Вопросы для проведения аттестации муниципальных служащих

Процесс аттестации московских педагагов и школьных руководителей абсолютно прозрачен – за ним даже можно следить онлайн. Фото Марии Кондратьевой

В столице уже несколько лет эффективно работает система аттестации директоров школ. Проверка знаний и управленческих навыков обязательна как для опытных руководителей, так и для тех, кто претендует на этот пост. По сути, это экзамен, на котором независимая комиссия проверяет, насколько хорошо кандидат знает законодательство в сфере образования, оценивает его профессиональные навыки. Ведь директор – это не просто управленец. Он постоянно взаимодействует с учителями, учениками, их родителями. И поэтому должен уметь правильно выстроить работу со всеми участниками образовательного процесса. Кроме того, аттестация является одним из инструментов формирования кадрового резерва в московском образовании.

Тест и собеседование

Экзамен директора сдают в два этапа. Первый – часовое компьютерное тестирование, чтобы оценить управленческие компетенции руководителя. При этом все 40 теоретических и практических вопросов составлены так, чтобы экзаменаторы могли убедиться, понимает человек, как управлять образовательным учреждением, или нет. В том случае, если школа лидирует в общегородском рейтинге, директора могут освободить от прохождения теста.

«На первом этапе аттестации кандидату необходимо сконцентрироваться, быть готовым к жесткому таймингу, ведь электронное тестирование ограничено по времени. Здесь невозможно выучить конкретный билет – под каждого пользователя автомат формирует уникальную подборку из тысяч вопросов и кейсовых заданий. Нужно не просто знать нормативную базу, основы педагогики, менеджмента и права, но и понимать логику жизни системы столичного образования», – делится впечатлениями директор школы № 814 Максим Иванцов.

Если первое испытание пройдено успешно, то кандидата ждет второй этап – собеседование с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы, в которую входят опытные директора столичных школ, ученые, представители профсоюза, журналисты, родители, общественные деятели.

Комиссия задает кандидату вопросы и оценивает результаты управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке. Она формируется автоматически на основе данных электронного портфолио московского директора. В ней отражаются результаты работы школы: участие в городских проектах, итоги ГИА и многое другое. Свое решение члены комиссии принимают путем тайного голосования.

Процедура аттестации полностью открыта. Еще одна изюминка в том, что ее можно смотреть в Интернете в режиме реального времени.

«Для многих гораздо сложнее говорить на широкую аудиторию о своих достижениях, успехах, по форме – хвалить себя и свою команду. И здесь я бы советовал исходить из того, что аттестационная комиссия – это площадка для освещения эффективных практик работы, возможность поделиться позитивным опытом и достигнутыми результатами. Главный совет: быть честным перед самим собой и когда ты принимаешь решение, выходить ли на комиссию, и в процессе прохождения тестирования и собеседования, и, самое главное, когда после успешной аттестации ты приступаешь к исполнению публично взятых на себя обязательств», – делится советом с теми, кто готовится к аттестации, директор школы № 814.

Время надо уважать

Один из основных принципов московской системы аттестации – бережное отношение в рабочему графику руководителя образовательной организации. Подать заявление на экзамен для директора, записаться на тест можно в электронном виде. Дополнительно собирать документы не нужно. А все материалы для подготовки к аттестации размещены на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования. После подачи заявки на аттестацию можно попасть на тренинг к опытному психологу по стрессоустойчивости и подготовке к публичному выступлению.

«Система аттестации директоров удобна уже хотя бы потому, что не требует затрачивать время и силы на сбор бумаг и справок. Все данные для аттестационной справки выгружаются автоматически из информационных систем Департамента образования и науки, то есть аттестация – это объективная процедура, не зависящая от человеческого фактора», – говорит Максим Иванцов.

Пример для всей страны

Сейчас в стране идет общественное обсуждение новой общероссийской системы аттестации директоров школ. Ожидается, что она может заработать уже в следующем году. Планируется создать единую модель аттестации, в основе которой будет успешный опыт регионов. И вполне вероятно, что именно московская система аттестации школьных руководителей может стать примером для всей России.

Прямая речь

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814»: «Пройти аттестацию мне было несложно. Как директор высокорейтинговой школы, от прохождения первого этапа – тестирования – я был освобожден, а второй этап – собеседование с комиссией – стал для меня возможностью поделиться с профессиональным сообществом первыми итогами работы и планами на развитие школы. Именно поэтому следующая аттестация гораздо ответственнее, ведь там необходимо будет доказать, что предыдущий кредит доверия был выдан мне не зря. Хорошим помощником, даже скорее навигатором, в этом стал ресурс электронного портфолио директора – онлайн-версия аттестационной справки, которая доступна самому директору. Я могу, не дожидаясь срока аттестации, в текущем режиме видеть по справке, достигает ли школа оптимальных показателей, и в зависимости от этого корректировать действия управленческой команды. Повышая результаты школы, я повышаю и свои шансы на успешное прохождение аттестации, потому что эффективный директор – это директор результативной школы».

вопросы-тесты на аттестацию муниципальных служащих

ВОПРОСЫ-ТЕСТЫ

  1. Муниципальная служба – это…

а) профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта);

б) профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе равного права каждого гражданина на замещении должностей муниципальной службы муниципального образования;

в) профессиональная деятельность граждан, наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

г) профессиональная деятельность граждан, наделенная представительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

  1. Местная администрация – это…

а) представительно-распорядительный орган муниципального образования;

б) представительный орган муниципального образования;

в) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

г) представительно-исполнительный орган муниципального образования.

  1. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

а) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 15 лет;

б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

в) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

г) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 15 лет;

  1. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?

а) 4 года;

б) 5 лет;

в) 6 лет;

г) 8 лет.

  1. Может ли представитель нанимателя по итогам аттестации принять решение о понижении муниципального служащего в должности?

а) нет, не может;

б) да, может;

в) может, только с согласия муниципального служащего.

  1. С какой целью проводится аттестация муниципальных служащих?

а) с целью проверки соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы;

б) с целью определения соответствия муниципальных служащих замещаемым должностям муниципальной службы.

в) с целью урегулирования оплаты труда муниципальных служащих.

г) с целью присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим.

  1. Должность муниципальной службы – это…

а) наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями должность по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

б) должность представительного органа муниципального образования, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

в) должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность;

г) должность в органе местного самоуправлении, наделенная представительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности данного органа муниципального образования.

  1. Какой группы должностей муниципальной службы не существует?

а) младшей;

б) старшей;

в) средней;

г) главной.

  1. Муниципальный служащий – это…

а) гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;

б) гражданин, наделенный исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

в) лицо, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;

г) гражданин, входящий в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

  1. Какой предельный возраст установлен для замещения должности муниципальной службы?

а) 65 лет;

б) 60 лет;

в) 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин

г) предельный возраст не установлен.

  1. В какой срок муниципальный служащий ежегодно обязан предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

а) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

б) не позднее 30 марта года, следующего за отчетным;

в) не позднее 01 марта года, следующего за отчетным;

г) не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.

  1. На что муниципальный служащий не имеет право?

а) замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность;

б) на защиту своих персональных данных;

в) на пенсионное обеспечение;

г) на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы.

  1. Основной отпуск муниципальных служащих составляет:

а) 30 календарных дней;

б) 28 календарных дней;

в) 35 календарных дней;

г) 40 календарных дней.

  1. Классные чины муниципальных служащих указывают на…

а) соответствие муниципальных служащих занимаемой должности;

б) на необходимость присвоения квалификационного разряда муниципальным служащим;

в) на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы;

г) на правовой статус муниципального служащего.

  1. Установленный законом срок для рассмотрения письменных обращений граждан в органы местного самоуправления или к должностному лицу составляет:

а) 15 дней;

б) 20 дней;

в) 30 дней;

г) 45 дней.

  1. Структура Администрации муниципального образования утверждается правовым актом:

а) главы Администрации муниципального образования;

б) главы муниципального образования;

в) представительного органа муниципального образования;

г) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

  1. Для каких целей устанавливаются классные чины муниципальным служащим?

а) Для указания соответствия уровня профессиональной подготовки муниципального служащего;

б) Для указания соответствия занимаемой муниципальной должности муниципальной службы;

в) Для увеличения денежного содержания муниципального служащего.

  1. Что из вышеперечисленных не относится к принципам муниципальной службы:

а) защищенность муниципальных служащий от правовой и социальной ответственности;

б) стабильность муниципальной службы;

в) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

г) приоритет прав и свобод человека и гражданина.

  1. На сколько групп подразделяются должности муниципальной службы?

А) две группы

Б) три группы

В) четыре группы

Г) пять групп

  1. Сохраняется ли квалификационный разряд, присвоенный муниципальному служащему при прекращении муниципальной службы?

А) нет, не сохраняется

Б) да, сохраняется

В) оба ответа не верны

Г) оба ответа верны

  1. Что такое муниципальное образование?

а) поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией и местным самоуправлением;

б) представительный орган местного самоуправления различных уровней;

в) исполнительный орган местного самоуправления различных уровней;

г) органы местного самоуправления.

  1. Представитель нанимателя может применить к муниципальному служащему следующие виды ответственности:

а) строгий выговор;

б) замечание;

в) выговор;

г) увольнение;

д) предупреждение о неполном служебном соответствии.

  1. Увольнение в связи с утратой доверия производится:

а) всем муниципальным служащим, увольняющимся с муниципальной службы;

б) муниципальным служащим, не принявшим меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

г) муниципальным служащим, не предоставившим сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, несовершеннолетних детей, если предоставление таковых сведений обязательно;

д) муниципальным служащим, разгласившим персональные данные, полученные в связи с исполнением должностных обязанностей.

  1. Конфликт интересов на муниципальной службе – это ситуация, при которой…

а) наблюдается личная заинтересованность муниципального служащего в надлежащем исполнении должностных обязанностей;

б) личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий);

в) личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятие решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника.

г) личная заинтересованность публичного должностного лица (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью должностного лица и законными интересами других лиц.

  1. К коррупции относятся:

а) злоупотребление служебным положением;

б) злоупотребление полномочиями;

в) призыв к противоправным действиям;

г) коммерческий подкуп;

д) дача взятки;

е) получение взятки;

ж) уход от ответственности.

  1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:

а) Правительством Российской Федерации;

б) Президентом Российской Федерации;

в) Генеральным прокурором Российской Федерации;

г) Счетной палатой Российской Федерации.

  1. Укажите ситуации, которые не относятся к коррупционным правонарушениям:

а) возмездное оказание помощи, не предусмотренной должностной инструкцией, в решении проблем организации, выполняющей работы по государственному контракту в соответствии с требованиями федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

б) совмещение гражданским служащим должностей в органах местного самоуправления и в коммерческих структурах за исключением случаев, предусмотренных законодательством

в) неэффективность деятельности должностного лица в решении муниципальных или общественных проблем

  1. Антикоррупционный стандарт устанавливает:

а) последовательность принятия управленческих решений в части профилактики коррупционного поведения;

б) перечень возможных действий муниципального служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными;

в) нравственные основы служебного поведения гражданских служащих;

г) единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности.

  1. Непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу представителю нанимателя сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для:

а) отказа в приеме на муниципальную службу;

б) привлечения к административной ответственности;

в) привлечения к уголовной ответственности.

  1. Несоблюдение требования сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, входящие в соответствующий перечень, при заключении трудовых договоров на выполнение работ в организации, отдельные функции муниципального управления которой входили в его должностные обязанности:

а) влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ

б) влечет наложение дисциплинарного взыскания

в) не влечет никаких правовых последствий

г) накладывает на работодателя обязанность обращения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов

  1. Укажите, что запрещено муниципальному служащему:

а) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц;

б) допускать публичные высказывания, суждения, оценки, в т.ч в СМИ, в отношении деятельности органа местного самоуправления и его руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

в) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, где он замещает должность муниципальной службы;

г) состоять членом органа управления коммерческой организации;

д) заниматься предпринимательской деятельностью;

е) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации.

  1. Все ли муниципальные служащие имеют право на отпуск за ненормированный рабочий день:

а) да, все;

б) нет, только лица, замещающие должности муниципальной службы, которым установлен ненормированный рабочий день.

  1. Увольнение в связи с утратой доверия производится:

а) всем муниципальным служащим, увольняющимся с муниципальной службы;

б) муниципальным служащим, не принявшим меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

в) муниципальным служащим, не предоставившим сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги, несовершеннолетних детей, если предоставление таковых сведений обязательно;

г) муниципальным служащим, разгласившим персональные данные, полученные в связи с исполнением должностных обязанностей.

  1. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений определяется:

а) представителем нанимателя;

б) комиссией по урегулированию конфликта интересов;

в) Правительством Российской Федерации;

г) Президентом Российской Федерации.

  1. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, входящие в соответствующий перечень, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы:

а) обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя муниципального служащего по последнему месту его службы в десятидневный срок;

б) сообщает о заключении такого договора представителю нанимателя муниципального служащего по последнему месту его службы по решению комиссии по трудовым спорам;

в) обязан сообщать о заключении такого договора в прокуратуру..

  1. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет зависит от:

а) квалификации муниципального служащего (количества пройденных курсов повышения квалификации);

б) от количества поощрений муниципального служащего;

в) от количества лет муниципальной службы.

  1. Муниципальный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу:

а) при условии уведомления работодателя после начала ее выполнения;

б) при условии предварительного письменного уведомления, если не повлечет конфликта интересов;

в) когда примет решение об её выполнении;

  1. Для замещения должностей муниципальной службы предъявляются квалификационные требования:

а) к стажу и знаниям;

б) к полу и уровню образования;

в) к уровню образования, стажу службы (работы), профессиональным знаниям и навыкам;

г) к навыкам и умениям.

  1. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является для муниципальных служащих:

а) обязанностью;

б) правом;

в) необходимостью.

  1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в размере 20% при стаже муниципальной службы:

а) от 10 до 15 лет;

б) от 5 до 10 лет;

в) свыше 15 лет;

г) от 1 до 5 лет.

  1. Неуведомление муниципальным служащим о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений является:

а) правонарушением;

б) проступком;

в) правомерным поведением;

г) ошибочным поведением;

д) бездействием.

  1. Муниципальный служащий, обладающий полномочиями препятствовать кому-либо в получении специальных разрешений на определенные виды деятельности, воспользовался этим для получения взятки. В этом случае имел место коррупционный факт:

а) вымогательства;

б) сговора;

в) лоббизма.

  1. При формировании дел необходимо соблюдать следующие общие правила:

а) документы располагать в хронологическом порядке;

б) не помещать в дело документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики, за исключением черновиков особо ценных документов;

в) дело не должно превышать 200 листов;

г) если дело состоит из нескольких томов, то каждый том оформляется и нумеруется как самостоятельное дело.

  1. Протоколы заседаний, совещаний оформляются на стандартных листах бумаги шрифтом:

а) Times New Roman размером № 14;

б) Arial Black размером № 14;

в) Times New Roman размером № 12.

  1. Постановления главы и администрации сельского поселения являются правовыми нормативными актами, рассчитанными:

а) на постоянное или многократное применение и адресованное широкому кругу лиц;

б) на постоянное или однократное применение и адресованное узкому кругу лиц;

в) на временное или многократное применение и адресованное широкому кругу лиц.

  1. Распоряжения главы и администрации сельского поселения являются нормативными актами, содержащими:

а) конкретные предписания, адресованные широкому кругу лиц или группе лиц и касающиеся работников администрации;

б) конкретные предписания, адресованные определенному кругу лиц или группе лиц и касающиеся работников администрации.

Приказы Минобрнауки РД

Приказ № 39-05/20 от 17 января 2020г.

О проведении итогового собеседования по русскому языку в 2020 году на территории Республики Дагестан

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерациии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г.№189/1513,а также в целях обеспечения проведения итогового собеседования по русскому языку на территории Республики Дагестан

ПРИКАЗЫВАЮ:

Организовать и провести итоговое собеседование по русскому языку в 9 классах (далее – итоговое собеседование) в Республике Дагестан в 2020 году в следующие сроки:

— 12 февраля 2020г. – для обучающихся, осваивающих программы основного общего образования;

— 11 марта 2020 г. и 18 мая 2020 г. – для обучающихся,повторно допущенных к итоговому собеседованию, не явившихсяна итоговое собеседованиеили не закончивших итоговое собеседование по уважительной причине, подтвержденной документально.

2. Утвердить:

2.1. Регламенторганизации и проведения итогового собеседования в Республике Дагестан (приложение №1);

2.2. Инструкции для лиц, привлеченных к подготовке и проведению итогового собеседования на территории Республики Дагестан (приложения № 2-6);

2.3. перечень категорий участников, претендующих на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения «зачета» (приложение №7);

2.4. требования к составу и параметрам технических средств, применяемых при проведении итогового собеседования по русскому языку (приложение №8).

3. Управлению надзора и контроля в сфере образования провести контрольные мероприятия по проверке исполнения требований федеральных и региональных нормативно-правовых актов по проведению итогового собеседования в образовательных организациях.

4. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, довести Регламент, утвержденный настоящим приказом, до сведения руководителей подведомственных образовательных организаций и обеспечить:

4.1. регистрацию обучающихся 9 классов, экстернов в срок до 29 января 2020 г. на основании поданных участниками комплектов документов (заявление, согласие на обработку персональных данных, рекомендация психолого-медико-педагогической комиссии, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы);

4.2. назначение ответственных лиц за организацию и проведение итогового собеседования в каждой муниципальной, государственной образовательной организации и в местах проведения собеседования;

4.3. формирование составов комиссий (ответственных организаторов ОО, организаторов, экзаменаторов-собеседников, экспертов, технических секретарей в каждой образовательной организации) по проведению итогового собеседования;

4.4. создание материально-технических условий проведения итогового собеседования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов в соответствии с предъявленными рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, справками, подтверждающими факт установления инвалидности, выданными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

5. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования «Дагестанский институт развития образования», (Джамалудинов Г.М.) обеспечить:

5.1. организационное и техническое сопровождение проведения итогового собеседования, в том числе деятельность по эксплуатации региональной информационной системы ГИА;

5.2. получение, хранение, а также обработку оригиналов бланков итогового собеседованияс последующим внесением результатов обработки в региональную информационную систему ГИА;

5.3. доведение информации о результатах итогового собеседования до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

5.4. и.о.ректора государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Дагестанский институт развития образования» Джамалудинову Г.М.организовать выплату денежных средств лицам, задействованным в обработке бланковитогового собеседования.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Алиева Ш.К.

Приказом министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 марта 2007 года № 151 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 30 марта 2007 года под № 4596) утверждены Правила проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения (далее — Правила).

Квалификационные экзамены для специалистов в области здравоохранения проводятся в целях определения готовности лиц, имеющих высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению профессиональной медицинской, врачебной или фармацевтической деятельности, а также в целях определения уровня их квалификации. В соответствии с Правилами квалификационные экзамены проводятся: для специалистов с высшим и средним медицинским образованием, за исключением специалистов санитарно-эпидемиологического профиля, — государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг; для специалистов с высшим и средним медицинским образованием санитарно-эпидемиологического профиля — государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия; для специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием — государственным органом в сфере обращения лекарственных средств.

При этом проводятся два вида квалификационных экзаменов: в целях определения готовности лиц, имеющих высшее или среднее медицинское образование, за исключением санитарно-эпидемиологического профиля, осуществлять медицинскую, врачебную деятельность, которые носят обязательный характер и завершаются выдачей сертификата специалиста без присвоения квалификационной категории, а также в целях определения уровня квалификации лиц, имеющих высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, при осуществлении профессиональной медицинской, фармацевтической деятельности или деятельности в области санитарно-эпидемиологической службы, которые носят добровольный характер и завершаются выдачей сертификата специалиста с присвоением квалификационной категории.

Первый квалификационный экзамен без присвоения категории проводится после завершения обучения в интернатуре, ординатуре и аспирантуре (по специальностям, не предусматривающим окончание интернатуры, — после завершения обучения в высшем учебном заведении), а для средних медицинских или фармацевтических работников — после завершения обучения в колледже. Квалификационный экзамен с присвоением категории проводится при соответствии претендента квалификационным требованиям, установленным Правилами.

Квалификационные экзамены без присвоения категории проводятся через каждые пять лет. Не допускается проведение квалификационных экзаменов без присвоения категории ранее сроков, предусмотренных Правилами.

К очередному квалификационному экзамену с присвоением категории специалист может допускаться при условии повышения квалификации по специальности за последние пять лет в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую или фармацевтическую образовательную деятельность.

Уровень квалификации медицинских, в том числе специалистов санитарно-эпидемиологического профиля, и фармацевтических работников определяется по следующим квалификационным категориям: вторая категория; первая категория; высшая категория. Наличие сертификата специалиста без категории является основанием для занятия специалистом медицинской, врачебной деятельностью. А наличие сертификата специалиста с категорией является основанием для продолжения занятия специалистом медицинской, врачебной, фармацевтической деятельностью, а также деятельностью в области санитарно-эпидемиологической службы.

Правилами также определяется, какие документы должны подаваться в государственный орган по контролю в сфере оказания медицинских услуг для сдачи квалификационного экзамена, а также квалификационные требования, предъявляемые при проведении квалификационных экзаменов с присвоением квалификационных категорий.

Квалификационные экзамены без присвоения квалификационной категории проводятся в виде тестирования. Пороговый уровень для прохождения тестирования и получения сертификата специалиста без категории составляет 40 процентов правильных ответов.

А квалификационные экзамены с присвоением квалификационной категории состоят из двух этапов: тестирование; собеседование.

Графики приема документов, а также проведения тестирования и собеседования определяются соответствующим государственным органом.

Претенденты должны подавать документы на получение сертификата специалиста за три месяца до истечения срока действия имеющегося сертификата специалиста.

Споры, возникающие при проведении квалификационных экзаменов, рассматриваются соответствующими государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, или в судебном порядке.

Игорь ЛОСКУТОВ,

начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *