Выставочная деятельность в РФ

Выставочная деятельность – это важнейший инструмент, который позволяет компаниям продвигать свою продукцию на рынке, поддерживать деловое общение с партнерами, быть в курсе новейших тенденций в своей профессиональной отрасли.

Основная концепция выставочной деятельности в том, чтобы предоставить каждому экспоненту максимально широкие возможности для презентации своей компании и, таким образом, показать на специализированных выставках самую полную картину того, что происходит в определенной сфере. Над этим работают сотни сотрудников в самом «Экспоцентре» и в компаниях, которые проводят свои выставки в залах на Красной Пресне. Над этим же трудится каждый конкретный экспонент, и только из совместной работы всех этих людей получается то, чем мы так гордимся: широкая, яркая, разнообразная и плодотворная выставочная программа. Около двух миллионов человек ежегодно посещают «Экспоцентр» и находят в его павильонах новые идеи для развития своего бизнеса, надежных партнеров и постоянных клиентов.

Конечно, организация выставочной деятельности – это грандиозная задача, требующая огромного штата сотрудников и слаженной работы всех отделов. «Экспоцентр» знает об этом не понаслышке, поскольку он выступает не только в качестве площадки для проведения мероприятий, но и как непосредственный организатор нескольких десятков крупных международных выставок.

Все собственные мероприятия «Экспоцентра» проводятся на высочайшем уровне, и многим из них заслуженно присуждены знаки российских и международных выставочных союзов.

Для организации выставочной деятельности в «Экспоцентре» работает ряд структурных подразделений, каждое из которых отвечает за выставки определенной тематики: химико-технологические, машиностроительные, выставки пищевой промышленности и т.д. Такое разделение позволяет успешно контролировать все этапы подготовки и проведения мероприятий.

Чтобы качество выставок росло с каждым годом, а размах мероприятий только увеличивался, «Экспоцентр» всегда устанавливает самые высокие стандарты и ставит самые серьезные цели выставочной деятельности. К чему бы ни стремились отдельные экспоненты, вектор всегда един, и он направлен на поддержку отечественной промышленности и налаживание крепких и долгосрочных деловых контактов между регионами и странами.

Все профессиональные выставки неизменно проводятся при содействии властей, и одна из ключевых задач, стоящих перед «Экспоцентром», – поддерживать государственные программы в области развития экономики, производства, социальной сферы. Не случайно проводится так много выставок, тематика которых связана с приоритетными для нашей страны отраслями промышленности и науки. Кроме того, «Экспоцентр» никогда не обходит своим вниманием вопросы образования, медицины, занятости населения.

Грамотная разработка концепции выставочной деятельности и целей выставочной деятельности – это вопрос принципиальной важности, потому что стране и миру нужны правильно подобранные международные выставки, нужна эффективная командная работа экспонентов, нужно развитие тех отраслей, которые играют особую роль на данном конкретном этапе истории.

История выставочной деятельности

Всемирную историю выставочной деятельности можно отсчитывать хоть с XII века, когда cредневековую Европу захлестнула волна ярмарок. Именно тогда в определенных городах начали регулярно устраивать грандиозные шумные мероприятия, куда ремесленники свозили лучшие образцы своей работы, а купцы доставляли товары со всего мира.

Тогда же началось и деление ярмарок в зависимости от их специфики: в одни города на торг свозили в основном ткани, в другие – продукцию сельского хозяйства, в третьи – домашнюю утварь. Согласитесь, это несколько напоминает современное тематическое деление выставок.

Но, конечно, той датой, от которой можно вести отсчет истории выставочной деятельности, стал 1851 год, когда состоялась первая Всемирная выставка в Лондоне. Здесь, напротив, тематика была даже слишком широкой: на выставке было представлено все: от промышленных товаров до произведений искусства. Но, вероятно, история не знала другой выставки, которая проводилась бы с таким размахом и имела бы столь грандиозный успех.

А в нашей стране важнейшей вехой выставочной истории стали выставки советской эпохи. Именно тогда, в 1959 году впервые на мировую арену вышел «Экспоцентр», который выступил организатором немыслимой по тем временам выставки промышленных достижений США в Москве в Сокольниках. Это был первый масштабный проект, положивший начало целой череде национальных выставок.

А уже в 1960-х годах «Экспоцентр» стал заниматься специализированными выставками, и в 1965 году впервые открылась выставка «Химия», и по сей день являющаяся одной из крупнейших в «Экспоцентре». С каждым годом программа мероприятий расширялась, и на свет появлялись те выставки, которые сейчас нам хорошо знакомы: «Электро», «Нефтегаз», «Инлегмаш» и многие другие.

Первый павильон «Экспоцентра» был построен на Красной Пресне в 1977 году, что, конечно, дало грандиозный толчок к развитию выставочной инициативы.

Сегодня история выставочной деятельности продолжается здесь, в девяти просторных и современных павильонах выставочного центра. В 2019 году «Экспоцентр» отметил своё 60-летие, и на сегодняшний момент является одним из крупнейших организаторов отраслевых мероприятий в России и СНГ.

Особенности выставочной деятельности

На протяжении всей своей истории «Экспоцентр» стремится сделать участие в выставках максимально удобным и эффективным для экспонентов, в том числе для представителей многочисленных зарубежных компаний, которые приезжают на выставки в Москву.

Одна из ключевых особенностей выставочной деятельности в том, что любой экспонент может получить в «Экспоцентре» широчайший спектр услуг, включающий в себя размещение в гостиницах, визовую поддержку и многое другое.

Конечно, большая часть услуг связана непосредственно с выставочной деятельностью: это аренда стендов, их оформление, уборка, охрана, аренда разнообразного выставочного оборудования, ноутбуков, LCD-проекторов, звукоусилительной техники. Для максимального удобства была организована система «одного окна», благодаря которой все услуги можно заказать в одном месте.

Кроме того, на сайте выставочного комплекса функционирует система MatchMaking, призванная облегчить организацию деловых встреч на выставочных мероприятиях и дать возможность партнерам заранее назначить время для общения.

А для повышения эффективности выставок «Экспоцентр» проводит обучающие семинары для участников мероприятий. На них слушатели получают массу практических советов о том, как минимизировать расходы, грамотно пройти через подготовительный этап и получить от выставки коммерческую пользу.

Еще одна особенность выставочной деятельности «Экспоцентра» – ее многообразие. В зависимости от своих целей и приоритетов участники мероприятий выбирают различные виды активности.

В рамках выставок всегда проходят круглые столы, конференции, форумы, которые пользуются большой популярностью у гостей и участников выставок. Многие мероприятия предусматривают также образовательную программу, включающую в себя семинары, мастер-классы, тренинги. Иногда в программу выставок входят и культурные мероприятия, что делает напряженные выставочные дни не только полезными, но и приятными, давая участникам выставок дополнительную возможность для неформального общения и более близкого знакомства.

Каждое профильное мероприятие имеет свои особенности выставочной деятельности, это делает каждую выставку неповторимым событием.

Конгрессная и ярмарочная выставочная деятельность

В «Экспоцентре» проводятся различные виды мероприятий. В том числе ведется конгрессно-выставочная деятельность.

Ежегодно проводится масса конференций, форумов, различных дискуссионных встреч. Среди них такие крупные выставки, как «Продэкспо», «Нефтегаз», «Металлообработка», «Связь», Агропродмаш», «Мебель» и многие другие.

Но даже те мероприятия, основу которых составляет экспозиционная деятельность, как правило, включают в свой состав ряд круглых столов, семинаров и прочих конгрессных мероприятий, поскольку там, где встречаются тысячи ведущих специалистов из профильной области, уместно обсудить актуальные вопросы и поделиться профессиональным опытом. «Экспоцентр» всесторонне поддерживает общение профессионалов и предоставляет широчайшие возможности для проведения обсуждений, переговоров и конференций на высшем уровне.

Для конгрессно-выставочной деятельности работает 32 оборудованных зала. «Экспоцентр» также предлагает полный комплекс услуг, связанных с организацией конференций, в том числе и с подключением участников по видеосвязи через Интернет.

Еще одно важное направление развития – это выставочно-ярмарочная деятельность. Хотя большинство мероприятий «Экспоцентра» носит профессиональный характер и направлено на общение специалистов, ежегодно проводится несколько открытых выставок-ярмарок. Украшением программы выставочного комплекса является сезонная выставка-продажа изделий народных промыслов «Ладья». Это мероприятие имеет большое национальное значение, объединяя талантливых мастеров и хранителей бесценной народной культуры.

Выставка всегда вызывает живой интерес публики и собирает огромное количество гостей. Этим выставочно-ярмарочная деятельность на территории ЦВК «Экспоцентр» не исчерпывается, проводятся и другие открытые мероприятия. Возможности выставочного комплекса располагают к проведению ярмарок для широкой публики, т.к. его выставочная площадь составляет 165 тыс. кв. м, имеются большие возможности для проведения мероприятий как в павильонах, так и на открытых площадках.

Приходите и участвуйте в мероприятиях, проходящих в ЦВК «Экспоцентр»!

Посещайте и участвуйте в интересных мероприятиях и выставках в удобный для Вас месяц!

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

6.2. КООРДИНАЦИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

Роль государства в развитии выставочной деятельности в России. Выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) во всех промышленных странах является важнейшим инструментом государственной политики, эффективным средством развития свободного рынка, порою весьма существенным источником пополнения федерального и местного бюджета.

Международные экспозиции в крупнейших выставочных комплексах мира всегда имеют высокий общественный резонанс и дают социально-экономический эффект в развитии всей инфраструктуры выставочных городов, приводят к расширению торговли, сферы услуг, увеличению числа рабочих мест, привлечению дополнительных инвестиций в выставочную сферу.

Во всех странах государственную поддержку в выставочной сфере — дотации, налоговые льготы для предприятий-участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты — получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Во многих странах с рыночной экономикой есть государственные программы по участию национальных предприятий в выставках за рубежом. Эти программы в обязательном порядке дотируются из государственных средств.

Новой отраслью, привлекающей все большее внимание государства, становятся выставки и в России. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры.

Торгово-промышленные выставки и ярмарки как коммерческие мероприятия прочно вошли в новую жизнь. В последние годы идет настоящий выставочный бум. Рост числа выставочных мероприятий с 1991 по 2000 г. ежегодно составлял 17 %. Суммарная выставочная площадь более чем 2000 мероприятий, проведенных в 2000 г., превысила 1,1 млн. кв. м. Они привлекли свыше 80 тыс. участников, 8,9 млн. посетителей. Ежегодно около 14 тыс. иностранных компаний более чем из 80 стран мира принимают участие в выставках, проводимых на территории Российской Федерации. Более 260 тыс. иностранных специалистов ежегодно посещают российские выставки. Тем не менее, мы значительно отстаем не только от развитых стран, но и от среднего мирового уровня.

Выставочно-ярмарочная деятельность становится инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных проектов российских организаций.

По экспертным оценкам, оборот в сфере выставочно-ярмарочной деятельности составляет примерно 200–300 млн. долл. в год. Экономическая эффективность от деятельности 58 выставочных организаций, являющихся членами Союза выставок и ярмарок, может составить в 2004 г. 50–60 млн. долл. США, в 2010 г. — 100–110 млн. долл. США.

В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность, благодаря наличию собственной материально-технической базы, инфраструктуры и квалифицированных кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Количество занятых непосредственно в выставочных организациях составляет примерно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек.

Характеристика существующей нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (заключении договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации).

Международные нормы ВЯД регулируются международно-правовыми актами организаций, участницей которых является Российская Федерация.

Имеются также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных структур в таких выставках.

Для координации ВЯД со стороны государства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2000 г. № 328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.

Комиссия осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.

Комиссия обеспечивает равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. Выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Мероприятия отбираются на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.

При этом следует учитывать, что наряду с коммерческими выставками, при проведении которых организаторы окупают вложенные финансовые средства и получают прибыль, проводятся мероприятия федерального и межрегионального значения, цель которых — привлечь и представить как можно больше производителей из различных регионов России. Многим из них для участия в выставках необходима государственная поддержка. В частности, она требуется участникам выставочных мероприятий, связанным с научными разработками, инновациями и изобретениями, а также товаропроизводителям, находящимся в тяжелом финансовом положении и остро нуждающимся в новых рынках сбыта.

Координация осуществляется также на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая координирует выставочно-ярмарочную деятельность в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.

Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-Запад».

Кроме того, сформирован ряд общественных организаций, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг, в их числе различные региональные координационные советы, гильдии, ассоциации.

В марте 2001 г. Комиссией Правительства по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, которую следует рассматривать в качестве основополагающего документа для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД.

В Концепции ВЯД подчеркнуто, что государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:

1) организационной;

2) финансовой:

— как финансовая поддержка участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

— как финансовое содействие модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;

3) информационной.

Организационная поддержка. Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссий Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Выбираются мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отрасли, региона или Российской Федерации в целом. При подготовке регионального мероприятия целесообразность его проведения согласуется с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, принятие решения об оказании организационной поддержки российским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных органов исполнительной власти и ведомств, принимающих участие в организации российских экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромнауки России, МИДа России и других); органов исполнительной власти субъектов Федерации; представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам и посольств Российской Федерации в соответствующих государствах. При этом принимаются во внимание предложения Международного союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых и межрегиональных ассоциаций, союзов экспортеров, выставочных центров и организаций.

Отбираются, как правило, крупнейшие международные выставки и ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения промышленности и науки, а также имеющие приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона мира.

Финансовая поддержка выставочных мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложена координация работы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом, ежегодно готовит предложения с целью предусмотреть в проекте федерального бюджета Российской Федерации на очередной год соответствующие финансовые средства.

Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности рассматривает и утверждает подготовленный федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными ведомствами перечень мероприятий на очередной год, на которых планируются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Финансовая поддержка участия осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Федерации, а также за счет средств участников и спонсоров.

Что же касается финансовой поддержки развития материально-технической базы выставочной деятельности, то, как подчеркнуто в Концепции, она будет осуществляться на основе специальной программы. При формировании этой Программы следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ оборудования, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставок на уровне современных требований. Необходима программа реконструкции и модернизации инфраструктуры выставочной отрасли. По мнению большинства выставочников-профессионалов, такой программной должна быть федеральная целевая программа развития ВЯД.

Информационная поддержка. Основной задачей информационной поддержки является создание интегрированной информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, опирающейся на:

— информационные ресурсы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ее зарубежных представительств;

— единые телекоммуникационные комплексы представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;

— информационные возможности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;

— информационные возможности федеральных органов исполнительной власти (в частности, ресурсы уполномоченных Минэкономразвития России в субъектах Федерации, региональные представительства ряда других федеральных органов исполнительной власти).

Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение российских товаропроизводителей — потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий — по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации.

Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности

25 мая 1995 г. в Минске правительствами 11 государств-участников СНГ подписано межправительственное соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Для реализации соглашения создан постоянно действующий консультативно-координирующий орган — Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ.

В декабре 1996 г. Совет утвердил разработку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств. Ее цель — превратить выставочно-ярмарочное дело в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ, содействовать установлению связей между товаропроизводителями и потребителями, расширению предпринимательства, формированию развитого рынка, совершенствовать взаимодействие выставочно-ярмарочных структур стран СНГ.

Мероприятия проводятся за счет средств их участников и других поступлений. Под патронажем Совета уже в 1996 г. прошли выставки и ярмарки в Москве, Алма-Ате, Кишиневе. Совместно с компанией «ITE» (Великобритания) и Российским союзом промышленников и предпринимателей Совет организовал выставку «ЕС-СНГ» в Париже.

В 1999 г. Концепция развития была обсуждена на заседании Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств по выставочно-ярмарочной деятельности. До последнего времени такой согласованный комплекс взглядов, целей и действий стран отсутствовал, хотя необходимость формирования выставочного рынка СНГ, углубления интеграционных процессов, координации выставочных мероприятий и информационного обмена была очевидна.

Документ состоит из шести разделов: общие положения, роль и особенности выставок и ярмарок в СНГ, цели и принципы выставочно-ярмарочной работы в рамках СНГ, основные направления ее совершенствования, статус и форма выставок и ярмарок, вопросы финансирования.

Концепция определяет, что организация выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве базируется на следующих демократичных принципах:

— добровольность участия в мероприятиях;

— равноправие участников и взаимовыгодность их сотрудничества;

— соблюдение международных и национальных нормативно-правовых актов;

— свобода выбора организационной формы сотрудничества;

— концентрация усилий и средств по совместной организации выставок и ярмарок, которые могут стать событием выставочно-ярмарочной жизни всего Содружества;

— высокий профессионализм;

— увеличение числа участников за счет снижения затрат на проведение мероприятий;

— обеспечение высокого уровня технической оснащенности и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных мероприятий.

Концепция предусматривает комплекс организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых мероприятий, содействующих тому, чтобы выставочно-ярмарочная деятельность постепенно превращалась в фактор углубления интеграционных процессов в СНГ.

Совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности возможно на основе координации совместных действий, а впоследствии — на базе согласованной политики с учетом приведенных в соответствие законодательств государств СНГ.

Выставки и ярмарки, проводимые Советом, имеют межгосударственный статус и существуют в нескольких формах:

— ежегодные выставки-ярмарки «СНГ: Интеграция», поочередно проводимые в государствах Содружества непосредственно Межгосударственным советом по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ и его Исполнительной дирекцией — «Экспофондом СНГ»;

— выставки, ярмарки, проводимые в странах Содружества под патронажем Совета. Под свой патронаж по просьбе организаторов Совет принимает выставки и ярмарки, способствующие реализации целей, предусмотренных Соглашением о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, имеющие современную техническую оснащенность, высокий уровень сервисного обслуживания;

— международные выставки, проводимые Советом по договоренности с партнерами в СНГ и дальнем зарубежье.

Исполнительным органом Межгосударственного совета, координирующего выставочно-ярмарочную деятельность в СНГ, является исполнительная дирекция — «ЭКСПОФОНД СНГ».

Роль торгово-промышленной палаты Российской Федерации в координации выставочной деятельности

Особая роль в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в стране и за рубежом принадлежит Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ). Эта сфера — одна из главных для созданного в 2002 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. Вопросы ВЯД в этом Комитете рассматриваются в свете задач, стоящих перед системой торгово-промышленных палат России, целью которых является содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Комитет содействует развитию внешнеэкономических связей организаций и регионов Российской Федерации, повышению эффективности экспорта отечественной продукции, удовлетворению растущего спроса российских организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы, развитию внутреннего рынка Российской Федерации, наполнению его качественными конкурентоспособными товарами.

Комитет ведет работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и разработке дополнительных нормативных правовых актов, формирует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, общую идеологию представляемых на них экспозиций — в первую очередь, национальных и региональных, совершенствует имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности, ведет обобщение статистики по выставочным организациям, анализирует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет прогноз ее развития. Комитет предлагает меры по развитию материально-технической базы выставочных структур и соответствию ее международным требованиям.

Комитет оказывает практическую помощь ассоциациям, союзам, объединениям, отдельным предприятиям и организациям по вопросам осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности и государственными структурами, содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

ТПП РФ координирует выставочную деятельность и через территориальные торгово-промышленные палаты, число которых в РФ в настоящее время достигло 155. В ряде регионов их администрацией палатам делегировано право на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. И как результат рост числа выставок и ярмарок в регионах составил в 1999 г. по сравнению с 1998 г. 14 %, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. — уже 18 %.

Международный союз выставок и ярмарок

Союз выставок и ярмарок (СВЯ) — добровольное объединение выставочников-профессионалов СНГ и стран Балтии — создан в 1992 г.

С 1994 г. Союз выставок и ярмарок — ассоциированный член УФИ.

Сегодня в МСВЯ входит 60 действительных членов и 7 ассоциированных членов, 55 из которых являются организаторами выставок-ярмарок. Члены Союза представляют широкий спектр регионов России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Кыргызстана, стран Балтии. Можно сказать, что сегодня члены МСВЯ в значительной мере определяют выставочную политику этих стран.

Повышению качества выставочных услуг содействует и практика присвоения лучшим выставочным мероприятиям своеобразного «Знака качества» — Знака Международного союза выставок и ярмарок. Знаком Союза выставок и ярмарок удостоены 132 мероприятия.

Союз выставок и ярмарок содействует восстановлению и укреплению деловых связей между странами СНГ и Балтии, поддерживая постоянный контакт с коллегами из ВК «Минскэкспо» (Минск), МВЦ «Молдэкспо» (Кишинев), ТПП Латвии (Рига), АО «Эстонские ярмарки» (Таллинн).

Хорошую возможность для расширения контактов и общения с зарубежными коллегами представляет членство МСВЯ в УФИ и участие в его ежегодных конгрессах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *