Требование об уплате налогов

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговая инспекция доначислила организации налог, пени и штраф. Поскольку организация суммы не уплатила, ей было выставлено соответствующее требование.

Не согласившись с доводами проверяющих, налогоплательщик обратился в вышестоящую инстанцию – УФНС России. В ходе рассмотрения обращения доначисленные в ходе проверки суммы налога, а также пени и штрафов были скорректированы в сторону уменьшения. Выставлять новое требование или корректировать уже выставленное налоговая служба не стала. По мнению проверяемой организации инспекторы обязаны были это сделать, поскольку нормами Налогового кодекса предусмотрено выставление уточненного налогового требования в случае изменения обязанности по уплате налога уже после выставления первоначального требования (ст. 71 НК РФ). Поэтому налогоплательщик подал жалобу в центральный аппарат ФНС России.

Налоговая служба рассмотрела жалобу организации и разъяснила, что в соответствии с нормами налогового законодательства (ст. 44 НК РФ) уменьшение суммы доначисленных налогов не отменяет обязанность налогоплательщика по их уплате. А значит, и основания для направления уточненного налогового требования у инспекции не имеется.

О том, является ли справка о состоянии расчетов налогоплательщика доказательством наличия недоимки, читайте в материале «Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы». Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговым законодательством не устанавливается перечень изменений, приводящих к вынесению уточненного требования. Однако исходя из сложившейся судебной практики можно выявить следующие обстоятельства, которые могут служить основанием выставления уточненного документа:

  • принятие нормативного правового акта, который изменяет какой-либо акт законодательства о налогах и сборах, определявший содержание налоговой обязанности, и имеющий при этом обратную силу (ст. 1 НК РФ);
  • зачет налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов (пеней, штрафов, сборов, процентов) после направления налогоплательщику первоначального требования;
  • предоставление налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога (п. 1 ст. 61 НК РФ).

Поскольку ничего из вышеперечисленного не произошло во время рассмотрения жалобы налогоплательщика, то нет и основания выставлять уточненное требование. Как поясняет ФНС России, уплатить скорректированную сумму налога организация должна в соответствии с вынесенным ранее решением УФНС России.

Ознакомиться с полным текстом решения налоговой службы можно на официальном сайте ФНС России в разделе «Решения по жалобам».

Сложные и нестандартные задачи крупного бизнеса Если у Вас возникнут вопросы по теме статьи, или необходима помощь, позвоните нам по телефону: (495) 221-09-80, или напишите на e-mail:

Постановка задач сотрудникам и контроль исполнения поручений являются важнейшими навыками руководителей подразделений и менеджеров.

Многие организации используют для этого разные механизмы: приказы, резолюции на документах, электронную почту или специальные программы.

1С: Документооборот позволяет автоматизировать бизнес процесс постановки и исполнения задач, а также отслеживать этапы исполнения задач, что повышает эффективность работы, а также дает возможность руководству оперативно получать информацию о исполнении задач

Создание поручения.

Новое поручение можно создать из разделов «Документы и файлы» и «Совместная работа.

Если поручение выдается на основании какого-то документа (входящего, исходящего или внутреннего),файла или в связи с этим документом, рекомендуется создавать новое поручение в разделе «Документы и файлы» на основании этого документа. Создание поручения на основании позволит в последующем открыть этот документ из карточки задачи и не тратить время на поиск нужного документа.

Если поручение не касается определенного документа или файла в программе, можно использовать раздел «Совместная работа».

Рассмотрим оба варианта.

Создание поручения на основании документа или файла.

Если поручение нужно создать на основании документа или файла, необходимо в разделе «Документы и файлы» выделить в списке документов нужный нам документ или файл, нажать на кнопку «Создать на основании» и выбрать команду «Процесс» или сразу выбрать команду «Процесс» в панели действий «Создать».

В открывшемся окне «Создание процесса» нужно выделить нужный нам процесс «Поручение», а затем нажать на кнопку «Создать процесс».

В правой части окна дается подсказка, которая поможет пользователю быстрее сориентироваться в процессах и эффективнее ими пользоваться.

Например, с помощью этих подсказок можно узнать, что поручение используется для выдачи задачи одному сотруднику, а исполнение – для выдачи задачи нескольким сотрудникам.

Хотя, конечно, к этому выводу можно прийти и опытным путем, сравнивая карточки процессов.

Создание самостоятельного поручения.

При создании самостоятельного поручения удобнее использовать раздел «Совместная работа».

В этом разделе можно создать поручение 2 способами.

Нажать на кнопку «Процесс» в панели действий «Создать процесс», затем выбрать процесс «Поручение» и нажать кнопку «Создать процесс».

В левой части рабочего стола выбрать процесс «Поручения». А в открывшемся списке поручений, создать новое поручение с помощью кнопки «Создать».

Карточка процесса «Поручение» выглядит следующим образом:

Если поручение создается на основании документа или файла, поля «Поручение» и «Предмет» заполняются автоматически.

В поле «Описание» автор поручения может описать задачу, а в поле «Кому» — указать исполнителя задачи.

В поле «Срок» указывается крайний срок выполнения задачи, в первом окошке выбирается дата, во втором окошке ставится время выполнения. По умолчанию автоматически проставляется время 23: 59, то есть конец дня.

В поле «Важность» можно указать важность задачи, выбрав из 3 вариантов: высокая, обычная, низкая. При высокой важности задача в списке задач будет выделяться красным восклицательным знаком.

Если необходимо, чтобы кто-то другой контролировал выполнение поручения, в поле «На контроле» выбирается этот пользователь.

После заполнения всех необходимых полей в карточке процесса, нужно запустить процесс поручения с помощью кнопки «Стартовать и закрыть».

Поручение сохраняется и появляется на рабочем столе автора задачи в списке «Мои задачи» на закладке «Задачи от меня».

В общем списке поставленных вами задач, можно посмотреть саму задачу, исполнителя, срок выполнения задачи, её важность и дату, когда она была создана, то есть видеть основную информацию о выданных задачах, не открывая карточку процесса. Можно создавать задачу

Выполнение поручения.

После старта процесса «Поручение» задача появляется на рабочем столе исполнителя и контролера на рабочем столе в списке «Мои задачи» на закладке «Задачи мне». Выделив ту или иную задачу в списке, можно открыть карточку процесса двойным щелчком или задать вопрос автору задачи с помощью кнопки «Задать вопрос автору».

В открывшемся окне можно задать новый вопрос или посмотреть список всех вопросов по задаче, используя одну из закладок.

Свои задачи пользователь может посмотреть также в разделе «Совместная работа» по ссылке «Мои задачи».

В карточке поручения исполнитель может прочитать описание задачи и историю выполнения, а в правой части карточки посмотреть срок выполнения задачи, важность, автора задачи.

Если в карточке поручения было заполнено поле «Предмет», то указанный документ и прикрепленный файл появятся в виде ссылки в соответствующем поле карточки.

С помощью кнопки-команды(Открыть карточку) можно открыть карточку документа, и, используя иконки(Открыть файл для просмотра) и(Занять файл или открыть для редактирования), просмотреть или редактировать файл.

Всю информацию о предмете поручения можно получить из карточки процесса, нажатием одной кнопки, что очень удобно.

В левой части карточки исполнитель может перейти к командам: вопросы выполнения, все задачи, история событий. По этим ссылкам можно посмотреть историю событий, задать вопрос автору или прочитать переписку, посмотреть задачи, связанные с данным поручением.

Задачу можно перенаправить другому сотруднику с помощью соответствующей команды или создать на основании новый процесс.

После выполнения поручения исполнитель должен зафиксировать выполнение поручения, то есть написать комментарий, нажать на кнопку «Выполнено» и закрыть документ.

Контроль и проверка поручения.

Если поручение выполнено, сотрудник, контролирующий выполнение поручения, должен открыть карточку поручения и подтвердить выполнение поручения, нажав на команду «Снять с контроля».

После этого автоматически создается новая задача для проверяющего: проверить выполнение поручения. Проверяющим может быть автор задачи или другой сотрудник, которого назначил автор задачи.

Если у проверяющего есть замечания, то он пишет свой комментарий и отправляет его исполнителю с помощью кнопки «Вернуть на доработку». В этом случае исполнителю видит это поручение в списке «Мои задачи», а после исправления замечаний, добавляет новый комментарий и нажимает на кнопку «Выполнено».

Если поручение выполнено успешно и нет никаких нареканий, проверяющий завершает поручение с помощью соответствующей кнопки.

Программа «1С: Документооборот» может работать в тонком клиенте и веб-клиенте на веб-сереврах, а значит, практически с любого компьютера, где есть интернет, можно входить в программу и просматривать свои задачи, ставить отметку о выполнении или выдать новое поручение сотрудникам, контролировать и проверять задачи других. Кроме того, все задачи по бизнес-процессам, в том числе и по поручениям, могут дублироваться на ту электронную почту, которую указал сотрудник. Благодаря этим возможностям 1С: Документооборота можно существенно уменьшить число высказываний сотрудников: «Я не видел, не слышал, не знаю» и т.п.

Более того, программа содержит большое количество отчетов, которые позволяют осуществлять регулярный мониторинг исполнения поручений, увидеть объективную картину по выданным задачам, об исполнительской дисциплине и других, описание которых заслуживает отдельной статьи.

Используя вышеперечисленный бизнес-процесс «Поручение» в программе «1С: Документооборот» можно значительно улучшить в организации контроль над выполнением поручений, повысить исполнительскую дисциплину, и в конечном итоге – повысить эффективность работы сотрудников.

Однако, как любая хорошая программа, она принесет максимальную эффективность и пользу только если ею пользоваться регулярно и так, как нужно. То есть программа «1С: Документооборот» должна стать каждодневным помощником руководителя.

В случае, если налогоплательщик по какой-либо причине не получил (не увидел) требование налоговой об уплате налога / сбора / пени / штрафа, должна ли ФНС направлять такое требование в бумажном виде?

Реальный пример: организация получает уже несколько лет все документы от ФНС через оператора, а вот требование об уплате налога было направлено через личный кабинет налогоплательщика, минуя оператора. В бумажном виде такое требование не поступало, а спустя установленный срок вы получаете блокировку на расчетный счет.

Давайте разберемся.

Налоговая направляет требование об уплате налога либо представителю организации под расписку, либо по почте, либо в электронной форме через оператора документооборота, либо через личный кабинет. (п. 6. ст. 69 НК РФ). Налоговый орган вправе сам определять способ отправки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течении 8 рабочих (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) с даты получения (абз. 4 п. 4. Ст. 69 НК РФ)

Порядок направления требований о предоставлении документов (информации) и об уплате налога разграничен и регулируется разными приказами.

Действующий порядок направления требования об уплате налога установлен Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@.

Приказом установлено: «участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление Требований и технологических электронных документов» (п. 7 Приказа).

Какие действия предпринимает налоговая, если налогоплательщик не подтвердит получение требования об уплате налога в приказе не указан. Единственное, что упоминается:

«При направлении Требования и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган не направляет налогоплательщику Требование на бумажном носителе» п. 5 Приказа.

Логически, исходя из этого пункта должно вытекать следующее: ФНС должна направить требование на бумажном носителе, если налогоплательщик не подтвердил получения такого требования в электронном виде. Но о том, что налоговая ОБЯЗАНА это сделать в приказе нет. Это, конечно, вытекает по смыслу приказа (п. 5), но не устанавливает прямую обязанность, как это сделано в предыдущей редакции Приказа ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (ред. от 01.11.2013):

«Если налоговый орган в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет Требование налогоплательщику на бумажном носителе в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.»

Такая же прямая обязанность установлена и в действующем Приказе, который устанавливает порядок направления требования о предоставлении документов (пояснений):

«Если налоговый орган в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет Требование о представлении документов на бумажном носителе». П. 19 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@

Случайность?

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В требовании об уплате налога должны быть определены следующие признаки:

— основание требования;

— его адресат;

— налоговый орган, который направляет требование.

Форма требования утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Пункт 3 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Это важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование:

об уплате пени;

с указанием сумм налоговых санкций;

об уплате недоимки по налогу.

Под ответственностью в данном пункте понимаются любые формы юридической ответственности (административной и уголовной).

Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. В связи с особенностями оформления такой информации устные требования об уплате налога (сбора), исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

— сумме задолженности по налогу;

— размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

— сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

— сроке исполнения требования налогового органа;

— мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

Федеральным законом №137-ФЗ (Приложение №23) в пункт 4 статьи 69 введен абзац, касающийся срока исполнения требования об уплате налога. Указанный срок имеет существенное значение для процедуры взыскания задолженности во внесудебном порядке. Именно от срока исполнения требования зависит истечение срока на вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 46 НК РФ. Согласно этой норме, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога. В этой связи, законодатель счел необходимым включить в текст статьи 69 НК РФ положение, определяющее срок исполнения требования об уплате налога равный 10 календарным дням с даты получения требования либо более продолжительный период времени для уплаты налога, указанный в требовании.

Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога (сбора), определяется в соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи (по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица).

Требование об уплате налога передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом, как указал Пленум ВАС в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 (Приложение №130) в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В тоже время, ранее направить требование по почте можно было, только если указанные лица уклоняются от получения требования. В таком случае, суды, как правило, отказывали в привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, если налогоплательщик не получал требование, а налоговый орган не мог доказать факт уклонения налогоплательщика от его получения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 сентября 2005 года №Ф03-А59/05-2/2473 (Приложение №189), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 года №А05-18542/2005-18 (Приложение №172)).

Теперь налоговым органам достаточно обосновать невозможность личного вручения требования.

Новая редакция статьи 69 НК РФ распространяет порядок выставления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов, в том числе по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов налоговыми агентами. Таким образом, положения комментируемой статьи теперь позволяют устранить многочисленные судебные споры, предметом которых являлись неурегулированные законодательством отношения по выставлению налоговыми органами требований о взыскании пеней и штрафов.

статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

В соответствии со статьей 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Обратите внимание!

С 1 января 2007 года Федеральным законом №137-ФЗ изменен момент, с которого начинает течь срок для направления налоговым органом требования об уплате налога или сбора.

Ранее, пропуск трехмесячного срока для направления налоговым органом требования об уплате налога являлся одним из оснований для рассмотрения судами дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов.

Теперь установление начала течения срока с момента выявления недоимки, при отсутствии законодательного закрепления обстоятельств выявления задолженности, фактически позволяет налоговому органу выставить налогоплательщику требование в любой момент. Момент обнаружения задолженности предполагается оформлять документом по форме, закрепленной Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Необходимо иметь в виду, что выставление требования является начальной стадией в процедуре бесспорного взыскания задолженности и основанием для исчисления сроков для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Таким образом, внесенные в комментируемую статью изменения усугубляют положение налогоплательщика.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения, а не со дня вынесения решения, как ранее.

При неисполнении требования налоговые органы принимают меры по принудительному взысканию недоимки (Информационное Письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №125).

Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2005 года по делу №А56-29960/04 (Приложение №178), Постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 года по делу №Ф09-5053/05-С7 (Приложение №186), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 августа 2005 года по делу №А19-31059/04-44-Ф02-3817/05-С1) (Приложение 145).

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.

Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ (Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 22 июня 2006 года №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»).

Новая редакция НК РФ распространяет порядок направления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но и на отношения по взысканию пеней, штрафов, а также в отношении налоговых агентов.

статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора

Законодатель обязывает налоговый орган, направивший налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту требование об уплате налога и сбора, но затем (позднее) установивший новые основания, изменившие характер или объем обязанностей (ответственности) налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента — направить указанным лицам уточненное требование.

Сроки исполнения измененной обязанности по уплате налога и сбора следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного требования.

Новая редакция статьи 71 НК РФ распространяет порядок выставления уточненного требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическом лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст. 48 НК РФ).

То есть, если требование по уплате налога пришло впервые, тогда срок налоговой инспекцией пропущен не был. Если же налоговая инспекция уже выставляла требования ранее, то срок для взыскания будет исчисляться с первого требования. В случае пропуска срока взыскания налога пени начисляться не должны. Также необходимо уточнить причины, по которым налоговая инспекция не признавала льготу. Если они не имеют под собой законных оснований, необходимо оспаривать действия налоговой инспекции.

В любом случае при несогласии с требованиями налоговых органов следует обжаловать документы налоговых органов в порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ, в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *