Учетная политика на 2018

Содержание

Налоговая учетная политика 2018

На 2018 вам нужна новая учетная политика — вступили в силу поправки в Налоговый кодекс.

НДС в учетной политике

С 2018 года меняются правила раздельного учета НДС. Нововведения затронут фирмы, которые ведут раздельный учет и используют «правило 5 процентов». Это организации, которые одновременно ведут облагаемый и необлагаемый бизнес. В таком случае им требуется вести раздельный учет. То есть принимать к вычету НДС с купленных товаров и услуг, которые относятся к облагаемой предпринимательской деятельности (см. также, как вычислить НДС (калькулятор онлайн)).

До 2018 года предприятия и контроллеры не могли прийти к единому решению, как принимать налог к вычету в такой ситуации. Правило гласило, что если фирма занимается коммерцией облагаемой и необлагаемой, при этом траты по необлагаемой деятельности менее 5 процентов от общих трат всей организации, то она вправе принимать весь НДС к вычету. Но было неясно, вправе ли налогоплательщик включать в налоговый вычет НДС по затратам, которые относятся только к необлагаемой деятельности.

Первое время налоговики придерживались позиции, что налог можно принять к вычету по всем товарам и работам, даже тем, которые организация использует только в необлагаемом бизнесе. Такое мнение ФНС выразила в письме от 13.11.2008 № ШС-6-3/827. Но через несколько лет отношение контроллеров изменилось. что учитывать можно только те траты, которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым реализациям (письмо ФНС от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@). Если организация начинала спросить в инспекторами, то в суде она проигрывала (определение Верховного суда от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537).

Сейчас противоречие устранили. В кодексе записали четкое правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов, то НДС по смешанным тратам можно полностью принимать к вычету. Если же траты относятся только к необлагаемому бизнесу, то НДС надо учитывать в затратах компании (п. 4 ст. 170 НК).

Если расходы на необлагаемый бизнес больше 5 процентов, то НДС по общим тратам можно принять к вычету пропорционально доле выручки от облагаемых операций за квартал. Такое правило действовало и раньше.

Пример

Компания ведет два бизнеса: один облагается НДС, другой – нет.

Траты по необлагаемой коммерции – 3 500 000 руб.

НДС с затраты по облагаемой деятельности — 630 000 руб.

Расходы по необлагаемой деятельности — 100 000 руб.

НДС с трат по необлагаемой деятельности — 18 000 руб.

Общие расходы — 350 000 руб.

НДС с общих трат — 63 000 руб.

Выручка от облагаемой деятельности (без НДС) — 4 500 000 руб.

Выручка от необлагаемой деятельности — 550 000 руб.

Общие расходы, которые относятся к необлагаемой деятельности 37 378,64 руб. (350 000 × (550 000 : (4 500 000 + 650 000))

Общая сумма затрат по необлагаемой деятельности 137 378,64 руб.(37 378,64 + 100 000)

Доля трат по необлагаемой деятельности 3,48% (137 378,64 : (3 500 000 + 100 000 + 350 000) × 100%)

«Правило 5 процентов» выполняется. То есть предприятие вправе полностью принять НДС в общих расходах к вычету. Сумма к вычету составит 792 000 руб. (630 000 + 63 000).

Что поменять в учетной политике

Внесите изменения в учетную политику организации для целей налогообложения, чтобы делить НДС по новым правилам. Измените пункт, в котором вы закрепили «правило 5 процентов». Запишите условие, чтобы принять к вычету НДС по смешанным тратам.

Например, подойдет такая формулировка: «…Если по итогам квартала расходы на необлагаемые операции не превысили 5 процентов от общих расходов, произведенных предприятием, организация принимает к вычету всю сумму налога, предъявленную в течение этого квартала поставщиками товаров, работ, услуг, которые приобрели для одновременного использования в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС».

Заодно в учетной политике проверьте, как записано правило расчета пропорции для раздельного учета. В НК не записано конкретно, какие доходы на учитывать: все или только выручку. Судь придерживаются мнения, что надо учитывать все доходы (определение ВС от 27.04.2017 № 305-КГ17-4013). Поэтому в документе компании запишите такое правило. Налоговики так же его придерживаются.

Подойдет формулировка: «Для расчета пропорции, предусмотренной пунктом 4 статьи 170 НК, организация использует отношение доходов от облагаемых и доходов от необлагаемых операций в течение квартала к общей сумме дохода за соответствующий квартал».

Налог на прибыль

В 2018 году резерв по сомнительным долгам надо считать по новым правилам. В 2017 году и раньше фирмы самостоятельно определяли, какую дебиторку они будут уменьшать на встречный долг контрагента. С нового года выбора нет: первым требуется уменьшать более ранний долг (п. 1 ст. 266 НК). Читайте также про налог на прибыль 2019 года для юридических лиц.

Что поменять

Если в учетных правилах записаны другие нормы, то их надо либо вообще удалить (так как больше нет вариантов списания), либо привести в соответствии с кодексом.

Если фирма хочет оставить такой пункт в политике, то подойдет формулировка: «При определении величины отчислений в резерв на кредиторскую задолженность сначала уменьшается первая по времени возникновения дебиторская задолженность этого же контрагента».

В 2018 году в кодексе появилось новое понятие: инвестиционный вычет. С помощью вычета можно профинансировать покупку или модернизацию основных средств третьей — седьмой амортизационных групп за счет бюджета. На сумму вычета компания уменьшает налог на прибыль в региональный бюджет, но в пределах специального лимита. Вычет равен 90 процентам от стоимости объекта или тратах на модернизацию, если в регионе не установили другой размер. На остальные 10 процентов можно уменьшить налог в федеральный бюджет (ст. 286.1 НК).

Использовать инвестиционный вычет получится при двух условиях. Первое — региональные власти решили его ввести. Сейчас такое решение есть в Ханты-Мансийском автономном округе (Закон ХМАО — Югры от 20.12.2017 № 92-оз). Другое условие по кодексу — компания обязана прописать применение вычета в своей учетке (п. 8 ст. 286.1 НК).

Учетная политика по бухучету на 2018 год

Обычно компании не так часто меняют учетную политику по бухучету. Чаще всего основная причина для смены налогового документа – изменение закона. Правила бухгалтерского учета трансформируются реже. Но в этом году поменять документ потребуется.

Основные средства

С 2018 года прекратила действовать федеральная льгота по движимому имуществу, которое компании приняли на учет после 2013 года (ст. 381.1 НК). Но регионы вправе установить такие льготы (ст. 381.1НК). Ставку не может превышать 1,1 процента (п. 3.3, 4 ст. 380 НК). Читайте также об основных изменениях по налогу на движимое имущество в 2018 году.

Например, в Московской области установили нулевую ставку (закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ). А вот, например, в Ярославской области льгота действует для объектов, принятых на учет с 2016 года и позже, а не с 2013 года (Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з).

До 2018 года компании делили субсчета счета 01 «Основные средства» по движимому имуществу на три категории:

  1. Активы 1–2 амортизационной группы, которые не являются объектом налогообложения налогом на имущество.
  2. Объекты 3–10 амортизационной группы, принятые на учет после 2013 года – это льгота по налогу на имущество.
  3. Основные средства 3–10 группы, которые приняты на учет до 2013 года или от взаимозависимых контрагентов – по ним надо было считать налог на имущество.

Из-за отмены льготы, возможно, потребуется пересмотреть названия субсчетов и, следовательно, активы, которые на них относить. Например, если в регионе местные власти не установили льготу по движимому имуществу, то можно оставить два субсчета: активы 1–2 амортизационной группы и все остальные (по ним организация будет считать налог).

Если местные власти видоизменили льготу (например, как в Ярославской обл.), то стоит пересмотреть названия счетов: к необлагаемому относить имущество, полученное после 2016 года, а не после 2013 года.

Самая простоя ситуация у компаний, которые работают в регионе, где местные власти сохранили льготу – им менять названия счетов и учет не требуется.

В бухгалтерском учете к основным средствам можно не относить активы, которые стоят менее 40 тыс. рублей (п. 5 ПБУ 6/01). Налог на прибыль для движимого имущества считают по данным бухучета. Поэтому в учетной политике выгоднее относить к малоценным материалам основые средсвства дешевле лимита. Если в регионе не вернули льготу по движимому имуществу, то компании будет выгодно больше имущества в бухучете относить на материалы: так она сможет быстрее списать расходы.

Министерство финансов об особенностях бухгалтерского учета в 2018 году

Татьяна Рыбак

начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита
Министерства финансов Республики Беларусь

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО «ЮрСпектр» 25 января 2018 г. была проведена практическая конференция «Налогообложение-2018: развитие и совершенствование». В ее работе приняла участие Татьяна Николаевна Рыбак. Она рассказала о новациях, произошедших в бухгалтерском учете в 2017 году, а также о ближайших изменениях в бухгалтерском учете в 2018 году.

Изменения в бухгалтерском учете – 2017

Особое внимание было уделено теме «Изменения в бухгалтерском учете курсовых разниц». В августе 2017 г. вступил в силу Указ N 298 «О списании курсовых разниц». Данный Указ могут применять коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций), которые использовали Указ N 103 и у которых суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. на счете 97 «Расходы будущих периодов», превышают суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату на счете 98 «Доходы будущих периодов». Такие организации вправе:

— часть курсовых разниц, учтенных на счете 97, равную остатку курсовых разниц на счете 98, списать 31 декабря 2017 г. в дебет счета 98;

— оставшуюся на счете 97 часть курсовых разниц списать в дебет счета 91 в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2018 г.

Подробное разъяснение по этому вопросу см. в Письме Минфина от 25.09.2017
N 15-1-17/54.

31 декабря 2017 г. вступил в силу Указ N 468. Данным Указом установлено, что организации, которые применяли Указ N 103 и у которых суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. на счете 98, превышают суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату на счете 97, вправе включить сумму превышения во внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2018 г. Докладчик обратила внимание на то, что Указ N 468 регулирует порядок отражения курсовых разниц только в налоговом учете. Что касается бухгалтерского учета, то организации должны списать сальдо по счетам 97 и 98 в части курсовых разниц 31 декабря 2017 г. на счет 91<*>.

Поскольку периоды признания доходов в отношении курсовых разниц, переносимых для целей налогообложения прибыли на 2018 год, в бухгалтерском учете и в налоговом учете не совпадают, то в данном случае возникнут налогооблагаемые временные разницы и, как следствие, отложенные налоговые обязательства. Начисление отложенного налогового обязательства отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 65 «Отложенные налоговые обязательства». По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц в бухгалтерском учете отражается уменьшение (погашение) отложенных налоговых обязательств <*>.

Пример 1. Суммы курсовых разниц, числящиеся на 31 декабря 2017 г. в составе доходов будущих периодов (на счете 98), превышающие суммы курсовых разниц, числящиеся на эту дату в составе расходов будущих периодов (на счете 97), составляют 1000 руб.

Организация на основании решения руководителя сумму этого превышения будет включать в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, в 2018 году ежемесячно равными частями.

31.12.2017 организация списывает все курсовые разницы со счетов 97 и 98 на счет 91 и начисляет отложенное налоговое обязательство в сумме 180 руб. (1000 руб. x 18%).

В 2018 году погашение отложенных налоговых обязательств будет отражаться в бухгалтерском учете ежемесячно в сумме 15 руб. (180 руб. / 12 мес.) по дебету счета 65 и кредиту счета 99.

Продолжая тему «изменения в бухгалтерском учете курсовых разниц» Татьяна Николаевна остановилась на постановлении Минфина от 10.08.2017 N 23 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета курсовых разниц», которое вносит изменения в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 N 69 (далее — НБСУ N 69).

Так, с 1 января 2018 г. для целей НСБУ N 69 под «выраженной в иностранной валюте стоимостью» понимается стоимость в иностранной валюте и (или) в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте. Это означает, что нормы НСБУ N 69 с 1 января 2018 г. применяются как в отношении активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, так и в отношении активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, стоимость которых выражена в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте.

Постановление N 23 предусматривает переходную норму. Так, организации должны пересчитать стоимость активов и обязательств, выраженную в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте, по официальному курсу на 31.12.2017. Возникшие при этом пересчете разницы отражаются в бухгалтерском учете 1 января 2018 г. на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 1 Постановления N 23). Указом о налогообложении N 29 определено, что эти разницы не учитываются при налогообложении прибыли (ч. 3 п. 11 Указа о налогообложении N 29).

От слушателей конференции поступил вопрос: можно ли включать курсовые разницы, возникающие при строительстве объектов, в стоимость объектов строительства, как это предусмотрено Инструкцией о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 N 10? Ответ: нет. Указанные курсовые разницы включаются в состав доходов (расходов) по финансовой деятельности. Постановление N 10 будет скорректировано <*>.

Дополнительно об изменениях в бухгалтерском учете курсовых разниц см. онлайн-конференцию «Новации бухгалтерского учета курсовых разниц», проведенную Министерством финансов Республики Беларуси при поддержке
ООО «ЮрСпектр».

Среди основных изменений докладчик отметила вступление в силу Указа N 284 «О выбытии имущества». Она пояснила, что положения данного Указа предполагают особый порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию имущества, указанного в п. 2 этого Указа. Так, организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) по 31 декабря 2020 г. вправе отражать выбытие определенного имущества с использованием счетов 83 «Добавочный капитал» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 91 задействуется только в том случае, если от выбытия имущества получены доходы в виде выручки или возвратных отходов. Подробно о применении этого Указа см. Письмо Минфина от 23.08.2017 N 15-1-17/46.

Освещалась тема первичных учетных документов. Татьяна Николаевна напомнила, что с 01.10.2017 бланки приходных кассовых ордеров (ПКО) и ПКО (валютный) не являются бланками документов с определенной степенью защиты. Бланки ПКО, которые остались у организации, можно применять для оформления кассовых операций в установленном порядке до полного их использования. Однако не требуется ведение их учета как бланков документов с определенной степенью защиты. Об использовании бланков ПКО есть Разъяснение Минфина от 02.10.2017
N 15-1-17/ 361.

Отдельно остановились на постановлении Минфина от 23.08.2017 N 26 «Об изменении некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь». Оно вносит изменения в Инструкцию о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов N 23.

Так, с 1 октября 2017 г. при приеме-передаче группы одинаковых по стоимости и характеристикам ОС (НМА) можно заполнять один акт о приеме-передаче ОС (НМА). Докладчик обратила внимание, что это право организации.

Постановлением N 26 также внесены изменения в Инструкцию по заполнению товарно-транспортной и товарной накладных (далее – накладные). Докладчик кратко остановилась на некоторых изменениях.

В частности, в Инструкцию по заполнению накладных введено понятие «внутреннее перемещение». Это движение товаров между структурными подразделениями организации, местами осуществления деятельности организации (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), работниками организации, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами.

Было отмечено, что при внутреннем перемещении товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, строительной площадки, рынка можно не оформлять накладные, а использовать формы первичных учетных документов, которые разработаны организацией самостоятельно. Также накладные можно не заполнять при реализации товаров физлицам через розницу, при безвозмездной передаче товаров физлицам, а также при реализации, безвозмездной передаче и другим видам выбытия недвижимого имущества. В последнем случае достаточно составить акт о приеме-передаче ОС и не оформлять накладную <*>.

Дополнительно о порядке заполнения накладных с 1 октября 2017 года см. интервью с представителем Минфина.

Также выступающая обратила внимание слушателей на следующие разъяснения:

— Письмо Минфина от 27.02.2017 N 15-1-1/62 «О порядке списания безнадежной к получению дебиторской задолженности»;

— Письмо Минфина от 18.04.2017 N 15-1-17/340 «О некоторых вопросах отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций»;

— Письмо Минпрома, Минфина, МНС от 18.08.2017 N 5-1-68/438/15-1-17/307/2-1-9/01513 «Об особенностях использования бланков форм ТТН-1 и ТН-2 и выставления покупателю электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость».

Чего ждать в 2018 году

Планируется расширить перечень случаев, при которых первичный учетный документ составляется единолично. В настоящее время это возможно в случае заключения публичного договора на выполнение работ (оказание услуг) между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком при условии, что в договоре предусмотрено составления акта единолично <*>.

Также планируется расширить круг организаций, которые обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Проект Указа, который посвящен этому вопросу, размещен на сайте Минфина. В этот круг организаций будут включаться РУПы, КУПы, хозяйственные общества (с долей государства свыше 50%), у которых выручка за предыдущий отчетный год превысит 100000000 бел.руб. Указанные организации, начиная с отчетности за 2018 год, будут составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. При этом составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность по правилам НСБУ N 46 этим организациям не потребуется.

Также Татьяна Николаевна подчеркнула, что с расширением круга организаций, обязанных составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО, расширяется круг физических лиц, которые должны иметь сертификат профессионального бухгалтера, а именно занимающих должность главного бухгалтера этих организаций.

Дополнительно о проекте Указа о финансовой отчетности.

В 2018 году планируется выход нового Национального стандарта бухгалтерского учета по финансовым инструментам. Этот документ будет определять: порядок бухгалтерского учета финансовых активов, финансовых обязательств и долевых инструментов, операций по сделкам РЕПО и операций, связанных с эмиссией жилищных облигаций. Несколько глав этого стандарта посвящено хеджированию, которое классифицируется на хеджирование денежных потоков и хеджирование справедливой стоимости. Для понимания термина «хеджирования» докладчик привела пример. Организация 25.01.2018 заключает договор о приобретении 100 тыс.долл. США 30.03.2018 по официальному курсу на 25.01.2018. То есть получается, что заключается будущая сделка на текущих условиях.

В заключение доклада Татьяна Николаевна отметила, что в связи с выходом Декрета от 21.12.2017 N 8 «О развитии цифровой экономики» Минфин разрабатывает проект нормативного правового акта, определяющего порядок бухгалтерского учета токенов и операций с их использованием.

Вопросы и Ответы по отчетности МФО

  1. Может ли руководитель МФО, КПК, ломбарда исполнять функции главного бухгалтера?
  2. Каким образом микрофинансовая организация может улучшить нормативы достаточности собственных средств и текущей ликвидности на первоначальном этапе своей деятельности, когда выручка в виде начисленных процентов меньше, чем расходы по открытию и раскрутке бизнеса?
  3. Учетная политика МФО приобретена и утверждена на 2016 год. Могу ли я эту же Учетную политику утвердить и на 2017 год?
  4. Можно ли начислять проценты по договору, если срок платежа наступил, а долг не возвращен? Есть ли для этого правовое основание?
  5. Как правильно применять норму об ограничении на начисление процентов по договору микрозайма?
  6. Уже имеется электронная подпись, полученная для работы с иными государственными структурами (например, с личным кабинетом Росфинмониторинга и т.п.) можно ли ее использовать для представления отчетности в Банк России?
  7. Каким образом рассчитывается срок исполнения электронного документа (например, Предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации) при направлении его через личный кабинет контролирующим органом?
  8. Можно ли сдавать исправленный отчет об операциях с денежными средствами за предыдущие отчетные периоды? В какой версии Программы-анкеты подготовки электронных документов необходимо подготавливать файл исправленного отчета? Как представить в Банк России исправленную отчетность за несколько отчетных периодов?
  9. Каким образом микрофинансовые организации используют сформированный резерв на возможные потери по займам?

Может ли руководитель МФО, КПК, ломбарда исполнять функции главного бухгалтера?

ОТВЕТ: В соответствии с изменениями в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г., вступившими в силу 16.11.2014 г., руководитель МФО, КПК, СКПК не может исполнять функции главного бухгалтера. Данное условие прописано в части 5 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ: упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: 3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); 4) микрофинансовые организации.

Следовательно, руководитель МФО, КПК, СКПК обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Таким образом, если в штате МФО, КПК, СКПК отсутствует главный бухгалтер, а ведение бухгалтерского учета осуществляется сторонней организацией в соответствии с договором, то МФО, КПК, СКПК необходимо возложить на должностное лицо, не являющееся руководителем, полномочия главного бухгалтера в части подписания отчетности, направляемой в Банк России. То есть, Вы создаете приказ организации о возложении обязанностей на должностное лицо по подписанию электронной отчетности, направляемой в Банк России. При этом у Вас в компании будет оформлено две электронных цифровых подписи: одна – на руководителя, другая – на должностное лицо, которое указано в приказе.

Что касается ломбардов, то их нет в перечне субъектов, перечисленных в части 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Поэтому руководитель ломбарда может исполнять функции главного бухгалтера одновременно.

ОТВЕТ: В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30 марта 2012г. №42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» (далее – Приказ):

  • минимально допустимое значение норматива достаточности собственных средств (НМО1) составляет 5%;
  • минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности (НМО2) составляет 70%.

Для расчета НМО1 используется раздел III Капитал и резервы бухгалтерского баланса, в котором значительную долю занимает показатель «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». На первоначальном этапе деятельности расходы компании часто превышают ее доходы, поэтому итог раздела III Капитал и резервы получается отрицательным, либо настолько незначительным, что НМО1 находится ниже допустимой планки. В результате чего Банк России предпринимает меры со своей стороны, сначала – в виде Предписания, а затем, в случае игнорирования предупреждений, — в виде штрафа.

Чтобы избежать данной ситуации, можно предпринять следующие действия:

  1. Сформировать уставный капитал не в минимальном размере Общества с ограниченной ответственностью (10 000 руб.), а в большей сумме. Желательно, чтобы сумма уставного капитала превышала сумму полученного за период убытка (в данном случае нужно предварительно соотнести планируемые доходы и расходы компании), в результате чего раздел III Капитал и резервы не будет иметь отрицательное значение.
  2. Привлекать заемные средства от учредителя по договору долгосрочного займа. Договор займа должен соответствовать трем условиям, прописанным в Приказе:
    • Заем или кредит предоставлен микрофинансовой организации, за исключением микрофинансовой организации, зарегистрированной в форме некоммерческого партнерства, физическими лицами и юридическими лицами, являющимися учредителями (акционерами, участниками) данной микрофинансовой организации;
    • Заем или кредит предоставлен на срок не менее 3 (трех) лет;
    • Договор займа или кредита содержит условие о том, что в случае банкротства микрофинансовой организации требование по этому займу или кредиту удовлетворяется после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов.

В этом случае Вы сможете увеличить значение показателя на сумму данного договора займа, прописав ее в строке 3.2 Отчета «Задолженность микрофинансовой организации по займам и кредитам, удовлетворяющая условиям для расчета норматива достаточности собственных средств (суммы, увеличивающие значение показателя)».

Таким образом, рекомендуем Вам заблаговременно, до сдачи ежеквартальной отчетности в Банк России, проверять, находятся ли НМО1 и НМО2 в рамках допустимых границ, а если это не так, то предпринять меры, описанные выше.

Можно ли начислять проценты по договору, если срок платежа наступил, а долг не возвращен? Есть ли для этого правовое основание?

ОТВЕТ: По-нашему мнению, начислять проценты установленные договором, после того как клиент «вышел на просрок» можно.

Идеальным будет вариант, когда в договоре есть соответствующая оговорка, так как у некоторых судов в противном случае возникают вопросы.

Однако и при отсутствии условия о том, что «договорной» процент продолжает начисляться до момента возврата займа, можно будет обосновать.

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 809) определено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заёмщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определённых договором.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи при отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращённой в момент передачи её заимодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счёт.

Таким образом, при просрочке исполнения заемного обязательства определенные договором или законом проценты как плата за кредит подлежат уплате за все время фактического пользования заемщиком суммой займа, включая и время допущенной им просрочки.

Кроме того, на сумму займа также может быть начислена неустойка в порядке, предусмотренном п. 21 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 года «О потребительском кредите (займе)» №353-ФЗ.

Как правильно применять норму об ограничении на начисление процентов по договору микрозайма?

ОТВЕТ: Согласно пп.9 ч.1 ст.12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» 02.07.2010 №151-ФЗ, МФО не вправе начислять заемщику — физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа.

Данное условие должно быть отражено в договоре микрозайма на первой странице, перед таблицей, определяющей индивидуальные условия договора.

Согласно разъяснениям, предоставленным ЦБ РФ, названное выше ограничение касается только микрофинансовых организаций, и только тех договоров, которые были заключены, начиная с 29 марта 2016 года.

Общая сумма процентов, начисленных по одному договору, не может быть больше, чем сумма выданного займа, умноженная на 4 (например, если выдан микрозайм в размере 3000 рублей, займодавец не вправе начислить процентов более, чем 12 000 рублей). В ряде случаев компании полагают, что уплата процентов и последующая пролонгация договора служат основанием для исключения оплаченной суммы процентов из расчета четырехкратного размера суммы займа. Но это не так. На предельный размер начислений не влияют частичные погашения процентов или тела займа, заключение дополнительных соглашений и т.д. Учитываются абсолютно все начисления процентов, независимо от того, оплачены они в срок или начисляются за период просрочки.

Уже имеется электронная подпись, полученная для работы с иными государственными структурами (например, с личным кабинетом Росфинмониторинга и т.п.) можно ли ее использовать для представления отчетности в Банк России?

ОТВЕТ: Для представления отчетности в Банк России электронный документ, содержащий соответствующую отчетность, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Определение квалифицированной электронной подписи установлено Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи). В соответствии с Законом об электронной подписи такая подпись может быть получена в любом из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России. Перечень аккредитованных Минкомсвязи России удостоверяющих центров размещен на сайте Минкомсвязи России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://minsvyaz.ru

Таким образом, если имеющаяся у организации электронная подпись является усиленной квалифицированной электронной подписью, она может быть использована для представления отчетности в Банк России.

ОТВЕТ: Ответ на данный вопрос рассмотрим на примере. При направлении Банком России электронного документа через личный кабинет 20.08.16 в 17.46 (суббота) — время ознакомления Вашей организации с Предписанием Банка России переносится на первый рабочий день — 22.08.16 в 18.00 (понедельник). Если, например, в тексте предписания Банка России требуется исполнение в течение 5 рабочих дней, то срок исполнения — 29.08.16 в 18.00 (понедельник). Именно в течение этого времени Вы должны предоставить Ответ через личный кабинет участника финансового рынка. Советуем Вам ежедневно заходить в свой личный кабинет на сайте Банка России и проверять Входящие документы, чтобы оперативно получать информацию от контролирующих органов, а также своевременно давать ответ на Запросы и Предписания (время на исполнение которых иногда бывает минимальным и составляет 3 календарных дня).

ОТВЕТ: В случае обнаружения ошибок в ранее представленных в Банк России отчетах необходимо представить в Банк России исправленные отчеты за все периоды, в которых обнаружена ошибка.

При подготовке файла исправленного отчета, необходимо использовать ту версию Программы-анкеты подготовки электронных документов, в которой был подготовлен файл отчета, содержащий ошибку.

В том случае, если ошибка обнаружена в отчетности, представленной за несколько отчетных периодов, каждый файл исправленной отчетности направляется в Банк России отдельным электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного подписывать соответствующие электронные документы, с присвоением такому документу нового уникального исходящего номера.

Каким образом микрофинансовые организации используют сформированный резерв на возможные потери по займам?

ОТВЕТ: Сформированный резерв на возможные потери по займам используется, чтобы списывать безнадежную задолженность по займам. Однако, прежде чем списать долг, организация должна принять все меры по его взысканию.

Безнадежную задолженность необходимо списывать в следующем порядке:

  • собрать все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
  • провести инвентаризацию задолженности по выданным займам и определить задолженность, по которой просрочка платежей составила не менее одного года;
  • оформить решение руководителя о списании безнадежной задолженности по займу.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.

Если до конца квартала, следующего за кварталом создания резерва, резерв не будет использован, то неизрасходованные суммы необходимо перенести на следующий период. Причем сумму вновь создаваемого резерва надо скорректировать.

Так, если вновь создаваемый резерв меньше переносимого остатка, то разницу нужно включить во внереализационные доходы. Если вновь создаваемый резерв больше переносимого остатка, то разницу нужно включить во внереализационные расходы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 297.3 Налогового кодекса РФ.

Новая редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 06.11.2008 N 106н, в ред.-28.04.2017 № 69н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н
(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее — организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее — несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. — Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. — Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Незавершенные капитальные вложения

41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.

Финансовые вложения

43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.

Основные средства

46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

48. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

линейный способ;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

50 — 53. Утратили силу.

54. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.

Нематериальные активы

55. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации.

56. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации в полной сумме списывается на финансовые результаты организации как прочие доходы.

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Сырье, материалы, готовая продукция и товары

58. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

59. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

60. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 58 настоящего Положения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

61. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

62. Предусмотренные в пунктах 58 — 60 настоящего Положения ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

63. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

64. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

65. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Капитал и резервы

66. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

67. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

68. Сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

69. Созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

71. Исключен.

72. Утратил силу.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

73. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

74. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

75. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

76. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

77. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

78. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Прибыль (убыток) организации

79. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

80. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

81. Утратил силу.

82. В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

83. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
2.1 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <4> 2020
2.2 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <5> 2020
2.3 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» <6> 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *