Закон 5242

Избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако общим для всех них является то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

  • избиратели;
  • кандидаты;
  • доверенные лица и представители избирательных объединений;
  • наблюдатели;
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

К коллективным субъектам избирательного права относятся:

  • избирательные комиссии;
  • избирательные объединения;
  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • средства массовой информации;

Избирательные комиссии

Одним из основных принципов избирательного права России является принцип организации и проведения выборов независимыми органами, то есть органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной или судебной власти. Такими органами являются избирательные комиссии, объединенные в одну систему.

В систему избирательных комиссий Российской Федерации входят следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Все указанные избирательные комиссии, за исключением окружных, действуют на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии формируются при необходимости.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) возглавляет систему избирательных комиссий Российской Федерации.

ЦИК России является федеральным государственным органом Российской Федерации. В состав ЦИК России входит 15 членов комиссии с правом решающего голоса, назначаемых в состав комиссии Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов). Руководят деятельностью ЦИК России председатель комиссии, его заместители и секретарь комиссии. Состав ЦИК России формируется на срок полномочий, составляющий пять лет.

К основным полномочиям ЦИК России относятся:

  1. организация выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  2. осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. разработка нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение указанных нормативов и осуществление контроля за их соблюдением;
  4. проведение мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  5. установление нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляет 5 лет.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К основным полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации относятся:

  1. организация выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, организация референдума субъекта Российской Федерации;
  2. осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  4. утверждение перечня территориальных избирательных комиссий;
  5. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

К основным полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относятся:

  1. организация выборов органов местного самоуправления, организация местного референдума;
  2. осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет 5 лет.

Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

К основным полномочиям территориальной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  2. обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  3. обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  4. осуществление методической, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  5. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий.

Окружные избирательные комиссии

Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

По общему правилу срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или избирательной комиссией муниципального образования, соответственно.

К основным полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
  2. регистрация кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  3. утверждение текста бюллетеня в одномандатном (многомандатном) избирательном округе;
  4. определение результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  5. осуществление правовой, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  6. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий.

Участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на срок, составляющий 5 лет.

Основная цель деятельности участковой избирательные комиссии – обеспечение реализации гражданами активного избирательного права, права на голосование на референдуме при проведении на территории соответствующего избирательного участка выборов и референдумов любого уровня и вида.

К числу основных обязанностей участковой избирательные комиссии относятся следующие:

  1. информирование избирателей, участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, участников референдума, а также о дне, времени и месте голосования;
  2. уточнение списка избирателей, участников референдума, ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассмотрение заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решение вопросов о внесении в него соответствующих изменений;
  3. обеспечение подготовки помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования помещения для голосования;
  4. обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  5. контроль за соблюдением на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
  6. выдача открепительных удостоверений;
  7. организация голосования на избирательном участке, участке референдума в день голосования, а также проведение досрочного голосования;
  8. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и передача его в территориальную избирательную комиссию;
  9. объявление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  10. рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) на нарушение законодательства о выборах и референдумах, иных законов и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений;
  11. обеспечение хранения и передачи в вышестоящую территориальную избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Временные участковые избирательные комиссии

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наряду с участковыми избирательными комиссиями, действующими на постоянной основе, в целях подготовки и проведения конкретных выборов и референдумов, обеспечения реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях могут формироваться, так называемые, временные участковые избирательные комиссии.

Временные участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией, которая определяет и срок их полномочий. Срок полномочий временной участковой комиссии не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

Избиратели

Избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Активным избирательным правом (т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, также обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской в реализации избирательных прав при проведении выборов.

Кандидаты

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают кандидаты.

Кандидат – это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или местного самоуправления.

Кандидат может быть выдвинут тремя способами:

  • путем самовыдвижения;
  • по инициативе группы избирателей;
  • по инициативе избирательного объединения (блока).

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет

  • не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами;
  • при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) — 30 дней;
  • при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований — 20 дней.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).

Необходимой стадией избирательного процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов). С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании. Именно с момента регистрации кандидат получает право вести предвыборную агитацию.

Кандидаты (список кандидатов) регистрируются в соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей. В избирательную комиссию наряду со списками избирателей представляется заявление кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право

  • на проведение встреч со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме;
  • на доступ к средствам массовой информации;
  • на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения;
  • на выпуск агитационных печатных материалов.

Кандидатам запрещается

  • осуществлять подкуп избирателей;
  • производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью.

Доверенные лица кандидатов

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию.

Избирательные объединения

Избирательные объединения представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Избирательные объединения представляет собой политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Важно отметить, что действующий устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Избирательные объединения наделяются законодательством целым комплексом прав. Они могут

  • выдвигать кандидатов;
  • участвовать в формировании избирательных комиссий;
  • назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей;
  • иметь своих представителей (уполномоченных представителей);
  • вести предвыборную агитацию.

Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится

  • создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов,
  • соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию,
  • предоставление отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п.

Наблюдатели

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Наблюдатель не является организатором выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством наблюдателей могут назначить:
— субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;
— политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата или список кандидатов;
— зарегистрированные кандидаты или их представители;
— международные организации.

Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Наблюдатели имеют право:

  1. знакомиться со списками избирателей;
  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
  3. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  4. наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
  5. наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
  6. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  7. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов;
  8. обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а также должны быть аккредитованы в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. требовать немедленно после подписания предоставления копии протокола об итогах голосования или предоставления возможности изготовить копию такого протокола и ее заверения;
  4. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;
  5. знакомится с итогами голосования по избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, с результатами выборов по избирательному округу.

Иные субъекты избирательного процесса

К иным субъектам избирательного процесса относятся:

  • органы законодательной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • командиры воинских частей;
  • суды.

Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции.

Органы законодательной власти выступают в качестве субъектов избирательного процесса, когда назначают выборы. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. Выборы глав администраций и депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации назначают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления формируют участковые, территориальные избирательные комиссии, а также окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях. Указанные сведения направляются в территориальные избирательные комиссии, а в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий — в окружные избирательные комиссии.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части относится к ведению командира воинской части.

Выборы представительных органов, депутатов, выборных должностных лиц назначаются соответствующим судом общей юрисдикции в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 3 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 3

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 3

    На сколько групп можно разделить всех участников избирательных правоотношений?

    • 6
    • 10
    • 2

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 3

    Какая из перечисленных избирательных комиссий не действует на постоянной основе?

    • Окружная избирательная комиссия
    • Избирательная комиссия муниципального образования
    • Участковая избирательная комиссия

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 3

    С какой целью назначаются наблюдатели?

    • с целью осуществления общественного контроля за осуществлением избирательными комиссиями избирательных действий
    • с целью представления интересов кандидата, избирательного объединения, назначившего наблюдателя
    • с целью оказания методической помощи комиссии, в которую назначили наблюдателя

    Правильно
    Неправильно

Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пре­бывания или постоянного жительства.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации граж­данином России его прав и свобод, а также исполнения им обязан­ностей перед другими гражданами, государством и обществом в Рос­сийской Федерации введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подоб­ное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, слу­жебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимуще­ственно проживает в качестве собственника, по договору найма (под­найма), договору аренды либо на иных условиях, предусмотренных законом.

Органом регистрационного учета является Федеральная миграци­онная служба.

Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока зарегистриро­ваться по месту пребывания.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основани­ем ограничения или условием реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федера­ции — право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федера­цию. Выезд граждан Российской Федерации за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Несовершеннолетние граждане Россий­ской Федерации, как правило, выезжают из Российской Федерации со­вместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо при наличии нотариально оформленного согласия указанных лиц.

Основные законодательные акты:

  • Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Об ограничение регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Порядок реализации указанного права определен Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон от 25.06.1993 №5242-1).

Согласно Закону от 25.06.1993 г. 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В соответствии со ст. 3 Закона от 25.06.1993 г. 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Однако нередко граждане по формальным или неформальным признакам получают отказ в регистрации места жительства.

Такое ограничение в выборе места жительства является недопустимым, нарушающим конституционные права человека, так как ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Так, согласно ст. 8 Закона от 25.06.1993 г. 5242-1, право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

— в пограничной зоне;

— в закрытых военных городках;

— в закрытых административно-территориальных образованиях;

— в зонах экологического бедствия;

— на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

— на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Более того, позицию по данному вопросу высказал и Конституционный Суд Российской Федерации.

Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12

и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, перечисленные в статье 8 Закона от 25.06.1993 г. 5242-1 основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Таким образом, запрет или ограничение регистрации граждан по месту жительства по основаниям, отличным от предусмотренных законом, является недопустимым и может быть обжалован в судебном порядке.

Правовой департамент

администрации города

В определенной степени вопросы, связанные с данным правом, затрагивались в разделе отчета о проведении мониторинга регионального законодательства, касающегося конституционно-правового (уставно-правового) блока этого законодательства.

Однако проблемы с закреплением данного права в региональном законодательстве не ограничиваются неудовлетворительным содержанием соответствующих норм Конституций и Уставов субъектов РФ. Особые опасения вызывают региональные нормативные акты более низкого уровня, которые содержат дискриминационные положения, подчас противоречащие даже Конституции (Уставу) этого субъекта РФ.

Так, 20 февраля 2002 г. Законодательное Собрание Краснодарского края приняло постановление N 1363-П «О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края».

В заключении эксперта НЭПС по данному постановлению отмечается, что «?из абзаца второго части 3 статьи 32 Устава Краснодарского края, в котором определяются полномочия Законодательного собрания, реализуемые посредством постановлений, не следует его право предписывать что-либо структурам администрации края, а тем более территориальному органу федерального министерства. В части 1 указанной статьи четко указано: «Законодательное собрание края правомочно рассматривать и решать только вопросы, отнесенные к его ведению». Даже пункт «з» упомянутого абзаца второго части 3, согласно которому Законодательное собрание может постановлением оформлять «иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Законодательного собрания края», не управомочивает этот орган на издание такого рода предписаний, ибо они не имеют своего основания ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов защиту прав национальных меньшинств, тогда как некоторые положения постановления свидетельствуют о его обратной направленности, что мы постараемся показать ниже. Во всяком случае, Законодательное собрание должно бы выполнять эту задачу посредством законов, а не актов исполнительного характера, которые входят в компетенцию губернатора» (1) .

Эксперт обращает внимание на то, что из текста указанного документа «?непонятно, каких изменений в пункте «а» статьи 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края Законодательное собрание предлагает администрации края в пункте 2 постановления добиваться».

Текст указанного договорного положения гласит:

«Статья 1. Настоящим Договором разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Краснодарского края по предметам совместного ведения, а также регулируется деятельность органов государственной власти по следующим предметам ведения Российской Федерации и Краснодарского края:

а) установление условий регулирования миграции на территорию Краснодарского края, гарантирующих сохранение социально-политической стабильности в приграничном субъекте Российской Федерации».

Следует отметить, что данный пункт «а» статьи 1 Договора, согласно которому регулирование миграции отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъекта — Краснодарского края, противоречит пункту «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящему регулирование прав и свобод человека и гражданина, включая права национальных меньшинств, к исключительному федеральному ведению. Миграция — это проявление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, и свобода эта признана частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не только за гражданами России, но вообще за каждым человеком, законно находящимся на территории Российской Федерации. Ограничение этой свободы (как и других прав и свобод) возможно, согласно части 3 статьи 55 Конституции, только федеральным законом и никак иначе.

С этой точки зрения пересмотр указанного положения Договора между органами государственной власти России и Краснодарского края может и должен быть только отменой этого противоконституционного положения. Соответственно, никакая временная или постоянная дискриминация лиц без гражданства по вопросу проживания в крае недопустима, а требование именно такой дискриминации содержится в пункте 2 постановления»(2) .

Далее в заключении отмечается: «Неясно, о каких лицах, «незаконно пребывающих на территории Краснодарского края», идет речь в пункте 3 постановления»(3). Согласно приведенному положению статьи 27 Конституции, незаконное пребывание возможно лишь на территории России вообще, а не края. Исключения предусмотрены для российских граждан только статьей 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой «право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

  • в пограничной полосе;
  • в закрытых военных городках;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение».

Вся территория Краснодарского края не может быть целиком подведена ни под одну из указанных в законе категорий.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то сказанное относится и к ним в силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, хотя в отношении них еще действует Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в ред. Федеральных законов от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ и от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П. Согласно статье 19 этого Закона, «иностранные граждане могут передвигаться по территории СССР и избирать место жительства в СССР в соответствии с порядком, установленным законодательством Союза ССР. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан СССР и других лиц». Статья 29 Закона устанавливает, что «за нарушение иностранными гражданами правил пребывания в СССР, то есть проживание без документов на право жительства в СССР или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию СССР к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф в размере до пятидесяти рублей. Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР влечет за собой уголовную ответственность».

В соответствии со статьей 30 «иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в СССР, может быть сокращен определенный ему срок пребывания в СССР.

Срок пребывания иностранного гражданина в СССР может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания.

Решение о сокращении срока пребывания принимается органами внутренних дел».

Иностранный гражданин может быть, в соответствии со статьей 31, выдворен из пределов СССР:

«1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан СССР и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в СССР, таможенное, валютное или иное советское законодательство».

Решение о выдворении принимается, согласно Закону, компетентными советскими органами. Иностранный гражданин обязан покинуть СССР в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения. Это положение признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой оно допускает продление срока задержания указанных лиц сверх 48 часов без вынесения судебного решения.

Статья 32 распространяет положения Закона на лиц без гражданства в СССР, если иное не вытекает из законодательства Союза ССР.

Конечно, применению данный Закон подлежит в той мере, в какой он не противоречит российской Конституции. Конституционный Суд высказался по тому положению Закона, которое было предметом обращения в Суд, но это не значит, что все остальные положения Конституции соответствуют. В любом случае очевидно, что решения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принимаются на основании федерального законодательства и органами, которые этим законодательством управомочены.

Следует также иметь в виду Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 «О беженцах» и Закон Российской Федерации от того же числа N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», которые авторы постановления, видимо, запамятовали. Краевые власти обязаны считаться со статусом таких лиц, который предоставлен им властями федеральными. Напомню лишь, что согласно части 2 статьи 12 второго из этих федеральных законов «субъект Российской Федерации, территорию которого покинули лица, признанные вынужденными переселенцами, компенсирует расходы на прием и обустройство указанных лиц в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации»(4) .

Постановление почему-то предписывает в пункте 4 проводить проверки выделения и использования земель только в местах компактного проживания в крае этнических групп (русские, очевидно, такой группой не считаются)(5).

На основании изложенного эксперт делает вывод о том, что «?постановление принято Законодательным собранием за пределами его уставных полномочий, оно вторгается в федеральную компетенцию и нарушает признанные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина».

27 марта 2002 г. Законодательное Собрание Краснодарского Края приняло постановление N 1381-П «О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края».

Данное постановление, как и предыдущее, выходит за пределы компетенции Законодательного собрания, определенной Уставом Краснодарского края и вторгается в федеральную компетенцию.

Эксперт НЭПС, анализировавший данное постановление, отмечает в заключении, что «?регулирование прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств относится к исключительному ведению Российской Федерации (пункт «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации). Незаконное нахождение может иметь место на территории Российской Федерации в целом или на территориях, указанных статьей 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Территория Краснодарского края в целом к последним не относится. Незаконной миграции в Краснодарский край быть не может по определению. Любое лицо, законно находящееся в России, вправе приезжать в Краснодарский край и селиться, за исключением мест, предусмотренных упомянутой статьей 8 Закона N 5242-1. Никакие органы местного самоуправления, никакие комиссии миграционного контроля не вправе этому препятствовать, несмотря на рекомендацию пункта 2 постановления»(6).

В заключении подчеркивается:»?административное выдворение может иметь место только из указанных территорий, но не из территории Краснодарского края. Так что администрации края не стоит трудиться над изысканием средств из краевого бюджета на осуществление незаконного административного выдворения. Тем более недопустимо привлекать к этому средства общественных объединений и коммерческих структур, как предлагается в постановлении»(7).

Упомянутое в пункте 3 постановления законодательство о пребывании и жительстве на территории Краснодарского края не может противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Поэтому сомнительны правомерность и целесообразность такого краевого законодательства. Процедура административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства также относится к федеральному, а не краевому ведению. Ее основные принципы установлены новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года, который вступит в силу с 1 июля 2002 года. Не стоит поэтому утруждать ГУВД края совершенствованием данной процедуры».

Анализируя ситуацию с закреплением рассматриваемого права в региональном законодательстве, следует помнить о дополнениях, внесенных в 2000 году в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно статье 37 нынешней редакции Федерального закона «органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».

Таким образом, законодательные акты субъектов РФ содержат положения, нарушающие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Ограничение этого права, преимущественно, касается лиц, без гражданства, «некоренных» граждан, иностранцев, в т.ч. беженцев и вынужденных переселенцев. Представляется, что отмеченные выше изменения в законе N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» могут блокировать попытки законодательных органов субъектов РФ принимать новые нормативные акты, ограничивающие указанное право.

(1) Заключение эксперта НЭПС, д.ю.н., профессора Б.А. Страшуна.

(2) Заключение эксперта НЭПС д.ю.н., профессора Б.А. Страшуна.

(3) «3. Главному управлению внутренних дел Краснодарского края: регулярно осуществлять мероприятия по выявлению лиц, незаконно пребывающих на территории Краснодарского края, и применять к ним предусмотренные законом меры; разработать систему профилактических мер по предупреждению межнациональных конфликтов и выявлению их на ранних стадиях развития».

(4) Заключение эксперта НЭПС.

(5) «4. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю регулярно проводить проверки законности выделения и использования земель в местах компактного проживания в крае этнических групп с применением соответствующих мер к нарушителям земельного законодательства».

(6) Заключение эксперта НЭПС д.ю.н., профессора Б.А. Страшуна.

(7) Заключение эксперта НЭПС д.ю.н., профессора Б.А. Страшуна

Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 27 сентября, одобрила в третьем чтении поправки в Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Их внесла группа депутатов во главе с заместителем Председателя ГД Ириной Яровой Яровая
Ирина Анатольевна Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

Законом уточняется понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания».

В соответствии с одобренными парламентариями изменениями, «фиктивная постановка на учет по месту пребывания – это постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать».

По действующему законодательству такие ограничения уже действуют лишь в отношении жилых помещений, а на нежилые не распространяется.

Законом предложено считать фиктивной постановку «иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность».

«Законопроект направлен, прежде всего, на защиту интересов и безопасности граждан России, а также тех граждан иностранных государств, кто прибыл в нашу страну на законных основаниях и с законными намерениями. Перекрыть лазейку для фиктивной регистрации — это значит предотвратить угрозу пребывания на территории России лиц для осуществления в том числе экстремистской и террористической деятельности. Кроме того, наша цель – предотвратить создание фиктивных офисных городов нелегальных мигрантов, таких как «Кадровый центр «Восток», где на территории, площадью 34 кв.м поставлено на учет 3,3 тысячи мигрантов, и Межрегионального профсоюза «Защита» — 56 тыс. мигрантов», — пояснила заместитель Председателя ГД Ирина Яровая.

«Кроме того, устанавливая ответственность за содержание «резиновых офисов», мы даем инструмент правоохранителю для пресечения общественно опасных действий и защиты интересов граждан России. Автоматически это обязывает правоохранителя к надлежащему контролю, а значит, и приводит к ответственности правоохранителя в случае его ненадлежащего осуществления», — добавила автор законопроекта.

«Данные вопросы крайне актуальны для регионов. Поэтому разрабатывались в том числе в логике регионального аспекта обеспечения безопасности и миграционной политики», — сказала Ирина Яровая.

Заместитель Председателя ГД добавила, что проект закона разработан по итогам состоявшейся 24 апреля 2017 года встречи членов Совета законодателей с Президентом РФ Владимиром Путиным, получил положительные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда, а также был поддержан фракцией «Единая Россия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *