Учет капитальных инвестиций

Учет инвестиций в основной капитал (стр. 2 из 14)

— Затраты по формированию основного стада взрослого и продуктивного рабочего скота – особая группа капитальных вложений на сельскохозяйственных предприятиях.

Вложения во внеоборотные активы на сегодняшний день являются особо важной категорией.

Вложения во внеоборотные активы по своему характеру являются долгосрочными. В соответствии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиции»: «Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. Они связаны с:

-осуществлением капитального строительства, а также реконструкцией расширением, техническим перевооружением действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

-приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или частей) основных средств;

-приобретением земельных участков и объектов природопользования;

-приобретением и созданием активов нематериального характера.

В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) учет приобретаемых активов ведется в следующем порядке: «На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков.

На субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

На субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

На субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.

На субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.

На субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.».

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:

— по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, — по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на: строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям;

— по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, — по каждому приобретенному объекту;

— по затратам, связанным с формированием основного стада, — по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.).

По дебету счета 08 собираются затраты организации на приобретение внеоборотных активов, которые затем списываются с кредита счета 08 на соответствующие счета учета.

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада.

Практически все авторы уделяют внимание вопросу учета расходов на капитальное строительство, так как от объема и эффективности капитального строительства зависит дальнейшее развитие всех отраслей материального производства, рост благосостояния народа. Нешитой А.С. определил основной задачей капитального строительство – наращивание производственного потенциала страны на новой технической основе, сооружение предприятий, жилищ, объектов социально – культурного назначения. Выполняя свои задачи, капитальное строительство играет важную роль в инвестиционном процессе.Чтобы установить роль капитального строительства в инвестиционном процессе, нужно обратиться к технологической структуре капитальных вложений . Из технологической структуры капитальных вложений вытекает, что в осуществлении капитальных вложений особая роль принадлежит капитальному строительству.

Роль капитального строительства в инвестиционном процессе заключается в следующем.

1. Капитальное строительство участвует в освоении (осуществлении) капитальных вложений

2. Капитальное строительство обеспечивает рост основных фондов производственных мощностей предприятий и, следовательно, способствует развитию отраслей народного хозяйства; развитию производства и повышению благосостояния народа.

3. Обеспечивая применение на предприятиях новой техники и технологии, строительство способствует внедрению достижений научно-технического прогресса в производство.

4. Особая роль строительства в процессе создания производственных предприятий состоит в том, что, осуществляя наряду с возведением зданий и сооружений монтаж технологического, энергетического и других видов оборудования, оно обеспечивает условия для ввода в действие заводов, фабрик, комбинатов и, таким образом, завершает общий процесс их создания.

5. К строительной отрасли относятся проектные организации и, следовательно, проектно-изыскательские работы, связанные с разработкой строительных инвестиционных проектов как подготовительной стадией строительного производства. Здесь строительство играет важную роль в разработке современных, экономичных проектов с новым оборудованием, обеспечивает внедрение достижений научно-технического прогресса в инвестиционных проектах.

Для документального оформления операций, связанных с капитальным строительством, должны применяться унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а (с изменениями и дополнениями от 28 января 2002 г.) и постановлением Росстата от 11 ноября 1999 г. №100.

Из данных, приведенных в табл. 1.1, видно, что 2/3 объема капитальных вложений приходится на строительно-монтажные работы и прочие капитальные работы и затраты, выполняемые строительными организациями (к прочим капитальным работам и затратам здесь отнесена стоимость проектно-изыскательских работ, проектных и др.). И одна треть капитальных вложений направляется на приобретение оборудования.

Следует заметить, что в воспроизводственном процессе основных фондов участвуют не только строительство, но и другие отрасли народного хозяйства (например, машиностроение и др.), создающие оборудование, машины и другие вещественные ценности. При этом монтируемое оборудование само по себе не подвергается переработке или обработке, оно сохраняет ту натуральную форму, которую получило в процессе машиностроительного производства. Здесь важная роль строительства состоит в том, что, осуществляя монтаж оборудования, наряду с возведением зданий оно обеспечивает ввод в действие предприятий и, таким образом, завершает процесс их создания. Тот дополнительный труд, который затрачивается в строительстве на монтаж оборудования, является как бы завершающим этапом создания орудий производства машиностроительной промышленностью.

Роль капитального строительства в инвестиционном процессе можно проследить и по воспроизводственной структуре капитальных вложений в основные фонды.

Воспроизводственная структура капитальных вложений в Российской Федерации характеризуется данными, приведенными в табл. 1.2. и 1.3. (Приложение1)

Процесс разработки инвестиционных проектов сложен и трудоемок, так пишет Абрамов С.И.Эту работу по заказу инвесторов или выбираемых ими заказчиков чаще всего выполняют специализированные организации в виде консалтинговых или инжиниринговых структур. Разработка документации осуществляется на начальной фазе инвестиционного (жизненного) цикла, но после того, как решены вопросы инвестирования проекта. Проектная документация, как правило, включает ТЭО (проект) и техническую и организационную части инвестиционного проекта.

В строительной сфере порядок разработки, согласования и ут­верждения проектной документации регламентируется СНиПами. Обычно ее разработка осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения торгов определяется инвестором. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации необходимые исходные материалы.

Инвестиционный капитал играет роль движущей силы социально- экономического развития. По мнению Гукова А.В. опыт показывает, что экономический рост в Японии, в Южной Карее, Китае, Ирландии, на Тайване и других странах обеспечивался высокой нормой инвестиций 25-30% и более, которые использовались более эффективно, чем в России, были целевым образом сориентированы на развитие инфраструктуры, перерабатывающей промышленности и инновационных технологий в России норма инвестирования в основной капитал находится на уровне 16%, при том что большая их часть используется в сфере транспорта и сырьевых отраслей. (Приложение 2 табл.1.)

Организация первичного учета капитальных инвестиций

В статье исследованы существующие первичные документы по учету затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений. Построена схема информационных потоков в первичном учете капитальных инвестиций. Предложено использование карточки аналитического учета капитальных затрат для внутренних нужд предприятий независимо от отрасли и формы собственности.

Ключевые слова: первичный учет, капитальные затраты, капитальные инвестиции, документооборот.

Основная цель деятельности каждого предприятия заключается не только в максимизации получаемых доходов, но и в обеспечении потребителей качественной продукцией по доступным ценам с минимальными затратами для себя. Поэтому важную роль в процессе их функционирования играют капитальные инвестиции, которые представляют собой своеобразный «двигатель» производства. В свою очередь для эффективного управления инвестициями необходима своевременная и полная информация, достоверность которой подтверждается первичным учетом, что на сегодня затруднено вследствие недостатков методологического характера в документировании данного звена бухгалтерского учета. Недооценка ее важности и актуальности привело к недостаточно разработанности отдельных типовых форм первичного учета капитальных инвестиций, которые, во многих случаях рассматриваются лишь как производные от документов по учету внеоборотных активов.

Поднятая проблема вызвала широкий резонанс в научных кругах и много отечественных экономистов в настоящее время приобщаются к ее решению. Безрукова Т.Л. и Голикова Г.В. предлагают усовершенствования учетно-отчетных документов, в которых предусмотрено группировка капитальных инвестиций с целью их осуществления. Так, в формах ОС-1, ОС-6, НМА-1 авторы рекомендует ввести дополнительные строки, где будет указываться информация, с какой целью полученные, приобретенные или построенные (созданные) объекты капитальных инвестиций . Детально исследуя вопрос первичного учета капитальных инвестиций в создание внеоборотных активов хозяйственным способом, Воронова М.А. рекомендует использовать специально разработанную форму Заказа на работы и услуги по капитальному инвестирования . Требунских А.А. в своей статье прослеживает процесс формирования типовых первичных документов учета нематериальных активов и порядок их применения . Существенный вклад в исследование и решение проблемы совершенствования первичного учета капитальных инвестиций через призму учета необоротных активов сделали и другие отечественные исследователи: .

Целью статьи является совершенствование первичного учета капитальных инвестиций. Исходя из цели, решения предлагаются следующие задачи теоретико-методологического и организационного характера:

— исследовать существующие формы первичных документов относительно признания и учета расходов, связанных с осуществлением капитальных инвестиций;

— построить организационную схему информационных потоков в первичном учете капитальных инвестиций;

— проанализировать возможность использования для внутренних потребностей предприятий карточки аналитического учета капитальных расходов с четко определенными реквизитами.

Согласно Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета, для учета капитальных инвестиций предусмотрен активный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» . На субсчетах данного счета отражается информация о понесенных расходах на приобретение и создание материальных и нематериальных необоротных активов. Поэтому, исходя из этого, первичные документы по учету капитальных инвестиций следует рассматривать в разрезе документирования операций с основными средствами, другими внеоборотными материальными активами, нематериальными активами, долгосрочными биологическими активами и исходя из типовых форм документирования, принятых в строительстве.

При рассмотрении вложений в форме капитальных инвестиций в основные средства следует учесть то, что они могут осуществляться различными способами (строительство и приобретение новых активов, реконструкция или модернизация имеющихся и т.п.), что влияет на отражения таких хозяйственных операций в первичной документации. Таким образом, для документирования капитального строительства основных средств следует учитывать способ осуществления строительных работ: подрядный, при котором используются услуги подрядных строительных или монтажных организаций, и хозяйственный, который предусматривает осуществление строительства собственными силами. Привлечение капитальных инвестиций в строительство при первом способе отражается в таких первичных документах, как: КС-2, КС-3, М-28, ОС-1, ОС-6, ОС-14, ОС-15.

Формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» являются типовыми формами первичных документов в строительстве . Они используются для определения стоимости строительных работ и проведения расчетов между застройщиком и подрядчиком. Оба первичных документа составляются в двух экземплярах, один из которых передается заказчику.

В России утверждены типовые формы М-28 и М-28а «Лимитно-заборная карточка» для отражения отпуска материалов на строительные объекты, используемые в течение всего срока строительства. При отпуске материалов со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте формы М-28, а получатель – в лимитно-заборной карте формы М-28а. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» предусмотрено четыре формы первичных документов, которые содержат информацию о понесенных капитальных затратах на строительство основных средств. Форма ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» в данном случае используется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, то есть введение их в эксплуатацию, служит основанием для заполнения формы ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств», в которой ведется аналитический учет по каждому объекту отдельно. Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации применяется форма ОС-3 «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов». Для регистрации инвентарных карточек используется форма ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств».

Если же строительство основных средств осуществляется собственными силами, то подтверждением понесенных расходов будут служить следующие первичные документы: форма М-28, рапорт на повременные работы, наряд на выполнение работ, акт о сдачи-приемки выполненных работ. Типовую форму М-28 «Лимитно-заборная карточка» используют для отражения многократного отпуска запасов одного номенклатурного номера в один и тот же цех, участок, и т.д. в течение одного месяца . До зачисления объекта на баланс предприятия, которое осуществляется на основании формы ОС-1, его первоначальная стоимость формируется на основе актов выполненных работ, счетов-фактур, рапортов на почасовые работы, которые отражают стоимость выполненных работ и служат основанием для начисления заработной платы вовлеченным в процессе капитального строительства работникам. После составления всех этих документов формируется акт сдачи-приемки выполненных работ, который, в свою очередь, является основанием для ввода объекта в эксплуатацию.

Отметим, что вопрос признания капитальных инвестиций зависит от способа поступления основных средств на предприятие: строительство, приобретение за плату, изготовление собственными силами или силами сторонних организаций, а также к капитальным относятся расходы, понесенные на модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт, дооборудование и достройку. Получение основных средств на предприятие, не связанное с осуществлением денежных расчетов (бартерные операции, вклад в уставный капитал, безвозмездное получение и т.д.) не считается капитальными инвестициями. Также не относят к инвестиционной деятельности расходы, понесенные на поддержку объекта, что не приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования. В первом случае произведение капитальных затрат будет подтверждаться такими первичными документами: накладные, товарно-транспортные накладные, формы ОС-1, ОС-6, ОС-14, ОС-15.

Все вышеперечисленные формы отражают информацию о стоимости основных средств, составляются в экземплярах, количество которых должно быть достаточным для передачи всем участникам хозяйственной операции. На основе указанных накладных формируется форма ОС-1, которая отражает первоначальную стоимость введенных в эксплуатацию объектов основных средств. Также, поскольку осуществление капитального ремонта, реконструкции и модернизации основных средств тоже являются капитальными инвестициями предприятия, то первоначальная стоимость необоротных активов на основании формы ОС-3 «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» увеличивается на сумму этих инвестиций.

Исходя из того, что для документирования операций с другими внеоборотными материальными активами не разработано специальных методических рекомендаций, для отображения понесенных капитальных затрат на их приобретение (создание) используются формы, аналогичные первичным документам для учета основных средств.

Порядок бухгалтерского учета нематериальных активов установлен в Поло­жении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденном приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. Для учета нематериальных активов предусмотрен только один унифициро­ванный документ — карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1), утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Документы, которыми должны оформляться операции с нематериальными ак­тивами, законодательно не разработаны. Тем не менее, в постановлении сказа­но, что карточка «заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации». В связи с этим организация должна самостоятельно разработать формы пер­вичной документации по нематериальным активам с соблюдением всех обяза­тельных реквизитов.

При отражении в первичном учете осуществления капитальных инвестиций в приобретение (создание) нематериальных активов предлагаем разработать в составе первичных документов при утверждении учетной политики организации, следующие формы: НА-1 «Акт введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов», НА-2 «Инвентарная карточка учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» и НА-4 «Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов». Форма НА-1 может использоваться предприятиями для введения в хозяйственный оборот и использования отдельных объектов права интеллектуальной собственности, составляться в одном экземпляре на основе технической, научно-технической и другой документации. Для аналитического учета отдельных объектов и групп однотипных объектов права интеллектуальной собственности, поступивших в один месяц, будет предназначена форма НА-2, которая составляется на основе вышеуказанной формы. В свою очередь инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре по месту нахождения нематериального актива. Также капитальные затраты по приобретению или созданию нематериальных активов могут отображаться в накладных (в случае приобретения) и в актах о сдаче-приемке выполненных работ (в случае создания).

Первичный учет капитальных инвестиций, на основе описанных первичных документов, можно представить в виде схемы документооборота (рис. 1).

На основе приведенного схематического отображения информационных взаимосвязей, утверждаем, что первичный документооборот по капитальным инвестициям условно можно разделить на 2 уровня: первый уровень – это формирование первоначальной стоимости отдельных объектов капитального инвестирования, второй — введение их в эксплуатацию. Таким образом, с целью уменьшения потерь и искажения информации, на предприятиях независимо от отрасли и формы собственности следует создать внутренний документ по учету капитальных инвестиций – карточку аналитического учета капитальных расходов, который превратился в связующее звено между указанными уровнями. Совершая определенные шаги в этом направлении, рекомендуется форма этого документа и предлагается использовать следующие реквизиты: № п/п, дата, название расходов, документ, единовременная сумма (в руб.), сумма нарастающим итогом (в руб.) .

Такой документ должен содержать информацию: о виде и объеме капитальных затрат (без НДС и отдельно – сумма НДС) в разрезе аналитических счетов (в качестве которых предлагается использовать источники привлечения инвестиций); о расходах и номерах документов, подтверждающих это; информация о контрагентах, связанных с осуществленными инвестициями. Таким образом, данная карточка не только сделает невозможным искажение информации о капитальных инвестициях, получаемая пользователями, но и сможет служить документом, который даст возможность юридически правильно ввести объекты внеоборотных активов в эксплуатацию, параллельно обеспечивая достоверность определения их первоначальной стоимости.

Рис. 1. Информационные потоки в первичном учете капитальных инвестиций

Итак, в последние годы наблюдается рост интереса ученых к вопросу документирования (в т.ч. первичного) капитальных инвестиций, что объясняется осознанию их значимости в современной экономической среде. Однако, вследствие отсутствия единых методологических подходов и базисов для надлежащего учета и документирования капитальных инвестиций документооборот данного участка является достаточно сложным и громоздким. На наш взгляд, предприятиям следует позаботиться о создании собственных внутренних форм документов по учету капитальных инвестиций (напр., карточки аналитического учета капитальных расходов), что призвано обобщить ключевую информацию по поступлению и использованию инвестиционных ресурсов в одном документе.

В дальнейшем научные исследования должны направляться на выявление организационных недостатков при построении информационных связей между структурными подразделениями предприятий (в т.ч. территориально обособленными) при посредничестве первичных документов и устранение таких недостатков с целью недопущения потерь и дублирования данных, которые используются различными звеньями управления.

Литература:

1. Безрукова Т.Л., Голикова Г.В. Модель выбора и координации инвестиционных проектов при реализации инвестиционной стратегии / Т.Л. Безрукова, Г.В. Голикова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2008. № 8. С. 61-63.

2. Воронова М.А., Сыроижко В.В. Бухгалтерский учет и анализ / М.А. Воронова, В.В. Сыроижко. Воронеж, 2014.

3. Голикова Г.В. Формирование инвестиционной стратегии организации: теория и методология / Галина Викторовна Голикова: монография / Г. В. Голикова. Воронеж, 2008.

4. Гончарова М.А., Сыроижко В.В. Современные системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / М.А. Гончарова, В.В. Сыроижко. Воронеж, 2010.

5. Серебрякова Н.А., Смольянова Е.Л. Основные проблемы развития инновационно-инвестиционного потенциала Воронежской области / Н.А. Серебрякова, Е.Л. Смольянова // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №2. С. 52-60.

6. Серебрякова Н.А., Грищенко Н.В. Прогнозирование экономических показателей на основе трендовых моделей / Н.А.Серебрякова, Н.В.Грищенко // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2012. №3. С. 55-59.

7. Сыроижко В.В., Голикова Г.В. К вопросу об инновационном направлении развития рынка РТИ в Воронежской области / В.В. Сыроижко, Г.В. Голикова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3 (47). С. 120-124.

8. Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Использование экономико-математических методов анализа в оценке деятельности кооперативных организаций / В.В. Сыроижко, М.А. Воронова, И.И. Кульнева // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 142-145.

9. Сыроижко В.В. Методика анализа направленности развития организации / В.В. Сыроижко // Бухгалтерский учет. 2008. № 10. С. 67-74.

10. Сыроижко В.В. Организация системы контроллинга в потребительской кооперации / В.В. Сыроижко // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Белгород, 2000

11. Сыроижко В.В., Требунских А.А. Инвестиционная деятельность организации в современной системе бухгалтерского учета / В.В. Сыроижко, А.А. Требунских // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 1 (45). С. 087-092.

Инвестиции в капитальное строительство

В.Д. Клюев определяет инвестиционный комплекс как систему предприятий и организаций по реализации капитальных вложений, выполняющую в общественном производстве функции создания недвижимых основных фондов, необходимых и достаточных для деятельности всех отраслей народного хозяйства .

Рассмотрим ряд понятий, связанных с инвестициями в строительство: инвестиции, инвестор, заказчик, застройщик, ген подрядчик, управляющий проектом, капитальные вложения.

Инвестиции в основной капитал — совокупность затрат (финансовых, материальных ресурсов, интеллектуальных ценностей), направляемых на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов (в виде недвижимости) путем нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения объектов, приобретения зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, инвентаря и т.д. с целью получения инвестором экономического, социального или экологического эффекта. Частный капитал стремится к получению экономического эффекта (прибыли), социального и экологического эффекта добиваются, как правило, за счет реализации государственных инвестиций.

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных и заемных имущественных и интеллектуальных ценностей в строительство объекта. Инвесторы имеют юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Инвесторы определяют сферу приложения капитальных вложений (инвестиций), вырабатывают условия контрактов на строительство объекта с другими участниками инвестиционного процесса и осуществляют с ними финансово-кредитные расчеты. Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции — объекта, а также выполнять функции заказчика или застройщика.

Заказчиком является юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организации и управления финансовым проектом строительства объекта, начиная от технико-экономического обоснования (ТЭО) капитальных вложений и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом промышленного предприятия на проектную мощность.

Застройщик отличается от заказчика правами на земельный участок под стройку. Он является землевладельцем на праве личной собственности, а заказчик использует земельный участок под стройку на условиях длительной аренды.

Генеральный подрядчик — фирма, осуществляющая по договору подряда (или контракту) возведение объекта. Генподрядчик отвечает перед заказчиком за строительстве объекта в полном соответствии с условиями договора, проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами. По согласованию с заказчиком привлекает к выполнению от дельных комплексов строительно-монтажных работ субподрядные организации и несет ответственность за качество вы полненных работ в течение гарантийного периода времени после сдачи объекта в эксплуатацию.

Капитальные вложения — это затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое пере вооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство вне зависимости от источника финансирования и формы собственности заказчика (инвестора). К капитальным вложениям относятся затраты: на строительные работы всех видов; работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; прочие работы и затраты. Капитальные вложения населения заключают в себе затраты на строительство собственных жилых домов с необходимыми постройками и подсобными помещениями.

Инвестиционная политика — совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении и воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная.

Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная систем инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении правил игры во взаимоотношениях инвестор —государство, что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную.

Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Основные направления инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Инвестиционная политика на перспективу предусматривает совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусмотрено:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

* совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;* установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;* защиты интересов инвесторов;* предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;* расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительных объектов социально-культурного назначения;* создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;* принятия антимонопольных мер;* расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;* развития финансового лизинга в РФ;* проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;* создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

* разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;* формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;* предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ;* размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;* проведения экспертизы инвестиционных проектов;* защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;* разработки и утверждения стандартов (норм и правил — stroyverno.ru) и осуществления контроля за их соблюдением;* вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;* предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности:

1. Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

2. Переход преимущественно к экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и

преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

3. Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений государство — промышленное предприятие перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. Под проектом понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе.

Цели инвестиционной политики региона.

В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Одно из важнейших требований современности — инновационный характер развития экономики регионов.

Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона — ключевая экономическая проблема успешности его развития.

В то же время инновационная активность в российской экономике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических агентов.

Политика инноваций состоит в предвидении изменений производственной функции хозяйствующего субъекта и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный период. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами.

Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и

поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

На основании всего вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в сложившихся на сегодняшний момент экономических условиях невозможно говорить и состоянии строительного комплекса и не вспомнить о состоянии инвестиционного комплекса, и наоборот. Таким образом, целесообразно говорить о сложившемся инвестиционно-строительном комплексе как в отдельном регионе, так и в целом по стране.

Инвестиционно-строительный комплекс А.Н. Асаул и А.В. Батрак определяют как совокупность независимых организаций, занятых возведением новых, а также реконструкцией и расширением действующих зданий и сооружений производственного назначения; обеспечивающих строительные процессы ресурсами и услугами; выполняющих научно-исследовательские, проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы и готовящих кадры. В состав инвестиционно-строительного комплекса они включают как производственные, так и непроизводственные организации: общественные союзы и ассоциации, высшие учебные заведения, проектные и исследовательские организации, риэлтерские, страховые и инвестиционные структуры. Объединенные в группу вспомогательных организаций, они часто оказываются наиболее важными звеньями в достижении инвестиционно-строительным комплексом желаемого результата.

А.И. Вахмистров инвестиционно-строительный комплекс трактует как сферу хозяйственной деятельности, связанную с расширенным воспроизводством основных производственных и непроизводственных фондов. Он включает в нее только инвестиции в форме капитальных вложений, т.е. инвестиции в создание новых, реконструкцию, модернизацию и реставрацию существующих объектов недвижимости .

Процессы, происходящие во взаимоотношениях строительства и экономики в целом не менее многообразны, чем внутри собственно строительства, и не менее динамичны. В этой связи необходимо подчеркнуть, что жизнеспособность экономической системы любого масштаба (отрасль, регион, государство), ее самовоспроизводящаяся функция и способность к саморазвитию во многом зависят от способности привлекать и эффективно задействовать средства со стороны. Вследствие того, что экономика региона включает в себя экономические системы организаций различных форм собственности и хозяйствования, объективно возникает сопряжение систем управления региональной экономикой и отдельных экономических субъектов, одной из эффективных форм реализации которого являются структуры, организованные на основе корпоративных принципов.

Результаты анализа функционирования отечественного ИСК и других отраслей национальной экономики в современных условиях хозяйствования свидетельствуют о том, что рынок сам по себе не в состоянии обеспечить устойчивых и взаимовыгодных связей между производственными единицами, выполняющими разные функции в едином технико-технологическом процессе, каковым является ИСК. Возникшая в стране принципиально новая экономико-правовая ситуация, а также воздействие на ИСК факторов социально-экономического характера предполагают объективный анализ развития корпоративного сектора и возможностей формирования региональных финансово-строительных групп, которые в будущем могут составить структурообразующую основу региональных ИСК.

Объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) в повышении эффективности использования привлекаемого капитала с целью получения прибыли — главные составляющие инвестиционного климата. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала — например, там есть сырьевые ресурсы или сравнительно обеспеченное население, — но если политическая обстановка не стабильна, то на инвестиции мало кто решится. И, наоборот, регион может быть благоприятен с точки зрения риска, но делать там инвестору просто нечего. Инвестиционный риск — характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Ее величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) — характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели: насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.д.), потребительский спрос населения, другие факторы. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных потенциалов: ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения); потребительского (совокупная платежеспособность населения); институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); интеллектуального (образовательный уровень населения); инновационного (уровень внедрения достижений НТП).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *