретение инструментов, необходимых материалов и сырья. При пересчете на товарную единицу издержки переменного типа остаются стабильными, не завися от колебаний производственных объемов.

    Что относится к переменным затратам на производстве:

    • Оплата за услуги других организаций, напрямую зависящие от активности продаж и производственных объемов. К таким услугам имеют отношение: деятельность транспортных компаний по грузоперевозкам готовой продукции, сотрудничество с посредническими организациями, а также аутсорсинг продаж.

      Производственный процесс

    • Сдельная прямая заработная плата специалистов на производстве, размер которой находится в непосредственной зависимости от активности продаж, количества произведенного товара или оказанных фирмой услуг.
    • Оплата налогов исходя из объемов произведенного товара и активности продаж, а также налоговый процент с акцизов и премий.
    • Издержки на закупку применяемых в производстве материалов и сырья.
    • Процентная доля или премиальная часть оклада, положенная специалистам отдела по продажам и другому персоналу по итогам работы организации.
    • Траты на электрическую энергию и использование топлива в помещениях производства. Эти расходы зависимы от объемов произведенного товара и оказанных услуг. При этом размер оплаты за электрическую энергию, затрачиваемую в офисных секторах или кабинетах, считают затратой постоянного типа.

    Постоянный тип затрат: что это?

    Постоянные затраты в предпринимательстве – это те расходы, которые несет фирма, даже если она ничего не реализует. К тому же, стоит помнить, что при пересчете на товарную единицу данный тип расходов меняется пропорционально росту или снижению объемов производства.

    К постоянным затратам относятся:

    • Постоянная часть оплаты труда административного и бухгалтерского отделов, оклад администратора, уборщика производственных помещений, работников службы ремонта, секретариата и прочих. К издержкам этого типа относится и часть зарплаты штатных сотрудников, начисляемая независимо от производственных объемов. Выплата данной окладной части никаким образом не зависит от производственных объемов. Как правило, к этим расходам относятся и оклад специалиста по продажам, который рассчитывается независимо от эффективности результатов его работы. Процентная доля или премиальная часть оклада будут относиться к издержкам переменного типа, потому что именно эта доля зависит от результативности работы и производственных объемов.

      Расходы на охрану

    • Оплата дополнительных услуг, связанных со стабильной и бесперебойной работой предприятия. Охрана предприятия, банковские услуги и работа агентств по рекламе. Безусловно, к этим услугам относятся и коммунальные расходы. Например, плата за воду, электрическую энергию, телефонную связь и интернет.
    • Аренда помещений. Это довольно показательный пример постоянных расходов, с которым приходится сталкиваться в практически каждой разновидности предпринимательства. Арендуя площади под офисные и складские помещения, а также рабочие цеха, предприниматель обязан постоянно оплачивать арендную плату независимо от того, сколько он получил прибыли, оказал услуг или продал своей продукции. В результате потребуется оплатить аренду в любом случае, так как возникнет опасность расторжения договора и лишения арендуемого помещения.
    • Амортизационные отчисления. Размеры начисленной амортизации также считаются типичными показателями постоянных расходов.
    • Оплата налогов за статические налогооблагаемые объекты. Например, налог на имущество организации, земельный налог, ЕСН, оплачиваемый по постоянным окладам. К тому же показательный пример издержек постоянного типа, это разнообразные сборы за право торговли, загрязнение окружающей среды и налог на транспорт.
    • Оплата банковских процентов, дисконтов по долговым ценным бумагам, а также процентов по займам.

    Условная классификация производственных затрат

    По факту довольно сложно с определенной достоверностью провести четкую грань между расходами переменными и постоянными. Если производственные издержки регулярно меняются во время функционирования предприятия, их рекомендуется считать условно-постоянными и условно-переменными затратами. Не стоит забывать, что практически каждый вид издержек имеет элементы тех или иных расходов. Например, при оплате за интернет и телефонную связь можно выяснить постоянную долю требуемых затрат (ежемесячный пакет услуг) и переменную долю (оплата зависящая от длительности междугородних звонков и потраченных минут в мобильной связи).

    Примеры основных расходов условно-переменного типа:

    Подвиды расходов

    1. Расходы переменного типа в виде комплектующих деталей, необходимых материалов или сырья, при изготовлении готовой продукции определяются как условно-переменные затраты. Колебание этих издержек возможно из-за роста или уменьшения цен, изменения технологического процесса или реорганизации самого производства.
    2. Переменные затраты, касающиеся сдельной прямой оплаты труда. Такие издержки изменяются в количественном соотношении и из-за колебаний заработных выплат при росте или сокращении ежедневных норм, а также при обновлении стимулирующей доли выплат.
    3. Переменные издержки, включающие в себя процентную долю менеджерам по продажам. Эти издержки всегда находятся в изменении, так как размер выплат зависит от активности продаж.

    Примеры основных расходов условно-постоянного типа:

    1. Расходы постоянного типа на платежи за аренду площадей варьируются на протяжении всего времени работы организации. Издержки могут, как расти, так и сокращаться, находясь в зависимости от увеличения или снижения арендной стоимости.
    2. Зарплата бухгалтерского отдела считается издержкой постоянного типа. Со временем размер издержек на оплату труда может расти (что взаимосвязано с количественными изменениями штата и расширением производства), а может и снижаться (при передаче бухучета на аутсорсинг).
    3. Постоянные издержки могут меняться при их перемещении в переменные. Например, когда организация изготавливает не только товар на реализацию, но и определенную долю комплектующих деталей.
    4. Суммы налоговых вычетов тоже различаются. Имущественный налог способен вырасти из-за роста стоимости площадей или в связи с изменениями налоговых ставок. Могут меняться и размеры иных налоговых вычетов, считающихся постоянными расходами. К примеру, перевод бухучета на аутсорсинг не подразумевает выплаты оклада, соответственно и ЕСН начислять не потребуется.

    Вышеуказанные виды условно-постоянных и условно-переменных расходов ярко демонстрируют, почему эти издержки считаются условными. Во время своей работы владелец предприятия пытается повлиять на изменение прибыли. К примеру, уменьшить расходы и повысить прибыль, в тот же самый период рынок и другие внешние условия тоже оказывают определенное воздействие на деятельность предприятия.

    В итоге издержки регулярно меняются под воздействием некоторых факторов, принимая вид издержек условно-постоянного или условно-переменного типа.

    Желательно соблюдать баланс между расходами с самого начала работы предприятия. Помните, чтобы не потребовалось оформлять заем или банковский кредит, необходимо рационально подойти к анализу постоянных и переменных расходов. Так как именно он позволяет построить максимально эффективный финансовый план фирмы.

    2. Договорной процент транспортных расходов

  • Если нет возможности составить транспортную калькуляцию, заказчик и подрядчик договариваются о величине процента транспортных расходов от стоимости материалов (от цены поставщика).Например, при отделочных работах когда перечень материалов может быть большой, удобнее рассчитать транспортные расходы в процентном выражении.

  • Величина процента принимается либо как среднестатистическая величина, принятая в данном регионе, либо подрядчик калькулирует собственный (индивидуальный) процент транспортных расходов на основе данных за предыдущий отчетный период.

  • Расчет стоимости материалов при выполнении штукатурных работ (табл.2)

  • Расход материала «Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый 1:1:6» составит: 0,6 м3 * 50 м2 / 100 = 0,3 м3.

  • Допустим, цена поставщика без НДС – 2400 руб./м3. Тогда стоимость раствора, необходимого для выполнения работы, составит: 0,3м3 * 2400 руб. = 720 руб.

  • Договорной процент ТР = 10 %.

  • Величина транспортных расходов : 720 руб. * 10 % = 72 руб.

  • Итого стоимость материалов с транспортными расходами: 720 + 72 = 792 руб.

  • Примечание: Есть более быстрый способ рассчитать стоимость материалов с транспортными расходами, это — умножать не на процент, а на коэффициент

  • 720 руб. * 1,1 = 792 руб.

  • Договорной процент транспортных расходов – способ расчета простой и удобный, но фактические затраты не отражает ( не точный способ ).

  • Если нет возможности составить транспортную калькуляцию, но все-таки необходимо учесть точную ( фактическую ) величину транспортных расходов, метод договорного процента не применяется. В этом случае определяется сумма транспортных расходов по бухгалтерским данным.

  • Это возможно только после выполнения работ, т.е. на стадии составления акта выполненных работ. В этом случае сумма транспортных расходов не привязана ни к количеству материалов, ни к цене материалов. Составляется документ (калькуляция) с перечнем фактических транспортных затрат, вычисляется итог, и эта сумма включается в акт выполненных работ отдельной строкой.

  • 14. Что понимается под единичной расценкой и как ее рассчитать на конкретный вид строительно-монтажных работ?

  • Единичные расценки -прямые затраты, на выполнение единицы работ

  • Единичная расценка (ЕР) предназначена для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства по видам строительно-монтажных работ и представляет произведение норм расхода ресурсов на цены ресурсов и образует сумму прямых затрат в сметном деле.

  • Прямые затраты на единицу измерения вида работ называют единичной расценкой.Объемы работ умножают на единичные расценки и, суммируя их, получают прямые затраты в смете.

  • В единичной расценке прямые затраты приводятся в рублях по статьям затрат: оплата труда рабочих-строителей, затраты на эксплуатацию машин (включают оплату труда машинистов), затраты на материалы.

  • (2)

  • Где: qi — расход ресурса на единицу выполняемых работ;

  • ci – стоимость единицы ресурса.

  • При составлении расценки нормы расходов ресурсов на единицу работ принимаются по государственным элементным сметным нормам (ГЭСН-2001). При этом все виды расходов ресурсов выражаются в рублях.

  • Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными; индивидуальные расценки применяются, как правило, на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты. Учет плановых накоплений, накладных расходов и налогов производится в сметном расчете. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС).

  • 15. Какова структура накладных расходов и какие методы и нормативы используются при их расчете?

  • Накладные расходы (НР)- это сума средств, предназначенных для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, связанных с созданием условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

  • Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством.

  • Накладные расходы подразделяются на 4 группы.

  • 1. Административно-хозяйственные расходы: оплата труда административно-управленческого персонала, командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные расходы, оплата консультационных и аудиторских услуг, отчисления на социальные нужды работников управления и др.

  • 2. Расходы на обслуживание работников строительства: переподготовка кадров, отчисления на социальное страхование строительных рабочих, расходы на охрану труда технику безопасности, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий.

  • 3. Расходы на организацию работ на строительной площадке: содержание пожарной и сторожевой охраны, благоустройство строительной площадки и ее поддержание в надлежащем состоянии и др.

  • 4. Прочие накладные расходы, включая страхование имущества строительной организации, затраты на рекламу, представительские расходы, платежи по кредитам банка и т. п.

  • Виды нормативов накладных расходов

  • Нормативы накладных расходов устанавливаются в процентах от выбранной базы исчисления.

  • Виды нормативов:

  • — укрупненные нормативы по основным видам строительства;

  • — нормативы по видам строительных и монтажных работ;

  • — индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;

  • — предельные нормы накладных расходов на строительные,монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.

  • МДС 81-33.2004 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве

  • МДС 81-34.2004 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ

  • Определение накладных расходов

  • Накладные расходы рассчитываются в % от заработной платы основных рабочих и машинистов . Норматив установлен в МДС 81-33.2004. С учетом периодически вводимых поправок. При применении ресурсного метода

  • на стадии проекта:

  • НР = З × Ну/100,

  • на стадии рабочей документации:

  • НР = З × Ни/100 , (4.16)

  • НР = Сумма Зi х Нрi/100

  • НР — величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;

  • 3 — величина средств на оплату труда рабочих строителей и механизаторов,

  • Ну — укрупнённый норматив накладных расходов по видам строительства, %

  • Ни — индивидуальная норма накладных расходов для подрядной орган., %

  • Зi – величина средств на оплату труда строителей и механизаторов по i-му виду работ,

  • Hpi — норматив накладных расходов по i тому виду строительных и монтажных работ, (в процентах).

  • 17. Каков экономический смысл сметной прибыли и какие методы используются при ее расчете?

  • Сметная прибыль (плановые накопления) — это сумма средств, необходимых для покрытия расходов, непосредственно не связанных с данным строительством, но нужных для дальнейшего функционирования строительной организации. Это расходы на уплату налогов, развитие производства и его инфраструктуры, на материальное стимулирование и обеспечение благоприятных условий жизни работников.

  • Сметная прибыль– это нормативная (гарантированная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции, идущая, в основном, на развитие производственной базы и социальной сферы.

  • Сметная прибыль включает: затраты на развитие производства, модернизацию оборудования, реконструкцию объектов основных фондов, частичное пополнение оборотных средств, расходы на уплату налога на прибыль по установленной законом ставке, затраты на материальное стимулирование работников, оказание материальной помощи, затраты на развитие социальной сферы, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха.

  • МДС 81-25.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве

  • Сметная прибыль определяется с использованием:

  • — общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

  • Общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механиков) в текущих ценах (при бюджетном финансировании) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

  • Общеотраслевой норматив сметной прибыли ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механиков).

  • — нормативов по видам строительных и монтажных работ;

  • — индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

  • При внебюджетном финансировании сметная прибыль может

  • определяться как от величины средств на оплату труда рабочих, так и от сметной себестоимости в текущем уровне цен по согласованию сторон

  • 18. Как рассчитывается сметная стоимость смр?

  • Сметная стоимость строительно-монтажных работ делится на три основных части:

  • — прямые затраты

  • — накладные расходы

  • — сметная прибыль (плановые накопления)

  • Прямые затратывключают стоимость материалов, изделий, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, зарплату рабочих. Они определяются, исходя из сметных норм и цен, объемов конструкций или видов работ, т.е. любым из названных выше методов расчета.

  • Накладные расходыотражают затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, т.е. включают расходы на организацию, управление и обслуживание стройки

  • Сметная прибыль(плановые накопления) — это сумма средств, необходимых для покрытия расходов, непосредственно не связанных с данным строительством, но нужных для дальнейшего функционирования строительной организации. Это расходы на уплату налогов, развитие производства и его инфраструктуры, на материальное стимулирование и обеспечение благоприятных условий жизни работников.

  • Стоимость СМР (Ссмр)

  • Ссмр = ПЗ + НР + СП

  • Себестоимость СМР

  • Сбсмр = ПЗ + НР

  • Прямые затраты (ПЗ)

  • ПЗ = М + Зс + Эм

  • М –затраты на материалы, Зс –затраты на заработную плату

  • Эм – затраты на эксплуатацию машин и механизмов

  • ПЗ – прямые затраты НР – накладные расходы, СП – сметная прибыль,

  • 19. Что такое сметные нормы и нормативы? Дайте характеристику действующей в рф системы нормативов ( по уровню составления и утверждения и по уровню укрупнения).

    Сметные нормативы- это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники, они служат основой для определения сметной стоимости строительства

    Сметной нормой-совокупность ресурсов (затрат труда работников, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

    Главной функцией сметных нормявляется определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям

    Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

    1.по уровню применения:

      • государственные (федеральные) (ГФСН 81); к ним относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».

      • производственно-отраслевые (ПОСН 81); к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

      • территориальные (ТСН 81); к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

      • фирменные (собственная нормативная база пользователя) (ФСН 81). к ним относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ.

      • индивидуальные сметные нормативы (ИСН) — В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).

    2.по степени укрупнения

    • элементные сметные нормы (ЭСН) и единичные расценки (ЕР). К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

    • укрупненные сметные нормы (УСН) и показатели (УСП). Укрупненные сметные нормы предназначены для определения сметной стоимости зданий и сооружений на первой стадии проектирования, когда еще не разработаны рабочие чертежи.

    УСН в %: Накладные расходы, сметная прибыль, зимнее время, временные здания и сооружения, содержание дирекции и т.д.

    УСП: УПБС(укрупненные показатели сметной стоимости зданий и сооружений, ПВР по видам работ, укрупненные показатели по отдельным видам строительства.

    Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

    Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

    Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

    О разнице между бухгалтерским и налоговым учетом читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».

    Для распределения используем следующие формулы:

    К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

    где:

    К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

    ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

    ТР1 — ТР текущего месяца;

    Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

    Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

    ТР2 = К × Т2,

    где:

    ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

    Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

    Пример:

    Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

    Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

    Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

    Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

    700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

    К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

    ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

    400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

    ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

    Дт

    Кт

    Сумма, руб.

    Описание

    44 субсчет «ТР по покупке товаров»

    120 000

    Отражены ТР

    1 500 000

    Поступили товары от поставщика

    1 800 000

    Отражена себестоимость реализованных товаров

    44 субсчет «ТР по покупке товаров»

    Списаны ТР за месяц

    Расчет транспортных расходов при покупке материалов

    Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

    • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
    • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
    • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

    При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

    Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

    К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

    где:

    К — процент списания отклонения;

    Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

    Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

    М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

    М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

    Откл2 = К × М2,

    где:

    Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

    М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

    ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

    Дт

    Кт

    Сумма, руб.

    Описание

    350 000

    Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

    75 000

    Отражены ТР

    390 000

    Оприходованы материалы по учетной цене

    35 000

    (350 000 + 75 000 – 390 000)

    Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

    702 000 (1 800 000 × 0,39)

    Списаны материалы в производство по учетной цене

    К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

    Сумма отклонений, списываемых на затраты:

    Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

    Дт

    Кт

    Сумма, тыс. руб.

    Описание

    53 350

    Списаны отклонения по переданным в производство материалам

    Методические указания также предусматривают упрощенные способы расчета отклонений или ТР при их списании на расходы. Их можно найти в п. 88.

    Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

    Отражение в учете услуг по доставке товаров до покупателя

    Нормативное регулирование

    Организации, занимающиеся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, формируют расходы на реализацию с учетом следующих особенностей:

    • в БУ затраты на доставку товара до покупателя, осуществленную сторонним перевозчиком, относят на расходы по обычным видам деятельности (расходы на продажу товара) и учитывают на счете 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (план счетов 1С, п. 5, 7 ПБУ 10/99);
    • в НУ такие расходы учитывают в составе косвенных (прочих) расходов, связанных с производством и реализацией, и полностью относят в уменьшение налоговой базы текущего периода (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 2 ст. 253 НК РФ, ст. 320 НК РФ).

    Доставка товара до покупателя с привлечением стороннего перевозчика сопровождается оформлением транспортной накладной (ТН), являющейся подтверждением заключения договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), с учетом следующих особенностей:

    • Форма товарной накладной зависит от вида используемого транспорта: например, для автомобильных перевозок применяют транспортную накладную, приведенную в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
    • ТН можно считать первичным документом для отражения затрат в бухгалтерском и налоговом учете, только если в ней есть все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Если реквизитов недостаточно, то на основании ТН нужно оформить дополнительный первичный документ — например, УПД или акт оказанных услуг (Письмо ФНС РФ от 10.08.2018 N АС-4-15/15570@).

    Необходимость в ТН возникает, только если перевозку товаров до покупателя осуществляет сторонняя организация. Если перевозка реализованных товаров осуществляется собственным транспортом, то ТН составлять не нужно: достаточно правильно оформленного путевого листа. Затраты на транспортировку в учете продавца в данном случае будут являться расходами по обычным видам деятельности и учитываться как в составе общехозяйственных расходов по Дт 26 (в учете неторговых организаций) или в составе коммерческих расходов по Дт 44 (в учете торговых организаций).

    Учет в 1С

    Учет затрат на доставку товаров до покупателя, осуществляемую сторонним перевозчиком, отражается документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки – Поступление (акты, накладные).

    В документе указывается:

    • Акт № _ от _ — дата и номер первичного документа;
    • от — дата подписания акта;
    • Контрагент — наименование перевозчика;
    • Договор — документ, по которому ведутся расчеты с перевозчиком, Вид договора — С поставщиком.
    • Счета учета:
      • Счет затрат — 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность».
      • Статьи затрат — статья затрат на доставку товаров до покупателя. Выбирается из справочника Статьи затрат, Вид расхода — Прочие расходы.

    • Счет учета НДС — 19.04 «НДС по приобретенным услугам».

    Проводки по документу

    Документ формирует проводки:

    • Дт 44.01 Кт 60.01 — учет затрат на доставку до покупателя;
    • Дт 19.04 Кт 60.01 — принятие к учету НДС.

    Признание транспортных затрат в полном объеме в составе расходов на продажу в конце месяца

    Для того чтобы транспортные расходы отразились в составе расходов на продажу по счету 90.07.1, необходимо запустить процедуру Закрытия месяца операция Закрытие счета 44 «Издержки обращения» в разделе Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца.

    Документ формирует проводку:

    • Дт 90.07.1 Кт 44.01 — признание транспортных затрат в составе расходов на продажу.

    Контроль

    Осуществить проверку списания транспортных расходов можно с помощью отчета Оборотно-сальдовая ведомость по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в разделе Отчеты – Стандартные отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету.

    На конец отчетного периода (октябрь) не должно быть конечного сальдо по статье затрат Расходы на доставку до покупателя.

    Из отчета Оборотно-сальдовая ведомость видно, что все транспортные расходы на доставку товара до покупателя списаны в полном объеме и по БУ и по НУ, следовательно, операция по отражению расходов на доставку товаров до покупателя отражена верно.

    Декларация по налогу на прибыль

    В Декларации по налогу на прибыль затраты на доставку товаров до покупателя отразятся в составе косвенных расходов:

    • Лист 02 Приложение N 2 стр. 040 «Косвенные расходы — всего».

    >Расходы на доставку товара относятся к расходам

    Учет транспортных расходов

    Когда учет будет самым простым и безопасным: Если продавец включит расходы на перевозку в стоимость проданных товаров или ее организует сам покупатель.

    Чаще всего транспортировку товаров поручают сторонней компании, с которой заключают договор перевозки. Об этой сделке и о том, как учитывать связанные с ней расходы продавцу и покупателю, и пойдет речь в сегодняшнем мастер-классе. Мы рассмотрим наиболее распространенный случай, когда доставку груза организует продавец.

    То есть именно он подписывает договор с перевозчиком. Покупатель же компенсирует поставщику расходы на доставку тем или иным способом.

    Схематично этот вариант мы изобразили ниже.

    Основным нормативным правовым актом, которым следует руководствоваться при включении в цену товара расходов по транспортировке, является Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее — Положение).

    Договор с перевозчиком может заключить и покупатель (см. схему ниже). Обычно так происходит, когда в соглашении о поставке есть условие о самовывозе. В соответствии с подп.2.2 этого Положения: 1) субъекты хозяйствования формируют отпускные цены на произведенные ими товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях, с учетом или без учета расходов, связанных с их транспортировкой до пункта, обусловленного договором (условия франко); 2) при приобретении товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с транспортировкой (на условиях франко-склад или франко-отправления), субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, имеют право увеличить их на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта, обусловленного договором (если не установлен иной порядок); 3) при самовывозе товаров, отпускные цены на которые установлены на условиях франко-назначения, покупателю возмещаются транспортные расходы в сумме, включенной в отпускные цены; 4) в товарно-транспортных (товарных) накладных цена товара, поставляемого субъектам хозяйствования, осуществляющим торговую деятельность, указывается с обязательным обозначением франкировки (примечание 1 ); Рассмотрим с учетом приведенных требований различные способы формирования отпускных цен — с учетом транспортных расходов (франко-назначения) и без учета этих расходов (франко-отправления), а также в зависимости от того, кто (продавец или покупатель) в действительности понес расходы по транспортировке.

    Часто одной транспортной единицей покупателю доставляются различные виды товаров.

    Порядок налогового учета расходов по доставке товаров регулируется ст.320 Налогового кодекса РФ.

    Напомним, что согласно нормам указанной статьи расходы по торговым операциям разделяются на прямые и косвенные. При этом к прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров.

    Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном пунктами 1 – 4 статьи 320 Налогового кодекса РФ.

    Казалось бы, все достаточно просто: собрать сумму осуществленных в течение месяца транспортных расходов и распределить на остаток товаров.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *