УК охрана труда

Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность уголовного наказания лиц, виновных в нарушении правил охраны труда. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ последняя наступает вследствие нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, при условии, что результатом таковых действий явилось неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) или повлекло его смерть (ч. 2 ст. 143 УК РФ), а также повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 143 УК РФ).

Общественная опасность этого преступления определяется тем, что посягательство осуществляется на предусмотренное Конституцией РФ право на безопасные условия труда, практически исключающие возможность получения производственного травматизма и соответствующих заболеваний.

При характеристике соответствующей уголовно-правовой нормы следует обратить внимание на то, что законодательство не содержит перечня конкретных проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам техники безопасности или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере. При формулировке обвинения должны называться пункты соответствующих правил охраны труда, которые были нарушены.

Правила по технике безопасности и иные правила охраны труда устанавливаются Правительством РФ, министерствами и ведомствами по согласованию с профессиональными союзами и содержат требования, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников.

Как показала практика, наиболее распространенными являются нарушения: отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения производственных работ, допуск к работе неинструктированного, необученного или недостаточно обученного работника, отсутствие предохранительных сооружений, оборудования, устройств и других средств защиты.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия труда. Вторым объектом преступного посягательства выступает жизнь и (или) здоровье граждан, занятых в тех или иных отраслях экономической деятельности.

В числе потенциальных потерпевших могут выступать: работники, выполняющие работу по трудовому договору; граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору; студенты и учащиеся образовательных учреждений; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрациями учреждений; другие лица, участвующие в производственной деятельности организации и индивидуального предпринимателя.

Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда возлагается на лиц, обязанных обеспечить соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности этих предприятий, на которых они работают. Кроме того, следует обращать внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному разрешению непосредственно в соответствии с должностным регламентом возложены обязанность обеспечить правила охраны труда на определенном участке работ. Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры и т.д., также могут нести ответственность, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам или не обеспечили их соблюдение.

Вместе с тем, соответствующие лица могут быть освобождены от ответственности при условии, что возлагаемые на них обязанности были выполнены надлежащим образом, а наступивший преступный результат – исключительная вина потерпевшего, который своими действиями нарушил требования инструктажа и допустил грубую небрежность.

Санкцией ч. 1 ст. 143 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до одного года, либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

Санкцией ч. 2 ст. 143 УК РФ предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Санкцией ч. 3 ст. 143 УК РФ предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета РФ А.С. Интулов

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 143

Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).

Основным объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение охраны труда, условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В качестве дополнительного объекта преступления выступают жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления включает в себя:

1) деяние в форме действия или бездействия, заключающееся в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда;

2) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами);

3) причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Под техникой безопасности понимаются правила охраны труда, непосредственно обеспечивающие безопасные условия труда, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

Объективную сторону нарушения правил охраны труда образуют действие или бездействие субъектов, которые отступают от общих отраслевых или локальных норм, обеспечивающих безопасность труда работников. Это может быть, например, непроведение инструктажа о соблюдении правил техники безопасности; допуск к работе на неисправном оборудовании, нарушение технологического процесса, необеспечение специальными средствами защиты и др.

Учитывая, что диспозиция ст. 143 УК РФ бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.

По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.

Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

В ряде случаев объективная сторона состава преступления образуется серией или системой действий нескольких различных субъектов. Так, например, при работе в шахте каждая из бригад последовательно не принимала мер к снижению уровня метана после смены. Критическая точка концентрации газа и взрыв последовали после действий членов последней бригады, которая погибла при взрыве. В этом и подобных случаях возникает вопрос о наличии состава преступления в действиях (бездействии) лиц, которые ранее не предпринимали необходимых мер, что создавало условия для совершения преступного деяния на заключительном этапе. С нашей точки зрения, в таких ситуациях лица, создававшие условия, уголовной ответственности не подлежат, поскольку отсутствует прямая и непосредственная причинная связь между их деянием и наступившими общественно опасными последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нарушая правила техники безопасности или другие правила охраны труда, предвидит, что тем самым может причинить вред здоровью или смерть, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение этих последствий (легкомыслие) либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должен был и мог предвидеть (небрежность).

В случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления.

Если же виновный путем нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности <1>.

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (в ред. от 21 декабря 1993 г.) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

При этом субъектами названных преступлений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в ст. 143 УК РФ, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 160— © С.В. Марковиченко, 2008

УДК 343

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

С.В. МАРКОВИЧЕНКО

Дается уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ.

Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, направленные на обеспечение безопасности трудящихся в процессе их работы. Рассматриваемое преступление является двуобъектным: второй обязательный объект — жизнь и здоровье человека, который признается потерпевшим.

Изменение характеристик второго объекта (исключение из диспозиции ст. 143 указания на причинение средней тяжести вреда здоровью человека) подтверждает, что рассматриваемая статья направлена именно на защиту, а не охрану трудовых прав. Совершенно правильно замечает А.И. Ставцева, что понятие защиты трудовых прав намного уже понятия охраны, которая включает и предотвращение, недопущение нарушений, и эффективное восстановление нарушенных прав, а также возмещение материального ущерба и морального вреда . Как указано в ст. 209 Трудового кодекса (ТК) РФ, охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационнотехнические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Уголовный кодекс берет под свою защиту лишь часть общественных отношений, существующих в сфере охраны труда. Таким образом, в рассматриваемом аспекте уголовное законодательство развивается в направлении сужения сферы своего воздействия. Концептуально это можно выразить словами: от охраны — к защите.

Право на безопасные условия труда гарантировано многими международными правовыми актами, ст. 37 Конституции России,

законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В документах МОТ обращено внимание на важность проведения в жизнь правил, относящихся к условиям труда и защите трудящихся во время работы . Следование этому императиву в национальном законодательстве, а главное — в жизни, выражает развитие общественных отношений по вектору прогресса, а его игнорирование, напротив, свидетельствует о социальной деградации.

Объективная сторона преступления состоит в: а) нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенном лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил; б) причинении в результате этого тяжкого вреда здоровью (ч. 2 УК РФ) или смерти человека (ч. 3 УК РФ); г) причинной связи между указанным нарушением и наступившими последствиями.

Как видим, ст. 143 УК в каждой своей части содержит материальный состав преступления с бланкетной диспозицией. Это означает, что для наступления уголовной ответственности важно установить, какие конкретно правила техники безопасности или иные правила охраны труда нарушены. Формулируя обвинение, следует назвать пункты соответствующих правил, которые были нарушены.

Правила техники безопасности и иные правила охраны труда многочисленны и обусловлены спецификой производства, особенностями технологических процессов и проведения работ в различных сферах . Поэтому в каждом случае причинения тяжкого вреда здоровью или наступления смерти во время выполнения работ необходимо обра-

щаться к тем правилам, которые регулируют безопасность их проведения. Таких правил огромное количество, многие из них носят ведомственный характер. При этом нельзя не учитывать нормативные правовые акты, регулирующие порядок расследования несчастных случаев на производстве .

В диспозиции ч. 1 ст. 143 УК говорится о нарушении не только правил техники безопасности, но и иных правил охраны труда. Правила охраны труда по своему предмету гораздо шире правил техники безопасности, поскольку выходят за границы непосредственно производственной сферы и включают, в частности, профилактические и реабилитационные мероприятия. Так, трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя по осуществлению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда .

Вместе с тем объективную сторону преступления составляют нарушения только тех правил, которые находятся (и могут находиться) в причинной связи с наступившими последствиями. Ведь среди нормативных актов и правил по охране труда имеются такие, которые, будучи направлены на дальнейшее облегчение и оздоровление условий труда и обеспечение его безопасности, не создают в случае их нарушения непосредственной угрозы для жизни или здоровья работника, следовательно, не образуют состава преступления. На некоторых предприятиях горячие цеха литейного, кузнечного и другого профиля не обеспечиваются газированной соленой водой, что не создает опасности наступления тяжкого вреда здоровью и жизни рабочих, а значит, не имеет уголовно-правовых последствий .

Субъект преступления — специальный. Это лицо, на котором лежат обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда. В ст. 212 ТК РФ законодатель возлагает эти обязанности на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

— безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

— применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

— организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

— в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы

(должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

— предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследование и учёт в установленном настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию

в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим кодексом, иными федеральными законами сроки;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомление работников с требованиями охраны труда;

— разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего кодекса для принятия локальных нормативных актов;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Обычно полный груз ответственности несет на себе руководитель небольшого предприятия. В крупных организациях, как правило, назначается лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности и иных правил охраны труда. В круг потенциальных субъектов преступления попадают не только руководители предприятий и организаций, но также их заместители, главные инженеры, главные специалисты.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» (в ред. от 25 октября 1996 г.) разъяснил

судам, что предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, в которых они работают. Пленум обратил внимание на то, что ответственность за нарушение правил охраны труда могут нести лица (граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства), на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за халатность, выразившуюся в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

Из постановления Пленума следует, что если нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда допущено работником, не являвшимся должностным лицом, и повлекло последствия, указанные в ст. 143 УК, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет .

При установлении субъекта преступления большое внимание уделяется документальному закреплению должностных обязанностей в сфере охраны труда. О соответствующей документации работодатели часто вообще ничего не знают и искренне удивляются штрафам, которые налагает на них Рос-трудинспекция. Даже если в хозяйственном

обществе нет никакого производственного цикла, всё равно должны быть составлены и доведены под роспись до сведения работников инструкции по технике безопасности, инструкции о правилах эксплуатации электроприборов и другие документы по охране труда. Следует поддерживать в порядке журнал инструктажей по технике безопасности.

При рассмотрении каждого дела о нарушении правил охраны труда и безопасности работ особое значение приобретает тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями, что должно быть обосновано в приговоре. Кроме того, в нем суд обязан сослаться на конкретные пункты действующих правил безопасности работ и охраны труда, нарушение которых повлекло указанные в законе последствия.

Нередко правила техники безопасности грубо нарушаются самим пострадавшим, который может находиться на рабочем месте в нетрезвом состоянии, не соблюдать общеизвестные меры предосторожности. Поэтому в связи с исследованием причинной связи между названными нарушениями и наступившими вредными последствиями суду следует выяснять также роль потерпевшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого, а в случае признания его виновным — учитывать при назначении наказания факт небрежности, допущенной самим пострадавшим.

Субъективную сторону преступления определяет неосторожное отношение виновного к возможности наступления вредных последствий при нарушении им правил техники безопасности или иных правил охраны труда.

В п. 5 названного постановления Пленума Верховного Суда РСФСР сказано, что в случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК, преду-

сматривающей ответственность за совершение умышленного преступления. Если же виновный путём нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности.

Статья 143 конкурирует со ст. 215, 216, 217, 236 УК, устанавливающими уголовную ответственность за нарушение правил на объектах атомной энергетики, при производстве горных, строительных и иных правил безопасности, нарушение правил на взрывоопасных объектах, а равно нарушение санитарно-гигиенических правил. Здесь, в соответствии с положениями теории квалификации, преимущественному применению подлежат специальные нормы. Применение конкретной нормы определяется в зависимости от предмета регулирования .

Разграничение между ст. 143 УК и ст. 5.27 КоАП России «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» осуществляется по объективной стороне — характеру наступивших последствий. Их отсутствие, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил охраны труда влекут ответственность за административное правонарушение.

Анализ динамики уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда позволяет отметить её сужение, что выразилось в частичной декриминализации и депе-нализации ст. 143 УК. Такой вывод закономерен при сравнении диспозиций ст. 143 УК России и ст. 140 УК РСФСР, а также редакций ст. 143 УК России до и после изменений, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. По нашему мнению, такая тенденция не соответствует ситуации, связанной с массовыми нарушениями правил охраны труда, которая сложилась в настоящее время в сфере трудовых отношений. К сожалению, законодатель здесь проявил определенный субъективизм и некоторую некомпетентность. Об этом частично свидетельствует и такая странность: к подсудности мировых судей отнесены дела по ст. 143 УК (нарушение правил охраны труда), но при этом статьи, предусматривающие нарушение специ-

1. Ставцева А.И. Трудовые споры и право на судебную защиту // Журнал российского права. — 1998. — № 8. — С. 20-21.

2. Рекомендация Международной организации

труда № 20 «Об общих принципах организации систем инспекции для обеспечения проведения в жизнь законов и правил, касающихся защиты трудящихся» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда (1919-1956). — Женева: Международное бюро труда, 1991. — Т. I. -С. 87-94; Рекомендация Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда» // Там же. — С. 805-808; Конвенция Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 50. — Ст. 4650; Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» // Там же. —

Ст. 4652.

3. Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 42 «Об утверждении правил безопасности лакокрасочных производств» // Рос. газета (спец. выпуск). — 2003. — 21 июня; Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 10 июня 2003 г. № 83 «Об утверждении правил безопасной эксплуатации факельных систем» // Там же; Постановление Гостехнадзора Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 78 «Об утверждении правил безопасности при производстве фосфора и его неорганических соединений» // Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 558 «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 24 — Ст. 2285.

5. Постановление Минтруда Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. — 1997. — № 5; Постановление Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2004 г. «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» // Рос. газета. — 2002. — 13 авг.

6. Потапова Н.Л. Основание возбуждения уголовного дела при расследовании преступных

нарушений правил охраны труда // Рос. следователь. — 2003. — № 2. — С. 28.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ» // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (1961-1993 гг.). — М.: Юрид. лит., 1994. — С. 363; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 10 «Об изменении и до-

полнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1997. — № 1. — С. 5.

9. Нестеров В. Критерии определения подсудности мировым судьям // Рос. юстиция. -2002. — № 10. — С. 41-42.

Мы себе представляем, сколь скучно звучат слова о том, что нарушать закон нельзя, и что за каждым преступлением обязательно последует наказание. Ты наверняка можешь припомнить десятки случаев, когда преступление просто не раскрывалось, или истории, в которых преступные авторитеты выступают в качестве властелинов жизни. К сожалению, так случается. Но очень часто преступники попадают за решетку и тогда все истории о не очень умных милиционерах и везучих гангстеров быстро испаряются из головы, а лишенным свободы – не позавидуешь.
Права и ответственность несовершеннолетних при совершении ими общественно опасных действий, расписаны в Уголовном кодексе Республики Беларусь.
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, НО с 14 лет к уголовной ответственности можно привлечь за следующие виды преступлений:
· убийство (статья 139);
· причинение смерти по неосторожности (статья 144);
· умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
· умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
· изнасилование (статья 166);
· насильственные действия сексуального характера (статья 167);
· похищение человека (статья 182);
· кража (статья 205);
· грабеж (статья 206);
· разбой (статья 207);
· вымогательство (статья 208);
· угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
· умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 218 ч. 2,3);
· захват заложника (статья 291);
· хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
· умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
· хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (статья 327);
· хулиганство (статья 339);
· заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
· осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
· побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, является исчерпывающим.
Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не указанное в данном перечне, то ответственность будут нести его родители (ст. 9.4 КоАП).
За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний с 11 летнего возраста может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.
За совершённые преступления несовершеннолетнему могут быть назначены следующие виды наказаний:
· штраф (статья 111 Уголовного кодекса)
· арест (статья 114 Уголовного кодекса)
· лишение свободы (статьи 115 — 116 Уголовного кодекса).
· принудительные меры воспитательного характера (статья 117 Уголовного кодекса)

С 16 лет несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности практически за все совершённые им преступления.

За совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте в дополнение к выше названным подростку могут назначить следующие виды НАКАЗАНИЙ:
· общественные работы (статья 110 Уголовного кодекса);
· исправительные работы (статья 113 Уголовного кодекса);
· лишение права заниматься определенной деятельностью (статья 112 Уголовного кодекса).
· конфискация имущества (статья 109 Уголовного кодекса).
По достижении 18 летнего возраста человек несет полную уголовную ответственность.
Статья 63. Обстоятельства, смягчающие ответственность
Статья 64. Обстоятельства, отягчающие ответственность

Вашему вниманию предлагаем некоторые статьи
из Уголовного кодекса Республики Беларусь
Статья 47. Понятие наказания
Статья 48. Виды наказаний
Статья 108. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Статья 109. Виды наказаний
Статья 110. Общественные работы
Статья 111. Штраф
Статья 112. Лишение права заниматься определенной деятельностью
Статья 113. Исправительные работы
Статья 117. Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера
Статья 118. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности
Статья 139. Убийство
Статья 143. Убийство при превышении пределов необходимой обороны
Статья 144. Причинение смерти по неосторожности
Статья 145. Доведение до самоубийства
Статья 146. Склонение к самоубийству
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения
Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения
Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения
Статья 154. Истязание
Статья 155. Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности
Статья 159. Оставление в опасности
Статья 161. Неоказание медицинской помощи больному лицу
Статья 166. Изнасилование
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 169. Развратные действия
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
Статья 171. Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Статья 175. Уклонение детей от содержания родителей
Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя
Статья 177. Разглашение тайны усыновления (удочерения)
Статья 177-1. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей
Статья 179. Незаконные собирание либо распространение информации о частной жизни
Статья 180. Умышленная подмена ребенка
Статья 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества
Статья 188. Клевета
Статья 189. Оскорбление
Статья 205. Кража
Статья 206. Грабеж
Статья 207. Разбой
Статья 208. Вымогательство
Статья 209. Мошенничество
Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники
Статья 214. Угон транспортного средства или маломерного водного судна
Статья 215. Присвоение найденного имущества
Статья 218. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
Статья 219. Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности
Статья 262. Подделка проездных документов
Статья 293. Массовые беспорядки
Статья 307. Непринятие мер по спасанию людей
Статья 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей
Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
Статья 339. Хулиганство
Статья 340. Заведомо ложное сообщение об опасности
Статья 341. Осквернение сооружений и порча имущества
Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них
Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего
Статья 346. Надругательство над историко-культурными ценностями
Статья 347. Надругательство над трупом или могилой
Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации
Статья 350. Модификация компьютерной информации
Статья 351. Компьютерный саботаж
Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией
Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети
Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ
Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети
Статья 361. Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности
Статья 363. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок
Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь
Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь
Статья 369. Оскорбление представителя власти
Статья 369-1. Дискредитация Республики Беларусь
Статья 370. Надругательство над государственными символами
Статья 387. Подделка либо сбыт поддельных государственных наград Республики Беларусь или СССР
Статья 395. Фальсификация доказательств
Статья 400. Заведомо ложный донос
Статья 401. Заведомо ложное показание
Статья 405. Укрывательство преступлений
Статья 406. Недонесение о преступлении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *