Владение акциями иностранной компании

Содержание

4 кейса по КИК: чего не нужно делать, если у вас есть доля в иностранной компании

В 2017 году российские предприниматели впервые отчитаются о доходах, которые приносят им контролируемые иностранные компании (КИК). Это зарубежные компании, в которых у российского налогоплательщика доля больше 25%. Если доля от 10 до 25%, но 50% фирмы принадлежит российским гражданам или компаниям, это тоже КИК.

10 января Минюст утвердил форму уведомления о КИК. Подать его нужно до 20 марта 2017 года. Если не сделать этого, дело может кончиться штрафом. Какие документы готовить и куда с ними идти? Какие риски возникают, если не подать уведомление? Как налоговая может узнать, что у гражданина есть доля в КИК? Обо всем по порядку.

Кого, когда и как нужно уведомить о КИК

  • Если вы приобрели долю в иностранной компании, сообщите об этом в налоговую инспекцию по месту регистрации в течение трех месяцев. Если вы это уже сделали, переходите к следующему пункту. Если нет, уведомление можно подать вместе с документами по КИК. Но придется заплатить штраф за пропуск срока – 50 тыс. руб.
  • Подавайте уведомление о КИК в налоговую инспекцию по месту регистрации. Сделать это нужно до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором учитывается доля прибыли КИК.
    Например, прибыль КИК была получена в 2015 году. Значит, учитываться она будет в 2016 году, поэтому уведомление подавайте до 20 марта 2017 года.
  • Подготовьте и переведите на русский язык финансовую отчетность КИК. Также нужен русский перевод аудиторского заключения по отчетности. Сроки подачи определяются так же, как и в случае с уведомлением. Единственное отличие – документы нужно подать до 30 апреля.
    Переведенные отчетность и заключение за 2015 год подавайте до 30 апреля 2017 года вместе с декларацией НДФЛ за 2016 год.
  • Доходы от КИК за 2015 год включайте в налоговую декларацию и подавайте ее в инспекцию до 30 апреля 2017 года. Заплатить НДФЛ будет нужно до 15 июля 2017 года.
    Первое уведомление о прибыли КИК нужно подать в налоговую до 20 марта 2017 года

Что будет, если не сообщить налоговой о КИК и не заплатить налоги

Если не подать уведомление о КИК, можно получить штраф 100 тыс. руб. За неподачу отчетности и аудиторского заключения – 200 руб. за каждый непредоставленный документ.

Если предприниматель не заплатил налоги с доходов от КИК, его можно привлечь к налоговой ответственности. В таком случае нужно будет заплатить штраф до 40% от суммы неуплаты. Если сэкономить на налогах 900 тыс. руб. и больше, речь пойдет об уголовной ответственности: до трех лет лишения свободы.

Как налоговая может узнать о вашей доле в КИК

  • В мае 2016 года было подписано соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению присоединились более 80 стран, включая Россию, Швейцарию, Кипр и Сингапур. В ближайшие годы Россия начнет получать информацию от этих стран о счетах российских налогоплательщиков: сколько на счете денег, какие операции совершались, сколько получено дивидендов и т. д.
  • Инспекция может запросить информацию у зарубежных коллег в рамках налоговой проверки гражданина или компании.
    Налоговая может узнать о КИК гражданина России через систему автообмена налоговой информацией между странами

Кейсы по КИК: что нужно и чего не нужно делать, если у вас есть доля в иностранной компании

На примерах из практики рассмотрим, как действовать, если у вас есть бизнес за рубежом.

1.Ситуация. У меня доля в голландской компании, получаю дивиденды на ее счета. 20% акций мои, остальные принадлежат гражданам Нидерландов. Нужно ли мне подавать уведомление о КИК?

Совет. В такой ситуации подавать уведомление о КИК, сдавать отчетность и платить налог с нераспределенной прибыли не нужно. Если ваша доля в компании меньше 25%, а остальные доли не принадлежат российским гражданам или фирмам, компания не является контролируемой.

2.Ситуация. С 2012 года владею шведской компанией, доля – 100%. Компания занимается только торговлей. Остаток на счетах на конец года – 220 тыс. долларов США. Мне нужно подавать уведомление о КИК?

Совет. Вы должны подать уведомление о КИК и сдать отчетность вместе с налоговой декларацией. Доход от активной деятельности компании более 80% от всей суммы дохода, поэтому платить налог с нераспределенной прибыли не нужно.

Вопрос. Что будет, если я не подам уведомление и не сдам отчетность? Может ли налоговая узнать о моей иностранной компании?

Ответ. Через систему автоматического обмена финансовой информацией налоговая о вашей компании не узнает. Фирма получает доход от активной деятельности, а остаток на счетах меньше 250 тыс. долларов: информацией о таком бизнесе государства не обмениваются. Но налоговая может узнать о компании в рамках запроса при налоговой проверке. В такой ситуации ответственность возникает только за неуведомление об участии в иностранной компании и КИК, а также за неподачу отчетности. О налоговой ответственности речи не идет.

3.Ситуация. У меня 100% акций польской производственной компании. За 2015 год прибыль фирмы – 9 млн руб. Нужно ли мне подавать уведомление о КИК и платить налог с нераспределенной прибыли?

Совет. Подавайте уведомление о КИК и сдавайте финансовую отчетность вместе с декларацией. Платить налог с нераспределенной прибыли вы не должны, потому что прибыль компании меньше 10 млн. руб. Если не сообщить о компании, придется заплатить штраф за неуведомление об участии в иностранной компании и КИК, а также за непредставленную отчетность. Других рисков в этой ситуации нет.

Если годовая прибыль КИК меньше 10 млн. руб., платить налог с нераспределенной прибыли не нужно

4.Ситуация. У меня 100% акций офшорной компании. Фирма владеет недвижимостью – двумя коттеджами на Кипре. Хочу перевести недвижимость на себя, никаких уведомлений не подавал. Что делать?

Совет. До 1 января 2018 года россияне могут перевести на себя активы КИК и не платить за это никаких налогов. Это можно сделать с помощью безналоговой ликвидации иностранной компании. Дополнительный бонус: если вы продадите эти активы в России, то сможете получить налоговый вычет, равный их оценочной стоимости. Чтобы перевести на себя активы КИК:

  • подайте уведомление об участии в иностранной компании;
  • подайте уведомление о КИК;
  • подготовьте отчетность и документы, подтверждающие ликвидацию, и подайте их вместе с декларацией 3-НДФЛ в ИФНС.

Что делать собственникам бизнеса за рубежом, чтобы у налоговой не было претензий

  • Если вы приобрели долю в иностранной компании, сообщите об этом в налоговую инспекцию по месту регистрации в течение трех месяцев.
  • Если у вас есть контролируемая компания, до 20 марта 2017 года подайте в налоговую уведомление о ее прибыли за 2015 год.
  • Переведите финансовую отчетность КИК за 2015 год на русский язык и подайте в инспекцию до 30 апреля 2017 года вместе с декларацией НДФЛ за 2016 год.
  • Доходы от КИК за 2015 год включите в налоговую декларацию и подайте ее в инспекцию до 30 апреля 2017 года.
  • Учитывайте, что налоговая может узнать о вашей КИК, даже если вы не сообщите об этом сами: через систему автообмена налоговой информацией или с помощью запроса у зарубежных коллег в рамках налоговой проверки.

Приобретение акций иностранных компаний: валютный и налоговый аспект

Публикация

В нашей статье мы хотели бы остановиться именно на аспектах российского законодательства, которые необходимо учитывать при приобретении акций иностранных компаний российскими юридическими и физическими лицами. Сразу оговоримся, что речь идет о ценных бумагах, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее – ОРЦБ).
Валютное регулирование
Статья 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле1 (далее – Закон) определяет, что валютными операциями являются операции с участием резидентов и нерезидентов по приобретению, отчуждению, использованию в качестве средства платежа, ввозу и вывозу на/с таможенной территории РФ валютных ценностей, к которым, в том числе, относятся внешние ценные бумаги. Здесь можно рассматривать операции как по первичной эмиссии ценных бумаг, так и по приобретению ценных бумаг нерезидентов у лиц, которые ранее ими владели.
Валютные операции должны совершаться с валютными ценностями, под которыми понимаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Понятие внешних ценных бумаг дается через определение внутренних: внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся по Закону к внутренним ценным бумагам. При этом к внутренним ценным бумагам Закон относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.
Соответственно какие-либо операции с ценными бумагами иностранных эмитентов (приобретение, отчуждение, ввоз/вывоз и т. п.) являются валютными операциями и подлежат валютному регулированию с соблюдением правил валютного законодательства.
Чтобы определить, какие нюансы могут ожидать владельцев иностранных ценных бумаг в России, следует в первую очередь определить круг субъектов, которые могут быть задействованы в данной ситуации.
Их можно подразделить на две большие группы:
1. Резиденты и нерезиденты, т. е. субъекты, непосредственно осуществляющие операции с внешними ценными бумагами.
2. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля, т. е. субъекты, определяющие правила поведения в данной сфере.
В свою очередь во второй группе можно выделить:
1) Органы валютного регулирования:
— Центральный Банк РФ (устанавливает правила для банков);
— Правительство РФ (устанавливает правила для всех остальных хозяйствующих субъектов).
Именно органы валютного регулирования издают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты в области валютного регулирования и валютного контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов. Здесь важно отметить, что издавать акты в данной области эти органы могут только в случаях, предусмотренных Законом. Если Закон не предусматривает необходимость регламентации каких-либо валютных операций, значит, они осуществляются без ограничений.
2) Органы валютного контроля:
– Центральный Банк РФ (действует в отношении банков и валютных бирж);
– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ (Росфиннадзор РФ) (в отношении остальных хозяйствующих субъектов).
Именно органы валютного контроля обладают полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать установленные законодательством РФ меры ответственности в случае нарушения валютного законодательства.
3) Агенты валютного контроля:
— уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку РФ;
— профессиональные участники ОРЦБ (брокеры, дилеры, регистраторы);
— таможенные и налоговые органы.
Это те органы, с которыми приходится непосредственно сталкиваться на практике. Агенты валютного контроля могут констатировать какие-либо нарушения, проводить проверки, запрашивать некоторые документы и т. п., но сами привлекать к ответственности не имеют права (о чем свидетельствует обширная судебная практика). В отдельных случаях они могут составлять протоколы об административном правонарушении, но в дальнейшем должны передать их для рассмотрения в Центральный Банк либо в Росфиннадзор.
Для осуществления своих функций агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Законом четко установлен перечень документов, которые имеют право запрашивать данные органы. Срок предоставления не может быть менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Агенты вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Оригиналы документов принимаются агентами для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Органы валютного контроля тоже имеют право запрашивать документы по валютной операции, однако в отношении них Закон не устанавливает ограничений ни по перечню запрашиваемых документов, ни по относимости к конкретной валютной операции.
Когда Закон о валютном регулировании и валютном контроле только вступил в силу, в нем предусматривались требования использования специальных счетов, резервирования и пр. На сегодняшний день каких-либо специальных требований к приобретению ценных бумаг иностранных эмитентов Законом не предусмотрено. Также отсутствуют какие-либо требования к тому, приобретение какой иностранной компании осуществляется: в офшорной юрисдикции, в зоне с пониженным налогообложением либо иностранной компании с обычным налогообложением.
Все валютные операции с ценными бумагами должны отвечать критерию законности, т. е. не нарушать требования, установленные Законом.
Валютные операции между резидентом и нерезидентом в Российской Федерации разрешены, т. е. осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона). Нет никаких законодательно установленных особенностей и требований при приобретении ценных бумаг резидентом у нерезидента, как при первичной или дополнительной эмиссии у самого эмитента, так и при покупке у прежнего владельца-нерезидента.
Между резидентами валютные операции запрещены. Но есть ряд исключений, когда они свободно осуществляются:
1. операции с внешними ценными бумагами, которые осуществляются через организаторов торговли на ОРЦБ РФ, и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях;
2. внешние ценные бумаги не обращаются на ОРЦБ, но учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;
3. все операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.
Как же поступить при покупке акций иностранной компании у прежнего владельца — также резидента?
Здесь нужно обратиться к ч. 6 ст. 12 Закона, которая декларирует, что физические лица – резиденты вправе осуществлять валютные операции без ограничений, только если они не связаны с передачей имущества на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации.
Существует судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2006 № 1644/06), когда суд постановил, что легальный вывоз физическим лицом — резидентом иностранной валюты с территории РФ предполагает право ее свободного использования за пределами РФ. Из правового анализа Закона также следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из РФ с соблюдением требований Закона.
Необходимо учитывать требования Закона к порядку оплаты ценных бумаг. По общему правилу, все расчеты по валютным операциям с ценными бумагами должны осуществляться с использованием счетов, как в российских, так и в зарубежных банках.
В российских банках расчеты производятся юридическими и физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным Банком РФ2. В зарубежных банках расчеты могут производиться юридическими лицами и физическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета (ст. 12 Закона).
Нередко при приобретении ценных бумаг возникает вопрос о паспорте сделки (ст. 20 Закона). Паспорт сделки – это документ, служащий целям валютного контроля, порядок регулирования которого определяет Центральный Банк3.
Действие порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов:

  • за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

  • при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что оформление паспорта сделки по операциям с ценными бумагами не предусмотрено.
Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Ранее эта статья содержала большое количество критериев (например, неиспользование спецсчетов). Сейчас осталось только осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством, за которое предусмотрен административный штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлены должностным лицам органов и агентам валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Право рассмотрения дел о соответствующих административных правонарушениях предоставлено только органам валютного контроля (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ).
Следует учитывать, что административное законодательство предусматривает наложение ответственности в случае виновных действий как на само юридическое лицо, так и на его руководителя.
Что касается ввоза резидентами и нерезидентами в РФ валютных ценностей (к которым относятся в том числе и внешние ценные бумаги), согласно действующему законодательству при ввозе ценных бумаг в документарной форме, стоимость которых превышает 10 000 долларов США, они подлежат письменному декларированию в соответствии с таможенным законодательством РФ (ст. 15 Закона).
В случае недекларирования ценных бумаг ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для граждан и юридических лиц — штраф от 1/2 до двукратного размера стоимости ценных бумаг, а для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Подобные дела уполномочены рассматривать таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ), а также суды (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Помимо административной возможна и уголовная ответственность. Статья 188 УК РФ («Контрабанда») предусматривает в том числе ответственность за недекларирование товаров, если оно совершено в крупном размере.
Налоговый аспект
Налоговые последствия владения ценными бумагами иностранных компаний различны для физических и юридических лиц.
Основные виды доходов, которые могут возникнуть, – это дивиденды либо доход от операций по продаже ценных бумаг.
види
Рассмотрим налоговые последствия для физических лиц.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).
Итак, дивиденды. Выбирая иностранную компанию для получения дивидендов, лучше использовать юрисдикцию, где при выплате дивидендов нет налога у источника. Например, Кипр, Великобритания.
В России полученные дивиденды для физических лиц будут формировать налоговую базу по НДФЛ. Доходы от долевого участия в деятельности иностранных организаций, полученные в виде дивидендов, подлежат обложению по ставке 9%.
Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения налог уменьшается на сумму налога, уплаченного на территории иностранного государства.
В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную по российскому законодательству, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.
Уплата налога производится физическим лицом самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ) не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ). При получении в текущем году доходов от долевого участия в нерезидентной компании физические лица — налоговые резиденты РФ обязаны не позднее 30 апреля следующего года подать в налоговые органы по месту своего жительства налоговую декларацию (п. 1 ст. 229 НК РФ). За неподачу декларации в установленные сроки возможны штрафные санкции в соответствии со ст. 119 НК РФ. Также необходимо иметь оправдательные документы, подтверждающие, что данный доход является дивидендом. Например, решение общего собрания акционеров нерезидента о распределении прибыли и выплате дивидендов, соответствующим образом легализованное и переведенное на русский язык.
Статьей 214.1 НК РФ для доходов от продажи ценных бумаг установлены особые правила.
Доход от продажи ценных бумаг облагается по ставке 13%. Налоговые вычеты при продаже ценных бумаг в настоящее время не предоставляются. При продаже ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2007 года, сумму дохода можно уменьшить на расходы, указанные в п. 10 ст. 214.1 НК РФ (п. 12 ст. 214.1 НК РФ). Налогооблагаемый доход можно сократить только на документально подтвержденные расходы. Перенос налогоплательщиками НДФЛ убытков на будущее в соответствии со ст. 214.1 и 220.1 НК РФ осуществляется в отношении убытков, полученных начиная с налогового периода 2010 года.
Важное дополнение, внесенное последними изменениями в Налоговый кодекс, – возможность расчета материальной выгоды по ценным бумагам, не обращающимся на ОРЦБ. Ранее это не представлялось возможным. Кроме того, установлен порядок расчета рыночной цены (как по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, так и по необращающимся ценным бумагам). Это так называемая расчетная цена с пределом ее колебания от минимальной к максимальной.
Порядок расчета устанавливает ФСФР РФ по согласованию с Минфином РФ (статья начнет действовать с 1 января 2011 года). Изменениями в НК РФ установлено, что расчетная цена определяется либо независимым оценщиком, который действует в соответствии с федеральными стандартами оценки, либо сама организация оценивает стоимость ценной бумаги. В этом случае в учетной политике должно быть отражено, каким образом происходит оценка (для юридического лица).
Что касается юридических лиц — владельцев ценных бумаг нерезидентов, то доходы, получаемые от источников за рубежом в виде дивидендов, они обязаны включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Доходы юридических лиц от долевого участия в других организациях признаются внереализационными доходами.
Налоговая ставка здесь — 9% (общая) или 0% (льготная).
Нулевая ставка возможна при соблюдении ряда условий в совокупности:

  • на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды российская организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;

  • стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Этот порядок не применяется, если организация, выплачивающая дивиденды, расположена в офшорной зоне4. В списке офшоров находятся практически все популярные юрисдикции (Сейшелы, Британские Виргинские острова, Кипр). В настоящее время в нем нет Великобритании (т. е. в Великобритании можно воспользоваться этой льготой). Данную льготу должен доказывать сам налогоплательщик: при подаче налоговой декларации в налоговую инспекцию должны быть предоставлены документы, подтверждающие владение определенной долей (указывается также ее размер и стоимость). Иностранные документы должны быть переведены на русский язык и апостилированы.
У организаций, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, вся сумма получаемых дивидендов включается в состав внереализационных доходов. В зависимости от выбора объекта налогообложения ставка составит 6 или 15% (ст. 346.20 НК РФ). С полученных дивидендов такие организации должны уплатить налог на прибыль, который они
в принципе не платят, но поскольку иностранная компания не может выступать налоговым агентом, то организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль с полученных дивидендов (по ставке 9% или 0%), а так же подают декларацию по налогу на прибыль в части полученных дивидендов.
Если говорить о доходах от операций купли-продажи ценных бумаг нерезидентов, то они формируют базу по налогу на прибыль и облагаются по ставке 20%. Здесь есть некоторые моменты, которые следует принимать во внимание. При приобретении акции нерезидента принимаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость ценных бумаг определяется как сумма затрат на их приобретение, исчисленная по курсу ЦБ РФ на день приобретения. После принятия к учету текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.
Расходы на приобретение и реализацию учитываются только при выбытии ценных бумаг (подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ). Юридическим лицам, в отличие от физических, нельзя учесть расходы на хранение ценных бумаг, только затраты на покупку и реализацию. Так, расходы на независимого оценщика можно учесть как расходы при продаже ценной бумаги.
Реализация ценных бумаг не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Доходы от операций по реализации ценных бумаг определяются исходя из цены реализации. Доходы, номинированные в иностранной валюте, определяются по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности.
Правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, установлены п. 6 ст. 280 НК РФ. Для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (которое установлено в размере 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены). Если цена реализации ценных бумаг ниже минимальной или выше максимальной, то учитывается минимальная или максимальная цена соответственно (установленные исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен).
Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен быть установлен ФСФР России по согласованию с Минфином России (абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ). Однако действие данной нормы с начала 2010 года приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ), поэтому в настоящее время расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, устанавливается организацией самостоятельно или с привлечением оценщика.
Требования к отчету об оценке установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»». Отчет оценщика обязательно должен иметь свой порядковый номер и дату составления, поскольку сведения, указанные в нем, действительны в течение 6 месяцев. Кроме того, должен быть указан список допущений и ограничивающих условий, подтверждающих независимость оценщика в определении им рыночной цены. Заключение должно быть скреплено печатью и подписью оценщика, а его страницы пронумерованы и прошиты. Соблюдение установленных законодательством требований будет являться гарантией безоговорочного принятия такого документа всеми инстанциями.
Порядок определения расчетной цены данных ценных бумаг, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется юридическим лицом самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике.
Прибыль от операций с ценными бумагами исчисляется отдельно от прибыли по иным видам деятельности.
Убытки учитываются отдельно от убытков по другим видам деятельности юридического лица. Убытки, возникшие при продаже ценных бумаг, можно перенести на будущее в пределах 10 лет (ст. 283 НК РФ). В дальнейшем налогооблагаемую базу по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ, можно сократить сразу на всю сумму убытков или перенести какую-либо часть на будущее (в пределах 10 лет).
Отметим, что в НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика (только для юридических лиц) сообщать о любом случае участия в российских или иностранных организациях в месячный срок с момента начала такого участия (ст. 23 НК РФ). Например, в случае, если юридическое лицо приобретает акции офшорной либо любой нерезидентной компании, эта компания в месячный срок должна направить в налоговую инспекцию по месту своей постановки на учет уведомление по установленной форме.
1Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
2Положение ЦБ РФ от 31.05.2005 № 6657 «Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам».
3Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2003 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
4Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108Н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

Иностранное юридическое лицо — учредитель ООО проблемы, которые гипотетически могут возникнуть в этой ситуации, должно изучить еще до того, как такое общество будет создано. С чем может столкнуться иностранец, иностранная фирма или созданное ими в России ООО, расскажем в этой статье.

Что нужно знать, прежде чем открыть ООО в РФ

Абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что нормы гражданского законодательства равным образом действуют и по отношению к иностранцам и иностранным фирмам, за исключениями, прямо названными в законах.

Приведем несколько примеров изъятий из общих правил при ведении бизнеса через ООО с иностранным элементом:

  1. По закону РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-I такая организация не может функционировать как СМИ или вещательная структура (ст. 19.1).
  2. П. 3 ст. 6 закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 № 4015-I не позволяет страховым организациям с определенным размером иностранного капитала предлагать своим клиентам некоторые виды страхования. Например нельзя продавать полисы ОСАГО, если более 51% уставного капитала страховщика находится в руках иностранцев.
  3. Абз. 6 п. 1 ст. 3 закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-I предусматривает наличие ограничений на создание организаций с иностранным элементом в ЗАТО.
  4. ООО не сможет вести частную охранную деятельность, если оно имеет иностранных инвесторов. Исключение может быть сделано только в случае, специально оговоренном в международном договоре (ст. 15.1 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11.03.1992 № 2487-I)
  5. Иностранной или международной неправительственной организации, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ запрещено создание юрлиц, на территории РФ (п.п. 5 п. 3 ст. 3.1. ФЗ «О мерах воздействия …» от 28.12.2012 № 272-ФЗ).

Открытие ООО иностранным гражданином или иностранной организацией

Закон № 160-ФЗ позволяет регистрировать предприятия с иностранным элементом в том же порядке, который установлен для всех (п. 2 ст. 20). Создавая такое ООО, следует обратиться к закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации).

Помимо документов, входящих в список для ООО с российский участием, при оформлении ООО с иностранным учредителем потребуется подать еще некоторые:

  • Если учредителем будет иностранное юридическое лицо, в качестве документа, подтверждающего его правосубъектность, понадобится выписка из реестра, удостоверяющая наличие у учредителя статуса юридического лица (п. «г» ст. 12 закона о регистрации). Обычно это реестр предприятий, который ведется уполномоченным органом в той стране, где зарегистрирована иностранная организация.
  • Если учредителем станет иностранец (физическое лицо), ему также надо будет подтвердить свой статус. Документом, удостоверяющим личность, в большинстве случаев будет паспорт иностранного гражданина, однако международным договором может быть предусмотрен и иной документ (ст. 10 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Ранее большие трудности возникали при перечислении взноса в уставный капитал на накопительный счет создаваемого ООО.

Так, иностранная организация не могла перечислить валюту на этот счет, а валютного счета у ООО быть не могло, поскольку оно еще не было зарегистрировано. С 2014 года отменена обязательная предварительная оплата уставного капитала в размере не менее 50%.

В настоящее время иностранный инвестор может осуществить оплату уставного капитала в течение 4 месяцев после регистрации фирмы (п. 1 ст. 16 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Отметим, что остались проблемы с курсовыми разницами, возникающими, когда уставный капитал, выраженный в рублях, оплачивается по одному, а поступившие деньги учитываются ООО уже по другому курсу.

Какие могут быть проблемы, если у ООО учредитель — иностранное юридическое лицо

Заявителем при создании ООО выступает руководитель иностранного юридического лица — учредителя (п. 1.3 ст. 9 закона о регистрации). Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена, за исключением ситуации, когда подавать такое заявление будет сам учредитель (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 закона о регистрации).

Таким образом, нотариальное удостоверение подписи не потребуется только в случае, если в ИФНС обратится лицо, указанное в выписке из реестра в качестве исполнительного органа.

Вызвать ряд трудностей может нотариальное заверение заявления (форма 11001):

  • Во-первых, русскоязычный бланк формы должен заполняться также на русском языке (включая собственноручное написание полных Ф. И. О. подписанта), поэтому, возможно, потребуется оплатить услуги переводчика.
  • Во-вторых, если уполномоченное лицо иностранной организации не имеет возможности посетить российского нотариуса, для совершения этого нотариального действия ему придется обратиться в российское консульство в своей стране.

На передачу комплекта документов в ИФНС может быть оформлена нотариально заверенная доверенность.

Доверенность, оформляемая за пределами РФ, потребует нотариально заверенного перевода на русский язык, даже если она составлена на русском, но на оттиске печати нотариуса есть слова на иностранном языке. Если международный договор о признании документов с соответствующей страной у РФ отсутствует, скорее всего, понадобится апостилирование иностранной доверенности. Если страна создания документа не присоединилась к Конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961), такие документы нуждаются в более сложной процедуре — консульской легализации.

Проблемы ООО, учрежденного иностранной организацией, при уплате налогов

Рассмотрим налоговые аспекты, по которым можно ожидать возникновения тех или иных проблем в связи с национальной принадлежностью учредителя.

Подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ предусматривает для иностранных корпораций ставку налога на прибыль в размере 15% по получаемым дивидендам. Если по ошибке рассчитать налог по более низкой ставке, предусмотренной для учредителей — российских организаций, такое ООО могут ожидать неприятности со стороны фискальных органов. Ведь в данной ситуации ООО выступает налоговым агентом, к обязанностям которого относится исчисление, удержание и уплата налога за то лицо, которое получает доход.

ВАЖНО! Следует иметь в виду, что с большим количеством стран Россией заключены соглашения об устранении двойного налогообложения. В них может быть указана пониженная ставка налога, уплачиваемого с полученных дивидендов.

Как правило, пониженная ставка применяется в отношении иностранных организаций, сделавших существенный инвестиционный вклад. Обращаем внимание, что для того, чтобы воспользоваться такой пониженной ставкой, иностранная организация должна подтвердить свое местонахождение (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Какие могут быть проблемы, если учредитель ООО — иностранный гражданин. Регистрация изменений

Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть в ситуации, когда учредителем ООО является гражданин другой страны:

  1. Налоговые аспекты. Перед начислением и выплатой дивидендов учредителю-иностранцу целесообразно разобраться, в каком размере будет уплачиваться налог с этой суммы. Для этих целей нужно изучить соглашение об избежании двойного налогообложения России с той страной, гражданином которой является учредитель.
  2. Разрешение на работу. Безусловно, по общему правилу такие разрешения требуются только тем иностранцам, которые приняты на работу и ведут трудовую деятельность на территории РФ. Тем не менее в судебной практике существуют примеры, когда ООО было оштрафовано по ст. 18.15 КоАП РФ за то, что его учредитель-иностранец не имел разрешения на работу. Речь идет о постановлении Верховного суда РФ от 19.02.2016 № 18-АД16-12. Справедливости ради отметим, что по этому делу при проверке было выявлено, что учредитель по факту выполнял административно-распорядительные функции.
  3. Регистрация ООО. Осуществляется в порядке, аналогичном описанному в предыдущем разделе, а следовательно, имеет схожие проблемы, связанные с нотариальным заверением в консульстве, переводом, апостилированием или легализацией. Чтобы избежать трудностей с подписанием и заверением подписи учредителя на заявлении о создании ООО, о которых мы писали выше, можно сначала зарегистрировать ООО с российским учредителем, а затем, увеличив уставный капитал, ввести в состав иностранного участника. Тогда при регистрации нового устава ООО (изменений к нему) заявителем уже сможет выступить руководитель ООО и иностранному учредителю не придется приезжать в Россию или обращаться в российское консульство.

Регистрация изменений (вносимых как в устав, так и в ЕГРЮЛ), как правило, не вызывает серьезных трудностей, так как заявителем будет выступать уже руководитель ООО, за исключением отдельных случаев.

Например, если участник-иностранец пожелает передать свою долю в доверительное управление (гл. 53 ГК РФ), он не сможет доверить подписание заявления в ИФНС представителю (абз. 3 п. 1.4 ст. 9 закона о регистрации). Ему придется обращаться к российскому нотариусу либо в российское консульство.

В заключение еще раз отметим, что иностранные организации и граждане вправе выступать участниками российских юридических лиц и вести деятельность, за некоторыми исключениями, установленными в законе. При регистрации необходимо представить выписку из реестра юридических лиц, а при исчислении дивидендов — изучить соглашение об устранении двойного налогообложения.

Какие налоги придется платить, инвестируя в американские акции

С доходов от инвестиций, включая вложения в иностранные бумаги, как правило, приходится платить налоги. Сколько теряют на налогах инвесторы-физические лица из России, играющие на американских бумагах через российских брокеров?

Доход от инвестиций в ценные бумаги обычно складывается из двух составляющих — доход от операций и фиксированный доход (дивиденды). Порядок их налогообложение различен.

Налог с операций

С дохода от операций с иностранными бумагами взимается НДФЛ (налог на доходы физических лиц) согласно российскому законодательству, уплачивается он в России. Ставка налога составляет 13%.

Налог по сделкам в РФ рассчитывается по методу ФИФО (FIFO – first in, first out). Таким образом, первой проданной считается первая купленная акция. При расчете финансового результата вычитаются затраты на комиссии.

Убыток, полученный по итогам года, так же можно переносить на следующие налоговые периоды. Так уменьшаются будущие налоговые платежи по операциям с ценными бумагами. Но чтобы воспользоваться этим правом, придется самостоятельно заполнить и подать налоговую декларацию, приложив к ней подтверждающие документы (справку об убытках предоставит брокер). Убыток, полученный в текущем налоговом периоде, может переноситься на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен.

И неважно, где проводились операции – на «Санкт-Петербургской бирже» (СПБ) или на зарубежных площадках через российских брокеров. С одной лишь особенностью — поскольку иностранные бумаги номинированы в валюте, в России доход от их купли-продажи рассчитывается в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ, действующему на второй торговый день после даты совершения сделки (из-за из режима торгов Т+2).

Если вы выходите на зарубежные рынки или на СПБ через российского брокера (заключаете с ним брокерский договор), то он становится вашим налоговым агентом, то есть будет обязан высчитывать и отчислять в бюджет налог с ваших доходов от операций с бумагами. А вот если вы решите стать клиентом зарубежного посредника и заключите с ним напрямую брокерский договор, то вы сами должны будете декларировать доходы и уплачивать с них налог.

Зарубежные акции, обращающиеся на СПБ, могут приобретаться на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), а значит, к ним могут применяться налоговые льготы – вычет на сумму ежегодного взноса до 400 000 руб. либо полное освобождение от налогообложения полученного по счету дохода.

Налог с дивидендов

К налогам с доходов в виде дивидендов подход иной. К ним применяются ставки, закрепленные в соглашении об избежании двойного налогообложения между Россией и США, и уплачивается этот налог в налоговую службу США (IRS).

Двойное налогообложение возникает тогда, когда инвестор является резидентом одной страны, но совершает операции с финансовыми активами, которые зарегистрированы в другой стране (будучи ее нерезидентом). Тогда формально возникает необходимость заплатить налог и в стране, где зарегистрирован эмитент ценной бумаги, и в стране проживания. Именно для избежания такого двойного налогообложения доходов между некоторыми странами подписаны соответствующие договоры.

В США ставка налога с дивидендов для физлиц резидентов РФ практически по всем бумагам составляет 10% , но в некоторых случаях (бумаги типа REIT, позволяющие инвестировать в рынок недвижимости) действует ставка 30%.

Налог в таком размере взимается с клиентов брокеров, которые, как и ФГ БКС, предоставляют физическим лицам прямой доступ на американские площадки. То же относится к лицам, торгующим через СПБ.

Важно отметить, что если ваш брокер выходит на американские площадки через зарубежного брокера, то ему либо необходим статус QI (Qualified Intermediary), позволяющий вашему брокеру самому рассчитать необходимые налоги с доходов своих клиентов. Либо между брокерами должен происходить обмен информацией о том, какие клиенты и в каком объеме владеют акциями, по которым пришли дивиденды. Если эти условия не выполняются, то дивиденды будут обложены по ставке, которая применяется к юрисдикции брокера, либо по максимально возможной ставке (30%).

В рамках ФГ БКС есть компания со статусом Qualified Intermediary, что позволяет абсолютно корректно рассчитывать налоговые платежи для клиентов.

Читайте лучшие материалы по рынку США на специальном канале в Telegram – BCS USA

Иностранная структура без образования юридического лица

В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

Пример: Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.

Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

  • такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

  • такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

  • такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

  • такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

  • такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Уведомление в ИФНС

Организации и физические лица — налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

  • об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

  • о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

Строки «ИНН» и «КПП» в каждом разделе уведомления указываются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС».

Порядковый номер страницы и дата заполнения уведомления отражаются автоматически.

Внимание!
Чтобы сформировать Листы А, А1, Б, Б1, Г, Г1 и Г2, нужно нажать на кнопку «Создать раздел».

  • Титульный лист
  • Сведения о физическом лице
  • Лист А. Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией
  • Лист А1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией
  • Лист Б. Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица
  • Лист Б1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица
  • Лист В. Сведения о финансовой отчетности контролируемой иностранной компании
  • Лист Г. Раскрытие порядка участия налогоплательщика в контролируемой иностранной компании при наличии косвенного участия
  • Лист Г1. Сведения о российской организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании
  • Лист Г2. Сведения об иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании
  • Приложение 1. Коды оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК
  • Приложение 2. Коды видов участия налогоплательщика в иностранной организации
  • Приложение 3. Коды основания освобождения от налогообложения прибыли КИК

Титульный лист

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

При заполнении поля «Номер корректировки» в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Налоговый период» указывается налоговый период (календарный год) по налогу на прибыль или НДФЛ, за который налогоплательщиком подается уведомление.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)» отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. По умолчанию в поле автоматически проставляется код, который был указан при регистрации клиента в системе.

В поле «Налогоплательщик (код)» выбирается соответствующий код. Если уведомление представляет российская организация, то указывается код «1», если физическое лицо, то – «2», если иностранная организация – налоговый резидент РФ, то «3».

В поле «Сведения о налогоплательщике» отражается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами либо ФИО физического лица.

В поле «Данное уведомление составлено на ____ страницах» указывается количество страниц, на которых составлено уведомление. Значение поля заполняется автоматически и пересчитывается при изменении его состава (добавлении/удалении разделов).

При заполнении поля «с приложением копий документов на ___ листах» отражается количество листов копий документов, подтверждающих полномочия представителя контролирующего лица, а также документов, подтверждающих соблюдение условий для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК.

В зависимости от субъекта, представляющего уведомление, в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений подтверждаю:» выбирается соответствующая цифра:

  • «1» — физическое лицо;
  • «2» — представитель физического лица;
  • «3» — руководитель организации;
  • «4» — представитель организации.

При этом указывается ФИО руководителя организации либо ее представителя. Дополнительно представителем указывается наименование документа, подтверждающего его полномочия.

В поле «ИНН» указывается ИНН физического лица.

В соответствующих полях указываются номер телефона и адрес электронной почты контролирующего лица либо его представителя.

Лист А. Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией

Лист А заполняется по контролируемой иностранной компании (КИК), являющейся иностранной организацией.

Внимание!
Лист А заполняется контролирующим лицом отдельно в отношении каждой КИК.

В поле «Номер контролируемой иностранной компании» указывается уникальный номер КИК, который присваивается налогоплательщиком самостоятельно.

В поле «Наименование иностранной организации» указывается полное наименование иностранной организации в русской и латинской транскрипции.

В поле «Код государства (территории) регистрации (инкорпорации)» выбирается цифровой код страны регистрации (инкорпорации) иностранной организации в соответствии с классификатором стран мира (ОКСМ).

В поле «Регистрационный номер (номера) в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) или их аналоги» указывается регистрационный номер, присвоенный иностранной организации в стране регистрации (при наличии).

В поле «Код (коды) налогоплательщика в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) или их аналоги» указывается код налогоплательщика (если имеется), присвоенный иностранной организации в стране регистрации.

В поле «Адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации)» указывается полный юридический адрес иностранной организации в стране регистрации.

Лист А1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией

Лист А1 заполняется в случае, если налогоплательщик указал сведения о КИК в Листе А.

В разделе «Общие сведения» указываются:

— в поле «Номер контролируемой иностранной компании» — уникальный номер КИК, присвоенный на Листе А;

— в поле «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации» выбираются основания, по которым налогоплательщик признается контролирующим лицом КИК. При этом напротив каждого кода налогоплательщик должен указать: «да» — если код соответствует основанию для признания его контролирующим лицом, «нет» — если не соответствует и «не применимо» — если факт выполнения данного основания не оценивался налогоплательщиком. Коды оснований представлены в приложении 1.

В поле «Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации» налогоплательщиком выбирается «да» или «нет».

Раздел «Сведения об участии в иностранной организации» заполняется в случае признания налогоплательщика контролирующим лицом в силу участия в иностранной организации.

В поле «Вид участия» напротив кодов, характеризующих вид участия в иностранной организации, проставляются отметки. Коды видов участия представлены в приложении 2.

Внимание!
Код 205 указывается только в случае выбора кода 102 в поле «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации».

В поле «Доля прямого участия (в процентах)» указывается доля прямого единоличного участия налогоплательщика в КИК.

В поле «Доля косвенного участия (в процентах)» указывается доля косвенного единоличного участия налогоплательщика в КИК.

В поле «Доля смешанного участия (в процентах)» указывается доля косвенного единоличного участия налогоплательщика общая величина доли единоличного прямого и косвенного участия налогоплательщика в КИК.

В поле «Доля совместного участия с супругом(-ой) и (или) несовершеннолетними детьми (в процентах)» указывается доля совместного участия налогоплательщика в КИК с родственниками.

Внимание!
Данное поле заполняется в случае выбора налогоплательщиком кода 204 в поле «Вид участия».

В поле «Доля совместного участия с налоговыми резидентами Российской Федерации (в процентах)» указывается доля участия налогоплательщика в КИК совместно с налоговыми резидентами Российской Федерации, не являющимися родственниками.

Внимание!
Данное поле заполняется в случае выбора налогоплательщиком кода 205 в поле «Вид участия».

Раздел «Сведения о контроле в отношении иностранной организации» заполняется в случае признания налогоплательщика контролирующим лицом в силу осуществления контроля над иностранной организацией.

В поле «Основание (наименование и реквизиты документа)» указывается наименование, а также номер и дата документа, свидетельствующего о том, что налогоплательщик осуществляет контроль над иностранной организацией.

Лист Б. Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица

Лист Б заполняется по КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица.

Внимание!
Лист Б заполняется контролирующим лицом отдельно в отношении каждой КИК.

В поле «Номер контролируемой иностранной компании» указывается уникальный номер КИК, который присваивается налогоплательщиком самостоятельно.

В поле «Организационная форма (код)» выбирается соответствующая форма иностранной структуры.

В поле «Наименование иностранной структуры без образования юридического лица» указывается полное наименование иностранной структуры в русской и латинской транскрипции.

В поле «Наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица» в русской и латинской транскрипции указывается наименование и реквизиты документа, свидетельствующего об учреждении иностранной структуры.

В одноименном поле указывается дата учреждения (регистрации) иностранной структуры.

В поле «Код государства (территории) учреждения (регистрации)» в соответствии с ОКСМ выбирается код государства, в котором зарегистрирована иностранная структура.

В поле «Регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве (на территории) учреждения (регистрации) или их аналоги» указывается регистрационный номер (при наличии) иностранной структуры в том государстве, где она зарегистрирована.

В поле «Иные сведения, идентифицирующие иностранную структуру без образования юридического лица» указываются прочие сведения, позволяющие идентифицировать иностранную структуру без образования юридического лица.

Лист Б1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица

Лист Б1 заполняется в случае, если налогоплательщик указал сведения о КИК в Листе Б.

В поле «Номер контролируемой иностранной компании» указывается уникальный номер КИК, присвоенный на Листе Б.

В поле «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица» выбираются основания, по которым налогоплательщик признается контролирующим лицом иностранной структуры. При этом напротив каждого кода налогоплательщик должен указать: «да» — если код соответствует основанию для признания его контролирующим лицом, «нет» — если не соответствует и «не применимо» — если факт выполнения данного основания не оценивался налогоплательщиком. Коды оснований представлены в приложении 1.

В поле «Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица» налогоплательщиком выбирается «да» или «нет».

В соответствующем поле указывается наименование, а также номер и дата документа (документов), подтверждающих выполнение оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной структуры.

Лист В. Сведения о финансовой отчетности контролируемой иностранной компании

Лист В заполняется в отношении финансовой отчетности КИК, сведения о которой представлены на Листе А или Б.

В поле «Номер контролируемой иностранной компании» указывается уникальный номер КИК, присвоенный на Листе А или Б.

В поле «Определение прибыли контролируемой иностранной компании (код)» выбирается вариант расчета прибыли КИК:

  • «1» — по данным финансовой отчетности КИК;
  • «2» — в соответствии с правилами 25 главы НК РФ.

В следующих полях указываются:

  • дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК;
  • дата составления финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом;
  • дата, являющаяся последним днем периода, за который определяется прибыль КИК;
  • дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными документами КИК установлено обязательное проведение аудита.

В поле «Основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании» напротив кодов, являющихся основаниями освобождения, налогоплательщиком делаются отметки. Коды оснований представлены в приложении 3.

Лист Г. Раскрытие порядка участия налогоплательщика в контролируемой иностранной компании при наличии косвенного участия

Лист Г предназначен для раскрытия порядка косвенного участия в КИК.

Внимание!
Лист Г заполняется отдельно в отношении каждой КИК, в которой налогоплательщик принимает косвенное участие.

В разделе «Сведения о косвенном участии налогоплательщика в контролируемой иностранной компании» указываются:

  • присвоенный налогоплательщиком уникальный номер КИК;
  • полное наименование КИК в русской транскрипции;
  • доля косвенного участия налогоплательщика в КИК.

В разделе «Раскрытие участия в контролируемой иностранной компании» указываются:

  • присвоенный налогоплательщиком самостоятельно номер последовательности участия налогоплательщика в КИК и иностранных (российских) организациях, через которые налогоплательщик принимает косвенное участие в КИК;
  • доля косвенного участия налогоплательщика в КИК по данной последовательности участия (соответствует доле косвенного участия в конечном участнике последовательности).

В разделе «Участники последовательности» перечисляются все участники последовательности, указанной в поле «Номер последовательности участия».

Внимание!
Первым в последовательности указывается участник — иностранная (российская) организация или КИК, в которых налогоплательщик владеет долей прямого участия, в том числе иностранная структура без образования юридического лица, используемая налогоплательщиком для осуществления участия в контролируемой иностранной компании. Последним в последовательности указывается КИК, косвенное участие налогоплательщика в которой раскрывается.

В полях «Номер участника» указываются:

  • уникальный номер КИК, являющейся иностранной организацией, из Листа А;
  • уникальный номер КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица, из Листа Б;
  • номер российской организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в КИК, из Листа Г1;
  • номер иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в КИК, из Листа Г2.

В полях «Доля прямого участия (в процентах)» указывается:

  • в отношении первого участника последовательности — доля прямого участия налогоплательщика в последующей иностранной (российской) организации или КИК;
  • в отношении каждого следующего участника последовательности — доля прямого участия предыдущего участника последовательности в последующей иностранной (российской) организации или КИК.

В полях «Доля косвенного участия (в процентах)» указывается:

  • в отношении первого участника последовательности данное поле не заполняется;
  • в отношении каждого следующего участника последовательности — доля косвенного участия налогоплательщика в каждой последующей иностранной (российской) организации или КИК.

Внимание!
Если налогоплательщик принимает участие в КИК через несколько последовательностей участия, то Лист Г заполняется в отношении каждой такой последовательности участия.

Лист Г2. Сведения об иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании

Лист Г2 применяется, чтобы указать данные об иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик косвенно участвует в КИК, но не является контролирующим лицом в отношении этой иностранной организации.

Внимание!
Если налогоплательщик принимает участие в КИК через несколько иностранных организаций, то в отношении каждой из них заполняется отдельный Лист Г2.

В поле «Номер иностранной организации» указывается присвоенный самостоятельно налогоплательщиком уникальный номер.

В поле «Наименование иностранной организации» указывается полное наименование иностранной организации в русской и латинской транскрипции.

В поле «Код государства (территории) регистрации (инкорпорации)» в соответствии с ОКСМ выбирается код государства, в котором зарегистрирована иностранная организация.

В поле «Регистрационный номер (номера) в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) или их аналоги» указывается регистрационный номер (при наличии), присвоенный иностранной организации в государстве, где она зарегистрирована.

В поле «Код (коды) налогоплательщика в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) или их аналоги» указывается код налогоплательщика (при наличии), присвоенный иностранной организации в государстве, где она зарегистрирована.

В поле «Адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации)», указывается полный юридический адрес иностранной организации в государстве, на территории которого она зарегистрирована.

Приложение 1. Коды оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК

Код Основание
101 Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25% (пп. 1 п. 3 ст. 25-13 НК РФ)
102 Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 10% при условии, что доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50% (пп. 2 п. 3 ст. 25-13 НК РФ)
103 Лицо, осуществляющее контроль над иностранной организацией в своих интересах (п. 6 ст. 25-13 НК РФ)
104 Лицо, осуществляющее контроль над иностранной организацией в интересах супруга (супруги) (п. 6 ст. 25-13 НК РФ)
105 Лицо, осуществляющее контроль над иностранной организацией в интересах несовершеннолетних детей (п. 6 ст. 25-13 НК РФ)
106 Лицо, являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица и имеющее право прямо или косвенно получать прибыль этой структуры (пп. 1 п. 10 ст. 25-13 НК РФ)
107 Лицо, являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица и имеющее право распоряжаться прибылью (или ее частью) этой структуры (пп. 2 п. 10 ст. 25-13 НК РФ)
108 Лицо, являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица и сохранившее право на имущество, переданное этой структуре (пп. 3 п. 10 ст. 25-13 НК РФ)
109 Лицо, являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица и осуществляющее над этой структурой контроль (п. 8 ст. 25-13 НК РФ)
110 Лицо, не являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица, но осуществляющее над этой структурой контроль и имеющее право на получение дохода (пп. 1 п. 12 ст. 25-13 НК РФ)
111 Лицо, не являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица, но осуществляющее над этой структурой контроль и распоряжающееся ее имуществом (пп. 2 п. 12 ст. 25-13 НК РФ)
112 Лицо, не являющееся учредителем иностранной структуры без образования юридического лица, но осуществляющее над этой структурой контроль и имеющее право на получение имущества в случае ликвидации структуры либо расторжения договора (пп. 3 п. 12 ст. 25-13 НК РФ)

Приложение 3. Коды основания освобождения от налогообложения прибыли КИК

Код Основание
1001 КИК является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами или иными лицами (пп. 1 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1002 КИК образована в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (пп. 2 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1003 Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для КИК, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1004 КИК является одной из следующих компаний:
— активной иностранной компанией;
— активной иностранной холдинговой компанией;
— активной иностранной субхолдинговой компанией (пп. 4 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1005 КИК является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1006 КИК является одной из следующих компаний:
— эмитентом обращающихся облигаций;
— организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям;
— организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация (пп. 6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1007 КИК участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании заключаемых соглашений о разделе продукции, концессионных или иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска (пп. 7 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)
1008 КИК является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья (пп. 8 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *