Вывод в распоряжение военнослужащих

Нарушение прав военнослужащих находящихся в распоряжении

Председатель Правительства В.Путин запретил выплату материальной помощи «военнослужащим-распоряженцам»!Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 лишает права военнослужащих, находящихся в распоряжении, на получение ежегодной социальной выплаты — материальной помощи.Согласно Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993, с 1 января 2012 года военнослужащие, выведенные приказами соответствующих командиров(начальников) в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в виду невозможности их своевременного увольнения, по причине необеспеченности данной категории военнослужащих жильем для постоянного жительства после увольнения их в запас со стороны Министерства Обороны РФ, лишены права на получение ими ежегодной социальной выплаты — материальной помощи. Указанная категория военнослужащих в большей своей части находится в распоряжении соответствующих командиров (начальников) в результате неисполнения государством, в лице Министерства Обороны РФ, своих обязательств по предоставлению жилых помещений для постоянного жительства в избранных постоянных местах жительства после увольнения их в запас.Так же большая часть военнослужащих находится в распоряжении соответствующих командиров (начальников) в результате того, что потеряли своё здоровье на военной службе и были признанны Военно-врачебными комиссиями как «негодными» или «ограниченно годными» для продолжения военной службы и их, по этому основанию, уволили с занимаемых должностей и вывели в распоряжение до обеспечения жильём. Таким образом, военнослужащих находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) и потерявших здоровье на военной службе, многие из них являются инвалидами, лишили материальной помощи — разве они виноваты в том, что они потеряли своё здоровье, исполняя свои должностные обязанности в Вооруженных Сил РФ, от которых их потом освободили, по причине потери ими здоровья?Ранее, согласно Постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524 материальная помощь в размере не менее 2-х окладов месячного денежного содержания выплачивалась военнослужащим состоящим в распоряжении соответствующих командиров (начальников).Постановлением Правительства РФ N 993 от 5 декабря 2011 г., военнослужащие находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) в правах на получение социальной выплаты — материальной помощи, были приравнены к военнослужащим, увольняемых из Вооруженных Сил РФ по дискредитирующим основаниям — и тем и другим военнослужащим было отказано в праве на получение социальной выплаты — материальной помощи. Материальная помощь является социальной выплатой и не может зависеть от результатов служебной деятельности военнослужащих находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).Издав данное Постановление и лишив права на получение социальной выплаты Правительство РФ фактически дискредитировало увольняемых военнослужащих по льготному основанию, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), и приравняло их к военнослужащим не выполняющим условия контракта. Их лишили права на получение социальной выплаты лишь на основании того, что они стали «лишними» в Вооруженных Силах РФ, их должности сократили при проведении реформ в Вооруженных Силах РФ, а самих военнослужащих лишили права, даже временно, исполнять какие либо должностные обязанности, а так же на основании потерянного на военной службе здоровья. Когда военнослужащие подписывали контракт с Министерством Обороны РФ то законодательно было прописано их право на получение ими ежегодной материальной помощи в размере не менее 2-х окладов месячного денежного содержания, теперь же это право отобрано, хотя контракты подписанные военнослужащими и Министерством Обороны РФ действующие. Из ст. 55 Конституции РФ следует:1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для всех военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Виды обеспечения, размеры выплат и т.п. могут отличаться только в зависимости от занимаемых воинских должностей, воинских званий, продолжительности военной службы и т.п. Каких-либо ограничений для военнослужащих, проходящих военную службу и находящихся в распоряжении, как ст. 3, так и ст. 13, а также и иные нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» не содержат. Материальная помощь для работающих граждан Российской Федерации является социальной выплатой, она носит единовременный характер и никак не связана с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.Размер материальной помощи выплачиваемой работнику не зависит от результатов его трудовой деятельности, занимаемой должности, объема исполняемых обязанностей и выплачивается работодателем по заявлению работника.Выплата материальной помощи работнику предусмотрена в случае ухода в оплачиваемый ежегодный отпуск, рождения ребёнка, свадьбы или смерти родственника и в других случаях тяжелого материального положения работника и не имеет никакой связи с личными достижениями ее получателя.Материальная помощь при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка в размере до 50 000 руб. НДФЛ не облагается. Размер материальной помощи определяется налогоплательщиком в зависимости от непрерывного стажа работы в обществе исходя из тарифной ставки присвоенного разряда (должностного оклада) работника.Матпомощь не оказывается работникам, уволенным по собственному желанию, имеющим дисциплинарные взыскания, совершившим хищения собственности общества и нанесшим обществу невозмещенный материальный ущерб.Материальная помощь (даже если она предусмотрена трудовым или коллективным договором) выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Подобная выплата носит социальный характер и на основании ст. 270 НК РФ не учитывается в целях налогообложения прибыли (Письмо от 27.04.2010 N ШС-37-3/698). Военнослужащие, своё право на труд, в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», реализуют посредством прохождения им военной службы, а получаемое от государства за этот труд вознаграждение в виде денежного довольствия — является его единственным источником дохода.Материальная помощь для военнослужащих, в том числе и находящихся в распоряжении командиров (начальников), как и для гражданских работников по трудовому договору, является социальной выплатой и ранее всегда выплачивалась военнослужащим Вооруженных Сил РФ независимо от того, занимал ли военнослужащий определённую должность или был временно выведен в распоряжение и размер её выплаты зависел от размера должностного оклада военнослужащего, а не от интенсивности и объёма его служебной деятельности. До принятия Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 военнослужащие Вооруженных Сил РФ лишались права на получение единовременной материальной помощи лишь в строго определённых случаях и лишь в связи с нарушением ими действующего законодательства Российской Федерации.Считаю, что данная норма неминуемо приведёт к ещё более глубокому расколу в воинских коллективах и нарастанию социальной напряжённости в Вооружённых Силах Российской Федерации.Я и поддерживающие меня военнослужащие Вооруженных Сил РФ, находящихся в распоряжении командиров (начальников) и члены их семей, ожидающие увольнения в запас после обеспечения нас жильём, надеемся на пересмотр данной нормы и восстановления нашего права на получение социальной выплаты — материальной помощи.

Данное постановление нарушает действующее законодательство.ФЗ 76 ст. 4 Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовойзащиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренныенастоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или сниженыфедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящийФедеральный закон.

Обязанности военнослужащего в распоряжении (за штатом)

Вас вывели в распоряжение (за штат) командира войсковой части. Сразу возникает вопрос, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом). Имеют ли право назначать в наряд, отправлять в командировки и вообще, что обязан делать, а что нет. Ни в одном военном законодательстве не прописано конкретно, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом).

Как гласит мудрое изречение : «Вернись на землю, если твой мозг затуманен и сердце пусто. Только вернувшись к началу, можем мы увидеть путь». Поэтому начнем с самого начала разбираться с этим вопросом. Согласно ст.13 п.1Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы «Положение о порядке прохождения военной службы”:

Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Отсюда следует, что военнослужащему в распоряжении (за штатом) вправе отдавать приказы только командир войсковой части, в которой он находиться в распоряжении (за штатом) и никто другой. Сразу возникают вопросы, а какие приказы он вправе отдавать военнослужащему в распоряжении (за штатом)? Может ли поставить в караул или дежурным по бригаде? Назначить исполнять обязанности по вакантной должности, пока она свободна? Какие обязанности должен выполнять?

Согласно УВС РФ военнослужащий с первого дня службы обязан выполнять общие, должностные и специальные обязанности. После выведения военнослужащего в распоряжение (за штат) командира войсковой части с него автоматически снимаются должностные обязанности. То есть в результате остаются общие и специальные обязанности. Общие обязанности распространяются на военнослужащего вплоть до исключения его из списков части. А вот исполнение специальных обязанностей, которые включают в себя боевое дежурстве (боевая служба), суточный и гарнизонный наряды и т.д. еще под большим вопросом.

С первого дня зачисления в распоряжение прекращается выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Военнослужащий, проходящий военному службу не на воинской должности, к сведениям, составляющим государственную тайну, допущен быть не может в принципе.Имеющийся у него допуск со дня зачисления в распоряжение приостанавливается. Как известно, что несение службы в суточном наряде, как дежурный по части, помощник дежурного по части и т.д. сопряжено с работой с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. При поступлении определенных команд данные лица обязаны вскрывать определенные пакеты с одним или двумя нулями. Ау военнослужащего, зачисленного в распоряжение, приостанавливается допуск к работе с такими документами. В результате при поступлении определенной команды указанные пакеты документов вскрыты быть не могут. Следовательно, срыв боевой задачи, за который никто ответственности нести не будет, кроме командира, отдавшего приказ о назначении военнослужащего в распоряжении в наряд. А ему это точно не надо.

Еще один очень важный момент, который запрещает ставить в наряд. Например, Дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных. Отсюда видно, что в наряд могут назначаться только военнослужащие, находящиеся на должности не ниже той, которая необходима для этого наряда. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставе гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации этот момент затрагивает некоторые виды нарядов. А так как военнослужащий находится в распоряжении, то у него нет должности и назначаться он в результате в наряд не может!!! Воинское звание в данном случае не играет роли, а имеет значение занимаемая должность, потому что черным по белому написано: «…назначается из числа офицеров по воинской должности не ниже такой-то должности и им равных».

На счет выдачи оружия военнослужащему в распоряжении (за штатом). Многим офицерам сразу дают команду сдать оружие на склад. А с чужим оружием запрещено заступать в наряд, потому что оно должно быть официально и документально закреплено. Если выдадут чужое, а оно случайно выстрелит или того хуже Вам придется его применить на поражение. Тут нагрянет прокуратура и будет разбираться, за кем оно закреплено, как обслуживалось и т.д., может оно проржавело все и само стреляет. Кто хочет на месте КЧ отвечать на эти вопросы. Да если даже Ваш пистолет еще не сдан, то наверняка командир подумает много раз прежде, чем поставить Вас в наряд с оружием. В караул Вас точно не поставят, потому что это очень ответственный наряд и заступать должен офицер только с подчиненным ему подразделением.

Если все эти доводы Вам не помогут убедить Вашего командира не ставить Вас в наряд, и Вы будете в результате тактически правильно лавировать от нарядов или поездок в командировку, в связи с тем, что официально и документально заболели или на разводе пожаловались на здоровье и морально-психологическую неустойчивость. А командир попытается Вас лишить ЕДВ или подвести увольнение под НУК, то тут 2 варианта. Либо собрать доказательную базу и обратиться по этому вопросу в суд, либо дотянуть до момента, когда Вас официально признают уволенным из ВС РФ, в связи с окончанием срока нахождения в распоряжении согласно ст. 13. п.2Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы «Положение о порядке прохождения военной службы”. При этом должен быть уже написан рапорт на увольнение, например по ОШМ, тогда под увольнение по НУК не подведут.

На счет того, как военнослужащий в распоряжении (за штатом) должен приходить на военную службу. В общих обязанностях не прописано о том, что военнослужащий в распоряжении (за штатом) обязан приходить на военную службу. Но, есть большое, НО… В статье 1.Общие обязанности военнослужащих п.16Устава внутренней службынаписано:

— строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

— быть дисциплинированным…

Командиром части каждый учебный период издается приказ о введении регламента служебного времени, а именно распорядка дня, согласно которому военнослужащие руководствуются в повседневной служебной жизнедеятельности, то есть, в какое время суток приходить на построения, уходить на обед и с военной службы. Отсюда и вытекает, что согласно первому пунктику Вы обязаны выполнить приказ командира части и соблюдать регламент служебного времени. А если Вы «забьёте болт» на построения, то тут вступает в силу второй пунктик этой статьи, а именно согласноДисциплинарного устава ВС РФПриложению № 7 п.1 к грубым дисциплинарным проступкам относятся отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени. А за систематическое нарушение распорядка дня могут применить дисциплинарные наказания, согласно п. 61, 67 и 68Дисциплинарного устава ВС РФ. То есть сначала объявят выговор, потом строгий выговор, затем предупреждение о неполном служебном соответствии, а там далее могут уволить по НУК. Поэтому лучше приходить, сначала каждый день на построение утром и после обеда, потом можно каждый день только утром, затем начинаете сводить этот момент к минимуму. Сначала Вас пожурят, но потом все привыкнут, да и забывать станут, в связи с собственной загруженностью по военной службе и Вы спокойно будете теперь приходить только по понедельникам на построение. Но если Ваш командир пойдет на принцип и захочет, чтобы Вы находились на территории части каждый день согласно распорядка дня, а Вам необходимоотлучиться с территории воинской части по личным обстоятельствам, то тут придёт на помощьВоенная смекалка.

На счет «игры в десяточку». Если военнослужащий по контракту не появляется на службе менее десяти суток, то на него не могут завести уголовное дело, потому что согласно Уголовного кодекса Статьи 337:

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, — наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

О том, какое уголовное наказание в связи с не выходом на службу менее 10 суток военнослужащего по контракту в Уголовном кодексе РФ не оговаривается, а значит, за такое деяние уголовного наказания нет. То есть к военнослужащему по контракту за невыход на военную службу менее десяти суток могут применить только дисциплинарные наказания, о которых писалось выше. Но не стоит заблуждаться в том, что если Вы просто пришли в воинскую часть раз в десять суток и прошлись по ней, то значит все, «в десяточку сыграли». Не тут-то было, потому что этот момент не является фактом Вашего исполнения служебных обязанностей. СогласноПостановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 3 апреля 2008 г «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»п. 13 в тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. Поэтому необходимо прийти на построение, отстоять его, выслушать нарекания командира части, плюс к этому покажитесь на глаза как больше Вашим сослуживцам и бывшим командирам и все, считайте, что Вы «сыграли в десяточку».

Так что, исходя из всего вышеперечисленного, максимум, что потребуют от Вас нормальные командиры, это приходить на построение и возможно отправят в командировку, которая не связана с должностными обязанностями (например, за молодым пополнением).

Если Вы не желаете пока увольняться из ВС РФ и Ваша выслуга лет в календарном исчислении десять лет и более, то можетеотсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении.

Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника): порядок и правовые последствия

(Гуськов П. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2003)

Текст документа

ЗАЧИСЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ

КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА): ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

П. С. ГУСЬКОВ

П. С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и Положением, — до его исключения.

Хотелось бы отметить, что перечень оснований зачисления военнослужащих в распоряжение, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим, поэтому зачисление в распоряжение по каким-то другим основаниям (например, в связи с необеспеченностью жильем военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по «льготным» основаниям) является неправомерным.

Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).

На военнослужащих, представляемых к зачислению в распоряжение командира (начальника), оформляется представление по форме, определенной Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 350, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равными и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами. Принятые решения отражаются в представлении в разделе «заключения прямых начальников».

Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» 2002 г. N 110. В соответствии с данным Приказом полномочиями по зачислению военнослужащих в распоряжение обладают следующие должностные лица:

— министр обороны Российской Федерации;

— заместители министра обороны Российской Федерации;

— главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

— командующие войсками военных округов, флотами;

— командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

— начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;

— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания «полковник», «капитан 1 ранга», имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

Как видно, данный Приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню среди руководителей органов военного управления, а также в его непосредственном подчинении должен находиться кадровый орган, под которым понимается кадровая группа или выше.

В соответствии со ст. 13 Положения допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника), не являющегося его ближайшим прямым начальником. Примером может служить зачисление военнослужащих в распоряжение при их переводах между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления, а также межокружных переводах.

Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110 установил следующую компетенцию должностных лиц, осуществляющих указанные переводы:

— переводы офицеров между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и центральными органами военного управления производятся приказами министра обороны Российской Федерации;

— переводы прапорщиков (мичманов) между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления и органами военного управления производятся по взаимному согласованию соответствующих заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих, командующих и начальников;

— межокружные переводы офицеров и прапорщиков (мичманов) производятся приказами главнокомандующего Сухопутными войсками — заместителя министра обороны Российской Федерации;

— межокружные переводы офицеров квартирно-эксплуатационной службы, подразделений государственного технического надзора, государственной экспертизы проектов, военпроектов и отделов реализации военного имущества военных округов производятся приказами начальника строительства и расквартирования войск — заместителя министра обороны Российской Федерации;

— переводы офицеров и прапорщиков между объединениями Военно-воздушных сил (армия) производятся приказами главнокомандующего Военно-воздушными силами;

— межфлотские переводы офицеров и мичманов (прапорщиков) производятся приказами главнокомандующего Военно-Морским Флотом.

При убытии военнослужащего из воинской части в связи с зачислением в распоряжение он исключается из списков личного состава воинской части приказом по строевой части (подп. «б» п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).

Статус военнослужащего на лиц, зачисленных в распоряжение, распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности.

Исключением является возложение на данных военнослужащих обязанностей по вакантным воинским должностям в соответствии с п. 1 ст. 12 Положения. Одним из наиболее часто встречаемых нарушений прав военнослужащих, находящихся в распоряжении, является возложение на них обязанностей по вакантным воинским должностям командирами (начальниками), не обладающими для этого достаточными полномочиями. В ст. 12 Положения установлено, что возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Как уже упоминалось выше, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности определены Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110, который установил исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих данными полномочиями. Командиру (начальнику), не входящему в данный перечень, необходимо предвидеть возможные негативные последствия своих действий, в частности отсутствие правовых оснований для привлечения военнослужащего к ответственности за невыполнение возложенных на него обязанностей.

Снятия специальных обязанностей (несение службы в суточном наряде и др.) с военнослужащих, зачисленных в распоряжение, законодательство не предусматривает.

В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 431 военнослужащим, зачисленным в распоряжение, денежное довольствие выплачивается в установленных размерах и порядке за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения. По истечении установленных сроков денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Примечательно, что в перечне указанных должностных лиц почему-то отсутствуют заместители министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Приказ содержит еще один недостаток. Исходя из смысла Приказа, командование может прекратить выплату денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, при нахождении их в распоряжении свыше установленных сроков. Возникает вопрос: насколько это будет соответствовать законодательству Российской Федерации? Правомерно ли будет, например, прекращение выплаты денежного довольствия военнослужащему, находящемуся в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями сверх установленных сроков? В ст. 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их денежным довольствием. В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащего в распоряжение командира в связи с освобождением от воинской должности при организационно-штатных мероприятиях производится на срок не свыше шести месяцев. Но каких-либо ограничений, в том числе по обеспечению денежным довольствием при нарушении указанного срока, действующим Положением не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Положения обязанность по принятию решения о назначении военнослужащего, находящегося в распоряжении, на должность в возможно короткий срок возлагается на командование, а не на военнослужащего. С учетом вышесказанного прекращение выплаты военнослужащему денежного довольствия в данном, а также во всех остальных случаях нахождения в распоряжении сверх установленных сроков является неправомерным.

Законодательство о прохождении военной службы не содержит прямого запрета присваивать военнослужащему, находящемуся в распоряжении, очередное воинское звание. Однако анализ ст. 22 Положения позволяет сделать вывод, что вопрос о присвоении очередного воинского звания военнослужащему, находящемуся в распоряжении, может быть решен только после его назначения на воинскую должность (должность), поскольку возможность присвоения очередного воинского звания напрямую зависит от штатно-должностной категории воинской должности военнослужащего.

Обязанности военнослужащего на военной службе и в распоряжении (за штатом) — это «тёмный лес», который можно познавать очень долго, но так ничего и не осознать. В сегодняшней статье мы постараемся разобрать основные обязанности военного, на что он имеет права, а на что нет. Также обратим внимание на законы, которые гласят об этом, а также их применение на практике.

Обязанности военнослужащего на службе и в распоряжении

Изначально, нужно разделить обязанности на три различные категории, которые подразумевают специфику обязанностей и их важность:
Общие обязанности;
Должностные обязанности;
Специальные обязанности.
Внимательно посмотрите на то, в каком порядке обязанности расположены. Читая статью, вы поймёте, почему они прописаны именно так, а не иначе.
1. Военнослужащему приказы может отдавать только командир.
Это обозначает, что ближайший прямой командир имеет право назначать военного на караул, на суточный наряд и отдавать задания.
2. После выведения военнослужащего за штат, с него автоматически снимаются должностные обязанности.
Общие обязанности действуют до тех пор, пока военного не исключат из списков части.
Специальные обязанности назначаются по надобности. То есть вас могут назначить на боевое дежурство, суточный или гарнизонный наряды тогда, когда это потребуется. Количество специальных обязанностей регламентируется командиром. Для каждого военного оно разнится, исходя из боевой и физической подготовки бойца, а также его качеств и характеристики.
3. Начиная с первого дня зачисления в распоряжение, выплаты за работу со сведениями прекращаются.
При заступлении на суточный или гарнизонный наряды, военный обязуется работать с документами, которые являются государственной тайной. Военный в распоряжении не имеет прав работы с такими документами, поэтому он может быть отстранён от специальных обязанностей, о которых говорилось выше.
4. Военный в распоряжении не имеет права заступать в наряд.
Обычно в наряд заступают те военные, которые по воинской должности не ниже командира роты или являются равными командиру. Исходя из этого, может отметить, что военнослужащий, который находится в распоряжении не имеет должности, соответственно, он не может заступать в наряд.
5. Отсутствие прав на заступление в караул.
Военный в распоряжении не имеет прав заступать в караул, потому что обычно в такой ответственный момент на пост заступает кто-то из офицеров с подчинённым ему подразделением. Также, военнослужащий в распоряжении не имеет прав на оружие (об этом мы напишем ниже), а при заступе на караул — оружие обязательно.
6. Обязательная сдача оружия по команде командира.
Командир в обязательном порядке даёт команду военнослужащим в распоряжении (за штатом) сдать оружие на склад. С чужим оружием заступать в наряд нельзя, так как это может быть незаконно и возможны пагубные последствия при стрельбе из оружия, которое зарегистрировано на другого военного.
Также, выше мы уже упоминали то, что специальные обязанности редко предназначаются военнослужащим в распоряжении, так как они не имеют должности, соответственно — не имеют прав заступать в наряд.
7. Обязательно строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров и следовать всем рекомендациям и наставлениям от вышедолжностных лиц.
8. Выполнять все указания и соблюдать дисциплину, не нарушая прав других военнослужащих.
9. Следовать распорядку дня, который будет введён в определённый учебный период.
В распорядок дня входит:
1. Своевременное построение;
2. Обед;
3. Планированный уход с военной службы.
Также, этот пункт можно назвать соблюдением военного времени, которое регламентирует командир.
10. Обязательное ежедневное присутствие на службе.
Согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ Приложению № 7 п.1, к грубым нарушением регламента относится отсутствие на службе, военного или офицера, более, чем четыре часа, назначенного времени для проведения ежедневных служб. Многие умудрятся сократить время, проведённое на службе к минимуму и появляются только к утреннему построению и после обеда. Для некоторых рот это правило работает, но, если каждый военнослужащий будет так делать, то никто не будет выполнять свои обязанности, соответственно, работать тоже никто не будет.
Поэтому настоятельно не рекомендуем «сливаться» со службы и пытаться обмануть командира и более старших должностных лиц. Сейчас это наказывается, так как это является нарушением Дисциплинарного устава ВС РФ Приложению № 7 п.1.
11. Военнослужащий в распоряжении, обязан появляться на службе в отведённое время и не нарушать правило «десяточки».
Наверное, многие военнослужащие знают, что такое правило «десяточки», которое не даёт многим покоя.
Правило «десяточки» обозначает, что военный не имеет право не появляться на службе более десяти дней без важных причин, оправдывающих его отсутствие. Он может ссылаться на то, что у него проблемы со здоровьем или какие-то семейные обстоятельства. Но! Даже, если это правда, а не обычное нежелание работать, то необходимо подтверждение слов. То есть военнослужащий должен оповестить командира о том, что он заболел, но по приходу на службу необходимо предоставить справку от врача, которая будет подтверждать тот факт, что у военнослужащего действительно была болезнь.
Это напоминает справку от врача, которую многие из нас приносили в школу, после длительного отсутствия. только, если в школе — это было нормой, то в военной службе на человека, который более десяти дней отсутствовал на службе, могут завести уголовное дело.
Давайте обговорим факт, как будет выражаться наказание:
1) Ограничение по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет;
2) Лишение свободы на срок до пяти лет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Единственное, что может спасти военнослужащего — незнание данного пункта и совершение прогулов в срок от десяти до тридцати дней впервые и по сложившимся обстоятельствам, которые имеют уважительную причину.

Наказание за невыполнение общих обязанностей

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 3 апреля 2008 г «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» п. 13, если военный недоброкачественно проходит службу, появляется раз в десять дней (как раз здесь говорится про игру в «десяточку»), то он может подвергаться ответственности и ему может грозить отчуждение от военной службы на определённый срок, указанный и обговоренный судом, и командиром. Срок будет зависеть от тяжести проступка военнослужащего в распоряжении (за штатом).
Именно поэтому вам нужно безупречно выполнять свои обязанности и не пытаться кого-то обмануть, несмотря на большую занятость офицеров и командиров, они в первую очередь следят за тем, как вы выполняете свои общие обязанности. Всегда помните, что за все поступки и слова нужно отвечать, а в военном мире — нести уголовную и правовую ответственность!
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обязанности военнослужащего в распоряжении , не такие уж и страшные, и какие-то заоблачные. Основная деятельность военных:
1. Приходить на утреннее построение;
2. Появляться на службе после обеда;
3. Выполнять общие обязанности (в которые входит соблюдение дисциплины, а это утреннее построение, обед и выполнение общих обязанностей).
Как вы видите — круг замыкается. Если вы спросите: «Что же тогда входит в общие обязанности?», то ответ будет таков: «То, что назначит командир».
Как говорится: «Всё гениальное — просто!».
Самое главное — это не пытаться «уворачиваться от своих обязанностей», наоборот — старайтесь качественно выполнять поставленные перед вами задачи и угождать командиру. Тем самым вы сможете отсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *