Целевые индикаторы программы социальной поддержки

Председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков на заседании регионального правительства доложил о выполнении государственной программы «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» за 2019 год.

Государственная программа утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 497 и имеет две основные цели:

1)повышение благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан;

2)повышение качества и эффективности социального обслуживания населения с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг.

Государственная программа состоит из шести подпрограмм, предусматривающих в 2019 году реализацию более 260 различных мероприятий. Для нее определены два целевых показателя и 90 индикаторов реализации подпрограмм. В реализации принимали участие 38 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Общий объем финансирования Государственной программы на весь период реализации (2018-2023 годы) составляет 506,3 млрд руб., в том числе средства бюджета Санкт-Петербурга – 448,0 млрд руб.
Основные средства государственной программы составляют расходы на предоставление мер социальной поддержки – это первая и третья подпрограммы.

Также существенное финансирование предусмотрено также на содержание и развитие учреждений.

Планируемый объем финансирования Государственной программы на 2019 год составлял 83,9 млрд рублей, что на 8,5 млрд руб. больше, чем в 2018 году. Фактически расходы бюджета составили 99,2 % от запланированного. Целевые показатели программы достигнуты на 100,0 %. В целом показатель эффективности реализации государственной программы составил 96,9 %, что соответствует высокому уровню эффективности.

Первой подпрограммой предусмотрено предоставление различных мер социальной поддержки в соответствии с Социальным кодексом и иными нормативными правовыми актами для 81 льготной категории граждан, включая ветеранов; пенсионеров; инвалидов; семей, имеющих детей; детей-сирот; граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и др.

Правительством Санкт-Петербурга обеспечивается безусловное исполнение принятых обязательств по предоставлению мер социальной поддержки. Основными принципами поддержки являются: категориальный принцип (в зависимости от имеющейся льготной категории) и принцип нуждаемости (в зависимости от материального обеспечения).

Всего в 2019 году меры поддержки получили более 2,5 млн человек. Общая сумма выплат составила свыше 61,3 млрд руб. В рамках реализации первой подпрограммы меры поддержки получили более 1,7 млн человек на сумму 39,7 млрд руб. Все выплаты социального характера в 2019 году были проиндексированы на 4,24 %.

Основная часть мероприятий второй подпрограммы в 2019 году была направлена на финансирование текущей деятельности учреждений социального обслуживания населения; выполнение государственных заданий этими учреждениями при оказании ими социальных услуг; компенсацию затрат негосударственным поставщикам.

В Санкт-Петербурге действует двухуровневая система государственных учреждений социального обслуживания населения (городской и районный уровни), включавшая по состоянию на конец 2019 года 98 учреждений.

В городе представлен весь спектр учреждений социального обслуживания населения, который позволяет охватить все категории граждан: пожилых, инвалидов, семей с детьми, детей-сирот, лиц без определенного места жительства и др. Деятельность учреждений максимально учитывает реальные нужды населения, а их расположение приближено к месту проживания граждан.

Комитет по социальной политике на постоянной основе проводит анализ деятельности государственных учреждений социального обслуживания, учитывает новые потребности. И на основе анализа осуществляются мероприятия по модернизации учреждений, оптимизации их структуры и штатной численности.

На качество социального обслуживания влияет уровень материально-технического обеспечения государственных учреждений, технического состояния их зданий, обеспечения доступности учреждений для маломобильных групп населения.

В 2019 году на капитальный ремонт всех учреждений социальной защиты населения (городских и районных) затрачено 316,6 млн руб. За счет указанных средств в 29 учреждениях выполнен капитальный ремонт зданий, фасадов, помещений и благоустройство территорий.

Дополнительно 21,4 млн руб. были направлены на улучшение материально-технической базы учреждений, оснащение оборудованием, бытовой техникой и необходимыми транспортными средствами.

Кроме того, в 2019 году 49,0 млн руб. были направлены на обеспечение доступности городских и районных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения. В мае планируется отдельно представить итоги реализации Плана мероприятий («дорожную карту») по доступной среде в 2019 году.

К сожалению, отмечается ежегодное недофинансирование капремонта. Согласно анализу состояния зданий стационарных учреждений социального обслуживания потребность в финансировании на 2019 год составляла почти 950 млн рублей. Однако в бюджете было предусмотрено только 239,7 млн рублей. В 2020 году при потребности в 500 млн рублей в бюджете Санкт-Петербурга на указанные цели предусмотрено только 114,7 млн. рублей. А в текущей сложной финансовой ситуации планируется сократить и этот объем до 42,3 млн рублей.

С 1 июля 2019 года начал свою работу Центр организации социального обслуживания — это новое государственное казенное учреждение, на базе которого создана служба социальных участковых.

Проект «Социальный участковый Санкт-Петербурга» вошел в список финалистов первой премии «Лучшие региональные практики», организованной Экспертным институтом социальных исследований, церемония награждения которого состоялась 24 декабря 2019 года в Москве.

За 6 месяцев 2019 года работы службы 75,3 тыс. петербуржцев, из которых 70 % составляют пожилые люди, нуждающиеся в особой поддержке, получили индивидуальные программы предоставления социальных услуг и смогли выбрать организацию социального обслуживания. При этом 25,0 тыс. человек — это вновь выявленные граждане.

Большую роль в предоставлении социальных услуг играют негосударственные организации. Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем Послании 2015 года поручил обеспечить некоммерческим организациям доступ к финансированию в размере до 10% бюджетных средств, выделяемых на предоставление социальных услуг населению и призвал по максимуму привлекать НКО к оказанию социальных услуг.

Увеличение доли негосударственных организаций в сфере социального обслуживания населения является одной из приоритетных задач государственной региональной политики. В Санкт-Петербурге созданы равные возможности выхода на рынок социальных услуг как государственным, так и негосударственным организациям социального обслуживания населения. Это способствует развитию конкуренции естественным путем, без искусственных ограничений, что положительным образом влияет на повышение качества и доступности услуг для жителей города в целом.

По состоянию на 31.12.2019 в Реестр поставщиков социальных услуг входило 138 организаций, в том числе: 100 – государственных (98 региональных и 2 федеральные); 11 – коммерческих; 27 – социально ориентированных некоммерческих организаций.

В 2019 году компенсацию расходов на оказание социальных услуг получили 28 негосударственных организаций, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг, на общую сумму 1,4 млрд рублей. К сожалению, в 2020 году на компенсацию расходов негосударственным поставщикам в бюджете города предусмотрено 350,0 млн руб.

При этом благодаря негосударственным организациям была ликвидирована очередь в стационары в 2017-2018 годах. А при условии, что службой социальных участковых идет выявление новых граждан, нуждающихся в неотложном социальном обслуживании, кроме того, требуется разукрупнение государственных стационарных учреждений, роль негосударственных поставщиков будет возрастать.

В 2019 году социальные услуги в организациях социального обслуживания всех форм собственности получили более 292 тыс. граждан, в том числе у негосударственных поставщиков — 12,1 тыс. граждан.

В прошлом году наметилась тенденция к увеличению периода ожидания получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В 2017-2018 годах очередь на услуги указанных учреждений отсутствовала.

В Санкт-Петербурге уделяется большое внимание институту семьи, действует и постоянно совершенствуется система мер социальной поддержки материнства и детства.

Мероприятия в данной области, включая предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, финансирование деятельности по опеке и попечительству, обеспечение школьников горячим питанием, предусмотрены третьей подпрограммой.

Общий объем финансирования третьей подпрограммы в 2019 году составлял 21,4 млрд руб. При этом только ежемесячные меры социальной поддержки в виде пособий получили 154,4 тыс. семей на 281,6 тыс. детей на общую сумму 5,9 млрд руб.

В Санкт-Петербурге ежегодно растет число многодетных семей. К началу 2020 года в Санкт-Петербурге проживали 45 226 многодетных семей, в которых воспитывались 145 038 детей (год назад многодетных семей было на 2 880 меньше).

Продолжается активная работа по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, их последующей социализации.

По состоянию на 31.12.2019 на воспитании в семьях находилось 9 620 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2019 года переданы на семейные формы устройства 1 298 детей.

Продолжает сокращаться численность детей, состоящих на учете в региональном государственном банке данных о детях, лишенных родительского попечения и подлежащих устройству на воспитание в семью.

В 2019 году из бюджета Санкт-Петербурга на меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделено 1,5 млрд руб.

Четвертая подпрограмма содержит мероприятия, направленные на оказание комплексной государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, развитию некоммерческого сектора города.

В Санкт-Петербурге некоммерческие организации получают различные виды поддержки. Наиболее востребованной является финансовая поддержка, которая предусмотрена в шести государственных программах Санкт-Петербурга.

Государственной программой «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» предусмотрены денежные средства в объеме 86,5 млн руб. трем отраслевым комитетам: Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Средства распределяются исключительно на конкурсной основе.

Осуществляется поддержка общественных объединений ветеранов войны и труда, инвалидов и жертв политических репрессий. В 2019 году 64 общественные организации ветеранов и инвалидов, включая их региональные отделения, получили компенсацию на оплату коммунальных услуг на общую сумму.

В 2019 году была продолжена работа Общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.

Данное направление также реализуется в рамках четвертой подпрограммы, предусматривающей развитие некоммерческого сектора.

Независимая оценка качества – это один видов общественного контроля. Мнение экспертов общественных организаций о качестве работы системы государственных учреждений социального обслуживания населения в условиях растущей конкуренции на рынке социальных услуг учитывается и помогает в принятии многих управленческих решений. В 2019 году независимая оценка проведена в отношении 57 организаций.

Пятой подпрограммой Государственной программы установлены мероприятия по повышению качества жизни граждан пожилого возраста. В 2019 году численность граждан, получающих пенсионное обеспечение, составила 1 млн 398 тыс. чел. или 25,9 % от общей численности населения города. Из них 1 млн 197 тыс. чел. старше 60 лет.

Наша цель – максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычных домашних условиях и снижение очереди в стационарные учреждения социального обслуживания населения. С этой целью используются стационарозамещающие технологии с предоставлением услуг сиделок и «тревожная кнопка», а также социальные дома для одиноких пожилых граждан. И эти технологии достаточно эффективно реализуются.

Шестая подпрограмма — это развитие садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга. В 2019 году в мероприятиях подпрограммы приняли участие свыше 170 тыс. горожан – садоводов и дачников Санкт-Петербурга, в том числе имеющих трех и более детей.

Общий объем оказания государственной поддержки для создания и восстановления инженерно-технических объектов и обеспечения безопасности пребывания горожан на территории садоводческих и дачных объединений составил 484,4 млн руб., из них 299,7 млн руб. – на территории дачных объединений жителей Санкт-Петербурга, имеющих трех и более детей.

В течение 2019 года обеспечено строительство, ремонт и реконструкция объектов дорожного хозяйства и мелиорации, линий электропередачи, трансформаторных подстанций, сети водоснабжения, скважин и насосных станций, объектов пожарной, экологической безопасности и социального назначения, в том числе 4 модульных врачебных амбулатории в крупных садоводческих массивах.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий непосредственно улучшилась жизнедеятельность более 150 садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга.

С начала текущего года были введены новые меры социальной поддержки.

В ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в апреле 2020 года перечислены единовременные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, вдовам погибших и умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детям войны. Всего выплаты перечислены 347 тыс. человек на общую сумму 1,4 млрд руб.

Гражданам, проживавшим (родившимся) в Ленинграде в период блокады с 08.09.1941 по 27.01.1944 (независимо от количества дней проживания), имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, уже предоставляются дополнительные меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата, ежемесячная доплата к пенсии (в случае наличия инвалидности) и обеспечение путевками на оздоровительный отдых в государственные учреждения Санкт-Петербурга. Выплаты в настоящее время получают 1,8 тыс. человек.

В целях поддержки малообеспеченных пенсионеров введена региональная социальная доплата к пенсии, которая определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера (9514 руб.), установленной Законом Санкт-Петербурга о бюджете, и общей суммой материального обеспечения пенсионера. В настоящее время таких получателей 100 тыс. человек.

Предоставляется услуга «социальной няни».

Кроме того, во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года в Социальный Кодекс Санкт-Петербурга 8 апреля 2020 года внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрено установление дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно семьям с детьми, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения. Размер ежемесячной выплаты для таких семей составит 5 588,00 руб.

Также с 1 сентября 2020 года планируется организовать предоставление бесплатного горячего питания обучающимся, получающим начальное общее образование в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

За весь период реализации Государственной программы, начиная с 2015 года, выполнен большой объем работы, позволивший заметно повысить эффективность деятельности учреждений социального обслуживания населения и качество предоставляемых жителям Санкт-Петербурга социальных услуг, сократить численность малоимущих граждан, достичь высоких показателей в сфере демографической политики.

Реализация Государственной программы позволяет осуществлять системную поддержку граждан и оценку потребности жителей города в социальной защите и способствует эффективному и адресному использованию бюджетных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *