Уведомление о кик

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

  • если недоплачен налог с прибыли КИК — 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) — 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 — 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие их лица

Деофшоризация российской экономики названа одним из ключевых направлений совершенствования налоговой системы РФ. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее – Закон о деофшоризации), который стал очередным шагом в этом направлении.

Закон о деофшоризации ввел новые понятия в НК РФ, а также закрепил новые обязанности за отдельными налогоплательщиками.

Основные понятия и термины, используемые в НК РФ, определены в статье 11 НК РФ. Данный перечень дополнен следующими нововведениями:

  • иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;
  • иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Банком России по согласованию с Минфином;
  • публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Также указанный закон ввел следующие новые понятия и концепции в НК РФ:

  • налоговое резидентство юридических лиц (ст. 246.2 НК РФ);
  • контроль в отношении организаций.

До принятия Закона о деофшоризации понятие «налоговый резидент РФ» существовало только для физического лица. При этом международная практика использовала данное понятие в отношении, как организаций, так и физических лиц С принятием Закона о деофшоризации данное противоречие было устранено и понятие налогового резидента РФ стало использоваться для налоговых целей, в том числе для определения контролируемой иностранной компании.

Определения контролируемой иностранной компании и контролирующего лица такой компании введены Законом о деофшоризации в статью 25.13 НК РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией (КИК) признается иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

  • она не является налоговым резидентом РФ;
  • контролирующим ее лицом является физическое или юридическое лицо, признаваемые резидентами РФ.

Контролирующим лицом иностранной организации признается инвестор в иностранную организацию (структуру), который в соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 НК РФ определяется как:

  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50 процентов (при этом доля участия физических лиц учитывается совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).

Следующим принципиальным нововведением закона о деофшоризации является понятие контроля в отношении организации, которое закреплено в пункте 7 статьи 25.13 НК РФ. Согласно данному пункту, осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной прибыли (дохода) в отношении налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре, предметом которого является управление этой организацией.

Данное понятие имеет следующее важное значение: если вышеприведенные критерии пункта 3 статьи 25.13 в отношении инвестора в иностранную организацию не соблюдаются, но инвестор имеет контроль над организацией, он также признается контролирующим лицом (п. 6 ст. 25.13 НК РФ).

Также понятие контроля применяется в отношении иностранной структуры, но оно имеет несколько другое определение, которое содержится в пункте 8 статьи 25.13 НК РФ. Это связано с тем, что обычно участие в иностранной структуре выражается не в покупке акций (долей), а в виде вклада в имущество. Контролирующим лицом иностранной структуры обычно признается ее учредитель, или лицо, имеющее контроль над иностранной структурой. Подробно требования к признанию контролирующего лица иностранной структуры изложены в пунктах 9-12 статьи 25.13 НК РФ, они достаточно сложны и требуют отдельного рассмотрения.

Новые обязанности налогоплательщиков — контролирующих лиц введены пунктом 3.1 статьи 23 и пунктом 3 статьи 25.15 НК РФ.

Согласно новым нормам налогоплательщики — контролирующие лица обязаны:

  1. Представлять в налоговые органы уведомления (п.1 ст. 25.14 НК РФ):
  • о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) такого участия (п. 3 ст. 25.14 НК РФ);
  • о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются, в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).
  1. Включить прибыль КИК (в части своей доли) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в базу для НДФЛ для физического лица) в случаях, если величина прибыли КИК составляет (п. п. 2, 3, 7 ст. 25.15 НК РФ; п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ):
  • за 2015 г. — 50 миллионов руб. и более;
  • за 2016 г. — 30 миллионов руб. и более;
  • за 2017 г. и далее — более 10 миллионов руб.

Первым налоговым периодом, за который представляется уведомление о КИК и за который определяется прибыль КИК, является 2015 год. Согласно подпункту 12 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения дохода в виде прибыли КИК за 2015 год признается 31 декабря 2016 года.

Таким образом, крайним сроком представления первого уведомления о КИК является 20 марта 2017 года, а крайним сроком представления первой декларации по налогу на прибыль с учетом прибыли КИК является 28 марта 2017 года.

Также Законом о деофшоризации введены новые обязанности налогоплательщиков в отношении уведомления налоговых органов по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Подсистема учета КИК в «1С: Управлении холдингом 8»

Подсистема учета КИК в «1С: Управлении холдингом 8»

Возможность подготовки, автоматического заполнения, печати и выгрузки уведомлений по КИК в электронном виде реализована в программе «1С: Управление холдингом 8» в рамках подсистемы «Управление корпоративными налогами» по применению законодательства о КИК (далее – подсистема учета КИК).

Напоминаем, что программа «1С: Управление холдингом 8» представляет собой комплексное решение класса CPM (Corporate Performance Management – управление эффективностью Холдинга), предназначенное для автоматизации широкого спектра задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности холдингов различного масштаба. Основными пользователями подсистемы учета КИК являются холдинговые компании с иностранными активами.

Основная функциональность подсистемы учета КИК представлена следующими возможностями и сервисами:

  • автоматическое формирование и актуализация структуры владения Холдингом для целей налогообложения на основе документов движения инвестиций;
  • возможность автоматической загрузки «входящих остатков» по движению инвестиций, в том числе из ЕГРЮЛ
  • автоматический расчет эффективной доли участия в объекте инвестирования в соответствии с требованиями статьи 105.2 НК РФ (с учетом всех последовательностей участия в объектах инвестирования);
  • создание документов движения инвестиций (Поступление инвестиций и Выбытие инвестиций) с автоматическим определением налогового статуса иностранных организаций;
  • формирование реестра движения инвестиций;
  • выявление и ведение списка налоговых освобождений КИК;
  • автоматическое формирование и отправка налоговых уведомлений по иностранным организациям, ведение реестра уведомлений;
  • возможность моделирования структуры владения: программа позволяет рассчитывать доли участия в объектах инвестирования как на основе фактических данных, так и на основе моделирования движения инвестиций, чтобы впоследствии не получить «сюрприз» в виде существенной налоговой нагрузки по КИК;
  • подготовка налоговых регистров КИК с показателями налоговой декларации с помощью Модели налоговых регистров КИК.

Подсистема учета КИК взаимосвязана с подсистемой учета МСФО:

  • все поступления (выбытия) инвестиций, которые регистрируются в одной из подсистем, автоматически отражаются в другой подсистеме;

после проведения документов движения инвестиций одновременно формируется структура владения для целей МСФО, рассчитываются эффективные доли участия, и определяется отношение объектов инвестирования к Группе для целей МСФО. Под Группой в МСФО подразумевается совокупность материнской организации (компании) и всех ее дочерних организаций (компаний), которая выступает как единое предприятие.

При расчете долей участия и определении налогового статуса иностранной организации (структуры) подсистема учитывает многочисленные особенности, изложенные в НК РФ, в том числе:

  • кольцевое и перекрестное владение организациями;
  • исключительное участие через ПАО;
  • участие в иностранной организации через иностранную структуру;
  • контроль над иностранной организацией или иностранной структурой.

Процесс учета и подготовки отчетности по КИК условно можно разделить на пять этапов:

  1. Создание карточек организаций в справочнике Организационные единицы;
  2. Загрузка входящих остатков движения инвестиций и формирование структуры владения Холдингом для целей налогообложения;
  3. Отражение текущих сделок по приобретению (выбытию) инвестиций в организации и актуализация структуры владения Холдингом;
  4. Моделирование движения инвестиций;
  5. Формирование и отправка уведомлений об иностранных компаниях.

Обращаем внимание, что базовая версия программы «1С: Управление холдингом 8» имеет ограничение функционала в отношении отчетности контролирующего лица: прибыль КИК учитывается только в расчете налога на прибыль организаций (НДФЛ для физического лица не рассчитывается).

Этап 1. Создание карточек организаций в справочнике «Организационные единицы»

На первом этапе необходимо зарегистрировать всех инвесторов (в том числе, независимых инвесторов) в иностранные компании в справочнике Организации. При добавлении нового участника в справочник можно вводить всю информацию по организации сразу или по мере необходимости. Также необходимо внести в справочник информацию обо всех иностранных компаниях и структурах, в которых организации Холдинга имеют участие. Для корректного определения налоговых статусов иностранных организаций и корректного заполнения уведомлений в справочник Организационные единицы внесены изменения, в частности, предусмотрена типизация организации при создании карточки организации по следующим группам:

· Налоговый резидент РФ;

· Иностранный налоговый резидент;

· Организационная единица, не являющаяся налоговым резидентом.

Этап 2. Загрузка входящих остатков движения инвестиций и формирование структуры владения Холдингом для целей налогообложения

Первоначальный перечень участников можно формировать вручную, используя кнопку Добавить на закладке Моделирование, или загрузить из MS Excel через кнопку Моделирование (рис. 1).

Рис. 1. Ввод начальных данных о структуре владения

После того как первоначальные сведения об участниках группы и о доле их владения введены, можно сформировать структуру владения Холдингом на начало работы с подсистемой. Текущую структуру владения можно сохранить, выгрузив ее в формате pdf / MS Excel.

Формирование структуры владения выполняется с помощью обработки Структура владения, доступ к которой осуществляется или через список Движение инвестицийили через меню Отчеты. Обработка включает в себя следующие сервисы:

  • отображение структуры владения как в виде графической диаграммы, так и в виде отчета — таблицы последовательностей (рис. 3);
  • автоматический расчет и отображение в диаграмме и в отчете как прямых, так и эффективных долей владения (рис. 2) при каждом проведении (перепроведении) документов движения инвестиций;
  • графическое выделение отдельных последовательностей для визуализации отдельных последовательностей участия (рис. 4);
  • выгрузка текущей структуры в формате pdf / MS Excel.

Рис. 2. Отображение прямых долей участия в структуре владения

Рис. 3. Структура владения в виде отчета

Рис. 4. Выделение отдельных последовательностей

Этап 3. Отражение текущих сделок по приобретению (выбытию) инвестиций в организации и актуализация структуры владения Холдингом

Дальнейшее движение инвестиций отражается с помощью документов приобретения (рис. 5) и выбытия (рис. 6). Документы создаются в меню Структура Группы — Движение инвестиций.

Рис. 5. Поступление инвестиций

Рис. 6. Выбытие инвестиций

К документам движения инвестиций можно прикрепить сканы реальных документов — оснований (рис. 7).

Рис. 7. Сканы подтверждающих документов

Флаги Налоговый учет, МСФО и Регламентированный учет определяют статус учета инвестиций в соответствующем разделе учета (налоговый учет для целей налога на прибыль с применением МСФО, регламентированный учет).

По мере проведения документов движения инвестиций в программе автоматически формируется список Реестр инвестиций. Данные в реестре обновляются при каждом проведении (перепроведении) документов движения инвестиций.

В реестре инвестиций по каждому объекту инвестирования отражается следующая информация (рис. 9):

  • прямая и эффективная доли участия;
  • статусы по отношению к группе (дочернее предприятие, третья сторона и т.д.);
  • статус иностранной компании — программа автоматически определяет, нужно ли представлять в ФНС уведомление об участии в иностранных организациях или нет.

Рис. 8. Отчет «Реестр инвестиций»

Этап 4. Моделирование движения инвестиций

Из обработки Структура владения по кнопке Моделирование можно создавать записи по приобретению / выбытию долей участия в режиме моделирования для проведения гипотетического анализа структуры владения Холдинга по принципу «Что –если?».

Рис. 9. Моделирование – визуализация изменений в структуре владения

В процессе моделирования новые последовательности автоматически выделяются в структуре владения и наглядно отображаются на диаграмме (рис. 10).

При необходимости статус модели может быть преобразован в фактическое движение инвестиций по кнопке Отразить в учете, подготовить для уведомлений.

Этап 5. Формирование и отправка уведомлений об иностранных компаниях

Уведомления об участии и уведомления о КИК формируются и хранятся в обработке Реестр уведомлений об иностранных компаниях (рис. 11), которая доступна в главном меню подсистемы учета КИК.

Уведомления формируются от имени инвестора — юридического лица в соответствии с требованиями статьи 23 НК РФ.

В верхней части обработки отображается перечень организаций-инвесторов, имеющих инвестиции в иностранные организации.

В нижней части документа отображается перечень уведомлений по каждому инвестору, которые должны быть предоставлены в налоговые органы в соответствии с положениями статьи 25.14 НК РФ, а именно: уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления об участии в контролируемых иностранных компаниях.

Уведомления по каждому инвестору группируются в папки по видам. Уведомление об участии в иностранных организациях имеет три вида (начало участия, изменение доли участия, прекращение участия).

Рис. 10. Реестр уведомлений об иностранных компаниях

Уведомления формируются автоматически по кнопке Сформировать уведомление.

После того, ка уведомление сформировано становятся доступны кнопки Обновить данные уведомления и Открыть уведомление.

Открытие бланка уведомления производится по кнопке Открыть уведомление.

При этом в верхней части экрана сразу открывается поле Дополнительные реквизиты, в котором необходимо заполнить сведения о подписанте уведомления (рис. 12). Одновременно в нижней части экрана отображается бланк уведомления. После записи дополнительных реквизитов, они сразу попадают в бланк уведомления, после чего поле Дополнительные реквизиты можно скрыть. Передвижение по бланку уведомления производится с помощью удобной панели навигации, расположенной слева от бланка.

Рис. 11. Бланк уведомления об участии в иностранных организациях

Напоминаем, что форма и формат представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) утверждена Приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@.

Уведомление формируется полностью автоматически, но, если какие-либо поля необходимо исправить, то доступно ручное редактирование документа.

После того как уведомление получило статус Сформировано оно может быть отправлено в налоговый орган непосредственно из программы или конвертировано в xml формат для отправки через другие программы.

Перед отправкой рекомендуется распечатать уведомление по кнопке (рис. 14) и проверить на корректность заполнения.

Отправка уведомления в инспекцию ФНС по телекоммуникационным каналам связи через сервис 1С: Отчетность выполняется напрямую из «1С: Управления холдингом 8» по кнопке Отправить.

Уведомление о КИК формируется в программе на основании пока не утвержденного (проекта) Порядка заполнения формы уведомления, подготовленного Федеральной налоговой службой

В Реестре уведомлений об иностранных компаниях напротив каждого КИКа отображается его налоговый статус – «Налогооблагаемый» или «Освобождаемый».

При формировании уведомления о КИК необходимо иметь в виду, что на листе А данного уведомления необходимо отметить основания, подтверждающие освобождение прибыли КИК от налогообложения (в случае их наличия).

Для автоматического заполнения полей и присвоения КИКу в программе статуса «Освобождаемый» необходимо до формирования уведомления о КИК создать сводный аналитический регистр КИК, в котором производится расчет показателей, необходимых для подтверждения освобождений (см. описание Этапа 6 ниже).

Расчет показателей освобождения прибыли КИК производится в соответствии со статьей 25.13-1 НК РФ по четырем группам критериев освобождения:

  1. Принадлежность к определенному географическому региону:
  • применяется ли соглашение об избежании двойного налогообложения;
  • является ли членом Евразийского экономического союза;
  • входит ли в Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ (офшоры).

  1. Наличие определенного перечня бизнес-операций или видов деятельности:
  • банк
  • страховая организация;
  • соглашение о разделе продукции (СРП);
  • эмиссия обращающихся облигаций.
  1. Достижение определенных количественных порогов:
  • по уровню эффективной ставки налога на прибыль;
  • по доле пассивных доходов;
  • по доле процентных доходов по обращающимся облигациям и доле доходов от СРП.
  1. Наличие одного из следующих статусов:
  • активная иностранная компания;
  • активная иностранная холдинговая компания;
  • активная иностранная субхолдинговая компания.

Обращаем внимание, что по освобождаемым КИК также нужно представлять уведомление.

Этап 6. Подготовка налоговых регистров КИК

Пользователи могут формировать в программе аналитический налоговый регистр контролируемых иностранных компаний, на основании которого определяются налоговые освобождения и заполняется Лист 09 декларации по налогу на прибыль.

Реализация данной функциональности основывается на следующих инструментах.

Пользователь с помощью обработки Модель отчетности КИК создает модель налоговых регистров КИК, включающую классификатор доходов и расходов КИК, виды отчетов форм сбора данных и сводного аналитического регистра.

Рис. 13. Модель отчетности КИК

Конфигурация уже включает поставляемую модель с необходимым перечнем показатели налоговых регистров. Для создания классификатора поставляемой модели необходимо нажать на кнопку Сгенерировать классификатор в обработке Модель отчетности КИК.

Рис. 14. Справочник доходов и расходов КИК

Использование справочника позволяет пользователям создать свою модель налоговых регистров на основе поставляемой модели или «с нуля».

Виды отчетов форм сбора данных и регистра формируются на основании уже заполненного справочника Статьи доходов и расходов КИК по кнопке Создать виды отчетов.

Программа создает три вида отчета для загрузки или ручного ввода форм сбора данных (Доходы КИК, Расходы КИК, Прочие показатели КИК) и результирующий вид отчета- Сводный аналитический регистр КИК.

Рис. 15. Форма сбора данных «Доходы КИК»

Ввод данных в формы сбора данных производится следующими способами:

  • вручную;
  • загрузка из Excel по кнопке Заполнить /Импорт из файла экземпляра отчета;
  • загрузка с помощью обработки Импорт видов отчетов из электронных таблиц Microsoft Excel.

Поля Сводного аналитического регистра заполняются автоматически на основании показателей форм сбора данных, которые предоставляют КИКи. Если пользователь хочет обновить бланк вида отчета и добавить туда новые показатели, ему необходимо добавить данные показатели в Справочник доходов и расходов КИК либо вручную, либо через Модель отчетности КИК.

При поступлении форм сбора данных от КИКов пользователь сначала создает три экземпляра отчета для загрузки поступившей информации, а затем экземпляр отчета со сводным аналитическим регистром.

Сводный аналитический регистр содержит следующие показатели:

  • Суммы корректировок прибыли, доходов и расходов КИК;
  • Показатели Листа 09 налоговой декларации по налогу на прибыль и Приложения № 1.
  • Показатели, подтверждающие право на освобождение прибыли КИК от налогообложения (коды 1001 -1008 раздела А Листа 09 налоговой декларации по налогу на прибыль).

Рис. 16. Сводный аналитический регистр КИК

Помимо вышеуказанного Модель отчетности КИК имеет следующие возможности.

Пользователь может загрузить обновленные шаблоны форм сбора данных и сводного аналитического регистра КИК по кнопке Загрузить ФСД.

Пользователь может сформировать сводную таблицу по расчету освобождений КИК по кнопке Свод освобождений КИК.

Рис. 17. Сводная таблица с расчетом освобождений КИКов

Пользователь может создать виды отчетов и сводную таблицу по расчету освобождений в сценарии План для прогнозирования налоговой нагрузки контролирующих лиц.

Также Модель отчетности КИК позволяет сгенерировать регламент подготовки отчетности, который содержит структуру Группы компаний, и документ Управление отчетным периодом для выбранного налогового периода.

В программе «1С: Управление холдингом 8» разработана и постоянно совершенствуется актуальная для российских организаций функциональность по управлению корпоративным налогообложением в рамках требований НК РФ по деофшоризации.

Возможность учета иностранных компаний и иностранных структур, включающая в себя автоматическое формирование и актуализацию структуры владения, сократит до минимума трудозатраты по подготовке и отправке уведомлений об участии в иностранных организациях и уведомлений о КИК.

Рекомендуем всем заинтересованным в экономии времени и ресурсов организациям ознакомиться с демо-версией подсистемы «Управление корпоративным налогообложением» программы «1С: Управление холдингом 8».

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ
ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ

Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в… Приложение N 2 Утвержден приказом ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@

  • I. Общие положения
  • II. Общие требования к заполнению Уведомления
  • III. Порядок заполнения страницы 001 формы Уведомления
  • IV. Порядок заполнения страницы 002 «Сведения о физическом лице» формы Уведомления
  • V. Порядок заполнения Листа А «Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией» формы Уведомления
  • VI. Порядок заполнения Листа А1 «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией» формы Уведомления
  • VII. Порядок заполнения Листа Б «Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица» формы Уведомления
  • VIII. Порядок заполнения Листа Б1 «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица» формы Уведомления
  • IX. Порядок заполнения Листа В «Сведения о финансовой отчетности контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • X. Порядок заполнения Листа Г «Раскрытие порядка участия налогоплательщика в контролируемой иностранной компании при наличии косвенного участия» формы Уведомления
  • XI. Порядок заполнения Листа Г1 «Сведения о Российской организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • XII. Порядок заполнения Листа Г2 «Сведения об иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • Приложение N 1. Коды, определяющие способ и вид представления уведомления в налоговый орган
  • Приложение N 2. Коды видов документов, удостоверяющих личность физического лица
  • Приложение N 3. Субъекты Российской Федерации
  • Приложение N 4. Коды оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании
  • Приложение N 5. Коды видов участия налогоплательщика в иностранной организации
  • Приложение N 6. Коды основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

Открыть полный текст документа

Уведомление о КИК: подача, сроки, порядок

Едва ли не в каждой стране есть компании, которые осуществляют коммерческую деятельность на территории данного государства, а прибыль получают и платят налоги – в другом.

Это может провоцировать ситуацию, когда подобные компании пытаются уйти от налогообложения, поэтому в целях обеспечения прозрачности ведения бизнеса и контроля над уплатой налогов иностранными компаниями Российская Федерация разработала и внедрила «Закон о КИК (контролируемых иностранных компаниях)».

Федеральный закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний, доходов иностранных организаций)» вступил в юридическую силу 1 января 2015 года.

Согласно закону, прибыль российских компаний, являющихся резидентами «налоговых гаваней», должна подлежать налогообложению в России.

Чтобы минимизировать налоги, владельцам иностранных компаний следует подать в соответствующие налоговые органы уведомление об участии компании в КИК.

Подача уведомления о КИК

Подача уведомления о КИК допускается как от физических, так и от юридических лиц, являющихся контролирующими лицами данной компании (подп. 3 п. 3.1 ст. 23, подп. 2 п. 1 ст. 25.14, подп. 2 п. 1 ст. 25.13 НК РФ). На основании п.п.1 п.3.1. ст.23 НК РФ налоговые резиденты РФ обязаны сообщать в налоговый орган о любом участии в иностранных предприятиях, если доля такого участия превышает 10%. Наряду с этим, доля косвенного участия в иностранной компании определяется согласно ст. 105.2 НК РФ. Уведомить об участии в иностранных компаниях владельцы обязаны также в случае, если участие в них осуществляется через номинальных лиц.

Обязанность по подаче уведомления о КИК распространяется также и на иностранную структуру без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Примерами такой структуры являются фонды, партнерства, товарищества, трасты и любые другие формы коллективных инвестиций и/или организации, где осуществляется доверительное управление. Данные типы компаний ведут коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, в интересах своих пайщиков, доверителей и иных лиц, к которым относятся и бенефициарные владельцы.

Сроки подачи уведомления о КИК

Срок подачи документов по налогообложению строго предопределен.

Согласно распоряжению Минфина РФ, в соответствии с п.3 ст.25.14 НК РФ срок подачи уведомления о КИК не может превышать трех месяцев с момента возникновения (изменения доли) участия в контролируемой иностранной компании или иностранной структуре без образования юридического лица, что само по себе является основанием для предоставления такого уведомления.

Подача уведомления о КИК должна быть осуществлена не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором прибыль иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (п.2 ст.25.14 НК РФ). Соответственно, если на конец финансового года налоговый резидент был признан контролирующим лицом КИК, он обязан подать документы для освобождения от налогообложения прибыли иностранной компании в срок до 20.03 последующего налогового года. Данное уведомление о контролируемой иностранной компании официально признается первым.

В случае если налоговый резидент решает прекратить участие в иностранной организации, он также должен сообщить об этом в налоговые органы. Как правило, это происходит по причине прекращения (ликвидации) иностранных структур, после чего налогоплательщик обязан подать информацию о прекращении деятельности (ликвидации) компании не позднее трех месяцев с момента прекращения участия (с указанием даты окончания хозяйственной деятельности иностранной организации).

Порядок подачи уведомления о КИК

Законодательство регулирует порядок подачи уведомления о КИК. В Законе прописана административная ответственность за неподачу, несвоевременную подачу уведомлений или же предоставление недостоверных сведений в отношении иностранной или контролируемой иностранной компании в российские налоговые органы.

В целом, статья 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два типа штрафов по КИК:

  1. За неправомерное непредставление, несвоевременную подачу уведомлений в налоговые органы в установленный срок или же указание недостоверных сведений иностранными организациями.

  2. За аналогичные правонарушения, совершаемые контролируемой иностранной компанией.

Таким образом, каждая иностранная организация будет облагаться штрафом в 50,000 рублей, а каждая контролируемая иностранная компания заплатит в два раза больше – 100,000 рублей.

Согласно этому, при участии налогоплательщика в пяти иностранных организациях, при уведомлении налоговых органах только о двух из них, размер штрафа составит 150,000 рублей (3*50,000 рублей).

В случае обнаружения ошибок в заполненном уведомлении о КИК компания имеет право представить в налоговый орган уточненное уведомление: если документы были поданы ранее, чем налоговая служба задокументировала недостоверные сведения, налогоплательщик вправе забрать документы для внесения в них достоверных данных. При этом от ответственности, предусмотренной ст. 129.6 НК РФ, компания освобождается.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, просим связатьсяс нами. Эксперты Eltoma Corporate Services будут рады ответить на все интересующие Вас вопросы!

Сроки подачи уведомлений и сдачи отчетности по иностранным счетам, компаниям и КИК (контролируемым иностранным компаниям)

Федеральным законом от 24.11.2014 г. №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли КИК и доходов иностранных организаций)» с 2015 года в дополнение к обязанности налогоплательщиков сообщить в налоговые органы об открытии (закрытии) расчетных счетов за рубежом была введена обязанность уведомлять об участии в иностранных организациях, иностранных структурах без образования юридического лица, а также о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК).

Физические лица – налоговые резиденты РФ, в соответствии с ст. 25.14 НК РФ, независимо от того являются они или нет индивидуальными предпринимателями, должны направлять соответствующие уведомления в налоговые органы в срок, установленный действующим законодательством. Они могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронной форме, лично, или через уполномоченного представителя.

Стоит отметить, что в случае непредставления (или представления недостоверных сведений) уведомления в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, а также Кодексом об административных правонарушений предусмотрена ответственность для физических лиц, в виде штрафов, вплоть до 100 000 рублей.

Мы подготовили систематизацию обязанностей по подаче уведомлений, в том числе на примере иностранной компании, зарегистрированной 01.11.2017 г.

Основания

Сроки по действующему законодательству

Пример

Ответственность

Подача уведомления

Об участии в Иностранной компании (ИК)

Ч. 3 ст. 25.14 НК РФ:

уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления.

Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом РФ в момент возникновения оснований для представления уведомления, признается налоговым резидентом РФ по итогам этого календарного года, то уведомление представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает 10%.

В случае, если после представления уведомления основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (ликвидации) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (ликвидации).

Если ИК была зарегистрирована 01.11.2017 г., то уведомление об участии в такой компании необходимо подать не позднее 01.02.2018 г.

Ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 129.6 НК РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за каждую «скрытую» иностранную организацию.

Так как данное уведомление подается однократно, то взимается штраф в данном случае тоже только однократно в отношении каждой скрытой организации. Также действует общий срок давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный ст. 113 НК РФ, — лицо может быть привлечено к ответственности в течении трех лет со дня совершения правонарушения. Соответственно лицо может быть привлечено к ответственности за совершение данного деяния до 01.02.2021 года.

О наличии Контролируемой Иностранной Компании (КИК)*

Ч. 2 ст. 25.14 НК РФ: если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компанияхпредставляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 (НДФЛ) или 25 (Налог на прибыль организаций) настоящего Кодекса.

Налоговый период по НДФЛ — календарный год с 1 января по 31 декабря (ст. 216 НК РФ). Декларация по форме 3-НДФЛ подается не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.

Если КИК была получена прибыль в 2017 году, то отчитываться о полученной прибыли и выплачивать дивиденды она будет в 2018 году. Соответственно, так как доход у физического (юридического) лица образуется в 2018 году, то сдать уведомление о КИК будет необходимо до 20 марта 2019 года.

Ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 129.6 НК РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. за каждую «скрытую» контролируемую иностранную организацию.Так как уведомление о КИК подается каждый год, соответственно лицо может быть привлечено к ответственности неоднократно за одну и ту же иностранную компанию. Также действует общий срок давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный ст. 113 НК РФ, — лицо может быть привлечено к ответственности в течении трех лет со дня совершения правонарушения.

Об открытии счета за рубежом

Ч. 2 и 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании:

подается в срок не позднее 1 месяца со дня открытия (закрытия, изменения реквизитов) таких счетов (вкладов)

Если счет за рубежом был открыт 01.11.2017 г., то Уведомление о его открытии необходимо подать до 01.12.2017 г.

Ответственность предусмотрена в ч. ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ. В частности за нарушение сроков подачи уведомления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, в размере от 1 до 1,5 тысячи рублей, а за неподачу указанного уведомления – штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Отчет о движении средств по счету физического лица

ч. 2 и 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании:

Предоставляется ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за годом открытия счета

Если счет за рубежом был открыт 01.11.2017 г., то первый Отчет необходимо представить до 01.06.2018 г.

За несоблюдение порядка представления отчетов по зарубежному счету предусмотрена административная ответственность по ч. ч. 6 – 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. В частности за нарушение порядка представления отчета – штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей, за несоблюдение сроков: до 10 дней – штраф в размере от 300 до 500 рублей; от 10 до 13 дней – штраф в размере от 1 до 1,5 тысячи рублей; свыше 13 дней – штраф в размере от 2,5 до 3 тысяч рублей.

Отчет о прибыли КИК

Прибыль КИК определяется в порядке п. п. 1, 2 ст. 25.15 НК РФ.

Необходимо отразить информацию о прибыли в декларации по НДФЛ (п. 1.4 ст. 309.1 НК РФ).

· Дата фактического получения дохода зависит от того, составляет ли КИК финансовую отчетность (п. 1.1 ст. 223 НК РФ): составляет — 31 декабря года, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания финансового года по личному закону КИК;

· не составляет (обязанность не установлена личным законом) — 31 декабря года, следующего за календарным годом, за который определяется прибыль КИК.

Срок уплаты налога — не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором получен доход (п. 4 ст. 228 НК РФ).

В соответствии с ст. 129.5 НК РФ в случае неуплаты или не полной уплаты сумм НДФЛ в результате не включения в налоговую базу по НДФЛ доли прибыли КИК, лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20% (но не менее 100 000 р.) от неуплаченной суммы НДФЛ.

Федеральным законом от 24.11.2014 №376-ФЗ установлен порядок привлечения к налоговой ответственности по данной статье. Пунктом 3 данного закона установлено, что при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 — 2017 годов ответственность, предусмотренная ст. 129.5 НК РФ не применяется, данная статья имеет силу только для налоговых периодов начиная с 2018 г.

Также действует общий срок давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный ст. 113 НК РФ, — лицо может быть привлечено к ответственности в течении трех лет со дня совершения правонарушения.

*В случае если контролирующее лицо прекратило участие в КИК по причине ее ликвидации до даты, на которую в соответствии с п. 3 ст. 25.15 НК РФ для целей исчисления налоговой базы определяется доля контролирующего лица в прибыли КИК (до 31 декабря), прибыль этой КИК не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, а также не представляется уведомление о КИК (Письмо Минфина России от 17.03.2017 N 03-12-11/2/15505).

В случае, если доля участия лица в КИК определяется как менее 10 (25)% — лицо не признается контролирующим. Датой, на которую должен определяться статус контролирующего лица, признается дата, предусмотренная п. 3 ст. 25.15 НК РФ, а именно:

1. дата принятия у налогоплательщика решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу, на который приходится дата окончания финансового года

2. 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Если организация была создана в 2017 г., получила прибыль в 2017 финансовом году и:

· не приняла решение о ее распределении – дата получения дохода (определения прибыли) лица будет определяться как 31.12.2018

· приняла решение о распределении прибыли – дата получения дохода (определения прибыли) лица будет определяться как конкретная дата решения в 2018, 2019 году.

То есть, если на эту дату доля участия лица в иностранной организации составляет не более 10 (25)%, представлять уведомление о КИК (а равно отчитываться по её прибыли) не требуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *