Воинский учет совместителей

Индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства, имеет небольшую численность работников. Обязан ли индивидуальный предприниматель вести воинский учет работников? Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера?

Действующее законодательство не предусматривает прямой обязанности по организации и ведению воинского учета работников для индивидуальных предпринимателей. Однако во избежание претензий со стороны контролирующих органов документы воинского учета вести рекомендуется. Обязанность по ведению воинского учета может быть возложена на бухгалтера.

Обоснование: Осуществление воинского учета у работодателей регламентировано Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719), Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г.

Для целей осуществления воинского учета под призывниками и военнообязанными понимаются: 1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) все граждане мужского пола указанного возраста обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности (п. 4 ст. 23 Закона N 53-ФЗ), проходящих военную службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы и постоянно проживающих за пределами РФ; 2) граждане, пребывающие в запасе (п. 14 Положения N 719).

В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ обязанности по организации и ведению воинского учета граждан исполняют органы государственной власти, организации и их должностные лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением N 719.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» воинский учет работников осуществляют организации независимо от форм собственности.

Следовательно, действующее законодательство не предусматривает прямой обязанности по организации и ведению воинского учета работников для индивидуальных предпринимателей.

Однако, поскольку в соответствии с действующим трудовым законодательством все индивидуальные предприниматели наряду с другими работодателями обязаны запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ), на практике имеют место претензии со стороны военкоматов по ведению воинского учета.

Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 28.04.2009 N 13798/08 по делу N А33-4142/2008 также признал неправомерными требования военкомата о ведении воинского учета работников в отношении индивидуальных предпринимателей. Кроме того, административная ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несообщение о приеме работников без воинских документов предусмотрена только для организаций.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, индивидуальные предприниматели не обязаны, но во избежание претензий со стороны контролирующих органов могут вести документы воинского учета.

В целях возложения обязанности по ведению воинского учета на бухгалтера организации указанная обязанность должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).

При этом поручение бухгалтеру дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Согласно подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации работодатель должен в 2-недельный срок уведомить военкомат о прием

Ответ на вопрос:

Сведения необходимо направить в военный комиссариат того муниципального образования, в котором гражданин состоит на воинском учете.

Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев) осуществляется военными комиссариатами, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется органами местного самоуправления (п. 7 и 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

О приеме и увольнении работника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (пп. «а» п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 ноября 2008).

Таким образом, сведения о новых работниках, подлежащих воинскому учету, следует направить в структурные подразделения военных комиссариатов или органы местного самоуправления по месту жительства либо пребывания работника.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги:

Сентябрь2015 года

Вопрос-ответ

Работодатель обязан сообщать в военкомат об отсутствии у сотрудника военного билета

При приеме на работу сотрудник, подлежащий воинскому учету в компании, не представил военный билет. Что нам нужно предпринять?
Т.И. Забукаева, специалист отдела кадров, г. Екатеринбург

Если при приеме на работу сотрудник не представил военный билет, либо представил, но в документе нет отметки о постановке на воинский учет, то работодатель в течение двух недель обязан сообщить об этом в военный комиссариат.

В силу ч. 1 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете (далее – Положение), утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, для военнообязанных таким документом является военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Согласно п. 30 Положения в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

 проверяют наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания);

 информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (подп. «б» п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Е.А. Гнеушева, эксперт журнала и Электронной системы кадровика

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 16.03.2019) «Об утверждении Положения о воинском учете»

  • Постановление
  • Положение о воинском учете
    • I. Общие положения
    • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
    • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
    • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
    • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
    • VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
    • VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации
    • VIII. Документы воинского учета
    • IX. Обязанности граждан по воинскому учету
    • X. Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету
    • XI. Стимулирование воинского учета
    • Приложение. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
      • I. Военно-учетные специальности
      • II. Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
        • 1. Связь
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 2. Вычислительная техника
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 4. Медицина
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 5. Полиграфия
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Профессии среднего профессионального образования
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 6. Картография
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования

Открыть полный текст документа

Как вести воинский учет совместителей?

Ответ на вопрос:

Рассмотрев ваш вопрос можно сказать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 22.03.2012, с изм. от 31.07.2013) «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Постановление) воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение).

Подробнее о воинском учёте совместителей читайте здесь:

  • Как составить характеристику сотрудника
  • Как составить характеристику сотрудника для прохождения медико-социальной экспертизы или врачебно-трудовой экспертной комиссии

При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.

Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению.

Мы рекомендуем почитать об оформлении внутреннего совместительства материал по этой ссылке.

В нем приведены следующие категории лиц:

1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):

— лица, пребывающие в запасе;

— призывники;

— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;

2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе»):

— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

— лица, признанные не годными к военной службе.

Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет.

Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников. Встречается иная точка зрения, основанная на том, что в числе обязательных документов, предоставляемых совместителем нет военного билета, а, дескать, это означает, что на них не нужно вести воинский учет. Подобный вывод, по нашему мнению нормативно не подтвержден. А, следовательно, если работодатель будет придерживаться этой точки зрения, то весьма велик риск привлечения его к административной ответственности за ненадлежащее ведение воинского учета.

В связи с чем мы рекомендуем все же придерживаться первой точки зрения. Если у вас остались сомнения рекомендуем проконсультироваться в территориальном военном комиссариате. При этом постарайтесь получить от них письменные разъяснения по данному вопросу (от устных разъяснений они могут отказаться, да и люди меняются, а при очередной проверке как вы будете аргументировать отсутствие воинского учета на совместителей).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Как организовать воинский учет персонала

И.И. Шкловец

Организация воинского учета

Какие организации обязаны вести воинский учет сотрудников

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), и Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Сотрудники, подлежащие учету

Какие сотрудники подлежат воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

  • призывники;
  • военнообязанные.

Об этом говорится в пункте 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Сотрудники, не подлежащие учету

Какие сотрудники не подлежат воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами России;

  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Такие правила установлены пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Виды учета

Какие виды воинского учета существуют

Воинский учет подразделяют на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в пункте 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Документы воинского учета

На основании каких документов работодатели ведут воинский учет сотрудников

Воинский учет работодатели ведут на основании документов воинского учета (п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

К документам воинского учета относятся:

  • для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных мужчин военный билет, военный билет офицера запаса, временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса;
  • для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

Это следует из пунктов 28 и 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Организация учета

Как организовать воинский учет в новой организации

Все о приказе о приеме по совместительству вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Он же определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета. Для этого руководитель организации издает приказ, форма которого приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Об этом говорится в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его форма приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат, как правило, представляют:

  • карточку учета организации по форме № 18. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего образца (приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 12 января 2005 г. № 2);
  • отчет по форме № 6, утвержденной постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.

Конкретный перечень документов, а также форму карточки учета следует уточнить в военном комиссариате по месту регистрации организации, поскольку на федеральном уровне единый порядок не закреплен.

Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию.

Количество сотрудников, ведущих воинский учет

Как определить количество сотрудников, необходимое для ведения воинского учета в организации

Чтобы определить количество сотрудников, необходимых для ведения воинского учета, следует ориентироваться на нормы нагрузки, установленные законодательством по числу лиц, подлежащих воинскому учету.

Согласно указанным нормам заниматься воинским учетом в организации должны:

  • один сотрудник-совместитель при наличии менее 500 работников, подлежащих воинскому учету;
  • один основной сотрудник при наличии на воинском учете от 500 до 2000 работников;
  • два основных сотрудника при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 работников;
  • один основной сотрудник на каждые последующие 3000 работников, состоящих на воинском учете.

Общее количество сотрудников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется ежегодно исходя из количества сотрудников, состоящих в организации на воинском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего года, с применением вышеуказанных норм.

При наличии в организации двух и более сотрудников, осуществляющих воинский учет, следует создать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Об этом говорится в пунктах 12, 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

Что входит в обязанности сотрудника, ведущего воинский учет в организации

В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников. В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

2. Вести воинский учет сотрудников. А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки.

3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету. В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета: о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.
Представлять туда:

  • списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы (в двухнедельный срок);
  • списки сотрудников, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросам в двухнедельный срок);
  • списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (ежегодно в сентябре);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году (ежегодно до 1 ноября).

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
А именно:

  • сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка ведения воинского учета в организации

За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность (п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

  • за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Наложить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ).

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *