Забастовка как правильно организовать

Прежде всего, нужны 3-4 решительных и активных работника. Им до забастовки надо заранее проиграть весь возможный ход событий, чтобы впереди не было никаких неожиданностей. Забастовку лучше начинать в самый неудобный для администрации момент (сорвать важный заказ или ту работу, которая влечет остановку соседних участков… ).

Следует позаботиться и о других цехах или отделах, чтобы те видели стачку, поучились, а, возможно, и поддержали ее. Надо чтобы шум сразу далеко шел! В этом залог успеха.

Во время забастовки обязательно избрать стачком из самых решительных работников. С начальниками в одиночку не разговаривать: только на людях! И всем быть втрое, вдесятеро дружнее. В стачком должны входить только рядовые работники. Никакого начальства – ни крупного, ни среднего, ни мелкого. Нам не надо, чтобы начальники использовали нашу борьбу в своих интересах, навязали нам свои лозунги.

Придется постараться, чтобы стачком был, каким надо. Тут два момента: 1. широкое оповещение работников, 2. определение настоящих кандидатов в стачком.

Это большая серьезная работа перед собранием, и начальству про нее знать необязательно. То есть нужны серьезные предварительные разговоры с коллегами. Тогда на собрании не будет базара и бестолковщины.

Собрание надо сразу брать в свои руки (учись у начальства!). Нужен свой ведущий, свой президиум, хорошая поддержка из зала: кто за что отвечает, что будет говорить, что делать и т.д. Иначе начальство (а оно это умеет!) все перевернет на свой лад. Нужна связь между цехами или отделами: через объявления, листовки, друзей, товарищей. Работу надо сразу ставить широко — в одиночку не победить.

Стачка — дело решительное. Здесь нельзя робеть и боятся ничего. Мы ведем бой, поле боя — там, где мы работаем. То есть никаких переговоров с начальниками в кабинетах! Никаких! Все должно решаться на рабочих местах, на глазах у всех, перед общим собранием работников! И держаться надо твердо, уверенно, даже нагло — как сильный со слабым. Не бойся перебить или оборвать начальника: он же врет! Как царь с нами, так и мы с царем!

С мелким и средним начальством особо не рассуждать — мы их наслушались. Крупного тоже не робеть: они из одной команды. Уговорам, обещаньям не верить! Верить только делам. И под роспись: кто за что из них отвечает и в какие сроки!

На угрозы, мол, вам же хуже, мол, придется отвечать — отрезать: это вам отвечать, это вы довели до забастовки, спровоцировали ее! А хотите, чтобы мы работали — решайте вопросы немедленно! Нас будут просить «войти в положение».

Не входить в их положение!! Как они не входят в наше. Мы требуем свое! Если будут совать закон о забастовках — ответ один: закон антирабочий, ему не подчиняемся! А еще лучше объявить стачку забастовкой солидарности, то есть поддержать требования уже бастующих коллективов. Штука в том, что забастовка солидарности под закон не подходит!

Важный момент! Если дело вязнет, если люди колеблются — надо потолковать без начальства (отойти самим или прогнать на время начальников). Без них мы быстрее сговоримся. А у начальников страх: о чем это они?

Любые решения о ходе забастовки, о том, что и как делать и говорить, чего требовать, на что соглашаться, а на что нет – все эти вещи должны решаться на общем собрании бастующих. Еще раз: никаких переговоров или решений за спиной рядовых работников. Стачком – лишь выразитель воли бастующих; им решать, ему – выполнять.

Помните: после забастовки начальство может отомстить активистам и бастующим. Поэтому в список требований нужно обязательно включить пункт о том, что никто не будет уволен, никто не будет преследоваться за участие в стачке.

После забастовки никому никаких объяснений не писать! И нужно оставаться наготове: если увольнения начнутся, надо быть готовыми возобновить забастовку. Трудящиеся своих не сдают!

Начиная борьбу, идем до конца. Боишься – не делай, делаешь – не бойся! Тот, кто борется, может проиграть, но тот, кто не будет бороться – уже проиграл.

(При составлении использованы наработки Самарского стачкома)

В целях урегулирования разногласий стороны обязаны продолжить переговорный процесс во время проведения забастовки.

Таким образом, забастовка, хотя и признается одним из способов разрешения коллективного трудового спора, на самом деле побуждает нанимателя к новому раунду переговоров. Проявленные в ходе забастовки решимость и сплоченность трудящихся являются стимулом для дальнейшего урегулирования спора с помощью примирительных процедур.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюза.

Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

3.2 Правовое положение работников во время забастовки

С принятием решения о забастовке стороны спора становятся оппонирующими сторонами социального конфликта, каждая из которых преследует свои цели и задачи. Вместе с тем у сторон сохраняется взаимная зависимость друг от друга, что обязывает их руководствоваться принципами, предусмотренными ст.353 Трудового кодекса РБ.

В соответствии со ст.392 Трудового кодекса РБ основными обязанностями сторон во время забастовки являются:

— неукоснительное соблюдение законов, сохранности государственной и частной собственности;

— обеспечение общественного порядка;

— выполнение минимума необходимых работ (услуг).

Понятие минимума необходимых работ (услуг) является новым для белорусского законодательства. По существу, это перечень жизненно важных функций, прекращение или приостановление которых может вызвать угрозу жизни и здоровья людей.

Такой минимум работ (услуг) должен определяться в коллективном договоре. При отсутствии коллективного договора стороны определяют минимум необходимых работ (услуг) своим соглашением в пятидневный срок после принятия решения о проведении забастовки. Инициатором такого соглашения может выступать любая сторона спора, но в соответствии с п.3.ч.1ст.390 Трудового кодекса РБ предложения по минимуму необходимых работ (услуг) должен внести представительный орган работников не позднее двух недель до начала забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) коллективный трудовой спор не возбуждается, так как минимум необходимых работ (услуг) будет установлен по письменному ходатайству нанимателя местным исполнительным и распорядительным органом до начала забастовки, решение которого является обязательным для сторон .

Минимум необходимых работ (услуг) устанавливается в таких организациях (их филиалах или представительствах), работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К ним относятся транспорт, связь энергетика, здравоохранение. Можно добавить к этому перечню детские дошкольные учреждения, предприятия торговли продуктами питания, аптеки и т.д. Однако все это лишь примеры. Законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня, предлагая лишь критерий для определения организаций, в которых выполнение минимума работ (услуг) обязательно.

Примером обеспечения минимума необходимых работ (услуг) может служить соблюдение установленного по соглашению графика работы поликлиники в ходе забастовки медицинского персонала. Допустим, каждый день бастующие обеспечивают проведение приема пациентов с 9.00 до 13.00, выполняя при этом срочные назначения .

Выполнение минимума необходимых работ (услуг) в полном объеме чрезвычайно важно, так как в противном случае забастовка может быть признана незаконной.

При выполнении заранее обусловленного объема необходимых работ (услуг) забастовка выражается не в полном прекращении деятельности организации, а в значительном снижении объемов, темпов и других параметров работы. Таким образом, достигается компромисс между обеспечением гарантий права на забастовку и охраной законных интересов граждан, не имеющих к ней отношения.

Нельзя также не упомянуть ещё об одной важной обязанности сторон во время проведения забастовки. Это продолжение коллективных переговоров. Порядок ведения коллективных переговоров регламентирован ст.357 Трудового кодекса РБ.

Практика разрешения социальных конфликтов указывает нанимателю на необходимость во время проведения забастовки сосредотачивать внимание на организации эффективного взаимодействия с профсоюзом. Речь идёт об отмене информацией на личностном уровне, налаживании отношений на уровне групп работников и путём связи с общественностью, о планировании социального развития в новых условиях и проведении совместных мероприятий по борьбе с противозаконными действиями работников.

Но кроме обязанностей закон закрепляет права сторон, а также устанавливает гарантии реализации права на забастовку.

Так, участие работников в забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и, следовательно, не влечет применения мер дисциплинарной ответственности, включая увольнение по инициативе администрации. Лишь в том случае, когда работники не исполняют обязанности прекратить незаконную забастовку (или отказаться от ее проведения), а также не выполняют решения об отсрочке или о приостановке забастовки, допустима квалификация их действий в качестве дисциплинарного проступка.

В период забастовки работники продолжают состоять в трудовых отношениях, за ними сохраняются место работы и должность. Законодательство, таким образом, установлен общий принцип недопущения умаления трудовых прав работника в связи с участием в забастовке.

Работникам, не участвовавшим в забастовке и выполнявшим свои трудовые обязанности, выплачивается заработная плата.

За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свои трудовые обязанности, заработная плата за всё время забастовки не может быть ниже двух третей тарифной ставки (оклада), установленной каждому из них. Наниматель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном ст.34 Трудового кодекса РБ.

Коллективным договором, соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законом о труде порядок выплат работникам, не участвовавшим в забастовке .

Заключение

В последнее время приходится довольно часто слышать о забастовках, акциях отказа от работы, пикетах, голодовках и блокировании дорог. Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего белорусского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *