Центр недвижимости от Сбербанка

Почему небезопасно пользоваться услугами «Электронная регистрация» и «Сервис безопасных расчетов» от Сбербанка?

В процессе сделки купли-продажи недвижимости с использованием ипотеки от Сбербанка, кредитный инспектор интересуется у Покупателя будет ли он заключать договор с Центром недвижимости от Сбербанка (Домклик) на оказание услуг «Электронная регистрация» и «Сервис безопасных расчетов» (СБР).

Данные услуги стоят не дешево (5 тысяч рублей — Электронная регистрация и почти 2 тысячи рублей-СБР). Но сотрудники Сбербанка пытаются убедить клиентов в следующих их преимуществах: не нужно самостоятельно ходить в МФЦ с документами, не нужно держать наличные деньги в руках, класть в ячейку, все проводится по безналу, регистрация перехода права собственности и ипотеки, а также перевод денег продавцу осуществляются в кратчайшие сроки. То есть, как только право собственности перейдет к Покупателю, банк сразу это видит и на следующий же день деньги перечисляет Продавцу.

Внешне это кажется очень удобным и заманчивым. На самом деле, клиенты могут столкнуться с рядом проблем при использовании услуг «Электронная регистрация» и СБР от Сбербанка, так как эти нововведения банком до конца не отработаны. Услуга СБР, зачастую, в срок не оказывается.

«Сервис безопасных расчетов» ПАО Сбербанк заключается в следующем:

Покупатель переводит средства на специальный счет Центра недвижимости от Сбербанка (ЦНС). ЦНС запрашивает информацию в Росреестре о регистрации сделки. После регистрации деньги зачисляются на счет Продавца.

Электронная регистрация проходит очень быстро, но несет риски, как для продавца, так и для покупателя.

Чем рискует продавец? В соответствии пунктом 3 Договора: «Перечисление денежных средств Продавцу в счет оплаты Объекта недвижимости осуществляется ООО «ЦНС», по поручению Покупателя после государственной регистрации перехода права собственности на Объект недвижимости к Заемщику/Созаемщику и к иным лицам (при наличии)». То есть, после электронной регистрации Покупатель может не дать поручение на перечисление.

А для Покупателя риски состоят в том, что в купленной квартире могут остаться зарегистрированные пользователи, а сам продавец, получив все деньги, может не приехать на приемку-передачу квартиры.

Есть еще одна «засада». В процессе регистрации может выявиться техническая ошибка, например, «задвоение» данных в Росреестре по одному и тому же адресу.

Когда Покупатель и Продавец самостоятельно сдают документы на регистрацию через МФЦ, то в случае технической ошибки регистратор сообщает им лично причину приостановки. Стороны предоставляют дополнительные документы для регистрации и вносят соответствующие изменения в заявление. Далее переход права собственности регистрируется в установленном порядке.

В случае электронной регистрации стороны не могут сами проконтролировать процесс регистрации. Причину задержки сотрудники банка не объясняют, говорят: разбираемся в сложившейся ситуации. В данном случае, устранение технической ошибки может затянуться на недели и даже месяцы, а клиент, порой, не может столько ждать. В СБР ПАО Сбербанк автоматически уточненные данные не поступают. Так, клиентам приходится самим «оббивать» пороги банка, Росреестра, выяснять, отправлены ли нужные документы в ЦНС, все ли они корректны, для того, чтобы они выполнили свои обязательства по договору. А банк будет ждать, когда поступят сведения об успешной регистрации перехода права собственности на Покупателя в ФГИС ЕГРН. Как следствие, Продавец, скорее всего, не получит свои деньги в срок.

Также есть проблемы с получением денег Продавцом при оказании услуги СБР, даже если клиенты сами передают документы на регистрацию через МФЦ.

Согласно условиям договора об оказании услуги СБР с ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» (ЦНС), Исполнитель обязуется ежедневно отправлять в Росреестр запросы на получение выписки из Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) по объекту недвижимости, в целях получения документального подтверждения государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.

По условиям договора, Исполнитель обязуется перевести деньги Продавцу в срок от 1 до 5 рабочих дней с момента получения информации от Росреестра о государственной регистрации перехода права собственности на объект и государственной регистрации залога (обременения). При чем, перечисление денежных средств Продавцу, в счет оплаты Объекта недвижимости осуществляется ООО «ЦНС», по поручению Покупателя после государственной регистрации перехода права собственности на Объект недвижимости к Покупателю.

В ФГИС ЕГРН сведения о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости могут быть не внесены, периодичность обновления этой базы неизвестна. При этом документы в бумажном виде могут быть уже готовы к выдаче.

Сбербанк (кредитор) в лице ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» (ЦНС) не перечисляет денежные средства продавцу, ссылаясь на отсутствие информации в ФГИС ЕГРН. Данную информацию сотрудники банка обязуются запрашивать ежедневно, но не факт что так и будет. В итоге, Покупатель может получить документы в МФЦ, а банк будет ссылаться на то, в ФГИС ЕГРН сведения еще не поступили, поэтому Продавец будет вынужден ждать своих денег длительное время.

Все запросы (претензии) в ЦНС от клиентов рассматриваются крайне медленно — 3 дня, а обращения на сайте Сбербанка в форме обратной связи, банк рассматривает 30 дней!

В итоге, смысл услуг теряется, создаются дополнительные проблемы, головные боли и хлопоты. В случае, если клиенты нарушают свои обязательства по кредитному договору, то в их адрес выставляются пени, а нарушение обязательств ЦНС, который держит немалую сумму денег, никак не будет компенсировано клиенту.

Самому Сбербанку выгодно предоставление услуги СБР. Например, ранее, когда на время регистрации деньги закладывались в ячейку, они не приносили прибыль, а теперь банк может заработать отдельно на услугах по предоставлению номинального счета и на процентах по кредиту, а также некоторое время использовать деньги клиента в обороте ради извлечения дополнительной прибыли.

Последствия использования услуг «Электронная регистрация» и «Сервис безопасных расчетов» от Сбербанка могут быть неблагоприятными как для Продавца, так и для Покупателя недвижимости:

Денежные средства по номинальному счету, бенефициаром по которому является Покупатель, могут «удерживаться» банком весьма длительное время. Покупатель фактически уплачивает проценты за пользованием кредита, однако не может получить квартиру по акту приема-передачи от продавца в связи с неперечислением ему денежных средств, и вынужден оплачивать услуги по аренде другой квартиры. В свою очередь, Продавец не может начать оформление своей сделки, являющейся по факту альтернативной (приобретение другого объекта недвижимости), поскольку не получил свои денежные средства. Кроме того в отделении при оформлении этой услуги никаким образом нельзя повлиять на изменение, либо дополнение условий договора оказания услуг с ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» (ЦНС), который дается на подписание уже в готовом виде. Цель этих действий – удержание и использование денежных средств клиента на «законных» основаниях. Положения договора составлены исключительно в интересах ООО «Центр недвижимости от Сбербанка» (ЦНС). Каким-либо образом проконтролировать порядок и сроки ведения Федеральной государственной информационно системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) вы не сможете. Когда в итоге Продавец получит деньги, неизвестно. При этом, перечисление денежных средств Продавцу, в счет оплаты Объекта недвижимости осуществляется ООО «ЦНС», по поручению Покупателя. Продавец недвижимости никак не защищен. В случае, если Покупатель дает такое поручение после регистрации перехода права собственности, то это нехорошая зависимость Продавца от воли Покупателя.

Поэтому советуем подумать, стоит ли соглашаться на использование кажущихся удобными услугами «Электронная регистрация» и «Сервис безопасных расчетов» от Сбербанка. Они новые, не отточенные, кредитный менеджер не контролирует сроки, не имеет доступа к информации об исполнении условий договора между клиентом и ЦНС. Лучше по старинке, самостоятельно, взяли пачку документов и в МФЦ, взяли кулек с деньгами, и в ячейку. Зарегистрировано – забрали. Надежно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *