Внебюджетные средства в образовании



Современный уровень развития системы образования города Москвы во многом обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных организаций — введение нормативно-подушевого финансирования1, предполагающее направление бюджетных средств от главного распределителя бюджетных средств государственной бюджетной образовательной организации в расчете на контингент последней. В этих условиях важным аспектом управления системой образования Москвы является и реализация принципов самостоятельности в деятельности подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных организациях2.

Последнее обеспечило возможность развития образовательными организациями комплекса услуг, предоставляемых за счет получателей услуг, т. е. за счет внебюджетного финансирования.

Внебюджетное финансирование— это финансирование, которое получает образовательная организация от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорных отношениях гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги, а именно образовательной услуги.

На сегодняшний день, образовательными организациями города Москвы за счет внебюджетной деятельности обеспечивается пополнение собственного бюджета в среднем на 5 % по отношению к общему объему бюджетному финансированию.

Основными источниками для внебюджетного финансирования образовательных организаций являются:

‒ доходы от реализации дополнительных образовательных услуг;

‒ доходы от родительской платы за присмотр и уход в дошкольных группах и группах продленного дня;

‒ доходы от реализации иных услуг образовательными организациями, в т. ч. производственной деятельности;

‒ доходы от сдачи в аренду помещений и территорий образовательных организаций.

Таким образом можно отметить, что общий объем поступлений от внебюджетных источников вырос фактически в 3 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, при этом большая часть составляет доход от оказания платных услуг.

Разберем на примере ряда образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, какие существуют источники внебюджетного финансирования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1517»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 740 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 38 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 114 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 66 млн. руб. (58 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум малого бизнеса №67»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 82 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 4 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Важно отметить, что указанный объем доходов от внебюджетной деятельности получен от реализации образовательных услуг или родительской платы за присмотр и уход. При этом в организациях отсутствуют доходы от сдачи в аренду зданий и территорий, добровольных пожертвований и поступлений от реализации ценных бумаг, иных доходы. Таким образом, реализация внебюджетной деятельности и объем получаемых за ее счет финансовых средств может быть оценен как показатель удовлетворенности потребностей жителей Москвы в образовательных услугах.

Стоит отметить, что стоимость платных образовательных услуг, реализуемых образовательными организациями, в обязательном порядке и размер родительской платы за присмотр и уход проходят согласование органами государственно-общественного управления образовательной организации — Управляющим советом.

Финансирование образовательных организаций в полной мере обеспечивает их потребности для дальнейшего успешного функционирования и создания условий для реализации образовательной деятельности и развития. Вместе с тем, средства, полученные из дополнительных источников, могут стать основой для развития образовательной организации, источником для повышения заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам образовательных организаций, развития материально-технической базы.

Литература:

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП)

Источники финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений представлены следующими видами: средства из бюджета, родительская плата, внебюджетные источники.
Главным источником финансирования являются бюджетные средства. Бюджетный кодекс РФ предоставляет небольшой ассортимент форм финансирования образования дошкольников из муниципального бюджета. Значительная доля расходов по содержанию детей в муниципальном учреждении компенсируется местным бюджетом.
Родительская плата является вторым по важности источником финансирования образовательных дошкольных учреждений. Величина родительской платы не должна превосходить от 10 до 20 процентов стоимости по содержанию ребенка. Для разных категорий семей существуют льготы, в соответствии с которыми родительская плата существенно снижена или отсутствует. Общая доля средств родителей в бюджете детского сада, обычно, не превышает 10%.
Образовательное учреждение автономно выполняет финансово-хозяйственную деятельность соответственно Федеральному закону «Об образовании». Учреждение обязано иметь в своем распоряжении свой расчётный счёт в банке. Увеличиваются внутренние резервы привлечения добавочных средств за счет тендеров или госзакупок. Средства, принятые из добавочных источников, называют внебюджетными. Внебюджетные средства попадают в образовательные учреждения различными способами:

  • оказание платных образовательных услуг;
  • благодаря сдаче помещений и оборудования в аренду;
  • благодаря благотворительности юридических и физических лиц, от спонсоров;
  • при поступлении целевых средств из бюджетов прочих уровней по федеральным, региональным и муниципальным программам.

Привлечение добавочных внебюджетных средств не способствует снижению норм и размеров финансирования из средств учредителя. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы БОУ, приобретенные от работы, приносящей доход, предусматриваются в смете доходов и расходов такого учреждения. В доходах соответственного бюджета отражаются доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной собственности, как и доходы, полученные от оказания платных услуг. Учреждение образования может использовать эти средства для реализации уставной деятельности.
Основным источником поступления внебюджетных средств считают образовательную деятельность. Эта работа направлена на реализацию добавочных образовательных программ. Развивая внебюджетную деятельность нужно оценить воздействующие на нее факторы. В данном случае необходимо правильное определение цены предоставляемых работ и услуг. В состав цены за платные услуги включают:

  • трудовые, материальные и другие затраты, по оказанию услуг и направленные на деятельность учреждения по организации оказываемых услуг;
  • плановая прибыль;
  • налоги по определенным видам деятельности.

В ин­сти­ту­те ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки (ИИТММ) по всем на­прав­ле­ни­ям под­го­тов­ки ве­дет­ся обу­че­ние как на бюд­жет­ной (бес­плат­ной) ос­но­ве, так и на вне­бюд­жет­ной (плат­ной) ос­но­ве. Ин­фор­ма­цию о при­е­ме по до­го­во­рам об ока­за­нии плат­ных об­ра­зо­ва­тель­ных услуг мож­но най­ти в ма­те­ри­а­лах при­ем­ной ко­мис­сии те­ку­ще­го года по ссыл­ке .

Аби­ту­ри­ен­тов и их ро­ди­те­лей ча­сто ин­те­ре­су­ет во­прос: сту­ден­ты бюд­жет­ной и вне­бюд­жет­ной форм обу­ча­ют­ся по оди­на­ко­вым про­грам­мам? Или для вне­бюд­жет­ных сту­ден­тов су­ще­ству­ют от­дель­ные про­грам­мы обу­че­ния?

За­щи­та ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ра­бо­ты, сту­дент ПИ (вне­бюд­жет)

Как пра­ви­ло, вне­бюд­жет­ные сту­ден­ты вли­ва­ют­ся в груп­пы бюд­жет­ных сту­ден­тов и обу­ча­ют­ся вме­сте по еди­ной про­грам­ме. Ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ют­ся сту­ден­ты на­прав­ле­ния «При­клад­ная ин­фор­ма­ти­ка», ко­то­рые со­став­ля­ют от­дель­ную груп­пу и обу­ча­ют­ся по спе­ци­аль­ной про­грам­ме.

В рам­ках вне­бюд­жет­ной де­я­тель­но­сти ин­сти­тут ИТММ раз­ра­бо­тал и успеш­но ре­а­ли­зу­ет уни­каль­ную об­ра­зо­ва­тель­ную про­грам­му «При­клад­ная ин­фор­ма­ти­ка (в ин­фор­ма­ци­он­ной сфе­ре)».

Про­грам­ма на­прав­ле­на на под­го­тов­ку ИТ-спе­ци­а­ли­стов для де­я­тель­но­сти по ак­ту­аль­ным на­прав­ле­ни­ям при­ме­не­ния со­вре­мен­ных ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Осу­ществ­ля­е­мая при этом под­го­тов­ка но­сит ком­плекс­ный ха­рак­тер, обес­пе­чи­вая воз­мож­ность вы­пуск­ни­кам про­грам­мы вы­би­рать на­прав­ле­ния про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти с уче­том сво­их ин­те­ре­сов и по­же­ла­ний.

В об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме ор­га­нич­но со­че­та­ет­ся клас­си­че­ское уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние и прак­ти­че­ская тех­ни­че­ская под­го­тов­ка:

  • в про­цес­се обу­че­ния да­ют­ся ин­же­нер­ные зна­ния, необ­хо­ди­мые спе­ци­а­ли­сту, об­слу­жи­ва­ю­ще­му ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы;
  • изу­ча­ют­ся об­щие фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы есте­ствен­ных наук, поз­во­ля­ю­щие спе­ци­а­ли­сту сво­бод­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в со­вре­мен­ном со­сто­я­нии и тен­ден­ци­ях раз­ви­тия но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий;
  • при­об­ре­та­ет­ся до­ста­точ­ный объ­ем тео­ре­ти­че­ских зна­ний из об­ла­сти управ­лен­че­ских наук, что поз­во­ля­ет про­ек­ти­ро­вать ори­ги­наль­ные тех­но­ло­гии об­ра­бот­ки дан­ных и зна­ний для кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций;
  • по­дроб­ное изу­че­ние ос­нов­ных раз­де­лов ком­пью­тер­ной ма­те­ма­ти­ки дает в рас­по­ря­же­ние спе­ци­а­ли­ста ма­те­ма­ти­че­ский ап­па­рат, поз­во­ля­ю­щий ему осо­знан­но и це­ле­на­прав­лен­но кон­стру­и­ро­вать (мо­де­ли­ро­вать) кон­крет­ные ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы для прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ции но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *