Водитель в штате особенности

Как принять на работу водителя

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ)). С 5 ноября 2013 года они станут более строгими1. Изменения напрямую коснутся допуска водителей к управлению транспортными средствами. О каких новшествах идет речь? Что нужно учесть, принимая на работу тех, кто за рулем? Какие условия предусмотреть в трудовом договоре с водителем с учетом специфики его работы?

Кого можно принять на должность водителя

Принимая на работу любого сотрудника, вы требуете от него привычный пакет документов, перечисленный в статье 65 Трудового кодекса: паспорт, трудовую книжку (кроме совместителей и впервые поступающих на работу), военный билет и др. Прежде чем подписать трудовой договор с претендентом на должность водителя, вы должны убедиться, что он:

  • старше 18 лет, так как несовершеннолетние к такой работе не допускаются (ч. первая ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163);
  • не имеет медицинских противопоказаний для работы на транспорте. Это подтвердит медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами по установленной форме2;
  • имеет специфичные знания и навыки. Их наличие подтвердит водительское удостоверение на право управления транспортным средством определенной категории (ст. 65 ТК РФ, п. 2 ст. 27 Закона № 196-ФЗ3).

Обязательное условие перед заключением трудового договора – направить водителя на предварительный медосмотр (ст. 69, ч. первая ст. 213, ст. 214, ч. вторая ст. 328 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Его проводит медицинская организация, имеющая необходимую лицензию и, как правило, та, с которой работодатель заключил соответствующий договор (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Такое обследование компания обязана организовать за свой счет (п. 6 Порядка № 302н).

Внимание!

Срок действия российского водительского удостоверения – 10 лет (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396). По истечении этого срока водитель должен заменить права (п. 1 ст. 28 Закона № 196-ФЗ).

Получив заключение с результатами проведенного осмотра, можно подписывать трудовой договор. Медицинское заключение с результатами предварительного медосмотра водителя обычно хранят в его личном деле. Если кандидат отказывается пройти обследование либо медкомиссия сделала отрицательные выводы о состоянии его здоровья, вы вправе отказать соискателю в приеме на работу или отстранить его от работы (ст. 64, 76 ТК РФ, п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Ограничения для совместителей

Водитель может трудиться у вас по совместительству только в одном случае: если он не выполняет аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением) у основного работодателя (ч. первая ст. 329 ТК РФ). Перечень таких работ и профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 (далее – Перечень, утвержденный постановлением № 16). Например, водитель не может трудиться по совместительству на должности диспетчера автомобильного транспорта, потому что обе эти должности упоминаются в Перечне, утвержденном постановлением № 16.

На практике бывает сложно проверить, какую работу на самом деле выполняет будущий совместитель по основному месту. Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан. Выход из этой ситуации – уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей 283 Трудового кодекса. Пусть он распишется в том, что его основная работа не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

Что изменится в приеме на работу водителей?

С 5 ноября 2013 года запрещено принимать на работу водителем иностранца с правами, выданными ему на территории иностранного государства. Только обладатели российских национальных водительских прав смогут трудиться за рулем. В противном случае должностным лицам организации, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, грозит штраф в размере 50 000 рублей. Соответствующие нормы будут установлены пунктом 2 статьи 20, пунк­том 13 статьи 25 Закона № 196-ФЗ и статьей 12.32.1 Кодекса об административных правонарушениях (Закон № 92-ФЗ).

Исключение – ситуация, когда водитель занят на международных перевозках. Тогда иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, будут признаваться и на территории России. Эта норма появится в пункте 17 статьи 25 Закона № 196-ФЗ.

Обязательные условия трудового договора

Правила статьи 57 Трудового кодекса предусматривают ряд обязательных условий, включаемых в трудовой договор.

Место работы. В качестве места работы укажите название организации, в которой сотрудник будет трудиться. Иногда работодатели конкретизируют марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля, на котором будет ездить водитель. Однако если потребуется переместить шофера на другую машину, придется оформлять перевод на другую работу (ст. 72, 72.1 ТК РФ).

Трудовая функция. Главное занятие водителя – управление транспортным средством. Сопутствующие обязанности: проверка технического состояния транспортного средства перед выездом на маршрут, оформление путевых листов, прохождение технического осмотра и др. Дополнительные обязанности: участие в погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении груза и т. п. Их можно прописать непосредственно в самом тексте трудового договора или в должностной инструкции (ст. 57 ТК РФ).

Совет

Проверьте, соответствует ли категория прав типу автотранспортного средства, которым будет управлять водитель в вашей компании.

Оплата труда. Зарплата складывается из разных выплат (ч. первая ст. 129 ТК РФ). В соответствии с установленной в организации системой оплаты труда определите:

  • размер почасовой тарифной ставки или фиксированного оклада сотрудника;
  • порядок расчета доплаты за труд в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу;
  • надбавки и премии (например, за экономию топлива и других расходных материалов).

В этом же разделе можно указать дни выплаты зарплаты (ч. четвертая ст. 136 ТК РФ).

Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате (ст. 119 ТК РФ)

Режим рабочего времени и времени отдыха. Это условие включайте, если режим водителя отличается от общих правил, прописанных в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. вторая ст. 57, ст. 100 ТК РФ). При этом руководствуйтесь Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение № 15). Возможные варианты: ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ), гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), сменная работа (ст. 103 ТК РФ), режим разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ). Так, например, ненормированный рабочий день можно устанавливать водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях (п. 14 Положения № 15). Руководитель принимает решение об этом с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ). Если известно, что в течение смены интенсивность работы водителя будет разной, установите ему режим разделения рабочего дня на части.

Характер работы. Обязанности водителя предполагают разъездной характер работы. Если это закрепить в договоре, то такие перемещения не будут являться служебными командировками (ст. 166 ТК РФ).

Перечень профессий, должностей сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, должен быть установлен локальным нормативным актом (ст. 168.1 ТК РФ)

Закон против практики

На практике

Принимая на работу водителя автомобиля, многие работодатели считают, что отправлять кандидата на предварительный медицинский осмотр за счет компании не обязательно, если он представит медицинскую справку о допуске к управлению транспортными средствами.

В законе

Наличие справки о допуске к управлению транспортными средствами не освобождает работодателя от обязанности провести обязательный предварительный медосмотр водителя при приеме его на работу (ст. 69, абз. 12 ч. второй ст. 212, ст. 213, ч. вторая ст. 328 ТК РФ).

Что будет, если…

Если вы примете водителя на работу без предварительного медицинского осмотра, вам грозит административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Дополнительные условия трудового договора

Помимо обязательных, вы можете включить в трудовой договор дополнительные условия (ч. четвертая ст. 57 ТК РФ). Целесо­образно отразить такие специфические права и обязанности работодателя и работника, которые имеют важное значение для обеих сторон. Например, что работник обязан соблюдать правила дорожного движения, проходить медосмотры, обязательные стажировки при переводе на новую категорию транспортного средства и т. д. А работодатель – вести графики сменности, расписания движения, возмещать водителю расходы, связанные с постоянными поездками (ст. 168.1 ТК РФ) и др.

Трудовым договором может быть определена материальная ответственность работника и работодателя (ч. вторая ст. 232 ТК РФ). Однако на водителя нельзя возложить полную материальную ответственность. Эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 (далее – Перечень № 85). Вместе с тем можно оформить с водителем договор о полной материальной ответственности в том случае, когда на него возлагаются дополнительные функции экспедитора, сопровождающего груз. Такая должность включена в Перечень № 85. Договор о материальной ответственности целесообразно оформить отдельным документом, но только в отношении тех должностных обязанностей, которые ее предполагают (определение Верховного Cуда РФ от 19 ноября 2009 г. № 18-В09-72).

Если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный организации материальный ущерб он должен возместить в полном объеме без какого-либо дополнительного договора о материальной ответственности (подп. 6 ч. первой ст. 243 ТК РФ)

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Альберт Абдрашитов — менеджер по персоналу ООО «УзДЭУ Авто-Уфа» (г. Уфа, Республика Башкортостан)

– До заключения трудового договора соискателя на должность водителя обязательно нужно направить на предварительный медицинский осмотр. Это мероприятие проводится за счет средств компании, независимо от результатов осмотра и от того, был ли в конечном итоге заключен трудовой договор. Если кандидат отказывается от обследования, вы вправе отказать ему в заключении трудового договора

Александр Долбнев — юрист ООО «Элиада» (г. Балашиха)

– Как правило, в трудовом договоре права и обязанности работника подробно не описываются, а делается ссылка на локальные нормативные акты, действующие в организации. Таким образом, эти документы становятся частью трудового договора. Важно, чтобы работник был ознакомлен с ними под роспись

Марина Толстякова — заместитель начальника отдела подбора и кадрового учета персонала ООО «АМКапитал», ГК Автомир (Москва)

– Вы можете установить водителю легкового автомобиля (кроме такси) режим ненормированного рабочего дня. Проверьте, чтобы эта профессия присутствовала в перечне должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным актом или коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников

Руслан Маннапов — юрист компании Intercomp (Москва), эксперт журнала «»

1 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н.

3 С 5 ноября 2013 года эти требования будут указаны в п. 4 ст. 25 Закона № 196-ФЗ.

>Особенности труда водителя (стр. 1 из 3)

Сложность труда водителя

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно–эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

— основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;

— в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;

— работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;

— продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);

— из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

Факторы, определяющие сложность труда водителя

1) Технические:

— тип транспортного средства;

— техническое состояние подвижного состава;

— грузоподъемность транспортного средства;

— полная масса автомобиля;

— динамические качества автомобиля;

— габариты транспортного средства;

— наличие прицепа.

2) Технологические:

— тип маршрута;

— способ доставки груза;

— наличие специального оборудования на автомобиле;

— способ производства погрузо-разгрузочных работ;

— класс груза;

— габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).

3) Организационные:

— стабильность маршрута;

— интенсивность движения;

— пассажиропоток;

— протяженность маршрута;

— частота остановочных пунктов;

— контроль за регулярностью движения;

— не прямолинейность маршрута;

— пропускная способность остановочного пункта;

— напряженность технико-эксплуатационных показателей;

— пересеченность маршрута;

— наличие спецполосы для движения автобуса;

— график доставки груза;

— перевозка в обратном направлении.

4) Дорожно-климатические:

— тип дорожного покрытия;

— состояние покрытия;

— природно-климатические;

— работа в карьерах, в горных условиях.

5) Экономические:

— формы и системы оплаты труда;

— организация труда;

— формы начисления и распределения заработной платы в бригаде;

— экономические результаты деятельности предприятий.

6) Социальные:

— квалификация;

— возраст водителя;

— стаж работы;

— режим труда;

— продолжительность рабочего дня;

— разрывной график работы;

— уровень трудовой дисциплины;

— совмещение обязанностей;

— современная инфраструктура АТП.

7) Эргономические:

— удобство расположения рычагов управления;

— наличие токсических веществ в кабине;

— уровень шума и вибрации;

— температура в кабине;

— вентиляция в кабине;

— запыленность;

— коэффициент обзорности;

— тепловая радиация;

— освещенность приборов;

— влажность воздуха;

— освещенность в кабине;

— размер кабины.

8) Организационно-технические:

— интенсивность движения;

— пропускная способность дороги;

— частота перекрестков со светофорным регулированием;

— разрешенная скорость на участках маршрута.

Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным – технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель – автомобиль – среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией – с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы — длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

Методы оценки сложности труда водителей

Ещё одной специфической особенностью трудовой деятельности водителей автобусов является работа на маршрутах с различными условиями движения.

Оценка деятельности водителей с точки зрения степени сложности процессов управления автобусами различных типоразмеров и характера маршрутов движения должна быть комплексной, учитывать конструктивные особенности органов управления автобусами и условия движения на маршруте. Она должна проводиться различными методами и учитывать различные её составляющие. Водитель во время работы выполняет большое количество действий, причём внешне они довольно просты и сводятся к нажатию педалей, перемещению рычагов, включению и выключению тумблеров, повороту рулевого колеса. Все эти действия по управлению автомобилем проводятся в определённом порядке в зависимости от типовых дорожно-транспортных ситуаций. Очень разный диапазон изменения сложности движения как для автобусов марки «ЛИАЗ», так и для автобусов марки «ИКАРУС». Во время работы водитель выполняет большое количество моторных действий, причём величина усилий, прилагаемых к органам управления автобусом, достаточна, велика и неодинакова. Поэтому целесообразно не просто учитывать типовые действия водителя, а взвешивать их по величине усилий, прилагаемых к органам управления автобуса. Существенным недостатком этого метода является не учёт технических факторов, влияющих на сложность трудовой деятельности водителя по управлению автобусом ( габаритной длины, полной массы, типа конструкции коробки передач). Следует также отметить, что характер взаимосвязи между сложностью трудовой деятельности водителя и расходом топлива может быть различен. Например, рассматривая движение автобуса при переменном продольном профиле маршрута можно отметить, что расход топлива больше при движении на подъем, а сложность, наоборот, при движении на спуск. Сравнение расхода топлива и сложности процессов управления автобусов, оборудованных гидромеханической коробкой переключения передач и обычной механической показывает, что топливная экономичность меньше, а сложность в управлении ниже. Методика ориентирована на комплексную оценку «трудности» работы водителей автобусов на маршруте. Комплексность оценки обеспечивается расчётом «суммарного коэффициента тяжести», являющегося интегральным показателем мультипликативного типа (произведением частных коэффициентов тяжести, определяемых следующими факторами: эксплуатационной скоростью, зоной работы, протяженностью маршрута, количеством остановок, временем оборотного рейса, профилем дорог, наполняемостью салона.) Использование методов алгоритмического анализа на городском автомобильном транспорте является более научно обоснованным способом, чем применение коэффициента тяжести и менее трудоёмким, чем использованием физиологических методов. В тоже время оплата труда водителей с учетом сложности автобусных маршрутов способствует существенному улучшению работы автобусного транспорта и, следовательно, повышению качества транспортного обслуживания населения. Для решения этой задачи необходимо проведение аттестации автобусных маршрутов. Один из подходов к разработке методов анализа и оценки трудовой деятельности был предложен Липуновым А.А идею развил Зараковский Г.М, разработавший конкретные приёмы анализа рабочих процессов с введением их количественных характеристик, имеющих определённый психофизиологический смысл. Данный метод получил название алгоритмического. Сущность данного метода заключается в разложении рабочего процесса на качественно различные элементарные составляющие. Такими элементарными составляющими являются «оперативные единицы информации» (ОЕН) и » элементарные действия» (ЭД).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *