Закон 64 ФЗ

Конечно, хорошо, когда жизнь течет в спокойном и размеренном русле, и ничто не предвещает беды. Однако, к сожалению, бывает, что линия судьбы человека, по его же недальновидным поступкам, резко меняется, и места лишения свободы на определенное время становятся для него «домом родным». Однако, по прошествии установленного срока, выйдя на свободу, человек, зачастую, не может (или не хочет) наладить свою жизнь, встать на «прочные рельсы».

Как ему и можно ли в этом помочь?

Мы беседуем с помощником прокурора Мозырского района, юристом 1-го класса Никитой Сергеевичем Ермоленко, который осуществляет надзор за исполнением законодательства в уголовно-исполнительной системе Мозырского района: ИК № 20, ИКОТ № 21, уголовно-исполнительной инспекции Мозырского РОВД.

– Никита Сергеевич, ситуации бывают разные. Так, один человек попадает в места лишения свободы по несчастливому стечению обстоятельств, по глупости, можно сказать. Пребывая в «казенном доме», он считает дни до освобождения, мечтая, выйдя на свободу, больше никогда не совершать противоправных действий.

Для другого же осужденного, колония – это уже «место встречи, которое изменить нельзя». Здесь он проводит почти всю свою сознательную жизнь. У такого – свои понятия, свои законы. Например, я был знаком с человеком, который через несколько дней после того, как в очередной раз освобождался из мест лишения свободы, преднамеренно совершал кражу, чтобы вновь отправиться туда. «У меня в колонии друзья, там кормят, спать есть где, а что здесь: ни дома, ни семьи…» – такой была его правда. Наверное, каждый освободившийся из мест заключения человек нуждается в конкретной, индивидуальной помощи?

– Безусловно. Очень многое зависит от того, как настроен, к какому образу жизни склонен сам осужденный. Попав в колонию, он дает письменное обязательство быть правопослушным, добросовестно трудиться, оказывать помощь в благоустройстве территории и т.д. Если так и происходит, то по истечении определенного срока рассматривается вопрос об условно-досрочном освобождении такого осужденного либо замене существующего наказания на более мягкое.

Если же человек ведет себя плохо, нарушает порядок и условия отбывания наказания и подбивает к этому других осужденных, то за каждое нарушение ему объявляется выговор, накладывается взыскание. Осужденный попадает в штрафной изолятор, а затем – и в помещение камерного типа. Если и после этого еще совершает какое-либо правонарушение, то, по ст. 411 УК Республики Беларусь может получить «надбавку» к своему сроку…

– Потом такие отдельные освободившиеся из мест заключения граждане даже умудряются не доезжать до места назначения. Ситуация знакома: получив после освобождения определенную денежную сумму, они садятся в поезд, выпивают, дебоширят, и вследствие этого помещаются в ИВС.

И все начинается по новому кругу… Однако, если вести все-таки речь о людях, которые оказываются на свободе, в любом случае они испытывают определенные адаптационные трудности. Но не попадают ли они в «безвоздушное пространство», оказываясь никому не нужными в нормальном обществе, просто лишними?

– Конечно же, нет. Освобождению осужденных от отбывания наказания предшествуют подготовительные мероприятия, которые начинаются задолго до освобождения. Подготовка осужденного к освобождению имеет значение применительно к лицам, отбывающим наказание, связанное с изоляцией от общества либо вне постоянного места жительства. Эти лица провели определенное время в условиях изоляции от общества, вдали от семьи, от бывшего места работы, от привычной для них обстановки, прервались многие социальные связи. Поэтому подготовка к освобождению должна способствовать их социальной адаптации после прибытия к месту жительства.

Подготовка к освобождению длится в течение всего времени отбывания наказания. Осужденный получает новую специальность, осваивает трудовые навыки, повышает общеобразовательный уровень – все это облегчит трудоустройство после освобождения, даст возможность лучше организовать свой быт. Свидания, посылки, передачи, телефонные переговоры с родными и близкими позволяют сохранить связи с семьей, препятствуют ее распаду. Воспитательная работа, которая проводится с осужденными, направлена, в частности, на привитие навыков общения с людьми, законопослушного поведения в обществе.

– Какая работа в этом плане проводится в исправительной колонии № 20?

– В учреждении создана и функционирует «Школа социальной адаптации», деятельность которой направлена на подготовку к этому важному в жизни каждого отбывающего наказание моменту. С осужденными еженедельно проводятся занятия, им объясняется, с какими трудностями они могут столкнуться при решении вопросов трудового, бытового и жилищного характера. В школе выступают сотрудники всех служб колонии, священнослужитель, представители управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома, территориального центра социального обслуживания населения Мозырского района, ОО «Матери против наркотиков», ОО «Анонимные алкоголики».

Ежеквартально проводятся выездные заседания наблюдательной комиссии Мозырского райисполкома, на которых рассматриваются вопросы бытового и трудового устройства. Осужденные информируются о потребности в рабочей силе всех регионов Республики Беларусь.

Перед освобождением с осужденными должна проводиться целенаправленная работа, помогающая решить конкретные проблемы, которые встают перед ними после выхода на свободу. Уголовно-исполнительное законодательство обязывает начинать такую работу не позднее, чем за три месяца до истечения срока наказания осужденного. Администрация учреждения через территориальные органы внутренних дел и управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполкомов принимают меры по решению всех вопросов. При организации работы по оказанию помощи осужденным администрация ИК № 20 организует предоставление осужденным интересующей их информации, выявляет лиц без определенного места жительства и иных осужденных, нуждающихся в оказании помощи социально-бытового характера, взаимодействует с ОВД по вопросам установления возможности проживания осужденного по избранному им месту жительства в Республике Беларусь, а также с органами по труду, занятости и социальной защите – по вопросам оказания содействия в трудовом устройстве осужденных после освобождения. При необходимости осуществляется взаимодействие по вопросам трудового и бытового устройства осужденных с местными исполнительными и распорядительными органами (их структурными подразделениями), другими организациями, родственниками осужденных или иными лицами.

В случаях, если осужденный является лицом без определенного места жительства, либо если жилое помещение, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у осужденного по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь, было уничтожено в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, а равно стало непригодным для проживания по иным причинам, либо осужденный утратил право пользования таким жилым помещением, администрация учреждения направляет соответствующие материалы в местные исполнительные и распорядительные органы для рассмотрения вопроса об оказании помощи в предоставлении осужденному жилого помещения или места для временного проживания, а также в другие организации, оказывающие помощь лицам без определенного места жительства.

Колония обеспечивает освобожденных лиц денежными средствами на приобретение проездных документов и продуктов питания, необходимых для проезда к месту жительства в пределах Республики Беларусь. При отсутствии у освобожденных лиц собственной одежды, обуви и средств на их приобретение администрация колонии обеспечивает одеждой и обувью по сезону. Освобожденным лицам с учетом их материального положения и на основании анализа возможностей получения ими помощи от родственников, перспектив трудоустройства после освобождения, наличия места жительства, иных обстоятельств по их заявлению и по решению начальника учреждения, может быть выдано единовременное денежное пособие в размере до 5 базовых величин.

– Отбывая наказание в ИК № 20, осужденные одновременно имеют возможность приобретать профессии, востребованные на рынке труда в училище, расположенном на территории колонии. После освобождения, если имеющаяся специальность оказывается невостребованной, предлагается пройти переобучение. В общем, человека, освободившегося из колонии, не бросают на произвол судьбы. А какие действия должны исходить и от него?

– Первое, что нужно сделать, – это прийти в уголовно-исполнительную инспекцию РОВД (по месту жительства) и как лицо, ранее судимое, встать на учет на период действия судимости. Если за время пребывания в колонии у человека было много нарушений, ему устанавливается превентивный надзор. В этом случае, его жизнедеятельность будет ограниченной непосещением увеселительных заведений, нахождением дома после 22.00 и т.д. Если же правила превентивного надзора нарушаются 4 раза, человек привлекается к уголовной ответственности по ст. 421 УК Республики Беларусь (наказание – арест или лишение свободы сроком до 1-го года).

– Никита Сергеевич, в связи с вышесказанным, что мы можем пожелать людям, освободившимся из мест лишения свободы, желающим наладить жизнь?
– Именно этого здорового желания всё исправить и начать жить с чистого листа. Честно трудиться, вести законопослушный образ жизни. Человеку дается прекрасный шанс на новую жизнь. Но, если он не захочет изменить свою иждивенческую психологию (хочу пить, гулять, а работать не буду), то кто же сможет за него это сделать!?

Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.

Федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель — предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Прокуратурой Пермского края обобщена практика исполнения правоохранительными органами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы». Это вызвано тем, что вопрос сравнительно новый, закон действует чуть больше года. Все в этом направлении уже работают, но интерес представляет именно взаимодействие, возникшие проблемы, пути их решения и то, как это все видят наши правоохранительные органы. Нужно учитывать и криминальную ситуацию. Анализ складывающейся в крае криминальной ситуации показывает, что она является достаточно напряженной и характеризуется в том числе высоким уровнем рецидивной преступности. По итогам 8 месяцев текущего года рост рецидивной преступности произошел в 22 территориях края. Ранее судимыми лицами совершено 9158 преступлений (аппг – 9450). В то же время увеличилось число ранее судимых лиц, вновь совершивших преступления, с 6487 до 6681, в том числе с 541 до 581 – в течение 1 года после освобождения из ИУ. Обобщение показало, что закон начал работать, но в полном объеме требования указанного федерального закона в крае не соблюдаются. Это касается всех органов. Чтобы понять и оценить ситуацию правильно, надо привести отдельные статистические данные о проводимой работе. По данным ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю (по состоянию на 09.08.2012) 3994 лица, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, по формальным признакам подпадают под действие административного надзора, в том числе за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления – 3105; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего – 68; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего – 37. При этом лишь в отношении 1046 лиц установлен административный надзор, из них по инициативе органов внутренних дел – в отношении 867 лиц. По данным ГУФСИН России по Пермскому краю, за время действия указанного закона из исправительных учреждений Пермского края с установлением административного надзора было освобождено 377 осужденных. В анализируемый период за преступления, предусмотренные ст. 314.1 УК РФ, было возбуждено 8 уголовных дел. По результатам расследования 6 уголовных дел направлено в суд, по 1 делу отменено постановление о возбуждении уголовного дела и 1 уголовное дело находится в производстве. В 2012 году в отношении лиц, состоящих под административным надзором, возбуждено 25 уголовных дел, в том числе по ст. 105, 111, 162, 228, 314.1 УК РФ. Так, за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего возбуждено 1 уголовное дело; за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления – 8. 42 поднадзорных лица объявлено в розыск, из них разыскано 24. За отчетный период 314 лиц, состоящих под административным надзором, привлечены к административной ответственности, в том числе 287 – за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. На практике сотрудниками ГУФСИН России по Пермскому краю и ГУ МВД России по Пермскому краю допускаются ошибки при применении норм закона. Анализ показывает, что ошибки обусловлены неверным толкованием закона, некачественной подготовкой материалов и заявлений в суд, отсутствием должного контроля над лицами, в отношении которых судом установлен надзор, имеющимися пробелами законодательства. Например, 15 июня 2012 года Чусовским городским судом Пермского края администрации ФКУ ИК-37 было отказано в установлении административного надзора в отношении П. в связи с отсутствием у данного осужденного по приговору суда опасного рецидива преступлений. В ряде случаев имели место отказы судов в установлении административного надзора за осужденным при отсутствии условия признания осужденного злостным нарушителем (ОИК-2). Администрацией ФКУ ИК-40 было отозвано ходатайство об установлении административного надзора за осужденным А., так как в ходе судебного заседания было установлено, что он после освобождения проживать на территории Российской Федерации не желает, а планирует выехать по месту жительства в Республику Армения. Вместе с тем доказательств намерения осужденного выехать за пределы России в суд представлено не было. В 2012 году из ИК-5 были освобождены 4 осужденных, в отношении которых не был установлен административный надзор по причине отсутствия в ИК-5 надлежащего учета. На наш взгляд, в учреждениях ГУФСИН есть проблема организационного плана, то есть не определено единое подразделение, отвечающее за эту работу. В каких-то учреждениях этим занимаются спецотделы, а где-то воспитатели или безопасность. Мы не вмешиваемся в организацию работы ГУФСИН, просто призываем подумать об этом. Территориальными прокуратурами также выявляются нарушения в деятельности органов внутренних дел при осуществлении административного надзора. Так, в ходе проведения проверки прокуратурой г. Александровска установлено, что в делах административного надзора отсутствуют предупреждения об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных федеральным законом обязанностей. Поднадзорные лица посещаются не в то время, когда им запрещено находиться вне места жительства (пребывания). Так, гр. З. посещен в период с 19.00 до 19.20, однако судом установлен запрет на нахождение вне места жительства (пребывания) с 23.00 до 6.00. Не запрашивается информация по месту работы и (или) месту жительства (пребывания) поднадзорного лица в целях получения сведений о его поведении. Прокуратурой г. Добрянки установлено, что дела административного надзора заводятся несвоевременно. Так, решением суда от 08.02.2012 установлен административный надзор в отношении гр. Л., решение суда вступило в законную силу 11.03.2012, однако на момент проверки в апреле 2012 года дело об административном надзоре в отношении гр. Л. не заведено. Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми при проверке дел административного надзора установлено, что проверка ведения дел начальником отдела полиции № 4 УМВД России по г. Перми не проводится. В делах отсутствуют приговоры суда, в связи с отбытием наказания по которым установлен административный надзор. Нередко определенная судом обязанность по явке один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в делах административного надзора не конкретизирована: не установлен конкретный день месяца. Кроме того, установлено, что в материалах дела административного надзора отсутствовала информация о наблюдении за поднадзорным лицом и соответствующие ежемесячные рапорты участкового о соблюдении поднадзорным лицом установленных судом ограничений и выполнении возложенных законом обязанностей. Не налажено должное взаимодействие между различными подразделениями отдела полиции. В делах административного надзора отсутствовали сведения об информировании в течение одного рабочего дня о постановке на учет поднадзорного лица участковых уполномоченных и сотрудников других подразделений ОП № 4 УМВД России по г. Перми. В нарушение п. 6.3 Приказа ГУ МВД России по Пермскому краю от 13.01.2012 № 9 «О взаимодействии подразделений органов внутренних дел Пермского края при осуществлении административного надзора» не обеспечено доведение информации о наличии обязанностей, установленных судом в отношении поднадзорных лиц, до нарядов патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и ДПС ГИБДД сотрудниками подразделения по осуществлению административного надзора лично либо через дежурную часть. В ходе проведенной сверки с книгой учета лиц, доставленных в ОП № 4 УМВД России по г. Перми, установлено, что 08.04.2012 в 23 часа 25 минут доставлен находящийся под административным надзором гр. Х. Однако сотрудниками дежурной части отдела полиции проверка доставленного по информационно-справочным учетам ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю по учету «Административный надзор» не проведена, должностное лицо, осуществляющее административный надзор, по телефону, указанному в информационной карточке на поднадзорное лицо, не проинформировано, не поставлены в известность начальник ОУУП, начальник отдела полиции; сведения о сообщении указанным должностным лицам о факте доставления поднадзорного лица в тетради записей оперативного дежурного отсутствуют. Согласно рапорту о доставлении поднадзорного лица гр. П., который был задержан сотрудниками полиции 09.04.2012 в 2 часа 22 минуты по адресу: г. Пермь, ул. Тургенева, 16, ООТ «Палуба». Между тем решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 16.12.2011 (об установлении административного надзора) указанному лицу было установлено ограничение на пребывание вне дома с 22 до 6 часов. Это нарушение свидетельствовало о несоблюдении поднадзорным лицом ограничения, установленного судом. Данное обстоятельство оказалось не зафиксированным в деле административного надзора, осталось неизвестным должностному лицу, осуществляющему административный надзор, начальнику ОУУП и начальнику ОП. Справедливости ради необходимо отметить, что ГУВД в ходе ведомственных проверок выявляет также достаточно много нарушений у своих подчиненных. Обобщение судебной практики показало, что ошибки допускаются не только сотрудниками полиции. В соответствии с обобщением судебной практики Пермского краевого суда в районные (городские) суды, действующие на территории Пермского края, во втором полугодии 2011 года поступило 334 дела об административном надзоре, из которых окончено производством 278 дел, за первое полугодие 2012 года поступило 1300 заявлений, окончено производством 1194. Имеет место значительное увеличение количества поступивших заявлений в 2012 году (в 4 раза). В 2011 году 230 заявлений удовлетворено (82,7%), по 31 в удовлетворении требований отказано (11,1%), прекращено производство по 17 заявлениям (6,2%) в связи с отказом заявителя от заявленных требований. За первое полугодие 2012 года удовлетворено 961 заявление (80,5%), по 98 в удовлетворении требований отказано (8,2%), по 135 производство прекращено (11,3%) в связи с отказом заявителя от заявленных требований. Наблюдается тенденция к более качественному оформлению заявлений, поданных исправительными учреждениями; органами внутренних дел материалы готовятся хуже, достаточные меры к устранению недостатков не принимаются. В кассационном порядке (до 01.01.2012) Пермским краевым судом рассмотрено 6 жалоб на судебные постановления по делам об административном надзоре, все судебные акты оставлены без изменения. За первое полугодие 2012 года в апелляционном порядке Пермским краевым судом рассмотрено 16 жалоб и апелляционных представлений на решения (определения) по делам об административном надзоре, из них по 9 делам решения оставлены без изменения, по 2 делам решения об отказе в установлении административного надзора отменены, по 4 делам постановления изменены в части установления срока административного надзора. Анализ судебной практики рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, свидетельствует о том, что прокуроры, участвующие в рассмотрении дел об административном надзоре, не всегда верно ориентируют суд при вынесении решений по указанной категории дел либо не приносят протесты на решения, не в полной мере соответствующие требованиям законодательства. Требует дальнейшего совершенствования система взаимодействия органов ФСИН, полиции и ФМС в данной сфере. Проведенный ГУ МВД России по Пермскому краю анализ ограничений, установленных судами лицам, находящимся под надзором и повторно совершившим преступления, показал, что они являются малоэффективными. При направлении заявлений об установлении административного надзора в суд ОВД запрашиваются следующие ограничения: не покидать жилище в определенное время суток, запретить выезд с территории муниципального района, однако судами в некоторых случаях устанавливается ограничение только в виде обязанности являться в ОВД по месту жительства, что снижает эффективность профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. Возникает ряд трудностей, связанных с установлением административного надзора в отношении осужденных, и у администрации исправительных учреждений. В соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 36 от 29.04.2003, ксерокопии судебных документов, заверенные печатью организации, не принимаются, а исполнение судами запросов исправительных учреждений о направлении копий приговоров в отношении лиц, формально подпадающих под административный надзор, занимает длительное время. Сложности возникают также и при исполнении федерального закона в отношении осужденных, освобождающихся условно-досрочно. Заявление об установлении административного надзора в отношении указанной категории осужденных направляется в суд вместе с материалами об УДО. Решение суда об административном надзоре и постановление об УДО в 2011 году вступали в законную силу одновременно. С 01.01.2012 вступил в законную силу Федеральный закон от 09.12.2010 № 353-ФЗ, которым были внесены изменения в ч. 2 ст. 321 ГПК РФ, согласно которой решения по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, вступают в законную силу через 1 месяц. В связи с этим на дату освобождения осужденных, освобожденных условно-досрочно, решение суда об административном надзоре еще не успевает вступить в законную силу, вследствие чего возникают сложности с вручением предписания о выезде к избранному месту жительства с указанием срока прибытия, т.к. осужденный уже освобожден. Суд оставляет без рассмотрения заявления администрации ИУ об установлении административного надзора в случае освобождения осужденных в связи со снижением срока наказания по пересмотру приговоров, так как на момент рассмотрения материалов об установлении административного надзора в суде осужденный уже освобожден. Вопросы об установлении административного надзора рассмотрены на межведомственном совещании с участием прокурора края А.Ю.Белых и начальников ГУ МВД и ГУФСИН России по Пермскому краю. Прокуратурой края подготовлены методические рекомендации по подготовке материалов в суд для установления административного надзора. Юрий Соболев, начальник отдела по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры края, старший советник юстиции Источник: Прокуратура Пермского края

15 января 2018

По характеру оснований различаются освобождение по отбытии срока наказания, вследствие реабилитации и досрочное. Общим основанием досрочного освобождения от отбывания наказания является нецелесообразность или невозможность его дальнейшего отбывания.
Нецелесообразность означает, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании срока наказания. Невозможность означает, что состояние здоровья осужденного препятствует дальнейшему отбыванию срока наказания.
До принятия УК РФ отбытие назначенного срока наказания было самым распространенным видом освобождения. В настоящее время большое количество осужденных освобождается досрочно. Назначенный приговором суда срок наказания мог быть изменен определением (постановлением) суда, актом амнистии или помилования.
Реабилитация осужденного, т.е. отмена обвинительного приговора суда с прекращением уголовного дела за отсутствием события преступления или состава преступления, влечет его незамедлительное освобождение. Реабилитированный имеет право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Условно-досрочное освобождение применяется только к лицам, отбывающим лишение свободы, при наличии двух условий: а) осужденный фактически отбыл установленную в законе часть срока наказания (формальное основание); б) суд признал, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания (материальное основание). Если назначенное осужденному дополнительное наказание не исполнено, суд может освободить полностью или частично и от дополнительного наказания. Поскольку этот вид досрочного освобождения является условным, суд может возложить на освобожденного обязанности, предусмотренные в ч.5 ст. 73 УК РФ для условно осужденных, которые должны ими исполняться в течение неотбытой части срока наказания.
Осужденному, отбывающему наказание в виде лишения свободы на определенный срок, суд, учитывая его поведение в период отбывания наказания и при условии отбытия им установленной законом части срока наказания, может заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания в пределах, предусмотренных Общей частью УК РФ.
Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ, оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта — указа Президента РФ о помиловании. Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ при принятии решения не связан положениями ст. 80 УК РФ. При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.
Осужденный, у которого наступило психическое расстройство или который заболел иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Основанием досрочного освобождения может служить болезнь, содержащаяся в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54.
Осужденный может быть освобожден от отбывания наказания и по иным основаниям: издание закона, устраняющего преступность деяния или смягчающего наказание до пределов отбытого; изменение приговора в порядке надзора со снижением наказания до пределов отбытого. В соответствии с п.2 ч. 1 ст.399 УПК РФ вопрос об освобождении от наказания или о смягчении наказания в связи с изданием уголовного закона, имеющего обратную силу, решается судом по ходатайству осужденного.
Другие виды освобождения от наказания, предусмотренные УК РФ (в связи с изменением обстановки, истечением срока давности обвинительного приговора суда, применением принудительных мер воспитательного воздействия), в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства не входят.
Осужденным может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания в порядке ст.82 УК РФ.
Поскольку последний день срока наказания известен заранее, к этому дню администрацией готовятся все необходимые документы. Осужденные к лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа (например, 31 числа) — в последний день этого месяца.
При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи, ценности и ценные бумаги, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы. В их получении освобождаемый расписывается на внутренней обложке личного дела.
Освобождаемому выдается справка об освобождении осужденного от наказания, являющаяся документом, удостоверяющим личность. В справке указывается основание освобождения, срок отбытого наказания и неотбытая часть срока (при условно-досрочном освобождении), дополнительное наказание, задолженность по исполнительным листам (если имеется), населенный пункт, куда освобождаемый должен прибыть.
Освобождаемому также выдаются документы о его учебной и трудовой деятельности: аттестат либо свидетельство об образовании, для работавших осужденных справка о размере заработной платы и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
По просьбе осужденного ему могут быть выданы характеристика из школы или профессионально-технического училища, копии медицинских документов о состоянии здоровья, письмо в службу занятости.
Паспорт освобождаемого от лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. Готовит необходимые документы для получения осужденными паспорта и пенсионного удостоверения главный специалист по социальной работе группы социальной защиты осужденных.
В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.
Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов (постановления суда, указа Президента РФ о помиловании), а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня.
Подготовлено Рязанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ

Вернуться к списку

Прокуратура Кировской области

Права и обязанности лиц, освобожденных из мест лишения свободы

«Где жить?…», «Где найти работу?…», «Куда обратиться за медицинской помощью?…»

«Как восстановить утерянные документы?…», «Если Вы узнали, что Ваши права нарушены?…»…

Киров

2012

«Где найти работу?»

В поисках работы целесообразно обратиться в государственную службу занятости населения, основной задачей которой является помощь гражданам в подборе работы и трудоустройстве.

Если работа не будет подобрана, гражданин имеет право получить статус безработного, и, получая пособие по безработице, продолжать поиск работы, в том числе и самостоятельно.

Руководствуйтесь:

— федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

— приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 № 847н «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»

«Где жить?»

Если осужденный, отбывший срок наказания, до осуждения не имел собственного жилья либо не был зарегистрирован в жилом помещении, ему следует обратиться в органы местного самоуправления того муниципального образования, которое избрано им для постоянного проживания для постановки на учет, нуждающихся в получении жилья.

В случае, когда осужденный, освободившись из мест лишения свободы, узнает, что родственники, пользуясь его отсутствием, приватизировали жилое помещение, необходимо обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной.

А если в принадлежавшей ему квартире проживают иные лица, следует обратиться в органы внутренних дел или к участковому по месту нахождения данного жилого помещения.

Руководствуйтесь:

— законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,

— постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»,

— законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

«Куда обратиться за медицинской помощью?»

Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в любом медицинском учреждении наравне с другими гражданами. При этом обязательное медицинское страхование осуществляется работодателем.

Руководствуйтесь:

— федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском образовании в Российской Федерации»,

— федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования».

«Как восстановить утраченные документы?»

Паспорт – выдача и замена паспортов вне мест лишения свободы производится органами внутрен­них дел по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится по месту их пребывания или по месту фактического проживания.

Если же осужденный, отбывший срок наказания, является гражданином иностранного государства, то для восстановления утраченных документов ему необходимо обратиться в консульство (консульский отдел посольства) страны, гражданином которой он является.

Руководствуйтесь:

— Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828,

— Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предо­ставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих лич­ность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС РФ от 07.12.2009 N 339.

Военный билет – в Военном комиссариате по месту жительства, в котором ранее состоял на учете.

Служебные удостоверения и пропуска – направляются в организации, которая их выдала. Вернут их только в случае повторного трудоустройства.

Водительское удостоверение – в органах ГИБДД. Однако, если лицо, освободившееся из мест лишения свободы, лишено права управлять транспортными средствами по приговору суда, то водительское удостоверение ему вернут только после отбытия дополнительного наказания. При этом следует иметь в виду, что срок дополнительного наказания начинает течь только после освобождения из мест лишения свободы.

Пенсионное удостоверение – в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Свидетельства о рождении, браке, расторжении брака – в органах записи актов гражданского состояния.
Документы об образовании – в тех образовательных учреждениях, в которых они получались, либо в архиве Министерства образования Российской Федерации.

Необходимо помнить, что после освобождения гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства, так как отсутствие регистрации влечет привлечение к ответственности в порядке статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание за проживание граждан без прописки и регистрации.

Куда обращаться за информацией

Право на жилое помещение

Администрация населенного пункта (административного района), где находится жилое помещение

Сделки, совершенные с недвижимым имуществом (квартирой, домом и т.д.)

Государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимость

Право на наследство

1. Нотариус по месту нахождения недвижимого имущества или по месту жительства наследодателя
2. Администрация соответствующего муниципального образования

Информация об актах гражданского состояния (расторжение брака, рождение, смерть)

Орган ЗАГС муниципального образования, где произошли или могли произойти интересующие Вас события

Информация о несовершеннолетних детях (в том числе помещение в детский дом, усыновление, установление опеки и т.д.)

Орган опеки и попечительства при администрации соответствующего муниципального образования

Назначение, оформление и выдача пенсии и пособий

Орган пенсионного обеспечения по месту Вашего жительства

Поиск родственников

1. Администрация исправительного учреждения
2. Адресное бюро по предполагаемому месту жительства разыскиваемого

Получение материальной помощи

Орган социальной защиты

«Что делать, если Вы узнали, что Ваши права нарушены?»

Если гражданин, освободившийся из мест лишения свободы, узнал, что о нарушении его прав, то не нужно медлить с их защитой.
Для этого необходимо отправить соответствующее заявление в компетентный орган государственной власти.
За защитой своих прав можно обратиться в следующие государственные органы:

Органы прокуратуры

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) в органах прокуратуры разрешаются за­явления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон (ст. 27 Закона).

Рассмотрение обращений и жалоб органами прокуратуры происходит в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В органах прокуратуры обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

Судебные органы

В суд обращаются для разрешения ситуации в случае невозможности защитить свои права в ином порядке.

Наиболее распространенными случаями, когда лицам, освобожденным из мест лишения свободы, приходится защищать свои права в судебном порядке, являются следующие:

1) незаконное лишение жилой площади (исковое заявление),

2) возврат имущества из чужого незаконного владения (исковое заявление),

3) восстановление права на наследство, оставшееся после умерших родственников (исковое заявление),

4) лишение родительских прав (исковое заявление),

5) установление фактов, имеющих юридическое значение заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение,

6) обжалование незаконных действий и решений должностных лиц (заявление об обжаловании действий и решений государственных органов и должностных лиц).

Во всех указанных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции: это может быть либо мировой суд, либо суд районный (городской).

Заявление подается в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. За подачу заявления и рассмотрение дела в суде взимается государственная пошлина по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Полезные советы:

— во все органы государственной власти обращайтесь только письменно,
— в обращении обязательно укажите фамилию, имя, отчество и адрес, иначе, Ваше заявление рассматриваться не будет,
— оставляйте себе копию своего заявления с подписью того со­трудника, который принял у Вас документ,
— сразу выясняйте, все ли необходимые для реше­ния вопроса документы и приложения Вами предоставлены,
— в случае отказа в приеме Ваших документов, направляйте их заказным письмом с уведомлением о вручении или потребуйте, чтобы чиновник рас­писался на заявлении, что отказывается его у Вас принять, и ука­зал причины отказа,
— всегда выясняйте должность и телефон сотрудника, на испол­нении у которого находится Ваше дело, его приемные дни и часы, предположительные сроки, в течение которых будет рассмотрено Ваше заявление,
— не стесняйтесь напомнить о себе по истечении срока, отведенного для рассмотрения Вашего дела,
— если Вы считаете, что принятое решение не соответствует закону и нарушает Ваши права, не медлите с его обжалованием,
— будьте кратки, избегайте конфликтов, постарайтесь не сры­ваться.

Мы желаем Вам удачи, стойкости и решимости в защите своих прав!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *