Весовое хозяйство

Содержание

Организация весового хозяйства железнодорожного транспорта

Организация весового хозяйства железнодорожного транспорта

Весовое хозяйство железнодорожного транспорта состоит из ЗВВТ (указанных в пункте предназначенных для определения массы грузов, перевозимых железными дорогами, технических средств для выполнения контроля и обслуживания ЗВВТ, к которым относятся весопроверочные вагоны, весовые мастерские, весопроверочные автомобили и т.д.

Руководство весовым хозяйством на железнодорожном транспорте осуществляется:
на железных дорогах — службами коммерческой работы и маркетинга;

на дирекциях железных дорог — отделами коммерческой работы и маркетинга.

На Главное коммерческое управление возлагается:

организация разработки нормативной и технической документации по вопросам весового хозяйства;

участие в разработке технических условий и технических заданий на изготовление ЗВВТ и средств их поверки, участие в испытаниях опытных образцов и внедрение новых ЗВВТ;

взаимодействие с Госпотребстандартом по вопросам метрологического обеспечения ЗВВТ;

проведение ревизий и проверок технического состояния, использования и контроля обслуживания ЗВВТ, установленных на железных дорогах и подъездных путях сторонних организаций;

запрещение эксплуатации ЗВВТ собственности железных дорог, не отвечающих требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов;

запрет приема к перевозке грузов, взвешенных на ЗВВТ сторонних организаций, не соответствующих требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов. Выдача грузов с составлением коммерческих актов, взвешенных на таких весах, не допускается;

На службы коммерческой работы и маркетинга железной возлагается:

проведение ревизий и проверок в пределах железной технического состояния, использования и содержания ЗВВТ собственности железной дороги и сторонних организаций, осуществляющих взвешивания грузов железными дорогами;

запрещение эксплуатации ЗВВТ собственности железной дороги, которые не отвечают требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов;

запрет приема к перевозке грузов, взвешенных на ЗВВТ сторонних организаций, не соответствующих требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов. Выдача грузов с составлением коммерческих актов, взвешенных на таких весах, не допускается;

осуществление взаимодействия с территориальными органами Госпотребстандарта по вопросам метрологического обеспечения ЗВВТ.

На отделы коммерческой работы и маркетинга дирекций возлагается:

проведение ревизий и проверок в рамках дирекции технического состояния и правильности использования и содержания ЗВВТ собственности железной дороги и сторонних организаций, осуществляющих взвешивания грузов железными дорогами;

запрещение эксплуатации ЗВВТ собственности железной дороги, которые не отвечают требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов;

запрет приема к перевозке грузов, взвешенных на ЗВВТ сторонних организаций, не соответствующих требованиям настоящей Инструкции и действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов. Выдача грузов с составлением коммерческих актов, взвешенных на таких весах, не допускается;

осуществление взаимодействия с территориальными органами Госпотребстандарта по вопросам метрологического обеспечения ЗВВТ.

Весовое хозяйство представляет собой комплекс устройств для взвешивания подвижного состава с грузом, грузов и багажа. Включает весы различных типов, контрольные весовые приборы и устройства, в том числе весоизмерительные вагоны-лаборатории и весоповерочные вагоны, а также производственно-ремонтную базу (вагоны-мастерские и стационарные мастерские). На ж. д. используются вагонные весы для определения массы грузов вместе с вагоном, в который они загружены, с наибольшим пределом взвешивания (НПВ) — 100, 150 и 200 т; автомобильные — для взвешивания грузов, перевозимых автомобильным транспортом (НПВ 10, 25, 30, 40 и 60 т); товарные (стационарные, врезные и передвижные) — для взвешивания тарных и штучных грузов (НПВ 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3 т); элеваторные бункерные (ковшовые), установленные на складах, элеваторах для взвешивания зерновых грузов (НПВ 5, 10 и 20 т), а также установленные там же элеваторные автоматические порционные весы (НПВ 0,5; 1 и 2 т). По принципу действия весы (весоизмерительные устройства) делятся на механические и электромеханические.
Для взвешивания грузов, перевозимых в вагонах, и определения массы порожних вагонов на ж. д. применяются в основном автоматические рычажные весы, которые фиксируют массу каждого вагона и регистрируют ее на контрольном талоне. Все более широко внедряются электронные вагонные весы, позволяющие взвешивать вагоны в составе поезда при непрерывном его движении и получать автоматически регистрируемый результат при передаче данных на ЭВМ. При использовании таких весов выявляется общий перегруз вагонов, а также их неравномерная загрузка (по тележкам, осям, отдельным колесам и сторонам кузова), устранение которых положительно сказывается на повышении безопасности. Структура весового хозяйства и порядок метрологического контроля за весовыми приборами, технология взвешивания грузов, требования к содержанию и техническому обслуживанию весовых приборов определяются Министерством путей сообщения. Технические требования к весам и методика измерений и поверок установлены государственными стандартами (ГОСТ 29329-93 и ГОСТ 304114-96). К наиболее существенным метрологическим характеристикам, фиксируемым при поверке и калибровке весов, относятся: наибольший и наименьший пределы взвешивания, цена деления и допустимая погрешность измерения массы груза. При этом также проверяются чувствительность, независимость и непостоянство показаний весов.
Ведомственный контроль за весами в системе МПС осуществляется в виде годовых осмотров-проверок и инспекционных проверок правильности показаний весов, осуществляемых ревизорами. Обслуживание технических средств весового хозяйства, поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся в мастерских и лабораториях для ремонта весов, оснащенных образцовыми средствами измерений, гирями и компараторами. Поверка и клеймение производятся при установке весов, после их контрольного и среднего ремонтов и периодически в установленные сроки. Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными датами поверки и клеймения не допускается. Железные дороги могут принимать на техническое обслуживание весы грузовладельцев. Организация взвешивания на весах и уход за ними возложены на приемосдатчиков груза и багажа (в местах общего пользования) или на работников грузовладельцев (в местах необщего пользования).
К 2000 г. на сети ж. д. насчитывалось св. 4500 весоизмерительных устройств, в том числе на станциях 3931 товарных и 443 вагонных весов, а также более 250 весоповерочных вагонов, весоизмерительных вагонов-лабораторий и вагонов-мастерских. Работает созданный на базе 4-осного полувагона весоповерочный вагон модели А-300

Весы в законе

Желание не просто торговать, но и не быть обманутым, заставило задуматься о простейшей стандартизации мер и весов. Поэтому в 996 году князь Владимир своим Уставом повелевает ввести единые меры. А 16 января 1723 года Петр I издает Указ о том, чтобы муку, крупу, солод и толокно продавать на вес, а не на меру, и в «заорленые весы», то есть поверенные и клейменные, «а ежели у кого явится фальшивая мера и весы, оный будет жестоко оштрафован».

В настоящее время политика государства, касающаяся контроля проведения измерений (так называемого метрологического контроля) существенно усовершенствовалась и усложнилась, но суть ее осталась той же: взвешивать разрешено только на оговоренных государством весах, проходящих периодические проверки на правильность измерения. Все весы, разрешенные к использованию, внесены в Государственный реестр средств измерений, ведущийся Госстандартом. Для этого нужно, чтобы весы прошли необходимые испытания и проверки и отвечали всем государственным требованиям, предъявляемым к средствам измерений.

Производитель, прежде чем запустить новые весы в массовое производство, обращается в Госстандарт и просит проверить их на соответствие государственным требованиям. Госстандарт поручает это специализированной и аттестованной им организации. Если весы успешно проходят проверку, то оформляется специальный документ (сертификат об утверждении типа средств измерений). Это решение принимает Госстандарт, и он же устанавливает срок действия сертификата. Утвержденный тип средства измерения вносится в Государственный реестр средств измерений. Это сопровождается нанесением на прибор специального знака установленной формы.

Если все-таки есть сомнения в том, входят какие-либо весы в Государственный реестр средств измерений или нет (например, в случае покупки импортных весов, на которых знака утверждения типа может и не быть), всегда можно обратиться к продавцу этих весов и попросить его предъявить сертификат утверждения типа средств измерений. В крайнем случае обращайтесь в ближайшее отделение Госстандарта с запросом о конкретной марке весов.

Стоит добавить, что сертификат утверждения типа средств измерений существует на каждый тип в очень небольшом количестве экземпляров. Как правило, выдают и показывают лишь его копии, которые нет необходимости заверять нотариально, поскольку достоверность сертификата легко проверяема.

1. ПОВЕРКИ весоизмерительного оборудования

Поверка весов автомобильных электронных

Продажа, прокат и использование средств измерений допускается только при условии, что они поверены. Нарушение этого правила грозит серьезными последствиями для предприятия (скажем, отзывом лицензии на право продажи средств измерения).

Государственная поверка весов и других средств измерений заключается в том, что проверяется метрологические и прочие характеристики конкретного экземпляра на соответствие паспортным данным. Причем проводится данная процедура только специально уполномоченным лицом, в особо отведенном помещении, при помощи соответствующего оборудования и называется «поверкой».

Если весы соответствуют всем требованиям, то уполномоченное лицо принимает решение, что средство измерения прошло поверку. Оно оформляет свое решение в виде свидетельства о поверке и закрепляет его нанесением на прибор поверительного клейма. Не верьте тем, кто обещает ремонт и поверку «здесь и сейчас» и в два раза дешевле. Нет и не может быть у них права государственной поверки. И если весовой мастер, как фокусник, вытаскивает из кармана пломбир, помните, что даже исправные весы, клейменные «левой» пломбой, несут угрозу вашему кошельку в случае появления контролирующих органов.
Если уполномоченное лицо обнаружило, что некоторые характеристики весов не соответствуют паспортным данным, то свидетельства о поверке и клейма не будет, а будет бумажка со словами, что данные весы госповерку не прошли и нуждаются либо в ремонте, либо в калибровке. Следует отметить, формы поверительного клейма и свидетельства о поверке определены Госстандартом.

По окончании поверки и в случае ее успешного проведения свидетельство о поверке остается у владельца весов, а поверительное клеймо — на самих весах. В ходе проведения государственного метрологического надзора предприятий торговли необходимо, чтобы клеймо было целым, а свидетельство о поверке не терялось.

В качестве уполномоченных лиц, имеющих право проведения государственной поверки, выступают, как правило, работники органов Госстандарта — государственные поверители. Однако в принципе Госстандарт может аккредитовать в качестве уполномоченных каких-либо юридических лиц. Как правило, это метрологические службы больших предприятий, где тоже могут работать государственные поверители, обладающие соответствующим сертификатом.

Существует четыре вида поверок:

1. Первичная. Производится при выпуске весов из производства или ремонта или при ввозе по импорту.
2. Периодическая. Ей подлежат весы, находящиеся в эксплуатации. Периодичность такой поверки — 1 раз в год.
3. Внеочередная. Проводится при эксплуатации весов в следующих случаях:
— при повреждении поверительного клейма (пломбы госповерителя) или при утрате свидетельства о поверке;
— при вводе весов в эксплуатацию после длительного хранения;
— после проведения повторной настройки;
— при известном или предполагаемом ударном воздействии на весы или при их неудовлетворительной работе.
4. Инспекционная. Проводится в ходе проведения государственного метрологического надзора в присутствии представителя проверяемого юридического лица.
По результатам любой поверки составляется заключение, которое утверждается руководителем Государственной метрологической службы.

Весы в магазине

Каждое предприятие торговли может продавать товары штучно, объемом и весом. В последнем случае оно обязано иметь соответствующие средства измерений и отпускать товары покупателю полной мерой и весом. Весы, применяемые на предприятии торговли, должны быть исправны, находиться в чистом состоянии, иметь ясное клеймо и пломбы госповерителя и проходить поверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы.

Покупатели имеют право проверки подлинности веса отпущенных ему товаров. Для этого предприятие торговли обязано разместить в доступном для покупателя месте контрольные весы, эталонную меру веса (контрольные гири), правила торговли, а также книгу заявлений и предложений покупателя.

При оформлении лицензии на торговлю весовым товаром будьте готовы предъявить в лицензионный отдел документ, подтверждающий наличиеу вас работоспособных (поверенных) весов. Если приобретены новые весы (не истек срок заводской гарантии), таким документом служит заводской паспорт с соответствующим образом заполненной страничкой о первичной поверке. Определенный ГОСТом межповерочный интервал — один год, поэтому обратите внимание на дату поверки: ровно через 12 месяцев весы предстоит поверять снова. Поинтересуйтесь целостностью пломбы, — продавец весов обязан ее продемонстрировать.
Если приобретались восстановленные весы, то с еще большим вниманием отнеситесь к документу, подтверждающему факт поверки (Свидетельствоо поверке). Обязательно сверьте номер, указанный на циферблате весов, с номером, внесенным в документ о поверке.

Не стоит рисковать, покупая с рук неповеренные весы. Никакая «демонстрация» их работоспособности не дает гарантии, что они с первого захода пройдут процедуру поверки. Дело в том, что при поверке весы тестируются по специальной методике с помощью особых образцовых гирь и в десяти точках. Если хотя бы в одной их них они не показывают расчетный вес, то на прибор выдается «извещение о непригодности», его хозяин платитв кассу за поверку, везет его в ремонт, а затем снова поверяет.

За пользование неповеренными или неисправными весами специальная служба (метрологический надзор) может наложить штраф до ста минимальных окладов.

Весы на продовольственных рынках

Лица, торгующие на рынке, обязаны при реализации весового товара производить его взвешивание на весах — своих или взятых напрокат у администрации рынка (платная услуга, кстати, как и взвешивание на товарных весах). В любом случае весы должны иметь клеймо госповерки в органах Госстандарта и содержаться в чистом, исправном состоянии. При пользовании средствами измерений запрещается:
1. Подкладывать под ножки и чаши весов разные предметы (картон, щепки, пластины и др.).
2. Привязывать гири к весам, а также связывать их между собой.
3. Применять гири общего назначения при взвешивании на товарных весах и условные гири при взвешивании на настольных циферблатных или обыкновенных весах.
4. Применять весоизмерительные приборы бытового назначения.

В случае проката средств измерений ответственность за периодичность госповерки несет администрация рынка, о собственных весах должен позаботиться их владелец.
Администрация рынка обязана в удобном для покупателя месте размещать контрольные весы для перевешивания весовых товаров по требованию покупателей и оказывать содействие в проведении контрольных взвешиваний.

Учитывая, что рынки (даже крытые) в основном не электрифицированы, предприниматели применяют при торговле весовым товаром механические весы, а зачастую и бытовые весы или безмены. Следует помнить, что если в инструкции есть слово «бытовые», то использование этой модели в торговле может принести серьезные неприятности. Дешевый пружинный механизм обычных бытовых измерителей не позволяет говорить о долговечности и стабильности показаний. Точность, на которую «вытягивает» такая конструкция, составляет20-30 г (для безмена вообще 100-200 г) и никак не укладывается в требуемый ГОСТом диапазон. Зато возможностей мгновенно подрегулировать показания — просто не счесть!

Кстати, в настоящее время всего две конструкции механических весов, серийно выпускаемых тремя-четырьмя заводами, разрешены в торговле. Их легко отличить зрительно. Так называемые гиревые весы (РН-10Ц) имеют две весовые платформы: одну — для товара, другую — для гирь. Основная их черта — треугольный корпус и циферблат со шкалой до одного килограмма. При весе свыше килограмма необходимо использовать гири. Допустимый предел взвешивания (вместе с гирями) — десять килограммов. Вторая конструкция — модель с круглым циферблатом и одной весовой платформой (для товара). Благодаря встроенному противовесу такие приборы позволяют без применения гирь взвешивать до трех (модель РН-3Ц) или до шести (РН-6Ц) килограммов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕСОВ

На сегодняшний день широко применяются весы трех видов: механические, электромеханические и электронные.

Механические весы автомобильные

У них взвешивание происходит благодаря взаимодействию системы рычагов и грузов (пружин),а отображение информации о взвешиваемом грузе — благодаря перемещению стрелки, механически связанной с системой рычагов. Главное достоинство таких весов — низкая цена. Однако если прибором приходится пользоваться часто, то эксплуатационные расходы резко возрастают, и упомянутое достоинство испаряется.
Недостатков же у механических весов немало. Начать можно с того, что у них имеются такие детали, как фиксирующие серьги и призмы. Призмы быстро стачиваются (особенно при большом грузопотоке). Серьги же при неудачном смещении платформы могут слетать, и установить их обратно довольно трудно. А ведь со случаями боковых смещений платформы при большом грузопотоке сталкиваться приходится довольно часто.
Коррозионная стойкость большинства российских механических весов также оставляет желать лучшего, поэтому при покупке рекомендуется обрабатывать их защитным составом.

Кроме того, считывание показаний со шкалы механических весов довольно затруднительно, так как требует при каждом взвешивании уравновешивать систему рычагов и гирь (приходится «гонять» гирьку по шкале). Таким образом, каждое взвешивание занимает в несколько раз больше времени, чем на электромеханических или электронных весах.
Наконец, механические весы нуждаются в регулярном техническом обслуживании, смазке, чистке, настройке, что еще больше увеличивает эксплуатационные расходы.

Электромеханические весы автомобильные весы

Они сочетают в себе достоинства и недостатки механических и электронных весов. От первых им «по наследству» досталась рычажная система с серьгами и призмами, а от вторых — электронное устройство считывания показаний результатов измерений. Как известно, электроника отличается долговечностью при условии соблюдения условий эксплуатации (режим по влажности, отсутствие ударов по электронным блокам и падений). Колебания напряжения в сети и даже помехи от работающего рядом радиотелефона также могут вызвать перебои в работе электроники, заключающиесяв искажении результата или увеличении времени на его отображение.

Два самых серьезных недостатка этого промежуточного решения — повышенная трудоемкость диагностики неисправностей и недолговечность. Чтобы ремонтировать такие весы, нужно одновременно отслеживать возможные неполадки в механической и электронной системах. Говоря о ремонтопригодности электромеханических весов, стоит отметить, что выпускаемые в настоящее время приборы комплектуются импортной электроникой (в том числе и ЖК-индикаторами). На первый взгляд, импортные комплектующие выглядят привлекательно с точки зрения их долговечности, но когда встает вопрос о стоимости замены или ремонта этих деталей, цена может оказаться неоправданно высокой.

При всех недостатках есть в электромеханической концепции и один большой плюс. Снабдив механические весы устройством электронного отображения информации, можно дать им вторую жизнь, уменьшив время взвешивания и увеличив тем самым «пропускную» способность.

Стоимость электромеханических весов значительно выше, чем механических. По этому показателю они находятся приблизительно на одном уровне с электронными.

Электронные весы автомобильные весы

Ни призм, ни серег, ни рычагов в электронных весах нет. Внутри находится датчик, который определенным образом передает сигнал о нагрузке на индикатор. Конструкция его такова, что он не изнашивается, поскольку не имеет подвижных частей.

Датчики бывают разных видов, и это во многом определяет характеристики приборов. Впрочем, существует несколько простых правил, распространяющихся на электронные весы всех конструкций, при соблюдении которых они служат очень долго:

  • выполняется режим по влажности (весы не стоят на мокром полу);
  • к весам относятся бережно;
  • соблюдаются паспортные ограничения (к примеру груз в 150 кг не взвешивается на весах, у которых предел составляет 100 кг).

Так как чувствительность к ударным перегрузкам у электронных весов ниже, чем у механических и электромеханических, то, соответственно, выше показатели ударопрочности и стойкости к смещениям платформы. Однако не следует забывать, что удары им все же противопоказаны — можно повредить датчик и вывести прибор из строя.

Все вышеизложенное позволяет считать электронные весы наиболее избавленными от недостатков. Их конструкция универсальна и дает возможность создавать приборы, наиболее полно отвечающие условиям эксплуатации как по нагрузкам, так и по размерам платформ или видам исполнения. Например, большегрузные складские весы для удобства работы с погрузчиками или тележками могут быть выполнены с ограждением (для предупреждения наезда колесами),с пандусами (для заезда транспорта) или врезными (для взвешивания целиком с тележкой). Задача взвешивания паллет также легко решается с помощью электронных весов: здесь как нельзя кстати будут специализированные паллетные П-образные весы или врезные весы платформенного типа.

Набор размеров платформ механических и электромеханических приборов ограничен, в то время как электронные (благодаря применению тензодатчиков) бывают от 30х30 см до 2х1,5 м. В настоящее время на рынке присутствуют механические и электромеханические весы грузоподъемностью до 1 т, электроника же позволяет расширять диапазон нагрузок до 10 т и выше. В результате значительно расширяется спектр применения электронных приборов — от взвешивания блюд на кухне ресторанов или кафе до приемки крупных партий товаров на оптовых базах и складах.

Электронные весы делятся на промышленные (предназначены исключительно для взвешивания) и торговые (выполняют также различные арифметические операции, например, подсчитывают стоимость товара). На торговых весах обязательно должны присутствовать три индикатора: «масса», «цена за 1 кг» и «стоимость».

3. Элементы конструкции электронных весов

Датчики. Их виды

Принцип действия электронных весов сводится к измерению силы, возникающей при нагружении платформы массой. Эта сила воздействует на первичный датчик, состоящий из упругого элемента и механически связанного с ним преобразователя деформации в электрический сигнал. За последние десятилетия доминирующее положение в весовой технике заняли следующие типы преобразователей:

— Виброчастотный (струнный). Его действие основано на изменении частоты натянутой металлической струны, установленной на упругом элементе, в зависимости от величины силы, приложенной к нему. Влияние внешних факторов (влажность, температура, атмосферное давление, вибрации), а также сложность изготовления привели к тому, что данный тип датчиков не нашел широкого применения. Однако при налаженном производстве виброчастотные датчики оказываются весьма недорогими. Как следствие, оборудованные ими весы стоят очень дешево.
Виброчастотные датчики применяются в электронных весах завода «ТВЕС» (Тулиновка) — традиционно самых недорогих в России.

— Пьезокварцевый. Такой датчик действует по принципу изменения частоты кварцевого кристалла, механически связанного с упругим элементом, под воздействием приложенной к нему силы.В этом принципе есть и изъян — изменение параметров кристалла может происходить под влиянием внешней среды.
Подобными устройствами оснащены весы московской фирмы «Мера». Кстати, в случае замены пьезокварцевого датчика (например, при ремонте весов) сервисной службе приходится настраивать прибор на различные температурные режимы, помещая весы то в камеру тепла, то в камеру холода. Далеко не все центры обслуживания оснащены такими камерами. Поэтому «Мера» планирует в ближайшее время серийно выпускать «интеллектуальные» датчики — пьезодатчики со встроенным микропроцессором.

— Тензометрический. В переводе с латинского «тензо» — деформация. Действие такого датчика основано на преобразовании деформации упругих элементов в изменение электрического сопротивления. В качестве упругого элемента выступают металлические изделия специальной конструкции — пластины, столбики, кольца и др. Преобразователем же служит высокочувствительная спираль из специального сплава, которая особым способом приклеивается к упругому элементу. Измеряемое усилие с помощью упругого элемента преобразуется в деформацию и т.д.
Тензометрическими датчиками оснащены весы фирм CAS Corp., ВК «СХТ» (Ростовская область), «Масса-К» (Санкт-Петербург), «Тензо-М» (Люберцы) и многих других.

Индикаторы (весовые терминалы)

Индикаторы применяются в весах для отображения цифровой и символьной информации: массы, цены и стоимости товара, суммы денег, полученной от покупателя и сдачи. На них выводится и служебная информация: сообщения об ошибках, коды программирования и др.

Физическая реализация индикаторов весьма разнообразна:

— Светодиодные сегментные. Эти дорогие полупроводниковые приборы, потребляющие большую мощность, очень ярко светят и позволяют работать с весами даже в темном помещении. Кроме того, они весьма прочны, долговечны и эксплуатируются в широком диапазоне температур (даже при отрицательных).

— Жидкокристаллические сегментные. Отражающие (работающие на отраженном свете) семисегментные индикаторы на основе жидких кристаллов. Они имеют низкую стоимость и отличаются крайне малым потреблением энергии, поэтому очень часто применяются в весах, питающихся от батареек. К их недостаткам относятся хрупкость (основа ЖКИ — стекло), необходимость подсветки во время работы в темных помещениях, невозможность эксплуатации при отрицательных температурах (жидкие кристаллы на холоде замерзают,и изображение пропадает).

— Жидкокристаллические знакосинтезирующие. ЖК-индикаторы в виде растровой матрицы точек (пикселей). Ко всем недостаткам ЖКИ у них добавляется высокая стоимость. Зато такие индикаторы позволяют сформировать любые символы, вплоть до «бегущей строки» рекламного текста на дисплее весов. На знакосинтезирующих ЖКИ обычно выводят наименования товаров, единицы измерения и пр. Кроме того, они часто применяются со встроенной подсветкой отображаемой информации.

— Люминесцентные (газоразрядные) знаковые и сегментные. Это обыкновенная стеклянная неоновая лампочка с большим количеством анодов, выполненных либо в виде цифр (знаковые индикаторы), либо в виде их сегментов (сегментные). В зависимости от того, на какой анод подается напряжение, светится соответствующий элемент (сегмент или цифра). От состава смеси газов в колбе зависит цвет индикации, а от величины подаваемого напряжения — яркость свечения. Газовые индикаторы очень недороги (почти все — отечественного производства), работают в широком диапазоне температур и могут очень ярко светиться. К их недостаткам относятся хрупкость (стеклянная колба), необходимость использования высокого напряжения и большое потребление энергии.
Независимо от вида, все индикаторы не ремонто пригодны, и в случае поломки их приходится менять целиком.

Клавиатура

Клавиатура электронных весов служит для ввода стоимости товара, управления процессом взвешивания, программирования и тестирования.У большинства моделей она располагается ниже грузовой платформы, а у некоторых объединяется с дисплеем. Физическая реализация клавиатурыв основном пленочная, хотя иногда встречается (у дешевых весов) и кнопочная с открытыми контактами.
Пленочная клавиатура состоит из сложенных в несколько слоев отформованных упругих пленок. На некоторых из них находятся изображения клавиш (с обозначениями), на других — электрические контакты, расположенные в виде двух пересекающихся матриц контактов. Нажатие на кнопку приводит к замыканию соответствующих контактов. Такие клавиатуры весьма удобны — недороги, технологичны и герметичны. К сожалению, они не пригодны для ремонта (но, к счастью, долговечны) — если что, то их приходится менять целиком.

4. Пределы и точность взвешивания весов

Наибольший предел взвешивания (НПВ)

Для каждых весов существует максимальная масса, которую они в состоянии измерить. Она определена в документации прибора и часто приводится на его корпусе. Этот максимальный вес называется наибольшим пределом взвешивания (или сокращенно НПВ). При попытке взвесить груз тяжелее НПВ прибор, скорее всего, покажет либо неправильный вес, либо выдаст сообщение об ошибке. Зачастую значение НПВ для весов является наиболее важной характеристикой.

Наименьший предел взвешивания (НмПВ)

Любые весы имеют ограничение и на минимальную массу, которую они могут измерить. Она называется наименьшим пределом взвешивания (или сокращенно НмПВ).

Шкала весов

Диапазон между НПВ и НмПВ называется шкалой весов. Такое определение перешло в терминологию от механических весов, где диапазон между НПВ и НмПВ действительно изображен шкалой с делениями, вдоль которой скользит стрелка. В электронных приборах никаких шкалы и делений нет, зато имеются максимально и минимально возможные числовые значения на индикаторе и дискретность (шаг изменения) численных показаний. Тем не менее по старинке говорят про шкалу весов, причем НмПВ считается нулем шкалы, а НПВ — ее точкой. Зачастую такое представление весьма удобно.

Погрешности взвешивания и цена деления шкалы

Вес тела невозможно измерить с абсолютной точностью. Результат взвешивания — в общем случае величина, определяемая совокупностью различных факторов: чувствительностью весов, правильностью их установки, температурными условиями, опытом и даже психофизическим состоянием операторов… Поэтому вес всегда определяют с какой-то погрешностью.
По характеру проявления различают погрешности случайные и систематические.

Систематическая — это составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной при повторных взвешиваниях одного и того же груза. Она может быть вызвана следующими причинами: неправильной установкой или сборкой весов, неправильным изготовлением (заводской брак), недостаточно точной подгонкой гирь, усталостными изменениями упругих частей весов (в частности, их естественным старением) и другими факторами. Систематические погрешности внешне себя никак не проявляют. Они обнаруживаются, например, при проверке нуля шкалы или чувствительности весов во время госповерки. Случайной же называют составляющую погрешности, изменяющуюся случайным образом при повторных взвешиваниях одного и того же груза.

Понятие погрешности необходимо для определения точности взвешивания и для сравнения различных весов между собой. В документации обычно приводятся максимальная абсолютная и относительная погрешности (суммы соответствующих максимальной систематической и максимальной случайной). Максимальная, — потому что при продвижении от нуля к точке шкалы значение погрешности растет. Если оно растет очень сильно, шкалу разбивают на диапазоны и указывают максимальную абсолютную и относительную погрешности для каждого из них.

Чтобы измерять более точно, приходится изготавливать сложные, а значит, и дорогие приборы. Более того, чем точнее взвешивание, тем больше времени на него уходит. Иными словами, нельзя взвесить и быстро, и точно. Поэтому в случае торговых весов и изготовители, и потребители, и Госстандарт пришли к некоторому компромиссу, оптимально сочетающему стоимость весов, времяи точность взвешивания.

Точность взвешивания и классы точности весов

В случае приборов для статического взвешивания существует всего два класса точности: средний и обычный. Весы, у которых количество цен поверочных делений, соответствующее НПВ, более 500, относят к весовым приборам среднего класса точности и маркируют знаком III. Если этот параметр составляет 500 и менее, устройства относят к весовым приборам обычного класса точности и маркируют знаком IIII.
Иными словами, для весов с аналоговым отсчетным устройством (например, коромысловым шкальным уравновешивающим устройством или циферблатным устройством) средний класс точности означает, что на шкале умещается более 500 наименьших делений шкалы. А для приборов с дискретным цифровым индикатором средний класс точности означает, что НПВ этих весов состоит из более чем 500 единиц значений веса младшего разряда индикатора весов (при условии, что погрешность весов совпадает с дискретностью отсчета).
Все весы, применяемые в торговле, соответствуют среднему классу точности.

Порядок проверки весов и измерительных приборов

Государственная поверка средств измерений заключается в проверке метрологических и прочих характеристик конкретного экземпляра на соответствие паспортным данным. Данная процедура проводится только уполномоченным лицом в особо отведенном помещении с помощью соответствующего оборудования и называется поверкой. В настоящее время существуют четыре вида поверок.

1. Первичная поверка проводится при выпуске весов из производства или ремонта, а также при ввозе по импорту. 2. Периодической поверке подлежат весы, находящиеся в эксплуатации, периодичность такой поверки — не реже 1 раза в год.

3. Внеочередная поверка проводится при эксплуатации весов при повреждении оттиска поверительного клейма; при утрате свидетельства о поверке; при вводе весов в эксплуатацию после длительного хранения; после проведения повторной настройки; при известном или предполагаемом ударном воздействии на весы или при их неудовлетворительной работе.

4. Инспекционная поверка проводится в ходе осуществления государственного метрологического надзора в присутствии представителя проверяемого юридического лица.

В качестве уполномоченных лиц, имеющих право проведения государственной поверки, выступают работники органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — государственные поверители. При проведении поверки используются образцовые гири (гири-эталоны).

Если весы соответствуют всем требованиям, то государственный поверитель принимает решение, что средство измерения прошло поверку. Это решение оформляется выдачей свидетельства о поверке и нанесением на весы оттиска поверительного клейма.

Если обнаружено, что некоторые характеристики весов не соответствуют паспортным данным, то вместо свидетельства о поверке и оттиска поверительного клейма выдается извещение о непригодности, в котором указывается, что данные весы государственную поверку не прошли и нуждаются либо в ремонте, либо в калибровке.

Формы поверительного клейма и свидетельства о поверке определены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

По окончании поверки и в случае ее успешного проведения свидетельство о поверке остается у владельца весов, а оттиск поверительного клейма — на самих весах.

Поверка настольных весов проводится в три этапа.

Этап 1 Поверка без нагрузки. Сводится к проверке правильности установки весов и реакции на намеренное выведение их из состояния равновесия.

Этап 2 Поверки проводится с использованием образцовой гири массой, равной 1/10 нагрузки от максимального предела взвешивания. Гиря устанавливается в центре и по углам платформы, при этом должны быть получены показания, соответствующие массе гири.

Этап 3 Поверки заключается в определении точности показаний весов при максимальной нагрузке. Гиря устанавливается только в центре платформы, при этом чувствительность с помощью гири-допуска не проверяется, так как весы автоматически блокируются и реагируют на нагрузку, превышающую максимальный предел взвешивания, аварийным звуковым сигналом.

Требования метрологического контроля к весовому оборудованию

Весовое оборудование стало неотъемлемой частью в жизни человека. Оно используется в торговле, на производстве, при добыче сырья, в медицине, в научных лабораториях и в быту.

В связи с широкой популярностью в различных сферах было разработано множество разновидностей весов, адаптированных под эксплуатацию в тех или иных условиях. Но любой механизм может дать сбой, и весы не исключение.

Чтобы осуществлять контроль нормальной работы измерительных механизмов, были созданы единые стандарты, которым должны соответствовать все измерительные приборы. Проверка приборов на соответствие стандартам возложена на государственные органы, осуществляющие независимую оценку. Для весового оборудования этот процесс называется поверка.

Метрологические требования к весовому оборудованию

Метрологические требования – это единые стандарты, установленные государством, чтобы исключить возникновение спорных ситуаций, связанных с неточными измерениями.

Ошибочные показания весов могут стать причиной сбоя технологического процесса на производстве, исказить результаты лабораторных исследований или стать причиной передозировки сильных медицинских препаратов. Поэтому все оборудование, в том числе медицинские и аналитические весы, перед вводом в эксплуатацию проходят обязательную поверку в Государственной метрологической службе.

Поверка – это испытания, которым подвергается весовое оборудование, чтобы определить его соответствие установленным стандартам. В ходе испытаний проверяют: точность измерений, чувствительность, постоянство показаний.

Поверка весов проводится в соответствии с утвержденным планом, описанном в правилах по метрологии от 18.07.1994 N 50.2.006-94 «ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений».

Испытания проводят с помощью взвешивания на весах эталонных гирь различного веса. Если неточность измерений весов находится в пределах допустимого значения, то их допускают к эксплуатации, если неточность показаний превышает допустимые нормы, то весы отправляются в ремонт или признаются непригодными к эксплуатации.

Эталонные гири для поверки весов

По результатам поверки представитель Государственной метрологической службы выдает свидетельство с датой, а на весы наносит поверительное клеймо.

Виды поверок весового оборудования

В зависимости от состояния оборудования и сложившейся ситуации, существует несколько видов поверок:

  1. Первичная поверка весов производится после их изготовления, капитального ремонта, а также при ввозе импортных весов.
  2. Периодическая поверка весов – это обязательная процедура для всех весов, находящихся в эксплуатации. Она проводится 1 раз в год.
  3. Внеочередная поверка весов производится в случае, если осуществлялась перенастройка оборудования, утрачен сертификат или повреждено клеймо, после сбоя в работе весов или при длительном хранении.
  4. Инспекционная поверка весов производится в ходе расследования или очередной проверки предприятия, эксплуатирующего весовое оборудование.
  5. Экспертная поверка весов проводится для решения спорных вопросов, касающихся точности измерений.

Поверка весов

Обязательной периодической поверке подвергаются все весы, калибровочные и весовые гири, задействованные в торговле, на производстве, в лабораториях и медицине. А также те весы, от работы которых зависит здоровье человека, охрана окружающей среды, целостность технических средств и экономичность работы производства.

Исключением из правил являются бытовые весы – их периодическая поверка необязательна, поэтому проводится по усмотрению владельца.

Чем отличается калибровка от поверки

Для нормальной работы электронных и механических весов необходимо производить периодическую поверку и калибровку. Различие этих операций в том, что поверку производит независимая служба 1 раз в год, а калибровка производится по усмотрению пользователя, обычно 1 раз в день или чаще.

Калибровка весов – это процесс настройки аппарата для увеличения точности измерений. Чтобы произвести калибровку нужно взвесить эталонную гирю и сравнить показания весов с истинным значением веса гири. Если показания различаются, то вводится поправка. Калибровка может осуществляться в ручном или автоматическом режиме.

Калибровка электронных весов гирями разного веса

Причиной неправильности показаний весов может стать изменение условий эксплуатации: температура, влажность, сквозняк, вибрация, запыленность, неправильная установка и пр.

Конвейерные электронные весы для судов-сухогрузов предназначены для транспортировки товаров на короткие расстояния.

Если вы занимаетесь закупкой оборудования для своего супермаркета, не забудьте про фискальные регистраторы. Подробно о них читайте в этой статье.

У вас есть своя ферма? Тогда читайте описание необходимого вам оборудования по http://kilogramus.ru/vzveshivanie-v-promyshlennosti/vesy-dlya-vzveshivaniya-skota.html ссылке.

Дополнительные требования для надежной работы весового оборудования

Весовое оборудование, эксплуатируемое в промышленных условиях, подвергается наиболее высоким нагрузкам: запыленность, повешенная влажность, перепады температуры, непрерывная работа, перегрузы и т.д. Поэтому, кроме периодической поверки, производятся обязательные ремонты:

  1. Текущий ремонт проводится с периодичность 1 раз в год, его можно совместить с периодической поверкой. В ходе ремонта устраняются существующие дефекты, производится чистка.
  2. Средний ремонт производится с периодичностью 1 раз в 2 года. Во время среднего ремонта производят чистку весов, шлифовку отдельных деталей, замену износившихся частей, ремонт всех дефектов, окраску весов, их настройку, юстировку и поверку.
  3. Капитальный ремонт производится 1 раз в 3 года по разработанному в индивидуальном порядке плану, в который входит регламент всех намеченных ремонтных работ.
  4. Внеплановый ремонт весов производится в случае непредвиденного сбоя в работе оборудования или механического повреждения весов.

Соблюдение всех метрологических требований, предъявляемых к весовому оборудованию, гарантирует точность их работы. А соблюдение условий эксплуатации весов, установленных производителем, обеспечит длительный срок их работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *