Во время проверки

Если во время или по окончании налоговой проверки организация подает уточненные декларации, то в каком порядке налоговики должны учесть новые данные при принятии решения по результатам проверки? Федеральная налоговая служба проинструктировала подведомственные структуры. Их действия будут зависеть от времени подачи уточненной декларации. Разъяснения полезны и налогоплательщикам.

ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 21.11.12 № АС-4-2/19576 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УЧЕТОМ УТОЧНЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТРАЖАТЬ В ДЕКЛАРАЦИИ НЕ НУЖНО

Проанализировав положения пункта 1 статьи 81 НК РФ, налоговики в комментируемом письме отметили, что Налоговый кодекс не устанавливает право или обязанность налогоплательщика представить уточненную декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом. В обоснование своей позиции они сослались на правила заполнения конкретных деклараций (п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н, п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174). Ими предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок за тот период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Подавать уточненную декларацию с отражением в ней доначислений, указанных в документах, составленных по результатам проверки (в акте, решении), нет смысла, ибо эти данные у налогового органа уже имеются. Для бухгалтера это лишняя работа.
А вот сделать необходимые исправления в учете бухгалтер обязан. При этом содержащаяся в акте и решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения фраза о необходимости внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета не означает обязанность подать «уточненку», поскольку декларация не относится к документам налогового учета. Она представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Именно такого мнения придерживаются специалисты налоговой службы в комментируемом письме. Аналогичная точка зрения (о том, что в уточненной декларации налогоплательщик не учитывает решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки) приведена в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038583.
Судьи тоже считают, что обязанность налогоплательщика представлять уточненную декларацию в такой ситуации законодательно не предусмотрена. То есть если ошибку в отчетности (противоречие или несоответствие данных) заметили сами проверяющие при проведении выездной проверки, то они и должны в результате проверки правильно определить размер фактических налоговых обязательств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.09 № А56-14285/2009).
Обращаем внимание на то, что если исправление ошибок по одному налогу вызовет необходимость пересчета налоговой базы по другим налогам, которые не были предметом проверки, то компания (даже если эти другие налоги не были занижены) может подать уточненные декларации на основании пункта 1 статьи 81 НК РФ. И налоговый орган отказать в их принятии не вправе (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Сам же налоговый орган не имеет права пересчитывать по итогам проверки те налоги, которые не проверялись.
Если же эти налоги оказались занижены, налогоплательщик обязан подать по ним уточненные декларации (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Напомним, что, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, организация вправе не сдавать «уточненку», а провести перерасчет налога в периоде выявления ошибок (искажений), относящихся к прошлым периодам (п. 1 ст. 54 НК РФ, письма Минфина России от 12.05.10 № 03-03-06/1/322, от 29.03.10 № 03-02-07/1-131).
ОТКАЗАТЬ В ПРИЕМЕ ДЕКЛАРАЦИИ НЕ МОГУТ

Поскольку речь идет об уточнениях, связанных именно с проведением проверки, отметим еще два важных момента.
Во-первых, в Налоговом кодексе нет запрета на подачу уточненных деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания проверки. Отсутствует запрет на представление уточненной декларации и после принятия решения по результатам проверки. Следовательно, праву налогоплательщика на подачу уточненной декларации должно корреспондировать полномочие налогового органа на ее проверку. На это указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.
Другие арбитры также считают, что положения налогового законодательства не содержат оснований для отказа в принятии и рассмотрении уточненных деклараций (постановление ФАС Московского округа от 11.01.07 № КА-А40/13231-06 и пр.). А в постановлении ФАС Московского округа от 09.04.08 № КА-А40/13491-07 подчеркнуто, что, даже если налогоплательщику по результатам проверки было отказано в вычетах по НДС, это не лишает его права подать уточненную налоговую декларацию за тот же период, иными словами, обратиться за вычетами повторно.
Во-вторых, Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Это подтверждено в комментируемом письме ФНС России. А раз время на уточнение не ограничено, то подать декларацию можно даже после окончания проверки предыдущей декларации. Причем не только первичной, но и уточненной.
Вместе с тем зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной декларации, ограничивается сроками, определенными статьей 78 НК РФ (письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192, постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.06 № 11775/05)*1.
*1 Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Если компания может доказать, что узнала о переплате только по результатам проверки, то она вправе претендовать на возврат налога (через суд). В таком случае три года должны быть исчислены с момента, когда организация узнала или должна была узнать о возникновении переплаты. То есть с момента ознакомления с актом проверки.
В определении Конституционного суда РФ от 21.06.01 № 173-О изложена правовая позиция, согласно которой налогоплательщик при пропуске срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган может обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства. И эдесь действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
Исходя из указанной позиции, ВАС РФ признал, что поскольку компания узнала о переплате налога по итогам налоговой проверки и право на обращение с заявлением о его возврате возникло уже после составления акта налоговой проверки, то налог может быть возвращен (определение от 07.10.10 № ВАС-3972/10).
В отстаивании интересов компании в подобных случаях помогут также определение ВАС РФ от 06.04.07 № 3345/07 и письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192.
КАК БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ НАЛОГОВИКИ

В комментируемом письме сказано, что порядок действий налогового органа при поступлении уточненной декларации в каждом конкретном случае будет различаться. Из чего следует, что момент подачи декларации имеет значение для учета вновь поступивших сведений.
Декларация подана во время проверки

Выездная проверка. Когда у налогоплательщика проводится выездная налоговая проверка и во время нее он подает уточненную декларацию по проверяемому налогу, «уточненка» также подлежит проверке, но в рамках текущей выездной проверки. Значит, такая декларация скорее всего повлияет на результат выездной проверки.
Заметим: если в ходе выездной проверки выяснилось, что за прошлые периоды не заявлены налоговые вычеты по НДС, то, как правило, инспектор такие ошибки в акте не отражает, ведь вычеты носят заявительный характер (письмо ФНС России от 31.01.08 № 03-2-03/157). И в данной ситуации для их получения организации нужно сдать уточненную декларацию. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 23/11, само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение вычетов, без отражения вычетов в декларации не является основанием для уменьшения недоимки по НДС, обнаруженной в ходе проверки.
Итак, если «уточненка» подана в ходе выездной проверки, в целях исключения параллельных процедур выездной и камеральной проверок декларация проверяется только в рамках выездной проверки, но с учетом уточненных данных. Исключение составляют случаи:
– когда в декларации по НДС или акцизу заявлено возмещение налога или акциза (тогда обязательно проводится самостоятельная камеральная проверка уточненных деклараций);
– если уточненная декларация подана перед окончанием выездной проверки и проверить ее в рамках выполняемой проверки уже невозможно из-за нехватки времени (тогда этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки).
Камеральная проверка. Если первичная (или предыдущая) декларация проверяется камерально, камеральная проверка более ранней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. Иначе говоря, при подаче уточненной декларации с суммой НДС и акциза к возмещению организация должна быть готова к тому, что срок возмещения налога по первоначальной декларации откладывается*2.
*2 Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Проверка окончена, но акт не вручен

Если камеральная проверка первичной (предыдущей) декларации закончена, но акт не составлен или не вручен налогоплательщику, инспектор вправе не составлять акт проверки первоначальной декларации либо не вручать уже составленный акт налогоплательщику, а провести новую камеральную проверку уточненной налоговой декларации (за исключением случаев подачи деклараций с суммой НДС и акциза к возмещению либо декларации, проверить которую уже не успеют, поскольку для этих ситуаций предусмотрено обязательное проведение отдельной проверки уточненной декларации).
Судьи с данной позицией согласны (постановление ФАС Уральского округа от 20.01.12 № Ф09-8834/11).
Но необходимо принять во внимание следующее. Если организация изменяет суммы НДС или акциза в сторону уменьшения, налоговики возместят лишь те суммы, в отношении которых у проверяющих отсутст-вуют претензии, с учетом уменьшения по уточненной декларации.
Акт вручен, но нет решения

Если уточненная декларация представлена после вручения компании акта камеральной (или выездной) налоговой проверки, но до принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сведений.
То есть в этом случае показатели «уточненки» могут быть учтены при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что уточнения подтверждены документально и проверены налоговым органом*3.
*3 Данный подход согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.
Здесь также, если представлена уточненная декларация по НДС или по акцизу и сумма налога, первоначально заявленная к возмещению, уменьшена, решение о возмещении или об отказе в возмещении принимается с учетом изменений.
Подчеркнем: если данные «уточненки» в принятом решении не учтены и назначена повторная выездная проверка, то в ее рамках могут быть проверены только те сведения, изменение которых привело к уменьшению налога. Инспектор не имеет права повторно проверять данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с корректировкой (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09).
Декларация представлена после вынесения решения

На практике нередки споры и о том, что именно считать моментом завершения проверки.
В комментируемом письме ФНС России сообщается, что установлены следующие сроки:
а) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;
б) моментом окончания камеральной налоговой проверки признается истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент окончания ее проверки, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило раньше.
Судьи считают, что налоговики должны начать новую камеральную проверку в ситуации, когда уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта, но до вынесения решения (определения ВАС РФ от 23.03.11 № ВАС-247/11, от 29.10.10 № ВАС-11884/10, постановление ФАС Московского округа от 05.12.11 № А41-41799/10 и др.).
В постановлении ФАС Центрального округа от 26.04.12 № А68-2616//2011 указано на то, что под моментом окончания камеральной проверки надо понимать дату вынесения решения (а не дату составления акта, как трактуют налоговики).
При этом арбитры отметили, что для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иное значение. Под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения действий до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая заменена налогоплательщиком. По мнению судей, из анализа положений статей 80 и 81 НК РФ следует, что фактическая подача уточненной декларации лишает первоначально поданные декларации юридической силы, поэтому решение должно приниматься только после проверки последней представленной декларации.
Так что, опираясь на судебную поддержку, компания может оспорить решение, принятое без учета сведений уточненной декларации.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 1, январь 2013 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Вспомним основные правила подачи уточненки

Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой базып. 1 ст. 81 НК РФ.

Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненкап. 5 ст. 81 НК РФ.

Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налогап. 1 ст. 122 НК РФ. Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненкупп. 3, 4 ст. 81 НК РФ:

  • <или>до наступления срока уплаты налога;
  • <или>до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
  • <или>после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.

Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»). К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление декларациист. 119 НК РФ. В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа. Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.

Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме. Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решенияп. 2 ст. 88 НК РФ. При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не будетп. 1 ст. 100 НК РФ.

А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только еслипп. 3, 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ:

  • <или>в ваших декларациях обнаружены ошибки;
  • <или>вы заявили НДС к возмещению;
  • <или>вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • <или>вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.

С 01.01.2014 налоговики также смогут в ходе КП запросить документы, если уточненку с уменьшенной суммой налога вы представили по истечении 2 лет с момента, установленного для представления первоначальной декларациип. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной декларациип. 9.1 ст. 88 НК РФ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее — Письмо ФНС).

Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказанияподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.

ВЫВОД

В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации — лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.

В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное правоп. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправкип. 4 ст. 80 НК РФ. Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненкип. 3.6 Письма ФНС. Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами актап. 3.5 Письма ФНС.

Представленную во время выездной проверки уточненку за период, который у вас как раз проверяют «выездники», будут проверять тоже они, хотя вы ее сдаете как обычно, через канцелярию ИФНС. И соответственно, внесенные вами изменения будут учтены при составлении акта проверки. Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств вы в уточненке увеличите, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять вам налог, но все равно придется платить штрафст. 122, подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ; п. 54 Письма ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@. Однако если вы самостоятельно уплатите налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штрафаподп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10.

СОВЕТ

Если вы хотите, чтобы ваши уточнения с большей вероятностью учли при составлении акта, то, представляя уточненную декларацию в инспекцию, передайте также ее копию проверяющим. Ведь принимают декларации и вносят их в базу данных одни инспекторы, а проверяют вас совсем другие. Соответственно, ваши проверяющие до конца проверки могут просто не узнать, что вы сдали уточненку.

Правда, если вы представите уточненку незадолго до окончания ВНП, «выездники» могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. И следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

К сожалению, ФНС не разъясняет, сколько времени требуется «выездникам» для того, чтобы успеть проверить уточненку до окончания ВНП. Но если вы сдадите уточненку с увеличенной суммой налога, то налоговики, скорее всего, все-таки учтут ваши исправления, даже если уточнение вы представите за пару дней до окончания ВНП.

С обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом:

  • <или>действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте. Возможно, этой суммы им будет достаточно для того, чтобы проверка не считалась низкорезультативной согласно их внутренним распоряжениям. И «выездники», удовлетворившись данным нарушением, не будут больше ничего у вас искать;
  • <или>дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет — штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Если вы планируете сдать уточненку после получения справки об окончании ВНП, но до получения акта, то лучше все-таки не торопиться и дождаться этого акта. Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза.

СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете.

ВАРИАНТ 1. Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб. Данное нарушение они отразили в акте. А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов. Имейте в виду, что проверяющие попытаются не учитывать эту уточненку. Ведь, по мнению ФНС, после получения акта проверки вы можете сдать уточненные декларации только с изменениями, не связанными с нарушениями, выявленными в ходе проверкип. 3.8 Письма ФНС. В принципе, позиция налоговиков понятна: если каждый налогоплательщик, получивший акт и, допустим, согласившийся с найденными нарушениями, будет до вынесения решения сдавать уточненки, то получится, что все проверки будут безрезультативными. А инспекторам это точно не на руку.

Представлять уточненку смысла нет, так как ее подача от штрафа не спасет. Ведь вы сдадите ее уже после того, как узнали об обнаружении этой ошибки налоговикамип. 4 ст. 81 НК РФ; см., например, Постановление 12 ААС от 08.05.2013 № А57-23093/12.

Если вы хотите попытаться оспорить штраф, начисленный по результатам именно КП, то можете привести следующие аргументы:

  • КП — это не только сама проверка, но и оформление ее результатов. Значит, пока решения по итогам КП нет, проверка не закончена, а следовательно, при сдаче уточненки в этом случае КП первоначальной декларации должна быть «свернута»см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012;
  • уточненка сдана до истечения 3 месяцев с момента представления первоначальной декларации, а значит, КП первичной декларации еще не завершена. Соответственно, с представлением уточненки налоговики должны завершить проверку первоначальной декларации и проверять уже уточненкусм., например, Постановление ФАС СЗО от 19.09.2012 № А66-376/2012.

ВАРИАНТ 2. Ваши уточнения не связаны с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Скорее всего, налоговики учтут данные уточненки при вынесении «послепроверочного» решенияп. 3.8 Письма ФНС; п. 6 ст. 101 НК РФ. Но даже если вы доплатите налог и заплатите пени, штрафа можно будет избежать, только если проводится КП, так как эту ошибку нашли не инспекторы, а вы самиподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ. При ВНП штраф будет в любом случае.

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен. А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую вы хотите исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет. А следовательно, можно не платить налог (пени, штраф).

А вот если у вас проводилась КП, попробуйте сдать уточненку — возможно, вы избежите штрафа.

СИТУАЦИЯ 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющиеп. 4 ст. 81 НК РФ.

И еще раз хотим напомнить, что если уточненку вы сдаете после проведенной КП первоначальной декларации, то перед подачей этой уточненки нужно заплатить налог, а также пениподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.

Сдавать уточненку после ВНП смысла нет. Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который вы хотите представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вас вряд ли будетподп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ. Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если вы сдадите уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то проверкой в автоматизированном режиме вы уже не отделаетесь. Ведь при уменьшении суммы налога к уплате у вас может возникнуть переплата, которую налоговики без боя, то есть без проверки, вам точно не вернутп. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 Письма ФНС. Поэтому, если вы сдадите такую декларацию в ходе ВНП, «выездники» учтут данные уточненки, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате вы сдадите после окончания ВНП, то есть после вручения вам справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП. Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

А вот сдавать уточненку с уменьшенными обязательствами за тот период, который «выездники» уже проверили, после вынесения решения по итогам ВНП чревато. Ведь тогда у вас могут провести повторную выездную проверку за этот же периодподп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ. Правда, в этом случае многое зависит от цены вопроса: то есть если вы уменьшите налог, например, на 1000 руб., то повторную ВНП вряд ли назначат. Если же уменьшение будет, допустим, на миллионы, то вероятность проведения повторной проверки резко возрастает.

Уточненки по НДС на особом положении

Проверка уточненной декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещениюстатьи 176, 176.1 НК РФ имеет свои тонкости:

  • даже если вы представите подобную уточненку в ходе ВНП, проверять ее будут все равно «камеральщики»п. 3.5 Письма ФНС. Они же будут составлять акт камеральной проверки. Следовательно, данные этой декларации «выездники» учитывать не будут. Но может быть исключение из правила — если процедура КП завершена до окончания ВНП;
  • если вы представите первоначальную декларацию по НДС, где заявите налог к возмещению, а затем, до вручения акта КП, сдадите уточненку (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесенп. 3.7 Письма ФНС; ст. 176 НК РФ. При этом, если в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, вам возместят меньшую сумму. Безусловно, речь идет о тех случаях, когда претензий к заявленной к возмещению сумме у налоговиков нет, то есть они полностью согласны с ней.

***

В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый учетприложения № 12, 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки. На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужноп. 3.1 Письма ФНС.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Ошибки — исправление»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *