Выполнение пилотного проекта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 августа 2013 г. N 566-ПП

В целях обеспечения условий для профильного обучения Правительство Москвы постановляет:
1. Провести в городе Москве в период с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2017 г. пилотный проект по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Пилотный проект).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
2. Утвердить Положение о проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (приложение 1).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
3. Утвердить Условия проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (приложение 2).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
4. Установить, что в Пилотном проекте (п. 1) принимают участие государственные бюджетные и автономные образовательные организации высшего образования, расположенные на территории города Москвы, заявившие об участии в Пилотном проекте и принявшие Условия проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (п. 3).
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП, от 28.04.2015 N 233-ПП)
5. Утвердить Целевые индикаторы реализации пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (приложение 3).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)

Временно исполняющий
обязанности Мэра Москвы
С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 августа 2013 г. N 566-ПП

1. Положение о проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Положение), устанавливает порядок проведения в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных бюджетных и автономных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Пилотный проект).
(п. 1 в ред. постановления Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)
2. Прием граждан в государственную бюджетную или автономную образовательную организацию высшего образования, заявившую об участии в Пилотном проекте и принявшую Условия проведения Пилотного проекта (далее также — образовательная организация, участник Пилотного проекта), для обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования (9-11 классы) в рамках реализации Пилотного проекта осуществляется в соответствии с федеральным законодательством на основе отбора по результатам образовательной деятельности и (или) собеседования, проведенного в целях выявления интереса обучающихся к углубленному изучению соответствующего учебного предмета и склонностей обучающихся к профильной подготовке по соответствующим учебным предметам.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)
К результатам образовательной деятельности обучающихся относятся:
— результаты участия в Московской олимпиаде школьников, в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в городе Москве (победитель/призер) для поступающих на обучение по основной образовательной программе основного общего образования;
— результаты государственной итоговой аттестации обучающихся по предметам соответствующих профилей, результаты участия в этапах всероссийской олимпиады школьников для поступающих на обучение по основной образовательной программе среднего общего образования.
Образовательные организации вправе установить минимальное количество баллов, полученное обучающимися на государственной итоговой аттестации, по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю обучения в образовательной организации, необходимое для приема в образовательную организацию.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
3. Образовательные организации, желающие принять участие в Пилотном проекте, подают заявку о включении в Пилотный проект в Департамент образования города Москвы (далее — Департамент).
4. Форма заявки об участии в Пилотном проекте утверждается Департаментом и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5. Заявка об участии в Пилотном проекте предоставляется на бумажном носителе, подписывается руководителем образовательной организации, претендующей на участие в Пилотном проекте, либо уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности, скрепляется печатью этой организации.
6. Одновременно с заявкой образовательная организация представляет в Департамент для регистрации следующие документы:
6.1. Копии учредительных документов.
6.2. Копию лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательной программы основного общего, среднего общего образования.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
6.3. Документ, подтверждающий принятие образовательной организацией Условий проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Условия).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
6.4. Документ, подтверждающий уведомление учредителя об участии образовательной организации в Пилотном проекте.
(п. 6.4 введен постановлением Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)
7. В срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки Департамент принимает решение о включении образовательной организации в Пилотный проект либо об отказе и сообщает результат образовательной организации посредством электронной почты.
8. Заявка на участие в Пилотном проекте отклоняется в случаях:
8.1. Наличия в данной заявке и прилагаемых к ней документах неполных или неточных сведений.
8.2. Приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательной программы основного общего, среднего общего образования или ее отсутствия.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
9. В целях мониторинга и оценки достигнутых результатов образовательной деятельности участников Пилотного проекта, эффективности проведения Пилотного проекта Департаментом создается Совет по реализации Пилотного проекта (далее — Совет).
В состав Совета включаются представители органов управления образованием, образовательных организаций, органов государственно-общественного управления в сфере образования, общественных организаций. Состав и порядок работы Совета утверждаются Департаментом.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
10. К компетенции Совета относится:
10.1. Рассмотрение жалоб родителей (законных представителей) обучающихся и замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с предоставлением образовательной организацией профильного обучения.
10.2. Взаимодействие с органами государственного контроля (надзора) в целях получения информации о выявленных ими нарушениях, связанных с предоставлением профильного обучения участниками Пилотного проекта.
10.3. Сбор и анализ информации для оценки достижений участниками Пилотного проекта целевых индикаторов реализации Пилотного проекта, проводимые в конце каждого учебного года.
10.4. Подготовка предложений об исключении образовательной организации из числа участников Пилотного проекта.
11. Департамент осуществляет контроль за организацией профильного обучения в рамках реализации Пилотного проекта.
12. Решение об исключении образовательной организации из числа участников Пилотного проекта принимается Департаментом в случаях:
12.1. Невыполнения участником Пилотного проекта Условий проведения Пилотного проекта.
12.2. Недостижения участником Пилотного проекта целевых индикаторов реализации Пилотного проекта.
12.3. Наличия обоснованных жалоб родителей (законных представителей) обучающихся в связи с предоставлением участником Пилотного проекта профильного обучения.
12.4. Наличия обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с предоставлением участником Пилотного проекта профильного обучения.
13. В случае исключения образовательной организации из числа участников Пилотного проекта обучающимся таких образовательных организаций гарантируется продолжение образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту.
14. Образовательная организация вправе самостоятельно выйти из Пилотного проекта, направив в Департамент соответствующее заявление.
15. Образовательным организациям в целях реализации Пилотного проекта предоставляются гранты из бюджета города Москвы в порядке, установленном бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
(п. 15 в ред. постановления Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)
16. Размер гранта определяется исходя из:
16.1. Нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», и количества обучающихся, осваивающих профильное обучение по образовательным программам основного общего образования. При этом затраты на одного обучающегося из числа детей-инвалидов определяются в таком же порядке с применением корректирующих коэффициентов, установленных пунктом 7 указанного постановления.
16.2. Нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», и количества обучающихся, осваивающих профильное обучение по образовательным программам среднего общего образования. При этом затраты на одного обучающегося из числа детей-инвалидов определяются в таком же порядке с применением корректирующих коэффициентов, установленных пунктом 7 указанного постановления.
16.3. Стоимости бесплатного питания одного обучающегося, осваивающего профильное обучение, аналогичной стоимости бесплатного питания одного обучающегося в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, подведомственных Департаменту, и количества обучающихся, осваивающих профильное обучение и получающих бесплатное питание.
16.4. Размера финансовых средств на оплату коммунальных услуг и содержание имущества для предоставления профильного обучения в год одному обучающемуся, аналогичного нормативу на содержание имущества в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, подведомственных Департаменту, и количества обучающихся, осваивающих профильное обучение.
(п. 16 в ред. постановления Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)

Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 августа 2013 г. N 566-ПП

1. Соблюдение требований законодательства об образовании к организации образовательного процесса для реализации основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — образовательные организации).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
1(1). Реализация основной образовательной программы основного общего образования в отдельно стоящем здании, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям к зданию общеобразовательной организации.
(п. 1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
2. Достижение образовательными организациями Целевых индикаторов реализации пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
3. Предоставление образовательными организациями Департаменту образования города Москвы сведений (данных), связанных с реализацией пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Пилотный проект).
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
4. Прохождение образовательными организациями процедуры государственной аккредитации по образовательной программе основного общего, среднего общего образования не позднее двух календарных лет после дня включения образовательной организации в Пилотный проект.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
5. Предоставление образовательными организациями отчета об оказании образовательных услуг в рамках Пилотного проекта, включая сведения о количестве обучающихся по каждой образовательной программе и количестве обучающихся, получающих бесплатное питание, по установленной Департаментом образования города Москвы форме до 1 августа текущего года.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 28.04.2015 N 233-ПП)

Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 августа 2013 г. N 566-ПП

1. Доля выпускников, принятых на профильное обучение в рамках проведения пилотного проекта по организации профильного обучения в государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы (далее — Пилотный проект), в государственную образовательную организацию высшего образования (далее также — выпускники), успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию, от числа допущенных выпускников к государственной (итоговой) аттестации не менее 98%.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
2. Доля выпускников, получивших по профильным предметам на едином государственном экзамене баллы не ниже среднего по городу Москве, от числа выпускников, сдававших экзамены по профильным предметам, не менее 80%.
3. Доля обучающихся, принятых на профильное обучение в рамках проведения Пилотного проекта в государственную образовательную организацию высшего образования (далее — обучающиеся), принявших участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией, от общего числа обучающихся не менее 80%.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
3(1). Доля выпускников, получивших по профильным предметам на основном государственном экзамене баллы не ниже среднего по городу Москве, от числа выпускников, сдававших экзамены по профильным предметам, не менее 80%.
(п. 3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
4. Наличие обучающихся — победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад.
5. Наличие обучающихся — победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ.
6. Доля выпускников государственной образовательной организации высшего образования, поступивших в образовательные организации высшего образования по соответствующему профилю, от общего числа выпускников этой организации не менее 60%.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 760-ПП)
7. Отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) обучающихся в связи с организацией профильного обучения.
8. Отсутствие обоснованных замечаний со стороны органов государственного контроля (надзора) в связи с организацией профильного обучения.

4.3. Выполнение пилотного проекта

Перед полномасштабным внедрением выбранного CASE-средства в организации выполняется пилотный проект, целью которого является экспериментальная проверка правильности решений, принятых на предыдущих этапах, и подготовка к внедрению.

Пилотный проект представляет собой первоначальное реальное использование CASE-средства в предназначенной для этого среде и обычно подразумевает более широкий масштаб использования CASE-средства по отношению к тому, который был достигнут во время оценки. Пилотный проект должен обладать многими из характеристик реальных проектов, для которых предназначено данное средство. Он преследует следующие цели:

  • подтвердить достоверность результатов оценки и выбора;
  • определить, действительно ли CASE-средство годится для использования в данной организации, и если да, то определить наиболее подходящую область его применения;
  • собрать информацию, необходимую для разработки плана практического внедрения;
  • приобрести собственный опыт использования CASE-средства.

Пилотный проект позволяет получить важную информацию, необходимую для оценки качества функционирования CASE-средства и его поддержки со стороны поставщика после того, как средство установлено.

Важной функцией пилотного проекта является принятие решения относительно приобретения или отказа от использования CASE-средства. Провал пилотного проекта позволяет избежать более значительных и дорогостоящих неудач в дальнейшем, поскольку пилотный проект обычно связан с приобретением относительно небольшого количества лицензий и обучением узкого круга специалистов.

Первоначальное использование новой CASE-технологии в пилотном проекте должно тщательно планироваться и контролироваться. Пилотный проект включает следующие шаги (рисунок 4.4).

Определение характеристик пилотного проекта

Пилотный проект должен обладать следующими характеристиками:

  • Область применения
  • . Чтобы облегчить окончательное определение области применения CASE-средства, предметная область пилотного проекта должна быть типичной для обычной деятельности организации. Пилотный проект должен помочь определить любую дополнительную технологию, обучение или поддержку, которые необходимы для перехода от пилотного проекта к широкомасштабному использованию средства. В рамках этих ограничений пилотный проект должен иметь небольшой, но значимый размер.

  • Масштабируемость
  • . Результаты, полученные в пилотном проекте, должны показать масштабируемость средства. Цель — получить четкое представление о масштабах проектов, для которых данное средство применимо.

Рис. 4.4. Шаги пилотного проекта

  • Представительность. Пилотный проект не должен быть необычным или уникальным для организации. CASE-средство должно использоваться для решения задач, относящихся к предметной области, хорошо понимаемой всей организацией.
  • Критичность
  • . Пилотный проект должен иметь существенную значимость, чтобы оказаться в центре внимания, но не должен быть критичным для успешной деятельности организации в целом. Необходимо осознавать, что первоначальное внедрение новой технологии подразумевает определенный риск. При выборе пилотного проекта приходится решать следующую дилемму: успех незначительного проекта может остаться незамеченным, с другой стороны, провал значимого проекта может вызвать чрезмерную критику.

  • Авторитетность
  • . Группа специалистов, участвующих в проекте, должна обладать высоким авторитетом, при этом результаты проекта будут всерьез восприняты остальными сотрудниками организации.

  • Характеристики проектной группы
  • . Проектная группа должна обладать готовностью к нововведениям, технической зрелостью и приемлемым уровнем опыта и знаний в данной технологии и предметной области. С другой стороны, группа должна отражать в миниатюре характеристики всей организации в целом.

В большинстве случаев существует баланс между желанием реализовать идеальный пилотный проект и реальными ограничениями организации. Организация должна выбрать пилотный проект таким образом, чтобы, во-первых, способ использования CASE-средства в нем совпадал с дальнейшими планами, и, во-вторых, перечисленные выше характеристики были сбалансированы с реальными условиями организации.

Кроме того, организация должна учитывать продолжительность пилотного проекта (и в целом процесса внедрения). Слишком продолжительный проект связан с риском потери интереса к нему со стороны руководства.

Планирование пилотного проекта

Планирование пилотного проекта должно по возможности вписываться в обычный процесс планирования проектов в организации. План должен содержать следующую информацию:

  • цели, задачи и критерии оценки;
  • персонал;
  • процедуры и соглашения;
  • обучение;
  • график и ресурсы.

Цели, задачи и критерии оценки

Ожидаемые результаты пилотного проекта должны быть четко определены. Степень соответствия этим результатам представляет собой основу для последующей оценки проекта. Для определения целей, задач и критериев оценки необходимо выполнить следующие действия:

  • описать проект в терминах ожидаемых результатов
  • (т.е. конечного продукта). Описание должно включать форму представления и содержание результатов. Должны быть четко определены договорные требования и соответствующие стандарты.

  • определить общие цели проекта
  • . Примером цели может быть определение степени улучшения качества проектной документации в результате применения CASE-средств.

  • определить конкретные задачи, реализующие поставленные цели
  • . Каждой цели можно поставить в соответствие одну или несколько конкретных задач с количественно оцениваемыми результатами. Примером такой задачи может быть сравнительный анализ качества документации, полученной с помощью CASE-средства и без него. Документация может включать спецификацию требований к ПО, высокоуровневые и детальные проектные спецификации.

  • определить критерии оценки результатов
  • . Чтобы определить степень успеха пилотного проекта, необходимо использовать набор критериев, основанных на упомянутых выше задачах. Примером критерия может быть степень непротиворечивости проектной документации и контролируемости выполнения требований к ПО. Значения критериев должны сравниваться с базовыми значениями, полученными до выполнения пилотного проекта.

Персонал

Специалисты, выбранные для участия в пилотном проекте, должны иметь соответствующий авторитет и влияние и быть сторонниками новой технологии. Группа должна включать как технических специалистов, так и менеджеров, заинтересованных в новой технологии и разбирающихся в ее использовании. Группа должна обладать высокими способностями к коммуникации, знанием особенностей организационных процессов и процедур, а также предметной области. Группа не должна, тем не менее, состоять полностью из специалистов высшего звена, она должна представлять средний уровень организации.

Многие CASE-средства обеспечивают возможности, связанные с генерацией проектной документации и конфигурационным управлением. Специалисты, связанные с этими и другими смежными аспектами разработки и сопровождения ПО, также должны быть включены в состав группы.

После завершения пилотного проекта группа должна быть открыта для обмена информацией с остальными специалистами организации относительно возможностей нового средства и опыта, полученного при его использовании. Может оказаться желательным рассредоточить членов проектной группы по всей организации с целью распространения их опыта и знаний.

Процедуры и соглашения

Необходимо четко определить процедуры и соглашения, регулирующие использование CASE-средств в пилотном проекте. Эта задача скорее всего может оказаться более долгой и сложной, чем ожидается, при этом может оказаться необходимым привлечение сторонних экспертов. Примерами процедур и соглашений, которые могут повлиять на успех пилотного проекта, являются методология, технические соглашения (в частности, по наименованиям и структуре каталогов, стандарты проектирования и программирования — см. подраздел 1.3) и организационные соглашения (в частности, учет использования ресурсов, авторизация, контроль изменений, процедуры экспертизы и подготовки отчетов, стандарты проверки качества).

В пилотном проекте по возможности должны использоваться принятые в организации процедуры и соглашения. С другой стороны, в течение пилотного проекта процедуры и соглашения имеют тенденцию к развитию и совершенствованию по мере накопления опыта применения средства. Существующие процедуры и соглашения могут оказаться неэффективными или чересчур ограничивающими. При этом те изменения, которые предлагается в них вносить, должны документироваться.

Обучение

Должны быть определены виды и объем обучения, необходимого для выполнения пилотного проекта. При планировании обучения нужно иметь в виду три вида потребностей: технические, управленческие и мотивационные. Ресурсы, требуемые для обучения (учебные аудитории и оборудование, преподаватели и учебные материалы), должны соответствовать плану пилотного проекта.

График обучения должен определять как специалистов, подлежащих обучению, так и виды обучения, которое они должны пройти. Обучение, которое проводится в период выполнения проекта, должно начинаться как можно быстрее после начала проекта. Обучение средствам, процессам или методам, которые не будут использоваться в течение нескольких месяцев после начала проекта, должно планироваться на то время, когда в них возникнет реальная потребность.

Поставщики CASE-средств обычно предлагают обучение использованию поставляемых ими средств. Помимо этого, для некоторых средств может быть необходимо обучение методологии. Некоторые виды обучения должны выполняться собственными силами. Такие виды обучения включают использование CASE-средства в контексте процессов, происходящих в организации, а также в совокупности с другими средствами в данной среде. Часть плана пилотного проекта, связанная с обучением, должна использоваться в качестве входа для плана практического внедрения.

При выборе необходимого обучения должны приниматься во внимание следующие факторы:

  • квалификация преподавателей;
  • соответствие обучения характеристикам конкретных групп специалистов (на-
    пример, обзорные курсы для менеджеров, подробные курсы для разработчиков);
  • возможность проведения курсов непосредственно на рабочих местах;
  • возможность проведения расширенных курсов;
  • возможность подготовки собственных преподавателей.

График и ресурсы

Должен быть разработан график, включающий ресурсы и сроки (этапы) проведения работ. Ресурсы включают персонал, технические средства, ПО и финансирование. Данные о персонале могут определять конкретных специалистов или требования к квалификации, необходимой для успешного выполнения пилотного проекта. Финансирование должно определяться отдельно по каждому виду работ: приобретение CASE-средств, установка, обучение, отдельные этапы проектирования.

Выполнение пилотного проекта

Пилотный проект должен выполняться в соответствии с планом. Организационная деятельность, связанная с выполнением пилотного проекта и подготовкой отчетов, должна выполняться в установленном порядке. Пилотная природа проекта требует специального внимания к вопросам приобретения, поддержки, экспертизы и обновления версий. Эти вопросы рассматриваются ниже.

Приобретение, установка и интеграция

После того, как CASE-средство выбрано, оно должно быть приобретено, интегрировано в проектную среду и настроено в соответствии с требованиями пилотного проекта. Границы этой деятельности зависят от тех действий, которые имели место в процессе оценки и выбора, а также от степени модификации средства, необходимой для его использования в проекте.

Процесс приобретения может включать подготовку контракта, переговоры, лицензирование и другую деятельность, которая выходит за рамки данных рекомендаций. Эта деятельность требует затрат времени и человеческих ресурсов, которые должны быть учтены при планировании. План должен предусматривать возможность отказа от выбранного средства на данном этапе из-за договорных разногласий.

После того, как процесс приобретения завершен, средство должно быть установлено, оттестировано и принято в эксплуатацию. Тестирование позволяет убедиться, что поставленный продукт соответствует требованиям контракта, обладает необходимой полнотой и корректностью. Этап приемки может быть предусмотрен контрактом, его реальный срок может отличаться от того, который был предусмотрен первоначально в плане пилотного проекта. Особое внимание необходимо уделить соблюдению всех требований поставщика к параметрам среды функционирования CASE-средства.

После завершения приемки может потребоваться настройка и интеграция. Настройка может включать модификацию интерфейсов, связанную с требованиями специалистов проектной группы, а также установкой прав доступа и привилегий. Настройка должна оставаться в рамках тех возможностей, которые предоставляет само средство. Не следует заниматься модификацией готовых продуктов на уровне исходных кодов.

Если новое средство должно использоваться в совокупности с некоторыми другими средствами, необходимо определить взаимодействие средств и требуемую интеграцию. Для интеграции новых средств с существующими может потребоваться построение специальных оболочек. Сложная интеграция может потребовать привлечения сторонних экспертов.

Поддержка

Доступная поддержка должна включать (по соглашению) «горячую линию» поставщика и поддержку местного поставщика, поддержку в самой организации, контакты с опытными пользователями в других организациях и участие в работе групп пользователей.

Внутренняя поддержка должна осуществляться специалистами, знакомыми с установкой средств и работой с ними. Существует несколько возможных вариантов получения такой поддержки (например, от специалиста данной организации, имеющего опыт предшествующей работы со средством; участников процесса оценки и выбора или опытного консультанта). Такой тип поддержки должен специальным образом планироваться и администрироваться. Особое внимание должно быть уделено средствам, работающим в сетях или обладающих репозиториями, поддерживающими многопользовательскую работу.

Периодические экспертизы

Обычные процедуры экспертизы проектов, существующие в организации, должны выполняться и для пилотного проекта, при этом особое внимание должно уделяться именно пилотным аспектам проекта. Помимо этого, результаты экспертиз должны служить мерой успешного использования CASE-средств.

Обновление версий

Пользователи CASE-средства могут ожидать периодического обновления версий со стороны поставщика в течение выполнения пилотного проекта. При этом необходимо тщательное отношение к интеграции этих версий. Следует заранее оценить влияние этих обновлений на ход проекта. Новые версии могут как обеспечить новые возможности, так и породить новые проблемы. Например, новая версия может потребовать видоизмененного или дополнительного обучения, а также может оказать отрицательное воздействие на уже выполненную к этому моменту работу.

Оценка пилотного проекта

После завершения пилотного проекта его результаты необходимо оценить и сопоставить их с изначальными потребностями организации, критериями успешного внедрения CASE-средств, базовыми метриками и критериями успеха пилотного проекта. Такая оценка должна установить возможные проблемы и важнейшие характеристики пилотного проекта, которые могут повлиять на пригодность CASE-средства для организации. Она должна также указать проекты или структурные подразделения внутри организации, для которых данное средство является подходящим. Помимо этого, оценка может дать информацию относительно совершенствования процесса внедрения в дальнейшем.

В процессе оценки пилотного проекта организация должна определить свою позицию по следующим трем вопросам:

  • Целесообразно ли внедрять CASE-средство ?
  • Какие конкретные особенности пилотного проекта привели к его успеху (или неудаче) ?
  • Какие проекты или подразделения в организации могли бы получить выгоду от использования средств ?

Принятие решения о целесообразности внедрения CASE-средств

На данном этапе процесса внедрения организация должна сделать существенные инвестиции в CASE-средства. Если средства удовлетворили или даже превысили ожидания организации, то решение о внедрении может быть принято достаточно просто и быстро.

С другой стороны, может оказаться, что в рамках пилотного проекта средства не оправдали тех ожиданий, которые на них возлагались, или же в пилотном проекте они использовались удовлетворительно, однако опыт показал, что дальнейшие вложения в средства не гарантируют успеха.

Возможны четыре категории результатов и соответствующих действий:

  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал неадекватность ожиданий организации. В этом случае организация может пересмотреть результаты проекта в контексте более реалистичных ожиданий.
  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал, что выбранные средства не удовлетворяют потребности организации. В этом случае организация может принять решение не внедрять данные средства, однако при этом также пересмотреть свои потребности и подход к оценке и выбору CASE-средств.
  • Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал наличие таких проблем, как неудачный выбор пилотного проекта, неадекватное обучение и недостаток ресурсов. В этом случае может оказаться достаточно сложно принять решение о том, следует ли вновь выполнить пилотный проект, продолжить работу по внедрению или отказаться от CASE-средств. Однако, независимо от принятого решения, процесс внедрения нуждается в пересмотре и повышенном внимании.
  • Пилотный проект завершился успешно, и признано целесообразным внедрять CASE-средства в некоторых подразделениях или, возможно, во всей организации в целом. В этом случае следующим шагом является определение наиболее подходящего масштаба внедрения.

В ряде случаев анализ пилотного проекта может показать, что причиной неудачи явился более чем один фактор. Последующие попытки внедрения CASE-технологии должны четко выявить все причины неудачи. В экстремальных случаях тщательный анализ может показать, что в настоящий момент организация просто не готова к успешному внедрению сложных CASE-средств. В такой ситуации организация может попытаться решить свои проблемы другими средствами.

Особенности пилотного проекта

Очень важно провести анализ пилотного проекта с тем, чтобы определить его элементы, являющиеся критическими для успеха, и определить степень отражения этими элементами деятельности организации в целом. Например, если в пилотном проекте участвуют самые лучшие программисты организации, он может закончиться успешно даже вопреки использованию CASE-средств, а не благодаря им. С другой стороны, CASE-средства могут быть применены для разработки приложения, для которого они явно не подходят по своим характеристикам. Тем не менее, такое использование могло бы указать на область наиболее рационального применения средств в данной организации.

Важнейшие характеристики пилотного проекта, не являющиеся представительными для организации в целом, могут включать следующие:

  • Процессы в пилотном проекте в чем-либо отличаются от процессов во всей организации.
  • Квалификация группы пилотного проекта не отражает квалификацию остальных специалистов организации.
  • Ресурсы, выделенные на выполнение проекта, отличаются от тех, которые выделяются для обычных проектов.
  • Предметная область или масштаб проекта не соответствуют другим проектам.

Выгода от использования CASE-средств

Пилотный проект следует сопоставить с деятельностью организации в целом с тем, чтобы определить наиболее существенное сходство и отличие. Например, если наиболее заинтересованные и квалифицированные участники проекта столкнулись с серьезными трудностями в освоении средств, то менее заинтересованным и квалифицированным программистам из других подразделений потребуется существенно большее обучение.

Пилотный проект может также показать, что средства целесообразно использовать для некоторых классов проектов и нецелесообразно для других. Например, средство формальной верификации может подходить для жизненно важных приложений и не подходить для менее критических приложений.

Перед разработкой плана перехода организация должна оценить ожидаемый эффект для различных подразделений или классов проектов. При этом следует учитывать, что некоторые подразделения могут не обладать необходимой квалификацией или ресурсами для использования CASE-средств.

Принятие решения о внедрении

Возможным решением должно быть одно из следующих:

  • Внедрить средство
  • . В этом случае рекомендуемый масштаб внедрения должен быть определен в терминах структурных подразделений и предметной области.

  • Выполнить дополнительный пилотный проект
  • . Такой вариант должен рассматриваться только в том случае, если остались конкретные неразрешенные вопросы относительно внедрения CASE-средства в организации. Новый пилотный проект должен быть таким, чтобы ответить на эти вопросы.

  • Отказаться от средства
  • . В этом случае причины отказа от конкретного средства должны быть определены в терминах потребностей организации или критериев, которые остались неудовлетворенными. Перед тем, как продолжить деятельность по внедрению CASE-средств, потребности организации должны быть пересмотрены на предмет своей обоснованности.

  • Отказаться от использования CASE-средств вообще
  • . Пилотный проект может показать, что организация либо не готова к внедрению CASE-средств, либо автоматизация данного аспекта процесса создания и сопровождения ПО не дает никакого эффекта для организации. В этом случае причины отказа от CASE-средств должны быть также определены в терминах потребностей организации или критериев, которые остались неудовлетворенными. При этом необходимо понимать отличие этого варианта от предыдущего, связанного с недостатками конкретного средства.

Результатом данного этапа является документ, в котором обсуждаются результаты пилотного проекта и детализируются решения по внедрению.

|

Введение ССК — одна из мер, которые предпринимаются в республике для решения задачи по преодолению бедности, поставленной Президентом России в его Послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 года.

Программа семейного соцконтракта отвечает также целям по достижению показателей реализации национального проекта «Демография», поскольку семейный соцконтракт дает некоторые гарантии в случае ухудшения в семье с детьми материального положения.

В 2019 году Корткеросский район, а также Сосногорск, станут территориями для пилотной реализации программы ССК.

Семейный социальный контракт — это соглашение между семьей и органом социальной защиты, согласно которому, служба соцзащиты обязуется предоставить семье пособие, а семья — выполнить мероприятия, предусмотренные в программе активации трудовых ресурсов семьи. Такая программа составляется индивидуально для каждой семьи, в нее включается комплекс мер по преодолению трудной жизненной ситуации, например: трудоустройство, лечение, обучение, устройство ребенка в детский сад, предоставление временного жилья, предоставление земельного участка под личное подсобное хозяйство и так далее. Семье создаются условия для перехода к активным действиям по самообеспечению, возможностей заработка и увеличению своих доходов.

В программе семейного социального контракта смогут участвовать только признанные малоимущими, семьи с детьми, не состоящие на учете в КПдН из-за того, что у родителей есть алкогольная зависимость или имеются проблемы с воспитанием детей.

Семейный социальный контракт предлагается заключать на 6 месяцев с выплатой семье ежемесячного пособия на каждого ребенка по 5 000 рублей и на каждого родителя по 1 500 рублей. То есть, например, пособие для полной семьи с двумя детьми составит 13 000 рублей в месяц, а за весь полугодовой период действия семейного соцконтракта семья получит 78 000 рублей.

В работе с семьями в проекте ССК, кроме учреждений социальной защиты, будут участвовать также служба занятости, органы исполнительной власти и администрации муниципальных образований.

В Корткеросском районе потенциальными участниками ССК могут быть 993 семьи, в них 1844 ребенка.

Главный ожидаемый результат реализации пилотного проекта на территории Корткеросского района — снижение уровня бедности малоимущих семей с детьми и активация трудового потенциала этих семей, их мотивирование на самодостаточность и более благополучную жизн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *