Закон 197 от 19 07

Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) СОТРУДНИКА

Статья 10. Сотрудник

1. Правовое положение (статус) сотрудника определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, прохождения и прекращения службы в уголовно-исполнительной системе.

2. На сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник может проходить службу в уголовно-исполнительной системе в случае его зачисления в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьёй 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в уголовно-исполнительной системе. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе, когда он не замещает должность в уголовно-исполнительной системе.

4. Сотруднику выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Служебное удостоверение сотрудника является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах своей компетенции по замещаемой должности.

Статья 11. Права сотрудника

1. Сотрудник имеет право:

1) на условия, необходимые для исполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) на ознакомление с должностной инструкцией и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности исполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в уголовно-исполнительной системе;

3) на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) на денежное довольствие в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в связи с исполнением служебных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, а также на приобщение к личному делу его объяснений в письменной форме и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в уголовно-исполнительной системе с учётом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и образования, соблюдения служебной дисциплины;

11) на прохождение в установленном порядке профессионального обучения, получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на обращение к вышестоящим в порядке подчинённости должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

18) на охрану здоровья и медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации;

20) на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы;

21) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

22) на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от исполнения служебных обязанностей время, если это не влечёт за собой возникновения конфликта интересов.

2. Сотрудник имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

3. Права сотрудника определяются также Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

4. Права сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией.

5. Иные права могут быть предоставлены сотруднику в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

1. Сотрудник обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников);

3) соблюдать субординацию — обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе имущество, предоставленное ему для исполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям для замещения должности в уголовно-исполнительной системе;

16) проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

17) проходить ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование, в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);

18) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

19) в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Федерального закона, временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

2. Служебные обязанности сотрудника определяются также Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3. Иные служебные обязанности могут возлагаться на сотрудника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обязанности сотрудника по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе определяются должностной инструкцией.

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен:

1) соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

2) осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий;

3) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, а также соблюдать принцип беспристрастности, исключающий возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий и других общественных объединений;

4) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей;

5) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики;

6) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

7) проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам;

8) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

10) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

11) соблюдать правила предоставления служебной информации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудник, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудника к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Иные требования к служебному поведению сотрудника определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

1. Сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости, включая снятую или погашенную;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе преступность деяния, ранее им совершённого, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности или должности, на замещение которой претендует сотрудник, связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников, установленным федеральным органом уголовно-исполнительной системы;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе или в период её прохождения.

2. На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и статьями 17, 18, 20 — 20.2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 15. Ответственность сотрудника

1. За совершение преступления сотрудник несёт уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник несёт дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 — 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

4. Вред, причинённый гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника при исполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причинённого противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган уголовно-исполнительной системы может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

5. За ущерб, причинённый учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несёт материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия

1. В целях определения принадлежности сотрудника к службе в уголовно-исполнительной системе для него устанавливаются форменная одежда и знаки различия по специальным званиям. Описания форменной одежды и знаков различия по специальным званиям, нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников утверждаются Правительством Российской Федерации, а правила ношения форменной одежды — федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

2. Ведомственные знаки отличия сотрудника, знаки различия по принадлежности сотрудника к учреждению или органу уголовно-исполнительной системы, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности сотрудника и правила их ношения определяются федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

3. Гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1, пунктом 1, 2, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17 или 18 части 2, пунктом 1 или 12 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, разрешается ношение форменной одежды.

4. Форменная одежда и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений, не являющихся сотрудниками, не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников. Ношение форменной одежды и знаков различия по специальным званиям сотрудников гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

рудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Сотрудник, увольняемый со службы в уголовно-исполнительной системе, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.

8. В последний день службы сотрудника уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку (при наличии) или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и осуществить с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении сотрудника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, под роспись или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя), поданном сотрудником в письменной форме или направленном в порядке, установленном федеральным органом уголовно-исполнительной системы, по адресу электронной почты учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

9. Если в последний день службы в уголовно-исполнительной системе сотрудником не получена на руки трудовая книжка или не получены сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику на следующий рабочий день направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте, а сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, направляются этому сотруднику по почте заказным письмом с уведомлением. Со дня направления указанных уведомления или письма уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или за задержку предоставления сведений о трудовой деятельности. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

10. По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина. По обращению гражданина (в письменной форме или направленному в порядке, установленном федеральным органом уголовно-исполнительной системы, по адресу электронной почты учреждения или органа уголовно-исполнительной системы), не получившего сведений о трудовой деятельности за период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе после увольнения, уполномоченный руководитель обязан предоставить их не позднее чем через три рабочих дня со дня обращения гражданина способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у уполномоченного руководителя). (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

Статья 93. Погребение и отдание почестей

1. Гарантии погребения погибшего (умершего) сотрудника, гражданина, уволенного со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8 или 11 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Порядок отдания почестей при погребении сотрудников определяется федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Глава 13. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

Статья 94. Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе

Финансирование службы в уголовно-исполнительной системе, включая гарантии социальной защиты сотрудников, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Статья 95. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе

1. Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе осуществляют в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации уполномоченные государственные органы.

3. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу

1. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе, а также периоды службы (работы) на должностях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Квалификационные требования к должностям в уголовно-исполнительной системе, установленные частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, применяются для замещения должностей, на которые назначаются граждане, поступающие на службу в уголовно-исполнительной системе, или сотрудники в порядке перевода.

3. Сотрудник, имеющий среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей направлению деятельности, и замещающий должность старшего начальствующего состава, по которой устанавливается специальное звание до подполковника внутренней службы включительно, продолжает исполнять служебные обязанности по должности старшего начальствующего состава. Назначение указанного сотрудника на вышестоящую должность может осуществляться при соблюдении квалификационных требований к должностям в уголовно-исполнительной системе, установленных частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

4. Сотрудники, проходившие службу на должностях в уголовно-исполнительной системе до 1 августа 2018 года на основании контракта, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 — 23 настоящего Федерального закона. Сотрудники, проходившие службу в уголовно-исполнительной системе до 1 августа 2018 года на основании контракта, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со статьями 21 — 23 настоящего Федерального закона. Сотрудники, отказавшиеся оформлять контракт в соответствии с настоящей статьей, увольняются со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, или по иному основанию в соответствии с частью 7 статьи 84 настоящего Федерального закона.

5. Сотрудники, достигшие до 1 августа 2018 года предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе до 1 ноября 2018 года уволиться со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Глава 14. Заключительные положения

Статья 98. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

1) часть третью статьи 24 изложить в следующей редакции:

«Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

2) статью 241 признать утратившей силу.

1. Сотруднику предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:

1) основной отпуск;

2) дополнительные отпуска;

3) каникулярный отпуск;

4) отпуск по личным обстоятельствам;

5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы;

6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

2. Основной и дополнительные отпуска сотруднику предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в уголовно-исполнительной системе.

3. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику в год поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в уголовно-исполнительной системе до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

4. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от окончания отпуска по уходу за ребенком до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

5. Основной отпуск за второй и последующие годы службы в уголовно-исполнительной системе предоставляется сотруднику в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

6. Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы и отпуск, предоставленный сотруднику в год поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, продолжительностью 10 календарных дней и более увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец.

7. В исключительных случаях, когда отсутствие сотрудника на службе в уголовно-исполнительной системе влечет за собой невозможность надлежащего осуществления учреждением или органом уголовно-исполнительной системы функций, установленных законодательством Российской Федерации, определенный графиком срок предоставления отпуска может быть по согласованию в письменной форме с сотрудником перенесен приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя.

8. Часть основного отпуска сотрудника, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

9. Сотруднику, проходящему службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе.

10. Сотруднику, являющемуся матерью (усыновителем, опекуном), а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, опекуном) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в медицинской организации и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.

11. Сотруднику, замещающему должность педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального органа уголовно-исполнительной системы, основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж службы в уголовно-исполнительной системе предоставляются, как правило, в период каникулярных отпусков курсантов, слушателей, за исключением случая предоставления такому сотруднику путевки на лечение в иное время.

12. При переводе сотрудника в другую местность не использованные им основной отпуск и дополнительные отпуска предоставляются, как правило, по прежнему месту службы в уголовно-исполнительной системе, а при невозможности этого — по новому месту службы в соответствии с настоящей главой.

13. Сотруднику, увольняемому со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18 или 20 части 2 либо пунктом 12 или 13 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

14. Предоставление сотруднику отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя.

  • Статья 57. Время отдыха

Статья 53. Порядок наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения

1. Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

3. При наложении взысканий, предусмотренных статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения сотрудником своих служебных обязанностей.

4. Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

5. Взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. В акте о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 51 или 85 настоящего Федерального закона.

7. Копия акта о наложении на сотрудника взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов Российской Федерации, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику под расписку в течение пяти рабочих дней со дня издания соответствующего акта, а при отсутствии сотрудника на службе направляется по месту его жительства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

8. Сотрудник вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.

9. Если в течение одного года со дня наложения взыскания сотрудник не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3 или 4 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному статьей 51 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

УДК 343.349.3

Ю. А. Борзенко, К. В. Косарев

О СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА № 197-ФЗ)

За 20 лет существования уголовно-исполнительной системы в ее современном виде неоднократно совершенствовалась нормативная база, определялись основные стратегические направления реформирования уголовно-исполнительной системы, однако до 19 июля 2018 г. так и не было принято решающего комплексного нормативного акта, регламентирующего основы прохождения службы в УИС. Наконец, с 1 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы «», которым устанавливаются правовые, организационные и иные особенности служебных правоотношений в УИС. В статье предпринята первая попытка анализа положений нового закона с учетом существующих нормативных актов и сформулирован общий вывод о характере и содержании норм долгожданного закона.

Ключевые слова: служба в уголовно-исполнительной системе; сотрудник УИС; контракт; отпуск; прекращение службы.

J. A. Borzenko, K. V. Kosarev

ON THE SERVICE IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION (ANALYSIS OF THE FEDERAL LAW NO. 197-FZ)

Keywords: service in the penal system; penal system officer; contract; leave; separation.

© Борзенко Ю. А., Косарев К. В., 2018 © Borzenko J. A., Kosarev K. V., 2018

1 августа 2018 г. начал действовать Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» (далее — Закон «О службе в УИС»), который спустя 20 лет после перехода УИС из МВД в ведение Минюста России, наконец, комплексно урегулировал правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

По мнению представителей ФСИН России, закон «позволит повысить требования к кадровому составу, профессиональному уровню сотрудников, обеспечить качество подбора и расстановки кадров и как следствие более эффективно и качественно решать ФСИН России возложенные на нее функции и стоящие перед ней задачи» .

В данной статье рассмотрены основные новеллы нового закона, проведен анализ в сравнении с другими нормативными актами, регулирующими вопросы прохождения службы, определено соотношение норм закона с положениями трудового законодательства и выявлены пробелы в новых нормах.

Безусловно, объять все нововведения Закона в одной статье не представляется возможным, в связи с чем, остановимся на наиболее принципиальных по мнению авторов.

Первое, что обращает на себя внимание — то, что Закон «О службе в УИС» прямо не отменил другие нормативные акты, которые, в основном, регулировали отношения по прохождению службы, в частности, приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (далее — приказ № 76), а также

постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение о службе). Указанные нормативные акты регулируют один и тот же круг отношений, при этом в отдельных случаях противоречат друг другу. Вместе с тем, представляется, что в практике применения это не должно вызвать сложности, поскольку в Законе «О службе в УИС» говорится о его «основном месте» в системе нормативных актов, регулирующих вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (ст. 2 Закона «О службе в УИС»).

Закон «О службе в УИС» провозглашает принципы службы в уголовно-исполнительной системе:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в уголовно-исполнительной системе и социальных гарантий сотрудника.

Подчеркнем, что в Положении о службе также содержатся принципы службы, но среди них называются следующие: «законность, уважение и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизм, гласность, подконтрольность и подотчетность сотрудников, соблюдение служебной дисциплины, справедливое вознаграждение за труд, продвижение по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации».

Таким образом, если мыслить док-тринальными категориями, налицо смена парадигмы в построении правового регулирования вопросов прохождения службы.

Закон «О службе в УИС» отмечает также место службы в уголовно-

исполнительной системе среди других ветвей государственной службы, что является нововведением, практическое значение которого состоит в предоставлении социальных гарантий, предоставляемых при прохождении службы (например, учет выслуги лет при прохождении военной службы).

Новеллой Закона «О службе в УИС» является введение, помимо ранее действующего перечня званий офицеров внутренней службы, нового высшего звания — генерал внутренней службы РФ, которое будет выше звания генерал-полковника внутренней службы.

Закон «О службе в УИС» определяет правовое положение (статус) сотрудника УИС, при этом подчеркивается, что на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, что обусловливает специальный набор социальных гарантий и компенсаций. В отличие от прежнего правового регулирования, в новом законе при определении правового положения сотрудника отсутствует указание на Присягу, текст которой содержится далее — в ст. 28 Закона «О службе в УИС».

Положительно следует оценить размещение статутных прав и обязанностей сотрудника, которые располагаются теперь в одной главе:

Статья 11. Права сотрудника Статья 12. Служебные обязанности сотрудника

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 15. Ответственность сотрудника.

Таким образом, эти статьи унифицируют все то, что ранее содержалось в различных нормативных актах.

Как и ранее действующее Положение о службе, новый закон устанавливает возрастные ограничения поступления на службу (не моложе 18 лет, предельный возраст 40 лет), а при поступлении

в образовательное учреждение — не моложе 16 лет, предельный возраст — 25 лет (ранее отмечалось, что в учебные заведения могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование).

Исключена норма о том, что не могут быть приняты на службу лица, в отношении которых имеется «вступившее в силу решение суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным» (ст. 9 Положения о прохождении службы). Также в Положении о службе прямо указано, что лица, имеющие судимость, не могут быть приняты на службу, в Законе «О службе в УИС», такая норма отсутствует, что представя-лется упущением.

При этом появились новые ограничения для граждан, желающих поступить на службу в УИС:

— наличие вида на жительство, подтверждающее право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

— наличие статуса подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу;

— наличие административного наказания за умышленные административные правонарушения (совершенные неоднократно в течение года, предшествующего дню поступления на службу в уголовно-исполнительной системе);

— отсутствие согласия (представляется, что в письменной форме) соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

— отсутствие письменного согласия на обработку персональных данных в целях изучения возможности приема на службу в уголовно-исполнительной системе.

Ст. 20 Закона «О службе в УИС» устанавливает достаточно дискуссионное с точки зрения доктрины трудового права положение, согласно которому правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между

Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта и правового акта о назначении на должность, что свидетельствует об отстранении от «вспомогательных» правоотношений, возникающих при устройстве на службу, и существующей судебной практики о фактическом допущении к исполнению обязанностей.

Закон «О службе в УИС» предлагает новую классификацию контрактов, в зависимости от срока действия: срочный контракт до трех (пяти) лет и бессрочный, что свидетельствует о влиянии Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

Возникает резонный вопрос, в каких случаях может заключаться контракт на неопределенный срок? — «Если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт». В данном случае воспроизводится ст. 58 ТК РФ.

Можно предположить, что в случаях, не вошедших в список, указанный в ст. 22 п. 9 Закона «О службе в УИС», должен заключаться контракт на неопределенный срок. Представляется, что в этом случае допустимо применения правила, установленного в ст. 58 ТК РФ: «Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок». Насколько допустимо применения к служебным отношениям трудового законодательства? ТК РФ уверенно отмечает, что «на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами о государственной службе» (ст. 11 ТК РФ).

Ранее вопросу содержания контракта уделялось незначительное внимание ст. 11 Положения о службе с указанием о существовании форм контракта. Эти формуляры содержатся в приложении № 2 приказа № 76. В Законе «О службе

в УИС» избран иной подход: типовая форма отсутствует, зато в ст. 23 дан перечень условий контракта. Думается, однако, что для единообразия правоприменительной практики следует разработать типовую форму контракта о прохождении службы в УИС.

Закон впервые в УИС устанавливает норму о возможности ротации начальников региональных управлений ФСИН России по истечении шести лет пребывания на замещаемой должности. Такой сотрудник «может быть переведен в порядке ротации» на «иную равнозначную должность в другую местность».

Что же касается совместительства, то следует отметить, что совместительство сотрудников УИС не допускается, за исключением «педагогической, научной и иной творческой деятельности». Ст. 10 Положения о службе в УИС имела аналогичные запреты на совместительство. При этом постановление Правительства РФ от 23.07.1993 № 720 говорило о том, что совместительство возможно исключительно с разрешения руководителя по месту службы. Ст. 34 Закона «О службе в УИС» аналогичного положения не содержит.

Правовое регулирование аттестации претерпело некоторые изменения. Так, аттестации проводятся один раз в четыре года, а также вводится понятие «внеочередная аттестация».

Претерпели изменения и полномочия руководителя учреждения, которые он может применить по результатам аттестации (п. 17 ст. 33 Закона «О службе в УИС». Ранее речь шла только об утверждении результатов аттестации, при этом сроки утверждения отсутствовали. Новый закон устанавливает пре-секательные сроки принятия решения на основании аттестационного листа: решение должно быть принято не позднее чем через две недели.

Законом «О службе в УИС» ожидаемо регламентирована процедура присвоения специальных званий. И здесь не обошлось без нововведений: если в

соответствии со ст. 25 Положения о службе в УИС звание младшего лейтенанта внутренней службы присваивалось курсантам образовательных организаций при переводе на последний курс обучения, то теперь данная процедура не предусмотрена — оговаривается присвоение специального звания «лейтенант внутренней службы» по окончании учебного заведения.

Ст. 54 Закона «О службе в УИС» посвящена проведению служебных проверок. При этом приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» не отменен, что представляется упущением.

Подчеркнем, что общая тенденция нового Закона «О службе в УИС» состоит в более детальном правовом регулировании отдельных, порой дискуссионных вопросов. И если ранее нормы, регламентирующие вопросы прохождения службы, носили бланкетный характер, то теперь законодательно установлены точные указания. Например, в ст. 55 Закона «О службе в УИС» определяется понятие служебного времени сотрудника УИС, а также его виды.

Закон «О службе в УИС» допускает установление ненормированного режима рабочего времени. К сожалению, п. 5 ст. 55 рассматриваемого закона не ра-крывает содержание этого понятия, поэтому на помощь в трактовке приходит ст. 101 ТК РФ.

Ст. 55 Закона «О службе в УИС» восприняла еще одно положение ТК РФ, установив, что «продолжительность служебного дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час». Перерыв в течение рабочего дня теперь считается временем отдыха, что ранее не было отражено. При этом дополнительных указаний о продолжительности перерывов нет. Вероятно, должны применяться положения ст. 108, 109 ТК РФ.

Из нововведений хочется особо отметить следующие.

Ст. 58 Закона «О службе в УИС» предусмотрено, что «суббота считается выходным днем и не включается в отпускное время»; ранее это касалось только воскресенья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со ст. 59 Закона «О службе в УИС» продолжительность основного отпуска сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, составляет 45 дней. При этом для сотрудников, прослуживших более 10 лет, предусмотрен дополнительный отпуск различной продолжительности.

Данная норма в условиях действующей нормативной базы актуализирует вопрос, предоставляется ли сотруднику УИС, проходящему службу в районах Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в условиях Крайнего Севера (ст. 321 ТК РФ). Ответ на этот вопрос отсутствует как в Законе «О службе в УИС», так и в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014, ред. от 26.04.2017). Следовательно, в данном случае должна применяться ст.11 ТК РФ, которая говорит о том, что на сотрудников УИС распространяется трудовое законодательство только в случае, когда отсутствуют специальные нормы, регулирующие определенные отношения. Таким образом, полагаем, что в связи с отсутствием специального регулирования в данном случае к сотрудникам УИС должна применяться ст. 321 ТК РФ, и сотрудник имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 24 дня.

Данная ситуация порождает проблему: сотрудник, проходящий службу в районах Крайнего Севера, одновременно может использовать основной отпуск и два дополнительный, таким образом, приблизительное отсутствие сотрудника на рабочем месте может составлять 74 дня, и это не включая вы-

ходные дни и праздничные дни, которые могут попадать на отпуск сотрудника. Таким образом, сотрудник может отсутствовать на службе 100 дней и более, что, безусловно, не отвечает интересам службы. В этой связи представляется целесообразным в ч. 5 ст. 58 рассматриваемого закона слова «продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера» заменить на «сотрудник, проходящий службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях… должен разделить отпуск на части». При этом следует предусмотреть, что данное правило не применяется в отношении сотрудников, которым за прошедший год отпуск не предоставлялся и которые имеют право соединить два основных отпуска (ст. 59 ч. 5 Закона «О службе в УИС»).

Закон вводит новый вид отпуска — за длительный стаж службы. Так, в соответствии со ст. 65 «сотруднику при стаже службы в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия».

Глава 10 Закона «О службе в УИС» посвящена урегулированию конфликта интересов, под которым понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфлик-

та интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». Подчеркнем, что конфликту интересов посвящена всего одна ст. 73, носящая бланкетный характер, а наличие целого ряда законодательных источников, направленных на противодействие коррупции, делают наличие указанной нормы избыточной и не предметной.

Отметим, что при подготовке рассматриваемого нормативного акта законодатель не воспринял системный принцип расположения правовых норм прекращения контракта (по образцу ТК РФ), от чего, по мнению авторов, несколько пострадала логика построения Закона.

Закон «О службе в УИС» различает два основания прекращения службы в УИС:

1) увольнение сотрудника;

2) гибель (смерть) сотрудника, признание сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявление его умершим.

Подчеркнем, что прекращение контракта не означает императивного правила об увольнении со службы (ст. Закона «О службе в УИС»).

К сожалению, законодателем не в полной мере учтены специфические особенности прохождения службы в УИС и стремление максимально защитить права сотрудника, проходящего службу, на практике могут повлечь значительные проблемы для руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Так, п. 8 ч. 2 ст. 84 говорит о том, что «контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе. по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно-исполнительной системе и о

невозможности исполнять служебные обязанности».

Расторжение контракта по данному основанию осуществляется по инициативе любой из сторон контракта, однако расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя допускаются не ранее чем через два месяца со дня уведомления сотрудника о расторжении контракта (ст. 88 Закона «О службе в УИС». Возникает резонный вопрос: какие обязанности будет выполнять сотрудник в течение указанных двух месяцев при условии его ограничения по состоянию здоровья к прохождению службы? Какое решение должен принять руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в отношении уведомляемого сотрудника, если у последнего имеется заболевание, не совместимое с обязанностями сотрудника УИС? Напомним при этом, что Закон запрещает расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника (ст. 88 Закона «О службе в УИС). Безусловно, в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона контракт может быть расторгнут до истечения сроков уведомления, однако только с согласия самого сотрудника, которое

можно и не получить. Представляется, что, учитывая изложенное, необходимо в п. 1 ч. 3 ст. 84 внести дополнение следующего содержания: «по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно-исполнительной системе и о невозможности исполнять служебные обязанности при отсутствии должностей, рекомендуемых к замещению в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии», а до изменения нормы руководителям федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю рекомендовать истребовать от сотрудника письменное согласие о расторжении контракта сразу после получения заключения ВВК об ограничении годности к службе в УИС.

Также видится не совсем удачным название главы 13 Закона, поскольку оно не в полном объеме отражает содержание находящихся в ней статей (ст. 96, 97).

Таким образом, можно отметить, что рассматриваемый Закон «О службе в УИС» является результатом генезиса нормативных актов, регламентирующих вопросы прохождения службы сотрудниками УИС, и имплементации норм трудового законодательства и представляет собой кодифицированный акт, комплексно устанавливающий основы прохождения службы и регулирующий служебные правоотношения со дня поступления до окончания службы в уголовно-исполнительной системе.

Литература

Сведения об авторах

Борзенко Юлия Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент E-mail: borzenkoua@mail.ru

Косарев Кирилл Викторович: Кузбасский институт ФСИН России (Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the authors

УДК 343.85

А. Г. Емельянова

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, сконцентрированы наиболее криминогенно опасные категории осужденных. Данное обстоятельство, а также высокий уровень пенитенциарной преступности не может не вызывать интереса к личности пенитенциарного преступника в современных условиях деятельности учреждений, исполняющих наказания. Необходим поиск новых решений, направленных на предупреждение пенитенциарных преступлений.

Работа по совершенствованию предупреждения преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, должна проводиться комплексно по нескольким направлениям и строиться на основе изучения личностных особенностей осужденных.

В числе основных направлений повышения учета личностных особенностей осужденных в предупреждении преступлений автор указывает: повышение превентивной роли наказания в отношении осужденных, совершивших преступление во время отбывания наказания; совершенствование исполнения (отбывания) наказания, направленного на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление; совершенствование применения основных средств исправления осужденных, направленных на изменение ценностно-ориентированных и иных их личностных особенностей.

В рамках совершенствования применения основных средств исправления осужденных, направленных на изменение ценностно-ориентированных и иных их личностных особенностей, предложена методика оценки личности осужденного, состоящего на профилактическом учете. Данная методика, по мнению автора, позволит субъектам, осуществляющим профилактическую работу, оценивать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *