Верховный совет 1991

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 1963 г. № 1107

О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ В СССР

Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Установить, что государственный санитарный надзор за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, совнархозами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

2. Утвердить прилагаемое Положение о государственном санитарном надзоре в СССР.

3. В частичное изменение Постановления Совета Министров СССР от 9 января 1959 г. № 42 «Об изменениях функций и структуры центрального аппарата Министерства здравоохранения СССР» образовать в составе центрального аппарата Министерства здравоохранения СССР Главное санитарно-эпидемиологическое управление вместо Государственной санитарной инспекции с отделами радиационной безопасности и особо опасных инфекций.

4. Установить, что утверждение проектов строительства и норм проектирования производится лишь при наличии положительного заключения органов (учреждений) санитарно-эпидемиологической службы соответственно Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

5. На объектах Министерства путей сообщения, Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик и на объектах, расположенных на территории военных городков и учебных центров Министерства обороны СССР, санитарный надзор осуществляется медицинскими службами этих министерств и ведомств в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 Положения о государственном санитарном надзоре в СССР, а также в соответствии с гигиеническими нормами, правилами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР.

6. Обязать Советы Министров союзных республик, Министерство путей сообщения, Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР и Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР принять меры к укреплению материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы (строительство зданий, выделение помещений, обеспечение автотранспортом и т.д.), а также к укомплектованию органов и учреждений этой службы врачами, средним медицинским персоналом и другими специалистами.

7. Министерству путей сообщения, Главному управлению гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, Министерству обороны СССР, Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР и министерствам охраны общественного порядка союзных республик утвердить в 1963 году по согласованию с Министерством здравоохранения СССР положения о санитарном надзоре на подведомственных объектах.

8. Министерству здравоохранения СССР совместно с ВЦСПС и Исполкомом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить мероприятия по более широкому привлечению общественности к участию в контроле за соблюдением гигиенических норм и санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

9. Поручить Госплану СССР, Совету народного хозяйства СССР и Министерству здравоохранения СССР разработать и представить в Совет Министров СССР предложения об увеличении в 1964 — 1965 годах для нужд санитарно-эпидемиологической службы производства лабораторного оборудования, аппаратов, приборов и реактивов, а также автомобилей специальных типов и санитарных катеров для передвижных лабораторий и перевозки инфекционных больных.

10. Признать утратившими силу Постановления Совета Министров СССР от 21 ноября 1949 г. № 5272 «О Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-противоэпидемической службы» и от 23 января 1951 г. №199 «О санитарно-противоэпидемической службе СССР» и распоряжения Совета Министров СССР от 5 мая 1950 г. № 6684, от 21 октября 1952 г. № 27508, от 13 ноября 1954 г. № 12309 и от 20 июня 1955 г. № 4910.

Заместитель Председателя

Совета Министров Союза ССР

А.КОСЫГИН

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

Г.СТЕПАНОВ

Утверждено

Постановлением

Совета Министров СССР

от 29 октября 1963 г. № 1107

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ В СССР

1. Основной задачей государственного санитарного надзора в СССР является осуществление контроля за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха) вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, на оздоровление условий труда, обучения и быта населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний.

2. Государственный санитарный надзор в СССР осуществляется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, совнархозами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленных гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

3. Санитарно-эпидемиологическая служба, осуществляющая государственный санитарный надзор, возглавляется соответственно:

главным санитарным врачом СССР — заместителем Министра здравоохранения СССР;

главными санитарными врачами союзных республик — заместителями министров здравоохранения союзных республик;

главными санитарными врачами автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением — заместителями министров здравоохранения автономных республик или заместителями заведующих соответствующими отделами здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам;

главными санитарными врачами сельских районов — заместителями главных врачей районов по санитарно-эпидемиологическим вопросам;

главными санитарными врачами бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте.

Главный санитарный врач СССР назначается Советом Министров СССР.

Главные санитарные врачи союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением, сельских районов, бассейнов, портов и линейных участков назначаются соответственно Советами Министров союзных и автономных республик и исполкомами краевых, областных, окружных, городских, районных Советов депутатов трудящихся по согласованию с вышестоящими органами здравоохранения.

4. В систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющей государственный санитарный надзор, входят:

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР;

главные санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, — санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик;

санитарно-эпидемиологические станции союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением, сельских районов, бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте;

санитарно-эпидемиологические отделы районных больниц сельских районов.

5. Министерство здравоохранения СССР в области государственного санитарного надзора:

а) разрабатывает и утверждает на основании действующих законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР обязательные для выполнения всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, совнархозами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами гигиенические нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила по всем вопросам гигиены и эпидемиологии;

б) осуществляет контроль за соблюдением в общесоюзных типовых проектах строительства и нормах проектирования требований гигиенических норм и дает соответствующие заключения;

в) осуществляет контроль за качеством бактерийных, вирусных, риккетсиозных, диагностических препаратов, вакцин и сывороток, выпускаемых для нужд здравоохранения;

г) руководит работой органов санитарно-эпидемиологической службы министерств здравоохранения союзных республик, врачебно-санитарных служб других министерств и ведомств (за исключением Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и министерств охраны общественного порядка союзных республик) по проведению ими санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий, а также осуществляет контроль за этой работой.

6. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный контроль:

а) за выполнением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и решений Советов депутатов трудящихся по санитарно-эпидемиологическим вопросам, профилактических мероприятий, гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, требований, приказов и инструкций Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных и автономных республик и местных органов здравоохранения;

б) за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний и по санитарной охране территории СССР от завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний;

в) за проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых и культурно-бытовых целей населения, почвы и атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами;

г) за соблюдением гигиенических норм и санитарно-гигиенических правил при перспективном планировании развития промышленности, при проектировании, строительстве, реконструкции, изменении профиля и технологии производства предприятий, коммунальных сооружений и других объектов, а также при планировке и застройке населенных мест, строительстве жилых домов, общественных и других зданий и дают заключения по этим вопросам;

д) за проведением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения;

е) за осуществлением мероприятий по пропаганде санитарной культуры среди населения.

7. Главному санитарному врачу СССР, начальнику и заместителям начальника Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР, главным санитарным врачам союзных республик, начальникам и заместителям начальников главных санитарно-эпидемиологических управлений и санитарно-эпидемиологических управлений министерств здравоохранения союзных республик, главным санитарным врачам автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов в городах с районным делением, сельских районов, бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте предоставляется соответственно право:

а) давать министерствам, государственным комитетам, ведомствам, совнархозам, руководителям предприятий, организаций и учреждений, а также отдельным гражданам обязательные для них предложения о проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий, с указанием сроков их исполнения;

б) давать министерствам, государственным комитетам, ведомствам, совнархозам, предприятиям, организациям и учреждениям основанные на действующих гигиенических нормах, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правилах обязательные заключения по:

проектам планировки, застройки и благоустройства населенных мест;

проектам районной планировки и перспективным планам размещения промышленности;

нормам проектирования и проектам промышленного, коммунального, гидротехнического, жилищно-гражданского, транспортного и других видов строительства;

проектам отвода земельных участков под все виды строительства и по вопросам определения мест водозабора и условий спуска сточных вод;

проектам реконструкции, расширения, изменения профиля и технологии производства промышленных предприятий;

проектам государственных стандартов и технических условий на новые виды сырья, питьевую воду, продукты питания и промышленные изделия, подлежащие внедрению в производство и могущие оказать вредное влияние на здоровье работающих и населения или вызвать загрязнение внешней среды;

проектам и конструкциям новых видов технологического оборудования и рабочих инструментов, предназначенных для серийного выпуска, к которым предъявляются специальные требования в отношении безвредности их применения;

в) давать обязательные заключения о том, отвечают ли вводимые в эксплуатацию жилые дома, гражданские, культурно-бытовые здания и производственные объекты промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, гидротехнические и коммунальные сооружения, предприятия общественного питания, торговли и иные сооружения и объекты действующим гигиеническим нормам и санитарно-гигиеническим правилам;

г) запрещать впредь до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений, гражданских и культурно-бытовых зданий и других объектов, а также пользование судами, подвижным составом и самолетами в случаях установления неудовлетворительного санитарного состояния их или наличия опасности вредного воздействия на здоровье людей;

приостанавливать в случаях нарушения установленных гигиенических норм и санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил строительство зданий и сооружений, ввод в эксплуатацию вновь выстроенных, восстановленных и реконструированных жилых домов, гражданских, культурно-бытовых зданий, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений и объектов.

О запрещении эксплуатации и о приостановлении строительства объектов должностные лица санитарно-эпидемиологической службы доводят до сведения руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, совнархозов, предприятий, организаций и учреждений, которым подчинены объекты, а также до сведения банков, финансирующих строительство и эксплуатацию этих объектов;

д) выносить в необходимых случаях постановления об уничтожении, переработке или ином использовании пищевых продуктов, признанных непригодными к употреблению в пищу людям;

е) возлагать в необходимых случаях на научно-исследовательские учреждения и лаборатории санитарно-эпидемиологического профиля, независимо от их подчиненности, проведение гигиенической экспертизы;

ж) отстранять от работы инфекционных больных до излечения их, а также бактерионосителей и глистоносителей, если они могут представлять опасность заражения для других лиц;

з) требовать обязательной госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающего населения, в случае отказа их от госпитализации;

и) подвергать карантину, а также не допускать к работе отдельных лиц, бывших в контакте с инфекционными больными;

к) требовать проведения обязательной дезинфекции помещений и предметов, находившихся в пользовании больного и представляющих опасность в отношении распространения инфекционных заболеваний;

л) решать вопросы об обязательных профилактических прививках населению или отдельным его группам по показаниям;

м) беспрепятственно посещать объекты надзора в любое время суток при предъявлении служебного удостоверения установленной формы и давать предложения об устранении обнаруженных санитарных нарушений;

н) требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и документы, необходимые для выяснения санитарного и эпидемиологического состояния соответствующего объекта;

о) производить выемку пищевых продуктов, предметов и материалов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы, а также пробу пищевых продуктов.

8. Должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:

вносить на основании изучения санитарно-эпидемиологического состояния и заболеваемости населения на рассмотрение соответствующих органов предложения о проведении необходимых оздоровительных мероприятий;

сообщать руководителям предприятий, организаций и учреждений о несоблюдении подчиненными им работниками гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и противоэпидемических мероприятий и просить руководителей предприятий, организаций и учреждений о наложении на виновных дисциплинарных взысканий;

доводить до сведения партийных, профсоюзных и других общественных организаций о нарушении гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил для принятия мер общественного воздействия к виновным лицам.

9. Если меры дисциплинарного взыскания и общественного воздействия окажутся недостаточными, на виновных лиц может быть наложен денежный штраф.

Штрафы налагаются за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил планировки и застройки населенных мест, охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, радиационной безопасности, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и содержания жилых домов, гражданских, культурно-бытовых зданий, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений и объектов:

главным санитарным врачом СССР и его заместителями — в размере до 50 рублей на должностных лиц и до 10 рублей на граждан;

главными санитарными врачами союзных республик и их заместителями — в размере до 30 рублей на должностных лиц и до 10 рублей на граждан;

главными санитарными врачами автономных республик, краев, областей, округов, городов республиканского подчинения и главными санитарными врачами бассейнов — в размере до 20 рублей на должностных лиц и до 10 рублей на граждан;

главными санитарными врачами городов и районов и главными санитарными врачами портов, линейных участков на водном транспорте — в размере до 10 рублей на должностных лиц и на граждан.

Наложение и взыскание штрафов, а также обжалование постановлений о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Положением, производятся в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

В необходимых случаях должностные лица санитарно-эпидемиологической службы имеют право возбуждать перед органами прокуратуры вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности.

10. Действия главных санитарных врачей, кроме предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, могут быть обжалованы в 5-дневный срок вышестоящему должностному лицу санитарно-эпидемиологической службы, а действия главных санитарных врачей союзных республик — главному санитарному врачу СССР.

Действия главного санитарного врача СССР могут быть обжалованы Министру здравоохранения СССР.

Подача жалобы во всех случаях не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.

11. Государственный санитарный надзор проводится органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы с широким привлечением населения, профсоюзного актива, актива обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных советов при санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждениях, научных медицинских и технических обществ и их секций.

12. Порядок осуществления государственного санитарного надзора определяется также положениями и инструкциями, утверждаемыми Министерством здравоохранения СССР.

13. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы имеют печать с изображением соответственно Государственного герба СССР или государственного герба союзной республики и со своим наименованием.

Верховный Совет РСФСР
Верховный Совет Российской Федерации
Верховный Совет РСФСР
Верховный Совет Российской Федерации

Герб до (слева) и после (справа) распада Советского Союза

Тип

Тип

Верховный Совет

  • Однокамерный (до 1990 г.)
  • Двухпалатный

Камеры

Совет Национальностей
Совет Республики

История

Создано

1938 г.

Распущен

1993 г.

Предшествует

ВЦИК и Всероссийский съезд Советов

Преемник

Федеральное Собрание России

Лидерство

Председатель Верховного Совета

Руслан Хасбулатов (последний)

Председатель Совета Национальностей

Председатель Совета Республики

Вениамин Соколов

Сиденья

Динамический (1938–1978)

  • 1 депутат на 150 000 граждан (1938–1978)

975 (1978–1990)
252 (1990–1993)

Выборы

Последние всеобщие выборы

16 мая — 22 июня 1990 г.
Первая сессия Съезда народных депутатов России ( косвенная ).

Место встречи

белый дом

Сноски

Последниепрямые(носфальсифицированные) всеобщие выборы в Верховный Совет РСФСРпроводились в 1985 году. Полномочия этого Верховного Совета (XI созыва) истекли в мае 1990 года (всего через несколько месяцев после принятияконституционных поправок 1989 года).

Верховный Совет в РСФСР ( России : Верховный Совет РСФСР , Verkhovny Sovet РСФСР ), а затем Верховный Совет Российской Федерации ( российской : Верховный Совет Российской Федерации , Verkhovny Sovet РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ) был высшим правительственным учреждением РСФСР в 1938 году –1990; в 1990–1993 гг. — постоянно действующий парламент , избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации ).

Верховный Совет РСФСР был создан по аналогии с Верховным Советом СССР в 1938 году вместо Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) как высшего органа власти России.

В 1940-е годы Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР располагались в бывшем особняке графов Остермана (ул. Делегатская, 3), который позже в 1991 году был передан под музей. Заседания проходили в Большом Кремлевском дворце . В 1981 году Верховный Совет переехал в специально построенное здание на Краснопресненской набережной — Дом Советов .

Верховный Совет был упразднен в октябре 1993 года (после событий конституционного кризиса в России 1993 года ) и заменен Федеральным Собранием России (состоит из Совета Федерации России и Государственной Думы ), полномочия которого слабее, чем у Верховного Совета.

Сайт legalacts.ru «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации» является информационно-правовым, содержащим базу нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации и судебных актов, принятых судами Российской Федерации различного уровня, на основании действующего законодательства РФ.

На сайте представлены кодексы, законы, подзаконные нормативно правовые акты. Все документы на портале обновляются оперативно, в ежедневном режиме. Все документы представлены в актуальной редакции, для ряда документов дополнительно также приводятся редакции, утратившие силу. Кроме того, на сайте представлен целый ряд наиболее основополагающие с юридической точки зрения нормативно-правовых актов, ранее действующих на территории СССР и РСФСР.

Сайт является некоммерческим проектом, разработан в целях обеспечения открытости и доступности правовой информации.

Распространение правовой информации в России уже давно стало естественным процессом, в котором участвуют государство, граждане и негосударственные организации – независимые распространители правовой информации. И этот процесс неуклонно развивается, совершенствуются информационные технологии распространения и представления информации, обсуждаются принципы распространения новых видов правовой информации.

Основные принципы, которыми руководствуется редакция сайта legalacts.ru — это открытость, оперативность, полнота и достоверность правовой информации.

Публикация на портале legalacts.ru нормативно-правовых и судебных актов носит ознакомительный, справочный характер, и не порождает правовых последствий.

Официальной публикацией документа является его размещение на портале официального опубликования, в официальных печатных изданиях «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов Российской Федерации».

Помощь по работе с информацией на сайте

Найти нормативно-правовые акты на сайте можно с использованием следующих сервисно-поисковых возможностей.

1. Поиск по типу документа.

Все нормативные документы на сайте сгруппированы по соответствующим разделам, которые представлены в левом меню сайта. При нажатии на пункт меню соответствующего раздела, открывается полный список нормативно-правовых актов, представленных в соответствующем разделе.

— Кодексы РФ в действующей редакции – все кодексы Российской Федерации в действующей, актуальной редакции;

— Недействующие редакции кодексов Российской Федерации – отдельные кодексы Российской Федерации в недействующей, как правило первоначальной редакции.

— Кодексы СССР и РСФСР – отдельные кодексы СССР и РСФСР, действующие на территории СССР и РСФСР, как правило наиболее значимые и часто употребляемые в советский период.

— Судебная практика – решения судов различных инстанций и различных специализаций, принятие в порядке правоприменения действующего законодательства.

— Законы РФ – актуальные редакции законов Российской Федерации, в разделе представлены наиболее значимые и часто употребляемые в правоприменительной практике законодательные акты Российской Федерации.

2. Поиск по статьям документа.

На сайте предусмотрен поиск по номерам конкретных статей, или подборок статей документов, данный поиск осуществляется в разделе «Поиск по документам». Для поиска статей или их подборок по номеру, необходимо в разделе «Поиск по документам» выбрать соответствующий нормативный акт, в нижнем окне необходимо ввести через запятую номера статей, например:

Выберите закон — АПК РФ

Введите номера статей — 77, 126, 138

и нажать кнопку «искать». В открывшемся окне будет представлено название нормативно-правового акта и список запрашиваемых статей.

3. Поиск по тексту документа.

На сайте существует возможность найти любой фрагмент документа, содержащийся в тексте различных нормативно-правовых актов, представленных на сайте. Для осуществления поиска по тексту, необходимо выбрать из верхнего меню сайта пункт «Поиск», в открывшейся поисковой строке набрать слово, словосочетание или фразу, нажать кнопку найти. Результат поиска будет представлен в виде списка документов, или статей различных документов, содержащий заданные словоформы, выделенные шрифтом. Также, для оперативного поиска по тексту, на всех страницах сайта в левом верхнем углу представлено окно «Поиск по тексту».

4. Поиск по тегам (поиск по ключевым словам).

Для поиска различных нормативно-правовых актов по ключевым словам, неоходимо выбрать ключевое слово из списка слов, представленных в разделе «Теги». следует отметить, что в данном разделе представлены наиболее популярные и часто употребимые ключевые слова. При выборе конкретного ключевого слова формируется список нормативно-правовых актов или их статей, наиболее релевантные заданному ключевому слову.

5. Поиск по разделу «Популярные статьи и материалы»

В разделе «Популярные статьи и материалы» представлены популярные статьи и материалы, наиболее часто востребованные в правоприменительной практике.

Реконструкция невышедших номеров «Ведомостей Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» 1993-го года

(Информационная группа «Политика» (Белонучкин Г.В.) восстановила и выпустила из печати два последних тома «Ведомостей Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации». В них вошли последние неопубликованные официальные документы съезда и Верховного Совета (№ 38), а также документы съезда и Верховного Совета, принятые в условиях блокады (№ 39). Указанные публикации восполняют определенные пробелы в информации о законодательстве того периода, а также имеют существенное значение всесторонней и объективной оценки деятельности съезда и Верховного Совета РФ)

«Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» (до 30 января 1992 – «…РСФСР») издавались еженедельно по четвергам с 7 июня 1990 по 16 сентября 1993 года.
21 сентября 1993 года тогдашний Президент РФ издал и обнародовал указ № 1400 о роспуске Съезда и Верховного Совета и о приостановлении деятельности Конституционного Суда, но парламент этот указ не признал и продолжал работу вплоть до 4 октября, когда был распущен окончательно с применением бронетехники.
В отличие от Верховного Совета СССР, сумевшего выпустить в 1991 году заключительный, 52-й номер своих «Ведомостей…» со всеми прощальными документами Президента СССР и палат Верховного Совета и даже с алфавитно-предметным указателем и разослать его подписчикам, Верховный Совет России в 1993 году такой возможности был лишён. Редакция российских «Ведомостей…», работавшая не в осаждённом Доме Советов, а в парламентском здании на Новом Арбате, 19, была оперативно перепрофилирована на выпуск «Бюллетеня Центральной избирательной комиссии РФ». Выпуск «Ведомостей…» был прекращён номером 37 от 16 сентября 1993 года, причём номера 35, 36 и 37 подписчикам не рассылались, значатся в каталогах лишь в специальных фондах нескольких крупнейших библиотек страны и на руки выдаются неохотно.
Реконструкция невышедших номеров «Ведомостей…», призванная восполнить возникшую информационную лакуну, ведётся с 27 мая 2002 г. на интернет-сайте электронного периодического издания «ПОЛИТИКА» (politika.su).
Реконструированный 38-й номер «Ведомостей…» датирован не 23-м, а 21-м сентября 1993 года (хотя это не четверг, а вторник), поскольку это был последний день работы парламента и его органов в обоюдно признаваемом сторонами гражданского конфликта правовом поле. Иначе говоря, принятые до 20 часов этого дня акты Верховного Совета, его органов и должностных лиц являются действующими даже с точки зрения правового режима, установленного указом 1400.
В издание включены все обнаруженные в доступных источниках (официальные издания, правовые базы данных, архивы) акты Верховного Совета РФ, его палат и Президиума, Председателя ВС и его заместителей, Конституционного Суда РФ, выпущенные до 20 часов 21 сентября 1993 года и подлежавшие опубликованию, но не успевшие попасть в официально выпущенные номера «Ведомостей». Этих актов 151:

  • 10 актов Верховного Совета РФ от 21 июля – 17 сентября 1993 г., официально опубликованных в «Российской газете» и «Российских вестях» (6 законов, 3 постановления, одно заявление);
  • 93 акта, разосланных и включённых в правовые базы данных (21 постановление и одно заявление Верховного Совета от 12 августа – 17 сентября; 4 постановления Президиума ВС от 12 – 23 июля; 67 распоряжений Председателя ВС и его Первого заместителя от 26 мая – 21 сентября)
  • 5 актов (3 Постановления и 2 политически значимых Решения) Конституционного Суда РФ, провозглашенные 12 июля – 17 сентября 1993 г.
  • ещё 43 документа (6 постановлений и одно заявление, принятые Верховным Советом 17 сентября, а также одно постановление Совета Республики от 13 июля, 2 указа Президиума ВС от 27 августа, 3 постановления и 30 указов Президиума от 20 сентября), которые в общедоступные правовые базы не попали, но поступили в Государственный архив Российской Федерации. Некоторые из них значились в 1994 году в первой (ныне – недоступной) версии электронной правовой базы Государственной Думы, унаследованной ею от Верховного Совета.

Принятие одного постановления ВС от 17 сентября, а также одного постановления Совета Республики от 13 июля и 15 постановлений Президиума ВС от 20 сентября отражено в стенограммах ВС и Президиума ВС, однако окончательные тексты их составителем не обнаружены (доступные проекты приведены в Приложении 1). Все такие акты указаны в хронологическом приложении. Там же перечислены акты, не подлежавшие опубликованию, если они или хотя бы их названия доступны составителю.
Из числа распоряжений Председателя ВС РФ и его заместителей здесь публикуются лишь те, что включены в официальную базу правовых актов НТЦ «Система», созданную ФАПСИ и ныне управляемую Федеральной службой охраны РФ. В Государственном архиве РФ (Ф. 10026, Оп. 1, Д. 1675) имеется ещё несколько десятков распоряжений этого периода, касающихся назначений представителей в Конституционный Суд, командировок, совещаний, утверждения смет подведомственных учреждений и т. п.

В номер 39 включены документы, принятые Съездом народных депутатов, Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета, Председателем ВС и его заместителями, исполняющим обязанности Президента и Конституционным Судом Российской Федерации 21 сентября – 6 октября 1993 года: после издания 21 сентября 1993 года в 20.00 указа Президента России № 1400 о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о рекомендации Конституционному Суду приостановить деятельность. Число этих документов – 173:

  • 9 законов;
  • 43 акта (30 постановлений, 10 обращений и 3 заявления) Съезда народных депутатов;
  • 19 актов (18 постановлений и одно обращение) Верховного Совета;
  • 4 акта (1 постановление и 3 обращения) Президиума ВС;
  • 9 распоряжений Председателя ВС и его заместителей;
  • 8 других документов (2 заявления и 6 обращений) Председателя ВС;
  • Обращение Первого заместителя Председателя ВС;
  • Воззвание, подписанное Председателем ВС и и. о. Президента;
  • 71 документ (35 указов, 8 распоряжений, одно заявление, одно открытое письмо и 26 обращений, в том числе три совместных с Председателем ВС) и. о. Президента РФ;
  • 8 документов Конституционного Суда РФ и его Председателя (в том числе одно Заключение, одно Постановление и одно Решение КС).

Несколько актов, опубликованных в различных источниках как принятые документы, но идентифицированных составителем как непринятые проекты, а также акты, о которых невозможно точно установить, в какой редакции они были приняты и были ли приняты вообще, приведены в приложениях 1 и 2.
В третьем, нумерационно-хронологическом приложении – хроника работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета с 21 сентября по 4 октября 1993 г. с перечислением принятых актов, включая те, тексты которых найти не удалось. Отмечены нестыковки (включая дублирующиеся номера) в нумерации актов.
Четвёртое приложение – некоторые акты Конституционного Суда, принятые в декабре 1993 – марте 1995 г. и имеющие прямое отношение к теме сборника.
Пятое приложение – документы, связанные с мирными переговорами сторон, которые велись с 30 сентября по 3 октября при посредничестве Патриархии.
Шестое и последнее приложение – указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г., положивший начало конституционному кризису.
В сборник включён алфавитно-предметный указатель публикаций «Ведомостей…» за 1993 год. Завершается издание библиографическим списком источников и пояснениями к библиографическим сноскам.
Номер датирован 6-м октября 1993 года, поскольку к этой дате относится последний из опубликованных в основной его части документов, исходящий от Председателя Конституционного Суда РФ.

Реконструктор благодарит народных депутатов Российской Федерации С. Н. Бабурина, Г. В. Саенко, О. Н. Смолина и его помощника Д. Г. Карапетяна за существенную организационную помощь в поиске документов, а также М. О. Теплову и секретаря Президиума Верховного Совета РФ В. Г. Сыроватко за помощь в редакционной подготовке издания. Отдельная благодарность – сотрудникам государственных архивов РФ, без содействия которых работа над сборниками заняла бы не 11 лет, а значительно больше.

Григорий Владимирович Белонучкин, 29.08.2013 г.
Источник опубликования: http://politika.su/1993/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *