Влияние налогов на спрос

Существует несколько мнений о влияние налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения, внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.

Что же являет собой налог? Согласно учебникам налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом, государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более, что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.

Как видно в современном мире налог перерос определение учебника и представляет собой определенный индикатор социально-экономических отношений в стране. Как упоминалось выше, налоги делятся на разные группы, которые стоит рассматривать по отдельности.

Прямые налоги. Сюда входят подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю и т.д. Прямые налоги чаще других используются как инструмент предвыборной гонки, но не только. Однако здесь возникает конфликт интересов между государством и налогоплательщиком, который, хотя и является неотъемлемой его частью, чаще обращает внимание на состояние собственного бюджета. Однако, какие бы популистские изречения не слышали бы граждане, полное отсутствие налогов не осуществимо. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности. Здесь стоит вопрос о том, как строить государственную политику в области прямого налогообложения, то есть какие цели, кроме получения финансовых средств, государство пытается достичь. Некоторые страны имеют прогрессивный подоходный налог, который не является популярным, особенно среди людей с достатком выше среднего. В тоже время государство дает право людям уменьшать сумму налога путем ввода налоговых вычетов. Например, затраты на лизинг автомобиля или оплата учебы могут значительно снижать облагаемую сумму. В США действует огромный спектр легальных способов снизить налоговые платежи. Такая политика приводит к тому, что стимулируется потребление в определенных областях экономики, что в свою очередь приводит к улучшению экономического климата в стране. Подоходный налог с юридического лица также может являться влияющим на экономическую жизнь страны. Понижение ставок и налоговые каникулы приводят к развитию тех или иных областей.

Косвенные налоги. Сюда входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д. Здесь ситуация не так проста как с прямыми налогами. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство, увеличивая цены на импортируемые товары. Такое положение вещей верно, однако очень часто забывается вторая сторона – потребитель. Результатом введения новых пошлин со стороны государства является падение потребления в стране, когда покупатели вынуждены покупать меньше более дорогих товаров. Различные научные исследования показали, что доходы от введения пошлин в несколько раз ниже расходов покупателей данного товара. К тому же стоит отметить, что введение пошлин оказывает определенное инфляционное давление. Такая ситуация верна практически для всех косвенных налогов. Например, ввод дополнительного акциза на бензин приводит к инфляционным процессам и подорожанию почти всех групп товаров, так как многие перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Международная Торговая Организация активно борется за свободную торговлю между странами и не поощряет ввод каких-либо новых косвенных налогов. Естественным может показаться вопрос о том, как все же стимулировать собственных производителей. Эта тема выходит за рамки данного эссе, но программы кредитования в целях повышения эффективности и производительности местного производства с использованием государственных и частных средств могут иметь более действенный результат.

Идеально государство должно отказаться от любых косвенных налогов. Путем увеличения базы налогоплательщиков и стимуляцией экономического роста государство будет способно покрывать расходы собственного бюджета собирая только подоходный налог.

Налогообложение Эстонии является либеральным. В стране нет ввозных пошлин, что стимулировало быстрое развитие потребительского рынка. Многие импортеры в целях увеличения доли рынка пробуют производить товары на местном рынке. Иностранные инвесторы также испытывали до 1994 года определенные налоговые льготы, что стимулировало развитие экономики в последние годы.

Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Эстонии, должны оплачивать 26% подоходный налог вне зависимости от его уровня. Местные власти также могут вводить дополнительный подоходный налог, не превышающий 2%. В республике также действует налог на добавленную стоимость в размере 18%, который насчитывается на продажу товаров и услуг, включая импорт. Ставка налога является невысокой относительно других европейских стран, так, например, в Великобритании действует 18% налог. Соседняя Латвия имеет также 18% ставку налога. В тоже время налогом не облагаются товары экспортируемые из Эстонии, а при повторном экспорте фирмы получают уплаченный налог при ввозе обратно. В стране существуют также акцизы на табачные и алкогольные изделия, а также топливо, что также не противоречит мировой практике.

Придерживаясь такой политики и в будущем Эстония сможет занять достойное место среди мирового экономического сообщества.

Налогообложение в РФ

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном итоге перекладывается на потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства.

Согласно, например, теории предложения, оптимальная ставка налога не должна превышать 33-36%. Изъятие доходов сверх этого сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, сокращает налоговые поступления.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития хозяйствующих субъектов через получаемую прибыль. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% растут налоговые поступления от нуля до определенного максимального уровня (Дтах), а затем вновь снижаются до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, потому что более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов не должен превышать 33-36%.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Налоги и цены

Налоги влияют на цены, увеличивая их. Косвенные налоги непосредственно увеличивают цену реализации товара и при повышении ставки по ним автоматически возрастает и цена реализуемого продукта. Прямые налоги увеличивают цены опосредованно в процессе переложения налогов.

Переложение налогов — перенесение налогоплательщиком всего или части налогового бремени на другое лицо. Наряду с «избеганием» (уклонением) налога оно есть способ снижения налогового бремени. Переложение налогов — причина несовпадения плательщика налога с его носителем. В процессе переложения уплаченный налог возмещается плательщику путем изменения из-за налога его экономических отношений с другими хозяйствующими субъектами. В более широком смысле термин «переложение налогов» означает последствие данного экономического события, сказавшееся в другом секторе экономики, на другом лице, на другом уровне, на другом рынке, в экономике другого региона, другой страны. Такое понимание термина включает в теорию переложения и вопрос о «производительности» налогов, об их влиянии на экономику вообще.

Различия перечисленных теорий переложения налогов, обусловленные сменявшими друг друга течениями экономической мысли, социально-политическими воззрениями авторов, тенденциями разных исторических периодов, существуют одновременно с наличием общепризнанных положений, составляющих основу теории переложения налогов, такими, как способ, виды, условия переложения и т. п.

Переложение налогов происходит только в процессе обмена. Лишь путем изменений в условиях обмена один хозяйствующий субъект может перенести на другого, юридически независимого от него субъекта, падающий на него налог.

Перенесение налога проявляется в изменении под влиянием налога цены продукта и факторов его производства (зарплаты, процента за кредит, ренты). Единственный способ переложения налога — это изменение в связи с введением или увеличением налога спроса или предложения какого-либо блага. В. Твердохлебов считал, что переложение налогов можно рассматривать: как процесс изменений в условиях спроса и предложения, в ценах, переносящий бремя нового налога с непосредственного плательщика на других лиц и как состояние распределения налогового бремени, т. е. как результат установившегося равновесия спроса и предложения, причем это состояние можно сравнивать: с предшествовавшим введению налога состоянием равновесия экономических сил, определяя конечное влияние налога, или с гипотетическим случаем отсутствия налога, отвечая на вопрос, что было бы, если бы не было налога. Последний вопрос имеет большое практическое значение, так как большей частью именно он и возникает при обсуждении налоговых реформ.

Изменения под влиянием переложения налога цены, спроса и предложения графически изображено на рис. 1.

Рис. 1. Изменение цены, спроса и предложения под влиянием предложения налога

В результате переложения налога кривая предложения сдвигается вверх на сумму переложенного налога, что уменьшает равновесное количество с Qo до Qi и сокращает объем потребления и спрос.

Повышение цены как форма перенесения тяжести налога на потребителей по-разному отражается на спросе и предложении различных продуктов. Переложение труднее осуществить при эластичном спросе на облагаемый продукт, чем при устойчивой потребности, когда покупатель менее склонен сокращать потребление под влиянием повышения цены, поэтому наиболее переложимы налоги на предметы первой необходимости или роскоши, спрос на которые мало зависит от цены. Переложить налог труднее при неэластичном предложении. Классическим примером блага с нулевой эластичностью предложения является неулучшенная земля. Возможность переложения налога при различной степени эластичности спроса и предложения на товар показана на рис. 2 и 3.

Рис. 2 иллюстрирует возможность 100%-ого переложения налогового бремени на потребителей, когда (в случае А) при совершенно эластичной кривой предложения цена увеличивается на полную сумму налога, и то же (в случае Б) происходит при совершенно неэластичном спросе.

На рис. 3 показано, как, с одной стороны, совершенно неэластичная кривая предложения, а с другой — совершенно эластичный спрос не позволяют поднять цену и тем самым переложить налог на потребителей. Полное бремя налога в данном случае несут производители.

В теории переложения налогов различают два вида переложения: прямое — от производителя к потребителю (переложение «вперед») и обратное — от потребителя к производителю (переложение «назад»). Чем более эластичен спрос и менее эластично предложение, тем больше налога ложится на производителей, чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем больше налог ложится на потребителей.

Рис. 2. Эластичность спроса и предложения: налог на потребителей

Переложение налога возможно при условиях, когда налогом облагаются все лица, находящиеся в однородных обстоятельствах, поскольку на открытом рынке индивидуальные затраты при образовании цены играют незначительную роль, и постольку, поскольку ложится одинаковым бременем на каждую единицу объекта обложения, и когда непосредственный плательщик налога (субъект) влияет на предложение и спрос.

Чем больше непосредственный плательщик налога может повлиять на изменения предложения или спроса, и чем сильнее эти изменения могут отразиться на ценах, тем легче перелагается налог, и обратно.

Степень переложимости налогов зависит, во-первых, от объекта и основания отдельных налогов и, во-вторых, от природы рынка: конкурентный он или монополистический. Так, личные подоходные налоги по переложимости значительно уступают налогам на доходы предприятий и косвенным налогам; прогрессивный подоходный налог труднее перелагается, чем пропорциональный; налог на непериодические поступления менее переложим, чем обложение периодического дохода; общий налог перелагается труднее, чем специальный, падающий на однородную группу субъектов; если налог мал, он часто не может нарушить установившихся меновых отношений и не перекладывается; налог тем легче переложим, чем ближе по времени к моменту реализации продукта; переложение тем легче, чем соизмеримее основание налога с основанием установления цен и чем теснее зависимость цены от издержек производства.

Рис. 3. Эластичность спроса и предложения: налог на производителей

При конкурентном рынке налоги переложимы в большей мере, чем при монополии, когда при повышении из-за налога цены монопольных благ спрос на них сокращается, так как цена блага, установленная на основе предельных затрат, становится ближе к оценке большинства потребителей и следовательно, сокращается возможность повышения цены без значительного сокращения спроса.

Различие переложимости налогов в конкурентной и монопольной экономике заключается и в разном влиянии на ее степень формы взимания косвенных налогов, устанавливаются ли они в процентах к стоимости продукции или в фиксированных суммах на единицу продукции. Форма взимания оказывает большее влияние в случае монопольного производства, чем в условиях конкуренции. Легче переложить налог, рассчитываемый в процентах к стоимости продукции.

Возможность переложения налогов различна в зависимости от долгосрочного или краткосрочного периода, наличия общего или частичного равновесия в экономике, открытой или закрытой экономики.

Влияние налогов на уровень цен может проявляться и через установление льгот и снижение ставок налогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *