Восстановление кассовых расходов

В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, учреждение оплачивает услуги междугородней связи по статье 221 «Услуги связи». Денежные средства, внесенные сотрудником в кассу учреждения в возмещение стоимости личных переговоров, считаются восстановлением расходов и подлежат сдаче на лицевой счет учреждения также по статье 221 «Услуги связи». Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 01 221
«Расходы на услуги связи»
Кредит 1 302 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»
— отражены в учете расходы по услугам связи на основании предъявленных счетов;
Дебет 1 302 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»
Кредит 1 304 05 221
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг связи»
— оплачены счета за услуги связи;
Дебет 1 201 04 510
«Поступления в кассу»
Кредит 1 401 01 221
«Расходы на услуги связи»
— внесены в кассу сотрудником учреждения денежные средства в возмещение произведенных расходов;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
Кредит 1 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— сданы денежные средства на лицевой счет учреждения, открытый в УФК, на восстановление кассового расхода;
Дебет 1 304 05 221
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг связи»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения в восстановление кассового расхода.
Обратите внимание, что данными бухгалтерскими записями отражаются операции, произведенные в текущем финансовом году. Если поступает задолженность за предшествующий финансовый год, то она отражается как дебиторская задолженность прошлых лет.

Отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области возбуждено уголовное дело в отношении бывшего судебного пристава-исполнителя Ольского районного отдела УФССП России по Магаданской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

По данным следствия в период с 4 по 19 декабря 2013 года подозреваемый, используя электронную базу данных информационной системы службы судебных приставов создал электронное постановление о распределении денежных средств, излишне взысканных с гражданина по исполнительному производству в сумме 2381 рубля, подлежащих перечислению с депозитного счета Ольского районного отдела судебных приставов на счет Охотского территориального управления Росрыболовства, в качестве оплаты задолженности знакомого мужчины по другому исполнительному производству. В дальнейшем он подготовил заявки на кассовый расход по депозитному счету, а затем направил их в порядке электронного документооборота в управление федерального казначейства для исполнения. После поступления денежных средств на счета Охотского территориального управления Росрыболовства, он вынес и подписал постановление об окончании исполнительного производства в отношении своего знакомого, чем позволил ему уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение.

В результате противоправных действий нарушены права и законные интересы гражданина на возврат денежных средств, гарантированные законодательством. Также существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в подрыве авторитета Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в целом и Ольского районного отдела судебных приставов в частности.

В финансово-хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений нередко бывают ситуации, когда возникает необходимость возврата денежных средств в кассу или на лицевой счет. При этом возникают вопросы правильности отражения в бухгалтерском учете таких фактов хозяйственной жизни. В статье рассмотрим на примерах, как это правильно сделать.

Поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов, то есть поступление денежных средств от юридического (физического) лица (контрагента), которому ранее была произведена выплата, как правило, называют восстановлением кассовой выплаты или восстановлением кассовых расходов.

Когда денежные средства, перечисленные или выданные организациям и физическим лицам, по той или иной причине подлежат возврату, у учреждения возникают дебиторская задолженность и обязанность по восстановлению кассовых расходов.

Поступление средств на восстановление расходов в текущем году отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 157н <1>. При этом казенные учреждения руководствуются еще Инструкцией N 162н <2>, бюджетные — Инструкцией N 174н <3>, а автономные — Инструкцией N 183н <4>, которыми предусмотрены необходимые операции.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда в бухгалтерском учете необходимо отразить восстановление кассовых расходов.

Возврат переплаты (авансовых платежей) по договорам. Государственные (муниципальные) учреждения для обеспечения своей деятельности заключают договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с различными предприятиями, организациями, а иногда и частными лицами. На практике встречаются ситуации, когда контрагент не может исполнить условия договора и должен вернуть авансовый платеж или по какой-то причине у учреждения может возникнуть переплата в рамках расчетов с поставщиками и подрядчиками. В этих случаях учреждение вправе рассчитывать на возврат (восстановление) произведенных кассовых выплат. Основанием для таких возвратов могут быть акты сверки, претензионные письма, судебные решения, иные документы.

Пример 1. Автономное учреждение физической культуры и спорта заключило договор на замену двух оконных блоков на сумму 30 000 руб. Условиями договора был предусмотрен авансовый платеж в размере 30% (9000 руб.). Учреждением исполнено данное условие. Оплата произведена за счет средств от приносящей доход деятельности. Подрядчик отказался от исполнения данного договора, уведомив об этом заказчика, и добровольно вернул полученный аванс.

В соответствии с Приказом N 171н <5> расходы автономного учреждения на оплату работ по текущему ремонту здания относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Перечисление аванса подрядчику осуществляется на основании договора и полученного счета на предоплату. Операции по оплате и возврату кассовой выплаты в бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражаться в соответствии с п. п. 72, 100 Инструкции N 183н следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Оплачен авансовый платеж по договору 2 206 25 000 2 201 11 000 9000
Возвращен полученный от подрядчика
аванс
2 201 11 000 2 206 25 000 9000

<5> Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Пример 2. Бюджетное учреждение (физкультурно-оздоровительный комплекс) с 01.09.2013 сменило поставщика коммунальных услуг (тепловой энергии). При сверке взаимных расчетов с предыдущим поставщиком установлена переплата на сумму 7000 руб. Акт сверки подписан сторонами, и должник возместил произведенные расходы на лицевой счет учреждения. Переплата выявлена по средствам, предоставленным для выполнения государственного задания.

Расходы бюджетного учреждения на оплату отопления согласно Приказу N 171н относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. В случае выявления факта переплаты за коммунальные услуги с действующим поставщиком она могла бы быть зачтена в счет будущих платежей, а так как услуги больше предоставляться не будут, то переплата подлежит возврату. Факт возмещения кассовых расходов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будет отражаться в соответствии с п. 72 Инструкции N 174н:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Возвращена излишне уплаченная сумма
от поставщика услуг
4 201 11 510 4 206 23 660 7000

Возврат переплаты налоговых платежей. Суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате в бюджет, отражаются им на счете 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Согласно п. 259 Инструкции N 157н суммы переплат, произведенных в бюджеты бюджетной системы РФ по платежам в бюджеты, учитываются на счете обособленно.

Пример 3. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (спортивная школа) в течение года производила оплату авансовых платежей по земельному налогу за счет средств на муниципальное задание. В декабре 2012 г. земское собрание района приняло решение об освобождении от уплаты данного налога организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета. Это решение применяется с 01.01.2012. Таким образом, у учреждения образовалась переплата по земельному налогу на сумму 160 000 руб. Спортивная школа обратилась в ФНС с заявлением о возврате суммы переплаты по земельному налогу. По решению налогового органа сумма переплаты возвращена учреждению.

В соответствии с Приказом N 171н расходы бюджетного учреждения на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы». Земельный налог относится к категории местных налогов. Порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не является плательщиком земельного налога.

Переплату по земельному налогу можно вернуть на основании соответствующего заявления в ФНС согласно ст. 78 НК РФ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление, оплата и восстановление кассовых расходов на земельный налог будут отражаться в соответствии с п. п. 72, 131, 133 Инструкции N 174н следующим образом:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислен земельный налог 4 401 20 290 4 303 13 730 160 000
Уплачен земельный налог 4 303 13 830 4 201 11 610 160 000
Восстановлен кассовый расход на
земельный налог
4 201 11 510 4 303 13 730 160 000
Уменьшены начисления по земельному
налогу (методом «красное сторно»)
4 401 20 290 4 303 13 730 (160 000)

Возврат денежных средств, выданных под отчет. Ситуации, когда в кассу учреждения возвращаются неизрасходованные подотчетные суммы, на практике нередки. В этом случае речь тоже идет о восстановлении кассовых расходов. Выдача под отчет денежных средств производится через кассу учреждения или путем перечисления на расчетные (дебетовые) карты. Возврат неизрасходованных сумм может осуществляться таким же способом. Напомним, что выдача под отчет денежных средств производится на основании письменного заявления работника по распоряжению руководителя с указанием назначения, суммы и срока, на который они выдаются (п. 213 Инструкции N 157н).

Пример 4. В казенном учреждении через банковскую карту выданы под отчет денежные средства на заправку картриджей для принтера в размере 1000 руб. Заправка произведена на 900 руб. Неизрасходованную сумму (100 руб.) подотчетное лицо вернуло на банковскую карту. Эти денежные средства зачислены на лицевой счет на восстановление кассового расхода.

Расходы казенного учреждения на заправку картриджей в соответствии с Приказом N 171н относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В учете казенного учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражаться в соответствии с п. п. 84, 92 Инструкции N 162н:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислена подотчетная сумма на
банковскую карту
1 210 03 560 1 304 05 225 1000
Получены под отчет денежные средства
на заправку картриджей
1 208 25 560 1 210 03 660 1000
Израсходованы денежные средства на
заправку картриджей (представлен
авансовый отчет)
1 401 20 225 1 208 25 660 900
Возвращены неизрасходованные
денежные средства на банковскую
карту <*>
1 210 03 560 1 208 25 660 100
Восстановлены расходы на лицевой
счет
1 304 05 225 1 210 03 660 100

<*> Инструкцией N 162н не предусмотрена корреспонденция счетов по внесению наличных денежных средств через банкоматы посредством банковских карт учреждения. Поэтому согласно п. 2 Инструкции N 162н указанную корреспонденцию счетов следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств, финансовым органом.

Восстановление кассовых расходов за счет разных источников финансового обеспечения. Рассмотрим ситуацию, когда расходы, произведенные по одному источнику финансирования, подлежат восстановлению за счет другого источника. По данному вопросу есть разъяснения в Письме Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428. В нем, в частности, рассмотрены варианты восстановления кассовых расходов, когда бюджетные и автономные учреждения производили выплаты академической стипендии и выплаты детям-сиротам, которые установлены законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке данной категории граждан, за счет средств от приносящей доход деятельности ввиду отсутствия финансирования по целевым субсидиям. При этом Минфин счел возможным осуществить за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий, единовременное возмещение расходов на социальные выплаты, произведенные в январе — феврале, при представлении учреждением в орган Федерального казначейства вместе с оформленной в установленном порядке заявкой на кассовый расход (ф. 0531801) соответствующих отчетов, подписанных руководителем учреждения.

Отражение операций по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете с кодом 20 (30) на сумму произведенных расходов на выполнение переданных полномочий осуществляется на основании расчетного документа, оформленного на основании заявки, представленной учреждением в орган Федерального казначейства для перечисления средств из федерального бюджета.

Операции по осуществлению расходов на социальные выплаты с дальнейшей единовременной их компенсацией за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отражаются в учете учреждений бухгалтерскими записями, приведенными в Приложении к вышеназванному Письму:

Бюджетное учреждение
(Инструкция N 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция N 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету денежных обязательств по социальной выплате
за счет целевой субсидии
5 401 20 262 5 302 62 730 5 401 20 262 5 302 62 000
Принятие решения об оплате социальных выплат за счет ПДД
с последующим возмещением
5 302 62 830 5 304 06 730 5 302 62 000 5 304 06 000
2 304 06 830 2 302 62 730 2 304 06 000 2 302 62 000
Исполнение обязательств за счет ПДД:
— путем перечисления с лицевого счета в ОФК
2 302 62 830 2 201 11 610 2 302 62 000 2 201 11 000
— путем выплаты наличных денежных средств
2 210 03 560 2 201 11 610 2 210 03 000 2 201 11 000
2 201 34 510 2 210 03 660 2 201 34 000 2 210 03 000
2 302 62 830 2 201 34 610 2 302 62 000 2 201 34 000
Восстановление кассового расхода средств по ПДД за счет целевых субсидий
5 304 06 830 5 201 11 610 5 304 06 000 5 201 11 000
2 201 11 510 2 304 06 730 2 201 11 000 2 304 06 000

О.Марова

Эксперт журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *