Валюта и валютные ценности

Добавить в «Нужное»

Обновление: 31 марта 2017 г.

Объектом регулирования валютных отношений являются валютные операции, в том числе операции, совершаемые с валютными ценностями. Согласно действующему закону о валютном регулировании и контроле от 10 декабря 2013 г. (далее – ЗВР и ВК) к валютным ценностям относятся 2 вида ценностей: внешние ценные бумаги и иностранная валюта.

Валюта и валютные ценности: понятие и состав

Чтобы определить, что включает в себя понятие валюты и валютных ценностей, нужно обратиться к положениям ЗВР и ВК. В первой статье этого закона приводится понятийный аппарат, который использован в законе.

Согласно этим положениям российская «валюта» состоит из:

  • наличных денежных знаков (монет, банкнот) Банка России;
  • безналичных средств на банковских счетах и во вкладах.

Иностранная «валюта» включает:

  • наличные денежные знаки (монеты, казначейские билеты, банковские ноты) иностранных государств;
  • безналичные средства на банковских счетах и во вкладах, выраженные в денежных единицах зарубежных стран, а также международных расчетных или денежных единицах.

Что входит в понятие «валютные ценности», сформулировано в ЗВР и ВК. Отметим, что предшественник действующего закона, а именно валютный закон от 09.10.92 № 3615-1 относил к валютным ценностям не только ценные бумаги и валюту, но также и драгоценные металлы и камни. Однако законодатель изменил свой подход, и теперь согласно закону к валютным ценностям не относятся, например, золото, алмазы, серебро и т.д. Соответственно, они выведены из сферы валютного регулирования. Вместе с тем их обращение регулируется специальным законодательством. Основным для них является закон о драгоценных металлах и камнях от 26.03.98 № 41-ФЗ. Действующим же законодательством к валютным ценностям отнесены только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

О том, что относится к иностранной валюте, выше мы уже определили, теперь поговорим о том, какие ценные бумаги относятся к валютным ценностям.

Понятие ценных бумаг определено в статье 142-й ГК РФ. Согласно ее положениям к ним относятся облигации, векселя, акции, инвестиционные паи, закладные, коносаменты, чеки, иные ценные бумаги.

Для целей валютного регулирования ценные бумаги делятся на внутренние и внешние. Понятие внешних ценных бумаг законодатель определяет как ценные бумаги, не относящиеся к внутренним. При этом делается особый акцент, что сюда включаются и так называемые бездокументарные ценные бумаги (так называются ценные бумаги в форме записи на счете, не имеющие классической бумажной формы).

К внутренним ценным бумагам согласно положениям ЗВР и ВК относятся:

  • эмиссионные ценные бумаги, размещенные в российской валюте, выпуск которых зарегистрирован в России;
  • другие ценные бумаги, размещенные в России и предоставляющие право на получение российской валюты.

Валютные операции с внутренними ценными бумагами подпадают под сферу регулирования ЗВР и ВК, когда в их совершении участвует нерезидент. Такие операции, совершаемые между резидентами, под правила валютного регулирования не подпадают.

Что же касается валютных ценностей, то закон устанавливает правила их ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ; перевода со счета на счет, а также без открытия счетов; купли-продажи иностранной валюты и чеков в иностранной валюте. При этом некоторые операции могут ограничиваться или вовсе запрещаться.

Так, на сегодняшний день ограничены суммы переводов в иностранной валюте между физическими лицами, являющимися резидентами, на счета в зарубежных банках; запрещены, за некоторыми исключениями, операции с валютными ценностями между резидентами.

Экзотические валюты Начиная торговлю на рынке Форекс, трейдер теряется во всем многообразии различных валют. О многих валютах начинающие трейдеры и не только вообще ничего не слышали.

Возникает необходимость каким то образом отделить зерна от плевел, т.е. классифицировать валюты по степени важности. Обычно валюты разделяют на 3 большие группы: основные, второстепенные и экзотические валюты.

Основные валюты обращаются практически на всех рынках без каких либо ограничений. Именно по основным валютам проходят основные объемы торгов. Замечательной особенностью основных валют является их полная конвертируемость, т.е. возможность обменять на другие валюты без значительных потерь даже при большом объеме.

usd

К основным валютам относятся обычно только пять валют: американский доллар, английский фунт, японская йена, швейцарский франк, евро. На рынке Форекс основные объемы торгов проходят с участие основных валют. Это и несложно объяснить: высокая ликвидность и предсказуемость графиков привлекают спекулянтов.

Второстепенные валюты характеризуются высокой ликвидностью, но большие объемы таких валют могут немного «всколыхнуть» рынок, хотя такие сюрпризы случаются редко.

Экзотические валюты обладают сравнительно низкой ликвидностью, поэтому покупка или продажа экзотических валют несут в себе дополнительные риски. Колебания на графиках экзотических валют могут составлять до нескольких процентов за день.

Кроме того, выделяют понятие так называемых прокси валют. Прокси валюты — это валюты, которые характеризуются в определенные моменты времени практически идентичной динамикой, например, евро и британский фунт в период резкого роста или падения доллара. Данная особенность валют позволяет разнообразить торговлю, например, открыв две противоположные сделки по прокси валютам можно выгодно встать в позицию перед сильным движением цен (конечно убыточную сделку необходимо вовремя закрыть, а прибыльную оставить).

Далее: Что такое валютный курс

Валютные ценности – это некоторые валютные активы, к которым относят:

  • ценные бумаги, которые выражены в иностранной валюте. Это акции, облигации, аккредитивы, чеки, векселя, и другие долговые обязательства, которые номинированы в иностранной валюте;

  • иностранная валюта; в России, например, доллар, евро.

  • драгоценные камни в сыром и обработанном виде (изумруды, алмазы, александриты, рубины, жемчуг, сапфиры);

  • драгоценные металлы (золото, серебро, платина);

  • металлы платиновой группы (палладий, иридий, рутений, родий, осмий), кроме ювелирных и бытовых изделий из перечисленных металлов, их лома, камней.

В отношении валютных ценностей государство обычно устанавливает ограниченный режим обращения.

Валютные ценности и бухгалтерский и налоговый учет

Для налога на прибыль и для бухгалтерского учета термин «валютные ценности» важен тем, что по ним предусмотрен пересчет стоимости, в связи с изменением курса иностранной валюты, в результате чего формируются положительные или отрицательные курсовые разницы.

В бухгалтерском учете положительные курсовые разницы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», отрицательные курсовые разницы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».

В налоговом учете положительные курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов, а отрицательные курсовые разницы отражаются в составе внереализационных расходов.

Действующее законодательство и валютные ценности

В РФ понятие валютных ценностей — это норма, фигурирующая в нескольких нормативно-правовых актах.

Основные из этих актов следующие:

  • ГК РФ. Ст. 141 ГК РФ в общем устанавливает такое понятие валютных ценностей — это разновидность имущества. А за уточнением того, что нужно понимать под данным видом имущества, ГК отсылает к нормативно-правовым актам о госрегулировании сделок с валютой.

  • Что входит в понятие «валютные ценности», сформулировано в Законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Подпункт 5 пункта 1 статьи 1 так определяет категории валютных ценностей — это инвалюта и ценные бумаги внешних (не российских) эмитентов.

Таким образом, согласно действующему закону о валютном регулировании и контроле от 10 декабря 2013 г. № 173-ФЗ к валютным ценностям относятся 2 вида ценностей: внешние ценные бумаги и иностранная валюта.

Вместе с тем, отметим, что весь пункт 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ — это перечисление объектов, принимаемых в качестве международных средств платежа, операции с которыми регулируются в РФ на государственном уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что понятие валютных ценностей — это более широкая категория, чем только инвалюта и ценные бумаги.

Валютные ценности: понятие и состав

В первой статье закона о валютном регулировании и контроле приводится понятийный аппарат, который использован в законе.

Согласно этим положениям российская «валюта» состоит из:

  • наличных денежных знаков (монет, банкнот) Банка России;

  • безналичных средств на банковских счетах и во вкладах.

Иностранная «валюта» включает:

  • наличные денежные знаки (монеты, казначейские билеты, банковские ноты) иностранных государств;

  • безналичные средства на банковских счетах и во вкладах, выраженные в денежных единицах зарубежных стран, а также международных расчетных или денежных единицах.

Отметим, что раньше к валютным ценностям относились не только ценные бумаги и валюта, но также и драгоценные металлы и камни.

Однако в настоящее время согласно Закону о валютном регулировании и контроле к валютным ценностям не относятся, например, золото, алмазы, серебро и т.д.

Соответственно, они выведены из сферы валютного регулирования.

Вместе с тем их обращение регулируется специальным законодательством. Основным для них является закон о драгоценных металлах и камнях от 26.03.98 № 41-ФЗ.

Действующим же законодательством к валютным ценностям отнесены только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Какие ценности регулируются законом о валютном регулировании и контроле

Согласно п. 1 ст. 1 закона № 173-ФЗ объектами, операции с которыми подлежат госрегулированию при внешнеторговых отношениях, являются:

— Деньги в виде банкнот, казначейских билетов и монет. Причем эмитированные как другими государствами, так и РФ.

Отметим, что если денежные знаки являются устаревшими или поврежденными, но могут быть обменяны на находящиеся в обращении, следует считать, что и такие, не годящиеся для прямых расчетов, дензнаки — это тоже валютные ценности.

— Безналичные денежные средства. Причем и в инвалюте, и в рублях РФ.

— Ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме, номинал которых выражен как в инвалюте, так и в рублях РФ.

Таким образом, если применять на практике законы РФ, регулирующие обращение валютных объектов, то нужно учитывать все представленные в ст. 1 закона № 173-ФЗ и приведенные выше категории. То есть все это валютные ценности.

Материальные валютные ценности

В целях регулирования обращения валютных объектов некоторые из них дополнительно классифицируются и выделяются в самостоятельную группу — это валютные ценности, имеющие вещественную форму.

Это денежные знаки и документарные ценные бумаги. Такие объекты называют материальными валютными ценностями.

Ценные бумаги и валютные ценности

Отметим, что понятие ценных бумаг определено в статье 142-й ГК РФ.

Согласно ее положениям к ним относятся облигации, векселя, акции, инвестиционные паи, закладные, коносаменты, чеки, иные ценные бумаги.

Для целей валютного регулирования ценные бумаги делятся на внутренние ценные бумаги и внешние ценные бумаги.

Понятие внешних ценных бумаг законодательство определяет как ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

При этом делается особый акцент, что сюда включаются и так называемые бездокументарные ценные бумаги (так называются ценные бумаги в форме записи на счете, не имеющие классической бумажной формы).

К внутренним ценным бумагам согласно положениям закона о валютном регулировании и контроле относятся:

  • эмиссионные ценные бумаги, размещенные в российской валюте, выпуск которых зарегистрирован в России;

  • другие ценные бумаги, размещенные в России и предоставляющие право на получение российской валюты.

Валютные операции с внутренними ценными бумагами подпадают под сферу регулирования закона о валютном регулировании и контроле, когда в их совершении участвует нерезидент.

А такие операции, совершаемые между резидентами, под правила валютного регулирования не подпадают.

Что же касается валютных ценностей, то закон устанавливает правила:

  • ввоза валютных ценностей на территорию РФ и вывоза валютных ценностей с территории РФ;

  • перевода со счета на счет, а также без открытия счетов;

  • купли-продажи иностранной валюты и чеков в иностранной валюте.

При этом некоторые операции могут ограничиваться или вовсе запрещаться.

Так, на сегодняшний день ограничены суммы переводов в иностранной валюте между физическими лицами, являющимися резидентами, на счета в зарубежных банках; запрещены, за некоторыми исключениями, операции с валютными ценностями между резидентами.

Итоги

В российских нормативно-правовых актах сформулировано такое определение валютных ценностей, как инвалюта и ценные бумаги.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ГК РФ и практическое применение норм госрегулирования валютных операций в РФ, валютными ценностями следует считать все то, что перечислено в п. 1 ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ.

ТЕМА 14. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты

Валютные ценности – это ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый режим обращения на территории страны. Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:

  • иностранная валюта;
  • платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • ценные бумаги в иностранной валюте;
  • белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами; сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь; их ввозе и пересылке в Республику Беларусь; вывозе и пересылке из Республики Беларусь; осуществлении международных банковских переводов; осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли; по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;
  • ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами; сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь; их ввозе и пересылке в Республику Беларусь; вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

Термин «валюта» используется в двух значениях: а) как национальная денежная единица, обращающаяся за пределами государства; б) как денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.

Правовое понятие иностранной валюты установлено в вышеуказанном Законе, которое включает в себя:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Иностранная валюта по степени конвертируемости делится на следующие виды:

1) свободно конвертируемые, т. е. без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. Фактически свободно конвертируемыми являются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса;

2) частично конвертируемые, к которым относятся валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

3) неконвертируемые – это валюты, где для резидентов и нерезидентов введен запрет на обмен валют.

В законодательстве некоторых стран, а также в литературе встречается также понятие «валютный курс». Под ним следует понимать стоимость одних денег, выраженную через стоимость других денег. Различают фиксированные валютные курсы; плавающие, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты; колеблющиесяв установленных государством пределах.

Действующее российское законодательство в сфере валютного регулирования предъявляет крайне жесткие требования к резидентам в части репатриации выручки по внешнеторговым контрактам, а за их несоблюдение предусматривает колоссальные штрафы. Между тем в последнее время ситуация начинает меняться. Принятый, но не вступивший в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Закон № 265-ФЗ) призван изменить вектор в сторону смягчения правового регулирования. Но достаточны ли предлагаемые им изменения? О последних тенденциях в сфере валютного регулирования и валютного контроля, о проблемах, с которыми сталкиваются российские физические и юридические лица в своей работе, связанных с ограничениями в сфере валютного законодательства, читайте в материале.

Не так давно за консультацией обратилась российская компания, которая открыла свой филиал в Казахстане и столкнулась с проблемами с налоговым органом.

Пример из практики

Филиал российской компании для работы в Казахстане открыл расчетные счета в Сбербанке на территории Казахстана в отделении г. Алматы. Далее филиал своевременно уведомил налоговый орган об открытии счета и своевременно представлял отчеты о движении денежных средств по счетам в зарубежных банках в российский налоговый орган. Из одного из отчетов, предоставленных организацией, налоговый орган выяснил, что филиал организации получал выручку от оказания услуг на свои счета, открытые в Казахстане. В связи с этим налоговый орган применил к российской организации санкции в виде штрафа в размере 100% от совершенной валютной операции. Таким образом, вся выручка, полученная филиалом, должна была быть перечислена в бюджет в качестве штрафа. Нарушение выразилось в невыполнении требования ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), которая предписывает валютным резидентам обеспечить своевременное получение выручки от реализации товаров, работ и услуг на свои счета в уполномоченных банках.

Исходя из положений ст. 1 Закона № 173-ФЗ, уполномоченные банки — это российские банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций, выданную Банком России. Следовательно, выручка валютных резидентов должна поступать на счета, открытые в российских банках. Иностранный же банк, даже будучи дочерним банком по отношению к российскому, не может быть признан уполномоченным. По всей видимости, именно этот момент не приняла во внимание организация в рассматриваемом случае, открыв счета в казахском Сбербанке.

Цитируем документ

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты <…> обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Пункт 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Подпункт 1 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ

Сложившаяся ситуация вряд ли может способствовать развитию внешнеэкономических связей в рамках Евразийского экономического союза.

Официальная позиция

Незадолго до принятия Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» ФНС России выпустила письмо, разъясняющее позицию ведомства по вопросу о возможности получения филиалами российских компаний, имеющими счета в зарубежных банках, выручки на эти счета (письмо ФНС России от 31.07.2019 № БА-4-17/15134@).

В нем налоговики пришли к выводу, что такая возможность законодательством не предусмотрена. В своем письме ФНС России ссылается на то, что согласно гражданскому законодательству филиал является подразделением юридического лица и, следовательно, не обладает какой-либо специальной правоспособностью. В связи с этим в письме сделан вывод о том, что режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации в равной степени распространяется как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации. При этом ведомство сослалось на судебную практику, сложившуюся по данному вопросу. Дело в том, что в похожей ситуации ранее уже оказалась одна российская компания, открывшая филиал на Украине и получавшая выручку от продажи товара на счета, открытые в украинском банке. Организация прошла все судебные инстанции, включая Верховный и Конституционный суды РФ.

Так, в своем Определении от 28.11.2018 № 308-АД18-19090 по делу № А53-5243/2018 Верховный суд РФ указал, что решения нижестоящих судов были приняты в полном соответствии c нормами материального права. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, компании было отказано в удовлетворении заявления о признании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере более 50 млн руб. незаконным. Как указали суды, юридическое лицо не представило доказательств, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности по соблюдению требований валютного законодательства, касающихся обязательств по зачислению полученной резидентом Российской Федерации от нерезидентов валютной выручки на счет в уполномоченном банке. В передаче кассационной жалобы компании для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Чуть позже Конституционный суд РФ в своем Определении от 26.03.2019 № 828-О отказал организации в рассмотрении ее жалобы на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства РФ, и положениями ч. 4 и 5 ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, обязывающими иностранные филиалы российских компаний зачислять выручку от внешнеторговых сделок на счета исключительно в российских банках.

Компания в своей жалобе указала, что оспариваемые законоположения (нормы Закона № 173-ФЗ) необоснованно возлагают на зарубежное представительство российского юридического лица, без учета специфики его деятельности, обязанность осуществлять валютные операции только с использованием счета в уполномоченном банке РФ, а также устанавливают административную ответственность за несоблюдение данных требований, в связи с чем противоречат преамбуле, а также ст. 1, 4, 8, 19, 34, 35, 45, 54 и 55 Конституции РФ.

Однако Конституционный суд указал, что данное регулирование, учитывая его публично-правовой характер, направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, а следовательно, оспариваемые заявителем нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

Устанавливая такие специальные правила и ответственность за их неисполнение, положения Закона № 173-ФЗ и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ст. 1.5 «Презумпция невиновности» и ч. 2 ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица — она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, если юрлицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (Определение КС РФ от 19.05.2009 № 572-О-О). Таким образом, оспариваемая заявителем норма КоАП РФ, по мнению КС РФ, сама по себе также не влечет нарушения его конституционных прав.

Пример, о котором мы говорили в начале этой статьи, а также официальную позицию государственных органов различных инстанций мы привели для того, чтобы показать, насколько актуальными являются на сегодняшний день реформы в сфере валютного законодательства, которое зачастую носит излишне репрессивный характер. Cмогут ли помочь в данной ситуации принятые изменения?

Частичная отмена требования о репатриации

Напомним, что требование о репатриации предусматривает соблюдение трех требований:

  • требование о получении валютной выручки на счета в уполномоченных банках;

  • требование об обязательном возврате авансов, если контрагент не выполнил свое обязательство по поставке товаров, работ, услуг;

  • требование о возврате выданных нерезиденту займов.

Новые правила хоть и называются либерализацией, но в действительности отменяют, и то частично, лишь первое требование, а обязанность по возврату выданных авансов и займов сохраняется.

Так, новые правила отменяют обязанность по получению на счета в уполномоченных банках выручки по несырьевым товарам, а также работам и услугам при одновременном выполнении следующих условий:

  • обязательства по контракту должны быть выражены в валюте РФ;

  • контрактом должно быть предусмотрено обязательство по оплате цены контракта в рублях.

В отношении сырьевых товаров1 предусмотрен следующий график отмены требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках:

  • с 1 января 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;

  • с 1 января 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Условия отмены те же: обязательство должно быть выражено в рублях и оплачиваться в рублях.

Во всех остальных случаях требование о репатриации действует в полном объеме. То есть если обязательство или выражено в иностранной валюте, хоть и оплачивается в рублях, или оплачивается в иностранной валюте, организация по-прежнему обязана своевременно зачислить выручку по такому обязательству на счета российских уполномоченных банков.

Следовательно, применительно к ситуации, описанной в начале настоящей статьи, мы можем прийти к выводу, что данное изменение будет применимо только в том случае, если клиенты организации, имеющей филиал за рубежом, будут оплачивать услуги филиала в рублях и обязательства будут выражены в рублях. Поможет ли данное изменение, будет ли оно применимо на практике? Однозначный ответ дать затруднительно. Однако мы можем предположить, что данное изменение на практике будет мало востребовано. Обязанность формулировать обязательство в рублях и оплачивать его в рублях делает российский филиал за рубежом менее конкурентоспособным по сравнению с местными компаниями, так как для оплаты его услуг клиентам нужно сначала приобрести российские рубли для оплаты, а затем уже эту оплату произвести. Впрочем, если речь идет о рынке стран СНГ, которые имеют более тесные связи с Россией, то, возможно, новшество найдет свое применение, чего нельзя сказать о дальнем зарубежье.

Недостаточность этой меры понимают и во власти, видимо, именно поэтому на недавно прошедшем Московском финансовом форуме принимались решения о дальнейшей либерализации валютного регулирования.

Последующие шаги в данной области, согласно информации, размещенной на сайте Министерства финансов Российской Федерации (см. новость на сайте www.minfin.ru от 19.09.2019), будут идти в следующих направлениях.

Во-первых, будет рассмотрена возможность снижения размера штрафов по административной ответственности за несоблюдение требования о репатриации. Напомним, что сейчас этот штраф составляет от 75 до 100% от валютной операции.

Во-вторых, предлагается рассмотреть возможность отмены ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих уголовное наказание за невыполнение требования о репатриации и за совершение валютных операций с использованием подложных документов.

В-третьих, ФНС России уточнит перечень стран, которые являются членами ФАТФ. Напомним, что соответствующая информация подлежит размещению на официальном сайте ведомства, но пока не размещена.

В-четвертых, в качестве одного из следующих шагов предлагается рассмотреть вопрос о полной отмене требования о репатриации, то есть предусмотреть возможность его отмены не только в отношении рублевых контрактов, как это установлено новым законом, но и распространить его отмену на валютные контракты.

Новые разрешенные операции для юридических лиц

С вступлением в силу норм Закона № 265-ФЗ для резидентов — юридических лиц расширяется перечень разрешенных валютных операций. Одна из них напрямую связана с отменой требования о репатриации. Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЗ в редакции Закона № 265-ФЗ на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках были отменены. Дополнительно к указанной выше операции в перечень разрешенных операций добавили операцию по зачислению денежных средств от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.

Кроме того, к числу разрешенных операций стали относиться операции с наличными денежными средствами или иностранной валютой, которые осуществляют российские образовательные учреждения во исполнение договоров об оказании образовательных услуг, заключенных с физическими лицами — нерезидентами, а также с физическими лицами — резидентами РФ, пребывающими более 183 дней в году за пределами территории РФ. Дополнительно следует обратить внимание на то, что действие данной нормы имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 01.08.2016.

Новые разрешенные операции для физических лиц

Перечень новых разрешенных операций для физических лиц — резидентов значительно расширен. Теперь к ним относятся в том числе:

  • валютные операции между физическими лицами — резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году;

  • получение денежных средств со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты товаров, выполненных работ или оказанных услуг, передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, физическими лицами — резидентами РФ, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в случае если они находятся за границей более 183 дней;

  • зачисления при возврате физическому лицу — резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту;

  • любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц — резидентов РФ в банках за пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

1) счет открыт в банках государств — участников ОЭСР или ФАТФ;

2) такие государства также осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (англ. Multilateral Competent Authority Agreement) или иным заключенным с РФ международным договором (перечень таких государств будет размещен на сайте ФНС России, на данный момент находится в стадии разработки).

Отмена требования о предоставлении отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам для физических лиц

Ранее отчет о движении денежных средств по счету за рубежом должны были представлять все физические лица — валютные резиденты РФ. Недавно от этой обязанности были освобождены физические лица, проводившие за пределами территории РФ более 183 дней в году.

Теперь требование о предоставлении отчета не распространяется на физических лиц, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств — участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) общая сумма денежных средств, зачисленных на счет либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб.;

2) остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.

Однако следует иметь в виду, что Закон № 265-ФЗ, с одной стороны, сокращает количество случаев, когда физические лица обязаны представлять отчет о движении денежных средств, а с другой стороны, наоборот, расширяет перечень таких ситуаций. Если ранее физические лица обязаны были представлять отчеты только в отношении счетов в банках, то теперь это требование распространяется на счета, открытые в иных организациях финансового рынка. Понятие таких организаций содержится в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Под ними следует понимать организации, в соответствии с личным законом которых они имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Представляется, что речь идет о брокерах, доверительных управляющих, пенсионных фондах и иных подобных организациях.

При этом согласно изменениям в той же ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты (юридические и физические лица) будут обязаны сообщать в налоговые органы не только об открытии счетов в банках, но и об открытии счетов в таких организациях финансового рынка.

***

В целом, несмотря на некоторую половинчатость новых норм, Закон № 265-ФЗ можно оценивать как важный этап в начале реформирования валютного законодательства. Внесенные изменения позволят осуществлять взаимозачет и заключать соглашения о новации по валютным операциям. Дальнейшим шагом в данной области может быть полная отмена требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках, в том числе и в иностранной валюте. Кроме того, стоит отметить, что новый закон никак не затрагивает требование о репатриации в отношении заемного финансирования, а следовательно, ограничения в данной области сохраняются.

1 Товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 2501 00—2522 30 000 0;2524—2526 20 000 0;2528 00 000 0—2530 90 000 9;2601—2621 90 000 0;2701—2703 00 000 0;2704 00—2708 20 000 9;2709 00—2709 00 900 9;2710—2710 99 000 0;2711 11 000 0; 2711 12—2711 19 000 0 (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0);2711 21 000 0; 2712—2713 90 900 0;2714—2714 90 000 0; 2715 00 000 0; 2902; 7101—7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000—7103 99 000 8); 7112—7112 99 000 0;7204—7204 50 000 0; 7401 00 000 0;7404 00—7404 00 990 0; 7501; 7503 00—7503 00 900 0;7602 00—7602 00 900 0;7802 00 000 0; 7902 00 000 0;8002 00 000 0; 8101 97 000 0;8102 97 000 0; 8103 30 000 0;8104 20 000 0; 8105 30 000 0;8107 30 000 0; 8108 30 000 0;8109 30 000 0; 8110 20 000 0;8111 00 190 0; 8112 13 000 0;8112 22 000 0; 8112 52 000 0;8112 92 210; 8113 00 400 0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *