Трудоустройство осужденных к лишению свободы

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 декабря 2019 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на реформирование судебных средств защиты прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий их содержания, с учётом международных стандартов и практики Европейского Суда по правам человека, констатирующего недостаточную эффективность российских правозащитных механизмов.

Федеральным законом предусматривается, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, а также осуждённые к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий их содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, вправе обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Реализация Федерального закона позволит создать эффективное национальное средство правовой защиты, признаваемое Европейским Судом по правам человека, а также перенести бремя защиты прав российских граждан на национальный уровень, что положительно скажется на имидже Российской Федерации и будет способствовать существенному сокращению расходов федерального бюджета, связанных с выплатой компенсаций по постановлениям Европейского Суда по правам человека.

Как правильно оформить трудоустройство осужденных к принудительным работам? Какой пакет документов нужен? Можно ли трудоустроить осужденного на должность водителя-экспедитора?

28 августа 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
C лицом, осужденным к принудительным работам, трудовой договор не заключается. Запрета на выполнение осужденным работы по должности водителя-экспедитора законодательство не содержит.

Обоснование позиции:
Принудительные работы являются одним из видов наказания за совершение уголовного преступления (п. з.1 ст. 44 УК РФ).
В соответствии с частями первой и третьей ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, и заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Аналогичную норму содержит и часть первая ст. 60.7 УИК РФ.
Из приведенных выше норм законодательства следует, что привлечение к труду лиц, осужденных к принудительным работам, осуществляется независимо от их желания.
При этом привлечение осужденных к труду не рассматривается как принудительный труд. Указанная позиция согласуется со ст. 8 Международного пакта «О гражданских и политических правах» и п. «с» ст. 2 Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде», где подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.
Согласно ст. 60.8 УИК РФ осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. При этом осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания — это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Поскольку в силу прямого указания ст. 60.8 УИК РФ на осужденных, отбывающих принудительные работы, не распространяются установленные трудовым законодательством правила приема на работу, по нашему мнению, заключение трудового договора, оформление приказа на работу в такой ситуации не требуются*(1). Труд осужденных, хотя и регулируется законодательством о труде, сам по себе является обособленной принудительной мерой исправления. Вопросы, связанные с трудом осужденного, решаются непосредственно администрацией уголовно-исправительного учреждения и организацией, предоставляющей осужденному работу.
Осужденный привлекается к труду в связи с отбыванием наказания, а не по своему волеизъявлению. Следовательно, осужденный к принудительным работам не является стороной трудового договора. Косвенно данный вывод подтверждается также тем, что, согласно абзацу 2 части 2 ст. 227 ТК РФ, к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду (то есть законодатель разграничивает понятия «работник» и «лицо, осужденное к лишению свободы»). Смотрите также определение Тамбовского областного суда от 25.03.2019 N 33-1146/2019, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15.11.2016 N 2-2587/2016, определение Хабаровского краевого суда от 15.01.2014 N 33-191/2014).
Стоит отметить, что некоторые специалисты придерживаются иной позиции по данному вопросу. Так, представители Роструда утверждают, что если осужденный фактически осуществляет трудовую деятельность, то заключение трудового договора в таком случае является обязательным, а оформление трудовых отношений производится по общим правилам (ответ 1 с интернет-портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Хотя данное мнение, мы считаем, не основывается на нормах действующего законодательства, полностью исключить предъявления претензий со стороны проверяющих органов, к сожалению, нельзя.
В связи с вышеизложенным рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), направив свое обращение по почте (101000, Москва, Мясницкая улица, 40, стр. 16) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/).
Что касается принятия осужденного на должность водителя-экспедитора, отметим следующее.
Статьей 351.1 ТК РФ установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ. Из этой нормы следует, что установленные ограничения распространяются на лиц, занимающихся педагогической деятельностью или работа которых непосредственно связана с несовершеннолетними.
В свою очередь, запреты на осуществление трудовой деятельности лицами, имеющими судимость, установлены и другими федеральными законами.
Так, в частности, ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлен запрет на прием на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, установлен распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 N 1653-р. Трудовая функция водителя-экспедитора в общем случае не предполагает выполнения обязанностей, приведенных в этом Перечне работ.
Полагаем, работы, выполняемые водителем-эспедитором, не относятся к числу работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (ответ 2 с интернет-портала «Онлайнинспекция.РФ»). А поскольку иных ограничений, запретов для водителей-экспедиторов законодательством не установлено, то при наличии права на управление транспортным средством соответствующей категории (подтвержденное водительским удостоверением) осужденный может выполнять работу по должности водителя-экспедитора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Раздел 6. Пенитенциарная система

коРЯкИН ел., кандидат экономических наук, e.a.koryakin@yandex.ru кафедра инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 610035, г. киров, ул. ленина, 179 в

KoRYAKIN E.A.,

candidate of Economic Sciences,

chair of engineering and technical support

of the penal system activities;

Kirov Advanced Training Institute

of the Federal Penitentiary Service

of the Russian Federation,

Len^ St. 179 v, Kirov, 610035,

Russian Federation

АЛГОРИТМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Законодатель рассматривает труд как одно из основных средств исправления осужденных, содействия достижению целей наказания. Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. однако для полноценной реализации этой обязанности необходимо восполнить недостаточность ведомственного нормативного регулирования последовательности действий сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы по трудоустройству осужденных на оплачиваемые работы в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений. Автором сформулирован и предложен для обсуждения алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях, который представлен последовательностью этапов и включает конкретные действия администрации данных учреждений.

Ключевые слова: труд осужденных; привлечение осужденных к труду; реализация прав и обязанностей осужденных на труд.

OF RUSSIA

Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Исправительные учреждения участвуют в организации трудовой занятости

осужденных, создании условий для моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; восстановлении и закреплении профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Правовому регулированию труда заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях посвящено исследо-

вание А.И. Зубкова . Организация труда осужденных в исправительно-трудовых учреждениях рассматривалась коллективом авторов под руководством А.Л. Ременсона . Возникающие организационно-правовые проблемы труда осужденных к лишению свободы в России затрагиваются в монографическом исследовании С.Х. Шам-сунова . В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных изложены в диссертационном исследовании Е.В. Емельяновой . Методологические и организационно-правовые основы труда лиц, осужденных к лишению свободы, изучались Н.С. Матвеевой . Проанализировано отношение осужденного к общественно полезному труду в качестве критерия оценки исправления .

В период с 2012 по 2014 годы в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России автором данной статьи проводилось анкетирование слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб исправительных учреждений ФСИН России. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод о том, что в настоящее время механизм трудоустройства и юридически правильного оформления осужденных на оплачиваемую работу в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений не закреплен в ведомственных нормативных документах.

Недостаточное нормативное регулирование способствует нарушению прав, свобод и законных интересов граждан России, порождает обращения в надзорные и исполнительные органы Российской Федерации, правозащитные общественные организации. Боязнь допустить ошибки и понести наказание порой порождает халатное отношение к исполнению должностными лицами своих обязанностей.

Актуальность и необходимость четкой последовательности действий сотрудников заинтересованных служб и подразделений исправительного учреждения по трудоустройству осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения с практической точки зрения не вызывает сомнений.

На основе обобщения материала по правовым, организационным и иным проблемам, возникающим в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России, читателям в сжатом и систематизированном виде предлагается алгоритм привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду.

Привлечение осужденных к труду является комплексной задачей всех служб исправительного учреждения (производственной, воспитательной, оперативной, режимной, психологической, медицинской), при этом можно выделить общий для исправительных учреждений алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Его можно представить в виде последовательности выполнения этапов.

1. Подготовительный этап включает: организацию работы в карантинном отделении; работу комиссии по распределению этапа по отрядам; принятие решения по обучению в общеобразовательной школе, а при отсутствии специальности — в образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России.

Осужденных к лишению свободы, прибывших в исправительное учреждение, после обыска и санитарной обработки переводят в карантинное отделение на срок до 15 суток. Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, проходят вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исправительном учреждении, согласно утвержденному начальником колонии графику, разрабатывается очередность посещения карантинного отделения всеми заинтересованными службами. Руководителями служб и подразделений с вновь прибывшими осужденными проводятся и фиксируются в журнале мероприятия разъяснительного и воспитательного характера. Начальник Центра трудовой адаптации осужденных (далее — ЦТАО), производственно-технические работники проводят беседы о вакантных рабочих ме-

стах в ЦТАО либо мастерской для трудоустройства осужденного.

Сотрудники подразделения, осуществляющего специальный учет, совместно с сотрудниками воспитательного отдела изучают личное дело осужденного: наличие у осужденного паспорта гражданина Российской Федерации; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); гражданской специальности и трудовых навыков по ней; непогашенных исполнительных листов. Они выясняют, проходил ли ранее осужденный обучение в профессиональном училище ФСИН России, имеет ли желание трудиться, получить дополнительную специальность в профессиональном училище при учреждении или обучиться имеющимся специальностям непосредственно в ЦТАО учреждения.

Полученные данные сверяются и корректируются в программно-техническом комплексе автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС).

С осужденными, желающими трудиться, инженер по охране труда и технике безопасности проводит вводный инструктаж с регистрацией в журнале.

На заседании комиссии по распределению этапа по отрядам, в соответствии с утвержденными штатными расписаниями, рассматриваются кандидаты из числа осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.

При трудоустройстве осужденных принимаются во внимание их трудоспособность по состоянию здоровья, наличие материальных исков, наличие специальности и опыта работы по ней, а также трудовые навыки. Первоочередному трудоустройству на производстве подлежат осужденные без медицинских противопоказаний и имеющие судебные иски по возмещению материального ущерба.

Кроме того, к заседанию комиссии сотрудники отдела безопасности и оперативного отдела готовят данные о не-обходи мости постановки осужденных на профилактический учет и рекомендации сотрудникам производственной службы по вопросу вывода осужденных в первую или вторую смены, а сотрудники медицинской части представляют данные о трудо-

способности или имеющихся ограничениях по состоянию здоровья.

При отказе осужденного от труда выясняются его мотивы. Отказ осужденного от труда расценивается как отказ от работы, что, согласно части 1 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), влечет за собой соответствующие правовые последствия.

При отсутствии среднего общего образования по решению комиссии осужденный в обязательном порядке направляется на обучение в общеобразовательную школу, а при отсутствии специальности — в профессиональное образовательное учреждение.

В помещении отрядов, на плацу и перед входом в столовую имеются стенды с наглядной агитацией — информацией о производстве и имеющихся вакантных местах.

2. Этап оформления включает согласование с заинтересованными службами заявления осужденного на трудоустройство; подготовку приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных; подготовку единой разнарядки на вывод осужденных на работу на производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны исправительного учреждения.

После распределения и перевода осужденных из карантина в отряды заявление осужденного на трудоустройство согласовывается с заинтересованными службами и передается для подготовки приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных.

На основании протокола заседания комиссии, в соответствии с положениями, закрепленными в статьях 103-105 УИК РФ, готовится приказ по учреждению о трудоустройстве осужденных. В нем указывается место работы, должность, на которую принимается либо переводится осужденный, другие существенные условия (система оплаты труда, размер должностного оклада, номер бригады).

На основании приказов о назначении осужденных на должности в ЦТАО (мастерскую) ежедневно готовится единая разнарядка на вывод осужденных для работы на производственно-хозяйственных объектах производственной и жилой зон исправительного учреждения.

3. Этап организации обучения осужденных на производстве осуществляется в учебных мастерских и производственных цехах.

В соответствии с приказом Минюста России от 7 мая 2013 г. N 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы»* индивидуальное обучение учеников организуется непосредственно в цехах либо учебно-производственных участках.

4. Этап обеспечения производства включает вывод осужденных на работу; первичный инструктаж по охране труда с назначением стажировки по охране труда; ознакомление с должностными обязанностями по специальности; организацию производственного процесса; доведение плана-задания на месяц; выдачу рабочего инструмента.

5. Производственный этап заключается в оформлении сменного задания; выполнении осужденными производственных заданий; учете выполненного объема работ; переводе осужденного на другое место работы; завершении рабочей смены осужденным.

6. Этап нормирования и оплаты труда включает разработку технологической последовательности выполнения операций; нормирование труда; оплату труда спецконтингента, работающего на производственных объектах.

7. Этап стимулирования и мотивации осужденных включает подведение итогов работы бригады, стимулирование осужденных.

8. Этап осуществления контроля включает контроль за поведением осужденных в производственном процессе на производственных объектах, а также организацию работы в исправительном учреждении по применению к осужденным мер поощрений и взысканий за отношение к трудовым обязанностям.

В процессе трудовой деятельности осужденный может быть переведен на другое место работы или уволен (снят с должности).

Поскольку труд как средство исправления (статья 9 УИк РФ) и обязанность (статьи 11 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных является одной из составляющих

* Рос. газ. 2013. 31 мая.

процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, постольку их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В отличие от регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации правоотношений работника и работодателя возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы определено не заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок перевода на другую работу, увольнения с работы, на осужденных к лишению свободы не распространяются.

В необходимых случаях администрацией исправительного учреждения оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.

Поведение осужденных на производственных объектах регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; правилами внутреннего распорядка; установленным распорядком дня исправительного учреждения; распорядком работы конкретного производственно-хозяйственного объекта; производственными инструкциями обслуживающего персонала и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контроль за организацией производственного процесса осуществляется производственно-техническим персоналом исправительных учреждений.

В соответствии с пунктом 14 приказа Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений»** осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учебе. Сотрудники выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных (не выполняющих норму выработки), проводят с ними беседы и при необходимости составляют акты нарушений правил внутреннего распорядка.

** Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 12.

Проведенный в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России анализ информации, полученной в результате анкетирования слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казенных исправительных учреждений из разных территориальных органов ФСИН России, показал, что акты нарушений правил внутреннего распорядка исправительного учреждения проще составить по линии отдела безопасности (за нарушение формы одежды, невыполнение законного требования работника колонии, нецензурную брань, хранение продуктов питания в неустановленных местах, недовольство режимом содержания и др.).

Имеются и положительные примеры. Например, в Управлении ФСИН России по Чувашской Республике — Чувашии наработан положительный опыт по принятию к осужденным мер дисциплинарного характера за отношение к трудовым обязанностям. Работники (рабочие группы) исправительного учреждения выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных, проводят с ними беседы, собирают подтверждающие документы. Если осужденные, не выполняющие норму выработки, не воспринимают беседы, то они вызываются на комиссию (приказ начальника учреждения «Об утверждении комиссии по работе с рабочими — сдельщиками, не выполняющими норму выработки и установленные задания»). Заседания комиссии в составе сотрудников производственной службы воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативного отдела проходят еженедельно. На заседании с осужденными проводят беседы о необходимости выполнения нормы

выработки, выясняются причины низких показателей, даются соответствующие рекомендации. Таких осужденных комиссия ставит на учет и ведет за ними строгий контроль. Лицам, вызванным на комиссию впервые, дается контрольный срок для исправления ситуации. Затем по результатам работы осужденному дается повторно контрольный срок. При неудовлетворительных показателях в работе комиссия ходатайствует о рассмотрении осужденного на дисциплинарной комиссии либо о наложении дисциплинарного взыскания (правами начальника отряда или начальника учреждения). Документами, характеризующими недобросовестное отношение к труду и учебе, являются рапорты, акты, приказы, постановления, распоряжения и др. При повышении производственных показателей работник снимается с учета данной комиссии.

9. Завершающий этап включает снятие осужденных с работы; снятие с должности (увольнение) осужденных.

Предложенный нами алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях может послужить основой для дальнейшего исследования и совершенствования правового регулирования механизма привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях ФСИН России.

Правильно организованная трудовая адаптация и социальная реабилитация осужденных способствуют достижению поставленных перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации задач и повышению эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными.

Список литературы

1. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. Томск: Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева, 1970. 186 с.

3. Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): монография. Рязань: Акад. права и управления Минюста России, 2003. 303 с.

5. Матвеева Н.С. Методологические и организационно-правовые основы организации труда лиц, осужденных к лишению свободы: монография. Киров: Кировский филиал Акад. ФСИН России, 2012. 190 с.

2017

Russian Journal of Criminal Law

№ 9

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.823 Б01 10.17223/23088451/9/10

И. С. Мирусин

К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ

Рассматриваются проблемы обязательности труда осужденных, сущности правоотношений с использованием такого труда на примере советского исправительно-трудового законодательства, опыта международно-правового регулирования. Оценивается перспектива исключения обязательности труда в настоящее время.

Ключевые слова: труд осужденных, обязательность труда, добровольность труда.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р) дополнилась задачей проработки вопроса об исключении из законодательства обязательности труда осужденных к лишению свободы. Данный вопрос следует решать, учитывая историю отечественной пенитенциарной системы и сложившийся облик учреждений, исполняющих наказания, как исправительно-трудовых.

Известно, что обязательность труда всегда закреплялась в ранее действующих советских исправительно-трудовых кодексах, исходя из закрепленного в Конституции РСФСР положения «кто не работает, тот не ест», и конституционной обязанности советских граждан трудиться. Труд признавался обязательным для всех способных к нему заключенных (ст. 52 ИТК РСФСР 1924 г., ст. 4 ИТК РСФСР 1933 г.; ст. 37 ИТК РСФСР 1970 г.). Устанавливалось, что условия труда лишенных свободы регулируются общими правилами Кодекса законов о труде, о рабочем времени, отдыхе, труде женщин и несовершеннолетних и об охране труда и что изъятия из этих правил допускаются, если они установлены в определенном законом порядке. Указанная норма свидетельствовала о распространении трудового законодательства на труд осужденных. Возобладало мнение, что труд осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях по его сути ничем не отличается от труда свободных тружеников .

В итоге, обязанность осужденных трудиться, которая была заложена уже с первых лет Советской власти, сохранилась и до наших дней. Статья 103 УИК РФ определяет, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений». В то же время обязанность труда осужденных всегда была сопряжена с принятием во внимание их трудоспособности. Об этом свидетельствовали формулировки: «способных к труду», «с учетом их трудоспособности». В этой

связи считалось, что труд осужденных в местах лишения свободы, не являясь принудительным, является трудом обязательным; а принудительность и обязательность — понятия не равнозначные .

Позднее, при разработке различных вариантов проектов исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодексов вопрос обязательности труда также решался неоднозначно. Одна группа ученых (А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, А.И. Зубков, Н.А. Стручков, В.Д. Филимонов и др.) считала, что обязанность труда осужденных к лишению свободы необходимо сохранить, причем труд должен выполняться на местах и видах работ, определяемых администрацией исправительного учреждения.

Другие ученые (В.А. Уткин, Н.И. Ланкин, А.К. Музеник, Л.М. Прозументов и др.) предлагали реализовать идею добровольности труда осужденных (при содействии администрации ИУ в их трудоустройстве). Предлагалось установить, что право осужденного на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии, рода занятий и места работы ограничено условиями отбывания лишения свободы. Осужденным предлагалось гарантировать свободу трудового и хозяйственного договора, а равно свободу занятий индивидуальной трудовой деятельностью. Одновременно предусматривалась широкая система мер позитивного стимулирования трудовой занятости осужденных.

Сходная точка зрения была изложена в проекте УИК РСФСР от 12.12.1991 г., предложенном Комитетом Верховного Совета РСФСР по законодательству. Труд осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях и тюрьмах признавался добровольным. Привлечение осужденных к труду должно было осуществляться на контрактной основе.

Как известно, в основу действующего УИК РФ легла точка зрения об обязательности труда осужденных. К моменту его принятия становилось понятно, что сложившаяся уголовно-исполнительная (исправительно-трудовая) система не готова наделить осужденных свободой труда или правом на

труд, так как этого не позволял не только уровень её развития, исторический опыт построения исправительно-трудового законодательства, но и отсутствие права на труд у заключенных в международно-правовых актах, которые претерпели множественно изменений к концу XX века.

На международном уровне путь от обязательности труда осужденных и несвободы труда до признания этой свободы, но не права на труд, занял значительный период времени. Еще в 1930 г. (Конвенция № 29 Международной организации труда) определила, что «термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ» . В ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закреплялось, что «никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду» . Термин «принудительный или обязательный труд» не включал в себя «всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения». В соответствии с п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. «никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду». Подпункт Ь закрепляет: «в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, п. 3 не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание». Термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте также не охватываются «какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте Ь работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения» . Закреплялось правило, по которому работа, выполняемая на основании приговора, не признавалась принудительным трудом.

Особое место заняли Стандартные минимальные правила обращения с заключенными 1934 г. и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. Правила устанавливали общие рекомендации «минимального» уровня, которые по возможности должны были быть реализованы повсеместно. Прежде всего — с целью обеспечения базовых, основных правовых установок, гарантий в отношении осужденных . «Все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. Организация и методы рабо-

ты в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные приучались таким образом к условиям труда на свободе» (ст. 71-76 Правил). Указанные нормы более детально регулируют труд осужденных, в сравнении с более общими международными актами.

В советский период труд заключенных постепенно приближался к принципам Минимальных стандартных правил. Уже ИТК РСФСР 1970 г. содержал немалое количество положений, соответствующих положениям Правил. По мнению В. А. Уткина, эти правила «в целом стали ядром того, что получило международное признание как приемлемая практика в уголовно-исполнительной системе» .

Вслед за Минимальными правилами были приняты Европейские тюремные правила 1973 и 1987 гг. Европейские тюремные правила формулируют требование о привлечении заключенных к труду гораздо менее категорично, нежели Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Согласно п. 71.2 Правил 1987 г. было установлено, что «осужденных можно обязать трудиться, если по заключению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это» . Налицо императивно-диспозитивная конструкция, поскольку усмотрение администрации учреждения отводилось решение вопроса — обязать или не обязать осужденного трудиться. Европейские тюремные правила также закрепили важное положение, согласно которому не допускается использование труда осужденных для обслуживания исправительного учреждения в форме дисциплинарного наказания.

Новой версией Правил стали Европейские тюремные правила 2006 г. Согласно им, труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима, но никогда не применять в качестве наказания (п. 26). Администрация пенитенциарного учреждения должна стремиться предоставить осужденным достаточно полезной работы. Насколько возможно, характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения. Осуждённые заключённые, не достигшие обычного пенсионного возраста, могут привлекаться к работе при условии их физической и психической пригодности, которую определяет врач (п. 105) .

Очевидно, что если в Правилах ООН 1955 г. закреплялась императивная конструкция «обязаны трудиться», основанная на праве администрации учреждения требовать от осужденных трудиться, в дальнейшем этот вопрос демократично решался более гибко в виде нормы «администрация пенитенциарного учреждения должна стремиться предоставить достаточно полезной работы». В сравнении с Минимальными стандартами 1955 г. право администрации «требовать трудиться» было заменено значительно более мягким «должна стремиться предос-

тавлять». Обязанность осужденных трудиться в качестве общей обязанности была формально вовсе исключена.

В итоге, отходя от императивных указаний «обязаны трудиться», международное право фактически допускает свободу труда осужденных.

В принятых в 2015 г. Правилах Манделы (Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными) правило 96 закрепляет, что осужденные заключенные должны иметь возможность работать и/или принимать активное участие в своей реабилитации при условии установления врачом или другими квалифицированными медицинскими специалистами их физической и психической пригодности. На заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Труд заключенных не должен приносить им страданий. Заключенные не должны содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Ни один заключенный не обязан работать ради личной или частной выгоды кого-либо из тюремного персонала (Правило 97). Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями администрации дисциплины в соответствующем учреждении (Правило 98).

Как видно, по сравнению с Минимальными стандартными правилами 1955 г., которые закрепляли императивную конструкцию «обязаны трудиться», современное международное сообщество в Правилах Манделы безусловно приняло курс на закрепление свободы труда осужденных. Это вытекает из формулировок «иметь возможность работать», «следует возлагать полезную работу», «должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору». При этом, избегая непосредственного указания на то, что труд является добровольным, и на то, что осужденные имеют право на труд. Это примечательное изменение позиции в вопросе о возможном исключении обязательности труда.

Как справедливо отмечает Е.В. Емельянова, в настоящее время многие положения российского уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике . Но, исходя из существовавшего советского исправительно-трудового законодательства, текущего уголовно-исполнительного законодательства, обязанность осужденных трудиться объективно главенствует над идеей добровольности труда. По мнению Т.Н. Минязевой, трудовые отношения осужденных в отличие от свободных граждан вытекают не из гарантированного Конституцией РФ права на труд, а из установленной УИК РФ обязанности трудиться . Однако на международном уровне всё иначе: признается свобода труда осужденных.

Известно, что труд осужденных в местах лишения свободы может осуществляться как бесплатный и оплачиваемый (ст.ст. 103, 106 УИК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесплатный труд, по мнению В. А. Уткина, разделяется на добровольный (без угрозы применения каких-либо санкций) и обязательный (под угрозой применения мер принуждения). К первому его виду могут относиться: 1) труд как вид занятости осужденных — членов самодеятельных организаций и иных общественных формирований; 2) труд как форма реализации права на свободу вероисповедания (например, строительство часовни, оформление молельной комнаты); 3) добровольное выполнение незанятым на производстве осужденным отдельных поручений администрации с целью обнаружения «добросовестности» отношения к труду как критерия позитивного изменения личности осужденного. Ко второму виду: 1) труд осужденных как дисциплинарное взыскание; 2) труд по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий .

Оплачиваемый труд предполагает привлечение осужденных к труду с последующей его оплатой в соответствии со ст. 103 УИК РФ. В этой норме заложена конструкция двойной обязанности: обязанности осужденного трудиться и обязанности администрации исправительного учреждения привлекать его к труду.

Налицо ограничение свободы труда осужденных условиями отбывания наказания в виде лишения свободы. Провозглашенная Конституцией РФ в статье 37 свобода труда (то есть отсутствие принуждения к труду, возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать ряд деятельности и профессию, не быть принужденным к труду) изменяется под влиянием ограничений, установленных УИК РФ. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае свобода труда осужденного правомерно ограничена нормой ст. 103 УИК РФ. Однако из указанного правила есть исключения. Свободой труда обладают только лица, указанные в ч. 2 ст. 103 УИК РФ: осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы и несовершеннолетние (для которых законодательством о труде установлен ряд ограничений, в том числе по рабочему времени в неделю, и поэтому свободу несовершеннолетнего осужденного не трудиться 40 часов в неделю, как совершеннолетние осужденные, можно рассматривать как свободу труда в пределах, установленных трудовым законодательством). Указанные лица также обладают свободой труда и при работах по бла-

гоустройству территории исправительного учреждения (ч. 2 ст. 106 УИК РФ).

Очевидно, что право на труд в условиях лишения свободы у осужденных отсутствует. В Советский период такое право определялось Конституцией. Было установлено, что граждане имеют право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Праву на труд неизбежно корреспондировала обязанность трудиться (ст. 58 Конституции РСФСР 1978 г.).

Сейчас же закрепление права на труд означало бы обязанность государства предоставить этот труд каждому, кто желал бы его получить. В рыночной экономике это едва ли возможно. Нынче ни международно-правовые акты, ни уголовно-исполнительное законодательство РФ не наделяют осужденного правом на труд, ограничиваясь лишь определением пределов свободы труда.

Осужденный, действуя в рамках предоставленной ему свободы труда, может быть трудоустроен как в обязательном порядке (вследствие издания приказа администрации исправительного учреждения, без учета его желания), так и добровольно (в том случае, если осужденный обращается к администрации с собственным волеизъявлением и желанием трудиться). При этом администрация учреждения не обязана учитывать желания осужденного быть трудоустроенным на ту или иную работу, должность. В обоих случаях за добровольным или недобровольным устройством на работу следует обязанность осужденного трудиться, исходя из нормы ст. 103 УИК РФ.

Работы без оплаты труда (ст. 106 УИК РФ) также, как правило, не предполагают свободного распоряжения осужденным своими способностями к труду. Так, из содержания ст. 106 УИК РФ следует, что подобная деятельность, именуемая как «работы», направлена только на благоустройство исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий и не предполагает вознаграждения за труд.

Для труда большинства осужденных свойственен императивный характер привлечения к труду (по распоряжению — приказу администрации ИУ), опла-чиваемость, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдение рабочего времени и времени отдыха и т. д. Разумеется, условия труда в условиях несвободы значительно уже, чем аналогичные условия, определенные в трудовом законодательстве. Это, по нашему мнению, обусловлено правоограничениями, которые содержатся в уголовно-исполнительном законодательстве. Условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, ограничиваются в условиях режима отбывания наказания в виде лишения свободы.

В условиях исполнения наказания не реализуется свобода трудового договора. Подобное наблюдается не только в связи с правовыми факторами (ограничениями, установленными уголовно-исполнительным законодательством), но и экономическими (отсутствие производственной базы, вакантных мест работы), личностно-субъективными факторами (например, нежеланием осужденным трудиться). Справедливой представляется позиция А. И. Зубкова, согласно которой возможности исправительных учреждений, выраженные в ограниченности профиля производственной базы, часто не совпадают с видами труда и трудовыми операциями, соответствующими субъективным устремлениям самих осужденных, что делает невозможным применение для них полной свободы трудового договора .

При таких обстоятельствах в отношениях, связанных с привлечением осужденных к труду, отсутствуют некоторые существенные признаки трудовых правоотношений (например, добровольность трудоустройства, изменения места работы, прекращения труда). Признак добровольности может и присутствовать, в отдельно взятом случае. Однако объективно есть и те, что им свойственны: возмездный характер, выполнение определенной трудовой функции, личный характер работы, подчинение правилам трудового распорядка, распространение трудового законодательства в некоторой его части.

По мнению ряда авторов, отношения в сфере труда осужденных не должны регулироваться трудовым законодательством. По мнению С.В. Чубра-кова, следует считать уголовно-исполнительными любые отношения по труду осужденных, возникающие в результате соединения этой некарательной исправительной меры с наказанием. В силу этого, данные отношения должны быть упорядочены прежде всего уголовно-исполнительными предписаниями . Указанное следует из неоднородности признаков уголовно-исполнительных и трудовых правоотношений. Поскольку практически во всех случаях трудоустройства осужденного «наложения» признаков не происходит, делается вышеназванный вывод о уголовно-исполнительной природе отношений по привлечению к труду осужденных.

Данная точка зрения, безусловно, заслуживает внимания, поскольку она основана на сравнении признаков правоотношений в разрезе каждого вида труда (принудительный оплачиваемый труд, добровольный оплачиваемый труд, работы без оплаты труда).

Однако, по нашему мнению, достижение абсолютного тождества признаков уголовно-исполнительных и трудовых правоотношений является слабо выполнимой задачей в условиях текущего уровня развития уголовного исполнительного и трудового законодательства. Для констатации факта трудовых правоотношений достаточно наличия хотя бы одного существенного признака (добровольность, воз-мездность) и любого количества факультативных признаков (например, включение в трудовой кол-

лектив, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, выполнение лично трудовой функции и т. д.). Если такая комбинация признаков существует, то можно говорить о том, что отношения в сущности являются трудовыми.

Вместе с этим нельзя отнести к трудовым правоотношениям обязательные работы (глава 4 УИК РФ) и бесплатные работы (в том числе, ст. 106 УИК РФ, работы по благоустройству территории исправительного учреждения), ибо в данных случаях отсутствует и добровольность, и возмездность труда осужденных.

Перечисленное выше позволяет сделать вывод, что отношения, связанные с трудом осужденных в местах лишения свободы, являются трудовыми, но специальные основания их возникновения, развития (изменения) и прекращения должны быть установлены в УИК РФ. Закрепление названных оснований позволит привести отношения по привлечению к труду осужденных к содержанию трудовых правоотношений, ограничив их форму изъятиями, сделанными в уголовно-исполнительном законодательстве.

На наш взгляд, в настоящий момент исключение обязательности труда осужденных при текущем уровне развития уголовно-исполнительной системы (определенном в Концепции), производственной и имущественной базы исправительных учреждений, правового сознания и воспитательного уровня осужденных преждевременно.

Для мотивации и побуждения осужденных к труду на субъективном уровне требуется наличие широких объективных факторов, таких, как значительное количество рабочих мест. Необходима правовая разработка стимулов, которые бы применялись для лиц, положительно относящихся к труду. Для осуществления добровольности труда на условиях свободных трудовых договоров требуется продвинуться еще дальше и разработать ряд правовых, экономических, социальных, воспитательных инструментов для внедрения их в уголовно-исполнительную систему.

Обратившись к опыту кодификации уголовно-исполнительного законодательства начала 90-х годов прошлого века, отметим, что при разработке проекта Уголовно-исполнительного кодекса коллективом под руководством В. А. Уткина предлагалось следующее. Право осужденных на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии ограничивалось условиями лишения свободы. Однако отказ трудоспособного осужденного от избрания рода занятий или места работы не должен быть основанием для применения к нему мер взыскания, но лишал осужденного права на улучшение условий содержания, условное и условно-досрочное освобождение, замену наказания более мягким. Отказ же от работ по самообслуживанию и обеспечению жизнедеятельности исправительных учреждений мог повлечь меры дисциплинарного взыскания.

Предлагалась широкая система стимулирования осужденных к добросовестному труду, добровольному волеизъявлению и желанию трудиться. Ранее в ИТК РСФСР содержались положения, что условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условному осуждению мог подлежать только осужденный, добросовестно относящийся к труду. В настоящее время ст. 175 УИК РФ содержит ссылку на то, что администрация исправительного учреждения обязана предоставить характеристику на осужденного, в которой должны содержаться сведения о его отношении к труду. То есть добросовестное отношение к труду является одним из условий условно-досрочно освобождения; одним, но не единственным и не исчерпывающим, как ранее.

Сейчас реализация таких стимулов, как предлагалось в упомянутом выше проекте УИК РФ, представляется целесообразной, но едва ли выполнимой ввиду наличия слабой производственной базы и нехватки мест для трудоустройства осужденных. Потенциально возможно возникновение ситуаций, когда осужденный реально желал бы трудиться, однако возможности принять его на работу нет. В этой связи невозможно оценить его добросовестное отношение к труду, а следовательно, применимость стимулов, названных выше. При таких обстоятельствах, для реализации стимулов необходима реально функционирующая система привлечения к труду осужденных:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их (этот вариант представляется наиболее перспективным для проработки и развития: требуется проведение активной работы по поиску и привлечению коммерческих и некоммерческих организаций, заключению договоров о совместной деятельности по привлечению осужденных к труду);

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

В настоящий момент практически отсутствует развитая система многообразных рабочих мест, что делает затруднительным реализацию стимулов к добросовестному отношению к труду. Их отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве не побуждает осужденных проявлять желания трудиться, добровольность и мотивация к труду утрачиваются. При таком уровне развития уголовно-исполнительной системы едва ли продуктивно прорабатывать вопрос об исключении обязательности труда. Такое возможно реализовать только в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, модернизации материально-производственной базы учреждений, проведении масштабной

воспитательной работы, внесении изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство, в частности, добавлении системы мер стимулирования добросовестного отношения к труду осужденных.

Таким образом, в настоящий момент ни Концепция развития уголовно-исполнительной системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской Федерации до 2020 г. (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 N 1877-р), ни текущий уровень развития уголовно-исполнительной системы не позволяет сделать вывод о готовности законодателя к исключению из УИК РФ обязательности труда осужденных в местах лишения свободы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубков А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1974. С. 34.

2. Там же. С. 49.

11. Емельянова Е.В. Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 144.

12. Минязева Т.Н. Правовое положение осужденных в РФ. М., 2003. С. 134.

13. Уткин В.А. Бесплатный труд осужденных в местах лишения свободы // Вестник ТГПУ. 2006. № 11. С. 76-77.

14. Зубков А.И. Социально-правовые, экономические и воспитательные проблемы труда осужденных в условиях развития рыночных отношений // Проблемы труда осужденных в условиях становления рыночной экономики: материалы науч.-практич. семинара. Домодедово, 1996. С. 26.

15. Чубраков С.В. Отношения в сфере труда осужденных: правовая природа и проблемы регулирования // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 4. С. 105.

ON COMPULSORY LABOUR OF PRISONERS

Keywords: labour of convicts, compulsory labour, voluntary labour.

2. Ibid. p. 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

2. С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

3. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

4. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса. Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

5. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.

В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени (дифференцируется в зависимости от возраста осужденных, их трудоспособности, условий труда и т.д.), правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Порядок вывода осужденных на работу и съема с работы, их поведение на производственных объектах регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающими определенные ограничения, обусловленные необходимостью обеспечения установленного порядка отбывания наказания, охраны и изоляции.

В установленное распорядком дня время осужденные поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится их обыск. Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест. Графики сменности, определяющие время начала и окончания работы (смены), согласовываются с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

2. На осужденных к лишению свободы распространяются положения трудового законодательства, в соответствии с которыми при особом характере выполняемых работ их ежедневное (еженедельное) рабочее время может отклоняться от установленной нормы либо может быть разделено на части с сохранением общей продолжительности работы за учетный период. В этих случаях допускается суммированный учет рабочего времени.

3. В общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, засчитывается время, фактически отработанное осужденными к лишению свободы на оплачиваемых работах, независимо от объекта и характера труда. Привлечение осужденных в порядке очередности к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда при этом не учитывается.

Учет отработанного осужденными времени осуществляется администрацией исправительного учреждения. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.

В общий трудовой стаж не засчитывается время, в течение которого осужденный систематически (два или более раз на протяжении месяца) уклонялся от выполнения работы. Поскольку учет отработанного времени производится по итогам календарного года, соответствующий период времени исключается из его общего трудового стажа при подведении итогов.

Решение об исключении из общего трудового стажа осужденного периода уклонения его от работы принимается администрацией исправительного учреждения. Если осужденный не согласен с указанным решением, он может в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ) обратиться в суд с жалобой на действия администрации.

4 — 5. Комментируемая статья устанавливает право работающих осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск. С учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного отпуск может быть предоставлен с выездом за пределы исправительного учреждения или без него. Разрешение на выезд дается начальником исправительного учреждения. Порядок реализации осужденными права на длительный выезд за пределы мест лишения свободы на время ежегодного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии со ст. 97 УИК РФ Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и другими ведомственными нормативными правовыми актами.

Отпуск предоставляется после отработки осужденным на оплачиваемых работах в период отбывания наказания в виде лишения свободы времени, установленного трудовым законодательством для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в указанный срок не засчитывается.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 18 рабочих дней для осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, и 12 рабочих дней для остальных категорий осужденных. Вместе с тем законодатель предусмотрел поощрительно-компенсационную норму, в соответствии с которой осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также осужденным, имеющим право работать по их желанию, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней. Решение об увеличении продолжительности отпуска принимается администрацией исправительного учреждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *