Валютный контроль

Организация валютного контроля в РФ

Государственное валютное регулирование в РФ заключается в установлении порядка расчетов в валюте РФ, приобретения иностранной валюты, ведения счетов резидентов и нерезидентов в банках РФ, порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, права собственности на валютные ценности, права перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также права резидентов на открытие счетов в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами и права нерезидентов на открытие счетов в иностранной валюте и валюте РФ на территории РФ.

При рассмотрении принципов государственного регулирования валютных операций участников ВЭД используются следующие основные понятия:

Валюта РФ:

  • находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты;
  • средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
  • средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Ценные бумаги в валюте РФ — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

Иностранная валюта:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
  • средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности:

  • иностранная валюта;
  • ценные бумаги в иностранной валюте;
  • драгоценные металлы;
  • природные драгоценные камни.

Ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов к ювелирным изделиям и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.

Природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из природных драгоценных камней к ювелирным изделиям и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.

Резиденты:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
  • находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего определения.

Нерезиденты:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего определения.

Валютные операции:

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов.

Текущие валютные операции:

  • переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 90 дней;
  • переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
  • переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

  • прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
  • переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 90 дней;
  • все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Уполномоченные банки — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.

В РФ право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Валютные ценности в РФ могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

Виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами РФ.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ устанавливается Правительством РФ.

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ.

Покупка и продажа валюты в РФ производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые ЦБ РФ.

Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются.

ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Законом установлено следующее:

  1. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений.
  2. Порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами устанавливается ЦБ РФ в соответствии с законами РФ.
  3. Вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ. осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином РФ и ГТК РФ.
  4. Сделки, заключенные в нарушение перечисленных положений, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ, и может использоваться только для расчетов с нерезидентами РФ.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами РФ в случаях и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает ЦБ РФ.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил.

Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает ЦБ РФ.

Порядок обязательного ввоза и пересылки в РФ драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство РФ.

Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке РФ.

Физические лица — резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в РФ.

Порядок вывоза и пересылки резидентами РФ валютных ценностей устанавливает ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.

При этом физические лица — резиденты могут единовременно вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долларов США. Единовременный вывоз резидентами наличной иностранной валюты в размере, превышающем 10 000 долларов США, производится только при наличии разрешения ЦБ РФ, выдаваемого в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Правительством РФ.

Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполномоченных банках

Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает ЦБ РФ.

Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил.

Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законодательством РФ.

Порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из РФ валютных ценностей, устанавливает ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.

Физические лица — нерезиденты могут вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в РФ, с представлением документов, подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, а также Правительство РФ в соответствии с Законами РФ.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля определены в статье 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии с названной статьей органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, а также осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и за соблюдением ими актов органов валютного контроля.

Основным органом валютного регулирования в РФ является ЦБ РФ. ЦБ РФ в рамках Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. В частности, Указом Президента РФ от 21.11.1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» установлено, что расчеты по внешнеэкономическом сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами;
  • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;
  • проводит все виды валютных операций;
  • выполняет другие функции, предусмотренные Законом РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

После принятия в 1993 году Таможенного кодекса РФ валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов — статусом агентов валютного контроля, подотчетных ГТК РФ.

Компетенцию таможенных органов в области валютного контроля определяет статья 199 Таможенного кодекса РФ устанавливающая, что таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств».

При этом согласно статье 200 Таможенного кодекса РФ таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным и таможенным законодательством РФ применительно к таможенному контролю. То есть при осуществлении таможенными органами валютного контроля используются формы, методы и правила проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством РФ.

Российские банки выполняют функции агентов валютного контроля и осуществляют валютный контроль, взаимодействуя с таможенными органами и с ГТК РФ.

Распределение компетенции при осуществлении валютного контроля производится между следующими таможенными органами (в лице их структурных подразделений):

  • таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля (далее — ОТОиТК) при его наличии в структуре таможенного поста), а также акцизным таможенным постом (ОТОиТК при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);
  • таможней (ОТОиТК, отдел таможенной стоимости и валютного контроля (далее — ОТСиВК)), а также таможней центрального подчинения (ОТОиТК, ОТСиВК);
  • региональным таможенным управлением — РТУ (ОТСиВК);
  • ГТК РФ (Управление валютного контроля — УВК).

Должностные лица подразделений таможенных органов при выполнении функций валютного контроля на этапе таможенного оформления товаров, а также последующего контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований действующего валютного и таможенного законодательства обязаны:

  • осуществлять валютный контроль в пределах своей компетенции в соответствии с установленным порядком;
  • выполнять решения вышестоящих таможенных органов по вопросам осуществления валютного контроля, а также связанного с ним таможенного оформления товаров;
  • обеспечивать своевременное и должного качества информационное взаимодействие с ГТК РФ в целях организации валютного контроля;
  • осуществлять контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства в процессе целевых проверок внешнеторговых операций участников ВЭД.

Решения по вопросам осуществления валютного контроля, принятые ОТСиВК таможенных органов в пределах их компетенции, являются обязательными для других подразделений данного таможенного органа и для подчиненных таможенных органов.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие валютное законодательство, несут ответственность в виде:

  • взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» сделкам;
  • взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, предусмотренных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается ЦБ РФ в соответствии с законами РФ.

При повторных нарушениях ЦБ РФ может приостановить действия или лишить резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.


Назад в раздел

5. Валютный контроль

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в РФ возложен в соответствии с законодательством на Правительство РФ, органы и агенты валютного надзора.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральному органу исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, в настоящее время в соответствии с Положениемо Федеральной налоговой службе (утв.постановлениемПравительства РФ 30 сентября 2004 г. № 506) «Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов».

Агентами валютного контроля являются:

— уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

— государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

— не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

— Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;

— Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

В пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Центральным банком РФ, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный Банк РФ как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Банк России выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Банк России вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Федерального закона о «Центральном Банке Российской Федерации»).

На Банк России также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора19 (Росфиннадзор) призвана отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, Центрального банка РФ, валютных бирж и кредитных организаций.

В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и Банка России имеют ненормативный характер. Росфиннадзор вправе также издавать индивидуальные акты управления, направленные на решение конкретных дел.

Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Росфиннадзор осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в пределах территории одного или нескольких субъектов РФ.

Территориальные органы Росфиннадзора наделяются правом:

— осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

— проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

— направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях руководитель территориального органа Росфиннадзора наряду с руководителем службы и ее структурных подразделений вправе рассматривать дела о валютных правонарушениях.

В отличие от Росфиннадзора территориальные органы не вправе издавать подзаконные акты управления, направленные на организацию деятельности службы. Юрисдикция названных агентов ограничивается пределами одного или нескольких субъектов РФ.

Таможенные и налоговые органы осуществляют валютный контроль в установленных сферах своей деятельности. Например, Федеральная таможенная служба России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу для коммерческих целей, а также при перемещении наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами.

Сотрудники таможенных органов в случае выявления нарушений валютного законодательства не вправе осуществлять рассмотрение таких; дел, они правомочны лишь возбуждать производство по делу об административном правонарушении и направлять все материалы в Росфиннадзор или его территориальные органы. То же можно сказать и о налоговых органах. Таким образом, функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля сводятся, по сути, к надзору.

Уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг наделяются государством отдельными полномочиями по осуществлению специфической разновидности государственного контроля — валютного, несмотря на то, что не являются органами власти.

Полномочия данной категории агентов валютного контроля сводятся к проверке законности проведения валютных операций.

В случае выявления правонарушений в данной сфере такие организации отказывают в проведении валютной операции, приостанавливают операции по внешнеторговому контракту (например, уполномоченные банки в случае незачисления в срок валютной выручки от экспорта). Материалы дела могут быть переданы в территориальные органы Росфиннадзора.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  1. документы, удостоверяющие личность физического лица;

  2. документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

  3. документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

  4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

  5. документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

  6. документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;

  7. уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

  8. таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

  9. паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  1. осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

Уполномоченные банки могут отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом требуемых документов либо представления им недостоверных документов.

При наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, органы и агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

  • в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» передают данную информацию в порядке, установленном Центральным банком РФ. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

  1. знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

  2. обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

  3. на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;

  2. вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

  3. выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

За неисполнение функций, установленных законодательством, нарушение прав резидентов и нерезидентов органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность.

Уголовная и административная ответственность установлена в отношении резидентов и нерезидентов, нарушивших нормативные правовые акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

1См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

2Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

3СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1341.

4Диверсификация — один из способов снижения инвестиционного риска, заключающийся в распределении инвестиций между различными активами, например, комбинирование инвестиций путем покупки различных видов ценных бумаг, покупки ценных бумаг различных эмитентов, отраслей (см.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 275).

5См.: СЗ РФ. 2003. № 52 (часть 1). Ст. 5029.

6 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.

7См.: Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. H.В. Карасева. М., 2000. С. 20; Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8.

8Маржа (от франц.marge — край, поля страницы) — в банковской практике под маржой понимают разницу между процентной ставкой, уплачиваемой банком за предоставленные кредитные ресурсы, и процентной ставкой, взимаемой с заемщика (см.: Современный финансово-кредитный словарь. М., 2002).

9См.: СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

10См.: Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. С. 360.

11См.: СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

12См.: Вестник Банка России. 2002. № 74.

13См.: Вестник Банка России. 2002. № 74.

14См.: СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1238.

15СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3493.

16Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.

17См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

18Валютный клиринг (от англ.clear — очищать) представляет собой порядок проведения международных расчетов между странами, основанный на взаимном зачете платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью (см.: Финансовый словарь / А.А. Благодатин и др. М., 2002).

19 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.

Валютный контроль.

Валютный контроль — административный механизм, способный в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных. Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности — это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ. Основным правовым актом явл. закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в октябре 1992 г. Действие системы внешнеторгового валютного контроля направлено на предотвращение нелегальной «утечки» валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. Валютный контроль в таможенных правоотношениях можно определить как механизм осуществления контроля за валютно-финансовыми отношениями участников таможенных правоотношений, установленных валютным законодательством РФ. Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. принципы:1) приоритет экономических мер в реализации гос. политики в области валютного регулирования; 2)исключение неоправданного вмешательства гос. и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Осуществление валютного контроля при экспорте товаров.

Валютный контроль при экспорте товаров осуществляется с целью предотвращения сокрытия выручки — денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Согласно действующему законодательству российские экспортеры обязаны зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютные счета в уполномоченных банках, подписавших паспорт сделки по соответствующему контракту — зачисление выручки на иной счет допускается только по разрешению ЦБ РФ. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне по контракту отсрочки платежа в иностранной валюте на срок, превышающий 90 календарных дней, или осуществление иной валютной операции, связанной с движением капитала, экспортер должен представить в банк соответствующее разрешение ЦБ РФ. Основными документами валютного контроля при экспорте товаров являются: паспорт сделки (ПС-базовый документ, содержит сведения из контракта); учетная карточка таможенно-банковского контроля (УК-формируется тамож. орг., для направления в банки и содержащий сведения из грузовых тамож. деклараций); ведомость банковского контроля (ведомость-содерж. сведения об операциях по контракту); досье (формируемая уполномоченным банком или его филиалом по каждому ПС подборка документов для контроля за поступлением выручки за эксп. товары).

Валютный контроль при импорте товаров.

Цель–обеспечить соответствии суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимость фактически ввезенных в РФ товаров. Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта сделки, при помощи которого ЦБ РФ, банк импортера и таможня следят за соблюдением импортером валютного законодательства. Главная цель-проверка обоснованности валютных платежей, уходящих за рубеж. Для этого сведения из уполномоченных банков о сумме в валюте, перечисленной за рубеж для оплаты товара, и дате списания этой суммы со счета импортера сопоставляются с информацией таможни о стоимости ввозимого товара и дате его перемещения через таможенную границу РФ. Основными документами валютного контроля при импорте товаров являются: паспорт импортной сделки (ПСи); учетная карточка импортируемых товаров (УКи- сведения о перемещении импортируемых товаров и об условиях расчетов за них); карточка платежа- документ о движении денежных средств; досье по импортной сделке- специальная подборка документов по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций.

Объектом валютного контроля являются внешнеторговые бартерные сделки-сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Участники внешнеэкономической деятельности для совершения бартерных сделок заключают в простой письменной форме двусторонний договор мены. Обязательные реквизиты (в договоре): дата и номер договора, номенклатура товара, его количество, качество и стоимость, сроки и условия экспорта и импорта, перечень работ, услуг, стоимость и сроки их выполнения, перечень документов, которые представляются российскому лицу в подтверждение факта выполнения работ или услуг.. Договоры, которыми оформляются бартерные сделки, представляют собой один документ. Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Ключевым звеном в механизме валютного контроля является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу в счет исполнения таких сделок.

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Или короче –

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

  • Регистрация и статистический учет валютных операций;

  • Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

  • Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

  • Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

  • Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

  • Предварительный;

  • Текущий;

  • Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

валютный законодательство агент контроль

Статья 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Ч. 3 указанной статьи устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля. Так, устанавливается следующее:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Административная ответственность агентов валютного контроля, а также должностных лиц органов и агентов валютного контроля предусмотрена ст. 74 Закона о Банке России, ст. ст. 15.25 и 15.26 КоАП РФ.

Действующий Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит две нормы, касающиеся ответственности за нарушения валютного законодательства. Это, во-первых, п. 12 ст. 23, где говорится, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Федеральным законом N 173-ФЗ, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Во-вторых, это ст. 25, согласно которой резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из содержания приведенных норм следует Леднева (Тютина) Ю.В. Правовая природа ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации // Налоги. 2010. N 3. С. 22 — 26.:

Однако в данной сфере также ЕС тьминусы, которые заключаются в следующем:

1. Федеральный закон N 173-ФЗ разграничивает субъектов ответственности за нарушения валютного законодательства и делит их на две группы:

а) на органы и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

б) на резидентов и нерезидентов.

Такое разделение вполне логично, поскольку органы (агенты) валютного контроля, с одной стороны, и резиденты с нерезидентами — с другой, являются участниками валютных правоотношений, возникающих в сфере валютного контроля, и соответственно выражают противоположные интересы и наделены различными правами и обязанностями согласно их валютно-правовому статусу. Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица выражают публичный интерес, контролируя соблюдение резидентами и нерезидентами положений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; они наделены правом проводить проверки резидентов и нерезидентов, запрашивать и получать от них информацию, выдавать предписания и привлекать к ответственности. То есть в валютных правоотношениях органы и агенты валютного контроля относятся к стороне, наделенной властными полномочиями, а резиденты и нерезиденты, выражающие свой частный интерес, выступают в качестве подконтрольных субъектов, обязанных лиц. Именно поэтому эти разные участники валютных правоотношений за несоблюдение валютного законодательства должны привлекаться к ответственности по разным основаниям, за совершение разных правонарушений.

2. Обе нормы об ответственности — п. 12 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ — носят бланкетный характер, отсылая к соответствующему законодательству Российской Федерации; но к какому именно законодательству — в этих статьях не сказано. В действующем Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержится ни составов нарушений валютного законодательства, ни ответственности (санкций) за такие правонарушения в отличие от ранее действовавшего Закона РФ N 3615-1 Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета», N 240, 04.11.1992, в котором содержалась ст. 14, устанавливавшая ответственность за конкретные нарушения положений указанного Закона.

Особое указание в ст. 14 Закона N 3615-1 содержалось в отношении должностных лиц резидентов и нерезидентов, а также физических лиц, которые могли быть привлечены к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как видим, в этой части нормы ранее действовавшего Закона N 3615-1 также носили бланкетный характер.

Указанные положения Закона N 3615-1 1992 г. об ответственности позволили Конституционному Суду Российской Федерации сформулировать понятие валютного правонарушения. Так, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 марта 1999 г. N 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. N 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 21. Ст. 2668. указал следующее: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица…».

Согласно ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий Гафарова Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ // «Финансовое право», 2009, N 7.:

1) проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Вместе с тем необходимо отметить, что в результате проведения контрольных мероприятий органы валютного контроля вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *