Уведомительный порядок

Уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством РФ Перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление услуг по перевозкам грузов транспортными средствами, общая масса которых составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

15) производство молока и молочной продукции;

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

17) производство масложировой продукции;

18) производство сахара;

19) производство мукомольной продукции;

20) производство безалкогольных напитков;

21)производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;

22) производство тары и упаковки;

23) производство мебели;

24) производство средств индивидуальной защиты;

25) производство пожарно-технической продукции;

26) производство низковольтного оборудования;


27) производство строительных материалов и изделий;

28) оказание социальных услуг;

29) турагентская деятельность;

30) перевозки морским транспортом грузов (за исключением опасных грузов);

31) перевозки внутренним водным транспортом грузов (за исключением опасных грузов);

32) перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением опасных грузов);

33) перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

34) перевозки грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки с железнодорожных выставочных путей прибывших вагонов, их возврата на железнодорожные выставочные пути;

35) демонстрация кинофильмов;

36) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности;

37)осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта).

Смысл уведомительного порядка деятельности заключается в исключении получения разрешений и согласий от разного рода государственных органов.

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований (противопожарных, санитарных, лицензионных и.т.д.), а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.


Таким образом, уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности подразумевает, что:

– предприниматель знаком со всеми обязательными требованиями, предъявляемыми к соответствующему виду деятельности пожарными и экологическими службами, санэпиднадзором и прочими контролирующими органами;

– обеспечил их выполнение;

– готов это продемонстрировать (при проведении плановой проверки его деятельности, которая будет произведена в установленный срок).

С чего и как начать предпринимательскую деятельность с нуля

Если решение об открытии собственного дела принято окончательно, остается определиться с тем, с чего начать предпринимательскую деятельность. Если опустить чисто производственные вопросы, связанные с функционированием каждого конкретного предприятия, возникает вопрос о юридическом процессе легализации предпринимательской деятельности.

При этом есть общеобязательные этапы, такие как государственная регистрация (созданного юрлица либо гражданина как предпринимателя) и постановка на налоговый учет. Есть же этапы, необходимые только для отдельных видов деятельности. Это могут быть:

  • получение лицензии;
  • вступление в саморегулируемую организацию (СРО);
  • получение от своей СРО определенных разрешений и др.

Все ее виды можно разделить на 2 группы:

  • те, которые нужно начинать в уведомительном порядке;
  • и те, в отношении которых он не применяется.

В первом случае предполагается подача уведомления о начале ведения предпринимательской деятельности в соответствующий орган исполнительной власти. То, какой орган уведомляется, зависит от вида предполагаемой деятельности и определяется Правительством РФ.

Каковы цели уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности

Чтобы понять, каковы цели уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, нужно вспомнить: представители интересов бизнеса регулярно указывают на необходимость снижения всех видов нагрузки на предпринимателей. Одним из способов достижения поставленной задачи стало внедрение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в 2009 году.

Его введение должно помочь достичь ряда принципиально важных целей:

  • Облегчения начала предпринимательской деятельности путем снижения количества документации, которую необходимо подать предпринимателю для открытия бизнеса.
  • Ускорения появления новых субъектов предпринимательства. Теперь достаточно просто подать уведомление до начала фактического функционирования организации, а срок рассмотрения обращения — 1 сутки.
  • Облегчения доступа граждан к услугам по уведомлению о начале предпринимательской деятельности. Теперь для подачи уведомления достаточно обратиться в МФЦ, существует возможность сделать это в электронном виде через портал госуслуг. С 01.01.2018 подать уведомление можно и не по месту предполагаемой деятельности (см. постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1500).
  • Снижения риска коррупционных преступлений путем отмены необходимости лично согласовывать начало предпринимательской деятельности с почти десятком отдельных государственных органов и служб.
  • Снижения нагрузки на отдельные государственные органы и структуры, работники которых теперь освобождены от необходимости лично принимать предпринимателей.

В каких случаях и как подается уведомление в СЭС или Ространснадзор о начале деятельности

Уведомление направляется предпринимателями в отраслевой орган, контролирующий вид деятельности, которым ИП или юрлицо планируют заниматься.

Так, уведомление о начале гостиничного бизнеса, оказания бытовых услуг населению и других видов деятельности, предусмотренных в пп. 1–18, 22–53, 56–64, 67, 73, 74, 76–78 перечня работ и услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, направляется в Роспотребнадзор. При этом уведомление СЭС о начале деятельности как предпринимателя отдельно не подается, так как данная служба — подразделение Роспотребназдзора.

Если же предполагается ведение деятельности, предусмотренной пп. 19–21, 68–72 перечня работ и услуг, утвержденного постановлением № 584, то придется подавать уведомление о начале деятельности в Ространснадзор.

Что касается образца уведомления в СЭС о начале деятельности, то, как уже было сказано, документ направляется в адрес Роспотребнадзора, а единый бланк для подачи в любую из уполномоченных служб утвержден постановлением № 584.

Скачать его можно здесь: Форма уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Правила подачи уведомления

Уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности утвержден постановлением № 584.

Правила подачи просты:

  • Уведомление можно подать, лично явившись в службу, через МФЦ, через портал госуслуг, передать электронной или обычной почтой либо курьером. Для отправки электронной почтой потребуется удостоверенная электронная подпись в соответствии с законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
  • Уведомление подается в 2 экземплярах, заполненных на русском языке, без ошибок и исправлений. При подаче через МФЦ достаточно 1 экземпляра.
  • Уведомление обязательно подается до фактического начала предпринимательской деятельности.
  • Уведомление не облагается пошлиной, эта услуга предоставляется бесплатно.
  • Срок рассмотрения обращения — 1 сутки.

Могут ли отказать в приеме уведомления и какова ответственность за уклонение от его подачи

Оснований для отказа в приеме уведомления не предусмотрено. Если просмотреть административные регламенты отраслевых министерств и ведомств, посвященных учету уведомлений от предпринимателей, то можно найти основания для отказа в учете принятого уведомления.

По факту таковое есть одно: представленный документ не отвечает требованиям приложения 2 к постановлению № 584. Пример тому — п. 51 административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 26.09.2017 № 399, прямо предусматривающий такое основание для отказа в учете уведомления.

Вторая причина отказа — отсутствие хотя бы одной из копий обязательных документов:

  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.

Если же, не разобравшись в том, как начать предпринимательскую деятельность с нуля, предприниматель проигнорирует такую обязанность, то ему грозит привлечение к административной ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение порядка уведомления о начале предпринимательской деятельности в виде денежного штрафа в размере до 20 000 руб. Если же в процессе уведомления будут поданы недостоверные сведения, то штраф возрастет до 30 000 руб.

Уведомительный режим начала осуществления предпринимательской деятельности: закон, доктрина, судебная практика (Ершова И.В.)

Вопрос о выборе форм и методов регулирования предпринимательства является дискуссионным на протяжении всего периода современной рыночной экономики в России. Причем указанный выбор во многом определяется экономическими условиями, в которых находится страна, политической ситуацией, социальным настроем общества. Право является именно тем инструментом, с помощью которого государство проводит в жизнь принятые решения, обозначает взятые направления развития, информирует об изменении либо корректировке курса своей экономической политики. Причем порой заданные ориентиры, будучи воплощенными в конкретные законодательные акты, с помощью этих же самых актов кардинально меняют вектор своего развития. Как представляется, именно так произошло с правовым институтом уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.
В Указе Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 <1> были определены меры, направленные на ликвидацию административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и дано поручение Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты соответствующих федеральных законов.
———————————
<1> Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.
Большая часть из упомянутых в названном Указе предложений нашла воплощение в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <2> (далее — Закон о государственном контроле). Это коснулось и введения уведомительного режима осуществления предпринимательства. Однако сама законодательная норма оказалась сконструированной таким образом, что задуманный Президентом РФ «преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности» вовсе не заменил собой регистрационный порядок, а дополнил его: согласно закону уведомление представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствующий уполномоченный орган после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе.
———————————
<2> СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6249.
Таким образом, Законом о государственном контроле (ст. 8) было установлено дополнительное требование для предпринимателей — обязанность уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Для занятия некоторыми видами предпринимательства был установлен уведомительный режим. Нами высказывалось мнение о том, что уведомительный режим (равно как и разрешительный), в отличие от общего регистрационного, следует относить к специальному режиму предпринимательства <3>. Данная позиция нашла отражение в доктрине предпринимательского права и обоснована Г.Д. Отнюковой <4>. Отметим существование и иной точки зрения, согласно которой уведомительный режим предпринимательства квалифицируется в качестве общего режима <5>.
———————————
<3> См.: Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершов. М.: Норма — ИНФРА-М, 2014. С. 53.
<4> Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершов, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 87.
<5> Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4. С. 11.
Сопоставление и анализ уведомительного, лицензионного и иных режимов проводилось в юридической литературе <6>. Для нас очевидно, что основным критерием выбора является степень опасности причинения вреда защищаемым Конституцией РФ ценностям. Там, где она изначально выше, необходим предварительный контроль квалификации предпринимателя и соответствия принадлежащего ему имущества установленным требованиям. В тех же сферах экономики, где допустимы уже последующие проверки, достаточно подтверждения самим хозяйствующим субъектом соблюдения обязательных требований, а также соответствия его работников осуществляемой им предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям. На это и указывают предприниматели, ставя свою подпись в уведомлении.
———————————
<6> Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 23 — 30; Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2140 — 2150.
Говоря о сфере предпринимательства, подпадающей под уведомительный режим, нельзя не отметить явно выраженную тенденцию ее расширения. Так, если в первоначальной редакции Закона о государственном контроле насчитывалось 13 требующих предварительного уведомления видов предпринимательской деятельности, то по состоянию на июль 2015 г. их число увеличилось почти в три раза. При этом очевидна корреляция введения обязанности представления уведомлений по тем видам деятельности, по которым приняты и вступают в силу технические регламенты <7>, устанавливающие требования к продукции и процессам ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации и т.п. Следовательно, можно говорить о стремлении государства обеспечить комплексный контроль как начала осуществления предпринимательской деятельности, так и ее результатов.
———————————
<7> Подробнее см.: Ершова И.В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5. С. 11 — 17.
Важно иметь в виду, что правовыми актами не предусмотрено обязательного соответствия перечня видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и в уведомлении. Так, признавая незаконным отказ Роспотребнадзора по Московской области в регистрации уведомления Федеральный арбитражный суд Московской области в Постановлении от 3 апреля 2012 г. N Ф05-2547/12 указал, что Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений <8> не содержат указания на то, что заявленный в уведомлении вид деятельности должен также обязательно указываться в выписке из ЕГРЮЛ.
———————————
<8> Утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3823.
Нельзя не заметить, что в отношении некоторых подпадающих по уведомительный режим видов экономической деятельности (большая часть бытовых услуг, услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом и др.) до введения в действие ст. 8 Закона о государственном контроле вообще не предусматривалось получения каких-либо разрешений, согласований и т.п. Очевидно, что приходится говорить об очередном ограничении свободы предпринимательства.
Важно, что Закон о государственном контроле устанавливает запрет на предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Такие исключения законодательством допускаются. Пример тому — лицензирование оборота алкогольной продукции, оптовой торговли лекарственными средствами и розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в сочетании с необходимостью подачи уведомления о начале осуществления оптовой и розничной торговли.
В качестве промежуточного вывода отметим, что в доктрине предпринимательского права уведомительный режим предпринимательской деятельности следует квалифицировать в качестве специального, в ряде случаев он применяется наряду с лицензионным режимом и техническим регулированием. Согласно разделяемой нами классификации государственного регулирования предпринимательства уведомительный порядок представляет собой прямое административное воздействие на экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. Правовым средством (инструментом) воздействия в рамках уведомительного режима является требование представления документа, именуемого уведомлением.
Введение обозначенного требования повлекло за собой дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) специальной нормой — ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Реализация данной нормы на практике выявила некоторые сложности и противоречия. Первая проблема, с которой столкнулись предприниматели, — непонимание со стороны органов государственного контроля, а порой и суда, того, что уведомление представляется предпринимателями до начала фактического выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, лица, которые приступили к подпадающим под уведомительный режим видам предпринимательства до вступления в силу ст. 8 Закона о государственном контроле (1 июля 2009 г.), от этой обязанности освобождены. Так, удовлетворяя жалобу индивидуального предпринимателя, заместитель председателя Забайкальского краевого суда в Постановлении от 25 февраля 2011 г. по делу N 7-416-2010/7-28-2011 указал, что у индивидуального предпринимателя «отсутствовала возможность представления уведомления в уполномоченный федеральный орган до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг, так как данный предприниматель осуществляет розничную торговлю в неспециализированном магазине с 1 января 2009 года».
Вместе с тем факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя до 1 июля 2009 г. не является достаточным основанием для неподачи уведомления в компетентный орган. Необходимы доказательства фактического ведения деятельности, причем на территории соответствующего субъекта РФ. Как указал судья Благовещенского городского суда в решении от 20 июня 2012 г. N АА-359/12, «ООО «ТК Эндевер» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 2008 г. налоговым органом города Владивостока УФНС России по Приморскому краю. В этой связи судом принимается во внимание, что ООО «ТК Эндевер» привлечено к административной ответственности за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности на территории Амурской области. Сведений о том, что до выявленного 30 ноября 2011 г. факта перевозки грузов на территории Амурской области подобная деятельность велась ранее, в материалах дела не имеется. Кроме того, сам факт регистрации юридического лица 24 ноября 2008 г. налоговым органом не свидетельствует о том, что именно с названной даты данная организация приступила к осуществлению предпринимательской деятельности».
В целом следует отметить, что доказывание фактического ведения предпринимательской деятельности — одна из основных проблем, возникающих на практике при привлечении предпринимателей к ответственности по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ. При этом бремя доказывания лежит на представителях органов государственного контроля (надзора). Так, в опровержении доводов индивидуального предпринимателя Х. о том, что на универсальном рынке она не торговала, а лишь приехала оформить договор аренды земельного участка для торгового места и карточку продавца, суд <9> признал допустимыми и достаточными доказательства о фактическом ведении деятельности, представленные Управлением Роспотребнадзора: протокол об административном правонарушении; фотографии; копии договора аренды земельного участка, свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе, выписки из ЕГРИП.
———————————
<9> Постановление Тамбовского областного суда от 2 апреля 2013 г. по делу N 4-а-56 // СПС «КонсультантПлюс».
В другом случае факт совершения ООО инкриминируемого правонарушения установлен на основе следующих доказательств: акта проверки по линии транспортного средства, осуществляющего перевозку грузов; акта о превышении установленных ограничений по массе; протокола об административном правонарушении и др. <10>.
———————————
<10> Постановление Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2013 г. по делу N 4А-605/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с тем видится более чем дискуссионной позиция областного суда Амурской области, согласно которой «объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ, охватываются действия (бездействие) виновного лица, связанные с намерением осуществлять предпринимательскую деятельность, что указывает на то, что впоследствии эта деятельность может и не осуществляться» <11>.
———————————
<11> Постановление Амурского областного суда от 3 мая 2011 г. по делу N 4-7-130/11 // СПС «КонсультантПлюс».
Как представляется, объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения является фактическое ведение деятельности, а не одно лишь намерение предпринимателя. За основу может быть взята система доказательств, предложенная Верховным Судом РФ в п. 13 Постановления Пленума от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» <12>.
———————————
<12> Бюллетень ВС РФ. 2006. N 12.
Важно знать, что содержание уведомительного режима не исчерпывается лишь исполнением обязанности информирования уполномоченного органа о начале предпринимательской деятельности. Согласно ч. 6 ст. 8 Закона о государственном контроле дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:
1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
3) реорганизация юридического лица.
Следуя точной букве закона, индивидуальный предприниматель Т., не согласившись с выданным ей предписанием уведомить Территориальное управление Роспотребнадзора по Нижегородской области об изменении места фактического осуществления деятельности, обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным. Оставив решения нижестоящих судов без изменения, а жалобу предпринимателя без удовлетворения, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 января 2015 г. по делу N А43-3713/2014 сослался на п. 10 Правил представления уведомлений, в силу которого индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения не только об изменении места своего жительства, но и об изменении места фактического осуществления деятельности.
Во избежание в дальнейшем подобных споров выскажем очевидную мысль: разночтения норм закона и принятого в его исполнение подзаконного нормативного правового акта недопустимы и должны быть устранены. При этом поддержим позицию индивидуального предпринимателя, которая при принятии решения руководствовалась нормой закона, имеющей большую юридическую силу. Принципиально и то, что подзаконный нормативный правовой акт не должен расширительно интерпретировать закон, во исполнение которого он принят, устанавливая дополнительные требования для предпринимателя, тем самым вводя незаконное ограничение свободы предпринимательской деятельности.
При применении ст. 19.7.5-1 КоАП РФ необходимо соблюдать установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности — три месяца со дня совершения административного правонарушения, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ <13>. Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, судья Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 апреля 2013 г. N 56-АД13-4 указал, что административное правонарушение, выразившееся в непредставлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь с момента начала такой деятельности <14>.
———————————
<13> Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.
<14> См. также: Постановление Верховного Суда РФ от 13 августа 2012 г. N 49-АД12-7 // СПС «КонсультантПлюс».
Анализ уведомительного режима начала осуществления предпринимательской деятельности показывает, что он не может рассматриваться узко и только в связи с установлением обязанности для предпринимателя. Реализация нормы ст. 8 Закона о государственном контроле имеет и иные правовые последствия. Обратим внимание на основные из них.
Подача уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности квалифицируется судом в качестве доказательства, подтверждающего факт ее ведения. Так, в процессе привлечения С. к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в качестве одного из доказательств факта совершения данного административного правонарушения была представлена копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по организации общественного питания <15>.
———————————
<15> Постановление Верховного Суда РФ от 21 августа 2014 г. N 46-АД14-17 // СПС «КонсультантПлюс».
Кроме того, как следует из анализа административной и судебной практики, представление уведомления в ряде случаев позволяет квалифицировать вид экономической деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении от 11 марта 2014 г. N 77-АД13-2, указав на наличие документов: договора аренды торгового павильона (киоска), акта сдачи-принятия его во временное владение и пользование (аренду), свидетельства о внесении киоска в Реестр объектов нестационарной сети, отметил следующее. 4 июля 2012 г. Е. в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области было подано уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности — предоставление услуг общественного питания с 4 июля 2012 г. Положения приведенных выше правовых норм позволяют сделать вывод о том, что нестационарный объект — киоск отвечает признакам предприятия общественного питания. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности такая деятельность классифицируется по коду 55.30 ОКВЭД — услуги по обеспечению питанием <16>.
———————————
<16> См. также: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2014 г. N Ф07-8535/14 по делу N А26-592/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
Информация, содержащаяся в уведомлении, важна для проведения контрольных мероприятий, поскольку различного рода проверки уполномоченными органами должны осуществляться по указанному в документе адресу ведения предпринимательской деятельности. Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными действий участкового, выразившихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, изъятии товара, предприниматель указал на то, что протокол осмотра места происшествия был составлен с нарушениями, поскольку осмотр торгово-остановочного комплекса производился в павильоне по адресу: г. Магнитогорск, просп. Ленина, д. 134, тогда как павильон, принадлежащий ему, находится по адресу: г. Магнитогорск, просп. Ленина, д. 138; данный осмотр производился без участия предпринимателя. При этом уведомлением предпринимателем в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора сообщено о начале осуществления им предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания по адресу: г. Магнитогорск, просп. Ленина, напротив жилого дома N 138 <17>.
———————————
<17> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 августа 2014 г. N Ф09-10590/13 по делу N А76-3021/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Представленные в уполномоченный орган уведомления об осуществлении предпринимательской деятельности по соответствующим адресам в случае возникновения спора рассматриваются в качестве доказательства принадлежности юридическому лицу структурных подразделений. В решении о привлечении ЗАО «Торговый дом «Перекресток» к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов Арбитражный суд Курганской области <18> отклонил доводы общества о том, что подразделения по адресам: Курганская область, г. Катайск, ул. 30 лет Победы, д. 2, и Курганская область, г. Шадринск, ул. Ефремова, д. 22, строение 1, не принадлежат обществу, поскольку в материалы дела представлены уведомления общества о начале осуществления предпринимательской деятельности по указанным адресам.
———————————
<18> См.: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 г. N 18АП-4284/15 // СПС «КонсультантПлюс».
Говоря о правовом значении представления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, важно указать и на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о государственном контроле истечение трех лет со дня начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный орган уведомлением является одним из оснований для включения плановой проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проведения проверок.
Прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ о признании бездействия незаконным и обязании совершить действие — подачу уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Вынося решение об удовлетворении требований прокурора, Локтевский районный суд Алтайского края в решении от 27 мая 2014 г. справедливо отметил, что «нарушение указанных требований законодательства со стороны ТСЖ не дает возможности инспекции осуществлять плановые проверки деятельности товарищества, что может негативно сказаться на деятельности по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме».
В заключение отметим следующее. Анализ законодательства, теории и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что введение требования представления уведомлений явилось дополнительным административным барьером осуществления предпринимательской деятельности. Однако в целом уведомительный режим в силу его комплексности позволяет обеспечивать частные и публичные интересы, защищая как предпринимателей, так и потребителей их продукции, работ, услуг <19>.
———————————
<19> В этой связи нам сложно согласиться с В.В. Кваниной, по мнению которой «данный порядок призван обслуживать только интересы предпринимателей, при этом для потребителей он таит в себе реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу». См.: Кванина В.В. Защитные институты в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 48.
Литература
1. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершов. М.: Норма — ИНФРА-М, 2014. С. 53 — 54.
2. Ершова И.В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5. С. 11 — 17.
3. Ершова И.В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 23 — 30.
4. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2140 — 2150.
5. Кванина В.В. Защитные институты в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 48.
6. Мохов А.А. Правовые режимы осуществления экономической деятельности и саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4. С. 9 — 14.
7. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершов, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 87.

Юриспруденция / Коммерческое право / 2.5 Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке:

1) нормативно-явочном;

2) распорядительном;

3) разрешительном;

4) уведомительном.

Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Нормативно-явочный порядок регистрации применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила.

Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций. Их регистрация возможна после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы (статья 27 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:

· внесения в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств (пункт 6 ст. 5 федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 5 ст.

5 федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ст. 19 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

· уведомления о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *