Уровень эмиграции из России

Посольство Израиля в России Валерий Шарифулин / ТАСС / Vida Press

Израиль зафиксировал резкий рост числа иммигрантов из России, сравнимый с советской эпохой застоя: за последние четыре года число переехавших достигло 40 тысяч человек и продолжает расти. Причиной для переезда иммигранты, многие из которых не имеют доказанных еврейских корней, называют сворачивание демократии и экономические проблемы в России, пишут израильские СМИ.

Активный рост эмиграции начался с присоединения Крыма. Только за 2019 год число мигрантов из России в Израиль выросло на две трети

С 2015 года в Израиль переехали почти 40 тысяч россиян, пишет The Jerusalem Post со ссылкой на Jewish Telegraphic Agency — при этом за целое десятилетие до 2015-го в страну переехали только 36 784 российских евреев и членов их семей.

Число российских иммигрантов в страну продолжает расти. «В 2014 году, когда Россия вторглась в Крым и аннексировала его, российская иммиграция в Израиль впервые за десять лет превысила отметку в 4500 человек. В 2018 году число прибывших превысило 10 тысяч человек и, по прогнозам правительства Израиля, в этом году, вероятно, достигнет 15 тысяч человек», — продолжает JTA.

Этот прогноз, вероятно, сбудется: в 2018 году рост эмиграции из России в Израиль составил чуть меньше 50%, а за первое полугодие в 2019-го этот рост достиг уже 73% — по сравнению с аналогичным полугодием в 2018-м, писала в августе газета «Гаарец» со ссылкой на данные Еврейского агентства для Израиля, крупнейшей международной еврейской неправительственной организации.

Рост алии из России компенсирует падение числа эмигрантов в Израиль из других стран, в первую очередь из США и Франции: именно благодаря россиянам прирост иммиграции в страну за первое полугодие 2019 года составил 28%, отмечает «Гаарец». В прошлом году за тот же период он составлял лишь около 5%.

В результате эмигранты из России сейчас составляют 51% от всех новоприбывших в Израиль.

Эти цифры сопоставимы с еврейской миграцией из Советской России эпохи застоя и начала перестройки: с 1970 по 1988 год РСФСР покинули чуть более 50 тысяч евреев (речь идет об общем числе эмигрантов, включая тех, которые не поехали в Израиль). Большая часть эмиграции тогда приходилась на другие советские республики: в частности, более 106 тысяч евреев за этот период покинули Украину. А всего СССР в эти годы покинули более 290 тысяч евреев (из них лишь около 165 тысяч человек переехали в Израиль). Пик эмиграции из РФ в Израиль пришелся на период с 1989 по 2001 годы: Россию за это время покинули более 292 тысяч человек. Затем эмиграция пошла на спад.

Россияне переезжают в Израиль из-за проблем с демократией и уровнем жизни

Главной причиной для переезда эмигранты из России называют ощущение того, что их страна становится все менее свободной страной, пишет JTA. «90% россиян действительно любят Путина. Они восхищаются им, они думают, что он поступает правильно, концентрируясь на ненависти к меньшинствам и геям, — приводит агентство слова эмигранта Дмитрия Эйгенсона. — Остальные 10%, к которым я принадлежу, не отваживаются говорить, что думают».

Сопутствующими причинами для переезда становятся экономическая ситуация в России и уровень преступности. Инцидентов, связанных с антисемитизмом, «несмотря на то, что в России они все еще редки по сравнению с Западной Европой», тоже становится больше, утверждает агентство.

При этом подавляющее большинство иммигрантов, прибывших в последние годы из России, по мнению демографических экспертов, не являются галахическими евреями, продолжает «Гаарец». В результате им не разрешается вступать в брак в Израиле, если только они не перейдут в иудаизм, однако большинство из них отказывается это делать. «К этой категории относятся примерно 350-400 тысяч русскоговорящих израильтян», — пишет издание.

Еще одним ключевым источником иммиграции в Израиль в последние годы стала Украина. По данным Еврейского агентства для Израиля, за первую половину 2019 года оттуда в страну переехали в общей сложности 3005 человек, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Украинские иммигранты, по большей части, тоже не являются галахическими евреями.

Нет времени читатьПолучить консультацию »

Постоянное общение с клиентами показывает нам, что огромное количество людей, которые планируют работу, учебу или бизнес за рубежом сталкиваются с необходимостью планирования иммиграции.

Вопрос выбора страны, конечно, не стоит перед теми нашими клиентами, у кого есть конкретный работодатель за рубежом, или теми, которые обращаются к нам за оформлением воссоединения семьи.

Определение иммиграционной категории

Если вы собираетесь:

  1. — проживать в другой стране;
  2. — обеспечить «запасной» аэродром для себя и своей семьи;
  3. — вести бизнес за рубежом;
  4. — перевести своих сотрудников в свою компанию за рубежом, — вам нужно основательно продумать, в какую страну и по какой категории подавать документы.

Планирование иммиграции

Планирование иммиграции – это глубокий анализ целей, возможностей и предпочтений клиента и соотношение этих обстоятельств с условиями иммиграционных программ той или иной страны.

Критерии выбора страны для иммиграции

Мы считаем, что выбор страны для иммиграции должен включать в себя следующие критерии:

  1. — Цели иммиграции (проживание за рубежом, работа, основание бизнеса или получение гражданства за инвестиции);
  2. — Личные предпочтения клиента (климат, язык, свобода перемещения);
  3. — Качество жизни (соотношение доходов и стоимости жизни, безопасность, медицина, образование);
  4. — Налоги (ставки налогообложения личных доходов, ставки корпоративного налога);
  5. — Условия иммиграционных программ (финансово-независимые иностранцы, бизнес-иммиграция, иммиграция за инвестиции, экономическое гражданство).

Мы советуем подходить к решению задач в комплексе, как для личных целей заявителя, так и для его бизнеса.
Приоритеты по выбору страны перемещения бизнеса и сотрудников у корпоративных клиентов выглядят немного по-другому, так как они ставят на первое место налоги, лёгкость ведения бизнеса, а затем показатели качества жизни, удобство перемещения/логистика для руководителей и персонала.

Выбор страны по бизнес иммиграции

Критерий лёгкости ведения бизнеса (бизнес-климат) очень часто является определяющим для выбора страны по бизнес иммиграции.

Однако тут важно учитывать субъективные факторы:

  1. -характер бизнеса
  2. -партнёрские и клиентские связи
  3. -привязка к источникам ресурсов и производства.

Часто клиенты, приходя к нам, не знают, что для получения вида на жительство в странах Шенгенского Соглашения, а именно в Италии, Франции, Испании, Австрии не обязательно покупать недвижимость или регистрировать бизнес. Ведь иногда, инвестицию в недвижимость люди не хотят делать в первый год, хотят пожить в стране и понять, смогут ли они проживать в ней в дальнейшем, и далее уже вкладывать средства.

Это возможно в рамках категории «финансово независимые иностранцы».

«Легкие» страны для иммиграции

Часто Интернет и советы друзей уводят соискателя из страны с высоким качеством жизни, где реально хочется проживать, в так называемую «страну лёгкой иммиграции» из бывшего социалистического лагеря. Когда на самом-то деле, для семьи важны престижное образование для детей, медицинское обеспечение, безопасность и поддержка бизнеса со стороны государства.

В случае же, если клиент хочет получить вид на жительство как «запасной аэродром», можно рекомендовать только несколько стран Евросоюза, выдающих резидентство без необходимости проживания на их территории, а это Мальта, Кипр, Венгрия, Португалия.

Часто клиентам одновременно необходимо также налоговое планирование, которое позволит избежать чрезмерного налогового бремени или двойного налогообложения доходов.

Типы иммиграционных программ

Далее мы рассмотрим типы иммиграционных программ с учетом корпоративных и личных интересов:

  • Финансово-независимые иностранцы
  • Резидентство за инвестиции
  • Бизнес-иммиграция
  • Программы для высококвалифицированных специалистов
  • Гражданство за инвестиции

Финансово-независимые иностранцы

Категория присутствует в иммиграционном праве большинства стран Европейского Союза и Швейцарии и предназначена для тех, кто не желает делать инвестиции или вовсе хочет использовать данный ВНЖ как «запасной аэродром».

Ключевыми факторами для подачи на такой ВНЖ является:

  1. — независимый доход (дивиденды, проценты, доходы от аренды или инвестиций);
  2. — наличие сбережений;
  3. — наличие жилья (покупка, аренда);
  4. — подтверждение хорошей репутации (отсутствие судимостей, иммиграционных нарушений и т.п.).

Резидентство за инвестиции

Резидентство за инвестиции, которое в законодательстве разных стран называется виза «Инвестор» или «Goldenvisa» может быть оформлено при покупке недвижимости, государственных бондов, инвестирования в экономику страны, банковском вкладе.

Сумма требуемых инвестиций отличается в разных странах и стартует от 250 тыс. евро.

Первоочередным критерием здесь всегда является анализ капитала для инвестиции и его происхождения.

Несмотря на тот факт, что данная категория входит в понятие fasttrack, так как активно приветствуется странами Евросоюза для привлечения инвестиций в свою экономику, на практике клиенту необходимо выдержать 3 проверки происхождения капитала для инвестиции:

  1. — первую в местном банке при открытии счета, который потребует документы о том, что деньги получены легальным путем;
  2. — вторую при покупке инвестиционного объекта;
  3. — третью в иммиграционных службах страны.

И, несмотря на то, что у вас готовы 500 или более тысяч долларов для покупки дома за рубежом, государственные и коммерческие службы страны должны получить понятный для них пакет документов.

Бизнес-иммиграция

Данная опция активно используется как корпоративными, так и частными клиентами для создания механизма решения иммиграционной задачи в комплексе, как для владельцев бизнеса, так и их работников.

Самые главные критерии, по которым мы классифицируем вас на бизнес иммиграцию — это соответствие идеи, программы, квалификации и финансов.

Некоторые страны мира и Европы в частности, имеют «минимальный порог» инвестиций в свой бизнес, а также требования к трудоустройству местных сотрудников.

Программы для высококвалифицированных специалистов

В этом контексте мы чаще всего говорим о EU Blue Card .

Blue Card EU является одновременно разрешением на работу и ВНЖ. Упрощенная процедура получения предоставляет возможность избежать проволочек, связанных с получением разрешения на трудоустройство иностранца.

Кроме того, данная категория предоставляет достаточно мягкие условия пребывания на территории ЕС, изменения работы, места жительства и получения ПМЖ.

Из нашей практики эта категория интересна не только самим работникам, но также:

  1. — компаниям, планирующим перевод высокооплачиваемых сотрудников в аффилированные компании на территории ЕС;
  2. — собственникам компаний в странах Евросоюза, как альтернатива бизнес иммиграции.

Гражданство за инвестиции

Только 2 законодательные программы в Евросоюзе предоставляют возможность достаточно быстро получить гражданство: Мальта и Кипр.

Более подробно об условиях этих программ можно прочитать

В конце 2016 года, Феод Групп, совместно с кипрскими девелоперами, адвокатами и оценщиками, начали подготовку и осуществление совместных инвестиционных проектов. При этой опции наш клиент покупает недвижимость не по рыночной цене продаж, а по цене себестоимости застройки, включая стоимость земли и остальных затрат. Таким образом, клиент получает не только гражданство Кипра, но и прибыль от продажи недвижимости в течение 18-20 месяцев от проведения инвестиции.

Феод Групп ориентирована на решение поставленных клиентом задач в комплексе. Такой подход, известный как «One Stop Shop”, предоставляет возможность не только сэкономить время на консультациях со специалистами различных направлений в разных фирмах, но и корректировать и видоизменять поставленную изначально задачу по мере ее решения и в связи с потребностями клиента.

Офисы Феод Групп в Европе и США позволяют оперативно оказывать весь спектр услуг вне зависимости от страны нахождения клиента.

Вы также можете ознакомиться с подробным докладом Управляющего Директора Феод Групп, Елены Джорджио, о выборе страны для иммиграции .

Для подробного обсуждения вашей ситуации и профессиональной помощи в планировании иммиграции — записывайтесь на встречу к Директорам Феод Групп.

Если Вы находитесь в Украине, для согласования встречи звоните нам по телефонам:
+38 044 383 90 30
+38 050 393 90 30
+38 093 345 40 40

Если вы находитесь за рубежом — вы можете связаться с нами по электронному адресу (info@feodgroup.com) или по Skype (feodgroup)

Конфиденциальность и защита ваших интересов — главные принципы работы Феод Групп.

Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!

VII ICCEES World Congress in Berlin

Berlin, July 25th-30th, 2005

Трудовая миграция из России под прессингом Шенгена

Ж.А. Зайончковская

1. Реформы и миграция

Воздействие на миграции трансформационных процессов на пространстве бывшего СССР было противоречивым. Миграционный прирост, полученный Россией в период 1989-2002 гг., по своим размерам намного превзошел показатели, наблюдавшиеся когда-либо в прошлом (рис. 1). Согласно последней переписи, в указанный период Россия увеличила свое население за счет миграции округленно на 5,6 млн человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий 14-летний период, в течение которого Россия получила 2,4 млн человек чистого прироста (с 1975 г., когда начался приток населения в Россию, по 1988 г.).

Fig. 1. Net Migration of Russia, 1970-2004, thousands

Согласно последней переписи, за период 1989-2002 гг. в Россию прибыло почти 11 млн мигрантов. По объему иммиграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, приняв в среднем за год по 781 тыс. мигрантов против 865 тыс. в Германии и 924 тыс. в США. По коэффициентам же иммиграции, рассчитанным на 10000 жителей, Россия с коэффициентом 54 находится впереди США (32), но очень сильно уступает Германии (142). Если же сравнить потоки прибывших в Россию в 1989-2002 гг. и в 1975-1988 гг., окажется, что в прошлом, несмотря на 1,8 млн дополнительных мигрантов, учтенных переписью в 2002 г. и вопреки господствующему мнению, поток был даже заметно больше – 13 млн человек (Рис. 2). Подавляющая часть иммигрантов, как и раньше, прибыли из бывших республик СССР.

Fig. 2. Immigration in Russia, USA and Germany, 1989-2002

В отличие от прямого потока, который и количественно и по географической ориентации не претерпел существенных изменений, обратный поток изменился коренным образом. Именно обратный поток в наибольшей мере несет на себе печать перестройки и именно его трансформация обусловила увеличение миграционного прироста населения России.

Во-первых, количество выбывших из России резко сократилось – в 2 раза (Рис. 3). Второе важное изменение – диверсификация эмиграции из России по странам, что является прямым следствием «открывшихся дверей». Если раньше почти весь миграционный обмен России приходился на бывшие союзные республики, то теперь, по крайней мере, в потоке выбывших заметное место заняли другие страны, куда направились 1,3 млн человек или 24,2% выехавших. К 2003-04 гг. потоки выехавших в бывшие республики, с одной стороны, и за пределы бывшего СССР, с другой, сравнялись. При этом оба потока сократились – первый почти в 20 раз по сравнению с 1989 г., второй в 2, 2 раза относительно максимума, достигнутого в 1993 г. Принимая во внимание неучтенную эмиграцию за пределы СНГ, можно с уверенностью утверждать, что произошла переориентация эмиграции из России на «другие» страны. И это, безусловно, абсолютно новая ситуация, не сравнимая с прежней.

​Fig. 3. External migration of Russia, millions

Миграционный баланс с двумя рассматриваемыми группами стран складывается для России противоположным образом. Россия притягивала население из всех постсоветских стран и отдавала его в другие страны (табл. 1).

Таблица 1. СНГ и другие страны во внешней миграции России, 1989-2002 гг., тыс. человек

Источники данных Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост
Всего 10975,5 5415,7 5559,8
Страны СНГ и Балтии 10925,0 4107,0 6818,0
Другие страны 50,5 1308,7 -1258,2

2. Эмиграция за рубежи бывшего СССР: двери открылись, но взрыва не произошло

Железный занавес, отгораживающий СССР от остального мира, начал подниматься буквально с первых лет перестройки. Согласно данным МВД уже в 1987 г. за границу из СССР эмигрировало 39,1 тыс. человек против 6,1 тыс. в 1985 г. В 1989 г. число эмигрантов подскочило до 235 тыс., в том числе 47,5 тыс. человек (20,2%) выехали из России. В 1990 г., когда этническая эмиграция немцев, евреев и греков была разрешена официально, эмиграция из России еще раз удвоилась и до середины 90-х держалась примерно на одном уровне — около 100 тыс. человек в год.

Введение в действие Закона о свободе въезда и выезда с 1 января 1993 г. открыло двери и для остальных россиян, которые, тем не менее, не спешили воспользоваться этим. Все же на 1993 год пришелся максимум эмиграции, который лишь незначительно превысил установившиеся раньше размеры (113,9 тыс. человек). После 1995 г. эмиграция стала плавно снижаться, но в 1999 г. под воздействием финансового кризиса произошел новый ее всплеск, не вышедший, впрочем, за прежние рамки. Затем нисходящий тренд восстановился. В 2002 г. эмиграция упала до 67 тыс. человек, что ровно в 2 раза меньше по сравнению с ее максимальным значением в 1993 г. В 2003 и 2004 гг. снижение эмиграции за рубежи бывшего СССР продолжалось. По данным Госкомстата1 в 2004 году она была на 20% меньше уровня 2002 г. (рис. 4).

​Рис. 4. Эмиграция из России по странам следования, 1980-2004 гг., тыс. человек

Источники: данные МВД, за 2003 и 2004 гг. данные Госкомстата

За 1989-2004 гг. по учетным данным из России за рубежи бывшего СССР выехало 1,3 млн человек. Разумеется, де-факто эмиграция была гораздо больше, возможно, даже в 2 раза больше, но все равно это много ниже той волны, что со страхом ожидалась на Западе и оценки которой доходили до 20 млн человек из бывшего СССР.

Fig. 5. Emigration from Russia by country, 1989-2004

Поток в Израиль сильно преобладал в начале 90-х, затем он опустился от максимума в 61 тыс. человек в 1990 г. до 15-20 тыс. в последующем. Эмиграция в Израиль чутко отзывается на ситуацию как в России, так и в Израиле. На финансовый кризис в России она откликнулась удвоением выезда в 1999 г., а на осложнение обстановки в Израиле из-за конфликта с палестинцами — трехкратным его сокращением. С 2002 г. эмиграция в Израиль стала меньше, чем в США, несмотря на то, что выезд в США также сократился из-за ужесточения иммиграционного законодательства. В 2003-2004 гг. в США выезжало около 3 тыс. человек в год (против 10-15 тыс. человек в 90-е годы), в Израиль — 2 тыс. (по данным Госкомстата). Таким образом, официальная эмиграция становится все более германо-ориентированной. В 2001-2004 гг. Германия приняла 84% российских эмигрантов. Эмиграция в Германию набрала полную силу в 1992-1996 гг. и сохраняется на довольно высоком уровне и сейчас, хотя и ее размеры заметно уменьшились.

В противоположность потокам в указанные 3 страны, выезд в другие страны удерживается примерно на постоянном уровне (5-7 тыс. человек/год) и в последние 2 года уже был равен выезду в США и Израиль, взятых вместе. В группе других стран выделяются Греция (в начале 90-х), Канада и Финляндия. Восточный вектор эмиграции едва обозначен. В Китай, например, с которым у России очень протяженная граница, с 1990 года на постоянное жительство выехало только 360 человек.

Несмотря на открывшиеся двери, возможности эмиграции россиян за пределы СНГ очень ограничены, что теперь уже определяется политикой принимающих стран. Поэтому главными каналами выезда до сих пор остаются этнические каналы. За 1989-2004 гг. Россию покинуло около 535 тыс. немцев, которые составили 38% эмиграции, 250 тыс. евреев (18%), 430 тыс. русских (31%) и 180 тыс. лиц других национальностей и не указавших свою национальность, вместе (13%). (Рис. 6). С 1998 г. на первое место по численности среди эмигрантов вышли русские. С тех пор они сохраняют лидирующую позицию. Их выезд тоже сокращается, но более медленно по сравнению с немцами и евреями (Рис. 7). В 2001 г. выезд русских уже был примерно равен выезду немцев и евреев, взятых вместе, а в последующем и больше того.

Fig. 6. Ethnic transformation of emigration

Fig. 7. Emigrants from Russia, by ethnic group, 1993-2004, thousands

В 2003 г. русские составили около половины эмигрантов в Германию и Израиль и почти 80% — в Соединенные Штаты. Очевидно, что их эмиграция приобретает самостоятельный характер. Поскольку официальная эмиграция возможна все же почти исключительно в составе смешанных семей, ее потенциал иссякает и возможности выезда россиян сужаются, в то время как высокая доля русской составляющей указывает на популярность эмиграционных настроений среди населения страны. Еврейская же составляющая почти сошла на нет. В итоге в 2004 г. в потоке эмигрантов было 45,7% русских, 29,0% немцев, лишь 1,7% евреев и 23,6% других лиц. Этническая трансформация потока особенно ясно видна при сравнении, например, с 1993 г., когда эмиграция достигла вершины. Тогда в ее составе было 24% русских, 53,4% немцев, 15,8% евреев и 6,8% других лиц. Таким образом, эмиграция де-факто постепенно утрачивает этнически селективный характер, де-юре же она остается этнической.

В эмиграцию все больше вовлекаются все жители России. Если в 1992 г. резко преобладали Москва и Санкт-Петербург, давшие около 40% эмигрантов, то в 1997 г. их доля упала до 18%, в 2000 — до 9,3%, в 2003 г. – до 6%. Обе столицы дали примерно равное количество эмигрантов. Снижается доля москвичей и петербуржцев и в потоке, направленном в США: в 1995 г. они составляли половину этого потока, в 2000 – четверть, в 2003 г. – пятую часть.

3. Трудовые миграции

В 1990-е годы мы стали свидетелями проявления самоорганизующейся способности общества по мобилизации своих усилий в противостоянии обвалу уровня жизни, массовой безработице, инфляции. Трудовая миграция стала самым массовым каналом проявления этих спасительных способностей и, что особенно важно, в данной сфере они имели возможность проявиться наиболее быстро.

Кроме того, трудовые мигранты – это проводники западных ценностей в бывший коммунистический мир. Они первые, после того, как рухнул железный занавес, познакомились с условиями жизни в разных странах и международными деловыми нормами. Они принесли этот опыт в свою страну, что стимулировало развитие в направлении международных норм.

В настоящее время трудовая миграция – наиболее динамичный и самый большой в СНГ миграционный поток. С самого начала ее взрывного развития было ясно, что в трансформирующемся обществе трудовая миграция выполняет исключительно важную роль амортизатора социального недовольства, противостоящего сползанию общества в масштабный конфликт.

На основе исследований, проведенных Центром миграционных исследований в пяти крупных (Москве, Смоленске, Ставрополе,Барнауле и Иркутске) и в шести малых городах2, было определено, что в трудовую миграцию вовлечено около 5 млн россиян, из них 3 млн находят занятие внутри России, а 2 млн выезжают за рубежи СНГ.

Более половины этого количества – «челноки». Другая часть – занятые в основном в домашнем и публичном сервисе, в сельскохозяйственном производстве. Среди западноевропейских стран наибольшей популярностью как страна-реципиент пользуется Германия (13-18% поездок). В другие страны Запада (включая США) выезжает более четверти москвичей и гораздо меньше мигрантов из других городов. Очень весома доля стран Восточной Европы, принимающих от 15 до 35% трудовых мигрантов из России (табл. 2).

Таблица 2. Направления трудовой эмиграции, %

Москва

Смоленск

Ставрополь

Барнаул

Германия
Другие страны Запада
Восточная Европа
Турция
Китай
Другие страны
Итого

Исследования выявили положительное влияние трудовой миграции по следующим

направлениям:

  • Граждане России с помощью трудовой миграции, в ответ на кризис государственного сектора экономики, создали емкую альтернативную сферу занятости, опираясь главным образом на собственную инициативу, практически при отсутствии организационной поддержки со стороны государства.
  • Трудовая миграция стала эффективным средством борьбы с бедностью и обнищанием населения из-за экономического кризиса. О том, что благосостояние их семей улучшилось благодаря работе на выезде, заявили от двух третей до четырех пятых трудовых мигрантов, опрошенных в разных городах. Трудовая миграция позволила улучшить свои жилищные условия или купить квартиры своим детям каждому третьему (Москва) или каждому второму (Смоленск, Барнаул, Иркутск) или даже 60% домохозяйств (Ставрополь); 18-20% домохозяйств приобрели автомобили; около ¾ стали лучше питаться и одеваться. Каждый третий-четвертый трудовой мигрант регулярно помогает взрослым детям и родителям либо содержит их.
  • Трудовая миграция проявила себя как эффективный механизм формирования среднего класса, задействованный исключительно благодаря личной инициативе граждан. Трудовые мигранты представляют прослойку общества, удовлетворенную своим материальным положением: 60-80% семей мигрантов имеют все необходимое, хорошо питаются и одеваются, у 30-50% решена жилищная проблема. В среднем около 80% мигрантских семей считают, что живут «хорошо и приемлемо». Это примерно в 3-4 раза выше по сравнению со всем населением страны (Рис. 8).

Fig. 8. Estimation of life quality by Population and Labour migrants in Russia, 2000, percent

  • Трудовая миграция стала серьезной школой бизнеса и рыночных отношений. Мигрантские заработки позволили каждому пятому домохозяйству открыть свой бизнес, а чуть меньшему количеству домохозяйств – его расширить. Мигранты создали обширные партнерские сети поставщиков и заказчиков, приобрели деловой опыт, уверенность в своих силах.
  • Трудовая миграция ускоряет интеграцию России в международный рынок труда за счет овладения частью ее населения правилами поведения, методами работы, культурой труда, равно как и за счет знакомства с разного рода рисками на глобальных рынках труда. Вопреки широко распространенному мнению, исследование показало, что уровень организации современной трудовой миграции россиян весьма высок и быстро прогрессирует, абсорбируя мировой опыт.
  • Трудовая миграция меняет быт семьи, способствуя абсорбции различных новшеств. В семьях трудовых мигрантов появилась возможность повысить качество жизни за счет платных медицинских услуг (от 28 до 50% семей), хорошего отдыха (от одной пятой до трети семей), платного воспитания и образования детей (от четверти до 44% семей). Сильно расширился кругозор мигрантов благодаря посещению многих стран (это особенно отмечают женщины).
  • Трудовая миграция способствует самоутверждению и активности женщин, что выражается в том, что для них гораздо более важны достижительные цели миграции, тогда как у мужчин на первом месте – материальное обеспечение семьи. Вместе с тем, было показано, что главные риски трудовой миграции связаны с крайне узким ее легитимным пространством как в странах въезда, так и в большей мере, в России, что провоцирует мигрантофобию.
  • Для малых городов, в которых остановлены градообразующие предприятия, трудовая миграция – важнейший (а иногда единственный) фактор, поддерживающий их жизнеспособность, а также главный источник средств для образования молодежи. В таких городах в трудовую миграцию вовлечено каждое четвертое домохозяйство.

Было бы неверно не замечать оздоравливающее значение лавинообразного роста международного туризма и отдыха, увеличения количества студентов, стажеров и школьников, обучающихся в других странах. Но все же главную роль в интеграции россиян в международные миграционные сети и международный рынок труда сыграла трудовая миграция. Более того, именно посредством трудовой миграции были «добыты» средства для многих поездок, совершаемых с другими целями.

Позитивное воздействие трудовой миграции испытала не только Россия, но и ее страны-партнеры. Российский туризм и российские шоп-туры стали настоящим экономическим допингом для Кипра, Турции. Италии, Испании, Польши. Я назвала в первую очередь страны-члены или кандидаты ЕС. Но это также касается Египта, Арабских Эмиратов, Китая. Постепенно миграционные связи россиян приобретают глобальный характер.

Главный итог этого опыта состоит в том, что россияне на собственном опыте имели возможность убедиться в преимуществах «открытых дверей», их благотворного влияния как на жизнь отдельного человека и его семьи, так и на общественный климат в стране. В том, что в России и Украине – наиболее населенных из постсоветских стран, не произошло крупных гражданских конфликтов и в течение всего периода реформации сохранялась довольно спокойная социальная обстановка, несмотря на обвал уровня жизни и массовую потерю работы, немалая заслуга трудовой миграции.

Трудовая миграция и сейчас сохраняет свое значение в качестве важнейшего стабилизирующего фактора в России.

Шенгенская граница: необходим компромисс

Шенгенская граница, особенно с ее продвижением на восток, стала серьезным заслоном на пути уже сформировавшихся миграционных маршрутов россиян в западном направлении. По сути вновь, как и во время коммунистического периода, создан искусственный барьер на пути миграций. Это:

  • во-первых, прервало тесные миграционные связи с восточноевропейскими странами,
  • во-вторых, что опаснее, породило массовые сомнения у россиян в искренности западных стран, клеймивших ранее советские порядки,
  • в-третьих, заставило усомниться в ценностях западной демократии, прежде чем эти ценности внедрились в России;
  • в-четвертых, способствует возобновлению ретроградных, консервативных общественных настроений, укрепляя те политические партии и движения, которые делают ставку на «особый путь России» и традиционные ценности.

С большой вероятностью можно сказать, что та прослойка населения России, которая активно была вовлечена в международную миграцию, особенно в экономическую, никогда раньше не поддерживала такие настроения. Наоборот, она представляла собой наиболее активных сторонников демократических ценностей. Однако теперь трудовым мигрантам придется искать иные зоны деятельности и иных партнеров. Каких?

Если не будут найдены компромиссные решения в отношении расширения возможностей выезда россиян в страны ЕС, будут быстро укрепляться связи с Китаем, а миграционный ареал сдвинется в сторону Юго-Восточной Азии. Согласитесь, что в этом случае мигранты принесут совсем другой цивилизационный опыт, тоже полезный, но только не в плане заимствования опыта демократии.

Упускается из виду тот факт, что постперестроечный миграционный опыт россиян совершенно уникальный на фоне всей истории России. Россияне никогда ранее и в Российской империи не имели права свободного выезда в другие страны. Для этого всегда требовалось то или иное разрешение, на которое могли претендовать только определенные сословия (Пушкин, например, так и не смог получить разрешения на выезд в течение всей своей жизни). Свобода передвижения стала для россиян одним из самых убедительных аргументов в пользу демократии и западных ценностей. Необходимо общими усилиями искать пути предотвращения попятного движения в этом смысле.

Расширение шенгенской зоны не только сильно сузило ареал трудовой миграции россиян. Гораздо важнее, что это снизило интенсивность их связей с западным миром на уровне индивидуального общения. Это вновь чревато взаимным отдалением и усилением правых тенденций в развитии российского общества. Поэтому поиск возможностей расширения легитимного пространства миграции из России в страны Европейского сообщества, особенно в бывшую Восточную Европу, крайне актуален.

1 В России существует два вида данных по эмиграции за пределы постсоветских стран. Это данные Госкомстата, учитывающие лиц, при выезде снявшихся с регистрации по месту жительства, то есть утративших статус резидента, и данные МВД, учитывающие граждан России, получивших разрешение на выезд. И те, и другие данные недостаточно точно отражают фактический выезд, так как, с одной стороны, можно выехать, не снимаясь с регистрации, с другой, можно, получив разрешение на выезд, оставаться жить в России. Оба ряда данных демонстрируют аналогичные тренды, но по данным Госкомстата эмиграция примерно на 15% меньше, чем по данным МВД.

2 Исследования проводились в 2000-2003 гг. Объектом исследования было домохозяйство. Руководитель проекта Ж.А. Зайончковская. Данное исследование по сопоставимой методике охватило также 5 стран СНГ (Армения, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Украина).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *