Учет музейных фондов

Структура и актуальные положения «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях»

Очень подробные правила хранения и использования музейного фонда изложены в обширной «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР». Инструкция утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. (№ 290). Инструкция определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.

На основе Инструкции и с учетом других нормативных документов руководство музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей; хранение их в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках; прием и выдачу в постоянное или временное пользование; реставрационные осмотры; охрану, дежурства, опломбирование и опечатывание помещений, хранение ключей; права и обязанности хранителей, научных сотрудников, реставраторов, смотрителей залов.

Директор музея, реставрационного или выставочного учреждения несет ответственность за создание надлежащих условий хранения, за состояние учета, за научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение охраны, а также за противопожарное состояние музея. Наряду с директором ответственность за целость, сохранность, постановку учета, консервации несет главный хранитель, в некоторых музеях – зам. директора по учету и хранению. При отсутствии в штате главного хранителя ответственность несет заведующий фондами или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя или заведующего фондами. На время болезни или отпуска главного хранителя, а также отстутствия по другим причинам его обязанности исполняет другой работник, назначаемый специальным приказом директора. В случае организации хранения по отделам, ответственность за музейные ценности несет и завещующий отделом наряду с главным хранителем.

Заместитель директора по научной части несет ответственность за комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. В музеях, где нет заместителя директора, эту ответственность несет директор. Среди других заместителей директора предусмотрены должности заместителя по административно-хозяйственной части, а в крупных музеях – еще и по капиталь-ному строительству.

Все документы, связанные с передвижением музейных фондов (прием и выдача, передача из одного отдела в другой), планы учетно-хранительского и реставрационного характера, переписка, отчеты – должны визироваться или подписываться главным хранителем (заведующим фондами).

Только по согласованию с главным хранителем (заведующим фондами) должны происходить назначения, увольнения и пермещения работников учета, хранения и реставрации, а также внутренней охраны и смотрителей залов. В случае получения распоряжения директора, противоречащего Инструкции (п. 17), главный хранитель (заведующий фондами) до выполнения его должен поставить в известность директора в письменной форме о неправильности данного распоряжения. При подтверждении директором в письменной форме распоряжения главный хранитель обязан немедленно сообщить об этом союзному или республиканскогому Министерству культуры (в настоящее время они соответствуют министерствам федеральному либо суъекта федерации) по подчиненности музея, а в музеях других министерств и ведомств – вышестоящим органам.

Обо всех случаях хищения, повреждения или заболевания музейных предметов директор и главный хранитель (заведующий фондами) обязаны немедленно сообщать в Министерство культуры в соответствии с подчиненностью в устной, а затем и письменной форме с подробным изложением всех обстоятельств. При этом музей обязан немедленно составить дефектный акт (п. 20), к которому прилагается фотография предмета. Необходимо обеспечивать сохранность даже самых незначительных частей поврежденных предметов с передачей их реставрационной мастерской.

Реставрацию выдающихся музейных ценностей (кроме самых простейших консервационных работ) допускается производить только с разрешения Министерства культуры и при наличии заключения комиссии в составе авторитеных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей категории.

Обязанности хранителя возлагаются и на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты такой выставки. Хранителями музейных фондов могут быть назна-чены лица с высшим образованием, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительской работы не менее 3-х месяцев.

Вскрытие витрины или хранилища при отсутствии хранителя производится комиссией из 3-х сотрудников с обязательным присутствием главного хранителя (заведующего фондами) или директора, при отсутствии директора его может заменить заместитель. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт с указанием причин и результатов такого действия.

К обязанностям хранителя относятся: ведение журнала регистрации посетителей хранилищ, ограждение хранилища от посещения посторонних лиц без разрешения директора или главного хранителя; ведение журналов по консервации музейных предметов и картотеки сохранности; ведение сводки ежедневных записей показателей температурно-влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах, составление ежемесячных графиков колебания температуры и влажности.

Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры, реставрацион-ными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.

В музеях должны быть созданы реставрационные советы, если в их штате есть реставраторы или ресравтационные мастерские. Такие советы возглавляет заместитель директора по научной или учетно-хранительской работе либо главный хранитель. Положение о реставрационном совете утверждается директором по представлению сотрудника, уполномоченного возглавлять реставрационный совет. Решения советов по реставрации и консервации входят в силу после утверждения директором музея. Утверждается годовой план реставрации, на основе утвержден-ного годового плана составляются квартальные и месячные планы реставрационных работ. Составляются также календарные планы осмотра музейных предметов.

К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в музеях, реставрационных мастерских и организациях могут быть допущены только лица, прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных курсах или стажировку в ведущих реставрационных организациях и аттестованные. Дирекция музея или реставрационного учреждения не имеет права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ, чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой, установленной при аттестации или рекомендацией после стажировки. На каждый реставрируемый музейных предмет реставратор составляет проект реставрационного задания с указанием всех операций в их последовательности, рецептур и материалов. Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается директором.

Собрания музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Из основного фонда может быть выделен обменный фонд, состоящий из предметов, не отвечающих профилю музея, а также из излишних дублетных экземпляров (более 5). Отнесение предметов к тому или иному фонду производится фондово-закупочной комиссией музея и оформляется протоколом, который утверждается директором и скрепляется печатью музея.

Акты, книги поступлений и инвентарные книги должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений. Исправления записей в этих документах допускаются лишь красными чернилами. Старые записи зачеркиваются только одной чертой. Об исправлениях делается соответствующая запись на той же странице, которая заверяется директором и главным хранителем (заведующим фондами), заведующим отделом учета, материально ответственным лицом и скрепляется печатью музея.

Оформление приема и выдачи предметов производится немедленно по соответствующим актам. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема как первичным юридическим документом государственного учета фондов, категорически запрещается. К акту желательно приложить сведения об истории предмета (так называемую легенду), т.е. сведения о происхождении, движении предмета, пребывании в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления. Акты приема и выдачи составляются в количестве не менее 3-х экземпляров, один из которых выдается лицу, сдавшему или принявшему предмет, остальные передаются хранителю и отделу, в который предмет поступил или из которого выдан.

В акте выдачи во временное пользование организаторам выставок должна быть оговорка, что принимающее учреждение в лице его представителя ознакомилось с инструкией о хранении и учете и обязуется ее выполнять. Также необходимо получить от принимающего учреждения оговоренную актом гарантию сохранности и своевременного возврата предмета, выданного во временное пользование. Лицо, принимающее предметы, должно иметь доверенность.

Транспортировка предметов производится в сопровождении материально ответственного лица от сдающей или принимающей стороны. К акту выдачи прилагаются копии железно-дорожных, авто- или авианакладных на отправку груза. Категорически запрещается передача экспонатов во временное хранение без согласия их владельца.

Внутренние передачи предметов из одного отдела в другой, от одного материально ответственного хранителя другому материально ответственному производятся по разрешению деректора и оформляются актом. Акты утверждаются директором или его заместителем по науч-ной части и скрепляются печатью музея. Кратковременная передача предметов в фотолаборато-рию или для научной работы в пределах музея производится по разрешению главного хранителя (заведующего фондами) и заведующего отделом и оформляется распиской в специальной книге рукой принимающего лица.

Раздельно пронумерованные акты постоянного и временного хранения подшиваются в два разных дела актов приема или в два разных дела актов выдач в порядке восходящих номеров (т.е. в хронологическом порядке). Все акты подлежат регистрации в специальной книге регистрации актов. В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются, опечатываются печатью и остаются на хранение в музее. Сдаче в Главное архивное управление акты и другие связанные с коллекциями музея документы не подлежат.

Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмот-рения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогателного фонда. Предметы, поступившие на временное храние, регистрируются в книге временных поступлений. Порядковый номер по книге поступлений, присвоенный предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей. Уникальные предметы обязательно фотографируются. Книга поступлений должна быть до заполнения пронумерована, прошнурована, подписана и опечатана печатью вышестоящей организации, что предусмотрено для документа охранного порядка.

Инвентаризация является основной формой изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда. Научная инвентаризация материалов научно-вспомогатель-ного фонда не ведется. В краеведческих музеях, например, предметы систематизируются по типам источников, коллекциям, видам материала, видам искусства, технике, назначению. В художествен-ных музеях предметы систематизируются по видам искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и др.), материалу и технике (дерево, металл, кость, гравюра, рисунок), по назначению (мебель, нумизматика и др.).

Для музеев с большими художественными коллекциями рекомендована следующая систе-матизация: живопись, иконопись, графика (рисунки и акварели, гравюра и литография, плакаты, книги с гравюрами, прикладная графика); скульпура, архитектурные детали и фрагменты, декоративно-прикладное искусство (керамика и стекло, изделия из металла, из дерева, из кости, камня, мебель); нумизматические материалы (монеты, ордена, медали, жетоны, плакеты, клады, бумажные деньги); археологические коллекции.

В небольших музеях рекомендовано уменьшение до трех-четырех групп. Например: живопись и иконопись; графика и архитектурные чертежи; скульптура и фрагменты архитектуры; декоративно-прикладное искусство (мебель, ткани, фарфор) и др.

Инвентарные книги как юридический документ музея должны быть до заполнения пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью вышестоящей организации, а также подписаны ее представителем. До записи в инвентарную книгу должна быть заполнена инвентарная карточка с теми же графами, что и в инвентарной книге. Такая карточка составляется научным сотрудником музея, являющегося специалистом по данной отрасли науки и искусства. Карточка визируется заведующим отделом, замастителем директора по научной части или главным хранителем, при отсутствии таковых – директором музея.

Альбомы рисунков, фотографий и др. записываются под одним инвентарным номером,

а каждый лист получает дробный номер. Указывается общее количество листов с зарисовками или количесво фотографий, количество пустых и отсутствующих листов или гнезд для фотографий. Каждый лист подлежит отдельной инвентаризации, если альбом состоит из произведений разных авторов. Строго запрещается использование инвертарных номеров, освободившихся после исключения выбывших музейных предметов, для записей других предметов.

При наличии у музея филиалов все новые поступления актируются и заносятся в книги поступлений в основном музее, а учет по книгам научного инвентаря ведется в филиале. Дубликат инвентарной карточки на каждый музейный предмет направляется в основной музей. Выдача предметов из филиала во временное и постоянное пользование оформляется в основном музее.

Музеи с собранием предметов до 3 тыс. штук ежегодно проводят проверку всего наличия музейных предметов. Музеи с более крупными собраниями ежегодно проводят проверку части собрания (например по отделам) в соответствии с планом переучета музейных ценностей, утвержденным директором.

Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных металлов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом, опломбированном (в нерабочее время) помещении и посторонним лицам не выдаются. Вынос таких документов из здания музея воспрещается.

При современном стремительном внедрении электронных форм обработки информации, когда, например, в крупнейших государственных библиотеках после 2000 г. перестали вести каталоги на карточках, замененные электронным каталогом, порядок хранения электронной информации, ее внесения и доступа к ней очевидно должен в конкретных случаях предусматривать меры защиты, адекватные степени надежности мер, разработанных многолетней или вековой практикой для бумажных носителей. В электронной практике для текстовых редакторов и баз данных существуют системы поиска по разным параметрам, системы различных паролей уровня доступа и прав пользователя, копирования, защиты от редактирования или перезаписи, сохранение старых вариантов при редактировании, учет количества и инициатора просмотров или редактирования, распечатки, копирования информации и др.

В рассматриваемой Инструкции говорится об обязательном наличии следующих видов карточек по составу фонда: учетная (включает фонды в порядке записи в книгах поступлений); инвентарная (включает предметы в порядке записи в инвертарной книге); топографическая для быстрого поиска; сохранности с фиксацией физического состояния предмета на момент поступления и его дельнейшие изменения либо реставрация; систематическая на основании учетной и научно-исследовательской работы (авторская, именная, предметная, хронологическая по историческим периодам, географическим районам, археологическим группам, промышленным производствам и др.).

Подробно оговариваются инструкцией технические условия хранения. Например, воспрещается приспособление под фондохранилища чердачных и подвальных помещений (п. 157). Здание музея должно быть изолированным, каменным, с железобетонными перекрытиями или черепичной крышей, центральным отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией. Повышенная влажность в подвальных помещениях музея недопустима даже в случаях, когда эти помещения не используются для хранения музейных ценностей.

В музейных зданиях допустимо только электрическое освещение. Кроме центрального энергоснабжения в музеях должна существовать автономная система аварийного освещения.

В музейных зданиях уникального характера, где проведение электричества невозможно, работа должна проводиться только при дневном освещении.

Деревянные сооружения (например памятники деревянного зодчества на открытом воздухе) следует располагать на расстоянии не ближе 100 м друг от друга и от основного музейного здания.

Охрана музея осуществляется по инструкции, разработанной и утвержденной музеем и организацией, предоставляющей музею охрану. Эта инструкция должна предусматривать непрерывную круглосуточную охрану коллекций и помещений музея. Все двери хранилищ, экспозиционных залов, а также шкафы и витрины должны иметь свой порядковый номер, петли для пломб и надежные внутренние замки, каждый с двумя ключами. Ежедневно (в начале и в конце рабочего дня) материально ответственные научные сотрудники и музейные служители обязаны фиксировать в специальных журналах наличие экспонатов и состояние экспозиционных залов. Наложение и снятие печатей или пломб на двери экспозиционных залов и хранилищ регистрируется в специальном журнале, хранящемся на посту охраны.

Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещенния залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжителльность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году. Старые фотоснимки экспонируются в витринах или под стеклом по тем же правилам, что и художественная графика. Допустимый срок их экспонирования – не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией. Ткани, костюмы, головные уборы, обувь следует выставлять только в застекленных витринах и шкафах. При экспонировании одежды предпочительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки. Срок экспонирования недублированных тканей в висячем положении не должен превышать 3 лет. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию.

Категорически запрещается делать перерыв в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях. Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах (18 ± 1)ºС. Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов – (55 ± 5)%. В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов), керамики, фафора при условии хорошего состояния их сохранности.

В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно-допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные. В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.

Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов, и прежде всего на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла. Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.

Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией. Состав комиссии назначается директором музея. Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов, а также предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета. В каждый упакованный ящик вкладывается один экземпляр упаковочного акта на предметы, находящиеся в данном ящике, подписанный хранителем или научным сотрудником музея, ответственным за упаковку предметов, реставратором и упаковщиком. Музей или другая организация, отправляющая предметы, должна своевременно уведомить грузополучателя об отправке груза и сопровождающем для принятия необходимых мер по приему груза.

Приемка предметов, принятых от транспортных организаций, производится группой ответственных сотрудников по поручению руководителя принимающей организации. Приемка производится с участием сопровождающего груз. Груз принимается поящично. Результаты приемки оформляются актом, в котором указывается наличие прибывших предметов в каждом ящике, фиксируется состояние сохранности каждого предмета и возможные причины, приведшие к их повреждению. Ящики с предметами вскрыватся обязательно в закрытом помещении, температурно-влажностные условия которого должны быть близки к нормальному музейному режиму. В зимнее время, а также ранней весной и поздней осенью (при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения) ящики вскрываются только на следующие сутки после пребывания их в помещении.

Инструкция содержит образцы квитанций на получение предметов от владельцев, коллекционной описи, акта приема предметов на постоянное хранение, акта выдачи предметов на временное хранение, акта приема предметов на материально-ответственное хранение, акта внутримузейной передачи, книги регистрации актов приема на постоянное хранение, книги поступлений на постоянное хранение для художественных музеев, инвентарной книги для художественных музеев, топографической описи, книжки музейного хранителя, журнала регистрации посетителей фондохранилища, описи осмотра состояния сохранности экпонатов и др.

Музееведение. Автор: Поправко Е.А., редактор: в авторской редакции

Учет музейных фондов – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и т.п. достоянию, принадлежность к определенной форме собственности, принадлежность конкретному учреждению) за отобранными предметами, обеспечивает юридическую охрану музейного собрания и прав музея на полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций научные данные о них.

Первым делом учет определяет принадлежность каждого предмета к той или иной части музейных фондов: фонду музейных предметов или к фонду научно-вспомогатель­ных материалов.

Научно-вспомогательные материалы – объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т.к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов. К научно-вспомогательным материалам относят: воспроизведения музейных предметов (копии, репродукции, слепки, модели, муляжи, голограммы, научные реконструкции); макеты, диаграммы, схемы, планы, карты, таблицы, графики. При поступлении в музей объекты оформляются в специальной книге учета научно-вспомогательных материалов. Иногда в связи с тем, что требования к хранению научно-вспомогательных материалов менее жесткие, некоторые музеи включают в этот фонд материалы, которые следовало бы отнести к фонду музейных предметов, но сложности их сохранения заставляют музей «перестраховываться». В практике Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева, Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова в фонд научно-вспомогательных материалов включают старые, угасающие фотографии.

Воспроизведения музейных предметов – объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:

· копию – предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем – к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий);

· реконструкция – научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;

· муляж – предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;

· репродукция – воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;

· новодел – точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX – XX вв.);

· макет – объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);

· модель – копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;

· голограмма – объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.

В отдельных случаях научно-вспомогательные материалы могут переводиться в разряд музейных предметов: при утрате подлинников или невозможности получения их заменяют копии. Выполненные меморируемой личностью научно-вспомогательные материалы приобретают значение музейных предметов и т.д. (примером могут служить карты и планы экспедиций, рисунки одежды местного населения, выполненные В.К. Арсеньевым и находящиеся в фондах ПГОМ им. В.К. Арсеньева).

Деление на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов – общепринятое, выделение остальных составляющих музейных фондов – вопрос дискуссионный, поэтому в практике отдельных музеев ниже описанные части музейных фондов могут не выделяться или выделяться иначе (рис. 61)

Рис. 61. Музейные фонды

В фонде музейных предметов важно отделить предметы, составляющие основу собрания и базу деятельности музея (предметы основного фонда), от предметов, в которых в силу каких-либо причин музей не нуждается, т.е. от обменного фонда. В основном это предметы, не соответствующие профилю музея, а также те типовые предметы, которые имеются у музея в большом количестве – излишние дублетные материалы. В фонде научно-вспомогательных материалов также иногда выделяют обменный фонд. Принадлежность к фонду музейных предметов и фонду научно-вспомогательных материалов, а также распределение предметов между основным и обменным фондами музейных предметов оформляются разными юридическими документами.

Внутри основного принято выделять коллекционный фонд – ядро собрания, включающее уникальные предметы (как уникальные вообще, так и те, которые в данном музее имеются только в одном экземпляре) и типовые (по одному, лучшему из имеющихся). В составе коллекционного фонда идентичные типовые музейные предметы могут находиться в нескольких экземплярах, если речь идет о коллекции, ранее скомплектованной частным лицом, государственным учреждением, принятой музеем как единое целое. Кроме коллекционного фонда выделяется также и дублетный (обычно состоит из тех предметов, чье число превышает 6 экземпляров)49, состоящий по большей части из типовых предметов, однако возможно включение в него и уникальных (в том редком случае, когда в музее имеются идентичные уникальные предметы). Дублетный фонд – резерв коллекционного фонда. Обменный фонд включает в себя те предметы, которые музей готов передать другим музеям, своим филиалам и т.д.

Внутри этого деления учет предметов и коллекций – внутреннее дело музея. Коллекции музея могут формироваться по принципу общности материала: коллекции стекла, керамики, тканей, рукописей и т.д. Коллекции могут формироваться по «персональному» признаку: коллекция определенного человека, дарителя, коллекция предметов с определенного археологического памятника и т.д. и состоять из разнородных предметов. Коллекции могут формироваться по хронологическому принципу (это характерно для исторических коллекций): коллекция по истории гражданской войны, коллекция предметов городского быта XIX в. и т.д. Достаточно часто музеи (особенно комплексные) формируют свои коллекции в соответствии со всеми этими критериями. Предметы каждой коллекции комплектуются и затем учитываются как единый комплекс.

«Положение о Музейном фонде Российской Федерации» предполагает включение музейных предметов всех музеев страны в состав Музейного фонда страны и их фиксацию в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Все памятники Музейного фонда РФ принимаются в него с расчетом на вечное хранение и подлежат строгому документированию.

Кроме задач закрепления за музейными предметами и научно-вспомогательными материалами принадлежности определенной форме собственности и определенному музею, а также конкретному подразделению фондов музея, помимо гарантирования прав на него учет музейных фондов решает проблемы дальнейшего использования предметов и научно-вспомогательных материалов. Музейные предметы, объединенные в коллекции, закрепляются за конкретными сотрудниками-хранителями, несущими за их сохранность материальную ответственность. Одна из задач учета – оформление перемещения предметов внутри музея и вне его, контроль за принадлежащими музею предметами, оформление изменений, происходящих в их наличии, сохранности, закреплении за определенным отделом и сотрудником.

Работа музея (проведение тематических выставок из фондов нескольких музеев, научных конференций с выставками коллекций участников этого мероприятия и т.д.) может повлечь необходимость принять в музей на временное хранение предметы из собраний других музеев (в том числе иной формы собственности, чем принимающий музей) и частных лиц. Учет должен оформить условия принятия таких коллекций или отдельных предметов на временное хранение, ответственность сотрудников принимающего музея за их сохранность.

Порядок организации системы учета и хранения, безопасности музейных собраний, правила и методы консервации и реставрации коллекций и предметов определяются законами Российской Федерации, «Положением о государственном Музейном фонде РФ», государственными нормативными актами: инструкциями, рекомендациями, правилами и т.п.; либо законами и нормативными актами СССР, если не приняты законодательные документы РФ, прекращающие действие ранее принятых документов. Перечень необходимой учетной документации задается Инструкциями по учету и хранению50. Наиболее общие требования к учету указаны ниже.

Учет музейных фондов проходит в три этапа. На первом этапе, практически в процессе комплектования, происходит первичная обработка материалов, поступивших в музей. До решения фондово-закупочной комиссии или в случае принятия предметов на временное хранение, реставрацию и другие цели законность пребывания предмета в музее удостоверяет акт приема или квитанция о приобретении, покупке и т.д. Если предмет покупается, то отдельно следует получить письменное согласие владельца с назначенной суммой покупки, а также счет владельца (это касается как физических, так и юридических лиц, в том числе магазинов и иных торговых предприятий). Прием музеем предметов из драгоценных металлов и камней, орденов и медалей, холодного и огнестрельного оружия регламентируется, кроме общих правил, еще и специальными нормативными актами. На основе положительного решения фондово-закупочной комиссии (это касается и случаев временного хранения) акт приема подписывается главным хранителем музея, утверждается директором и скрепляется печатью музея («гербовой»). Только после этого он становится официальным документом и принимается к исполнению.

Предметы основного и обменного фондов регистрируются вместе. Принадлежность предметов основному или обменному фонду фиксируется в каталоге музея при помощи записи на учетной карточке. Предметы вносятся в книгу поступлений музейных предметов или в книгу учета научно-вспомогательного материала. Научно-вспомогательные материалы учитываются только на первом этапе. Кроме того, у естественнонаучных музеев и отделов природы краеведческих музеев могут быть книги учета научно-сырьевых материалов. Регистрация музейных предметов в книге поступлений осуществляется попредметно или групповой записью (если речь идет о коллекции), чему соответствует одна единица хранения. До внесения предметов в книгу поступлений заполняются учетные карточки. Содержание карточки дублирует графы книги поступлений. Учетные карточки, расположенные в порядке возрастания номеров согласно книге поступлений, составляют учетные картотеки основного и научно-вспомогательного фондов, которые послужат основой для установления данных о музейных предметах и сопутствующих им материалах, а также для составления других картотек музея.

На втором этапе учета фондов музейные предметы поступают в соответствующее фондовое подразделение, проходят научную инвентаризацию, фиксирующую принадлежность предметов конкретному подразделению, а также данные, полученные в процессе изучения предмета. На этом этапе заполняются книги научной инвентаризации (научные инвентари) – книги научного описания музейных предметов. Они заполняются отдельно по каждому типу источников51, предметы систематизируются по группам материалов и только попредметно. На сами предметы наносится шифр подразделения, конкретной группы, в которую он передан, порядковый номер по книге научной инвентаризации. Нанесение шифра не должно повредить предмет, поэтому для этого существуют определенные правила: шифр может наноситься как на сам предмет (например на археологические находки из камня, керамики), так и на бирку, которая крепится к предмету. К книгам научной инвентаризации в юридическом отношении приравниваются описи архивных фондов. Письменные источники на стадии научной инвентаризации учитываются по правилам, разработанным руководящими органами Государственной архивной службы.

Как и при составлении учетных книг, перед записью в инвентаре идет заполнение инвентарной карточки (карточки научного описания), дублирующей его графы. Инвентарные карточки, расположенные в порядке возрастания номеров, образуют картотеку, идентичную по своим функциям учетной.

Учетная документация музея – документация строгой отчетности. Все книги поступлений и научные инвентари до их заполнения прошнуровываются, листы нумеруются, книги подписываются и опечатываются вышестоящей инстанцией. Исправления в книгах оформляются по правилам, предусмотренным Инструкцией по учету и хранению. В отечественном музейном деле учетная документация обязательно ведется на бумажном носителе и предоставляется в подлиннике, т.к. электронные документы и каталоги, факсы, заверенные нотариально копии и т.п. не имеют юридической силы52.

Закрепленные за музеем и классифицированные предметы каталогизируются. Каталогизация в музее представляет собой совокупность работ по созданию каталогов музейных фондов. Музейный каталог – это аннотированный перечень предметов, входящих в фонды, расположенных в определенном порядке (в соответствии с принятой в какой-либо профильной дисциплине системой классификации или по иным критериям: хронологическому, географическому, принадлежности определенному лицу и т.д.) (рис. 62).

Рис. 62. Титульный лист Каталога Кунсткамеры

Каталоги можно разделить на разные группы: 1) по полноте отражения музейных фондов – на общие (государственный каталог музейного фонда, общий каталог фондов какого-либо музея), специальные (каталоги отдельных фондов или коллекций); 2) по способу систематизации информации – на систематические (представляющие информацию в соответствии с принятой в данной стране системой индексов профильных дисциплин и их разделов) и алфавитные (построены по алфавитному принципу); 3) по способу записи информации – на бумажных носителях, на электронных носителях.

Как уже упоминалось, в практике отечественного музейного дела электронные каталоги и базы данных не могут заменить учетную документацию. Зато электронные каталоги и базы данных – прекрасное средство облегчить работу по учету музейных фондов и их дальнейшее использование, расширить доступ к коллекциям музея для научного исследования и просветительской работы.

Музейные каталоги служат основой для составления Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации – учетного документа, содержащего основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенной в состав Музейного фонда РФ. Ведение Государственного каталога осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры (Министерство культуры РФ).

Третий этап учета наступает тогда, когда происходят внутримузейные и внемузейные выдачи. Для оформления выдачи музейных предметов необходимо: подать ходатайство музея в министерство; получить приказ министра или его заместителя, разрешающий данные действия; на основании приказа составить акт выдачи с указанием причин, возможного использования, сроков и т.д. Если перемещение предмета предполагает его вывоз за рубеж, следует получить разрешение на вывоз53. Лицо или учреждение, предоставляющее музею или иному учреждению для экспонирования принадлежащие ему материалы, называется экспонентом (рис. 63).

В случае утраты музейных предметов (хищения, разрушения и т.п.) они могут быть списаны только с разрешения министра по ходатайству музея. Для перевода предмета из основного фонда в фонд научно-вспомогательных материалов также требуется разрешение министра. Разрешение на временные внутримузейные выдачи дает главный хранитель (о чем также составляется соответствующий акт). Такие действия, как перевод предмета или коллекции на постоянное хранение из одного фондового подразделения в другое, из научно-вспомогательного фонда в основной и т.п., оформляются решением фондово-закупочной комиссии и удостоверяются соответствующим актом. Внемузейные выдачи, передача и списание научно-вспомогательных материалов в музеях федерального и республиканского, ведомственного подчинения производятся по распоряжению директора музея или соответствующего учреждения (для ведомственных музеев), а в музеях местного подчинения – по распоряжению органов управления культурой. Итоги движения фондов ежегодно отражаются в отчете музеев. Периодически в музеях проводится сверка фондов (их переучет с целью выяснения соответствия ранее созданным учетным документам). Каждый предмет, входящий в фонды, сличается с учетной документацией.

После проведения учета отдельные музейные предметы и коллекции поступают на хранение, причем срок этого хранения в идеале – вечность. Решением задачи «как этого достичь» занимаются в процессе осуществления такого направления научно-фондовой работы, как хранение музейных фондов.

Рис. 63. Фрагмент выставки в МВЦ ПГОМ им. В.К. Арсеньева в рамках
III Владивостокской биеннале визуальных искусств в 2003 г. в ПГОМ
им. В.К. Арсеньева (Владивосток, РФ)

Страница 20 из 39

Учет музейных фондов

Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций. Учет фондов представляет собой непрерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются; ведется контроль за движением предметов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и научной обработки музейных предметов регулируется нормативными документами Министерства культуры.

В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Большинство из документов имеют юридическую силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Это акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.

Государственный учет музейных фондов предусматривает два этапа, которые отражают степень изученности музейных предметов: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фондами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии; и лицом, принявшим их на материальное хранение. Акт утверждается директором музея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия определяется особыми нормативными документами.

Прежде чем поступить в соответствующее фондовое подразделение, предметы проходят первичную регистрацию, которая окончательно закрепляет их принадлежность данному музею. Они вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов по форме, определенной инструкцией (см. Прил. № 3, 4, 5). В естественно-научных музеях сырьевые материалы регистрируются в книге учета сырьевых научных материалов.

Предметы, поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование. Возвращаются они по акту, который составляется по распоряжению директора и подписывается главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, хранившим предмет; и лицом, временно принявшим его на материально ответственное хранение.

Цель книг поступлений как государственного документа охранного порядка – зарегистрировать предмет под определенным номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск. Порядковый номер по книге поступлений (КП), присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей, а также на самом предмете вместе с шифром музея, например: ГИМ, КП – 112408. При одновременном поступлении большого количества однородных предметов (нумизматическая коллекция, фотоматериалы и др.) допускается их групповая запись в книге поступлений при наличии коллекционной или полевой описи. В этом случае количество поступивших предметов отражается в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП – 1760–1870) или фиксируется дробными порядковыми номерами (например, КП – 1760/1 – ПО). Однако уникальные материалы всегда записываются индивидуально. Групповая запись предметов из драгоценных материалов и драгоценных камней также запрещается.

Таким образом, понятия единица учета и единица хранения, могут обозначать как отдельный музейный предмет, так и группу предметов (коллекцию, комплект), если они зарегистрированы в учетных документах под одним номером.

Регистрация в книге поступлений музейных предметов производится с учетом всех сведений, зафиксированных в актах приема и полевой документации. Описание предмета делается на основе результатов его атрибуции, полученных к моменту его первичной регистрации. Уникальные предметы в обязательном порядке фотографируются. В книге поступлений фиксируются также данные о времени, источнике, способе поступления предмета, его сохранности, стоимости (при покупке), сопроводительных документах. Проставляется номер акта, дата записи.

Книга поступлений, как документ охранного порядка, до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровываются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции. Все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допускается лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Все существенные исправления в книге поступлений (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.) делаются только на основании специальных актов, подписанных директором или его заместителем по научной работе, главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, и заверяются ответственным за первичный учет лицом.

Юридические документы первичного учета тщательно сохраняются; доступ к ним имеет ограниченный круг лиц. Между тем в информации, которую они содержат, нуждаются не только сотрудники музея, но и исследователи из других учреждений. Поэтому уже на стадии первичного учета создается система картотек – карточных, а в последние годы и электронных. Особенно необходима учетная картотека, выполняющая информационную функцию книги поступлений. Составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и расположены в порядке ее номеров. На временные поступления также составляется картотека, систематизированная по источникам поступления.

После регистрации в книгах поступлений предметы передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение (см. Прил. № 6). При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета – инвентаризацию, которая представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи книг научной инвентаризации – научных инвентарей. Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений.

Запись в научный инвентарь делается только по-предметно и в соответствии с установленной инструкцией формой (см. Прил. № 7, 8). Она основывается на дальнейшей, более глубокой работе специалиста по определению музейного предмета. В научном инвентаре дается точное наимено-вание предмета, его подробное описание с перечнем всех имеющихся клейм, монограмм, подпи-сей и надписей. Вносятся данные об авторе, месте и времени создания и бытования, истории пред-мета, касающихся его публикациях, материале и технике изготовления, размере и весе (для предметов из драгоценных металлов и камней), степени сохранности. В соответствующих графах указываются учетные обозначения, старые учетные обозначения (если они имеются), номера фотонегативов (если предмет сфотографирован), данные об источнике и способе поступления, цене и пр.

Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии со структурой (строением) основного фонда. Поэтому каждое фондовое подразделение обычно имеет несколько научных инвентарей, в соответствии с принятой в нем классификацией по группам музейных предметов. Например, в подразделении изобразительных источников произведения живописи, графики, скульптуры будут вноситься в разные книги. Каждая из них имеет свое обозначение, которое позволяет определить принадлежность книги и заинвентаризованного в ней предмета к конкретному фондовому подразделению и группе, образованной внутри него. Принадлежность к подразделению изобразительных источников может обозначаться буквой И, а к группе скульптуры – буквой С.

Каждый предмет, записанный в научном инвентаре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет в итоге обретает два номера: по книге поступлений и по научному инвентарю. Его полное учетное обозначение может выглядеть, например, так:

ГИМ-КП 1245

И-С 137

Проставляя учетное обозначение, важно не причинить ущерб внешнему виду предмета и вместе с тем нанести его так, чтобы оно было доступно для обозрения хранителю и исследо-вателю, не осыпалось, не стиралось. Например, на металлических предметах оно проставляется эмалевой краской, а на керамических – масляной или тушью. Если учетное обозначение невозможно нанести на сам предмет, используют этикетки и бирки, которые пришивают, прибивают или подвешивают к предметам, проставляют на монтировке, на индивидуальной упаковке.

Предметы, составляющие комплект (сервизы, гарнитуры), вносятся в научный инвентарь под отдельными номерами, а их принадлежность к комплекту отмечается при описании. Атласы, альбомы рисунков и фотографий одного автора вносятся в научные инвентари под одним номером, при этом каждый лист получает дробный номер.

Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней записываются в инвентари только при наличии акта ювелирной экспертизы, удостоверяющей подлинность материала и точность веса. В специальных инвентарных книгах ведется их дополнительный учет, поэтому в отличие от других предметов они имеют не два, а три учетных номера.

Письменные источники учитываются по правилам, разработанными руководящими архивными органами. Учет ведется по архивным фондам, архивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают перечень входящих в данный фонд единиц хранения. Перечень содержит заголовок и краткое описание содержания каждой единицы хранения.

Запись в научный инвентарь делается на основе предварительно составленной карточки научного описания предмета, графы которой должны соответствовать графам инвентаря (см. Прил. № 9). Заполняется она в процессе определения музейного предмета и фиксирует результат изучения всех основных его признаков. До занесения в научный инвентарь текст описания должен предварительно визироваться заведующим фондовым подразделением, заместителем директора по научной части или главным хранителем.

В процессе научного описания содержание карточки может дополняться, уточняться и даже меняться. При этом все изменения, вносимые в научный инвентарь, оформляются по тем же правилам, что и в книгах поступлений.

На основе карточек научного описания музейных предметов создается инвентарная картотека, выполняющая информационные функции книг инвентарного описания и служащая основой для научной каталогизации фондов. Для того чтобы быстро находить предметы, составляется топографическая картотека, а также топографическая опись, где фиксируется место хранения каждой единицы учета. В каждом фондовом подразделении создаются и картотеки на предметы научно-вспомогательного фонда.

Музейные фонды находятся в непрерывном движении, ведь предметы могут передаваться в другие музеи и учреждения как в постоянное пользование в порядке обмена или на безвозмездной основе, так и во временное пользование, например, для создания экспозиций или выставок. Еще более активно перемещаются предметы внутри музея. Они передаются во временное пользование другим отделам для экспозиционно-выставочной работы, для исследования, реставрации, фотокопирования. Все эти выдачи, так же как и факты хищения, утраты, разрушения предметов, оформляются соответствующим образом согласно инструкции. Выдачи на длительный срок внутри музея (в другие фондовые подразделения, в экспозицию) оформляются актом внутримузейной передачи и визируются главным хранителем (см. Прил. № 10). Предметы, передающиеся из фондовых подразделений в другие отделы музея, например, фотолабораторию, на короткий срок, могут регистрироваться в специальной книге с распиской принявшего лица.

Количество предметов в музейных фондах постоянно меняется: одни предметы выбывают из состава музейного собрания, другие пополняют его. Поэтому музей ежегодно составляет годовые отчеты о движении музейных фондов, где отражаются сведения о поступлениях, об общем количестве предметов, о внутримузейных и внемузейных временных выдачах и т.д. Для того чтобы убедиться в наличии реальных предметов за конкретными цифрами учетных документов, а также в том, что их сохранности не нанесен ущерб, проводится переучет фондов.

Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным участием хранителя данной коллекции. Каждый предмет, закрепленный за фондовым подразделением, сверяется с актом приема на материально-ответственное хранение, с записью в книге научной инвентаризации и в книге поступлений; проверяется и наличие документов, оформляющих отсутствие в фондах тех или иных предметов. По итогам работы комиссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предметов с учетной документацией, который утверждает директор музея.

Важнейшие учетные документы, имеющие юридическую силу, регистрируются в специальных книгах и описях. Посторонним лицам они не выдаются и за пределы музея не выносятся. Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных материалов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом помещении, которое в нерабочее время пломбируется.

Наряду с термином «учетная документация» существует и более широкое понятие – «фондовая документация». Помимо учетных она включает документы, образующиеся в процессе физической охраны фондов, а также при их классификации и систематизации – классифика-ционные схемы, каталоги и указатели. Таким образом, система фондовой документации содержит и передает сведения как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах, которые документируют музейные предметы. Следовательно, она представляет собой информационную систему. Помимо собственно фондовой документации в нее входят исследования отдельных предметов и их групп, опубликованные в виде монографий и статей, а также исследования в области профильных дисциплин, созданные на основе музейных предметов.

Фондовая информационная система используется при отборе предметов для экспонирования и составления этикетажа, она помогает интерпретировать предметы при подготовке экскурсий и лекций, а в процессе изучения музейных предметов позволяет проводить сравнительный анализ. Кроме того, она предоставляет данные, позволяющие выяснить состояние самих фондов, целесо-образность и направленность их пополнения. В фондовой информационной системе нуждаются не только сотрудники музея, но также исследователи других учреждений и представители разнообразных специальностей.

Создание фондовой информационной системы – работа сложная и непрерывная. В последнее десятилетие началась ее активная модификация с помощью компьютерных технологий, которые позволяют кардинально изменить сам процесс подготовки музейной документации. Наличие электронных носителей информации не избавляет музейных специалистов от оформления учетных документов на бумажных носителях, поскольку только они имеют юридическую силу. Однако автоматизация деятельности фондовых подразделений значительно снижает трудозатраты, уменьшает вероятность ошибок и позволяет оперативно вносить изменения в подготавливаемые документы.

Особенно широкие возможности компьютеризация открывает в области каталогизации музейного собрания. С ее помощью ведутся картотеки, включающие в себя сколь угодно подробные данные о предметах и необходимый справочный аппарат – индексы, ссылки, рубрикаторы. Она позволяет вести поиск информации по различным признакам – автору, инвентарному номеру, дате создания, по любой фразе или слову в описании, а получаемые по запросу сведения могут иметь как текстовую, так и графическую форму.

Индекс материала

Курс: Музееведение

Дидактический план

Понятие «музей»

Музейный предмет и его свойства

Социальные функции музея

Музейная коммуникация

Классификация музеев

Государственная музейная сеть и ее современное состояние

Музееведение – музеология

Объект, предмет и метод музееведения

Структура музееведения

Музееведение в системе наук

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Организация научно-исследовательской работы в музее

Понятие «фонды музея»

Научная организация музейных фондов

Научно-фондовая работа

Изучение музейных предметов

Комплектование фондов музея

Учет музейных фондов

Хранение музейных фондов

Режим хранения фондов

Задачи консервации и реставрации

Упаковка и транспортировка музейных предметов

Система хранения музейных фондов

Музейная экспозиция

Культурно-образовательная деятельность музеев

Музейный менеджмент

Музейный маркетинг

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Все страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *