Уставной капитал производственного кооператива

Порядок образования производственного кооператива. Формирование уставного капитала производственного кооператива.

Стр 1 из 6

Тема 7 Иные виды коммерческих организаций (кооперативы, государственные и муниципальные предприятия)

  1. Общая характеристика кооперативов. Виды кооперативов в Республике Молдова
  2. Правовой статус производственного кооператива
  3. Правовой статус предпринимательского кооператива
  4. Правовой статус государственного предприятия
  5. Правовой статус муниципального предприятия

Общая характеристика кооперативов. Виды кооперативов в Республике Молдова

Отличием кооперативов от хозяйственных товариществ и обществ является:

1. совместное личное трудовое участие в деятельности кооператива (не объединение участниками имущественных вкладов).

2. равенство участников в управлении общими дела­ми,

3.распределение общей прибыли не в зависимости от размера имущественного участия в кооперативе, а по личному труду.

Довольно емкая характеристика кооперативным организациям, ко­торые в дореволюционной России назывались артельными товариществами или просто артелями, была дана проф. Г.Ф. Шершеневичем: «артельное товарищество представляет собой соединение лиц с целью достижения совместным трудом какой-либо хозяйственной цели. Личное участие составляет необходимое условие.

Легальное определение кооперативов дано в ч.(1) ст. 171 ГК РМ, согласно которому кооперати­вом признается добровольное объединение физических и юридических лиц, организованное на кор­поративных принципах в целях защиты и обеспечения совместными действиями своих членов эко­номических и иных законных интересов.

Будучи организованными на корпоративных принципах, кооперативы строятся на основе личного членства участников в составе кооператива.

Как следует из ч.(5) ст. 171 ГК РМ, особенности правового положения различных видов коопера­тивов устанавливаются кодексом и иными законами. Из самого ГК РМ не следует, в каких видах и формах могут создаваться кооперативы на территории Республики Молдова. На данный вопрос отве­чает действующее законодательство Республики Молдова, в составе которого выделяются Закон РМ «О производственных кооперативах», Закон РМ «О предпринимательских кооперативах» и Закон РМ «О потребительской кооперации». Таким образом, согласно действующему законодательству, выде­ляются три вида кооперативов:


1. производственный кооператив;

2. предпринимательский кооператив;

3. потребительский кооператив.

Как следует из ч.(1) ст. 4 Закона РМ «О потребительской кооперации» № 1252-XIV от 28 сентября 2000 г. организации потребительской кооперации являются некоммерческими организациями,то есть получение прибыли и распределение ее между участниками не может являться основной целью потребительского кооператива.

Следовательно, в качестве иных видов коммерческих организаций, отличных от хозяйственных товариществ и обществ, рассматриваются только два вида кооперативов, являющихся коммерчески­ми организациями — производственный кооператив и предпринимательский кооператив.

Правовой статус производственного кооператива

2.1 Понятие производственного кооператива как коммерческой организации.

2.2 Порядок образования производственного кооператива.

Формирование уставного капитала производственного кооператива.

2.3 Право на пай членов производственного кооператива.

Права, обязанности и ответственность пайщиков производственного кооператива

2.4 Организационная структура производственного кооператива.

2.5 Ре­зервный капитал и фонд развития производственного кооператива. Реорганизация и ликвидация кооператива

Понятие производственного кооператива как коммерческой организации.

Легальное определение производственного кооператива приведено в ч.(1) ст. 1 Закона РМ «О про­изводственных кооперативах» № 1007-XV от 25 апреля 2002 г. (далее — Закон о производственных кооперативах), из которой следует, что производственный кооператив- это коммерческая органи­зация, созданная пятью или более физическими лицами для совместного осуществления производ­ственной и другой хозяйственной деятельности, основанной преимущественно на личном труде ее членов и кооперировании паев в капитале кооператива.

Правовое положение производственного кооператива определяется Законом о производственных кооперативах и субсидиарно применяемыми ст.ст. 171-178 ГК РМ.

До введения в действие ГК РМ и Закона о производственных кооперативах, правовое положение производственных кооперативов в Республике Молдова регулировалось ст. 18

Закона РМ «О пред­принимательстве и предприятиях» и Законом РМ «О кооперации» № 864-XII от 16 января 1992 г., который утратил силу со дня вступления в действие Закона о производственных кооперативах от 25 апреля 2002 г.

Из самого названия данного вида кооператива следует, что он может создаваться, главным обра­зом, с производственной, а не иной коммерческой целью, такая форма в большей степени характерна для организации коллективного труда в сельском хозяйстве.

Производственный кооператив является юридическим лицом, обладает организационным един­ством и имущественной обособленностью. Производственный кооператив обладает правом соб­ственности на принадлежащее ему имущество, которое обособлено от имущества его членов (ч.(1) ст. 4 Закона о производственных кооперативах). Соответственно этому кооператив несет ответствен­ность перед своими кредиторами всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом (ч.(1) ст. 6 Закона о производственных кооперативах).

По общему правилу (ч.(2) ст. 15 Закона о производственных кооперативах) член кооператива не отвечает не долгам кооператива, а только несет риск убытков в пределах стоимости своего пая. Од­нако уставом конкретного производственного кооператива может быть предусмотрена субсидиарная ответственность его членов в размере, не превышающем сумму дохода члена кооператива, получен­ного за предыдущий финансовый год (ч.(3) ст. 15 Закона о производственных кооперативах).

Учредителями и, соответственно, членами производственного кооператива могут быть только физические лица, достигшие 16-ти летнего возраста, численностью не менее пяти человек. Данное обстоятельство говорит о том, что производственный кооператив в отличие от хозяйственных об­ществ ни при каких обстоятельствах не может быть «компанией одного лица». Максимальное число членов производственного кооператива законом не ограничивается. Членство юридических лиц в производственном кооперативе не предполагается, так как они не могут участвовать в нем своим личным трудом.

Порядок образования производственного кооператива. Формирование уставного капитала производственного кооператива.

Согласно закону, учреждение производственного кооператива должно происходить на учреди­тельном собрании будущих членов кооператива. В компетенцию учредительного собрания входят следующие вопросы: утверждение устава кооператива, избрание органов управления и др. (см. ч.(1) ст. 8 Закона о производственных кооперативах). Решения на учредительном собрании должны при­ниматься большинством в 2/3 от общего числа учредителей. На учредительном собрании каждый учредитель имеет один голос (ч.ч.(3),(4) ст. 8 Закона о производственных кооперативах).

Согласно ст. 172 ГК РМ и ст. 7 Закона о производственных кооперативах, единственным учреди­тельным документом производственного кооператива является устав. В соответствии со ст. 172 ГК РМ и ч.(1) ст. 9 Закона о производственных кооперативах устав кооператива должен содержать:

— наименование и местонахождение кооператива;

— предмет и цель деятельности кооператива;

— условия и порядок приема в кооператив и исключения из него, основания и порядок исключения;

— форму трудового участия членов кооператива в его деятельности;

— порядок оплаты труда членов кооператива;

— минимальный размер пая, условия и сроки внесения вкладов в счет пая;

— вклады членов кооператива в его уставный капитал, порядок и сроки их внесения;

— порядок представительства и управления делами кооператива, компетенцию органов управле­ния;

— порядок формирования уставного капитала и резервов кооператива;

— порядок распределения прибыли и убытков кооператива;

— филиалы и представительства кооператива;

— порядок предоставления информации членам кооператива;

— порядок реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав производственного кооператива может содержать и иные сведения, не противоречащие дей­ствующему законодательству. Устав кооператива должен быть подписан всеми его членами (ч.(4) ст. 9 Закона о производственных кооперативах).

Одним из условий образования производственного кооператива является формирование его устав­ного капитала, минимальный размер которого законодательством не оговаривается.

Формирование уставного капитала производственного кооператива. Уставный капиталпроизводственного кооператива формируется за счет внесения его членами своих вкладов.

Согласно ч.{4) ст. 24 Закона о производственных кооперативах, вклады в уставный капитал могут быть как денежными, так и неденежными. Не могут быть вкладами в уставный капитал производ­ственного кооператива:

— денежная оценка деятельности учредителя по учреждению кооператива;

— земли сельскохозяйственного назначения;

— имущество, исключенное из гражданского оборота;

— незарегистрированное имущество, подлежащее в соответствии с законом о государственной реги­страции.

Не может быть вкладом в уставный капитал и иное имущество, согласно уставу конкретного ко­оператива (ч.(3) ст. 24 Закона о производственных кооперативах).

Имущественный неденежный вклад может передаваться как в собственность, так и в пользование кооператива. В случае передачи в счет оплаты вклада в уставный капитал не самого имущества, а права пользования им (например, право пользования землей сельскохозяйственного назначения), стоимость вклада определяется рыночной стоимостью арендной платы за пользование таким имуще­ством в течение определенного срока (три года, пять лет и т.д.), что оценивается по соглашению учредителя с кооперативом (ч.(4) ст. 24 Закона о производственных кооперативах).

Доля в уставном капитале производственного кооператива, сформированная за счет вклада соот­ветствует паю члена кооператива. Согласно ч.(1) ст. 25 Закона о производственных кооперативах, любому из членов кооператива может принадлежать только один пай, по стоимости кратный 10. Не допустимо, чтобы одному члену кооператива принадлежал пай, превышающий 20% размера уставно­го капитала, что обеспечивает примерное взаимное равенство членов кооператива (см. ч.(3) ст. 25 За­кона о производственных кооперативах).

Обладание паем в уставном капитале производственного кооператива не приводит к праву собственности члена кооператива на имущество кооператива или его долю. Как и в хозяйственных товариществах и обществах, в рамках производственного кооператива общей собственности его членов на имущество кооператива в целом не возникает, так как кооператив как юридическое лицо становится собственником своего имущества.

Порядок формирования уставного капитала в производственных кооперативах и на государственных унитарных предприятиях

Бухгалтерский финансовый учет.

Часть 1

Тема: Учет формирования уставного капитала.

1. Порядок формирования уставного капитала в хозяйственных обществах;

2. Порядок формирования уставного капитала в производственных кооперативах и на государственных унитарных предприятиях;

3. Документальное оформление и аналитический учет формирования уставного (складочного) капитала;

4. Синтетический учет. Формирования и движения уставного капитала.

Порядок формирования уставного капитала в хозяйственных обществах.

Хозяйственные общества — это коммерческие организации, которые создаются путем объединения учредителей (участников) для осуществления производственной, торговой или иной деятельности с целью получения прибыли.

Выделяются следующие организационно- правовые формы хозяйственных обществ:

¾ Хозяйственные товарищества- товарищества на вере и коммандитные. Учредители (создатели) таких товариществ называются учредителями. Вкладчики товарищества на вере несут риск убытков имуществом товарищества, участвуют в торговой, производственной или иной деятельности.

Коммандитные товарищества отличаются от товарищества на вере тем, что выделяются отдельно учредители (участники), которые участвуют в хозяйственной деятельности товарищества и несут риск убытков своим имуществом и вкладчики (коммандисты), которые не участвуют в торговой, производственной или иной деятельности и несут риск убытков стоимостью вкладов.

¾ Данные формы не получили особого распространения. Поскольку при таких формах участники рискуют не только своими вкладами, но и своим имуществом.

¾ Общество с ограниченной ответственностью (ООО).Уставный капитал ООО состоит из стоимости вкладов (долей) учредителей. ООО- это объединение для физических или юридических лиц для осуществления торговой, производственной или иной деятельности. Уставный капитал ООО должен быть не менее 100 МРОТ. Учредители ООО несут риск убытков только стоимостью вкладов и не отвечают своим имуществом по обязательствам общества.


¾ Акционерные общества (АО)представляют собой объединение для физических или юридических лиц с целью осуществления производственной хозяйственной деятельности. Уставный капитал АО представляет собой стоимость акций, размещенных среди учредителей (акционеров).

Различают 2 вида АО: ЗАО и ОАО. Акционерное общество является закрытым (ЗАО), если его акции распределены только среди учредителей. АО будет признано открытым (ОАО), если его акции распределены среди учредителей, и могу при этом распространяться на сторону. Уставный капитал ЗАО должен составлять не менее 100 МРОТ, а ОАО- 1000 МРОТ.

Если создается ООО, то в уставе отражается объявленный размер уставного капитала, который на дату государственной регистрации отражается в бухгалтерском учете. Затем происходит внесение вкладов учредителями в счет оплаты уставного капитала и после оплаты объявляемый размер переводится в оплаченный.

При создании АО на счетах бухгалтерского учета, в первую очередь, отражается величина объявленного уставного капитала (в соответствии с уставом). Затем объявленная подписка на акции и производящаяся их эмиссия (выпуск и размещение среди акционеров).

Акционеры (учредители) вносят денежные средства или собственные активы в счет оплаты акций. После оплаты размещенных акций подписной капитал переводится в оплаченный.

Отражение уставного капитала на счетах отражается на счете 80 «Уставный капитал». К нему открываются следующие субсчета:

80.1. «Объявленный капитал».

80.2. «Подписной капитал» (исключает АО).

80.3. «Оплаченный капитал».

80.4. «Изъятый капитал».

Для отражения задолженности учредителей и оплаты стоимости вкладов используется счет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 75.1. «Расчеты с учредителями по вкладам в складочный капитал». По Д 75.1.отражается возникшая задолженность учредителей по оплате в уставный капитал, а по К 75.1. в корреспонденции Д счетов учета имущества, капитальных вложений и денежных средств отражается уплата учредителями соответствующей доли в уставный капитал.

Уставный капитал ООО и АО должен быть оплачен учредителями на момент регистрации предприятия не менее чем на 50%, а остальные 50% должны быть уплачены в течении года со дня регистрации.

Порядок формирования уставного капитала в производственных кооперативах и на государственных унитарных предприятиях.

Производственный кооператив- добровольное объединение физических или юридических лиц с целью осуществления производственной, сельскохозяйственной деятельности, торговли и оказания услуг. Уставный капитал производственного капитала представляет собой стоимость паёв (долей) вкладчиков (учредителей). Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 МРОТ.

Уставный капитал производственного кооператива должен быть оплачен на дату государственной регистрации не менее чем на 50% (остальные 50% должны быть оплачены в течении 3 месяцев с момента регистрации).

Государственное унитарное предприятие –предприятие, имущество которого принадлежит федеральным или муниципальным органам власти, администрация которого является наемными рабочими и может распоряжаться имуществом на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Уставный капитал государственного унитарного предприятия представляет собой уставный фонд, поскольку он является неделимым. Он должен быть не менее 1000 МРОТ и оплачивается сразу на момент государственной регистрации.

45.Уставной капитал унитарного предприятия. Управление унитарным предприятием.

  • •1.Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя.
  • •2.Государственная регистрация индивидуального предпринимателя и особенности его ответственности.
  • •3.Понятие и специфические признаки предпринимательской деятельности.
  • •3. Третий признак предпринимательства состоит в том, что оно осуществляется предпринимателем на «свой риск».
  • •4.Основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности.
  • •5.Субъекты предпринимательства и оформление их статуса.
  • •6.Понятие и признаки юридического лица.
  • •7.Виды юридических лиц. Общая и специальная правосубъектность юридического лица.
  • •8.Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. На основании фз «о лицензировании отдельных видов деятельности»
  • •9.Индивидуализация юридических лиц. Товарный знак. Место нахождения. Представительства и филиалы юридических лиц.
  • •10.Классификация юридических лиц.
  • •11.Способы (порядок) образования юридических лиц в зависимости от их организационно-правовой формы.
  • •12.Государственная регистрация юридических лиц.
  • •13.Учередительные документы.
  • •14.Реорганизация юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс.
  • •15. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.
  • •16.Ликвидация юридических лиц. Основания и порядок ликвидации.
  • •17.Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.
  • •18.Банкротство юридического лица: основания, порядок, стадии.
  • •21.Конкурсное производство.
  • •22.Банкротство индивидуального предпринимателя.
  • •24. Общие положения о хозяйственных обществах и товариществах.
  • •24. Права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ. Преобразование хозяйственных обществ и товариществ.
  • •26.Хозяйственные товарищества: понятие, виды, порядок создания и прекращения.
  • •27.Управление в полном товариществе. Ведение его дел. Складочный капитал.
  • •27.Права и обязанности товарищей. Ответственность участников по обязательствам товарищества.
  • •28.Выход участника из полного товарищества. Последствия его выбытия.
  • •29.Отчуждение доли участника в капитале полного товарищества (в том числе по воле товарища и путем обращения взыскания на его долю).
  • •30.Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью: понятие, источники правового регулирования, заинтересованные лица.
  • •31.Органы управления ооо.
  • •32.Правовой режим уставного капитала и долей участников ооо.
  • •33.Права участников ооо. Отчуждение доли.
  • •34.Выход участника из ооо.
  • •35.Акционерные общества: источники правового регулирования, понятие и виды ао.
  • •36.Образование и прекращение ао.
  • •37.Уставный капитал ао. Вклады в уставный капитал, порядок его увеличения и уменьшения.
  • •Уменьшение уставного капитала
  • •38.Понятие, правовой режим и виды акций ао. Выплата дивидендов.
  • •39.Управление акционерным обществом.
  • •40.Закрытые акционерные общества.
  • •1. Число акционеров:
  • •2. Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:
  • •3. Распределение акций:
  • •4. Уставный капитал:
  • •41.Производственные кооперативы: понятие, виды, правовое регулирование, порядок создания и прекращения.
  • •42.Управление производственным кооперативом. Правовой режим фондов.
  • •43.Права и обязанности членов кооператива. Выход и исключение из кооператива.
  • •44.Унитарные предприятия: понятие , виды, правовое регулирование, порядок создания и прекращения.
  • •45.Уставной капитал унитарного предприятия. Управление унитарным предприятием.
  • •46.Право хозяйственного ведения.
  • •47.Казенные предприятия. Право оперативного управления имуществом.
  • •48.Специфические особенности и виды договоров в сфере предпринимательства.
  • •49.Расчеты по договорам в сфере предпринимательства.
  • •51.Заключение договоров на торгах, аукционах и конкурсах.
  • •52.Коммерческое представительство при заключении договоров в сфере предпринимательства.
  • •53.Специфические особенности гражданско-правовой ответственности в сфере предпринимательства.
  • •54. Проблема компенсации морального вреда в сфере предпринимательства
  • •55.Понятие денежного обязательства и юридическая природа процентов применительно к ст. 395 гк рф.
  • •56.Размер процентов по ст. 395 гк рф, соотношение их с взыскиваемыми убытками и порядок взыскания.

Преимущества и недостатки

Производственный кооператив отличается следующими преимуществами:

  1. Распределение прибыли между участниками в зависимости от их вклада в объединение. Аналогичным способом активы распределяются после ликвидации артели. Этот подход мотивирует участников к совершенствованию, увеличению трудового вклада.
  2. В артель может вступать любое количество участников. Ограничения отсутствуют.
  3. Участники наделяются равными правами. Каждая сторона обладает равными полномочиями по управлению объединением.
  4. Каждый участник имеет право на продажу своей доли. То есть свою долю можно легко конвертировать в денежные средства.
  5. Быстрое достижение поставленных целей за счет объединения ресурсов всех участников.

Артель характеризуется следующими недостатками:

  1. Если у кооператива возникнет большая задолженность, ответственность за нее несут все участники.
  2. За долги лицо отвечает личным имуществом. Ответственность участника ограничивается размером его пая.
  3. Деятельность ведется совместно. За неправильные решения, принятые другими лицами, придется нести ответственность всем участникам.

Все преимущества и недостатки производственного кооператива являются относительными. То есть при грамотной организации деятельности артель не будет страдать от характерных минусов. Если же производственный кооператив ведет деятельность неграмотно, можно забыть о характерных преимуществах. Существенные недостатки у артели появляются только тогда, когда образовалась большая задолженность.

Органы управления

В ПК должно входить не меньше пяти участников. Сторонами артели могут быть люди с иностранным гражданством или вовсе без гражданства. Основным органом управления является общее собрание участников. На общем собрании могут быть сформированы исполнительные органы. В их качестве может выступать правление, председатели. Функции исполнительных органов:

  • Управление производственным кооперативом.
  • Принятие решений в рамках своей компетенции.

Ряд ключевых решений исполнительные органы принимать не могут. Это ответственность исключительно участников общего собрания. В любой момент выбранный исполнительный орган может быть лишен своих полномочий.

Участники кооператива

Участники артели несут субсидиарную ответственность. То есть чем больше вклад лица, тем больше прибыли он может получить. Одновременно с этим большой вклад предполагает большую ответственность. К примеру, у артели появилась большая задолженность. Ответственность за нее может возмещаться участниками за счет их личного имущества. Однако пределы ответственности ограничены размером вклада. Если вклад лица большой, он получает большую прибыль. Но при наличии задолженностей придется отвечать по долгам своим имуществом в соответствующих масштабов.

ВАЖНО! Ответственность ЮЛ аналогична ответственности, которую несет ФЛ.

Учредительная документация

Основной документ, на основании которого функционирует артель, – это устав. Все его положения должны соответствовать законодательству. На основании устава создаются приказы и прочие документы, необходимые для ведения деятельности.

Порядок ликвидации кооператива

Рассмотрим этапы ликвидации артели:

  1. Сбор документов о ликвидации. Организация внеочередного собрания участников, на котором объявляется решение о ликвидации. На этом же собрании формируется план мероприятия, выбираются участники ликвидационной комиссии.
  2. Направление извещения в налоговые органы. После этого вносятся коррективы в Единый государственный реестр.
  3. В местных СМИ публикуются сведения о ликвидации. При этом указывается адрес ликвидационной комиссии, для того чтобы интересующие могли задать вопросы.
  4. Если кредиторы не предъявили претензий, нужно создать промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается на собрании.
  5. Формируется акт инвентаризации имущества объединения.
  6. Если объединение не в силах покрыть долги перед кредиторами, имущество артели продается с торгов.
  7. После погашения всех задолженностей формируется окончательный баланс, который нужно утвердить на собрании.
  8. Вносится запись в ЕГРЮЛ о ликвидации.

Прекратить существование объединения можно путем реорганизации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

  • созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • — внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • — развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • — строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • — проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *