Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).
Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:
1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;
2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.
В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.
Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».
Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»). Особенности бюджетного учета Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.
Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.
В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|< Правила отражения ситуации на счетах Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.
При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.
Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.
В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
38 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
8000

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета…». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).
Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.
Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.
Пример 2.
Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.
В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения) 4 210 06 560 «Увеличение расчетов с учредителем» 4 101 24 410″Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения» 380 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 4 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»
4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» 80 000

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.
Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.
При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.
Пример 3.
Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

Порядок учета имущества казны

Согласно разъяснениям главного финансового ведомства имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (Письмо Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39).

С 1 января 2009 г. имущество казны согласно Инструкции N 148н <1> учитывается по новым правилам: в План счетов бюджетного учета введен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Инструкция N 25н <2> также предписывала учитывать имущество казны, однако учет указанного имущества велся на счете 0 101 00 000 «Основные средства». То есть согласно прежним правилам бюджетного учета имуществом казны могли быть только основные средства. Однако практика показала, что к объектам казны могут быть отнесены не только основные средства, но и непроизведенные и нематериальные активы, а также материальные запасы.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Кроме того, учет объектов имущества казны как основных средств обязывал органы, на балансе которых они отражались, платить налог на имущество организаций. Эта обязанность вытекает из положений гл. 30 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Подобные разъяснения даны и в указанном выше Письме Минфина. Однако стоит помнить: разъяснения Минфина основаны на том, что по действовавшим тогда правилам бюджетного учета имущество казны подлежало отражению на счете 0 101 00 000 «Основные средства».

Однако вернемся к правилам учета объектов имущества казны с 2009 г. Согласно п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах второго порядка.

Объекты учета и критерии отнесения их к определенному виду имущества казны приведены ниже в табличной форме.

Номер и

наименование

счета

Объекты учета

Критерии отнесения (учета)

объектов на данном счете

0 108 01 000

«Недвижимое

имущество в

составе

имущества казны»

а) произведенные

материальные основные

фонды;

б) объекты, не завершенные

строительством

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов недвижимого

имущества

0 108 02 000

«Движимое

имущество казны»

Объекты произведенных

материальных основных

фондов

  1. Возможность неоднократного

или постоянного использования

в течение длительного времени

(не менее одного года).

  1. Возможность в дальнейшем

принятия к учете в составе

основных средств и

капитальных вложений в

основные средства как

объектов движимого имущества

0 108 03 000

«Нематериальные

активы в составе

имущества казны»

Объекты произведенных

нематериальных основных

фондов

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

нематериальных активов

0 108 04 000

«Непроизведенные

активы в составе

имущества казны»

Активы, не являющиеся

продуктами производства,

права собственности на

которые установлены и

законодательно закреплены:

земля, ресурсы, недра и

пр.

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

непроизведенных активов

0 108 05 000

«Материальные

запасы в составе

имущества казны»

Произведенные материальные

запасы: сырье, материалы,

продукция

Возможность в дальнейшем

принятия к учету в составе

материальных запасов

Примечание. В целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. п. 89 — 96 Инструкции N 148н).

Как указывалось выше, до 2009 г. имущество казны учитывалось в составе основных средств. Поэтому согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции N 148н <3> учреждения, которые учитывали объекты имущества казны на счетах второго порядка счета 1 101 00 000 «Основные средства», должны перевести указанные объекты на счета второго порядка счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Перенос остатков осуществляется по каждому счету отдельно по стоимости, по которой они числились по состоянию на 1 января 2009 г. Переносить остатки следует в межотчетный период. Перевод исходящих остатков 2008 г. и формирование входящих остатков 2009 г. осуществляются на 1 января 2009 г. посредством счета 1 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». То есть при переводе исходящих остатков счет 1 401 03 000 дебетуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 101 00 000, при формировании входящих остатков кредитуется в корреспонденции со счетами второго порядка счета 1 108 00 000 <4>.

<3> Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 02-06-07/1505.
<4> Подробнее о выделении имущества из состава основных средств читайте в статье Л. Максимовой «Переход на новые положения Инструкции N 148н» в N 5 за 2009 г.

Принятие к учету имущества, не числящегося в учете по состоянию на 1 января 2009 г., отражается с применением счета 1 401 01 180 «Прочие доходы».

Правилами Инструкции N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (далее — финансовый орган) имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н.

Объекты казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении (последний абзац п. 89 Инструкции N 148н).

Бухгалтерский учет операций с имуществом казны осуществляется в порядке, предписанном Инструкцией N 148н для отражения операций с нефинансовыми активами. В то же время порядок и периодичность отражения операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете устанавливаются финансовым органом на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Порядок амортизации имущества казны

Учет амортизации, начисленной на объекты имущества казны, осуществляется на счетах:

  • 0 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;
  • 0 104 11 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;
  • 0 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

Аналитический учет по указанным счетам не ведется. Операции по амортизации активов в составе имущества казны отражаются в общей сумме в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. п. 45, 48 Инструкции N 148н).

За период нахождения объектов имущества казны в составе основных средств (до 1 января 2009 г.) в учете учреждения на аналитических счетах счета 1 104 00 000 «Амортизация» (1 104 01 000, 1 104 02 000, 1 104 03 000, 1 104 04 000, 1 104 05 000, 1 104 06 000, 1 104 07 000) отражалось начисление амортизации по правилам Инструкции N 25н. Накопленные на указанных счетах суммы амортизации в части имущества казны необходимо перевести на счета учета амортизации объектов имущества казны: 1 104 10 000, 1 104 11 000,1 104 12 000.

Перевод остатков осуществляется также с применением счета 1 401 03 000 по состоянию на 1 января 2009 г.:

а) перевод исходящих остатков 2008 г.:

Дебет счетов 1 104 01 000 — 1 104 07 000

Кредит счета 1 401 03 000;

б) формирование входящих остатков 2009 г.:

Дебет счета 1 401 03 000

Кредит счетов 1 104 10 000, 1 104 11 000.

Амортизация по объектам материальных основных фондов и нематериальных основных фондов в составе имущества казны в целях бюджетного учета отражается в особом порядке.

Первое правило, которое нужно запомнить: на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется. Это означает, что с 1 января 2009 г. (дата, на которую объекты имущества казны должны быть переведены из состава основных средств в состав имущества казны) суммы начисленной амортизации «замораживаются» (остаются без движения) до момента, когда указанное имущество будет передано в учреждение с правом оперативного управления (абз. 2 п. 44 Инструкции N 148н). При этом объекты имущества казны передаются по балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной ранее амортизации (п. 13 Инструкции N 148н).

Второе правило: расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. Указанный расчет производится на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта, остаточной стоимости и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном п. п. 39 — 43 Инструкции N 148н, то есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации. При этом Инструкция N 148н не содержит прямых указаний, на какой счет учреждение, получившее в оперативное управление основное средство из состава имущества казны, должно относить суммы такой амортизации. Однако, следуя логике порядка начисления амортизации, нужно применять счет 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов».

Примечание. Финансовый орган имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленным п. п. 39 — 43 Инструкции N 148н, то есть общепринятым способом (п. 46 Инструкции N 148н).

Пример. До 1 января 2009 г. учреждение А учитывало здание, относящееся к имуществу казны, в составе основных средств. Балансовая стоимость здания — 2 000 000 руб. Здание относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет. По состоянию на 1 января 2009 г. за период нахождения имущества казны в составе основных средств на указанный объект начислена амортизация в размере 60% — 1 200 000 руб. В августе 2009 г. учреждение А передает здание в оперативное управление учреждению Б, подведомственному другому главному распорядителю одного уровня бюджета.

Корреспонденция счетов по переводу здания из состава основных средств имущества казны и передаче здания в оперативное управление в учете учреждения А будет следующей:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

На 01.01.2009

Перевод исходящих

остатков 2008 г.

балансовой стоимости

здания

гКБК 1 401 03 00

КРБ 1 101 02 000

2 000 000

Формирование входящих

остатков 2009 г.

балансовой стоимости

здания

гКБК 1 108 01 000

гКБК 1 401 03 000

2 000 000

Перевод исходящих

остатков 2008 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

КРБ 1 104 02 000

гКБК 1 401 03 000

1 200 000

Формирование входящих

остатков 2009 г. сумм

амортизации, начисленных

на здание

гКБК 1 401 03 000

гКБК 1 104 11 000

1 200 000

Август 2009 г.

Передача здания

учреждению Б

КРБ 1 401 01 241

гКБК 1 108 01 410

2 000 000

Передача сумм

амортизации по зданию

гКБК 1 104 11 410

КРБ 1 401 01 241

1 200 000

Прежде чем отразить операции в учете учреждения Б, рассчитаем сумму амортизации по зданию за период нахождения его в составе имущества казны:

  • годовая сумма амортизации составит 100 000 руб. (2 000 000 x 1/20);
  • ежемесячная сумма амортизации равна 8333,33 руб. (100 000 / 12);
  • сумма амортизации за период нахождения здания в составе имущества казны составит 66 666 67 руб. (8333,33 x 8 мес.).

Корреспонденция счетов по получению здания в оперативное управление в учете учреждения Б будет следующей:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Август 2009 г.

Получено здание в

оперативное управление

от учреждения А

КРБ 1 101 02 310

КДБ 1 401 01 180

2 000 000

Поставлена на учет сумма

амортизации по зданию,

начисленная до включения

его в состав имущества

казны

КДБ 1 401 01 180

КРБ 1 104 02 410

1 200 000

Сентябрь 2009 г.

Начислена амортизация по

зданию за период

нахождения его в составе

имущества казны

КРБ 1 401 01 271

КРБ 1 104 02 410

66 666,67

Начислена амортизация по

зданию за сентябрь 2009

г.

КРБ 1 401 01 271

КРБ 1 104 02 410

8 333,33

Поступление и выбытие имущества казны

Порядок применения Плана счетов бюджетного учета в части нефинансовых активов имущества казны не содержит подробных рекомендаций по отражению операций по поступлению и выбытию имущества казны. Как указывалось выше, п. 90 Инструкции N 148н отсылает к общему порядку отражения операций с нефинансовыми активами. Между тем, проанализировав п. 47 Инструкции N 148н, который посвящен учету начисленной амортизации по объектам имущества казны в различных ситуациях, можно говорить об операциях:

а) поступления (выбытия) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
  • от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций;

б) безвозмездного получения (безвозмездной передачи) нефинансовых активов имущества казны:

  • от учреждений разных уровней бюджета;
  • от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных;

в) списания имущества казны;

г) реализации имущества казны.

Здесь применение терминов «поступление» или «безвозмездное получение» зависит от уровня (уровней) бюджета, в рамках которого (которых) происходит движение имущества казны. Так, движение имущества казны между учреждениями одного уровня бюджета, а также государственными и муниципальными учреждениями считается поступлением (выбытием), а движение имущества между различными уровнями бюджета, а также его поступление (выбытие) от коммерческих организаций и физических лиц — безвозмездным получением (безвозмездной передачей).

При поступлении и безвозмездном получении нефинансовых активов в состав имущества казны суммы ранее начисленной амортизации отражаются в учете принимающей стороны. При этом операции сопровождаются следующей корреспонденцией счетов:

Дебет

Кредит

Примечание

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений,

подведомственных одному главному распорядителю

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

По аналогии

получения

нефинансовых

активов,

п. п. 21, 26

Инструкции N

148н

На сумму начисленной

ранее амортизации

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 310

КРБ 1 304 04 320

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 410

Пункт 47

Инструкции N

148н

Поступление нефинансовых активов имущества казны от учреждений,

подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных

средств

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

активов,

п. п. 21, 26

Инструкции N

148н

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Пункт 47

Инструкции N

148н

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от

учреждений разных уровней бюджетов

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 151

По аналогии

получения

нефинансовых

активов,

п. п. 21, 26

Инструкции N

148н

На сумму начисленной

ранее амортизации

КДБ 401 01 151

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Пункт 47

Инструкции N

148н

Безвозмездное получение нефинансовых активов имущества казны от иных

организаций, за исключением государственных и муниципальных

На балансовую

стоимость объекта

гКБК 1 108 01 310

гКБК 1 108 02 310

гКБК 1 108 03 320

КДБ 401 01 180

По аналогии

получения

нефинансовых

активов,

п. п. 21, 26

Инструкции N

148н

На сумму начисленной

ранее амортизации

КБК 401 01 180

гКБК 1 104 10 410

гКБК 1 104 11 410

гКБК 1 104 12 420

Пункт 47

Инструкции

N 148н

При выбытии объектов имущества казны и их безвозмездной передаче суммы ранее начисленной амортизации списываются с баланса передающей стороны и учитываются на балансе принимающей стороны, то есть передаются с одновременной передачей сумм начисленной амортизации.

При отражении операций в бюджетном учете используется следующая схема проводок:

Таким образом, переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету (на счет 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения») после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (датой государственной регистрации — 16 августа). До момента получения правоустанавливающих документов переданный объект недвижимости должен учитываться за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Учет имущества в казенном учреждении

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных (муниципальных) учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного (муниципального) имущества в соответствии со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества.

  1. Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с передачей учреждения в собственность другого публично-правового образования, может быть определен финансовым органом с учетом положений совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 03.09.2012 N 02-03-09/3502/42-7.4-05/5.3-515. Обратите внимание: несмотря на то, что указанное письмо разъясняет порядок передачи в собственность других публично-правовых образований бюджетных и автономных учреждений, по нашему мнению, его положения обоснованно могут применяться и в отношении казенных учреждений с учетом особенностей их правового положения.

В учете передающего учреждения Отражено в бухгалтерском учете списание: — балансовой стоимости оборудования; 4 401 20 241 4 101 24 410 <* 180 000 — начисленной амортизации 4 104 24 410 4 401 20 241 26 000 В учете принимающего учреждения Отражено в бухгалтерском учете принятие оборудования: — на сумму балансовой стоимости; 4 101 24 310 4 401 10 180 180 000 — на сумму начисленной амортизации 4 401 10 180 4 104 24 410 26 000 <* Оборудование, оплаченное за счет средств целевой субсидии, принимается к учету по коду вида деятельности 4. Передача (поступление) имущества может происходить также между головным учреждением и его обособленным подразделением, состоящим на самостоятельном балансе.

Стандартные проводки при этом в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом.
Документальное оформление передачи (получения) имущества В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (результатов операций) учреждение должно сформировать первичный учетный документ в момент их совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции N 157н <3). <3 Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *