Уставный капитал лизинговой компании

Установление различных нормативов и стандартов деятельности является основным инструментом контроля рисков (и работы СРО как регулятора рынка).

В отношении лизинговых компаний актуальными являются нормативы достаточности собственных средств, ликвидности и концентрации сделок (максимального размера риска) на одного лизингополучателя.

Российские лизинговые компании к введению норматива, устанавливающего минимальный уровень собственного капитала, не готовы в настоящее время ни в моральном, ни в финансовом плане. Большинство участников исследования высказались против применения данного норматива к лизингодателям (таблица 5, 6).

Компании, считающие целесообразным введение норматива достаточности капитала, акцентируют внимание на поэтапности такой процедуры. «Установление данного норматива необходимо проводить в два-три этапа, — говорит Виктор Логинов, генеральный директор ООО «Альфа-Лизинг». — Первый этап – наблюдение за лизинговыми компаниями и определение ориентировочного уровня норматива, второй – установление норматива и наблюдение за его выполнением без применения санкций, а также наблюдение за процессами, происходящими в компаниях; и, наконец, третий этап – возможная корректировка норматива и придание ему статуса обязательного к соблюдению». Осуществление первых двух этапов суммарно может занять до пяти лет.

Таблица 6. Небольшие лизингодатели более лояльны к идее необходимости регулятора

Источник: «Эксперт РА»

Требования к размеру собственных средств могут устанавливаться в абсолютном (минимальный объем уставного капитала) или относительном выражении (отношение капитала к рисковым активам). В европейских странах распространена практика законодательного установления минимального объема уставного капитала: в Албании это эквивалент 150 тыс. евро, в Бельгии – 124 тыс. евро, в Болгарии – 250 тыс. левов (127,8 тыс. евро), в Боснии и Герцеговине – 125 тыс. евро, в Венгрии и Румынии — 200 тыс. евро, в Германии – 25 тыс. евро , в Испании – 5,1 млн. евро, в Италии – 600 тыс. евро (при балансовой стоимости активов компании до 100 млн. евро), или 5,16 млн.евро, в Сербии – 100 тыс. евро, во Франции – 2,2 млн. евро (для независимых лизинговых компаний) или 5 млн. евро (для банковских «дочек»), в Хорватии – 1 млн. кун (182 тыс. евро). В других странах Европы требования по достаточности капитала применяются только к лизингодателям, которые являются банковскими структурами. При этом на постсоветском пространстве, в настоящее время, требования к лизинговым компаниям более либеральны – на Украине, в Беларуси, Молдове и Казахстане, как и в России, законодательно не закреплен минимально необходимый объем собственных средств.

___________
Источник: Президент Ассоциации LeasEurope, член Правления Deutsche Leasing AG, профессор Рюдигер фон Фёлкерзамб

«При необходимости закрепления данного показателя можно ориентироваться на требования, предъявляемые к банкам РФ, — утверждает Евгений Сулима, генеральный директор ЛК «Альянсрегионлизинг». — Кризис, конечно, уже произвел частичную «чистку» в рядах лизинговых компаний, выявив или наиболее рискованных игроков или компании без «рубля в кармане», которые строили бизнес исключительно на заемных деньгах, без какой-либо «подушки» в виде собственного капитала (средств акционеров, заработанной прибыли прошлых лет). В то же время мы считаем возможным установить минимальный порог собственного капитала для всех действующих и новых лизинговых компаний, к примеру, на уровне 100 млн. руб. Это позволило бы избежать создания лизинговых компаний однодневок или под одну сделку, «обелило» бы ряды участников рынка». В настоящее время, по оценкам «Эксперт РА», на рынке работает не менее десятка компаний с уставным капиталом, не превышающим 150 тыс. рублей, а также есть несколько компаний, чей уставный капитал составляет 10 тыс. рублей.

Таблица 7. Достаточность капитала лизинговых компаний втрое меньше, чем в банковском секторе

Показатель Значение в банковском секторе на 01.01.2010г. Среднерыночное значение для ЛК на 01.10.2009
Достаточность собственного капитала (отношение собственных средств к активам) 15,7% 5,4%*
(16,7%)
Уровень мгновенной ликвидности (отношение денежных средств к активам) 2,7%** 2,5%
Норматив максимального размера риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) max 25% (нормативное значение Н6) 440%

Источник: «Эксперт РА»

В нынешних условиях функционирования российского рынка лизинга (существование на рынке групп лизинговых компаний, а в некоторых случаях и просто необходимость наличия нескольких юридических лиц для проведения сделки), очевидно, более верным является установление требований к капиталу не в абсолютном, а в относительном выражении. Поскольку для введения норматива достаточности капитала по аналогии с банковской практикой (где активы необходимо взвешивать с учетом уровня риска) пришлось бы вводить специальные инструкции по расчету данного показателя и существенно осложнять операционную деятельность ЛК, на наш взгляд, возможно ограничиться установкой норматива в виде отношения собственных средств к валюте баланса.

Из 80 участников исследования, 46 компаний имеют достаточность капитала ниже 10%, среднее значение показателя у них составляет 4,5%. По оценкам «Эксперта РА» при необходимости проведения докапитализации данных компаний, им потребуется около 17 млрд руб. для достижения норматива в 10% (или около 7,7 млрд руб. для норматива на уровне 7%).

Среди 40 участников исследования, которые отметили, что лизинговой отрасли не нужен норматив достаточности капитала, 21 компания имеет значение данного показателя ниже 10%. При этом среди 32 компаний, согласившихся с необходимостью введения норматива, нуждаются в докапитализации 13 лизингодателей. Из 24 компаний, имеющих норматив более 10%, 15 компаний считают, что введение норматива необходимо, еще 9 считают, что норматив не нужен.

Необходимо отметить, что большинство лизинговых компаний, являющихся дочерними структурами коммерческих банков, полагают, что норматив достаточности капитала не должен к ним применяться, а рассматривать при этом нужно капитал материнского банка. На наш взгляд такая позиция неверна, поскольку наличие материнской структуры нельзя отождествить в полной мере с наличием собственного капитала. В случае возникновения неожиданных финансовых трудностей в работе, лизинговой компании придется в экстренном порядке обращаться за помощью в материнский банк. При этом всегда есть вероятность неполучения требуемой поддержки, к примеру, если одновременно ухудшится финансовое положение самого банка, либо предварительно ресурсы будут направлены на финансирование других проектов, или же если ряд обязательных нормативов банка, затрагиваемых при финансировании дочерней ЛК, будет в этот момент близок к критическим значениям.

Аналогично нормативу достаточности собственного капитала, большинство лизинговых компаний считают излишним введение норматива максимального уровня риска на одного клиента, указывая при этом, что данный показатель учитывается финансирующим банком и следить за ним лизинговой компании нет необходимости. По нашему мнению это неверно, поскольку, с одной стороны, если компания в существенно большем объеме привлекает средства из небанковских источников, чем от банка, у нее будет возможность заключить сделку с излишне крупным клиентом. С другой стороны, если банк по размерным характеристикам существенно крупнее лизинговой компании, он сможет провести финансирование без нарушения норматива Н6 (регулирующего размер рисков на крупнейших клиентов), однако для мелкой лизинговой компании такая сделка может привести к критической зависимости от одного клиента.

Средний уровень концентрации задолженности на одного лизингополучателя (отношение задолженности клиента к собственным средствам) у участников исследования составил 440% (по данным 54 компаний), при этом отдельные значения показателя колеблются от 0,7% у розничных ЛК до 3400% у компаний, сотрудничающих с крупным бизнесом. Максимальный уровень данного показателя в реальности может быть даже выше, если в оценке учитывать группы связанных клиентов. Тем не менее, даже приведенный нами показатель (440%) превышает максимальное значение соответствующего норматива в банковском секторе почти в 18 раз (таблица 7).

Единственным нормативом, за необходимость введения которого высказалось большинство лизингодателей (51%), является норматив ликвидности. Необходимо отметить, что в случае введения обязательных нормативов, и в особенности норматива ликвидности, у лизинговых компаний возрастут требования к системам автоматизации деятельности в связи с необходимостью регулярного расчета значений нормативов.

«Можно спрогнозировать, что в случае создания СРО одной из насущных проблем станет сбор финансовых показателей деятельности лизингодателей, — заявляет Владислав Горбунов, директор по развитию компании «AXELIT». — Ежегодную процедуру контроля KPI в состоянии пережить любая компания. В отличие, скажем, от ежемесячного или более частого контроля: при современном уровне развития технологий в отрасли для многих компаний данные, скорее всего, будут либо недостаточно точными, либо слишком дорогими для получения».

Среди 43 респондентов, ответивших утвердительно о возможности собственных информационных систем оперативно сформировать разбивку активов и пассивов по срокам их погашения (необходимое условие для частого контроля уровня ликвидности), только 70% смогли заполнить соответствующие данные в предлагаемой анкете. Это частично может свидетельствовать о недостаточной функциональности ИТ-обеспечения остальных 30% компаний, или же о низкой информационной прозрачности.

Прозрачность деятельности лизинговых компаний также должна стать одним из значимых объектов регулирования со стороны СРО в случае создания этой организации. Очевидно, что рынок лизинга – такой же полноценный сегмент финансового рынка, как банковский и страховой секторы. И он аналогично должен иметь хотя бы одну специфическую форму финансовой отчетности, учитывающую нюансы и терминологию рынка, и за составление которой лизингодатели несли бы административную ответственность. В противном случае мы никогда не будем знать достоверно, что происходит на рынке.

С учетом всех противоречий между лизингодателями по вопросам регламентирования лизинговой деятельности (система распределения голосов в СРО, уровень различных нормативов, размеры членских взносов и т.д.), появление на рынке регулятора в виде саморегулируемой организации в самое ближайшее время вряд ли возможно. «Рынок лизинговых услуг представлен несколькими типами принципиально разных компаний – дочерними компаниями крупных банков, государственными лизинговыми компаниями, региональными лизингодателями, дочерними компаниями крупных мировых автопроизводителей, — подчеркивает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг». — Между компаниями каждой из перечисленных групп существуют серьезные различия в бизнес-моделях, условиях финансирования, степени контроля акционеров и т.д. Исходя из этого, создать общие правила регулирования (или саморегулирования) деятельности столь разных лизинговых компаний представляется крайне затруднительным». Нахождение компромиссов по острым вопросам, затрагивающим деятельность каждой компании, очевидно, потребует длительного времени.

Кроме того, потребуется время и просто для осознания необходимости регулирования как такового. Символично, что некоторые компании, сетуя на недостаточную прозрачность рынка, нехватку информации, необходимость улучшить мнение банков о них как о надежных заемщиках, одновременно выступают против наличия регулятора рынка и обязательных нормативов.

Юридическое сопровождение регистрации лизинговой компании и получении допуска на осуществление лизинговой деятельности в любом регионе РФ.

Лизинг, как бизнес-проект, привлекает к себе особое внимание предпринимателей. Этот интерес наблюдается по количеству вновь регистрируемых лизинговых фирм по данным Единого государственного реестра юридических лиц. Особенный интерес к лизинговой бизнес-модели проявляют профессиональные кредиторы (микрофинансовые организации, ломбарды и кредитные кооперативы), так как рассматривают договор лизинга, как альтернативу договору займа.

Наши специалисты оказывают пошаговое юридическое сопровождение открытия лизинговой компании «под ключ»:

#Регистрация лизинговой компании в ИФНС

#Обучение по программе ПОД/ФТ/ФРОМУ

#Документация по приказу №203 от 03.08.2010 г

#Документация по постановлению №492 от 29.05.2014 г.

#Правила внутреннего контроля лизинговой компании

#Постановка на специальный учет в РФМ

#Документация по приказу №110 от 22.04.2015 г

#Подключение к Личному кабинету РФМ

#Разработка договора лизинга (возвратного лизинга)

Пошаговое юридическое сопровождение регистрации лизинговой компании

На первом этапе наши специалисты осуществляют подготовку необходимых документов в налоговые органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Если перед началом регистрации лизинговой компании в государственных органах Вы желаете получить ответы на организационные вопросы о бизнес-модели лизинговой компании, о квалификационных требованиях к ее учредителям и руководителю, о требованиях к уставному капиталу и на другие не менее важные вопросы в этом случае мы можем Вам предложить консультацию наших специалистов.

На первом этапе наши специалисты могут оказать Вам консультационную помощь по правовым вопросам создания сайта лизинговой компании, по его наполнению в соответствии с законодательством о лизинге. Стоимость услуги Вы можете уточнить у наших специалистов.

Обучение сотрудников лизинговой компании по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» с выдачей свидетельства установленного образца (онлайн-курс).

В соответствии с п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203 обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти следующие сотрудники лизинговой компании:

  1. лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций;
  2. руководитель организации (филиала);
  3. главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала);
  4. руководитель юридического подразделения либо юрист организации.

Стоимость обучения: 2500 р. | 1 слушатель.

ООО «Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №10166 от 28.11.2018 г. выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан и соглашения с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (г. Москва).

На следующем этапе лизинговой компании необходимо разработать и утвердить обязательные документы в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 №203:

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. Программа обучения сотрудников для проведения вводного инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками.
  3. План реализации программы обучения сотрудников на календарный год.
  4. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.
  5. Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме дополнительного инструктажа.
  6. Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме вводного инструктажа.
  7. Приказ об утверждении формы свидетельства о прохождении работниками обучения в форме вводного и дополнительного инструктажа.
  8. Тематический план вводного и дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Следующий этап назначение приказом руководителя лизинговой компании специального должностного лица ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в лизинговой компании. На данном этапе наши специалисты подготовят необходимые документы:

  1. Должностная инструкция специального должностного лица.
  2. Приказ о назначении специального должностного лица.
  3. Приказ о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
  4. Трудовой договор со специальным должностным лицом.
  5. Согласие на обработку персональных данных.
  6. Соглашение о неразглашении информации содержащей персональные данные.
  7. Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
  8. Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
  9. Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
  10. Приказ о временном замещении специального должностного лица.

При необходимости мы предоставим персонал по трудовому договору соответствующий квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 года №492.

Разработка и утверждение руководителем лизинговой компании правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения согласно требованиям к правилам внутреннего контроля, установленными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667.

Правила внутреннего контроля в качестве приложений включают в себя следующие формы первичных документов:

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.

Б. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Г. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Д. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.

Правила внутреннего контроля подготавливаются с учетом положений отчета о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний, как требует этого Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Постановка лизинговой компании на специальный учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Результат работы — успешная регистрация в Федеральной службе по финансовому мониторингу и получение права заключать договоры лизинга

Подготовка документов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»:

  1. Акт о результатах проверки по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.
  2. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  3. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга.
  5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга.
  6. Приказ о применении перечней.
  7. Служебная записка о скачивании перечней.
  8. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по перечням.
  9. Приказ о передаче специальным должностным лицом на период его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия специального должностного лица).

Подключение и настройка Личного кабинета Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга), в том числе настройка усиленной квалифицированной электронной подписи, лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP, браузера Internet Explorer, при необходимости установка программного обеспечения «АРМ-организация».

Составление договора лизинга и договора возвратного лизинга, при необходимости правовая экспертиза договора лизинга с выдачей письменного заключения.

Для тех, кто желает передать ведение документооборота по Федеральному закону №115-ФЗ, составление формализованных электронных сообщений и ведение работы в Личном кабинете Росфинмониторинга нашим специалистам (аутсорсинг) мы можем предложить абонентское обслуживание по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Требования к лизинговой компании в 2020 году

В лизинге участвуют три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Лизингодатель – это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. В свою очередь, продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговые компании (фирмы) – это коммерческие организации, выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Следует отметить, что скоро лизинговые компании будут отнесены к некредитным финансовым организациям. Новый статус лизинговых компаний установлен проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». И, соответственно, надзор за лизинговыми компаниями будет осуществлять Банк России.

Согласно новой редакции лизингодателем смогут быть только юридические лица. Лизинговой деятельностью вправе будут заниматься банки и микрофинансовые компании.

Создание лизинговой компании будет состоять из двух этапов: регистрация в налоговых органах и внесение сведений о лизинговой компании в реестр субъектов лизинговой деятельности. Кроме лизинговых компаний лизинговую деятельность вправе будут осуществлять лизинговые компании, а также банки и микрофинансовые компании (МФК).

Ведением реестра субъектов лизинговой деятельности будет заниматься Банк России. Со дня внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности хозяйственное общество приобретает статус лизинговой компании, а банк и микрофинансовая компания приобретают право заниматься лизинговой деятельностью.

Согласно новому нормативному определению под лизинговой компанией будет пониматься юридическое лицо, не являющееся банком или микрофинансовой компанией, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в реестр субъектов лизинговой деятельности. Кроме нового определения лизинговой компанией будет введен новый термин «лизинговая группа». Объединение лизинговых компаний, не являющееся юридическим лицом, в котором одна лизинговая компания или несколько лизинговых компаний находятся под контролем иной лизинговой компании (головная лизинговая компания) признается лизинговой группой. Под контролем понимается право распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лизинговой компании.

Рассмотрим какие новые требования будут установлены к лизинговым компаниям.

1. Впервые будут установлены минимальные размеры собственных средств (капитала) для лизинговых компаний. Для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет 500 млн. руб. и более, а также для головной лизинговой компании – в сумме 70 млн. руб. Для лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет менее 500 млн. руб. – в сумме 20 млн. руб. При этом, балансовая стоимость активов лизинговой компании определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период.

2. Лизинговая компания не вправе совмещать лизинговую деятельность с торговой и производственной деятельностью, а также деятельностью иных НФО. Указанное ограничение не распространяется на осуществление деятельности, связанной с исполнением лизингодателем своих обязательств по договору лизинга, включая продажу имущества или распоряжение им иным способом в связи с расторжением договора лизинга или прекращением обязательств сторон по иным основаниям. Однако, лизинговая компания вправе осуществлять следующие сделки: продажа имущества, приобретенного в целях обеспечения деятельности лизинговой компании; предоставление займов; выдача поручительств и гарантий; финансирование под уступку денежного требования в качестве финансового агента; предоставление имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в качестве арендодателя; оказание информационных, консультационных и посреднических услуг; размещение денежных средств в банковские вклады под проценты; приобретение и продажа иностранной валюты, драгоценных металлов в слитках в соответствии с законодательством Российской Федерации; приобретение и отчуждение финансовых инструментов в соответствии с законодательством Российской Федерации; приобретение и отчуждение долей, акций, иных прав участия в организациях и совместной деятельности; предоставление товарных знаков за вознаграждение.

3. Фирменное наименование лизинговой компании должно содержать слово «лизинг» или слова, производные от него, сочетания с ним. Иные хозяйственные общества не вправе использовать в своих фирменных наименованиях слово «лизинг», а также слова, производные от него, сочетания с ним, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность лизинговой компании подлежит обязательному аудиту.

5. Лизинговые компании в порядке и сроки, установленные Банком России, обязаны будут представлять в Банк России специальную отчетность.

6. Лизинговая компания обязана организовать и осуществлять внутренний контроль и систему управления рисками, связанную с осуществлением лизинговой деятельности, в целях обеспечения финансовой устойчивости лизинговой компании, которая должна соответствовать характеру совершаемых лизинговой компанией операций и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления лизинговой компании.

7. Лизинговые компании обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка (СРО), объединяющую субъектов лизинговой деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Привлечение денежных средств лизинговой компанией

Лизинговая компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

  • являющихся лицом, имеющим право прямо или косвенно (через иных лиц) распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лизинговой компании;
  • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с лизинговой компанией договора займа на сумму не менее одного миллиона пятьсот тысяч рублей;
  • приобретающих облигации лизинговой компании, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании, выпущенные в соответствии со статьей 27.5-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • приобретающих облигации лизинговой компании, не указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.

Кроме новых требований к лизинговой компании установлены новые правила взыскания лизинговых платежей. Так, в случае просрочки уплаты лизинговых платежей не менее двух раз подряд списание просроченных лизинговых платежей со счета лизингополучателя в бесспорном порядке посредством предъявления субъектом лизинговой деятельности, в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, инкассового поручения (распоряжения).

Списание денежных средств производится при предъявлении копии договора лизинга и графика лизинговых платежей, а также справки, выданной банком или иной кредитной организацией, в которой у лизингодателя открыт расчетный счёт, на который по условиям договора лизинга подлежат перечислению лизинговые платежи, содержащей информацию о поступлении на такой счет в соответствии с договором лизинга денежных средств от лизингополучателя за период с даты первого просроченного лизингового платежа по дату выдачи справки.

Один из видов аренды — это лизинг. Он имеет свои особенности, которые и отличают его от обычной аренды. Еще не так давно обсуждался вопрос о том, что лизинговая деятельность подлежит лицензированию. Изменения в законодательстве привели к тому, что теперь уже не требуется проходить данную процедуру для этого вида аренды.

Что такое лизинг

Само слово образовалось от английского глагола to lease — «сдавать в аренду”.

Это финансовая операция, при которой одна сторона (лизингодатель) предоставляет какой-либо товар во временное пользование другой стороне (лизингополучателю) на возмездной основе с предоставлением возможности выкупа данного имущества в дальнейшем. При этом, заключается лизинговый договор, который призван в письменной форме закрепить сделку.

Сам выкуп не является обязательным для лизингополучателя. Он может взять тот или иной объект в простую аренду. Это было закреплено на законодательном уровне после вступления РФ в конвенцию УНИДРУА.

Об оформлении лизинга для грузовых автомобилей можно узнать из этой статьи.

Предметом данного вида аренды может выступать как движимое (транспортные средства), так и недвижимое имущество (дома, здания и т.д.). Им не могут быть земельные участки, какие-либо природные объекты и то имущество, которое не может быть использовано по Федеральным законам.

Лизинг является одним из видов аренды.

До 2011 года в России лизинг использовался только для предпринимательских целей, но с этого года он стал возможным и для совершения сделок с физ.лицами.

Что касается налоговых последствий, то в России применяется ускоренная амортизация и перераспределение сроков уплаты по НДС.

В 2017 году обсуждался вопрос реформы в области лизинга. Она предполагает введение Центробанком РФ реестра, куда бы были бы внесены сведения о всех лизинговых компаниях.

Кто может предоставлять лизинг

В качестве лизингодателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Они могут приобретать имущество и предоставлять его в аренду с возможностью дальнейшей его продажи другим организациям или гражданам за ту стоимость, которая прописана в заключаемом договоре.

Чтобы стать лизингодателем, рекомендуется все-таки становиться юр.лицом или ИП, так как банки и прочие лизинговые компании очень осторожно относятся к физ.лицам, которые решили заняться подобным видом деятельности.

В качестве лизингодателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Очень часто лизингодателями становятся коммерческие банки, небанковские организации и прочие лизинговые компании, которые занимаются предоставлением такого вида аренды на разные объекты — автомобили, грузовой транспорт, здания и т.д.

Что делать, если у банка отозвали лицензию? Об этом можно узнать .

Можно выделить несколько типов подобных организаций:

  • дочерние предприятия крупных банков;
  • коммерческие банки;
  • фирмы, появившиеся по отраслевому или производственному признаку (занимаются лизингом только в какой-то узкой отрасли);
  • полукоммерческие организации (они создаются за счет средств, выделяемых государством или муниципалитетом, поэтому имеют и льготное финансирование. Они предоставляют свои услуги только определенным категориям клиентов);
  • созданные торговыми фирмами (цель таких организаций — привлечение корпоративных клиентов, которые покупают разные виды товаров большими партиями);
  • иностранные организации, выступающие, как поставщики оборудования (они применяют лизинг, как один из методов сбыта своей продукции, для чего прибегают к помощи российских банков, выступающих в роли гаранта);
  • международные компании (они занимаются финансированием продаж оборудования иностранных поставщиков или тем фирмам, которые работают в России).

Требуется ли лицензия для осуществления лизинговой деятельности

В 1996 году вышло Постановление Правительства РФ №167, по которому вводилась обязательная процедура получения лицензии на лизинговую деятельность.

Позднее эта формальность была упразднена, а статья 6, содержащая информацию по ней, была исключена из ФЗ от 29 января 2002 года №10. Официально именно Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности” отменил данную необходимость.

Для осуществления лизинговой деятельности уже не требуется лицензии.

Это было сделано для стимулирования развития среднего и малого бизнеса, а также ограничения рисков для физических и юридических лиц, которые прибегают к помощи подобных предприятий.

ФЗ №99 определяет лицензирование, как меру, необходимую для пресечения нарушений прав граждан России, ущерба в отношении природы, государственного строя РФ и т.д. Именно поэтому лизинг не является лицензируемым видом деятельности.

Лизинг — это предоставление в аренду имущества (движимого и недвижимого) гражданам или организациям с возможностью последующей покупки ими его. В качестве лизингодателя могут выступать и физ.лица, и юр.лица, и ИП. Данный вид деятельности не требуется лицензировать по ФЗ №99.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *