Утилизационный сбор полуприцепы

Сущность утилизационного сбора на прицепы

Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы подразумевает, что по окончании срока эксплуатации техника будет утилизирована за счет бюджетных средств. Таким образом минимизируются выбросы в атмосферу, улучшается экологическое состояние внешней среды. На государственном уровне разрабатывается создание утилизационной инфраструктуры.

С момента внесения поправок к закону «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года, а именно введения утилизационного сбора речь о прицепах не велась. С февраля 2016 года Постановлением Правительства введен в действие утилизационный сбор на прицепы и самоходные машины. Причем ставки сбора оказались просто неподъемными, стоимость на новую технику возрастала не менее чем на 10%, а на подержанную – в некоторых случаях в 1,5-2 раза. В результате чего импортеры и производители спецтехники притормозили импорт и выпуск продукции.

Базовая ставка на прицепы – 150 тыс. рублей. К ней применяются поправочные коэффициенты в зависимости от мощности и года выпуска техники. Автомобильный прицеп к легковому транспорту при цене в 80 тыс. рублей, с учетом ставки сбора 2,2 стал стоить 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн.

Утилизационный сбор на квадроциклы 2018

Механизм уплаты сбора

Плательщиками утилизационного сбора на полуприцепы с 2018 года выступают:

  • российские производители;
  • импортеры зарубежной техники;
  • частные лица при покупке подержанных прицепов, на которые не оплачивался утилизационный сбор.

Юридические лица-производители отечественного автопрома обязаны после регистрации спецтехники и получения паспорт транспортного средства или самоходной машины подать соответствующий расчет утилизационного сбора в налоговую инспекцию, и оплатить его не позднее чем через 45 дней с момента регистрации техники.

Форма расчета по утилизационному сбору для колесных ТС и прицепов к ним утверждена Приказом №ММВ-7-3/577от 24 октября 2016 года, для самоходных машин и прицепов – Приказом №ММВ-7-3/578 от 24 октября 2016 года.

Крупнейшие производственники могут рассчитывать на государственную поддержку в виде субсидий и компенсаций расходов на утилизационный сбор.

Предприятия, которые осуществляют импорт прицепов, уплачивают утилизационный сбор при пересечении товара границы, совместно с НДС и таможенными пошлинами.

Штамп об оплате сбора ставят органы, ответственные за его контроль в разделе особых отметок ПТС. Покупатели обязаны проверить наличие отметки при покупке прицепов. В большинстве случаев нет необходимости производить платеж в момент приобретения ТС.

Но существует ряд исключений. Некоторые категории граждан согласно российскому законодательству освобождены от уплаты утилизационного сбора. Но при продаже транспорт, на который не был уплачен сбор, подлежит обложению утилизационным сбором.

Не применяется экологический сбор на транспортные средства, приобретенные следующими категориями населения:

  • переселенцами, беженцами;
  • работниками консульств, дипломатических представительств, и членам их семей;

Освобождены от обложения сбором раритетные экземпляры, выпущенные более 30 лет назад, которые сохранили оригинальную комплектацию, а также транспортные средства, не включенные в перечень, согласно Постановлениям правительства РФ №1291 и №81.

Утилизационный сбор на самоходные машины

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 мая 2016 г.

Содержание журнала № 11 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Кто, куда и за какие самоходные машины должен платить сбор

С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор для автомобилей, ввозимых в Россию или произведенных/изготовленных в РФ.

При решении вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора для автомобилей нужно руководствоваться Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сборутв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291.

Кстати, буквально на днях отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т, а также снижены ставки сбора на прицепы максимальной допустимой массой более 10 тПостановление Правительства от 11.05.2016 № 401.

С 2016 г. необходимость уплаты утилизационного сбора распространена и на самоходные машины и прицепы к нимп. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ. Причем уплачивать и рассчитывать сбор нужно самостоятельно.

Коснулось это изменение довольно широкого ряда техники, в том числе сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной и дорожной. К примеру, теперь надо уплачивать сбор с автогрейдеров, погрузчиков, квадроциклов, снегоходов, тракторов и комбайнов. Далее в статье для упрощения будем называть все это самоходной техникой.

Разберем несколько важных деталей, касающихся уплаты этого сбора.

Кто платит сбор, за что и сколько

Утилизационный сбор надо уплачивать только в отношении той самоходной техники, которая указана в специальном правительственном ПеречнеПеречень, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81), в случаепп. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 81 (далее — Правила № 81); пп. 1, 2 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ:

  • ее ввоза в Россию;
  • ее производства или изготовления в РФ;
  • ее приобретения у лиц, которые не уплатили такой сбор по причине льготного ввоза или незаконно.

Несмотря на то что Закон об уплате утилизационного сбора вступил в силу с января 2016 г., правительственный Перечень принят только в феврале 2016 г., а вступил в силу с 10.02.2016. Пока Перечня не было, не было и обязанности уплачивать утилизационный сбор. Налоговая служба довела до инспекций разъяснения Минпромторга о том, что утилизационный сбор взимается только с 10.02.2016. А в отношении самоходной техники, «выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 г., утилизационный сбор не взимается»Письма ФНС от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@; Минпромторга от 04.03.2016 № МА-12952/20.

Это означает, что если в январе 2016 г. самоходная техника, поименованная в Перечне, была ввезена в Россию (после чего растаможена, то есть выпущена в свободное обращение) либо произведена в России, то даже в случае ее дальнейшей продажи в РФ утилизационный сбор уплачивать не нужно ни продавцу-импортеру, ни производителю, ни покупателю. Ведь производитель или импортер такой сбор не должен был платить из-за того, что не было специального перечня, а покупатель не должен его уплачивать потому, что причиной неуплаты сбора продавцом не явились применение льгот при ввозе и/или его незаконные действия (а это — условия, когда такой сбор надо платить).

Между тем если 10 февраля 2016 г. и после этой даты ввозится самоходная техника, попавшая в спецперечень, то уплатить сбор нужно независимо от того, сколько этой технике лет. Более того, за ввоз старой самоходной техники (с даты выпуска которой прошло более 3 лет) придется уплатить бо´ль­шую сумму сбора, чем за ввоз аналогичной новой техникиПеречень, утв. Постановлением № 81. Дату изготовления самоходной техники можно узнать из ее паспорта.

Для самоходной техники (в отличие от колесных транспортных средств) Закон не предусматривает освобождение от уплаты утилизационного сбора, если паспорта на нее выданы до 01.09.2012ст. 3 Закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ.

(1) Зависит от вида и возраста самоходной техники.

К примеру, для снегоходов с объемом двигателя не более 299 куб. см (код в Перечне — L01) установлены коэффициенты: 0,4 — если с даты выпуска прошло менее 3 лет, 0,7 — если прошло уже более 3 лет. Соответственно, сумма утилизационного сбора будет равна 60 000 руб. для нового снегохода (150 000 руб. х 0,4) и 105 000 руб. для снегохода, выпущенного более 3 лет назад (150 000 руб. х 0,7).

А при ввозе на территорию РФ нового бульдозера массой не более 10 т, для которого утвержден специальный коэффициент, равный 4, придется заплатить сбор в сумме 600 000 руб. (150 000 руб. х 4). Если же ввозится бульдозер, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, то сумма сбора будет в три раза больше (так как коэффициент равен 12).

Куда платить сбор и как

Утилизационный сбор надо уплатить до выпуска самоходной техники в обращение. То есть импортеры уплачивают его до окончания таможенного оформления. А производители — до продажи такой техники (ведь на паспорте техники им нужны штамп/отметка об уплате сбора).

В этой статье мы не рассматриваем особенности уплаты утилизационного сбора и отчетности по нему крупнейшими производителями.

Нет каких-либо конкретных сроков для уплаты утилизационного сбора для покупателей самоходной техники у российских продавцов (не уплативших сбор по причине льгот или нарушения закона). Но его придется уплатить, ведь без отметки об уплате не удастся зарегистрировать технику (к примеру, в Гостехнадзоре).

Обратите внимание на то, что получатель платежа и иные реквизиты для уплаты утилизационного сбора зависят от причины его уплаты.

Так, при ввозе в Российскую Федерацию импортеры должны платить сбор Федеральной таможенной службе. При этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника:

  • <если>самоходная техника ввозится НЕ из Республики Беларусь — 153 1 12 08000 01 5000 120;
  • <если>она ввозится из Беларуси — 153 1 12 08000 01 7000 120.

А производители самоходной техники и ее покупатели должны перечислять утилизационный сбор налоговой службе на КБК 182 1 12 08000 01 6000 120Приказ ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@; сайт ФНС России -> Налогообложение в Российской Федерации -> Утилизационный сбор.

Как отчитаться по утилизационному сбору

Расчет по утилизационному сбору надо представлять в таможенную или налоговую службу по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) — в зависимости от того, какой из этих служб уплачивается утилизационный сборп. 4 Правил № 81. Срок для представления расчета — 3 рабочих дня со дня уплаты сборап. 5 Правил № 81.

Форма расчета утилизационного сбора зависит от того, кому вы должны его представить:

  • <если>таможенной службе, то надо ориентироваться на правительственную форму, утвержденную Постановлением № 81приложение № 1 к Правилам № 81;
  • <если>налоговой службе, то надо использовать форму, утвержденную ФНС. Пока такой нет, так что можете составлять расчет в произвольном виде. Но лучше использовать рекомендованную форму, которую разработали налоговики и привели в своем февральском ПисьмеПисьмо ФНС от 16.02.2016 № СД-4-3/2437@. Причем если утилизационный сбор надо платить более чем по 5 единицам техники в один день, то расчет следует представлять в электронной формеп. 19 Правил № 81.

С расчетом должны быть предъявлены и иные документы:

  • <если>расчет представляем в таможенную службу — то к нему надо приложитьп. 11 Правил № 81:
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора либо решение (и его копию) о зачете ранее излишне уплаченного/взысканного утилизационного сбора;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика;
  • <если>расчет подается в ИФНС, к нему надо приложитьпп. 11, 18 Правил № 81:
  • бланки паспортов, оформляемых на самоходную технику, или паспорта, ранее на нее выданные;
  • копии сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии самоходной техники или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия;
  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • документы, подтверждающие факт приобретения самоходной техники на территории РФ, — если сбор должен уплачивать покупатель;
  • копии паспортов, выданных на самоходную технику, в отношении которой ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которой были изготовлены (достроены) самоходные машины — в случае, если в их отношении требуется выдача новых паспортов;
  • копии платежек об уплате утилизационного сбора, либо заявление о зачете ранее излишне уплаченного/взысканного утилизационного сбора (с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату), либо решение, выданное налоговым органом, о таком зачете и его копию;
  • копию доверенности, если правильность исчисления сбора подтверждает уполномоченный представитель плательщика.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты таможенный или налоговый орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортовпп. 13, 20 Правил № 81.

Если утилизационный сбор по ввозимой технике платить не нужно, то все равно следует обратиться в таможню. Она должна проверить основания для подобной неуплаты и проставить отметку об этом в паспорте техникип. 15 Правил № 81.

Налоговая служба также проставляет отметку об основании неуплаты сбора по технике, в отношении которой утилизационный сбор платить не нужноПисьмо ФНС от 15.02.2016 № СД-4-3/2341@.

Как учесть сбор в налоговом учете

Утилизационный сбор не относится к налогам и сборам в понимании НК, но, несмотря на это, в «прибыльном» учете его можно учесть в качестве налогового расхода в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность по его уплате в бюджетПисьмо Минфина от 12.03.2014 № 03-03-10/10650.

Налоговый учет утилизационного сбора будет зависеть от того, кто его уплатил и для каких целей будет использоваться приобретаемая техника. Приведем наиболее безопасные с налоговой точки зрения варианты учета.

СИТУАЦИЯ 1. Самоходная техника, по которой уплачен сбор, приобретена, импортирована или произведена для использования в качестве основного средства. В этом случае утилизационный сбор надо включить в первоначальную стоимость ОС как расход, связанный с его приобретениемп. 8 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ. Тогда при общей системе налогообложения сбор будет списываться на расходы в составе амортизациипп. 1, 2 ст. 259, п. 3 ст. 259.1, п. 3 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346. А при упрощенке он спишется на расходы в составе стоимости объекта равномерно до конца года с момента ввода автомобиля в эксплуатациюпп. 3, 4 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 2. Самоходная техника приобретена для перепродажи. В таком случае сбор можно учесть:

  • <или>в составе покупной стоимости товара, то есть как прямые налоговые расходы. При этом утилизационный сбор уменьшит базу по налогу на прибыль (в составе стоимости товара) только после продажи техникип. 6 ПБУ 5/01; ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ;
  • <или>в составе издержек обращения, иными словами, как косвенные расходып. 6 ПБУ 5/01; подп. 49 п. 1 ст. 264, ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина от 29.08.2014 № 03-03-06/1/43346.

СИТУАЦИЯ 3. Самоходная техника произведена для продажи. На общей системе утилизационный сбор в этом случае безопаснее включать в себестоимость производимой техники. То есть учитывать в качестве прямого расходастатьи 252, 318, 319 НК РФ.

А вот упрощенцы-производители не смогут учесть в расходах утилизационный сбор, так как у них закрытый перечень расходов и такой категории, как «прочие расходы», в нем нет.

***

Утилизационный сбор по своей сути близок к налогу. Однако де-юре им не является. Но эта особенность может негативно сказаться только на упрощенцах, перечень расходов у которых ограничен.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Новый утилизационный сбор: рост до 90%!

Увы, сбылись пессимистичные прогнозы. Так называемый утилизационный сбор на новые автомобили в России изменится 1 апреля 2018 года. Базовая ставка для легковых автомобилей останется прежней (20 тысяч рублей), но коэффициенты заметно вырастут. Правительство скромно рапортует об увеличении ставок в среднем на 15%, но это — с учетом всевозможной спецтехники и прицепов. А вот рост утильсбора для самого популярного класса легковых автомобилей с моторами объемом 1,0—2,0 литра составил 90%. Почти в два раза!

Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей

Тип транспортного средства Коэффициент расчета до 01.04.2018 Сумма сбора до 01.04.2018, руб. Коэффициент расчета с 01.04.2018 Сумма сбора с 01.04.2018, руб. Изменение, %
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 1,42 28 400 1,63 32 600 +15
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ 1,42 28 400 1,65 33 000 +16
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ 2,21 44 200 4,2 84 000 +90
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ 4,22 84 400 6,3 126 000 +49
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ 5,73 114 600 5,73 114 600 0
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ 9,08 181 600 9,08 181 600 0
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,17 3 400 0,17 3 400 0

Напомним, что введенный в сентябре 2012 года утилизационный сбор — своеобразный гарант того, что машину отправят под пресс и переработают после того, как она отслужит свой срок эксплуатации. В итоге же сбор включается в цену автомобилей и его уплата ложится на плечи конечных покупателей. Он касается как новых, так и подержанных машин, ввозимых в страну. Однако производителям, локализовавшим производство автомобилей в России, правительство компенсирует эти затраты промышленными субсидиями (уже после уплаты утильсбора).

Столь резкое повышение тарифа в нынешних условиях выглядит абсурдно, ведь российский рынок в прошлом году только начал восстановление (рост на 16%), а рост цен на автомобили может зарубить эту тенденцию на корню. Да, доля новых привозных машин на рынке сейчас менее 14% и «душить» этот сектор уже бесполезно, ведь в нем в основном находятся дорогие модели (для которых коэффициенты расчета не изменились), для покупателей которых рост цен из-за утилизационного сбора особой роли не играет. Однако сегмент относительно недорогих нишевых автомобилей может серьезно пострадать. А если правительство вдруг решит отменить субсидии российским заводам (вполне реальный сценарий по нынешним временам), то повышение цен затронет весь рынок новых машин и его дальнейшее восстановление окажется под большим вопросом.

Повышение утильсбора в качестве метода борьбы с импортом корректно лишь в случае с подержанными автомобилями, но ставка для частных лиц, к счастью, сохранилась на прежнем уровне и она невысока: за машину нужно отдать всего 5200 рублей.

Изменение утилизационного сбора для легковых автомобилей старше трех лет

Тип транспортного средства Коэффициент расчета до 01.04.2018 Сумма сбора до 01.04.2018, руб. Коэффициент расчета с 01.04.2018 Сумма сбора с 01.04.2018, руб. Изменение, %
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 5,3 106 000 6,1 122 000 +15
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ 5,3 106 000 6,15 123 000 +16
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ 8,26 165 200 15,69 313 800 +90
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ 16,12 322 400 24,01 480 200 +49
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ 28,5 570 000 28,5 570 000 0
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ 35,01 700 200 35,01 700 200 0
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,26 5 200 0,26 5 200 0

Кстати, сам по себе утилизационный сбор в России мало влияет на утилизацию автомобилей. С момента введения этого сбора в стране продано примерно 11 миллионов новых легковых машин. По грубой оценке Авторевю, за них было уплачено 140 миллиардов рублей утилизационного сбора (в том числе в виде госсубсидий). Однако развитие утилизационных центров для автомобилей в стране до сих пор находится в зачаточном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *