Упаковка готовой продукции

Нередко товар упаковывается в процессе производства — без такой упаковки товар невозможно хранить, транспортировать и продавать (пакет для молока, банка для консервов, тюбик для крема и т.д.).

Иногда товар упаковывают дополнительно — например, чтобы товар выглядел более презентабельно или чтобы сохранить качество и внешний вид основной упаковки товара. Упаковка используется не только в торговле, но и при оказании различного рода услуг (к примеру, если организация оказывает складские услуги или услуги хранения, занимается фасовкой товара). Такая упаковка, как правило, — тара однократного использования, которая передается покупателю вместе с товаром и отдельно им не оплачивается. Ее учет мы и рассмотрим.

Бухгалтерский учет тары однократного использования

Бухгалтерский учет такой тары зависит от вида деятельности вашей организации.

Производственные организации относят упаковочные материалы к материально-производственным запасам <1> и учитывают на счете 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и тарные материалы» <2>.

Далее учет стоимости тары зависит от того, на какой стадии производства товар упаковывается <3>:

<если> товар упаковывается в процессе производства товара, то тара со счета учета МПЗ списывается в дебет счета 20 «Основное производство», после чего включается в себестоимость готовой продукции (дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция» — кредит счета 20);

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс транспортировки, хранения и реализации продукции <4>.

<если> продукция упаковывается уже после изготовления, то стоимость тары списывается в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Торговые организации учитывают тару на счете 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя». Далее стоимость упаковки списывается в дебет счета 44 «Расходы на продажу» <5>.

Расходы на упаковку вы также можете сразу включить в себестоимость (списать в дебет счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») <6>.

Учет одноразовой упаковки в целях налогообложения

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль затраты на упаковку однократного использования можно учитывать так же, как и в бухгалтерском учете. Производственные организации учитывают их как материальные расходы <7> в себестоимости продукции или в расходах на продажу. Торговые организации, как правило, учитывают их в расходах на продажу, но могут также включить их в стоимость товаров <8>.

Если упаковка является неотъемлемой частью производимой продукции, то расходы на приобретение (изготовление) упаковки признаются прямыми <9>. Во всех остальных случаях такие расходы, как правило, косвенные, и их полностью относят на уменьшение базы по налогу на прибыль отчетного периода.

Если товар упаковывается на стадии производства, то к таким расходам у налоговиков претензий не возникает. Ведь без такой упаковки товар вообще не может существовать в том виде, в котором он пригоден для продажи. А вот если без упаковки в принципе можно обойтись или можно использовать более дешевую упаковку, то претензии вполне вероятны.

При проверке налога на прибыль у контролирующих органов, которые всегда тщательно следят за обоснованностью и целесообразностью различного рода затрат, могут возникнуть вопросы о том, например, насколько упаковка необходима или нужна ли вам именно эта упаковка, если она дорогостоящая. Так, они неоднократно пытались «убрать» как необоснованные расходы на пакеты, которые бесплатно выдавались покупателям для приобретенных в магазине товаров <10>.

Конечно, налоговики не могут оценивать затраты с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата <11>, но лишний раз спорить не хочется никому, поэтому мы решили уточнить, как относятся к таким затратам в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА — Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации

«Для целей налогообложения прибыли признаются все расходы, документально подтвержденные, экономически оправданные и связанные с деятельностью организации. Если организация может обосновать необходимость дополнительной упаковки, например, для повышения сохранности товара во время его транспортировки, то такие расходы считаются обоснованными и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом документальным подтверждением таких затрат будут являться: приказ руководителя о необходимости дополнительной упаковки товаров, счет-фактура и накладная, выставленные продавцом упаковки, документы, подтверждающие принятие и отпуск упаковки со склада (унифицированные формы первичной документации N М-4 и М-11) <12>».

НДС

С вычетом НДС, предъявленного при приобретении упаковки, проблем не будет — если вы плательщик налога, вы принимаете его к вычету в обычном порядке <13>.

Но тут есть один нюанс. Если стоимость упаковки товара отдельно в документах не выделена, а покупатель получает два вида продукции — товар и упаковку, но оплачивает только товар, то получается, что упаковка передается покупателю безвозмездно. А безвозмездная передача товара признается его реализацией <14>. Тогда на стоимость упаковки, в которой вы реализовали товары, вроде бы как надо начислить НДС. Кроме того, если считать передачу упаковки покупателю безвозмездной реализацией, вы не можете учесть эти расходы при расчете налога на прибыль <15>.

Такой подход — неверный. То, что покупатель, оплачивая товар, получал не только товар, но и упаковку, не означает, что он упаковку получал бесплатно. Расходы на приобретение упаковочных материалов включены в себестоимость реализуемого товара, то есть получается, что НДС на стоимость этой упаковки уплачен покупателем в цене приобретаемых товаров <16>. Поэтому ни о какой безвозмездной передаче речи не идет и начислять НДС не надо.

Мы решили уточнить позицию Минфина по данному вопросу.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров, исчисленная по ценам, указанным сторонами сделки, без включения в них налога, и считается соответствующей уровню рыночных цен, пока не доказано обратное <17>.

Поскольку исчисление налога по отдельным составляющим договорной цены реализуемых товаров не предусмотрено, то налоговая база по НДС в отношении товаров, цена которых формируется с учетом затрат на их упаковку, определяется как договорная цена этих товаров. То есть на стоимость упаковки, в которой товары реализованы, начислять НДС отдельно не нужно».

* * *

Если упаковка — это часть товара, без которой его нельзя хранить и транспортировать, то учесть затраты на приобретение такой тары как в налоговом, так и в бухгалтерском учете не составит труда. А вот если без упаковки в общем-то можно обойтись, у налоговиков могут возникнуть претензии.

При этом учтите, что если вы нанесете на упаковку логотип фирмы или информацию о товарах и услугах, предстоящих акциях и скидках, то расходы на упаковку должны будут учитываться как рекламные <18>. И если упаковка будет стоить более 100 руб. за единицу, вам придется начислить на ее стоимость НДС <19>.

<1> п. 160 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)

<2> п. 166 Методических указаний; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<3> п. 172 Методических указаний

<4> Межгосударственный стандарт «Упаковка. Термины и определения. ГОСТ 17527-2003», введ. Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 85-ст

<5> Инструкция по применению Плана счетов

<6> ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<7> подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.10.2010 N 03-03-06/4/95

<8> ст. 320 НК РФ

<9> Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10

<10> Постановления ФАС МО от 26.02.2010 N КА-А40/951-10, от 21.01.2008 N КА-А40/13938-07-2

<11> п. 3 Определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П; Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 15585/08

<12> пп. 49, 100, 160 Методических указаний

<13> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<14> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<15> п. 16 ст. 270 НК РФ

<16> Постановления ФАС ВВО от 10.06.2008 N А82-4718/2007-27; ФАС МО от 14.05.2010 N КА-А40/3565-10, от 26.02.2010 N КА-А40/951-10

<17> п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 154 НК РФ

<18> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»; Постановление ФАС СЗО от 04.05.2008 N А05-7970/2007

<19> подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ; Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-07/17

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N14, 2011

Упаковка

Замороженную продукцию упаковывают в различные упаковочные материалы. Главным образом, в качестве упаковочного материала используются контейнеры и пакеты из пластика, бумагу и картон. Также для упаковки применяют алюминиевую фольгу.

Упаковочный материал должен удовлетворять следующим требованиям: быть химически стабильным и нейтральным; быть стерильным; не иметь в своем составе токсичных веществ, которые могли бы проникнуть в пищу; быть непроницаемым или почти непроницаемым для водяного пара, летучих ароматических веществ и внешних запахов; предохранять продукты от бактериального заражения и других внешних загрязнений; легко формоваться и обрабатываться.

Из-за определенных особенностей хранения замороженной продукции, выбор материалов достаточно ограничен, т.к. только некоторые упаковочные материалы могут выдерживать низкие температуры. Высокая степень морозостойкости пленок, а также их сварных швов является одним из главных качеств, предъявляемых к упаковке для продукции глубокой заморозки. Пленочная упаковка, которая изготавливается из многослойного полиэтилена или из материалов на основе разных полимерных слоев, отвечает данным требованиям.

Готовую продукцию упаковывают в потребительскую и транспортную тару. Потребительской называется тара, в которую расфасовывают продукт и в которой он предлагается покупателю в торговой сети. Такая тара защищает продукцию от влияния внешних факторов и от возможных потерь.

Основным поставщиком упаковки замороженных продуктов для «Равиоли» является фирма «ОХТА». Она изготавливает многослойные (2 или 3 слоя) плёнки, где слои соединяются методом тепловой диффузии. Такие плёнки продуктов хорошо удерживают краску, даже при воздействии конденсата влаги, который неизбежно образуется при оттаивании продуктов в торговой сети и после их покупки. При этом плёнка обладает повышенной прочностью, эластичностью и высоким коэффициентом скольжения, что очень важно при использовании её на высокоскоростном фасовочном оборудовании, где на плёнку воздействуют большие рывковые нагрузки и трение о металлические части машин.

Транспортная тара защищает продукцию в процессе хранения и транспортировки от механических повреждений, потерь, деформаций. В транспортную тару упаковываются продукты, расфасованные в потребительскую тару, а также без такой тары. Транспортная тара должна быть прочной при сжатии, ударе, падении, вибрации.

Функции упаковки и маркировки продукции

Упаковка и маркировка товаров на складе – обязательные процедуры, которые защищают продукты, исключают распространение сыпучей и малогабаритной продукции по территории. Наличие упаковки обеспечит сохранность и целостность изделий при транспортировке.

Кроме того, упаковка предохраняет товар от воздействия температурных колебаний и механического повреждения при ударах. Она защищает от влаги, пыли, загрязнений, позволяет поддерживать оптимальные условия сбережения и транспортировки. Грамотное хранение продовольственной продукции – важная составляющая успешной и прибыльной торговли. По своим функциям упаковка груза представлена такими видами:

  • первичная (используется для одного товара, применяется в розничной торговле);
  • вторичная (группирует несколько продуктов в одну посылку);
  • контейнерная (актуальна для крупных грузовых отправлений).

Не менее важна маркировка непродовольственной и продовольственной продукции. Главная функция этой части упаковки – информационная. Надписи регламентируются законодательством страны. Данные элементы должны соответствовать требованиям торговых сетей и пунктам реализации товаров.

Маркировка продуктов осуществляется с использованием этикеток, это могут быть стикеры или наклейки. Они позволяют систематизировать товар по сорту, предоставить вниманию покупателей описание и различную информацию. Второй вариант маркировки – штриховой код. Машиночитаемая комбинация содержит данные о производителе, характеристики продукта. Этот способ маркировки удобен при проведении инвентаризации и при учёте хранимых и продаваемых позиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *