Ведение лесного хозяйства

Постановление

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР
от 13 февраля 1991 г. N 94
г. Москва
Об утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства РСФСР

Совет Министров РСФСР
постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве лесного хозяйства РСФСР.

2. Признать утратившими силу постановления Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1971 г. N 661 и от 12 июля 1982 г. N 402.

Положение

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров
РСФСР
от 13 февраля 1991 г. N 94

1. Министерство лесного хозяйства РСФСР является республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство лесным хозяйством в республике через территориальные органы, и в своей деятельности подчиняется Совету Министров РСФСР.

2. Основными задачами Министерства лесного хозяйства РСФСР являются:
государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
разработка и реализация государственных программ по развитию лесного хозяйства в целях обеспечения рационального использования лесов, повышения их продуктивности и улучшения качественного состава;
государственный контроль совместно с Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
охрана лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, наносящих ущерб лесу, защита от болезней и вредителей леса;
проведение работ по защитному лесоразведению, облесению пастбищ в пустынных и полупустынных районах;
создание условий для деятельности предприятий и организаций на принципах хозяйственного расчета, аренды, самофинансирования и рыночных отношений.

3. Министерство лесного хозяйства РСФСР в своей деятельности руководствуется законами РСФСР, другими актами, принятыми Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, Президиумом Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства РСФСР, действующим на территории республики законодательством СССР, а также настоящим Положением.
Министерство лесного хозяйства РСФСР обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Совета Министров РСФСР.

4. Министерство лесного хозяйства РСФСР в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет прогнозирование и разрабатывает программы развития лесного хозяйства РСФСР и механизм их реализации;
обеспечивает комплексную увязку предложений территориальных органов управления лесным хозяйством с долговременными экономическими нормативами, лимитами государственных капитальных вложений;
организует работу по повышению рентабельности производства, проводит мероприятия по интенсификации ведения лесного хозяйства и эффективному использованию основных фондов, оборотных средств и банковских кредитов на предприятиях и в организациях Министерства;
обеспечивает организацию работ по воспроизводству лесных ресурсов, уходу за лесом, осуществляет мероприятия по улучшению состояния и повышению производительности лесов, созданию защитных и противоэрозионных лесных насаждений, проведению лесоосушительных работ и дорожному строительству;
проводит мероприятия по сохранению и улучшению водоохранных лесов, ценных лесных массивов, лесов зеленых зон вокруг населенных пунктов и других лесов, выполняющих климаторегулирующие, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие защитные функции; обеспечивает создание в уникальных природных лесных комплексах условий для развития организованного отдыха населения, осуществляет руководство государственными природными национальными парками, находящимися в ведении Министерства;
осуществляет государственный контроль совместно с природоохранными органами за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов и использованием лесных ресурсов предприятиями и организациями, ведущими работы в лесах независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности;
проверяет правильность ведения лесного хозяйства, использования земель государственного лесного фонда в соответствии с целевым назначением этих земель;
организует охрану лесов от пожаров, а также от самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу; руководит государственной лесной охраной на предприятиях и в организациях Министерства, осуществляет лесопатологический надзор и учет очагов вредителей и болезней леса, проводит профилактические и другие мероприятия по борьбе с вредными насекомыми и болезнями леса;
ведет в установленном порядке государственный учет лесов, государственный лесной кадастр, а также учет состояния и использования земель государственного лесного фонда;
организует проведение лесоустройства, утверждает расчетные лесосеки по лесохозяйственным предприятиям, а также по республикам, входящим в состав РСФСР, автономным областям, автономным округам, краям и областям по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по экономике;
организует и развивает лесосеменное дело и лесные питомники, обеспечивает заготовку семян древесных и кустарниковых пород, выращивание посадочного материала для удовлетворения потребности в них предприятий и других организаций, выполняющих лесовосстановительные работы и создающих защитные лесные насаждения;
организует выполнение подведомственными предприятиями по договорам с колхозами и совхозами лесохозяйственных, лесокультурных и лесозащитных работ;
обеспечивает своевременное выделение лесосечного фонда лесозаготовительным предприятиям, организациям и учреждениям под имеющиеся производственные мощности в пределах расчетных лесосек, организует отпуск древесины на корню и передачу насаждений в подсочку;
организует заготовку и переработку дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов и других продуктов побочного пользования в лесах, а также проводит работу по улучшению сенокосных и пастбищных угодий, содействует развитию подсобных сельских хозяйств, садоводства, огородничества, пчеловодства, проводит мероприятия по развитию торговли и общественного питания в системе Министерства;
обеспечивает проведение биотехнических мероприятий и руководит охотничьим хозяйством на предприятиях Министерства;
осуществляет капитальное строительство в целях улучшения условий труда, жилищно-бытовых условий рабочих и служащих предприятий и организаций, подведомственных Министерству;
определяет объемы капитальных вложений на природоохранные объекты;
финансирует в установленном порядке подведомственные предприятия и организации;
организует учет и отчетность на предприятиях и в организациях, рассматривает и утверждает отчеты и балансы территориальных органов управления лесным хозяйством в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях, автономных округах, краях и областях; составляет сводные балансы по видам хозяйственной деятельности Министерства;
организует контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
учреждает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке предприятия и организации Министерства;
организует материально-техническое снабжение подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
проводит работу по подбору и воспитанию руководящих работников и специалистов, организует их подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации кадров лесных профессий; изучает потребности и распределяет выделяемых в распоряжение Министерства выпускников высших и средних специальных учебных заведений; проводит мероприятия по закреплению кадров;
осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;
организует работу по улучшению охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и соблюдению правил пожарной безопасности на предприятиях и в организациях;
осуществляет мероприятия по внедрению в практику лесного хозяйства передового опыта; проводит работу по совершенствованию системы оплаты и материального стимулирования рабочих и специалистов; способствует развитию кооперативов и подсобных производств на предприятиях; обеспечивает внедрение прогрессивных форм организации и оплаты труда работников с максимальной ориентацией их на достижение высоких конечных результатов;
организует своевременное и внимательное рассмотрение писем (заявлений и жалоб) трудящихся, предложений народных депутатов;
организует учет и отчетность по установленным формам;
совместно с Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию определяет политику и практику рационального использования лесных ресурсов и повышения экологической ценности леса;
проводит единую техническую политику в лесном хозяйстве по развитию научных исследований и разработке научно-технических проблем в отрасли;
осуществляет руководство подведомственными учебными заведениями.

5. Министерству лесного хозяйства РСФСР предоставляется право:
а) привлекать по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами научные учреждения, научных работников и специалистов к разработке отдельных вопросов, связанных с лесным хозяйством и проведением экспертиз;
б) привлекать в установленном порядке лесозаготовительные предприятия министерств и ведомств к заготовке лесных семян;
в) рассматривать на заседаниях коллегии Министерства вопросы ведения лесного хозяйства, охраны и защиты леса и правильного использования лесных ресурсов предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими работы в лесах, независимо от их ведомственной принадлежности;
г) получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, ведущих работы в лесах, материалы по вопросам ведения лесного хозяйства, охраны и защиты леса и правильного использования лесных ресурсов;
д) издавать в установленном порядке техническую литературу по вопросам лесного хозяйства, лесоразведения, лесомелиоративных мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией почв.

6. Министерство лесного хозяйства РСФСР в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции, другие нормативные акты и дает указания на основе и во исполнение законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, Президиумом Верховного Совета РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР, действующего на территории республики законодательства СССР; организует и проверяет их исполнение.
Министерство лесного хозяйства РСФСР в необходимых случаях издает с другими министерствами и ведомствами РСФСР совместные акты.

7. Министерство лесного хозяйства РСФСР возглавляет Министр, назначаемый в соответствии с Конституцией РСФСР Верховным Советом РСФСР.
Министр лесного хозяйства РСФСР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров РСФСР. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.
Министр лесного хозяйства РСФСР:
а) руководит деятельностью Министерства;
б) несет персональную ответственность за выполнение Министерством возложенных на него задач и осуществление им своих функций, устанавливает степень ответственности заместителей Министра и руководителей структурных подразделений Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства, а также за работу подведомственных предприятий и организаций;
в) утверждает структуру центрального аппарата Министерства в пределах установленных Советом Министров РСФСР фонда оплаты труда и предельной численности его работников, штатное расписание центрального аппарата, положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке уставы подведомственных Министерству предприятий и организаций;
г) утверждает, назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства. Наем (назначение, избрание) руководителей предприятий производится в установленном порядке;
д) поручает решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Министерства, структурным подразделениям Министерства и территориальным органам лесного хозяйства.

8. В Министерстве лесного хозяйства РСФСР образуется коллегия в составе Министра (председатель) и заместителей Министра по должности, а также других руководящих работников системы Министерства.
Члены коллегии Министерства утверждаются Советом Министров РСФСР.
Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы развития лесного хозяйства и промышленного производства, а также другие вопросы деятельности Министерства, обсуждает вопросы практического руководства предприятиями и организациями лесного хозяйства, проверки исполнения, подбора и расстановки кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей лесного хозяйства в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях, автономных округах, краях и областях, а также руководителей предприятий и организаций.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

9. В Министерстве лесного хозяйства РСФСР создается Научно-технический совет.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром лесного хозяйства РСФСР.

10. Министерство лесного хозяйства РСФСР имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием.

Лауреатом премии «Руководитель года — 2019. Элита национальной экономики» стал директор ГОЛХУ «Стародорожский опытный лесхоз» Валентин Михайлович Цвирко.

Учредителем премии является популярный бизнес-журнал «Дело». Судя по всему, впервые руководитель лесохозяйственного учреждения удостоился статуса бизнес-элиты.

Валентин Цвирко из тех руководителей, о которых говорят: сам себя сделал. Его родители были простыми селянами. В своей профессиональной деятельности он никогда ни от кого не ждал помощи.

Валентин Михайлович уже двадцать четвертый год руководит Стародорожским опытным лесхозом. «Все старания, весь опыт, всё, что было во мне, вложено в этот лесхоз», — говорит он. И это не пустые слова. Под его руководством хозяйство совершило революционный прорыв в своем развитии.

Лесхоз не единственный передовой в лесном хозяйстве. Как же получилось, что именно он получил эту награду? Этот вопрос нужно задать учредителям премии. К сожалению, связаться с ними заблаговременно при подготовке статьи не получилось. Уверены, что свой выбор они обоснуют завтра, во время торжественной церемонии награждения лауреатов.

Зато мы побеседовали с Валентином Цвирко, и он уверил, что лесхоз не подавал никаких заявок на участие в каких-либо конкурсах. Поэтому новость о присуждении премии стала для него полной неожиданностью. В то же время директор лесхоза считает награду заслуженной. Он много лет отработал в лесном хозяйстве. Лесхоз постоянно является одним из лидирующих в отрасли. Раньше учреждение заносилось на Республиканскую доску Почета. Оно также признавалось лучшим экспортером по версии Белорусской торгово-промышленной палаты.

Воспользовавшись случаем, мы задали лауреату несколько вопросов о его работе. И, естественно, спросили, в чем, по его мнению, главный секрет успешной работы руководителя на пред­прия­тии?

— Какие сложности в современных условиях приходится преодолевать руководителю?

— Основная проблема — нестыковки в нормативной документации. Одни их трактуют так, другие иначе. Еще хочется отметить, что резко увеличился за последние годы документооборот. Вроде бы мы внедряем компьютерные технологии, автоматизацию управления и делопроизводства. А бумаг различных, запросов и писем, становится всё больше. Ведомственная и районная деловая переписка сильно разрослась.

— Какой бы совет вы дали своим коллегам, молодым руководителям лесхозов?

— У каждого из нас свои ситуа­ции и свои проблемы, которые нужно решать. Посоветовать могу только быть смелее в решениях, не бояться брать на себя ответственность. У нас есть много ини­циативных руководителей, но часто они боятся сделать что-то неправильно. Раньше не было боязни совершить ошибку, потому что за ошибки не наказывали так строго. Но, если человек работает, если он внедряет что-то новое, ошибки неизбежны. Когда я пришел в Стародорожский лесхоз, здесь был маленький цех с одной пилорамой. А сегодня мы отгружаем потребителям сорок машин пиломатериалов ежемесячно. Кроме этого, еще и оцилиндровываем бревно. При принятии решений о техническом перевооружении и модернизации производства всегда есть риск допустить ошибку.

У нас, например, своих денег не было. Мы для этого привлекали кредитные средства и лизинг. Тоже были разные опасения. Но сегодня мы имеем, помимо прочего, большое сушильное хозяйство. Каждый кубометр высушенной доски дает нам дополнительно 20 евро выручки. Собственная котельная лесхоза работает на опилках и отходах, которые когда-то просто выбрасывались… Всё, что другим когда-то казалось несбыточным или трудным, у нас стало реальностью.

— На следующий год какие планы? Уверенно ли вы смотрите в завтрашний день?

— Мы запланировали строительство автоматической линии по производству пеллет. В сле­дующем году будем ее строить. Сейчас идет проектирование. Планируем перерабатывать в год 70 тыс. кубометров дровяной древесины и отходов в пеллеты.

«Залог успешной работы, я считаю, заключается в полнейшей дисциплине как самого руководителя, так и всего коллектива.Коллектив должен быть сплоченным. Ведь это не один руководитель достигает таких результатов, а вся команда, все люди, которые вместе с ним работают. И еще должно быть четкое исполнение каж­дым своих обязанностей. Только когда каждый свое­временно будет делать то, что ему положено, тогда и будет результат.»

Лесным кодексом предусмотрены меры по возмещению потерь и убытков лесного хозяйства лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, связанных с нарушением правил лесопользования и лесного законодательства, а также в связи с переводом лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и (или) изъятием земель лесного фонда. Порядок возмещения этих потерь и убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лесной фонд — земли, занятые лесом и предназначенные для его выращивания, а также ведения лесного хозяйства.

Ведение лесного хозяйства в лесах государственного значения возлагается на. лесохозяйственные предприятия. Эти леса являются основным источником удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине и другой лесной продукции.

В лесном хозяйстве возникает необходимость двойной сертификации: — сертификации систем управления лесами (ведения лесного хозяйства), обеспечивающей сохранение биологического разнообразия через применение соответствующих систем лесопользования (рубок и лесовосстановления); — сертификации продукции, получаемой из древесины (Страхов, Кожухов, 1997 и др.) и из лесных недревесных растений (ягод, грибов, лекарственных растений). Лесоводственные системы являются важнейшей составной частью ведения лесного хозяйства. С учетом зарубежного и отечественного опыта предлагаются принципы организации деятельности экологической сертификации лесоводственных систем (рис. 46).

Для лесного охотоведения ведущим фактором следует считать лесоэксплутацию и приемы ведения лесного хозяйства. По существу лесоэксплуатация есть один из разделов лесного хозяйства, но в нашей действительности они разобщены организационно. Причины в том, что лесное хозяйство по своей специфике смотрит в будущее, не рассчитывая увидеть плоды своих усилий, так как лес растет медленно, а лесоэксплуатация заботится о древесине, о достижении промышленной задачи сегодняшнего дня. Это и заставляет нас рассматривать эти две стороны деятельности человека в лесу в какой-то мере раздельно. Тем более, что с лесным хозяйством, построенным на научных рациональных основах, охотничье хозяйство легко может найти взаимопонимание и согласованность действий и стремлений.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Отличия в ведении лесного хозяйства, обусловленные историческим развитием этих районов, способствовали возникновению мозаичности их растительного покрова с большим диапазоном устойчивости насаждений к болезням. В лесах наряду с высокопродуктивными дре-востоями (до 1000 куб. м на 1 га) на тысячах гектаров имеются насаждения, которые гибнут вследствие грибных болезней и других неблагоприятных факторов.

Однако при ведении лесного хозяйства в насаждениях, подвергающихся воздействию промышленных выбросов, особенно ранее ослабленных за счет других факторов (выпас скота, сенокошение, энто- и фитовредители), необходимо решать две взаимосвязанные задачи: повышение устойчивости, долговечности выращиваемых насаждений и сокращение до минимума возможных потерь древесины при распаде древостоев. Эти проблемы решаются путём проведения организационных, лесохозяйственных, лесокультурных, лесозащитных и селекционных мероприятий.

Например, в Лесном кодексе финансовым проблемам посвящен разд. Соотношение дальнейшего использования полученных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ равно 40 : 60. При этом имеется ряд либеральных оговорок, делающих получение средств проблематичным.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном фонде могут быть выделены особо защитные участки лесов (ОЗУЛ) с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие). Особо защитные участки лесов выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических и социальных функций таких участков путем установления в них соответствующего порядка ведения лесного хозяйства и лесопользования («Основные положения по выделению особо защитных участков леса”, утверждены приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. № 348).

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Опыт организации лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности показывает, что с 1800 года, т.е. за 200 лет истории развитая лесного хозяйства и лесной промышленности, было 15 периодов развития организационно-управленческой деятельности. Каж- дому периоду были присущи свои специфические черты в организа-» ции ведения лесного хозяйства и лесной промышленности, но во все времена главным стоял на повестке дня вопрос взаимосвязи воспроизводства и использования лесных ресурсов.

Основной задачей ведения лесного хозяйства в рекреационных зонах кроме проведения чисто лесоводческих мероприятий (создание ландшафтных культур, проведение ландшафтных и санитарных рубок, реконструкция насаждений и т. п.) являются строительство подъездных путей, прокладка пешеходных троп и туристских маршрутов, обустройство мест отдыха, спортивных площадок, стоянок для автомашин и др. Устанавливая предельные нормы нагрузок, необходимо регламентировать посещаемость населения, разъяснять правила поведения в лесу, вводить ответственность за их нарушение.

Дифференцированное ведение лесного хозяйства по водосборам является важной частью экологического лесопользования. Оно должно осуществляться на основе учета комплекса лесово-дственных, экономических, экологических, технологических, организационно-административных и социальных факторов по каждому водосбору. Более подробно этот вопрос рассматривается в параграфе 3.3.

Основная компонента лесного дохода попенная плата определяется как стоимость древесины (на корню). Стоимость эта колеблется в зависимости от лесоэкономической зоны, породы деревьев в древостое (сосна, ель, береза и т.д.), качества древесины (деловая, дрова), ассортимента деловой древесины (крупная, средняя, мелкая), расстояния от лесосеки до пункта погрузки или потребления (переработки) древесины. Таким образом, попенная плата неявно включает в себя дифференциальную ренту. К сожалению, попенная плата не стимулирует в должной степени к рациональному лесопользованию в силу явно заниженного уровня. В настоящее время она способна покрывать около 50% расходов на ведение лесного хозяйства, включая затраты на воспроизводство леса. В стоимости продукции леспромхозов она составляет в среднем 7 — 8% .

Современный уровень ведения лесного хозяйства позволяет установить это условие в качестве требования к лесохозяйственным подразделениям предприятий — лесничествам. В качестве же экономического рычага можно предложить следующую экономическую систему управления процессом воспроизводства лесных ресурсов на каждом УВЛ.

Платежи за пользование лесным фондом. Платежи за лесные ресурсы выполняют несколько важных функций: возмещают в определенной мере затраты на ведение лесного хозяйства, создают лесопользователям, эксплуатирующим разнокачественный лесной фонд, равные хозрасчетные условия деятельности, стимулируют рациональное использование лесных ресурсов.

Во всех периодах нормой ведения лесного хозяйства в лесных предприятиях являлся единый процесс выращивания и использования лесных ресурсов, что способствовало как положительным, так и отрицательным изменениям в лесном фонде.

В Особенную часть включен разд. Здесь регулируются заготовка древесины и способы рубок, правила заготовки живицы, порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских, туристических и иных целей; в общих чертах определяются статус заповедников, заказников и иных особо охраняемых территорий, а также статус лесов, расположенных на землях обороны, городских поселений, порядок использования древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, водного фонда (гл. 17—19).

Одной из мер дифференцированного ведения лесного хозяйства по водосборам является увеличение доли лесосеки по лиственной древесине, так как ежегодно в лесах европейской части происходит смена хвойных пород на лиственные.

Лямеборшай С.Х. Совершенствование ведения лесного хозяйства в лесах I группы /Лесная промышленность. — М, 1973. — № 6.-С. 21-22.

Одним из методов дифференцированного ведения лесного хозяйства и лесопользования, как было уже сказано, является метод хозяйствования по водосборам.

В целях организации дифференцированного ведения лесного хозяйства с учетом народнохозяйственного значения лесов, их местоположения и выполняемых ими функций леса делятся на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы, колхозные леса — на первую и вторую группы. К первой отнесены зеленые зоны вокруг городов и промышленных центров, запретные полосы вдоль рек и вокруг водоемов, защитные полосы вдоль железных и шоссейных дорог, курортные, поле- и почвозащитные, а также мемориальные леса, заповедники, заказники. Они составляют 115,9 млн. га, или около 15% общей лесной площади страны. Здесь установлен особый режим ведения хозяйства и строго регулируется рубка.

В процессе лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

Одним из направлений дифференцированного ведения лесного хозяйства по водосборам является и специализация по выращиванию монокультур на больших площадях для удовлетворения потребностей целлюлозно-бумажной промышленности. Речь идет о переходе баз лесоперерабатывающей промышленности на замкнутые циклы лесопользования, где будут функционировать лесосеки с равномерным размещением насаждений в пространстве и во времени. Достижение такого «нормального» леса позволяет повысить интенсификацию лесного хозяйства путем внедрения комплекса мер по улучшению качественного состава леса и повышению его продуктивности.

Выполнение указанных концептуальных требований при ведении лесного хозяйства — это и есть переход к экологическому лесопользованию.

Использование типологии осушенных лесов в качестве основы ведения лесного хозяйства не исключает применение таблиц хода роста в качестве вспомогательного пособия. В таких случаях обычно используют текущий (динамический) класс бонитета и хозяйственный возраст, определенный на основе измерений средней высоты и прироста в высоту древостоя. Однако следует учесть, что, по существу, таблицы хода роста являются не совсем удачной попыткой оптимизации лесовыращивания. Если параметры так называемых нормальных молодых древостоев в практике достигаются без особого труда, то сумма площадей поперечного сечения спелых древостоев, отвечающая полноте 1,0, наблюдается крайне редко, вероятность достижения такой цели в хвойном лесу только 0,003—0,004, т.е. 3—4 случая из каждой тысячи спелых древостоев. Работать с такими нормативами вряд ли возможно. Детерминированные модели, построенные на основе таблиц хода роста, обычно ставят перед лесным хозяйством нереальные задачи. Современным требованиям не отвечают также ’’линейные” описания леса и его компонентов, в которых дается перечень разных признаков, но отсутствует четкое разграничение изучаемых систем и явлений.

Осуществить задачу экологического лесопользования — значит выработать основы ведения лесного хозяйства в устраиваемых объектах, т.е. установить экономические и хозяйственнотехнические формы хозяйства, характер организуемого производства, -систему лесохозяйственных и лесопромышленных мероприятий. В процессе оптимизации решаются также вопросы по -организации лесного хозяйства и проектированию объемов лесохозяйственных мероприятий, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей деятельности.

Примером «мягкого” управления природой может служить сопоставление двух форм ведения лесного хозяйства — сплошнолесосечная («жестское” воздействие) и выборочная рубка («мягкое” воздействие). Так можно считать экономически более рентабельной сплошную рубку, когда в один прием забирается вся древесина. ¿Зри выборочной рубке возникает много осложнений технического порядка, и поэтому «древесина оказывается дороже. При этом предполагается, что на сплошных лесосеках лес можно и нужно восстанавливать путем его массовой посадки (это мероприятие обходится в целом недорого). Но при сплошных рубках постепенно теряется сама лесная среда, что приводит к падению уровня рек, к заболачиванию, зарастанию лесосеки нелесными видами растений, препятствующих росту леса, возникновению очагов размножения вредителей леса и других неблагоприятных последствий. В итоге более низкие начальные затраты «жесткого” мероприятия приводят к цепи ущербов, требующих для их ликвидации больших расходов. При выборочной же рубке управление восстановлением леса облегчается из-за сохранения лесной среды, и повышенные начальные затраты окупаются в результате предотвращения ущербов.

Распространение болезней и вредителей леса в настоящее время обусловлено неправильным ведением лесного хозяйства в предгорных и горных условиях в прошлом.

На федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по лесоустройству и государственному учету.

В зависимости от различных подходов схема расчетов также может различаться. Так, например, охотничье хозяйство владело только собственно объектами охоты й не владело охотничьими угодьями. Леса относились к ведению лесного хозяйства, являясь одновременно охотничьими угодьями, сельскохозяйственные угодья — к ведению сельского хозяйства. Это порождало методики расчета ущербов только для охотничьих животных или для охотничьих животных вкупе с охотничьими угодьями.

Уничтожение природных экосистем в результате: превращения их в сельскохозяйственные угодья, включая распашку степей; ведения лесного хозяйства нерациональными методами, приводящими к сокращению биоразнообразия; различных видов строительства; добычи полезных ископаемых; осушения болот; водной и ветровой эрозии почв; гидростроительства, создания водохранилищ, уничтожения малых рек.

Одной из основных задач Рослесхоза является организация радиационного контроля и осуществление мероприятия- по обеспечению безопасного ведения лесного хозяйства на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами.

Седьмой принцип рационального лесопользования — это переход предприятий на непрерывное лесоустройство, для чего необходимо ежегодно проводить мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования на каждом предприятии, обнаруживая при этом преимущества и недостатки хозяйственной деятельности.

Как видно из приведенной схемы, учесть все взаимосвязи при оптимизации экологического лесопользования невозможно, и вместе с тем, оставить основные из них без внимания — обрекать ведение лесного хозяйства на провал. Выход — многоступенчатый подход к оптимизации экологического лесопользования, речь о котором пойдет в последующих главах.

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Природоохранные затраты — это расходы на природоохранные мероприятия (снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и земель; мелиорация и рекультивация земель; рациональное ведение лесного хозяйства и т. п.). Одной из главных особенностей оценки экономической эффективности мероприятий по охране ОС является то, что ее (эффективность) недопустимо определять на основании анализа деятельности только в базовом году, ибо восстановление природной среды — процесс длительный. Поэтому различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от проведения средозащитных мероприятий.

Земле- и лесоустройство как инструменты планирования представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Иерархичность системы ПТК позволяет согласовывать различные уровни и масштабы ландшафтного картографирования. Система ландшафтных единиц является научной основой экстраполяции характеристик лесов и способов ведения лесного хозяйства и эксплуатации лесных ресурсов.

Целью экологической сертификации является создание механизма оценки лесоводственных систем. Она предполагает разработку критериев и индикаторов, ио которым можно судить, насколько проведение лесоводственных мероприятий соответствует правилам ведения лесного хозяйства и экологических стандартов. Для многих стран Европы и Северной Америки (Германии, Австрии, Финляндии, Канады и др.) критерием экологичности считаются лесоводственные системы, которые гарантируют лесовосстановление в естественной среде. Конференция ООН по окружающей среде и развития в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Хельсинкская (1993 г.) и Монреальская (1994 г.), по существу , явились началом преобразований, связанных с введением экологической сертификации систем управления лесами (в том числе и лесоводственных систем) и лесной продукцией на рынке путем ее экологической маркировки.

В работе Мальгина освещается обширный опыт таксации казенных горнозаводских лесов Урала путем пробных площадей («частей») с диференциацией насаждений на густые, средние и редкие и применением учета кубатуры при срубке некоторых лесосек. Автор восстает против неправильного ведения лесного хозяйства (особенно в частных владениях) указывая, что важнейшими причинами уменьшения и «невозвратной потери» гороблагодатских лесов, отданных в 1782 г. Нижнетагильским заводам Демидовых, явились «совершенная бесхозяйственность последующего времени и ужасные лесные пожары».

Постепенные рубки давно привлекли внимание лесоводов нашей страны, разработавших ряд оригинальных схем, предложений, рекомендаций. Еще в 30-х годах XIX столетия они применялись в Лисинском учебно-опытном лесничестве (Тихонов, 1973). В действовавшей в то время Инструкции для составления предложений о ведении лесного хозяйства и устройства лесов вообще говорится, что на вырубаемых местах, или лесосеках, нужно оставлять для обсеменения изобилующие семенами деревья господствующей и лучшей породы в таком количестве, какое требуется для совершенного обсеменения вырубаемого пространства, н для защиты молодых всходов от климатических влияний, а почвы от зарастания травой. Когда молодые древесные растения достигнут возраста, не нуждающегося в защите, оставленные деревья вырубают сразу или постепенно.

На площадях, где уже выращено несколько поколений производных хвойных насаждений, насыщенность инфекцией корневых гнилей в западной части Украинских Карпат столь велика, что еловые культуры там сохнут, пораженные опенком, в возрасте 10—14 лет (предыдущие насаждения усыхали в 40—60 лет). Однако в практике ведения лесного хозяйства санитарное состояние участков часто не учитывается. На площадях, где имеются очаги опенка на высоте 600—800 м над уровнем моря и где вполне возможно провести смену пород, снова создаются культуры с преобладанием ели. Реконструкция еловых насаждений, породосмена — неотложные лесоводственные мероприятия по борьбе с опенком.

Наиболее общей нормой, регулирующей лесопользование на ООПТ является пункт 1 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 01.06.98 № 551), согласно которым в лесах ГПЗ, национальных парков и других ООПТ Правила применяются в части, не противоречащей режиму этих территорий, порядку ведения лесного хозяйства и использования лесов, установленному лесным законодательством и законодательством об ООПТ.

В этой связи любопытны наблюдения С.Н.Голубчикова. Он указывает на полезную способность лиственных лесов в максимальной степени накапливать зимние осадки и тем самым снижать воздействие мерзлотных процессов на биоту почвенноэлювиального слоя. Ельники оказываются в этом отношении наименее ценными и, таким образом, необходимость их репродуцирования для целей более успешного ведения лесного хозяйства наталкивается на интересы улучшения экологического потенциала лесов.

Если пески, более богатые питательными веществами, могут пойти под разведение вишневых и сливовых садов, а на юге под абрикосовые насаждения и виноградники, то превращение бедных летучих песков в удобные земли возможно только путем лесоразведения. В последнее время летучие пески начинают появляться там, где их прежде не было: в Псковской и Челябинской областях, в районе ленточных боров Западной Сибири. Эти факты сигнализируют о нерациональном ведении лесного хозяйства в недавнем прошлом и необходимости принятия срочных мер к разведению лесных насаждений в названных районах.

Особенно заметное развитие лесоводственная литература получила к 70-м годам XVIII в., когда стали издаваться Труды Вольного Экономического общества — старейшего научного общества в России, учрежденного в 1765 г. В этих Трудах опубликован ряд работ пионеров отечественного лесоводства. Через 42 года после написания книги И. Т. Посошковым, одновременно с выходом в свет работы Фокеля (рис. 4), о которой мы уже говорили, в 1766 г. было опубликовано сочинение А. Т. Болотова (1738—1833) «О рублении, поправлении и заведении лесов» (рис. 5). В этом сочинении, основанном на личном практическом опыте ведения лесного хозяйства в Каширском уезде Тульской губернии, А. Т. Болотов разработал научные принципы рубок леса и искусственного лесовозобновления и описал свойства древесных пород.

За основу объединения типов леса в группы, следуя Колесникову, берется качественное сходство их типов условий местопроизрастания по ведущим факторам (трофность, влажность), что определяет однородность экологического облика растительности. В зависимости от экономических условий ведения лесного хозяйства группа типов леса может быть основной единицей, для которой необходимо планировать систему хозяйственных мероприятий (способ главной рубки, вид и метод рубок ухода, меры по лесовосстановлению и т. д.).

Хорошую возможность специалистам по биологии сохранения дает участие в восстановлении поврежденных и деградировавших экосистем . Восстановление поврежденных экосистем имеет высокий потенциал для увеличения и улучшения существующих систем на охраняемых территориях. Экологическое восстановления определяется как «процесс целенаправленного изменения местности для создания конкретной, естественной исторической экосистемы. Цель этого процесса состоит в восстановлении структуры, функции, разнообразия и динамики специфичной экосистемы” . Экология восстановления основывается на научном исследовании, которое дает методы, позволяющие осуществить подобное восстановление. Экология восстановления на заре возникновения использовала технологии восстановления функций экосистемы, имеющих коммерческую ценность: воспроизводство болот для предотвращения наводнений, восстановление горных разработок для предотвращения эрозии почвы, управление землепользованием для гарантированного производства трав, ведение лесного хозяйства для получения древесины и сохранения красоты местности. Однако эти технологии воспроизводят иногда только упрощенные сообщества или сообщества, которые не могут сами воспроизводиться. С появлением биологического разнообразия, представляющего важный общественный интерес, восстановление видов и целых сообществ включается как основная цель в планы по восстановлению. Во многих случаях от представителя бизнеса по закону требуют восстановление среды обитания, которую он нарушил.

Для ведения охотничьего хозяйства в равной мере необходимы как сами охотничьи лесные звери и птицы, так и лесная среда, благодаря которой они существуют, со всеми ее особенностями, свойствами и многообразием. Без среды обитания само существование животных невозможно. Отсюда следует, что биологические основы для осуществления успешного, рационального, научно обоснованного использования охотничьих ресурсов государственного лесного фонда едва ли не более необходимы, чем экономические и организационные предпосылки. Очень часто неудача определяется как раз ошибками и недоучетами биологических закономерностей, управляющих жизнью леса и его животного населения, особенно закономерностей экологических, т. е. определяющихся в данном случае взаимосвязями животного населения со средой его обитания.

В книге представлен подробный анализ проблем рационального природопользования, всесторонне обоснованы щшнципы и методы экологического лесопользования на основе системного подхода, разработана многоступенчатая (многофакторная) модель оптимизации основных видов пользования лесными ресурсами,. Автором исследованы теоретические и практические вопросы ведения непрерывного лесоустройства, предложены математические модели, даны рекомендации по внедрению. В современной лесохозяйственной и лесопромышленной практике могут быть востребованы предлагаемые автором методы определения возрастов рубки, размера расчетной Лесосеки, площади лесхозов, лесничеств и лесопромышленных предприятий. Впервые в нашей стране сформулированы этические нормы лесопользования и методы определения экологического ущерба от неправильного ведения лесного хозяйства и антропогенного воздействия.

Помимо вышеперечисленных лесохозяйственных мероприятий при оптимизации экологического лесопользования необходимо обращать внимание на рациональное использование трудовых ресурсов на уровне предприятия. При этом хозяйственная секция как основная единица в организационно-хозяйственном плане должна стать основой для создания условий дифференцированного ведения лесного хозяйства по водосборам. В дальнейшем дифференциация оптимизации экологического лесопользования будет идти от водосборов к выделу с обратной связью.

Существенной гарантией этических норм лесопользования в деле охраны лесов и их рационального использования является оптимальное сочетание основных направлений государственной экологической политики с принципами и методами экологического лесопользования. Это позволит устранить ошибки, допущенные в прошлом по отношению к лесным ресурсам, и определить оптимальный режим ведения лесного хозяйства. Естественно, в таких условиях огромное теоретическое и практическое значение приобретает проблема установления гармоничных связей между экологическим направлением и экономикой лесопользования, между потребностями экономического развития и необходимостью защиты и улучшения лесных ресурсов.

Земле- и лесоустройство как инструменты планирования представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

За последние годы в Европе, даже в районах, относительно удаленных от промышленных центров с их вредоносными выбросами (юг и юго-запад Германии), где расположены известные объекты классического лесоводства, выпадают кислотные дожди, создаются условия, неблагоприятные для ведения рационального лесного хозяйства в связи с загрязнением воздушной, водной и почвенной среды, вызывающим хроническое отравление лесов. Лесоводы в этой стране начали рассматривать возможные лесохозяйственные аспекты уменьшения вреда от кислотных осадков — их прямого и косвенного воздействий. Отравление деревьев и насаждений в ряде мест приводит к необходимости сокращения оборота рубки, увеличения объема лесозаготовок и огрубления способов рубок с вытекающими отсюда диспропорциями и в лесосырьевом, и в экологическом балансе. Эти катаклизмы вторгаются в современное лесное хозяйство многих регионов мира, сводя на нет все тонкости лесоводственного искусства, снижая уровень ведения хозяйства, создавая беспрецедентную угрозу существованию самих лесов.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПРИКАЗ
от 6 апреля 2015 года N 97
Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Рослесхоза от 28 декабря 2018 года N 1080
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казёнными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
приказываю:

1. Утвердить перечень источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепленных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, согласно приложению 1*.
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

2. Утвердить перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений — главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, согласно приложению 2*.
________________
* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

3. Закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (согласно приложению 2), источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, приведенных в приложении 1 к настоящему приказу.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, администрируют доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении источников согласно приложению 1, реализуя полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации:
формируют и представляют в орган, организующий исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации по доходам:
— прогноз поступления доходов в сроки, установленные нормативными правовыми актами по формам, согласованным с финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации, с одновременным представлением в Федеральное агентство лесного хозяйства;
— аналитические материалы по исполнению бюджета в части доходов бюджета субъекта Российской Федерации в установленные законодательством Российской Федерации сроки;
— сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета субъекта Российской Федерации;
— сведения, необходимые для составления и ведения кассового плана;
исполняют полномочия администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с правовыми актами, ими принятыми.

5. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2013 N 418 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации».

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.А.Шишова.

Заместитель Министра природных
ресурсов и экологии Российской
Федерации — руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
И.В.Валентик

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Департамента
лесного хозяйства Костромской области
http://dlh44.ru (сканер-копия)
по состоянию на 27.05.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *