Учетная налоговая политика

Что это такое?

Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании. То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен. Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.

Учетная политика является комплексом основополагающих методов проведения бухучета, которые выбирает компания в соответствии с условиями хозяйствования.

Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.

Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.

Здесь вы можете скачать пример данной документации

Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.

Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:

Как она формируется?

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

В соответствии с утвержденным планом, организация проводит самостоятельную разработку рабочего плана счетов, из всех счетов она может выбирать необходимые, вводить другие синтетические счета со свободными кодами.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы. Согласованная в приказе учетная политика — это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

В ее состав должны входить приложения, в том числе документооборот, формы внешних бухотчетов, рабочий счетный план.

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Что входит в состав?

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего плана счетов бухучета;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.

Посмотреть календарь бухгалтера на 2016 год вы можете в этой статье.

О том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы можете прочитать .

Внесение изменений

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Изменения в документации должны быть обоснованными, оформленными в соответствующем порядке. Они вводятся с начала нового года, который следует после их согласования.

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах. Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период. В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Политика для целей налогообложения

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой налога на прибыль.

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

  • Учет по налогу на добавленную стоимость
    • Новое в справочнике
    • Организация учета по НДС в программе
      • Бухгалтерский и налоговый учет расчетов по НДС
        • Бухгалтерский учет расчетов по НДС
        • Налоговый учет расчетов по НДС
      • Учетная политика для целей НДС
        • Учетная политика для целей НДС
      • Настройка параметров учета для целей НДС
        • Настройки параметров учета для целей НДС
        • Налоговые ставки в программе
      • Исправление ошибок в учете НДС
        • Удаление ошибочного документа реализации и аннулирование записи книги продаж
        • Удаление ошибочного документа поступления и аннулирование записи книги покупок
        • Проведение забытого документа реализации и внесение отсутствующей записи в книгу продаж
        • Исправление в книге покупок суммы налога, принимаемой к вычету
        • Исправление ошибок ввода реквизитов полученного счета-фактуры в книге покупок
        • Исправление ошибок ввода реквизитов полученного счета-фактуры в журнале учета при реализации товаров комитента
        • Аннулирование ошибочной регистрации авансового счета-фактуры в книге продаж
    • Начисление НДС при реализации
      • Реализация товаров (продукции) при оптовой торговле
        • Реализация продукции по договору поставки
        • Реализация отечественных товаров
      • Реализация товаров при розничной торговле
        • Реализация товаров через автоматизированную торговую точку (товары учитываются по стоимости приобретения)
        • Реализация товаров через неавтоматизированную торговую точку (товары учитываются по стоимости приобретения)
        • Реализация товаров через автоматизированную торговую точку (товары учитываются по продажной стоимости)
        • Реализация товаров через неавтоматизированную торговую точку (товары учитываются по продажной стоимости)
      • Реализация услуг
        • Реализация услуг (общие сведения)
        • Реализация производственных услуг, по которым установлена плановая стоимость расходов
        • Реализация производственных услуг, по которым не установлена плановая стоимость расходов
        • Реализация услуг по переработке давальческого сырья и материалов
        • Реализация прочих услуг
      • Прочие операции реализации
        • Реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц
        • Начисление НДС при рекламной раздаче товаров
        • Начисление НДС по операциям реализации прочего имущества
        • Реализация продукции с особыми условиями перехода права собственности
    • Исправление и корректировка реализации
      • Исправление и корректировка текущего периода
        • Исправление реализации в текущем налоговом периоде
        • Корректировка реализации в сторону увеличения в текущем налоговом периоде
        • Корректировка реализации в сторону уменьшения в текущем налоговом периоде
      • Исправление и корректировка прошлого периода
        • Исправление реализации в следующем налоговом периоде
        • Корректировка реализации в сторону увеличения в следующем налоговом периоде
        • Корректировка реализации в сторону уменьшения в следующем налоговом периоде
      • Повторная корректировка реализации
        • Многократная корректировка реализации (корректировка разных позиций)
        • Многоуровневая корректировка реализации (корректировка на корректировку)
      • Единая корректировка нескольких реализаций
        • Единая корректировка реализации при ретроспективной скидке
    • Вычет входного НДС
      • Приобретение ТМЦ
        • Приобретение отечественных товаров для оптовой торговли
        • Приобретение импортных товаров для оптовой торговли
        • Товары поступают на розничный склад, учитываются по стоимости приобретения
        • Товары поступают в неавтоматизированную торговую точку, учитываются по стоимости приобретения
        • Товары поступают на розничный склад, учитываются по продажной стоимости
        • Товары поступают в неавтоматизированную торговую точку, учитываются по продажной стоимости
        • Приобретение товаров у плательщика Республики Крым
      • Приобретение услуг
        • Учет входного НДС при приобретении услуг (общие сведения)
        • Приобретение электронных услуг у иностранцев с 01.01.2019
        • Приобретение услуг у иностранцев, состоящих на учете в налоговом органе, с 01.01.2019
        • Приобретение производственных услуг
        • Приобретение услуг комиссионеров и агентов
        • Приобретение услуг банков
      • Приобретение и создание ОС и НМА
        • Приобретение основного средства (вычет НДС при принятии к учету на счете 08)
        • Приобретение основного средства (вычет НДС при принятии к учету на счете 01)
        • Приобретение оборудования, требующего монтажа
        • Приобретение работ и услуг при строительстве основных средств
        • Приобретение нематериальных активов
      • Перенос вычета
        • Вычет по счету-фактуре, полученному в следующем налоговом периоде до срока представления декларации
        • Перенос налоговых вычетов
        • Частичный вычет НДС по счету-фактуре
    • Исправление и корректировка поступлений
      • Исправление и корректировка текущего периода
        • Исправление покупки в текущем налоговом периоде
        • Корректировка приобретения в сторону уменьшения в текущем налоговом периоде
        • Корректировка приобретения в сторону увеличения в текущем налоговом периоде
      • Исправление и корректировка прошлого периода
        • Исправление поступления прошлого налогового периода (НДС к вычету не принят)
        • Исправление поступления прошлого налогового периода (НДС принят к вычету)
        • Корректировка поступления прошлого налогового периода в сторону уменьшения
        • Корректировка поступления прошлого налогового периода в сторону увеличения
      • Повторная корректировка поступления
        • Многократная корректировка поступления (корректировка разных позиций)
        • Многоуровневая корректировка поступления (корректировка на корректировку)
    • Расчеты по НДС с авансов
      • НДС при получении авансов
        • Расчеты по НДС при получении авансов
        • Расчеты по НДС при частичном зачете полученных авансов
        • Расчеты по НДС при зачете полученных авансов по другому договору
        • Расчеты по НДС при зачете полученных авансов в счет оплаты товаров, облагаемых по другой ставке
        • Расчеты по НДС при возврате полученных авансов
        • Расчеты по НДС при возврате полученных авансов по договорам в у.е.
      • НДС при выдаче авансов
        • Расчеты по НДС при выдаче авансов
        • Расчеты по НДС при частичном зачете выданных авансов
        • Расчеты по НДС при возврате выданных авансов
        • Расчеты по НДС при возврате выданных авансов по договорам в у.е.
    • НДС по операциям с участием посредников
      • Реализация через посредника
        • Реализация комиссионных товаров (позиция комитента)
        • Реализация комиссионных товаров (позиция комиссионера)
        • Реализация комиссионных товаров при наличии авансов от покупателей (позиция комитента)
        • Реализация комиссионных товаров при наличии авансов от покупателей (позиция комиссионера)
        • Реализация комиссионных товаров с применением «сводных» счетов-фактур (позиция комитента)
        • Реализация комиссионных товаров с применении «сводных» счетов-фактур (позиция комиссионера)
        • Реализация комиссионером собственных товаров и товаров комитента
        • Возврат комиссионных товаров покупателем (позиция комиссионера)
        • Возврат комиссионных товаров покупателем (позиция комитента)
        • Оказание услуг по агентскому договору (позиция агента)
      • Приобретение через посредника
        • Приобретение товаров через комиссионера при наличии авансов (позиция комитента)
        • Приобретение товаров через комиссионера при наличии авансов (позиция комиссионера)
        • Приобретение товаров для комитента с применением «сводных» счетов-фактур (позиция комитента)
        • Приобретение товаров для комитента с применением «сводных» счетов-фактур (позиция комиссионера)
        • Приобретение комиссионером товаров для комитента и для перепродажи (позиция комиссионера)
        • Корректировка стоимости при закупке товаров для комитента
        • Приобретение услуг для принципала (позиция агента)
        • Приобретение услуги у иностранного лица через посредника, исполняющего обязанности налогового агента по НДС (позиция принципала)
    • Раздельный учет НДС
      • Распределение входного НДС по товарам (работам, услугам)
        • Распределение входного НДС по материалам, предназначенным для облагаемых и не облагаемых НДС операций
        • Распределение входного НДС по услугам, предназначенным для облагаемых и не облагаемых НДС операций
      • Распределение входного НДС по ОС и НМА
        • Распределение входного НДС по основному средству, предназначенному для облагаемых и не облагаемых НДС операций
      • Изменение назначения приобретений
        • Переход с ЕНВД на ОСНО
        • Восстановление НДС при переводе ТМЦ из облагаемой деятельности в необлагаемую
      • Раздельный учет НДС при экспорте
        • Распределение входного НДС при экспорте несырьевых и сырьевых товаров
    • Восстановление НДС
      • Восстановление НДС при использовании ОС в необлагаемых операциях
      • Восстановление НДС по недвижимому имуществу
      • Восстановление НДС при экспортных операциях
      • Восстановление НДС по основным средствам при переходе с ОСНО на УСН
    • НДС по обязательствам в валюте
      • Оплата обязательств в рублях
        • Реализация товаров по договорам в у.е.
        • Корректировка реализации по договорам в у.е.
        • Реализация товаров по договорам в у.е. с особым условием перехода права собственности
        • Покупка товаров по договорам в у.е. с особым условием перехода права собственности
        • Реализация товаров по договорам в у.е. с увеличивающим процентом
        • Покупка товаров по договорам в у.е. с увеличивающим процентом
      • Оплата обязательств в иностранной валюте
        • Реализация услуг по договорам в валюте
    • Налоговые агенты по НДС
      • Реализация товаров (работ, услуг)
        • Налоговые агенты по НДС — посредники, реализующие услуги иностранного лица
      • Приобретение товаров (работ, услуг)
        • Налоговые агенты по НДС при приобретении услуг у иностранного лица
        • Налоговые агенты по НДС при корректировке стоимости услуг, приобретенных у иностранного лица
        • Аренда муниципального имущества (налоговый агент по НДС)
        • Налоговые агенты при приобретении сотрудниками электронных услуг у иностранцев до 01.01.2019
        • Налоговые агенты по НДС — посредники, приобретающие услуги у иностранного лица
        • Налоговые агенты по НДС при приобретении металлолома (на ОСН)
        • Налоговые агенты по НДС при приобретении металлолома (на УСН)
    • НДС при СМР для собственного потребления
      • Строительство хоз. способом
        • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
    • НДС по отдельным операциям
      • Учет тары
        • Реализация многооборотной тары (покупатель вносил залог)
      • Перемена лиц в обязательстве
        • Перемена лиц в обязательстве (позиция продавца)
        • Перемена лиц в обязательстве (позиция покупателя)
    • НДС при возврате и недопоставке товаров
      • Возврат товара от покупателя с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС части товаров или всей партии товаров, принятых на учет, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС части товаров, не принятых на учет, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС всей партии товаров, не принятых на учет, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС части товаров, принятых или не принятых на учет, на которые выставлялся счет-фактура, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС всей партии товаров, принятых или не принятых на учет, на которые выставлялся счет-фактура, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС части товаров, принятых или не принятых на учет, на которые не выставлялся счет-фактура, с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС всей партии товаров, принятых или не принятых на учет, на которые не выставлялся счет-фактура, с 01.01.2019
        • Возврат товаров от покупателей в розничной торговле с 01.01.2019
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС части товаров, принятых на учет, по договору в у.е. с 01.01.2019
      • Возврат товара поставщику с 01.01.2019
        • Возврат покупателем-плательщиком НДС части товаров или всей партии товаров, принятых на учет, с 01.01.2019
        • Возврат покупателем-плательщиком НДС части товаров, не принятых на учет, с 01.01.2019
        • Возврат покупателем-плательщиком НДС части товаров, принятых на учет, по договору в у.е. c 01.01.2019
      • Возврат товаров до 01.01.2019
        • Возврат покупателем-плательщиком НДС части товаров или всей партии товаров, принятых на учет
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС части товаров или всей партии товаров, принятых на учет
        • Возврат покупателем-плательщиком НДС части товаров, не принятых на учет
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС части товаров, не принятых на учет
        • Возврат от покупателя-плательщика НДС всей партии товаров, не принятых на учет
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС части товаров, принятых или не принятых на учет, на которые выставлялся счет-фактура
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС всей партии товаров, принятых или не принятых на учет, на которые выставлялся счет-фактура
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС части товаров, принятых или не принятых на учет, на которые не выставлялся счет-фактура
        • Возврат от покупателя-неплательщика НДС всей партии товаров, принятых или не принятых на учет, на которые не выставлялся счет-фактура
        • Возврат товаров от покупателей в розничной торговле
      • Недопоставка товаров
        • Отражение недопоставки товаров у поставщика
        • Отражение недопоставки товаров у покупателя
    • НДС при экспорте и импорте
      • НДС при экспорте
        • Экспорт сырьевых товаров. Приобретение, учет НДС, отгрузка
        • Экспорт сырьевых товаров. Нулевая ставка подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт сырьевых товаров. Нулевая ставка не подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт сырьевых товаров. Нулевая ставка подтверждена после 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров. Приобретение, учет НДС, отгрузка
        • Экспорт несырьевых товаров. Нулевая ставка подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров. Нулевая ставка не подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров. Нулевая ставка подтверждена после 180 дней
      • НДС при импорте
        • Импорт товаров для оптовой торговли
    • НДС при экспорте и импорте в ЕАЭС
      • НДС при экспорте в ЕАЭС
        • Экспорт сырьевых товаров в ЕАЭС. Приобретение, учет НДС, отгрузка
        • Экспорт сырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт сырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка не подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт сырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка подтверждена после 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров в ЕАЭС. Приобретение, учет НДС, отгрузка
        • Экспорт несырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка не подтверждена в течение 180 дней
        • Экспорт несырьевых товаров в ЕАЭС. Нулевая ставка подтверждена после 180 дней
        • Возврат несырьевых товаров, отгруженных на экспорт в ЕАЭС, до подтверждения нулевой ставки
        • Возврат несырьевых товаров, отгруженных на экспорт в ЕАЭС, после подтверждения нулевой ставки
      • НДС при импорте в ЕАЭС
        • Импорт товаров из государств-членов ЕАЭС
    • Налоговые документы и отчеты
      • Формирование книги покупок
        • Формирование книги покупок по приобретенным ценностям
      • Формирование книги продаж
        • Формирование книги продаж
      • Регистрация счетов-фактур
        • Регистрация входящего счета-фактуры (от поставщика)
        • Регистрация счетов-фактур на полученные авансы
        • Выставление счетов-фактур продавцами при реализации металлолома и сырых шкур
        • Перевыставление экспедитором счета-фактуры от собственного имени
      • Учет НДС по необлагаемым операциям, заполнение раздела 7 декларации и реестра подтверждающих документов
    • Переходный период при изменении ставки НДС на 20 процентов
      • Реализация товаров
        • Полная предоплата получена в 2018 году с учетом НДС 20%, отгрузка в 2019 году
        • Полная предоплата получена в 2018 году, отгрузка в 2019 году без увеличения стоимости с НДС
        • Предоплата получена в 2018 году, доплата 2% НДС в 2018 году, отгрузка в 2019 году
        • Предоплата получена в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, отгрузка в 2019 году
        • Предоплата получена в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, частичная отгрузка в 2019 году
        • Предоплата получена в 2018 году, частичная отгрузка в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, отгрузка в 2019 году
        • Частичная предоплата получена в 2018 году, предоплата и доплата 2% НДС в 2019 году, отгрузка в 2019 году
        • Предоплата по договору в у.е. получена в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, отгрузка в 2019 году
      • Приобретение товаров
        • Полная предоплата выдана в 2018 году с учетом НДС 20%, покупка в 2019 году
        • Полная предоплата выдана в 2018 году, покупка в 2019 году без увеличения стоимости с НДС
        • Предоплата выдана в 2018 году, доплата 2% НДС в 2018 году, покупка в 2019 году
        • Предоплата выдана в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, покупка в 2019 году
        • Предоплата выдана в 2018 году, доплата 2% НДС в 2019 году, частичная покупка в 2019 году
      • Налоговые агенты
        • Налоговые агенты: оказание услуг в 2018 году, оплата в 2019 году
        • Налоговые агенты: предоплата в 2018 году, оказание услуг в 2019 году
    • Исчисление и уплата налога
    • Отчетность по налогу

Учетная политика в целях исчисления НДС

Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета с целью исчисления налога на добавленную стоимость . В таблице 2 приведены основные элементы учетной политики для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

Таблица 2

№ п/п

Элемент учетной политики

Варианты отражения в учетной политике

Норма НК РФ

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом

В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается как:

1. день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2. наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Пункты 1 и 13 статьи 167

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организация использует право на освобождение от уплаты НДС.

2. Уплачивает НДС в общем порядке. Выбор возможен при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Статья 145

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Организация использует право на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ.

2. Организация отказывается от права на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Н К РФ

Пункты 3 и 5 статьи 149

Порядок ведения раздельного учета

При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет

Пункт 4 статьи 149

Основным и единственным элементом, прямо отнесенным главой 21 НК РФ к учетной политике, является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным (свыше шести месяцев) производственным циклом (пункты 1 и 13 ст. 167 НК РФ). Эта категория налогоплательщиков вправе устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). Установив в учетной политике указанный порядок, налогоплательщики с длительным циклом производства могут не исчислять НДС в день получения авансов (оплаты, частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот день не будет являться для них моментом определения налоговой базы.

Обязательное условие применения этого способа — раздельный учет операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым для операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, и др.

Все налогоплательщики, кроме перечисленных, обязаны исчислять НДС, включая также в налоговую базу суммы предварительной оплаты, поступившие в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для них момент определения налоговой базы не является элементом учетной политики.

В учетной политике могут отражаться дополнительные элементы. Они не являются обязательными и включаются в учетную политику по усмотрению налогоплательщиков. В частности, речь идет о лимите выручки, который необходимо соблюдать для применения права на освобождение по статье 145 НК РФ. Налогоплательщики, у которых за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности 2 млн. руб., имеют право не исчислять и не уплачивать НДС. Некоторые организации закрепляют в учетной политике намерение воспользоваться положениями этой статьи .

Учетная политика для целей налогового учета

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ содержатся следующие требования:

  • принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

  • учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
  • изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;
  • в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;
  • налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,
закрепляемый в учетной
политике
Порядок изменения учетной
политики
Норма НК РФ
Метод начисления
амортизации по объектам
амортизируемого
имущества
Налогоплательщик вправе перейти
с нелинейного метода на линейный
метод начисления амортизации
не чаще одного раза в пять лет
Пункт 1 ст. 259
Порядок распределения
прямых расходов
на незавершенное
производство и на
изготовленную в текущем
месяце продукцию
(выполненные работы,
оказанные услуги)
Порядок распределения прямых
расходов (формирования стоимости
незавершенного производства),
закрепленный в учетной политике,
подлежит применению в течение
не менее двух налоговых периодов
Пункт 1 ст. 319
Порядок формирования
стоимости приобретения
товаров
Порядок формирования стоимости
приобретения товаров,
закрепленный в учетной политике,
применяется в течение не менее
двух налоговых периодов
Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

— первичные учетные документы, включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

— аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

— расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

Содержание учетной политики. В приказе об учетной политике для целей налогообложения должны найти отражение следующие вопросы:

  1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.
  2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.
  3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

N
п/п
Элемент учетной
политики
Варианты, допускаемые
законодательством
Норма НК РФ
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
1 Порядок ведения
раздельного учета
облагаемых и не
облагаемых НДС
операций
1. Если доля совокупных расходов
на производство товаров (работ,
услуг), операции по реализации
которых не подлежат
налогообложению, не превышает 5%
общей величины совокупных
расходов на производство,
организация весь «входной» НДС
ставит к вычету.
2. Организация ведет раздельный
учет НДС, независимо от доли
расходов на не облагаемые НДС
операции в общей сумме расходов
Пункт 4 ст. 170
2 Учет «входного» НДС
банками, страховыми
организациями и
негосударственными
пенсионными фондами
1. Суммы «входного» НДС,
уплаченные поставщикам,
включаются в затраты, принимаемые
к вычету при исчислении налога
на прибыль. При этом вся сумма
налога, полученная по операциям,
подлежащим налогообложению,
подлежит уплате в бюджет.
2. «Входной» НДС учитывается
в общем порядке с соблюдением
правил раздельного учета
Пункт 5 ст. 170
Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
3 Признание доходов
от сдачи имущества
в аренду
1. В составе внереализационных
доходов.
2. В составе доходов
от реализации
Пункт 4 ст. 250
4 Признание доходов
от предоставления
в пользование
результатов
интеллектуальной
деятельности
1. В составе внереализационных
доходов.
2. В составе доходов
от реализации
Пункт 5 ст. 250
5 Метод оценки сырья
и материалов
при списании
1. По стоимости единицы запасов.
2. По средней стоимости.
3. По стоимости первых по времени
приобретений (ФИФО).
4. По стоимости последних
по времени приобретений (ЛИФО)
Пункт 8 ст. 254
6 Применение
амортизационной
премии
1. Организация применяет
амортизационную премию. В этом
случае в учетной политике
необходимо закрепить размер
амортизационной премии и критерии
ее применения.
2. Организация не применяет
амортизационную премию
Пункт 9 ст. 258
7 Метод начисления
амортизации
1. Линейный метод.
2. Нелинейный метод
Пункт 1 ст. 259
8 Порядок учета
электронно-
вычислительной
техники
организациями,
осуществляющими
деятельность
в области
информационных
технологий
1. Расходы на приобретение
электронно-вычислительной техники
признаются материальными
расходами в полной сумме в момент
ввода ее в эксплуатацию.
2. Электронно-вычислительная
техника учитывается по общим
правилам в составе основных
средств либо материальных
расходов (в зависимости
от стоимости)
Пункт 6 ст. 259
9 Применение
к основной норме
амортизации
повышающих
коэффициентов
1. В учетной политике отражается
решение о применении повышающих
коэффициентов и отражается их
размер.
2. Повышающие коэффициенты
не применяются
Пункты 1, 2
ст. 259.3
10 Применение
пониженных норм
амортизации
1. Пониженные нормы амортизации
применяются. Устанавливаются
перечень объектов и пониженные
нормы.
2. Пониженные нормы амортизации
не применяются
Пункт 4
ст. 259.3
11 Создание резервов
под предстоящие
ремонты основных
средств
1. Резервы создаются. В учетной
политике закрепляются нормативы
отчислений в резервы.
2. Резервы не создаются. Расходы
на ремонт признаются прочими
расходами того периода, в котором
они были осуществлены, в сумме
фактических затрат
Статьи 260, 324
12 Учет расходов
на приобретение
прав на земельные
участки, а также
расходов
на приобретение
права на заключение
договора аренды
земельных участков
1. Расходы признаются расходами
отчетного (налогового) периода
равномерно в течение срока,
определенного в учетной политике
(не менее пяти лет).
2. Расходы признаются расходами
отчетного (налогового) периода
в размере, не превышающем 30%
налоговой базы предыдущего
налогового периода, до полного
признания всей суммы указанных
расходов
Подпункт 1 п. 3
ст. 264.1
13 Создание резерва
по сомнительным
долгам
1. Резерв по сомнительным долгам
создается.
2. Резерв по сомнительным долгам
не создается
Статья 266
14 Резерв
по гарантийному
ремонту и
гарантийному
обслуживанию
1. Резерв создается.
2. Резерв не создается
Статья 267
15 Резерв предстоящих
расходов,
направляемых
на цели,
обеспечивающие
социальную защиту
инвалидов
1. Резерв создается.
2. Резерв не создается
Статья 267.1
16 Метод оценки
покупных товаров
при их списании
1. По стоимости первых по времени
приобретения (ФИФО).
2. По стоимости последних
по времени приобретения (ЛИФО).
3. По средней стоимости.
4. По стоимости единицы товара
Подпункт 3 п. 1
ст. 268
17 Порядок определения
предельной суммы
процентов
по долговым
обязательствам
1. Расчет осуществляется
на основе определения среднего
уровня процентов по сопоставимым
долговым обязательствам.
В учетной политике определяются
критерии сопоставимости долговых
обязательств.
2. Расчет осуществляется исходя
из ставки рефинансирования Банка
России
Пункт 1 ст. 269
18 Порядок признания
доходов и расходов
1. Метод начисления.
2. Кассовый метод
Статьи 271, 273
19 Методы списания
ценных бумаг при их
реализации и ином
выбытии
1. По стоимости первых по времени
приобретений (ФИФО).
2. По стоимости единицы
Пункт 9 ст. 280
20 Порядок закрытия
короткой позиции
В случае если в течение одного
дня одновременно осуществлялись
сделки по приобретению и
реализации (выбытию) ценных
бумаг, закрытие короткой позиции
происходит по итогам этого дня
только в случае превышения
количества приобретенных ценных
бумаг над количеством
реализованных ценных бумаг.
Налогоплательщик вправе
в принятой им учетной политике
в целях налогообложения
предусмотреть закрытие короткой
позиции в течение одного дня
с учетом последовательности
сделок по приобретению и
реализации (выбытию) ценных бумаг
Пункт 9 ст. 282
21 Порядок исчисления
ежемесячного
авансового платежа
по налогу
на прибыль
1. Исчисление и уплата
ежемесячных авансовых платежей
производятся исходя из фактически
полученной прибыли.
2. Исчисление и уплата
ежемесячных авансовых платежей
производятся в размере одной
трети фактически уплаченного
авансового платежа за предыдущий
квартал
Пункт 2 ст. 286
22 Показатель,
используемый
в целях исчисления
доли прибыли,
приходящейся
на обособленные
подразделения
1. Сумма расходов на оплату
труда.
2. Среднесписочная численность
работников.
3. Показатель удельного веса
расходов на оплату труда. Этот
вариант может применяться
организациями с сезонным циклом
работы по согласованию
с налоговым органом
Пункт 2 ст. 288
23 Порядок уплаты
налога в бюджет
субъекта РФ
при наличии
нескольких
обособленных
подразделений
на территории этого
субъекта РФ
1. Прибыль распределяется по всем
подразделениям, которые
уплачивают налог самостоятельно.
2. Определяется доля прибыли,
приходящаяся на все обособленные
подразделения, и налог
уплачивается через одно
(ответственное) подразделение
Пункт 2 ст. 288
24 Расходы
на формирование
резервов банков
1. Резерв на возможные потери
по ссудам создается.
2. Резерв на возможные потери
по ссудам не создается
Статья 292
25 Создание резервов
под обесценение
ценных бумаг (для
профессиональных
участников рынка
ценных бумаг)
1. Резервы создаются.
2. Резервы не создаются
Статья 300
26 Учет прямых
расходов
при оказании услуг
1. Прямые расходы распределяются
на остатки незавершенного
производства.
2. Прямые расходы отчетного
(налогового) периода относятся
в полном объеме на уменьшение
доходов данного отчетного
(налогового) периода
без распределения на остатки
незавершенного производства
Пункт 2 ст. 318
27 Порядок
формирования
стоимости
приобретения
товаров
1. Стоимость приобретения товаров
определяется по цене,
установленной договором.
2. Стоимость приобретения товаров
определяется с учетом расходов,
связанных с приобретением этих
товаров. Выбранный порядок
применяется организацией
в течение не менее двух налоговых
периодов
Статья 320
28 Создание резерва
предстоящих
расходов на оплату
отпусков
1. Резерв создается. Определяются
предельная сумма отчислений и
ежемесячный процент отчислений
в резерв.
2. Резерв не создается
Статья 324.1
29 Создание резерва
на выплату
ежегодного
вознаграждения
за выслугу лет и
по итогам работы
за год
1. Резерв создается. Определяются
предельная сумма отчислений и
ежемесячный процент отчислений
в резерв.
2. Резерв не создается
Статья 324.1
30 Порядок учета
расходов
на приобретение
лицензий на право
пользования недрами
1. Стоимость лицензии учитывается
в составе нематериальных активов.
2. Стоимость лицензии учитывается
в составе прочих расходов
в течение двух лет
Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной
политики
Требования к способу Норма НК РФ
Налог на добавленную стоимость
Порядок ведения
раздельного учета
при реализации
товаров (работ,
услуг),
облагаемых НДС
по ставке 0%
Налогоплательщик самостоятельно
устанавливает в учетной политике
порядок определения суммы налога,
относящейся к товарам (работам,
услугам), имущественным правам,
приобретенным для производства и (или)
реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых
облагаются по ставке 0%
Пункт 10 ст. 165
Порядок ведения
раздельного учета
облагаемых и
не облагаемых НДС
операций
Если налогоплательщиком осуществляются
операции, подлежащие налогообложению,
и операции, не подлежащие
налогообложению (освобождаемые
от налогообложения), он обязан вести
раздельный учет таких операций.
Порядок раздельного учета определяется
в учетной политике
Пункт 4 ст. 149
Налогоплательщик обязан вести
раздельный учет сумм налога
по приобретенным товарам (работам,
услугам), в том числе основным
средствам и нематериальным активам,
имущественным правам, используемым для
осуществления как облагаемых налогом,
так и не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения)
операций. Порядок раздельного учета
определяется в учетной политике
Пункт 4 ст. 170
Налог на прибыль организаций
Порядок учета
расходов
на освоение
природных
ресурсов,
относящихся
к нескольким
участкам
Закрепляется алгоритм расчета доли
расходов, приходящейся на каждый
участок недр
Пункт 2 ст. 261
Порядок
определения
применимого
законодательства
для признания
ценных бумаг
обращающимися
на организованном
рынке ценных
бумаг
В случаях невозможности однозначно
определить, на территории какого
государства заключались сделки
с ценными бумагами вне организованного
рынка ценных бумаг, включая сделки,
заключаемые посредством электронных
торговых систем, налогоплательщик
вправе самостоятельно в соответствии
с принятой им для целей
налогообложения учетной политикой
выбирать такое государство
в зависимости от места нахождения
продавца либо покупателя ценных бумаг
Пункт 3 ст. 280
Порядок
формирования
налоговой базы
по операциям с
ценными бумагами,
обращающимися
на организованном
рынке Банка
России, и
налоговой базы
по операциям с
ценными бумагами,
не обращающимися
на организованном
рынке Банка
России,
профессиональными
участниками рынка
ЦБ, не
осуществляющими
дилерскую
деятельность
Профессиональные участники рынка
ценных бумаг (включая банки), не
осуществляющие дилерскую деятельность,
в учетной политике должны определить
порядок формирования налоговой базы
по операциям с ценными бумагами,
обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг, и налоговой базы
по операциям с ценными бумагами, не
обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг. При этом
налогоплательщик самостоятельно
выбирает виды ценных бумаг
(обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или не обращающихся
на организованном рынке ценных бумаг),
по операциям с которыми
при формировании налоговой базы
в доходы и расходы включаются иные
доходы и расходы, определенные
в соответствии с гл. 25 НК РФ
Пункт 8 ст. 280
Порядок учета
ценных бумаг
по операциям РЕПО
Налогоплательщик самостоятельно
в соответствии с принятой им в целях
налогообложения учетной политикой
определяет порядок учета выбывающих
(возвращающихся) по операции РЕПО
ценных бумаг
Пункт 1 ст. 282
Критерии
отнесения сделок
к категории
операций
с финансовыми
инструментами
срочных сделок
В учетной политике определяются
критерии отнесения сделок,
предусматривающих поставку предмета
сделки (за исключением операций
хеджирования), к категории операций
с финансовыми инструментами срочных
сделок
Пункт 2 ст. 301
Порядок ведения
налогового учета
В учетной политике закрепляется
порядок ведения налогового учета
Статья 313
Система налоговых
регистров
Формы регистров налогового учета и
порядок отражения в них аналитических
данных налогового учета, данных
первичных учетных документов
разрабатываются налогоплательщиком
самостоятельно и устанавливаются
приложениями к учетной политике
Статья 314
Принципы и методы
распределения
доходов
по производствам
с длительным
циклом
В учетной политике закрепляются
принципы и методы, в соответствии
с которыми распределяется доход
от реализации по производствам
с длительным технологическим циклом
Статья 316
Определение
перечня прямых
расходов
В учетной политике определяется
перечень прямых расходов, связанных
с производством товаров (выполнением
работ, оказанием услуг)
Пункт 1 ст. 318
Порядок
распределения
прямых расходов
на незавершенное
производство и
на изготовленную
в текущем месяце
продукцию
(выполненные
работы, оказанные
услуги)
В учетной политике определяется
порядок распределения прямых расходов.
Разработанный порядок подлежит
применению в течение не менее двух
налоговых периодов
Пункт 1 ст. 319
Порядок
распределения
прямых расходов
между видами
продукции (работ,
услуг)
Механизм распределения определяется
организацией самостоятельно
с применением экономически
обоснованных показателей
Пункт 1 ст. 319

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом — в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.

Понятие «учетная политика для целей налогообложения» дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, — это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

общие и организационно-технические вопросы;

методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

применение аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;


– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

– оформление избранной учетной политики.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода — по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *