Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными

викторины, беседы из цикла «Книги и нравственные категории», реализуя тем самым развивающую, информационную и образовательную функцию библиотек.

Таким образом, успешность организации досуга осужденных в ИУ во многом зависит от выявления их досуговых интересов, которые удовлетворяются в

кружках и спортивных секциях, специальной подготовки и образования сотрудников к этой деятельности и адекватного материально-технического обеспечения. Правильно организованный досуг осужденных способствует их исправлению, воспитанию и ресоциализации.

Литература

1. Багреева, Е. Г., Данилин, Е. М. Возвращение к Макаренко. — М., 2006. — 160 с.

2. Большой толковый словарь. — СПб., 2002. — 812 с.

3. Макаренко, А. С. Пед. соч. : в 7 т. — М., 1957. — Т. 2. — 527 с.

Сведения об авторах

Данилин Евгений Михайлович: ФКУ ФСИН России (г. Москва), ведущий научный

сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: medotdelnii@yandex.ru Давыдова Надежда Васильевна: ФКУ ФСИН России (г. Москва), старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук. E-mail: medotdelnii@yandex.ru

Information about the authors

Danilin Evgeny Mikhailovich: Scientific Research Institute of the FPS of Russia (Moscow),

УДК 343.81

Н. Н. Ивашко

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье раскрываются особенности организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Несмотря на то, что воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ, ядром воспитательной работы в ИУ является начальник отряда. Он должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д.

В ИУ воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний.

© Ивашко Н. Н., 2017.

В заключение обозначены основные проблемы, возникающие при организации воспитательной работы с осужденными в ИУ, и пути их решения.

Ключевые слова: исправительное учреждение; воспитательная работа; осужденные; исправление, кружковая работа.

N. N. Ivashko

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK WITH INMATES IN PENAL INSTITUTIONS

Keywords: penal institution; pedagogical work; inmates; correction; leisure activity.

Основной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных. Исправление осужденных представляет собой формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование пра-вопослушного поведения. Реализация работы в данном направлении осуществляется в процессе воспитательного воздействия сотрудников исправительного учреждения (ИУ) на осужденных. Воспитательная работа с осужденными, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ), является средством исправления. Законом также установлены формы воспитательной работы (индивидуальные, групповые, массовые), определены ее направления: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное (ст. 110 УИК РФ).

В силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, за-

конодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания. Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков.

В пенитенциарной науке существует множество определений воспитательной работы. А. И. Зубков определял воспитательную работу как комплекс мер по распространению и утверждению общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на формирование гражданской позиции осужденных, их готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежитиях . М. П. Стурова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. А. Тюгаева рассматривают воспитательную работу как деятельность субъекта (воспитателя), направленную на организацию системы внешних воздействий на воспитуемых, их жизни и деятельность, т. е. профессиональную деятельность педагога, воспитателя . С. А. Ве-тошкин определяет воспитательную работу с осужденными как действия администрации пенитенциарного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, направленные на формирование правопослушного поведения лишенных свободы на основе социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными путями воспитательного воздействия, повышение образовательного и культурного уровня осужденных .

На наш взгляд, наиболее полным определением является то, которое было сформулировано в Методических рекомендациях по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: воспитательная работа с осужденными — это система психолого-педагогических мер, способствующих исправлению осужденных, преодолению их личностных деформаций, их интеллектуальному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения .

Персональную ответственность за организацию воспитательной работы в ИУ несет начальник учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника ИУ, курирующий воспитательную работу, начальник по воспитательной работе с осужденными, сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы социальной защиты осужденных, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, руководители кружков, члены совета воспитателей отряда .

Несмотря на то, что воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ, ядром воспитательной работы в ИУ является начальник отряда осужденных. Начальник отряда ИУ — ближайший для осужденных представитель администрации учреждения, являющийся центральной фигурой среди личного состава ИУ, организующий и проводящий всю воспитательную работу в отряде. Он обеспечивает комплексное использование методов и средств исправления осужденных, направленных на достижение цели, предусмотренной уголовно-исполнительным законодательством.

Функции начальника отряда ИУ включают следующие обязанности: изучать личностные качества осужденных, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу, предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными, организовывать подготовку и проведение с осужденными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий и др. Такой подход позволяет использовать адекватные формы и методы воспитания осужденных, прогнозировать и корректировать их поведение.

Осужденные попадают в ИУ с определенным отрицательным отношением к окружающей среде и важным общечеловеческим и жизненным ценностям, поэтому перед начальниками отрядов стоит задача исправления осужденных . Он должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д. Чтобы выработать эти качества, воспитатель должен сам верить в конечный успех своей работы, с какими бы трудностями ему не пришлось столкнуться.

Для решения воспитательных задач начальнику отряда необходимо учитывать личностные особенности, факторы и условия, повлиявшие на формирование личности. Полная и достоверная информация о личности и обстоятельствах ее формирования служит основой для выявления причин преступления, разработки

программ исправления осужденного и адаптации его к условиям ИУ, основных средств воздействия. Именно поэтому воспитательная работа в ИУ проводится с учетом возрастных, гендерных, индивидуально-психологических особенностей осужденных, образовательного уровня и их криминальной зараженности с применением различных форм и методов психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Важнейшую роль в изучении личности осужденного играет первичный этап отбывания наказания. От правильной организации воспитательной работы в этот период, которая основывается прежде всего на профессионализме начальника отряда, во многом зависит возможность исправления осужденного. Согласно ч. 2 ст. 79 УИК РФ все прибывшие в ИУ осужденные помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В это время они находятся в специально оборудованном помещении, где осуществляется первоначальная подготовка осужденных к условиям отбывания наказания.

На этапе пребывания осужденного в карантинном отделении воспитательная работа начинается с изучения его личности и интересов. В этот период, кроме обязательного сбора информации, дающей представление о социальной жизни осужденного, ознакомления осужденного с правилами внутреннего распорядка и традициями учреждения, необходимо выявить его наклонности, увлечения, хобби. Данная работа проводится начальником отряда и психологом с использованием имеющихся специальных методик.

По итогам обследования осужденного в карантинном отделении разрабатывается план индивидуальной работы с осужденным с учетом письменных предложений заинтересованных служб. Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными осуществляет контроль за составлением и выполнением начальником отряда плана индивидуальной работы с осужденным. Выполнение разработанного плана обсуждается не реже одного раза в полугодие на заседа-172

нии совета воспитателей отряда. В случае отсутствия положительного результата от проводимой индивидуальной воспитательной работы с осужденным во время обсуждения могут вноситься изменения в план индивидуальной работы с осужденным.

После распределения осужденного в отряд начинается новый этап воспитательной работы, которая организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий отбывания наказаний. За время пребывания в ИУ осужденные могут находиться в различных условиях отбывания наказания — обычных, облегченных, строгих.

Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний. Т. е. при неизменной стратегии деятельности изменяется методика воспитательной работы с осужденными, находящимися на разных условиях отбывания наказания.

Значительная часть осужденных находится в обычных условиях отбывания наказания. Здесь проводится воспитательная работа в соответствии со всеми предъявляемыми к ней требованиями, при этом на обычных условиях осужденные готовятся для перевода в отряды с облегченными условиями отбывания наказания и постоянно контролируются осужденные «группы риска» для перевода в строгие условия.

Социологические исследования показали, что уже при поступлении в исправительное учреждение большая часть осужденных желает отбывать наказание в облегченных условиях. Это свидетельствует о потребности осужденных в более комфортных условиях отбывания наказания. Поэтому стимулирующие технологии, предусматривающие улучшение условий отбывания наказания, весьма эффективны в исправительных учреждениях.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится в ИУ в свободное время. Практика показывает, что в ИУ, в которых деятельность служб и отделов носит выраженную воспитательную направленность, а администрация решает проблему организации культурного досуга осужденных, наблюдается меньше нарушений режима содержания и порядка отбывания наказания по сравнению с теми ИУ, где эта работа слабо организована.

Одним из эффективных способов организации досуга осужденных в ИУ является кружковая работа. Кружковая работа предусматривает формирование групп осужденных, объединенных общими интересами и увлечениями, координацию их работы администрацией ИУ с учетом значимости общественно-полезной деятельности. Организация кружковой работы с осужденными в ИУ помогает решению таких задач, как организация досуга осужденных, духовное, профессиональное и физическое развитие, формирование здорового образа жизни осужденных . Однако отсутствие специалистов по кружковой работе, а также недостаточное внимание к этому аспекту деятельности со стороны руководства учреждений и отсутствие средств, выделяемых на кружковую работу из бюджета, не позволяют организовать в ИУ на должном уровне.

Практическое решение проблем организации кружковой работы с осужденными предполагает наличие надлежащей материальной базы, финансового обеспечения данного вида деятельности. Однако решение этих проблем не гарантирует активного участия осужденных в кружках. Нужен организатор кружковой работы в ИУ, имеющий соответствующую подготовку и желание работать с осужденными. Но данное обстоятельство — не единственная проблема, с которой сталкиваются сотрудники при организа-

ции воспитательной работы с осужденными в ИУ.

Для определения наиболее актуальных проблем организации воспитательной работы с осужденными в ИУ был проведен опрос начальников отрядов, который показал следующие результаты.

— Воспитательная работа с осужденными в ИУ организуется без учета интересов осужденных. В этой связи необходимо привлекать осужденных к организации воспитательных мероприятий, участию в кружке, спортивной секции, выполнению разовых поручений и т. д. с учетом их склонностей, личностных особенностей и ценностных ориентаций.

— В большинстве ИУ отсутствует методическое сопровождение воспитательной работы с осужденными, что не позволяет должным образом организовывать педагогическое взаимодействие научными сведениями, опытом воспитательной работы с осужденными других ИУ. Для решения этой проблемы целесообразно создание методического совета в ИУ, который будет способствовать повышению педагогического мастерства сотрудников, а также оказанию помощи в работе по исправлению осужденных, выработке рекомендаций по внедрению в практику более эффективных форм и методов воздействия осужденных.

— Уровень взаимодействия между отделами и службами в ИУ является низким. Низкий уровень взаимодействия в коллективе сотрудников ИУ ведет к отсутствию единства режимно-педагогических требований к осужденным, что негативно влияет на процесс их исправления. Для повышения эффективности взаимодействия между отделами и службами в ИУ считаем целесообразным разработать краткосрочные курсы повышения квалификации руководителей ИУ по вопросам организации воспитательной среды в ИУ.

Литература

1. Горкина, С. А., Смолев, С. М. Воспитательная работа в центрах исправления осужденных: проблемы и перспективы эксперимента. — Режим доступа:

http://www.fsin.su/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/36 /23.pdf.

2. Зауторова, Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. — 356 с.

4. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России: письмо заместителя директора ФСИН России от 28.02.2017 № 0211843.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стурова, М. П., Тюгаева, Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010. — 424 с.

Сведения об авторе

Ивашко Наталья Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат педагогических наук. E-mail: ivashkon@mail.ru

УДК 343.81 ББК 67.409

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10300

О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Светлана Николаевна ЛОСЕВА, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: snloseva@yandex.ru

Важной, первостепенной задачей Российской Федерации в области воспитания детей является развитие и формирование высоконравственной личности, обладающей знаниями и умениями, отвечающими настоящему времени, разделяющей национальные традиционные духовные ценности, обладающей актуальными познаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, гото-воий к мирному созиданию и защите своей страны.

И здесь важным инструментом выступает воспитание. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были сформулированы стратегические направления воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и эт-

Елена Анатольевна ДРОЗДОВА, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: gorbunovala@yandex.ru

ническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Приоритетными направлениями реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) являются усиление воспитательной работы, внедрение новых форм и методов индивидуальной работы, организация и проведение в исправительных учреждениях (далее — ИУ) воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения1.

Законодатель рассматривает воспитательную работу как одно из основных средств исправления осужденных, т.е. формирования у них пра-вопослушного поведения, уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества2. Одновре-

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Авторами статьи рассматриваются некоторые вопросы по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, которые отбывают наказание в воспитательной колонии.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, наказание, воспитательная работа, воспитательная колония.

Keywords: convicted juveniles, punishment, educational work, educational colony.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

менно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на личность и поведение осужденного путем включения его в различные сферы жизнедеятельности и работу самой личности над собой, в результате которой происходит осознание ею нанесенного вреда, признание своей вины, раскаяние3.

Организация и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях (далее — ВК) регламентируются требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» (далее — Инструкция).

Данной Инструкцией определены задачи воспитательной работы, основные направления, содержание, формы, методы, требования к ее планированию, роль и задачи в этом направлении воспитателей, общеобразовательной школы, методического кабинета, общественных объединений, организаций, так как Концепция развития УИС предполагает привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними. Реализация требований Инструкции в практической деятельности является необходимым условием организации и проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в условиях ВК.

По состоянию на 1 марта 2019 г. в 23-х ВК отбывают наказание 1309 человек. Это подростки в возрасте 14 — 18 лет, а именно в этом возрасте формируется личность, активно проходят процессы психофизиологического и физического развития организма, а также социализации.

В силу возрастных особенностей на эту категорию осужденных более эффективно воздействуют воспитательные и психолого-педагогические меры перевоспитания, легче корректируются отклонения в умственном, психическом и физическом развитии4. Не случайно учреждения, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, законодатель выделил в особую группу, а в их названии на первое место поставил слово — воспитательные.

Деятельность сотрудников всех частей и служб ВК должна иметь воспитательную направленность, должна быть четко скоординирована и сосредоточена на решении основной задачи — исправлении несовершеннолетних осужденных.

Необходимо, чтобы в ее основу был положен принцип гуманизма. Следует помнить, что содержание подростка в заключении, т.е. лишение человека свободы, является наказанием уже само по себе. Упор в воспитательной работе должен делаться на то, чтобы воспитанники не исключались из общения с обществом, а, наоборот, продолжали быть его активными членами.

Руководству и персоналу ВК необходимо постоянно поддерживать положительный социально-психологический климат в коллективах отделений отрядов и в целом в ВК, поскольку это во многом определяет результативность воспитательных воздействий.

Сотрудники ВК должны быть доброжелательными и справедливыми в отношении воспитанников, оказывать необходимую поддержку и помощь слабым, уязвимым, неспособным противостоять более сильным, защищать их от физического и морального унижения. При этом очень важно обращать внимание на необходимость единства слова и дела. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

Воспитательная работа с осужденными в условиях ВК должна носить комплексный характер и включать различные направления этой работы (нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.) и все имеющиеся средства педагогического и психологического воздействия (обучение в школе, производительный труд, режим, физкультурно-спортивную, культурно-нравственную работу и т.д.), а также всех субъектов воспитательного воздействия. Эти требования следует рассматривать как необходимую составную часть системы мер воспитательного воздействия на осужденных, и они должны осуществляться всеми участниками воспитательного процесса.

Воспитательная работа с осужденными должна носить дифференцированный характер. Актуальность такого подхода особенно возрастает с установлением в ВК различных условий отбывания наказаний (обычных, облегченных, льготных и строгих). Воспитательная работа в различных условиях отбывания наказания должна отличаться по своим частным (приоритетным) воспитательным задачам, а также и по содержанию.

С учетом того, что в строгих условиях отбывает наказание наиболее сложный контингент осужденных подростков, приоритет должен быть отдан индивидуально-воспитательной работе, направленной прежде всего на то, чтобы осужденный осознал справедливость своего наказа-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ния, не потерял веру в исправление, а также реальную перспективу перехода в облегченные условия и хорошо представлял себе пути достижения этой цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На льготных условиях возможности воспитательной работы значительно расширяются, и это также надо учитывать при ее организации и проведении и целенаправленно использовать в работе с осужденными. Приоритетной задачей здесь должна быть подготовка воспитанника к освобождению.

Обилие мероприятий нередко оказывает обратное действие, а одно формально проведенное мероприятие может снизить эффект воспитательного воздействия многих удачных, заглушить у осужденных интерес к восприятию воспитания.

Любое проводимое в ВК воспитательное мероприятие должно решать конкретные воспитательные задачи и быть тщательно продуманным как по содержанию, так и в аспекте организации. Чем выше организационный уровень проведения мероприятия, тем больший воспитательный эффект оно оказывает на несовершеннолетних осужденных.

Правильное воспитание обязательно предполагает сочетание высоких требований с уважением к воспитанникам ВК, с доверием к их

силам и возможностям, опору на положительные качества их личности. Требовательность и уважение — это не две разные ветви в воспитании, а две стороны гуманного отношения к осужденным. Уважение, доверие к ним в сочетании с высокой требовательностью и контролем за их делами, поведением помогает воспитанникам вырабатывать ценные качества, необходимые в дальнейшей жизни. При этом важно, чтобы воспитатель верил в силы и возможности своих воспитанников. При таком подходе к делу несовершеннолетние осужденные, как правило, стараются оправдать это доверие, у них появляется уверенность в своих силах

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Прокурорский надзор

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.

В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г. В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *