Учет капитальных вложений

Учет основных средств и капитальных вложений

Правила формирования информации об основных средствах организации в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету основных средств 6/01 «Учет основных средств», в соответствии с которым определен порядок организации бухгалтерского учета на предприятии, изложенный в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств.

Поступающие в организацию основные средства принимает комиссия, назначенная руководителем. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности (форма №ОС-1) . Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т. п.). На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств. Акт утверждает руководитель организации.

С целью контроля за сохранностью, перемещением и правильным использованием основных средств принято каждому инвентарному объекту присваивать инвентарный номер. В бухгалтерии ЗАО «АПК Юность» пообъектный инвентарный учет основных средств ведут в инвентарных карточках типовой формы (форма №ОС-6).

На лицевой стороне карточки указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат и др. На оборотной стороне инвентарной карточки указывают сведения о дате и затратах по достройке, модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный объект в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце. Однако при этом каждому объекту присваивается отдельный инвентарный номер.

Таким образом, инвентарные карточки являются основным регистром аналитического учета основных средств.

Объекты основных средств выбывают из организации в результате продажи, списания в случае морального и физического износа, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, передачи по договорам мены, дарения и др. На ЗАО «АПК Юность» основные средства выбывают в результате списания при моральном и физическом износе.

Объекты основных средств, пришедшие в негодность, должны быть списаны с баланса предприятия. Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на списание имущества на предприятии приказом руководителя создается соответствующая комиссия.

После принятия комиссией решения о ликвидации того или иного объекта должен составляться соответствующий акт на списание имущества: акт на списание основных средств (форма №ОС-4) либо акт на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а). В данных актах необходимо отразить техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, количество проведенных капитальных ремонтов, затраты на списание и др. Комиссия должна определить возможность использования материалов и деталей, полученных от ликвидации основных средств, и дать им оценку.

Моральный и физический износ полностью непригодных для дальнейшего использования основных средств подтверждается комиссией. Решение комиссии о списании объекта основных средств в устной форме сообщается в бухгалтерию, где на основании данного решения делают соответствующие записи о выбытии основных средств в инвентарные карточки.

Синтетический учет наличия и движения основных средств на ЗАО «АПК Юность» осуществляется на активном счете 01 «Основные средства». По дебету данного счета отражают поступление основных средств, а по кредиту — их выбытие. На предприятии ведется журнал-ордер №04 — типовая форма № Ж-04 о движении основных средств по кредиту счетов № 01, 02, 83, 98.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок формирования которой зависит от способа приобретения (получения) основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации .

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный капитал, отражается следующим образом (Приложение И):

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» 79 306 084,80 руб.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Рыночная стоимость активов, полученных безвозмездно, в бухгалтерском учете отражается следующим образом (Приложение И):

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные»

При принятии основных средств к учету делается запись:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» 79 306 084,80 руб.

Амортизация основных средств ЗАО «АПК Юность» начисляется линейным способом. Согласно этому способу амортизируемая стоимость объекта основных средств равномерно в течение всего срока полезного использования списывается на затраты производства.

Годовая сумма амортизационных отчислений на предприятии определяется исходя из первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с учета.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Расчет суммы амортизации предприятие производит ежемесячно в расчете 1/12 от годовой нормы и оформляет специальной разработочной таблицей «Расчет амортизации основных средств» (Приложение Г), которая содержит информацию о первоначальной стоимости основных средств и сумме начисленных за определенный период амортизационных отчислений. Данный регистр служит основанием для отражения амортизации и износа основных средств на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами издержек производства и обращения.

По основным средствам основного производства начисление амортизации в бухгалтерском учете отражается следующей записью (Приложение Г):

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» 19 219 317,59 руб.

При сбоях в работе основные средства ЗАО «АПК Юность» подлежат текущему ремонту, выполняемого хозяйственным способом. Капитальный ремонт основных средств не проводится. Упущением при проведении ремонта является то, что на предприятии не составляются дефектные ведомости, которые должны содержать работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, а также намечаемые к замене детали и стоимость ремонта.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Фактические расходы, связанные с проведением ремонта, относятся на счета учета издержек производства и обращения с кредита счетов учета производственных затрат.

В учете делаются следующие записи:

Отражена стоимость израсходованных на проведение ремонта материалов:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 10 «Материалы»

Начислена заработная плата рабочим за проведение ремонта :

Дебет 20 «Основное производство», субсчет «Ремонтная группа»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 10 428, 94 руб.

Произведены отчисления во внебюджетные фонды с начисленной заработной платы (Приложение И):

Дебет 20 «Основное производство», субсчет «Ремонтная группа»

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 2 732,39 руб.

Для организации контроля за сохранностью объектов основных средств необходимо проводить их инвентаризацию, которая позволяет выявить расхождения между фактическим наличием основных средств и данными бухгалтерского учета.

На ЗАО «АПК Юность» инвентаризация основных средств проводится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, один раз в три года. Для оформления данных инвентаризации применяется инвентаризационная опись.

Комиссия при инвентаризации основных средств производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, количество, цену и общую сумму.

При инвентаризации зданий и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение данных объектов в собственности предприятия. Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности организации.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, года выпуска, назначения, мощности и др. Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (автомашины) инвентаризируются до момента их временного выбытия.

На исследуемом предприятием проводилась инвентаризация основных средств 2010, в результате которой не было выявлено ни излишков, ни недостачи объектов основных средств.

Таким образом, в порядке ведения учета основных средств на исследуемом предприятии существуют грубые нарушения. На предприятии не составляется акт на списание основных средств, операции по выбытию основных средств в результате списания при моральном и физическом износе не отражаются в учете. При ремонте основных средств не составляются дефектные ведомости.

Особенности некоторых видов капитальных вложений

Наиболее частыми капитальными затратами предприятий могут быть:

1. Строительство. К этой категории капитальных вложений относится не только возведение новых зданий, которые будут использоваться в производственном процессе, но и расширение имеющихся объектов недвижимости. К этой категории могут быть отнесены и работы по восстановлению повреждённых строений вне зависимости от величины финансовых затрат. Строительные финансовые затраты подразделяются также на производственные и непроизводственные:

  • К производственным объектам относятся помещения, где организован какой-либо производственный процесс. К таким зданиям могут относиться, как сборочные и производственные цеха, так и гаражи, складские и подсобные помещения.
  • К непроизводственным объектам, при приобретении или модернизации которых требуется осуществление проводки имущества в качестве капитальных вложений, относятся любые офисные помещения и объекты коммунального назначения.

Строительные финансовые затраты могут быть законченными и незаконченными:

  • к категории незаконченных капитальных вложений относятся объекты, строительство или модернизаций которых не завершена в полном объёме. В этом случае, отчётность отображается только в том объёме, в котором были осуществлены затраты на приобретение оборудования, материалов и оплаты строительных работ за установленный период;
  • завершёнными строительными финансовыми затратами считаются только объекты, возведение которых было полностью закончено, и объект был введён в эксплуатацию в установленном порядке.

2. Оборудование. При осуществлении бухгалтерского учёта капитальных вложений для приобретения оборудования, необходимо точно идентифицировать приобретаемое имущество. Основное отличие, которое может наблюдаться в этой категории материальных ценностей, заключается в способе монтажа оборудования. Оборудование, которое требует определённых работ для установки, классифицируется как требующее монтажа. К этой категории относится технологическое или иное оборудование, установка которого производится на постоянное место эксплуатации. К оборудованию не требующему монтажа относятся отдельно стоящие станки, автомобили и другое перемещаемое имущество.

3. Нематериальные активы. К данной категории относятся приобретённые на возмездной основе лицензии, торговые знаки или разрешение на добычу природных ресурсов.

Нюансы бухгалтерского оформления капитальных вложений

Бухгалтерский учёт собственного капитала организации отображается в бухгалтерском учёте только при наличии соответствующих документов на передачу прав собственности или регистрации нового объекта. При регистрации нового объекта обязательно должен быть произведён акт приёмки основного материального капитала. Если при приобретении имущества, которое относится к капитальным затратам, происходит смена собственника, то в этом случае также необходимо проведение всех юридических процедур в зависимости от вида приобретаемого движимого или недвижимого объекта.

Если для бухгалтерской отчётности требуется отобразить инвентарную стоимость объекта, то такая проводка может быть осуществлена только в случае полного завершения процесса. Недостроенные объекты или приобретённое, но не установленное оборудование не могут иметь инвентарную стоимость. Этот вид стоимости объектов должен отображать не только расходы на приобретение капитального имущества, но и на его транспортировку, монтаж и оформление. Построенное с «нуля» здание также может иметь инвентарную стоимость только после подключения объекта к коммуникациям и оформления всех необходимых документов для ввода объекта в эксплуатацию.

Счета, отображаемые в бухгалтерской проводке

Для осуществления бухгалтерских проводок по всем правилам недостаточно разбираться в том, что такое капитальные вложения в бухучёте. Для грамотного оформления отчётности, необходимо знать, какие счета использовать в тех или иных случаях отображения капитальных вложений. Долгосрочные активы капитальных вложений ведут на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В зависимости от вида материальных затрат данный счёт может быть оформлен по следующим субсчетам:

  1. Приобретение земельных участков.
  2. Приобретение объектов природопользования.
  3. Строительство объектов основных средств.
  4. Приобретение объектов основных средств.
  5. Приобретение нематериальных активов.

Данные субсчета отображаются при проводке объектов движимого или недвижимого имущества, а также активов, которые представляют собой нематериальные ценности, задействованные в производственном процессе организации.

Капитал в бухгалтерском учёте — это не самостоятельный термин. Наиболее близко к этому понятию относятся такие финансовые вложения, которые подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Вне зависимости от вида затрат, проводки осуществляются бухгалтером предприятия, и нарушения отчётности могут привести к санкциям со стороны контролирующих организаций. Данный вид финансовых растрат позволяет значительно увеличить эффективность производственного процесса, поэтому прежде всего в правильном оформлении этого вида вложений должны быть заинтересованы собственники бизнеса, так как направленные денежные средства на приобретение капитальных объектов позволяют снизить налоговое бремя на предприятие и значительно увеличить производительность и эффективность бизнеса. Приобретение нового оборудования, расширение, модернизация или постройка новых помещений позволяет увеличить капитализацию бизнеса, поэтому эти капитальные средства, вложенные в бизнес, не могут считаться только лишь инвестициями в производство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *