Внутреннее перемещение материалов в бюджетном учреждении

ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Справочная информация: «Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений» (Материал… Иные формы первичных учетных документов см. в Справочной информации. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ОКУД 0504101) Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ОКУД 0504102) Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ОКУД 0504103) Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ОКУД 0504104) Акт о списании транспортного средства (ОКУД 0504105) Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ОКУД 0504143) Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ОКУД 0504144) Меню-требование на выдачу продуктов питания (ОКУД 0504202) Ведомость на выдачу кормов и фуража (ОКУД 0504203) Требование-накладная (ОКУД 0504204) Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ОКУД 0504205) Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ОКУД 0504206) Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ОКУД 0504207) Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ОКУД 0504210) Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ОКУД 0504220) Акт о списании материальных запасов (ОКУД 0504230) Расчетно-платежная ведомость (ОКУД 0504401) Расчетная ведомость (ОКУД 0504402) Платежная ведомость (ОКУД 0504403) Карточка-справка (ОКУД 0504417) Табель учета использования рабочего времени (ОКУД 0504421) Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ОКУД 0504425) Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ОКУД 0504501) Авансовый отчет (ОКУД 0504505) Квитанция (ОКУД 0504510) Кассовая книга (ОКУД 0504514) Табель учета посещаемости детей (ОКУД 0504608) Извещение (ОКУД 0504805) Акт о списании бланков строгой отчетности (ОКУД 0504816) Уведомление по расчетам между бюджетами (ОКУД 0504817) Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (ОКУД 0504822) Бухгалтерская справка (ОКУД 0504833) Акт о результатах инвентаризации (ОКУД 0504835) Акт приемки-передачи кассовых выплат, поступлений и обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (КФД 0531728) Справка о финансировании и кассовых выплатах (КФД 0531811) Приходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-1) (ОКУД 0310001) Расходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-2) (ОКУД 0310002) Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (Унифицированная форма N КО-3) (ОКУД 0310003) Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (Унифицированная форма N КО-5) (ОКУД 0310005) Платежное поручение (форма 0401060) Объявление на взнос наличными (ОКУД 0402001) —————————————-

  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ОКУД 0504101)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ОКУД 0504102)
  • Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ОКУД 0504103)
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ОКУД 0504104)
  • Акт о списании транспортного средства (ОКУД 0504105)
  • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143) (ОКУД 0504143)
  • Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ОКУД 0504144)
  • Меню-требование на выдачу продуктов питания (ОКУД 0504202)
  • Ведомость на выдачу кормов и фуража (ОКУД 0504203)
  • Требование-накладная (ОКУД 0504204)
  • Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ОКУД 0504205)
  • Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ОКУД 0504206)
  • Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ОКУД 0504207)
  • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ОКУД 0504210)
  • Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ОКУД 0504220)
  • Акт о списании материальных запасов (ОКУД 0504230)
  • Расчетно-платежная ведомость (ОКУД 0504401)
  • Расчетная ведомость (ОКУД 0504402)
  • Платежная ведомость (ОКУД 0504403)
  • Карточка-справка (ОКУД 0504417)
  • Табель учета использования рабочего времени (ОКУД 0504421)
  • Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ОКУД 0504425)
  • Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ОКУД 0504501)
  • Авансовый отчет (ОКУД 0504505)
  • Квитанция (ОКУД 0504510)
  • Кассовая книга (ОКУД 0504514)
  • Табель учета посещаемости детей (ОКУД 0504608)
  • Извещение (ОКУД 0504805)
  • Акт о списании бланков строгой отчетности (ОКУД 0504816)
  • Уведомление по расчетам между бюджетами (ОКУД 0504817)
  • Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (форма 0504822) (ОКУД 0504822)
  • Бухгалтерская справка (ОКУД 0504833)
  • Акт о результатах инвентаризации (ОКУД 0504835)
  • Акт приемки-передачи кассовых выплат, поступлений и обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (форма 0531728) (КФД 0531728)
  • Справка о финансировании и кассовых выплатах (КФД 0531811)
  • Приходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-1) (ОКУД 0310001)
  • Расходный кассовый ордер (Унифицированная форма N КО-2) (ОКУД 0310002)
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (Унифицированная форма N КО-3) (ОКУД 0310003)
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (Унифицированная форма N КО-5) (ОКУД 0310005)
  • Платежное поручение (форма 0401060)
  • Объявление на взнос наличными (ОКУД 0402001)

Открыть полный текст документа

Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:

— предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;

— предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;

— готовая продукция.

Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.

Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости, в которую включается и сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют лишь материальные запасы, которые были приобретены или изготовлены в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае, если иное не предусмотрено НК РФ, оплаченный поставщикам и подрядчикам налог на добавленную стоимость может быть предъявлен к зачету.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров поставки, которые они заключают с поставщиками, поскольку теперь все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Рассмотрим вопрос о порядке заключения договоров поставки более подробно.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ). Он существенно изменил практику осуществления закупок бюджетными учреждениями. Теперь все заказы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №94-ФЗ, сумма которых превышает 60 000 рублей, должны размещаться только в соответствии с требованиями этого закона.

В соответствии со статьей 10 Закона №94-ФЗ заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, стоимость которых превышает 60 000 рублей, может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в части IV Инструкции №25н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями (заказчиками).

Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению производится учреждениями в установленном порядке.

Вышестоящее учреждение (заказчик) направляет учреждению — грузополучателю Извещение по форма 0504805 в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей. К Извещению прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес учреждения (грузополучателя) материальные ценности.

После того, как грузополучатель примет к учету поступившие ценности, он сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения.

Вышестоящее учреждение (заказчик) производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 201 016 10 Перечислена предоплата за материальные ценности
1 304 04 340 1 302 22 730 На основании полученных от поставщика документов на отправленные ценности учреждению-грузополучателю
1 302 22 830 1 206 22 560 Отражено уменьшение кредиторской задолженности в счет перечисленных ранее авансов за полученные ценности
1 302 22 830 2 201 01 610, 1 304 05 340 Отражена оплата счета поставщика

Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 106 04 340 1 304 04 340 Отражена сумму поступивших материалов или возвратной тары

При отправке поставщику возвратной тары учреждение (грузополучатель) высылает вышестоящему учреждению для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости.

По этим операциям учреждение (грузополучатель) производит записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 304 04 340 1 105 00 000 Отгружена поставщику возвратная тара

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 304 04 340 Получены документы от учреждения (грузополучателя) на отправленную возвратную тару
01 401 01 272 01 304 04 340 Отражена сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику
2 201 01 510, 1 210 02 440 1 206 22 660 Получены средств за возвратную тару

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчик эту сумму вносит в доход соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона №94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба в Письме от 25 июля 2006 года №ВЕ-6-17/725@ «Разъяснения по закупкам одноименных товаров (работ, услуг)» приводит соответствующие разъяснения Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ по данному вопросу:

«В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации — Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ (часть 2 статьи 1) право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тысяч рублей.

Принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 года №23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».

Как указано в Письме №ВЕ-6-17/725@, статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ, введены и вступили в силу с 8 февраля 2006 года, новые статьи 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают новые размеры штрафов (от 25 до 200 МРОТ) за нарушения условий размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по вопросу о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждение) полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности:

«В соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Применяя данную норму, арбитражные суды при рассмотрении споров должны иметь в виду, что в силу положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.

В силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

В настоящее время в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года №1050-У такой размер составляет 60 000 рублей».

Как было уже отмечено, бюджетные учреждения могут приобрести материальные запасы по договору купли-продажи, изготовить собственными силами, получить по договору дарения, при безвозмездной передаче или в результате выбытия основных средств и другого имущества.

Фактической стоимостью приобретаемых по договору купли-продажи материальных запасов складывается из следующих затрат:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые за информационные консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммовые разницы, возникающие до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте;

— транспортные расходы, связанные с доставкой материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— расходы, связанные с подработкой, сортировкой, фасовкой и улучшением технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием;

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения или в результате выбытия основных средств и другого имущества, определяется как сумма их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости их доставки и затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Повторим, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения могут получать материальные ценности в результате безвозмездного поступления от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), от учреждений разных уровней бюджетов, а также от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В этих случаях материальные запасы принимаются по фактической стоимости, с учетом затрат на их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, находящиеся в соответствии с условиями договора в пользовании или распоряжении учреждения, но не принадлежащие ему, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Если стоимость приобретенных материальных запасов определена в иностранной валюте, то для принятия к учету этих запасов, производится пересчет их стоимости в валюту Российской Федерации по курсу Центробанка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится:

— по фактической стоимости каждой единицы,

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе или виду запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

0 105 02 000 «Продукты питания»;

0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

0 105 04 000 «Строительные материалы»;

0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

0 105 07 000 «Готовая продукция».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Бюджетный учет / Статья Бюджетный учет материальных запасов

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Как известно, приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов. Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), налоговый — на основании Налогового кодекса. Объекты материальных запасов являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе и силовых ведомств.

В целях сокращения времени бухгалтеров, отводимого на изучение нормативных материалов, разберем в статье основные вопросы организации бюджетного учета материальных запасов и операций, связанных с их использованием.

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н. При этом стоит отметить, что по сравнению с перечнем, представленным в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н), новый перечень более масштабный за счет детализации предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. К таким предметам отнесены:

— орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие) независимо от их стоимости и срока службы;

— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;

— специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости и срока службы;

— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

— форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

— временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

— тара для хранения товарно-материальных ценностей;

— предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Кроме того, как и ранее, в Инструкции N 25н к материальным запасам относятся также:

— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

— готовая продукция.

В соответствии с п. 50 Инструкции N 148н учет материальных запасов ведется на счете 105 00 000 «Материальные запасы» в разрезе счетов:

— 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

— 105 02 000 «Продукты питания»:

— 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

— 105 04 000 «Строительные материалы»;

— 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

— 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

— 105 07 000 «Готовая продукция».

Принятие материальных запасов к учету

Как и ранее, материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

При этом фактическая стоимость отлична от условий приобретения материальных запасов. Так, если материальные запасы приобретаются за плату, фактической стоимостью признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием), и иные платежи (п. 52 Инструкции N 148н).

Если оплата осуществляется в валюте РФ в сумме, эквивалентной иностранной валюте, то фактическая стоимость определяется с учетом суммовой разницы, под которой понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Никто не запрещает учреждению изготавливать материальные запасы самому. В таком случае фактическая стоимость будет определена исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

В случае получения бюджетным учреждением материальных запасов в виде дарения, излишков при инвентаризации фактическая стоимость будет определяться исходя из рыночных цен на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, безвозмездном получении в рамках нескольких договоров формируется на счете 106 04 440 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и лишь потом приходуется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 340 «Материальные запасы».

Рассмотрим на примере приобретение учреждением силового ведомства канцтоваров за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Пример 1. Учреждение исполнения наказаний за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело 472 пары обуви по цене 300 руб. на общую сумму 141 600 руб. (в том числе НДС — 21 600 руб.). Транспортная доставка оплачена по отдельному договору и составила 3000 руб. (без НДС). Произведена предоплата за обувь в размере 30% (42 480 руб.).

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены таким образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оплачен аванс поставщику обуви

2 206 22 560

2 201 01 610

42 480

Поступила в учреждение обувь

2 106 04 340

2 302 22 730

120 000

Выделен НДС

2 210 01 560

2 302 22 730

21 600

Зачтен ранее оплаченный аванс

2 302 22 830

2 206 22 660

42 480

Предъявлен к вычету НДС по приобретенной обуви

2 303 04 830

2 210 01 660

21 600

Оплачена транспортная доставка

2 106 04 340

2 302 05 730

3 000

Обувь поставлена на учет

2 105 05 340

2 106 04 440

123 000

Произведен окончательный расчет с поставщиком

2 302 22 830

2 201 01 610

99 120

Если учреждение приобретает материальные запасы без дополнительных расходов, их приобретение отражается проводкой:

Дебет счета 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

При приобретении материальных запасов бухгалтерам бюджетных учреждений в целях недопущения нецелевого использования средств следует принимать во внимание перечень активов, учитываемых в составе прочих материальных запасов. Так, например, приобретая монитор для компьютера взамен вышедшего из строя, расходы следует производить не по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, как запасные части, предназначенные для ремонта.

Аналогичным образом следует проводить расходы при приобретении книжной продукции, а именно — учитывать дальнейшее ее использование в деятельности учреждения. Если она приобретается для библиотечного фонда, расходы следует производить по статье 310 КОСГУ, если нет — по статье 340 КОСГУ.

В случае установления фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям могут применяться меры бюджетного, административного и уголовного законодательства РФ (ст. 289 БК РФ).

К мерам бюджетного законодательства относятся изъятие в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению, а также блокировка расходов. Под блокировкой расходов понимаются сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъекту РФ, муниципальному образованию или другому получателю бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными (ст. 231 БК РФ).

К мерам административного воздействия относится наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ст. 15.14 КоАП РФ):

— на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

К уголовной ответственности привлекают при нецелевом расходовании средств, совершенном в крупном и особо крупном размере (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.), и наказывают штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 285.1 УК РФ).

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, совершенного группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), наказание назначается в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также много вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений вызывает принятие на учет материальных запасов, остающихся после выбытия основных средств, а также по договору дарения.

Как было указано выше, такие материальные запасы стоит учитывать по рыночной стоимости. Согласно п. 13 Инструкции N 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. Из каких источников можно определить рыночные цены? Для решения данного вопроса можно воспользоваться положениями ст. 40 НК РФ. Согласно п. 11 этой статьи при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Пример 2. Военное образовательное учреждение получило по договору дарения мониторы для компьютеров. Текущая рыночная стоимость мониторов составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. С передающей стороной был заключен договор дарения, согласно которому мониторы должны использоваться для ремонта компьютеров. За доставку мониторов транспортной организации уплачено 3540 руб., в том числе НДС — 540 руб.

В бюджетном учете операции по приему дара отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получены мониторы по договору дарения

1 106 04 340

1 401 01 180

59 000

Оказаны услуги по доставке мониторов

1 106 04 340

1 302 05 830

3 540

Оприходованы мониторы на склад

1 105 06 340

1 106 04 440

59 540

Фактическая стоимость материалов (запасных частей), полученных от ликвидации основных средств, также определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия материалов к учету.

Стоит обратить внимание бухгалтеров на новое положение, отраженное в Инструкции N 148н, касающееся правил принятия к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов. В Инструкции N 25н об этом не говорилось. В новой Инструкции указанные операции отражаются проводкой (п. 60 Инструкции N 148н):

Дебет счетов 105 04 340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 401 01 180 «Прочие доходы».

Еще одно нововведение касается отражения в бюджетном учете поступления материальных запасов в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом. В этом случае в бухгалтерском учете возмещение ущерба будет отражено проводкой:

Дебет счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы»

Кредит счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

Аналитический учет материальных запасов ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Перемещение материальных запасов

Как определено п. 61 Инструкции N 148н, отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании таких первичных документов, как:

— требование-накладная (ф. 0315006);

— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 105 00 000 «Материальные запасы».

Списание материальных запасов

Списание материалов производится одним из следующих способов (п. 58 Инструкции N 148н):

— по фактической стоимости каждой единицы;

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающееся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в текущем месяце на дату списания (отпуска). При этом Инструкция N 148н не обязывает применять только один способ списания. Отсюда следует, что учреждение вправе выбрать наиболее приемлемый для той или иной группы материалов вариант списания и отразить его в учетной политике.

Списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 401 01 272 «Расходование материальных запасов», 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов» и кредиту счетов аналитического учета счета 0 105 00 440.

Списание материальных запасов при их реализации, выявленных недостач, хищений отражается по дебету счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов аналитического учета счета 105 00 440 «Материальные запасы».

Списание материалов и продуктов питания производится на основании таких документов, как:

— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

— путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) применяется для списания в расход всех видов топлива;

— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

— акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Рассмотрим для начала списание мягкого инвентаря.

Как установлено п. 68 Инструкции N 148н, объекты мягкого инвентаря учитываются в составе материальных запасов на счете 105 05 000 «Мягкий инвентарь». На данном счете учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

— белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

— одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

— спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

— прочий мягкий инвентарь.

Их списание производится на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Он составляется материально ответственным лицом и подписывается комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Указанный документ оформляется в двух экземплярах: один экземпляр сдается в бухгалтерию, а другой остается у материально ответственного лица.

Пример 3. Военный госпиталь за счет средств федерального бюджета приобрел 100 комплектов медицинских халатов по цене 300 руб. за комплект. Халаты были доставлены на склад. В этом же месяце в количестве 20 шт. они были переданы материально-ответственному лицу для дальнейшей выдачи медицинских халатов в отделении.

На возвращенные, пришедшие в негодность халаты составлен акт на списание.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *