В трудовом праве России не используется понятия

Юридические исследования
Правильная ссылка на статью: Сафин Р.Р. — Непосредственное и опосредованное взаимодействие гражданского и трудового права // Юридические исследования. – 2017. – № 7. – С. 47 — 54. DOI: 10.25136/2409-7136.2017.7.19731 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19731

Сафин Роберт Рауфович
старший преподаватель, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
423812, Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, 68/19, каб. 335 (приемная директора)
Safin Robert Raufovich
Senior Lecturer at Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny branch
423812, Russia, the Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny, pr. Mira, 68/19, office 335

s-roberto@list.ru
Другие публикации этого автора

10.25136/2409-7136.2017.7.19731

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2016

Дата публикации:

20-07-2017

Аннотация.

Объектом исследования являются вопросы взаимодействия двух отраслей права: гражданского и трудового. Автор подробно рассматривает положения современного российского законодательства, правоприменительную практику, существующие в правовой науке взгляды, идеи и представления по проблемам договорного регулирования в сфере труда. Ученые поднимали вопросы взаимодействия в своих работах, однако, должного ответа о межотраслевых связях гражданского права с иными отраслями права до сих пор не получено. Между тем существует необходимость в обеспечении баланса гражданско-правового и трудоправового регулирования общественных отношений, облекаемых в договорную форму и связанных с трудовой деятельностью человека. В данной статье имеется авторское представление о взаимодействии гражданского права с трудовым правом, анализируется договорное регулирование, межотраслевые связи. Существует некая неисследованность проблематики взаимодействия отраслей права в отечественной цивилистике. Сочетание разноотраслевых элементов является показательной областью научного анализа межотраслевых связей гражданского права. Поэтому представляется актуальным цивилистический подход к исследованию межотраслевых связей гражданского и трудового права при осуществлении договорного регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг, выявление этих связей и описание. Данная работа позволяет не только проверить обоснованность и эффективность конструкции трудового договора в новых экономических условиях, выявить соотношение трудового договора со смежными договорами гражданско-правового характера, но и проанализировать потребность и целесообразность гражданско-правового регулирования отношений в рассматриваемой области, а также бесконфликтно согласовать гражданско-правовые и трудоправовые средства в регламентировании указанных общественных отношений (осуществить так называемое «коллизионное правовое регулирование»).
Ключевые слова: деятельность, работа, услуги, труд, договор, право, отношение, взаимодействие, трудовое право, гражданское право

УДК:

347.454
The research object is the aspects of interaction between two branches of law – civil and labor. The author considers the provisions of the current Russian legislation, law-enforcement practice, the opinions, ideas and visions of the problem of agreement-based regulation in the sphere of labor. Scholars have raised the problem of interaction in their works, but a proper answer about inter-branch connections of civil law with other branches of law hasn’t been found yet. However, there’s a necessity to guarantee the balance of civil and labor regulation of agreement-based social relations connected with labor activity. The present article gives the author’s understanding of interaction between civil law and labor law, analyzes agreement-based regulation and inter-branch connections. The combination of elements of different branches is a representative sphere of scientific analysis of inter-branch connections of civil law. Therefore, the civilized approach to the study of inter-branch connections between civil and labor law in agreement-based regulation of relations in labor activities and services delivering seems to be reasonable. It is also important to detect and describe these connections. This work will help not only to verify the feasibility and effectiveness of the construction of a labor agreement in the context of new economic conditions, detect the correlation between a labor agreement with related civil agreements, but also analyze the need for and the expediency of civil regulation of relations in this sphere. It will also help to harmonize civil and labor means of regulation of these social relations (implement so-called «collision law regulation).

interaction, relation, law, contract, labor, services, work, activity, labor law, civil law

Механизм правоприменения требует взаимодействия норм различной правовой природы, и наиболее тесная связь прослеживается между нормами гражданского и трудового права. Дело в том, что трудовое право как комплексная самостоятельная отрасль права, является вторичной по отношению к гражданскому праву, и поэтому трудовые отношения в сфере договорного регулирования, на наш взгляд, подвержены межотраслевому правовому регулированию. Сфера договорного регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг является в той или иной степени общей для двух отраслей права и служит тем самым базовым основанием межотраслевых связей данных отраслей .

Здесь мы можем говорить о взаимодействии гражданского и трудового права. Трудовой договор является институтом частного права, и вопрос о применении норм гражданского права возникает в рамках договорного регулирования двух отраслей права. Как указывают исследователи, при применении норм гражданского права, необходимо «соблюдать определенные правила и устанавливать пределы, которые препятствовали бы применению к трудовым отношениям средств гражданско-правового регулирования, противоречащих их существу, то есть тем особенностям, которые и определили выделение трудового договора в отдельный вид и круг которых в современных исследованиях расширился» .

Проблема применения норм гражданского права к трудовым отношениям уже неоднократно обсуждалась исследователями на страницах печатных изданий, и на сегодняшний день остаётся весьма актуальной. Ряд авторов с различными оговорками высказывались за применение гражданского права к трудовым отношениям ; . Другие отрицали возможность применения норм гражданского права к трудовым отношениям. Некоторые исследователи полагают, что для этого «должен быть пересмотрен целый ряд гражданско-правовых определений и принципов» .

Можно выделить три основных подхода. Первый – гражданское право не регулирует трудовые отношения, поскольку законом это прямо не предусмотрено и имеется трудовое законодательство. Второй – гражданское право регулирует трудовые отношения и имеет приоритет над трудовым законодательством. Третий – гражданское право регулирует трудовые отношения в порядке межотраслевой аналогии закона только в случае пробела в трудовом праве и с иными ограничениями .

Первый подход, на наш взгляд, представляется не совсем аргументированным в виду того, что в Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) имеются нормы, прямо указывающие, на применение гражданского законодательства. Так, например, в ст. 277 ТК РФ законодатель, говоря о материальной ответственности руководителя организации, прямо указывает, что расчёт убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Спе­цифика гражданско-правовых отношений собственности также нашла свое отражение в ТК РФ (ст. 278, 279). В ст. 383 ТК РФ указано, что порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что трудовое законодательство имеет прямые отсылки к иным отраслям права, в том числе, к гражданскому.

По поводу второго подхода, можно согласиться с тем, что гражданское законодательство регулирует трудовые отношения. Однако, трудовое право как самостоятельная отрасль права всё-таки не может находиться в подчинённом положении перед гражданским. Да, трудовое право выделилось из структуры гражданского права, однако, в виду того, что трудовое право комплексная отрасль права, полагаем, трудовые отношения подвержены межотраслевому правовому регулированию, и в данном случае, мы больше склоняемся к третьему подходу. Реализация на практике второго подхода чревата нарушением трудовых прав работников, гарантий этих прав, так как трудовое право в большей степени защищает права работников, нежели гражданское, оно имеет «социальную направленность». Однако, и в третьем подходе вызывает некоторое сомнение, что применение возможно только в случае пробела. Не надо забывать, что действующий ТК РФ содержит ряд норм, где прямо отсылает к гражданскому законодательству. К этому следует добавить, что в трудовом праве используются гражданско-правовые механизмы, конструкции, понятия и категорий, которые могут прямо и не раскрываться в трудовом законодательстве, но раскрываются в гражданском. Так, в ст. 236 ТК РФ закреплён механизм уплаты процентов при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. По сути это способ взыскания убытков. Также существует презумпция вины работодателя или наступление ответственности независимо от вины (ст. 236 ТК РФ), как и презумпция вины предпринимателя или его ответственность независимо от вины в гражданском праве (ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). В качестве примера можно также привести норму ст. 20 ТК РФ, где законодатель говорит о гражданской дееспособности.

Налицо «общность отношений, что выступает основанием возникновения правовой общности, базирующейся уже на межотраслевых правовых связях» . А реальный «показатель правовой общности может выражаться, в частности, в единой терминологии» , что имеет место в рассматриваемых нами отраслях права. Л. Е. Кузнецова называет два варианта взаимодействия отраслей права при применении норм одной отрасли к отношениям другой: непосредственное и опосредованное . С ее позицией мы согласны и считаем, что применение норм гражданского права к трудовым отношениям возможно в двух указанных вариантах.

Во-первых, при непосредственном взаимодействии в силу прямого указания в законе нормы отрасли гражданского права применяются к трудовым отношениям. В данной ситуации проблематично говорить о пробелах в виду того, что гражданское законодательство применяется субсидиарно. Здесь мы не можем согласиться с позицией В. В. Глазырина о том, что при распространении норм гражданского законодательства на трудовые отношения происходит выход за пределы предмета правового регулирования, предусмотренного ст. 2 ГК РФ . Мы считаем выхода за пределы круга отношений не происходит, потому что имеется смежная сфера правового регулирования.

Непосредственное взаимодействие имеет место при взаимодействии гражданского и трудового права, как указывали выше, например: согласно ст. 277 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Во-вторых, при опосредованном взаимодействиинормы одной отрасли применяются к отношениям другой отрасли при пробелах последней и отсутствия прямого указания в законе. При этом распространяются нормы на эти отношения в силу решения правоприменительного органа для данного конкретного случая, а не непосредственно. Здесь мы можем говорить о межотраслевой аналогии закона. Она допускается в силу ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), и миссия по преодолению пробелов возложена на суд.

Однако, возникает вопрос о соотношении аналогии и субсидиарного применения. Есть мнение, что субсидиарное правоприменение можно назвать межотраслевой аналогией, и изучать его в пределах единого родового института – «аналогии» вместе с аналогией права и закона .Но это требует дополнительного осмысления и отдельного своего исследования, что выходит за рамки настоящей работы.

Возникновение трудовых отношений на основании договора (ст. 16 ТК РФ), на наш взгляд, предопределило единую природу трудового и гражданско-правового договоров, что позволяет применять к трудовым отношениям гражданско-правовые нормы. По сути ведь речь идет о частноправовой сделке, инструменте гражданского права, как в основании возникновения и регулировании отношений. И в данном случае мы солидарны с мнением современных авторов, для которых частноправовая природа договора найма труда обуславливает применение гражданско-правовых конструкций .

Таким образом, мы имеем варианты возможного взаимодействия гражданского и трудового права. Норма гражданского законодательства выступает в качестве правила, регулирующего сходные отношения. Нормы взаимодействующих отраслей, и, следовательно, отношения ими урегулированные, должны быть сходными (подобными, похожими ), при отсутствии тождества как полного сходства, совпадения.

Общие черты отношений по выполнению работ и оказанию услуг и трудовых отношений обеспечивают их сходство как основание аналогии и субсидиарного применения норм гражданского права к трудовым отношениям. Подчеркнем, что мы не согласны с позицией авторов, которые считают, что действующие ТК РФ и ГК РФ не дают оснований непосредственно применять нормы последнего к трудовым отношениям, полагая, что распространение норм гражданского законодательства на трудовые отношения выходит за пределы круга отношений, предусмотренных ст. 2 ГК РФ ; . Трудовой кодекс РФ содержит как минимум четыре прямые отсылки к гражданскому законодательству, кроме этого, имеются ряд норм, которые указывают о применении гражданско-правовой ответственности.

Анализируя нормы ТК РФ можно выделить ряд статей, в которых употребляются термины из ГК РФ. Например, ст. 20 ТК РФ, определяя понятие «работодатель» использует термины «юридическое лицо (организация)». А определение понятия юридического лица именно через термин «организация» содержится в ст. 48 ГК РФ. Далее ст.ст. 20, 21 ТК РФ используют термин «имущество», который содержит ст. 128 ГК РФ об объектах гражданских прав, ст. 33 ТК РФ – термин «учредительные документы», ст. 53 ТК РФ – «реорганизация или ликвидация организации», ст. 81 ТК РФ – «коммерческая тайна», ст. 341.5 ТК РФ – «субсидиарная ответственность», ст. 11 ТК РФ – «представитель», ст. 129 ТК РФ – «вознаграждение» и т.д. Эти нормы разбросаны по всему ТК РФ, а для поиска определения того или иного понятия приходится обращаться к нормам ГК РФ. Это происходит потому, что ТК РФ не предусматривает под данными понятиями нечто иное, чем ГК РФ. В данном случае следует согласиться с мнением С. Ю. Головиной, о том, что «понятия других отраслей права должны использоваться в тех значениях, которые им приданы соответствующими отраслевыми актами» . Ввиду отсутствия оснований для иного понимания терминов и понятий в трудовом праве, использование общих с гражданским правом понятий является целесообразным и допустимым.

Развитие общественных отношений, в том числе, в сфере договорного регулирования отличается динамичностью, поэтому правовая система не всегда адекватна, и в данном случае можно говорить о неполноте действующих актов и, прежде всего, самого ТК РФ. Б. В. Дресвянкин, исследовавший пробелы в трудовом праве, определяет пробел как отсутствие регулирования нормами российского права общественных отношений, составляющих предмет трудового права России .

После принятия ГК РФ судебная практика пошла по пути применения гражданского законодательства к трудовым отношениям. Так, отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причинённых нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда, … суд вправе обязать работодателя компенсировать причинённые работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконным увольнением, переводом на другую работу и т.п. (п. 2 Постановления Пленума Верховного суда от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»). Судебная практика послужила защите прав работников и явилась предпосылкой для включения необходимых положений в ТК РФ (речь идет в первую очередь о самозащите трудовых прав работников: ст.ст. 21, 142 ТК РФ).

Говоря о межотраслевых связях гражданского права, на наш взгляд можно использовать термин «субсидиарное применение» гражданско-правовых норм к трудовым отношениям. Не вдаваясь в подробности выявления значения и соотношения с аналогией как вариантом взаимодействия трудового и гражданского права, отметим, что субсидиарное применение норм гражданского права к трудовым отношениям должно основываться на общих началах и смысла законодательства, под которыми понимаются общеправовые и отраслевые принципы права. Л. Е. Кузнецова указывает, что «при преодолении пробелов права по аналогии речь должна идти об отраслевых принципах и лишь потом о принципах более общих. При этом в каждой отрасли права общеправовые принципы имеют свое, в наибольшей степени отвечающее назначению данной отрасли преломление» .

Возможно, именно этим свойством принципов руководствовался законодатель, прямо указав в ч. 2 ст. 6 ГК РФ, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Кроме этого, каждая отрасль права имеет свои, специфические, присущие ей принципы, применение которых должно следовать в первую очередь. Возможность применения принципов права подтверждается также и ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой при аналогии права суд исходит из общих начал и смысла законодательства.

И гражданский, и трудовой кодексы РФ предполагают возможность непосредственного и опосредованного применения норм гражданского права к трудовым отношениям. Гражданское и трудовое право остались самостоятельными отраслями права, однако, ТК РФ существенно расширил возможности диспозитивного регулирования трудовых отношений, использовал многие конструкции, в трудовом законодательстве ранее отсутствовавшие. Вместе с тем, ТК РФ является социальным законом, сочетающим в себе и частные, и публичные начала, с применением социальной составляющей публичного метода правового регулирования. Наличие же в ТК РФ положений, аналогичных гражданско-правовым, а также свидетельствует о наличии межотраслевых связей двух отраслей права . Применение гражданско-правовых норм к трудовым отношениям в рамках межотраслевых связей двух отраслей права будет весьма оптимальным вариантом разрешения правовых коллизий. Однако, самостоятельность двух отраслей права и их специфика ограничивают возможности применения гражданского права к трудовому и наоборот, следовательно, выявление и описание этих связей позволит внести ряд изменений в действующее законодательство по регулированию отношений по выполнению работ и оказанию услуг, с разработкой правил применения гражданско-правовых норм к трудовым отношениям, и наоборот, отвечающим потребностям двух отраслей права.

Основанием межотраслевых связей является смежный характер гражданского и трудового права в рамках договорного регулирования отношений, и принадлежности их к одной группе, и, следовательно, установления возможности сходства регулируемых отношений. Применение к трудовым отношениям гражданско-правовых норм объясняется тем, что трудовое право зародилось на стыке отраслей права: гражданского и административного, объединив в себе публично-правовые и частноправовые составляющие. Здесь необходимо отметить, что речь идет о межотраслевых связях применительно к частноправовой составляющей, центральным институтом которой является трудовой договор, а также в отношении институтов, традиционно разрабатываемых гражданским правом и имеющих межотраслевое значение: право- и дееспособности, исчисления сроков, представительства, морального вреда и т.д.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Гладких, Денис Юрьевич, 2002 год

1. Административное право / Под ред. Козлова Ю.М. Попова Л.Л. М,, 1999.

2. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.

3. Александров Н.Г. Принципы советского трудового права принципы подлинной свободы труда. М,, 1949.

4. Александров Н.Г. Социалистические принципы основ законодательства СССР и Союзных республик о труде. М,. 1970.

5. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1. М., 1981.

6. Андреев B.C., Пашков А.С., Смирнов О.В,, Смолярчук В.И. Проблемы общей части трудового права // Правоведение. 1990. №2.

8. Бабаев В,К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991.

9. Бабицкий A.M. Принцип свободы трудового договора в советском трудовом праве // Правоведение. 1989. № 1,

10. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Сов. государство и право. 1971. № 10.

12. Бегичев Б.К. Субъектная дифференциация правового регулирования в советском трудовом праве / Сборник ученых трудов Свердл. Юрид. Ин-та. 1964. Вып. 2.

13. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4.

14. Богачова О.Г. Практическое значение норм трудового права в деятельности органов внутренних дел. М., 1976.

15. Братусь С.Н. Предмет и система советского государственного права. М., 1963.

16. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.

17. Бугров Л.Ю. Свобода трудового договора в СССР // Сов. государство и право. 1981. №5.

18. Бугров Л.Ю. Принципы «неправа» в области действия советского трудового законодательства// Сов. государство и право. 1991. № 12.

19. Бугров Л.Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск, 1984.

20. Бугров Л.Ю. Советское законодательство о переводах на другую работу. Красноярск, 1987.

21. Бугров Л.Ю., Зобнина И.В. Соотношение конституционного и трудового права в России: трудоправовой аспект // Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития /Сб. статей молодых ученых. Пермь, 2000.

22. Васильев A.M. О правовых идеях принципах П Сов. государство и право. 1975. № 3.

23. Васильева Ю.В. Пенсии работникам творческих профессий в России: Дисс. канд. юрид, наук. Пермь, 1998.

24. Войтинский И. Против извращений в теоретической работе по советскому трудовому праву / Проблемы социалистического права. Сб. 1. 1937.

25. Волков Н.А. К вопросу о понятии органа государства как части советского государственного аппарата // Вопросы государства и права. Минск, 1960.

26. Воробьев В.А. Советская государственная служба (административно-правовые аспекты). Ростов, 1986.

27. Гафаров З.С., Иванова С.А., Шайхатдинов В.Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации. Екатеринбург, 1998.

28. Гершанов Е., Никитинский В. Основные вопросы советского трудового законодательства. М., 1972.

29. Гонцов Н.И. Органы по рассмотрению трудовых споров (некоторые вопросы будущего Трудового кодекса Российской Федерации) // Сов. юстиция. 1993. №1.

30. Гонцов Н.И. Принципы разрешения коллективных трудовых споров / Личность в праве: гарантии и безопасность. Пермь, 1996.

31. Городецкий А.С. Соотношение трудового законодательства и норм административного права, регулирующих прохождение службы в органах внутренних дел / Пути дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел. Киев, 1975.

32. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право. М., 1997.

33. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II. М., 1955.

34. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М,, 1989.

35. Дмитриева И.К, Трудовой договор научно-педагогических работников, М., 1991.

36. Дресвянкин В.Б, Пробелы в российском трудовом праве: Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2001.

37. Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л., 1988.

38. Ершов В., Ершова Е. Применение норм Конституции РФ и ГК РФ к трудовым отношениям // Российская юстиция. 1997. №11.

39. Жанабилов Е. Правовое регулирование условий службы рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Караганда, 1990.

40. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.

41. Звягинцева А.П. Контрреволюционная сущность милиции Временного правительства // Правоведение. 1971. № 4.

43. Зубов И.Н., Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика. М., 1999.

44. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 4,

45. Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М,, 1982.

46. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.

47. Киселев И. К решениям второго съезда административных работников // Адм. вестник. 1928. № 6.

48. Колодкин A.M. Правовое регулирование работы с кадрами органов внутренних дел // Правоведение. 1983. № 1.

49. Комиссарова Е.Г. Об основных началах гражданского законодательства // Журнал российского права. 2001. № 5.

50. Комментарий к Закону РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»/ Под ред. Окунькова Л.А. М» 1998.

51. Комментарий к Кодексу законов о труде РФ / Ю.Н. Коршунов, М.И. Кучма, И.О. Снигирева, Б.А. Шеломов. М» 1997.

52. Кудрин С.М. Социальный подход к решению юридических проблем труда сотрудников милиции в РФ / Современные проблемы социальной работы: Тез. докл. совместного российско-американского семинара. Пермь, 1993.

53. Кудрин С.М. Обеспечение прогресса технического творчества средствами трудового права: Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 1998.

54. Куренной A.M. «Болевые точки» российского трудового права / Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М., 2000.

55. Куренной A.M. Трудовое право на пути к рынку. М., 1995.

56. Курс российского трудового права: В 3-х т. Т.1. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996.

57. Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1998.

58. Лившиц Р.З. Заработная плата в СССР. М., 1972.

59. Лившиц Р.З. Свобода труда в СССР // Социализм и личность / Отв. ред. В.М. Чхиквадзе. М., 1979.

60. Лившиц Р.З. Теория права, М., 1994.

61. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: поиск концепций // Государство и право. 1990. № 7.

62. Лившиц Р.З., Никитинский В.И. Принципы советского трудового права // Сов. государство и право. 1978. № 8.

63. Маврин С.П. «Общая концепция российского трудового права». Проблемы, концепции и разработка нового Трудового кодекса. (Материалы конференции) // Государство и право. 2000. № 10.

64. Малов В.Г. Новое трудовое законодательство и его применение в органах внутренних дел. М., 1975.

65. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 1997.

66. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 20. М., 1961.

67. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

68. Мелешенко Н. Трудовой договор в проекте Трудового кодекса // Российская юстиция. 1999. №10.

69. Мелешко Х.Т. Правовые проблемы аттестации рабочих и служащих. Минск, 1990.

70. Михайленко Н.Т., Молодцов М.В. Новая кодификация законодательства о труде Кыргызской Республики // Российский юридический журнал. 2001. № 1.

71. Молодцов М.В. Место трудового права в системе советского права // Правоведение. 1984. №2.

72. Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М., 1985.

73. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я. Советская милиция: этапы развития / Под ред. Косицина А.П. М., 1985.

74. Нестерова Т.А. Единство и дифференциация трудового права при регулировании труда в органах и учреждениях прокуратуры // Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития / Сб. статей молодых ученых. Пермь, 2000.

75. Нестерова Т.А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России: Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 1999.

77. Нуртдинова А.Ф. Примирительные процедуры в ходе разрешения коллективного трудового спора // Право и экономика. 1999. № 9.

78. Овсянко Д.М. Административное право. М., 1995.

79. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1977.

80. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999.

81. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М., 1955.

82. Пашков А.С., Хрусталев Б.Ф. Обязанность трудиться по советскому трудовому праву. М., 1970.

83. Пашков А.С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики // Государство и право. 1993. № 6.

84. Петров А. КЗоТ устарел, необходимы срочные поправки // Российская юстиция. 1998. № 6.

85. Пискунова И.И. Принцип социальной справедливости в сфере правового регулирования труда // Правоведение. 1989, № 6.

86. Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. М., 2001.

87. Политология: курс лекций под ред. профессора Марченко М.Н. М. 1993,

88. Поляков С.Б. Регулирование служебных и трудовых отношений // Российская юстиция. 1998. №12.

89. Попонов Ю.Г. Правовое регулирование некоторых форм общественного труда в СССР // Сов. государство и право. 1987. №1.

90. Проект Трудового кодекса РФ // Российская газета. 1999. 20 апр.

91. Прокопенко В.Н. Основные принципы трудового права. Киев, 1969.

92. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972.

93. Рабинович-Захарин С.Л. К вопросу о дифференциации советского трудового права // Вопросы советского гражданского и трудового права. М,, 1952.

94. Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997.

95. Решения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (1999 2001 гг.) / Под общей ред. В.В. Черникова. М., 2001.

96. Руцкин М.В. Рождение советской милиции в Прикамье / Под ред. Волина Я.Р. Пермь. 1973.

97. Сабо Имре. Социалистическое право. М» 1964.

98. Савостьянова В.Б. Новация принципов пенсионного права в условиях современной пенсионной реформы в России: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 1999.

99. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. М., 1997.

100. Скобелкин В.Н. Комплексное правоотношение или комплекс правоотношений?// Правоведение. 1982. №2.

101. Скобелкин В.Н. Межотраслевая конкуренция и место трудового права в системе российского права // Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997.

102. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

103. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.

104. Снегур А.А. Отраслевая (в праве) принадлежность норм, регулирующих служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации II

105. Юридическая наука: проблемы теории, практики, перспективы развития / Сб. статей молодых ученых. Пермь, 2000.

106. Снегур А.А. Трудовое право и служба в органах внутренних дел: Дисс. канд.Iюрид. наук. Пермь, 2001. j

107. Снигирева И.О. Рабочее время и время отдыха. Комментарии к КЗоТ. М., 2000.

108. Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского трудового законодательства /У Сов. государство и право. 1964. №11.

109. Советское право / Под ред. Ермакова В.В., Михайлова А.И. М., 1988.

110. Советское трудовое право / Под ред. Бегичева Б.К., Зайкина А.Д. М., 1985.

111. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.

112. Ставцева А.И., Шептулина Н.Н. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде. М,, 2000.

113. Старилов Ю.Н. Служебное право.М., 1996.

114. Сыроватская Л. А. Трудовое право. М., 1998.

115. Теория государства и права / Под ред. Алексеева С.С. М., 1985.

116. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М» 2000.

117. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М» 1998.

118. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

119. Толкунова В.Н. Конституционные принципы правового регулирования в развитом социалистическом обществе // Сов. государство и право. 1980. № 1.

120. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. М., 1995.

121. Трудовое право / Под ред. Смирнова О.В. М., 2001.

122. Трудовое право России / Под ред. Лившица Р.З. и Орловского Ю.П. М., 1998.

123. Трудовое право России / Под ред. Орловского Ю.П., Глазырина В.В, М., 1998.

124. Трудовое право России / Под ред. Пашкова А.С. СПб., 1994.

125. Тучкова Э. Г. Заработная плата. Комментарии к КЗоТ. М., 1996.

126. Уржинский К.П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 1968. № 3.

127. Фильев В. И. Организация заработной платы на современных предприятиях // Трудовое право. 1997. № 1.

128. Федяев Д.А. Основные особенности трудоправового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации // Юрид. наука: проблемы теории, практики, перспективы развития. Пермь, 2000.

129. Худякова С.С. Театратьная реформа в России и трудовое право: вопросы теории и практики: Дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 1992.

131. Худякова С.С., Васильева Ю.В. Отражение театрального творчества в нормах трудового и пенсионного права РФ // Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997.

132. Цветков С. В. Материальная ответственность сторон трудового договора: проблемы и перспективы /У Юрист. 2001. № 6.

133. Цыбулевская О.И. Принципы права / Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997.

134. Шайхатдинов В.Ш., Гафаров З.С. Федеральный закон об основах государственной службы в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1996. №1.

135. Шахов В.Д. Соотношение норм трудового, гражданского и «служебного» права / Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997.

136. Шугаев А.А. Трудовые отношения в кооперативах. М., 1993.

138. Экономическая политика КПСС, труд и право / Под ред. Н.Г. Александрова. М., 1973.1. Нормативные правовые акты

139. Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г.

140. Конституция СССР от 07.10.77 г.

141. Конвенция МОТ № 29 «О принудительном труде» от 28.06.30 г.

142. Конвенцией МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» от 22.06.35 г.

143. Конвенцией МОТ № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» от 24.06.36 г.

144. Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» от 09.07.48 г.

145. Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» от 01.07.49 г.

146. Конвенции МОТ № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» от 01.07.49 г.

147. Конвенция МОТ № 100. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29.06.51 г.

148. Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» от 25.06.57 г.

149. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» от 25.06.58 г.

150. Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» от 03.06.70 г.

151. Конвенция MOT № 138 «О минимальном возрасте при приеме на работу» от 06.06.73 г.

152. Конвенция МОТ № 171 «О ночном труде» от 06.06.90 г.

153. Конвенция МОТ № 151 «О защите прав на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» от 07.06.78 г.

154. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 19.06.98 г.

155. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.50 г. (с изменениями и дополнениями)

156. Рекомендация МОТ № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени» от 28.06.62 г.

157. Трудовой кодекс РФ от 21.12.2001 г.

158. Кодекс законов о труде РФ от 09.12.71 г.

159. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР 1933. №7. Ст.20.

160. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.

161. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г.

162. Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г.

163. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» от 12.02.93 г.

164. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 г.

165. Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17.11.95 г. (с более поздними изменениями и дополнениями)

166. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.97 г.

167. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г.

168. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г.

169. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 02.07.98 г.

170. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.99 г.

171. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07,99 г.

172. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» от 01.12.99 г.

173. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г.

174. Временное положение о милиции: утверждено постановлением Временного правительства от 17 апреля 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отдел 1. 1917. № 97. Ст. 537.

175. Постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» от 28.10.17 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15

176. Положение о службе рабоче-крестьянской милиции: утверждено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28 сентября 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. №8.

177. Общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции от 25.05.31 г. // СЗ СССР. 1946. №33. Ст. 247

178. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства.» от 08.07.44 г.

179. Положение о военных трибуналах: утверждено Верховным Совета СССР 25 декабря 1958 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1.

180. Постановление Совета Министров СССР «Об ограничении совместительства по службе» от 10.12.59 г.

181. Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и их семьям» от 17.02.60 г.

182. Положение о советской милиции: утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.08.62 г.

183. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» от 05.07.68г.

184. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению» от 19.11.68 г,

185. Дисциплинарный устав органов внутренних дел: утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.03.71 г.

186. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий: утверждено постановлением Совета Министров СССР от 03.08.72 г

187. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» от 08.06.73 г.

188. Положение о советской милиции: утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 20.06.73 г. // Свод законов СССР. Том 10.

189. Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел: утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23.10.73 г

190. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации: утверждено Указом Президиума ВС СССР от 13.07.76 г.

191. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении денежного содержания начальствующего состава и некоторых других категорий работников органов внутренних дел» от 17.07.80 г.

192. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения» от 26.01.83г.

193. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено постановлением Правительства РФ от 14.08.92 г.

194. Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23.12.92 г.

195. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 12.02.93 г.

196. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях службы по совместительству в системе Министерства внутренних дел РФ» от 23.07.93 г.

197. Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.95 г.

198. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 18.07.96 г.

199. Постановление Правительства РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» от 07.05.97 г.

200. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы» от 29.09.97 г.

201. Постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000 г.

202. Приказ МВД СССР № 298 «Об объявлении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» от 02.09.70 г.

203. Приказ МВД СССР № 232 «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы (денежного содержания) женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» от 10.07.70 г.

204. Инструкция о порядке применения Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел 1973 г.: утверждена приказом МВД СССР №90 от 21 марта 1974 г.

205. Положение об аттестовании рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: приложение №2 к приказу МВД СССР №90 от 21.03.74 г.

206. Приказ МВД СССР №355 «О введении в действие Наставления по профессиональной подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» от 23.12.74 г.

207. Положение о военно-врачебной экспертизе в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД СССР: введено в действие с 1 февраля 1976 г. приказом МВД СССР № 230 от 29.08.75 г.

208. Приказ МВД СССР № 307 «Об отборе на службу в органы внутренних дел военнослужащих, уволенных из вооруженных сил СССР» от 10.12.75 г.

209. Приказ МВД СССР «Об утверждении Правил приема в высшие и специальные средние учебные заведения МВД СССР и условия материального обеспечения слушателей» от 21.01.76 г.

210. Положение о денежном содержании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел: утверждено приказом МВД СССР от 26.05,76 г.

211. Приказ МВД СССР № 229 «Об утверждении Правил приема в Академию МВД СССР» от 22.07.77 г.

212. Приказ МВД СССР № 20 «О порядке исчисления пенсий отдельным категориям офицерского состава внутренних войск и начальствующего состава органов внутренних дел» от 31.01.78 г.

213. Инструкция о порядке определения и присвоения классной квалификации рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел: утверждена приказом МВД СССР от 02.03.78 г.

214. Приказ МВД СССР № 282 «О введении в действие Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях МВД СССР» от 12.10.78 г.

215. Приказ МВД СССР № 40 «Об объявлении Инструкции по применению постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1960 г. «О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и их семьям»» от 11.02.80 г.

216. Приказ МВД СССР № 265 «О введении в органах внутренних дел страны системы марксистско-ленинской подготовки среднего и старшего начальствующего состава» от 07.08.80 г.

217. Приказ МВД РСФСР Ке 170 1991 г. «Об утверждении Правил применения специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР»

218. Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ: утверждено приказом МВД РСФСР № 110 от 10.07.91 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

219. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждена приказом МВД РФ № 300 от 25.06.93 г.

220. Перечень вновь разработанных специальных средств, принимаемых на вооружение ОВД и ВВ МВД РФ: утвержден приказом МВД РФ № 234 1994 г.

221. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации: утверждена приказом МВД РФ № 160 от 17.05.94 г. (с изменениями от 17 мая 1995 г.)

222. Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено приказом МВД РФ № 221 от 30.06.1994 г.

223. Приказ МВД РФ № 450 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 31.12.94 г.

224. Примерного положение о Центре психологической диагностики (ЦПД) МВД, ГУВД, УВД: приложение №1 к приказу МВД РФ N 330 от 22.08.95 г.

225. Инструкция о формировании резерва руководящих кадров органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним: утверждена приказом МВД РФ № 191 от 2.04.1996 г.

226. Приказ МВД РФ № 526 «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» от 19.07.99 г.

227. Приказ МВД РФ № 750 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел» от 30.09.99 г.

228. Приказ МВД РФ № 278 «О предоставлении льгот сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях» от 17.09.2000 г.

229. Закон Пермской области «О социальном партнерстве в Пермской области» от 07.04.99 г.

230. О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Пермской области на 2000 2001 годы: Соглашение между профессиональными союзами, работодателями, администрацией Пермской области // Официальный текст. Пермь, 2000.

231. Указ Губернатора Пермской области «О мерах по укреплению материально-технического обеспечения деятельности участковых инспекторов милиции» от 11.10.99 г.

232. Постановление Главы города Перми «О неотложных мерах по коренному улучшению деятельности участковых инспекторов милиции» от 23.03.2000 г.

233. СанПиН «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы»: утверждено постановлением Госкомсанэпиднадзора России №14 от 14.07.1996 г.1. Практика

234. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» от 06.06.95 г.

235. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // БВС РФ. 1999. № 9.

236. Решение Верховного Суда РФ «О признании частично недействительной (незаконной) «Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038″ от 16 ноября 2000 г.

237. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14.02.2000 г.

238. Определение СК Верховного Суда РФ «Об отмене судебного постановления по иску к управлению внутренних дел о восстановлении на службе» от 04.03.2000 г. // БВС РФ. 2000. № 8.

239. Материалы правоприменительной практики ГУВД Пермской области за 1992

Как и всякая отрасль права, трудовое право имеет свою систему норм, т. с. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли.

Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынституты), а также последовательность их расположения внутри структуры отрасли.

Предметом и целью системы отрасли является построение самого здания трудового законодательства, создание логической структуры расположения внутри отрасли его норм.

Система отрасли трудового права делится на две части: общую и особенную.

В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.

Особенная часть строится по институтам отрасли (однородным группам правовых норм) и касается регулирования правоотношений в сфере труда.

Нередко структуру Кодекса соотносят со структурой отрасли, определяя отдельные разделы как институты права. Конечно, во многом они совпадают, но есть и некоторые отличия. Так, не представляют самостоятельных институтов нормы, выделенные в Кодексе в отдельные разделы, о рабочем времени (раздел 4), о времени отдыха (раздел 5), об оплате труда (раздел 6), о гарантиях и компенсациях (раздел 7), о дисциплине труда (раздел 8) и др.

Если исходить из понятия института права, под которыми принято понимать однородные группы норм, регулирующие определенные общественные отношения, то основные отношения, регулируемые трудовым правом России, обозначены в ст. 1 ТК РФ, из чего, по нашему мнению, следует вывод, что основные институты должны соответствовать перечню отношений, входящих в предмет трудового права. Остальные разделы Трудового кодекса РФ, как определенные группы норм, представляют собой лишь подынституты, которые не являются самостоятельными отношениями, а связаны с основными институтами трудового права. Так, разделы ТК РФ о рабочем времени, времени отдыха, дисциплине труда следует считать подынститутами трудового договора, определяющего регулирование базовых, трудовых отношений.

Необходимо различать систему отрасли трудового права, систему трудового законодательства, систему науки, учебного курса трудового права. Это взаимосвязанные, но различные понятия. Цели и предметы данных систем различны.

Система трудового законодательства — это совокупность связанных между собой особой иерархией и соподчиненностью нормативных актов, регулирующих отношения в сфере труда. По общему правилу строится система законодательства, на основе Кодекса (или иного кодифицированного нормативного акта, например Основ законодательства), который создает основу правовой регламентации отношений в определенной сфере общественной жизни.

Система науки трудового права имеет предмет, который выходит за рамки российского законодательства. Наука изучает как российское, так и зарубежное законодательство, историю развития норм. В предмет науки также входит развитие методов регулирования, источников, субъектов, системы правоотношений трудового права и перспективы развития.

Система учебной дисциплины «Трудовое право России» (учебный курс) — это понятие определяется государственным образовательным стандартом и теми дополнительными направлениями, которым предполагает обучить студента образовательное учреждение. Поэтому учебная дисциплина в обязательном порядке должна включать в себя изучение тех отношений, которые установлены стандартом и которые, как правило, во многом созвучны с категорией отрасли права. Изучаемая дисциплина также может включать в свою систему освоение дополнительных составляющих, например правовое регулирование служебно-трудовых отношений на государственной службе, зарубежное законодательство и др., по усмотрению образовательного учреждения и в соответствии с разработанными в нем программами.

Система трудового права изменяется и развивается. Изменения можно проиллюстрировать на следующих примерах.

Во-первых, в конце XX в. произошло отделение от трудового права норм новой отрасли — права социального обеспечения.

Во-вторых, процесс развития трудового права подтверждается формированием в ней новых институтов: занятости и трудоустройства, социального партнерства, подынститута — разрешения коллективных трудовых споров (так как в дореформенный период истории СССР коллективные споры отсутствовали, так же как и безработица) и т. д. Это произошло с принятием соответствующих законодательных актов.

В-третьих, развитие трудового права включает в себя изменения, произошедшие в отдельных институтах. Так, заметные изменения произошли в институте трудового договора (с принятием ТК РФ перечень оснований прекращения договора был значительно расширен). Изменилось регулирование разрешения трудовых споров: в этом институте изменилась подсудность рассмотрения индивидуальных трудовых споров, рассмотрение споров в КТС (комиссии по трудовым спорам) перестало являться обязательным этапом. В трудовом праве с 2006 г. появился новый институт обязательного социального страхования работников в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система российского трудового законодательства включает в себя законы и подзаконные акты, построенные в иерархическом порядке по юридической силе.

Но следует учесть, что если международными договорами, подписанными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законами РФ, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

К международно-правовым актам в сфере труда, прежде всего, относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). На территории России действуют порядка 50 из них, хотя большая часть положений международных норм, регулирующих трудовые отношения, продублированы в российском законодательстве или трудовое законодательство РФ устанавливает более высокий уровень гарантий, чем это предусмотрено в международных нормах.

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Отечественное право можно анализировать как систему. Как и любая социальная система, она состоит из отдельных элементов — отраслей. В теории права различают профилирующие (традиционные) отрасли — государственное, административное, гражданское и уголовное право. Другие основные отрасли — административно- процессуальное, уголовно-процессуальное право, а также специальные отрасли, которые сформировались на базе профилирующих (традиционных), — трудовое, семейное, финансовое, земельное право. Наряду с этим в систему права включают комплексные, специализированные и интегрированные отрасли. Разграничение права на отрасли осуществляется посредством двух системообразующих факторов — предмета и метода правового регулирования.

Разделить любую систему на элементы можно только с учетом следующих правил: 1) между родом (системой) и суммой его видов (элементов) должно быть тождество; 2) все элементы системы должны быть дизъюнктивными, т. е. исключать друг друга; 3) для расчленения системы на элементы должно быть одно основание — системообразующий фактор. Поэтому выделение отрасли, в том числе трудового права, из системы отечественного права с нарушением указанных правил нельзя признать научно обоснованным.

Законодатель к предмету трудового права относит «трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения» (ст. 1 ТК РФ), которые регулируются не только нормами трудового права. Так, организация труда и управление трудом, разрешение трудовых споров, трудовые отношения могут быть предметом других отраслей права (административного, гражданского процессуального и гражданского права).

Трудовые отношении обычно объявляются предметом трудового права, его центральным звеном. Однако аналогичные отношения регулируются и гражданским правом: договор подряда, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездное оказание услуг. В соответствии со ст. 780 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) исполнитель обычно «обязан оказывать услуги лично», т. е. выполнять определенную работу по заданию заказчика. Трудовые отношения возникают у исполнителя и заказчика, выполняющего договор на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (гл. 38 ГК РФ). «По договору полряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу» (ст. 702 ГК РФ). Поэтому возникает проблема разграничения предметов трудового и гражданского права.

Нельзя согласиться с утверждением, что нормы трудового права регулируют все трудовые отношения, еще и потому, что правовому регулированию подвергаются только общественно значимые отношения в сфере договорного, наемного, подчиненного работодателю труда. Как показывает изучение практики, значительная часть трудовых отношений регулируется нормами общественных организаций, этическими нормами, обычаями и традициями, т. е. целым рядом иных (неправовых) социальных норм. В небольших творческих производственных коллективах именно эти нормы выходят на первый план в регулировании трудовых отношений.

Трудовые отношения не выполняют надлежащим образом роль системообразующего фактора при выделении трудового права из системы отечественного права. В литературе предлагается в таких случаях использовать еще и второй системообразующий фактор — метод правового регулирования. Цивилисты полагают, что в качестве метода гражданского права выступает юридическое равенство сторон. Однако эта черта присуща и трудовому праву, например при заключении трудового договора (гл. 11 ТК РФ). В соответствии со ст. 2 ТК РФ каждый свободно выбирает или свободно соглашается заниматься определенным видом труда, свободно распоряжается своими способностями к труду, выбирает профессию и род деятельности. Следовательно, при заключении трудового договора также имеет место равенство сторон. Принцип равенства сторон (субъектов трудового права) соблюдается и в правовом регулировании социального партнерства (разд. II части второй ТК РФ), а также при защите трудовых прав и свобод, рассмотрении и разрешении трудовых споров (часть пятая ТК РФ).

В науке трудового права под методом понимается сочетание императивного и диспозитивного регулирования социально-трудовых отношений. Такое сочетание в правовом регулировании труда осуществляется путем использования дозволений, предписаний и запретов. Это характерная черта не только трудового, но и в известной мере административного (запрет, предписание) и гражданского (дозволение) права. Следовательно, метод правового регулирования не может быть использован в качестве дополнительного критерия (основания) разграничения отраслей права, в частности гражданского и трудового. В судебной, законодательной и тем более производственной практике метод вообще не используется как дополнительный системообразующий фактор в российском праве. Научный анализ также свидетельствует о теоретической и практической ничтожности этого понятия.

Для отграничения трудового права от гражданского, так же как и от остальных отраслей, достаточно определить субъективный состав. Если в отношениях субъектами права выступают работник и работодатель, то эти общественные отношения составляют предмет трудового права.

Работник — это физическое лицо, которое по соглашению с работодателем лично выполняет определенную этим соглашением трудовую функцию (определенную работу) по поручению и под контролем работодателя, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку организации, в которой устанавливаются правила поведения работника в процессе труда, в частности режим работы, время отдыха.

Следовательно, для разграничения трудовых отношений, гражданско-правовых и других в случае возникновения трудового спора достаточно сторонам соглашения ответить на следующие вопросы: 1) заключал ли субъект трудовой договор о работе в конкретной организации или у работодателя — физического лица; 2) поручалось ли субъекту выполнение определенной трудовой функции; 3) действовал ли трудящийся по поручению и под контролем работодателя; 4) при выполнении порученной ему работы подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка той организации, в которой он работал?

Простота и доступность субъектного фактора для выделения трудового права из системы отечественного права очевидны. При этом не возникает необходимости в использовании сложных, абстрактных конструкций предмета и метода. Хотя эти категории могут представлять определенный интерес для науки трудового права.

Еще в 60-х гг. прошлого века в юридической литературе велась дискуссия о месте норм по возмещению предприятием (учреждением) работнику материального ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с работой. В. С. Андреев в 1976 г., используя субъектный критерий, доказал, что эти нормы относятся к трудовому, а не к гражданскому праву, поскольку они регулируют отношения, возникающие между субъектами трудового права.

Система и структура трудового права

Система трудового права как совокупность норм, регулирующих социально-трудовые отношения, состоит из элементов. Под элементами в науке трудового права понимаются относительно самостоятельные, устойчивые группы норм (институты, подынституты).

Система трудового права объективируется в системе трудового законодательства. Связь данных систем в теории права не оспаривается. При этом подчеркивается, что они соотносятся как содержание и форма.

Система трудового законодательства определена в основном в ТК РФ. Законодатель в системе этого Кодекса различает общие положения — это форма объективации общей части трудового права (разд. I «Общие положения»). В части второй находит отражение коллективное трудовое право — социальное партнерство, участие работников в управлении организацией. Индивидуальному трудовому праву соответствует часть третья. В части четвертой закреплены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников — основы специальной части трудового права. Совершенно обоснованно законодатель выделяет и часть пятую «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» — это самостоятельная совокупность норм, имеющая важное практическое значение. Она представляет собой форму такой части трудового права, как защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод субъектов трудового права. В настоящее время эта часть трудового права приобретает особое значение в правовом регулировании социально-трудовых отношений. В международном трудовом праве, трудовом праве зарубежных стран такого рода нормам уделяется все больше внимания. И это понятно. В развитом демократическом обществе защита и самозащита трудовых прав, интересов и свобод ставятся во главу угла правового регулирования социально-трудовых отношений. Поэтому теоретическая разработка норм, составляющих данную часть трудового права, и практика их применения в Российской Федерации — злободневная и трудно решаемая проблема, се значение будет только возрастать.

Структура трудового права — это прежде всего связь его элементов как частей системы, которая обеспечивает ее единство и качественную характеристику. Структура системы трудового права характеризуется центробежными и центростремительными силами. Их баланс обусловливает стабильность системы. Преобладание центробежных сил нарушает связи между институтами трудового права, способствует их выделению в подотрасль или самостоятельную отрасль права. Это имело место, например, при отпочковании от трудового права права социального обеспечения. Аналогичная ситуация наблюдается с институтом трудовых споров. В настоящее время обосновывается необходимость выделения в самостоятельную отрасль процессуального трудового права.

Наука трудового права

Наука трудового права изучает систему трудового законодательства, систему трудового права, его самостоятельные институты, подынституты, формирующиеся фронтиры, подотрасли, теорию и практику их применения. Именно на этом фундаменте и сформировалась норматив истекая школа трудового права. Нормативисты делают акцент на форме и содержании действующих норм трудового права. Поэтому они объясняют их необходимость, вырабатывают рекомендации по совершенствованию тех или иных норм, исходя из возможностей грамматического, исторического, формально-логического толкования, анализа или синтеза гипотезы, диспозиции, санкции нормы трудового права.

Социологическая школа трудового права, напротив, исходит из анализа тех общественных отношений, которые, по мнению нормотворческого органа, необходимо урегулировать нормами трудового права.

Методы, рекомендуемые социологической школой трудового права, хорошо известны социологии труда и ее разновидности — трудоправовой социологии. Иногда в литературе ее именуют «юридическая (правовая) социология», но это более широкое понятие. Социологическая школа трудового права делает акцент не столько на эффективности оценки уже действующих норм трудового права, сколько на анализе закономерностей, вызывающих эти нормы к жизни, а также причинах (необходимости) их закрепления в действующем законодательстве. К таким методам следует отнести наблюдение, интервью, анкетирование, экспертный опрос, правовой эксперимент, некоторые социологические, психологические и другие методы сбора социально-правовой информации.

Используя эти методы, нормотворчсский орган, особенно законодатель, может научно обоснованно сформулировать и закрепить нормы трудового права в законодательстве о труде. Результаты трудоправовых исследований позволяют открыть, правильно сформулировать норму права, соответствующую тем объективно существующим закономерностям, которые уже упорядочивают наличествующие или зарождающиеся элементарные социально-трудовые отношения либо проявляются на определенном этапе исследования в форме правоотношений.

Таким же образом можно более точно, оперативно выявить и последующую судьбу нормы трудового права. В тех случаях, когда принимаемая норма и объективная (фактически сложившаяся благодаря требованиям и запросам определенной системы социально-трудовых отношений) закономерность в основном совпадают, можно говорить об идеальном варианте нормы трудового права. Если они не совпадают, норма нуждается в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, это возможно путем устранения (отмены) тех нормативов, которые затрудняют развитие, нормальное существование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Во-вторых, в процессе трудоправового исследования выявляются тенденции опережающего регулирования, которые упреждают запросы формирующихся и заменяющихся социально- трудовых отношений в процессе наемного, подчиненного работодателю труда. Законодатель должен своевременно дать оценку этому обновлению, закрепить его или, наоборот, пресечь в новеллах трудового законодательства.

Трудоправовой социологией должны заниматься нормотворческие органы и в отдельных организациях. В советский период бум таких исследований пришелся на вторую половину прошлого века, когда в коллективных договорах предусматривались расходы на составление планов социального развития производственных коллективов. Личные (отдельные) впечатления, наблюдения руководителя организации, его представителей, работников обычно субъективны, а потому могут быть ошибочными.

Особая роль в нормотворческой практике должна быть отведена правовому эксперименту. Социологическая школа трудового права считает целью правового эксперимента не только определение эффективности экспериментальной нормы, но и ее формулировку на основе открытой в процессе эксперимента закономерности упорядочения изучаемой системы социально-трудовых отношений, сложившихся или складывающихся в условиях наемного труда.

Поскольку норма права формируется (зарождается) в той системе общественных отношении, которые нормотворчсский орган собирается регулировать, то для его деятельности следует создать необходимые условия. Они должны найти закрепление в законодательстве.

Во-первых, необходимы материально-техническое обоснование, финансирование нормотворческой, в частности законодательной, работы. В бюджете Федерального Собрания РФ (Государственной Думы) должны быть предусмотрены средства на социологические исследования запросов, закономерностей развития той системы общественных отношений, которую законодатель собирается урегулировать. Особой строкой следует предусматривать средства на правовой эксперимент. Аналогичные расходы должны планироваться на уровне субъекта РФ, отдельных организаций, например в коллективном договоре.

Во-вторых, необходим закон о правовом эксперименте. В нем следует закрепить обязанность нормотворческого органа проводить правовые эксперименты с соответствующим финансированием на том уровне, на котором принимается решение о его проведении (Федерация, ее субъект, организация). Любые расходы будут оправданы в случае разработки и принятия необходимой (эффективной) нормы права в сравнении с теми затратами, которые обычно имеют место при разработке и введении в действие научно не обоснованных норм права. Многие из ныне действующих норм трудового права после соответствующих социологических исследований приобретают иное содержание, чем то, которое вложил в них законодатель.

Трудовое право как учебная дисциплина

Трудовое право как учебная дисциплина изучает социально-трудовые отношения, нормы трудового права, которые регулируют эти отношения, трудовое законодательство, в котором объективируются данные нормы, и практику его применения.

Особое внимание при изучении трудового права уделяется теоретическому объяснению системы и структуры трудового права, трудового законодательства. Это позволяет студенту осознать объективный характер тех конструкций, которые использует законодатель, формирует его трудоправовое сознание, умение самостоятельно мыслить, давать оценку деятельности нормотворческих и правоприменительных органов.

Курс трудового права должен подготовить студента к практическому применению ТК РФ, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. С этой точки зрения оптимально построение курса в соответствии с системой ТК РФ.

Как отмечалось выше, система трудового законодательства является в основном формой системы трудового права. Поэтому наиболее приемлемой системой курса трудового права представляется выделение таких его частей, как общие положения, коллективное трудовое право, индивидуальное трудовое право, особенности регулирования труда отдельных категорий работников (специальная часть), защита и самозащита трудовых прав, свобод и интересов субъектов трудового права.

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.

Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации позволяет при каждом случае их материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также должна быть подчинена обеспечению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Поэтому каждое решение органов государственной власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда. С данных позиций следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.

В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в отправлении правосудия. В связи с чем при возникновении трудовых споров заинтересованные лица вправе требовать участие в их разрешении не только профессиональных судей, но и представителей общественности.

В ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.

В ст. 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. В связи с чем следует признать незаконным отказ судебных органов в защите трудовых прав всенародно избранного Президента Мордовской ССР Гуслянникова В. Д. на основании решения Верховного Совета МССР об упразднении занимаемого им поста. Несмотря на то что 5 июля 2002 года Закон МССР от 7 апреля 1993 года «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Мордовской ССР» отменен, Гуслянников В. Д. не может быть лишен права требовать в судебном порядке компенсации морального вреда и возмещения убытков, причиненных нарушением трудовых прав.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

При разработке и принятии нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

При применении норм трудового права следует учитывать, что в ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к ведению Российской Федерации. Переход от формального к материальному проявлению источников трудового права строится на нормах гражданского процессуального законодательства. Поэтому новые способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права, как минимум, не могут противоречить установленным в гражданском процессуальном законодательстве правилам. Данные в нем правила не могут обеспечить переход от формального к материальному выражению подавляющего большинства норм трудового права. Конституционные нормы, которые могут быть применены к отношениям в сфере труда, также далеко не всегда переходят в материальное воплощение в конкретные отношения, так как в содержании гражданского процессуального законодательства способов для их реализации явно недостаточно. В связи с изложенным требуется разработка специального нормативного правового акта, создающего самостоятельную процессуальную базу для реализации источников трудового права, в том числе и конституционных норм. Таким актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *