Внебюджетные источники финансирования

Некоторые дополнительные источники финансирования бюджетных организаций

Неслучайно в заголовке сказано «некоторые источники». Во-первых, потому что мы не ставим перед собой цель дать полный перечень адресов, куда любая бюджетная организация вне зависимости от формы, содержания, масштабов и территории деятельности могла бы обратиться за финансовой поддержкой. Сама идея составления такого перечня представляется нам утопической, поскольку по-прежнему «широка страна моя родная» и «в каждой избушке свои погремушки». Иными словами, при видимой схожести социально-экономических и иных характеристик регионы России фактически отличаются друг от друга, в том числе и имеющимися возможностями в получении дополнительных ресурсов бюджетными организациями.

Во-вторых, мы считаем, что поиск потенциальных источников и выработка стратегии привлечения дополнительных ресурсов — процессы творческие и индивидуальные, и ограничивать их рамками модного нынче фандрайзинга (а по-русски говоря, привлечением средств для осуществления деятельности) было бы опрометчиво. Здесь стоит сказать, что мы имеем в виду лишь те способы и инструменты, которые находятся в границах правового поля нашего государства. Остальные же «сравнительно честные способы» не вписываются в концепцию нашего издания.

Коротко о главном

Основываясь на определении бюджетной организации (созданная органами государственной или местной власти организация для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемая из федерального, регионального, местного бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов), отметим, что по сути своей любая бюджетная организация является некоммерческой. Это важно, поскольку некоммерческий характер ее деятельности во многом определяет особенности менеджмента, в том числе и управления ресурсами.

Согласно ГК РФ к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, не стремящиеся изначально к извлечению прибыли и ее распределению между участниками. Таким образом, работа некоммерческих организаций (НКО) направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей, а главным мотиватором деятельности их менеджеров является служение этим целям. Оценка деятельности НКО дается общественно-политическими группами и государственными органами.

Миссия бюджетных организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем определение бюджетной деятельности отнюдь не запрещает им заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.

Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, в том числе и из дополнительных источников, используется для достижения целей, определенных собственником и установленных изначально учредительными документами.

Времена меняются…

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают детей, лечат людей, просвещают, освещают, создают и сохраняют произведения искусства, исторические и культурные ценности и делают многое другое. Однако, кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования. Особенно востребованной предпринимательская активность бюджетных учреждений оказалась в условиях экономического кризиса, повлекшего за собой сокращение поступлений в бюджеты разных уровней и, как следствие, бюджетный дефицит. Проще говоря, делайте, что хотите, — денег нет.

При этом ответственности за качество производимых услуг, будь то лечение или обучение, с бюджетных организаций никто не снимал. Как, впрочем, и за условия, в которых эти услуги производят работники и получают люди, и за соответствие требованиям времени в сфере информирования и продвижения этих самых услуг, модернизации оборудования, совершенствования технологий и т.д.

Нынешняя ситуация требует от бюджетных организаций новых подходов в обеспечении собственной деятельности. И учредители, и потребители ожидают от них всплеска фандрайзинговой активности, причем с немедленным результатом в виде ощутимого пополнения счета или материальных преобразований: ремонта, приобретения современного оборудования, создания полномасштабных интернет-порталов, увеличения зарплат и прочих чудес. Для многих бюджетных организаций, их сотрудников и руководителей это создает дополнительные стрессовые ситуации, провоцирует внутренние и внешние конфликты.

В более выгодном положении находятся те, кто предусмотрел подобную угрозу. Жизнь такова, что если все яйца класть в одну корзину (или из одной корзины брать, если она — бюджет), то и корзина может прохудиться, и охотников до яиц станет больше, чем яиц, или вдруг выйдет корзина из моды, и продвинутые куры откажутся в нее нестись. Многие бюджетные организации уже давно осознанно и планомерно осваивают непростое мастерство привлечения средств из дополнительных источников. И у многих это получатся.

Рад бы взять грант, да Бюджетный кодекс не пускает

Когда речь заходит о дополнительных источниках финансирования деятельности бюджетных организаций, сразу всплывает не очень понятное, но, безусловно, притягательное слово «грант»! К сожалению, пока мы учились произносить и писать его правильно — с «т» на конце, популярность грантов пошла на убыль. По крайней мере в новой редакции Бюджетного кодекса такого слова нет, хотя в Налоговом кодексе это понятие еще фигурирует. Так или иначе, а конкурсный подход в распределении средств для реализации социально значимых проектов доказал свою жизнеспособность и эффективность, и во многих регионах проводятся конкурсы, по привычке называемые «грантовыми». Не везде и не в таких масштабах, как хотелось бы, но поучаствовать в конкурсе и получить финансирование на реализацию того или иного социального проекта бюджетная организация может.

Для того чтобы узнать, каковы ваши собственные шансы, лучше всего поискать информацию в официальных источниках. Объявления о действующих конкурсах, их тематика, приоритеты и ограничения (в том числе по организационно-правовым формам потенциальных участников) и другие необходимые сведения публикуются на официальных сайтах региональных и местных органов власти, на сайтах благотворительных фондов и в прессе. Необходимо помнить, что в разных регионах и в разных конкурсах участие бюджетных организаций предусмотрено не всегда, поэтому, прежде чем направлять заявку, необходимо внимательно ознакомиться с положением или проконсультироваться очно или по телефону с представителями организаторов конкурса (такая опция предусмотрена практически во всех проводимых конкурсах).

Более того, стоит помнить о том, что бюджетная организация может участвовать в реализации того или иного социального проекта не только в качестве прямого получателя средств, но и в качестве партнера и соисполнителя проекта. Здесь важно понимать, что первично: или реализовать задуманное, или получить средства на свой расчетный счет.

Стратегическим партнером в первом случае может выступить общественное объединение или негосударственная некоммерческая организация, чьи уставные цели и способы их достижения совпадают с целями бюджетной организации. Конечно, тут не приходится рассчитывать на обновление собственной материально-технической базы или решение иных насущных материальных проблем, однако организовать работу летнего экологического лагеря, провести парад школьных музеев, создать службу психологического сопровождения родственников тяжелобольных людей, открыть мастерскую на базе детского дома или запустить программу арт-терапии воспитанников колонии для несовершеннолетних можно. История такие случаи знает.

А что еще?

Что касается бюджетных средств, то для некоммерческих организаций по-прежнему остается возможность участвовать в конкурсах на получение государственного и муниципального задания. В соответствии с Бюджетным кодексом государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Информацию об этом также можно найти в открытом доступе.

Существуют и внебюджетные источники, из которых может финансироваться деятельность бюджетной организации. Среди них — частные и корпоративные фонды, поддерживающие деятельность в области культуры, здравоохранения, образования и социального развития. Узнать о том, какие фонды действуют на территории вашего региона, поможет Интернет или сотрудник ресурсного центра некоммерческих организаций, если таковой работает в вашем городе, области или крае.

Бюджетная организация может получить дополнительное финансирование от частного лица или компании. При этом обе стороны должны четко понимать, какой характер оно носит — возмездный или безвозмездный.

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных, а также позиционирование отдельных лиц (например, руководителей коммерческих компаний, оказавших финансовую поддержку мероприятию) как «наш спонсор». Практика относит эти случаи к разряду «хотели как лучше, а получилось как всегда». Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе» <1>, может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно этому Закону, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно — рекламодателем и рекламораспространителем. Если ваши отношения с компанией, финансирующей проект, именно такие, все в порядке. Уплатите налоги и спите спокойно. Если же финансовая помощь оказывается на безвозмездной основе и не предполагает никаких налоговых отчислений, следует быть очень внимательными при выборе формулировок.

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Нужно учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. В любом случае, прежде чем подписывать договор, необходимо проконсультироваться с грамотным юристом.

И еще об одном источнике хотелось бы сказать: источник, который может быть создан в дополнение ко всем перечисленным и неперечисленным. Таким источником для бюджетной организации может стать фонд, то есть специально созданная организация, суть которой — аккумулировать средства для осуществления и развития деятельности данной организации, будь то школа, музей или заповедник. Конечно, прежде чем принимать решение о создании фонда, необходимо взвесить все «за» и «против». Содержание фонда, организация его деятельности, соблюдение требований отчетности — все это потребует немалых сил. Однако и отдача будет, ведь этот инструмент предназначен для того, чтобы обеспечивать условия для развития и процветания вашей организации.

Безусловно, на этом тема дополнительных источников финансирования не будет закрыта. Если она интересна читателю, наверняка возникнут вопросы, возможно, прозвучат комментарии или будут рассказаны истории из жизни. Мы предполагаем в следующих номерах вернуться к разговору о том, что для бюджетной организации много денег не бывает.

А.Л.Балашова

Директор

по развитию Нижегородской

ассоциации неправительственных

некоммерческих организаций

«Служение»

Аттестация как один из методов оценки персонала в организации
Лизинг для бюджетника

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Постоянное повышение требований к качеству современного образования, его обязательному соответствию мировым стандартам образования вызывают сегодня увеличение необходимых расходов на оказание услуг образования, внедрения новейших технологий и методик обучения с использованием современных средств информации и коммуникаций. Для обеспечения деятельности системы образования Российской Федерации необходимо постоянно увеличивать объемы поступающих денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования.Изыскание внебюджетных источников финансирования на сегодняшний день становится практически повседневными обязанностями образовательных учреждений любых категорий, типов в соответствии с тем, какую направленность образовательных программ имеют учреждения и их потребностью и финансах. Лучшие идеи для бизнеса, бизнес-планы и полезные рекомендации для открытия своего дела вы найдете на сайте businessme.ru.

Несмотря на то, что бюджетное финансирование муниципальных и государственных образовательных учреждений было увеличено, этого источника пока не хватает. Это ведет к тому, что образовательные учреждения начинают самостоятельный поиск разнообразных внебюджетных источников финансирования и привлечения средств.

Интенсивность данного процесса различается в зависимости от вида, типа и категории того или иного учреждения образования и от того, в каком регионе страны оно находится.

Более активно привлечение внебюджетных средств удается профессиональным учреждениям образования, в том числе, среднего, высшего и начального. Объясняется это в первую очередь постоянно увеличивающейся потребностью конкретных предпринимателей или целых отраслей экономики в притоке молодых кадров со свежим умом и силами, которые в состоянии достаточно быстро освоить новые технологии, новое производство.

Активно действуют в направлении привлечения внебюджетных источников финансирования и муниципальные, и государственные учреждения образования, они пытаются действовать во внешней среде общественной жизни и в собственных учреждениях.

Внешняя среда в плане поиска дополнительного финансирования может помочь в поиске установления постоянных контактов, которые можно закрепить долгосрочными договорами с определенными правами и обязанностями, а также определенной ответственностью сторон.

Однако дополнительное финансирование из внешних источников не отличается завидной регулярностью, обычно происходит в форме спонсорства.

Поэтому многие учреждения образования пытаются искать дополнительные источники финансирования внутри собственного учреждения. Это может быть, например, оказание конкретных платных услуг, предусмотренных уставом учреждения; предпринимательская деятельность; сдача в аренду неиспользуемого самим образовательным учреждением имущества; дополнительный доход от использования имущества, которое было приобретено за счет внебюджетных средств образовательного учреждения и много другое.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *