Закон о холдингах

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХОЛДИНГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Д. Курбатов, студент Н.А. Казурова, студент

Научный руководитель: С.В. Старцева, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10936

Аннотация. В статье рассматриваются различные точки зрения относительно понятия «холдинг», исследуется правовое положение холдингов в РФ. Проведён сравнительный анализ отдельных аспектов регулирования деятельности холдингов в России и за рубежом.

Ключевые слова: холдинг, правовой статус холдинга, холдинговое объединение.

В 1990-е годы в связи с развитием рыночной экономики в Российской Федерации появилась потребность в использовании новых методов управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Таковыми стали холдинговые объединения, которые соответствовали добровольному принципу объединения и были характерны для стран с развитой системой рыночных отношений.

В настоящее время ввиду того, что понятие холдинга является доктринальным, в российском законодательстве существует несколько подходов относительно определения данного термина. Согласно действующему законодательству, холдингом признаётся головная компания, которая в составе своих активов имеет контрольные пакеты акций других предприятий. Данное определение содержится во Временном положении о холдинговых компаниях, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» . Однако с появлением проекта Федерального Закона «О холдингах» закрепился иной подход, согласно которому холдинг представляет собой «совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. Следует отметить, что при рассмотрении проект

указанного закона был отклонён Президентом РФ. Это объяснялось тем, что при разработке отсутствовали юридические и экономические цели образования и регламентации деятельности холдингов. Иными словами, данный законопроект не обладал необходимыми механизмами для осуществления содержащихся в нём положений .

Рассматривая доктринальные определения понятия холдинга, можно выделить несколько основных точек зрения. Так, по мнению К.Я. Портного, холдинг представляет собой группу лиц, где головная компания имеет возможность определять решения коммерческих организаций, входящих в состав данной группы. В.С. Белых даёт расширенное определение, согласно которому холдинг — это группа взаимосвязанных юридических лиц, в которой головная компания осуществляет управление деятельностью остальных участников в силу договора или преобладающего участия в уставном капитале данных лиц в целях обеспечения эффективного функционирования холдинга и достижения общих целей .

Сторонники третьей точки зрения, предложенной Е.О. Кутиной, считают, что холдингом является структурированное объединение нескольких взаимосвязанных организаций, которое не имеет статуса юридического лица, но обладает частичной правосубъектностью в отдельных правоотношениях и выступает на рынке това-

ров и услуг в качестве консолидированного субъекта .

Одним из важнейших вопросов является наличие у холдингов правоспособности. Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ, в качестве участников гражданских правоотношений выступают граждане и юридические лица . Сам по себе холдинг не имеет статуса юридического лица, тем самым являясь неправосубъектным образованием. Однако головная компания и другие участники холдинга являются юридическими лицами и, соответственно, обладают правоспособностью.

Необходимо отметить, что в российском законодательстве отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность холдингов. Так, Гражданский Кодекс РФ в статье 67.3 закрепляет понятия основного и дочернего хозяйственных обществ. Статья 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ также содержит положения о дочерних и зависимых обществах, однако оба нормативно-правовых акта не содержат порядок создания холдингов и их деятельность . Основа создания холдингов закреплена в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ. Однако в данном случае идёт речь о холдингах, в которые входят государственные и муниципальные образования, так как положения указанного законы регулируют внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ .

Рассматривая зарубежный опыт в правовом регулировании холдингов, следует отметить, что помимо России, в ряде государств, таких как Германия, Франция, Ир-

ется не отдельным законодательством, а нормативно-правовыми актами, регламентирующие организационно-правовые формы участников холдингового объединения.

В Великобритании, помимо наличия закреплённого определения холдингов, существуют некоторые особенности регулирования взаимоотношений между участниками. Речь идёт о запрете перекрёстного участия в холдинговых объединениях, согласно которому дочерняя компания не может быть участником (иметь акции) головной компании .

В настоящее время правовое положение холдингов в системе законодательства имеет некоторые проблемы. Во-первых, нет официального закрепления определения холдинга или холдингового объединения, что создаёт неточности в толковании данного термина. Во-вторых, отсутствует отдельное законодательство о холдингах, что осложняет правоприменительную практику, а также затрудняет защиту интересов участников. В-третьих, существует необходимость в закреплении возможности признания холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, что существенно упростит налоговое бремя участников холдингового объединения .

В заключение следует отметить, что в экономике Российской Федерации холдинговое объединение стало распространённой организационной структурой, поскольку оно позволяет расширить деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, увеличить их клиентскую базу, сократить расходы производства и снизить издержки. Ввиду этого, необходимо модернизировать законодательство, регулирующие деятельность холдингов, что позволит повысить эффективность предпринимательской деятельности.

ландия деятельность холдингов регулиру-

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»//Информационно-правовой портал Консультант плюс. — . — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru

2. Проект Федерального закона № 99049555-2 «О холдингах» (ред. с учетом предложений Президента РФ, принятая ГД ФС РФ 27.06.2001)// Информационно-правовой портал

Консультант плюс. — . — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 2008. 24 марта.

4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. 2002. 26 января.

5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ г. Москва «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 29 декабря.

6. Иванова С.А. Правовое положение холдинга в Российской Федерации: мировой опыт, проблемы и пути решения // Сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. — М.: Международный центр науки и образования. -2018. — С. 42-46.

8. Иванова С.А. Необходимость совершенствования правового статуса холдинга Российской Федерации // Сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. — М.: Международный центр науки и образования.- 2018. -С. 44-48.

9. Меденцева Е.В., Старцева С.В. К вопросу о совершенствовании контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества // Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. — 2016. — С. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE LEGAL STATUS OF THE HOLDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.D. Kurbatov, student N.A. Kazurova, student

Scientific adviser: S.V. Startseva, senior lecturer Samara state economic university (Russia, Samara)

О холдингах

Проект N 99049555-2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О холдингах

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.

2. Законодательство Российской Федерации о холдингах состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, по отношению к холдингам, зарегистрированным и действующим на территории Российской Федерации, применяются правила международных договоров.

4. Особенности правового положения холдингов в сферах банковской и страховой деятельности могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

Статья 2. Понятие и условия создания холдинга

1. Холдинг — совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

2. Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании) в уставном капитале другого хозяйственного общества, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества — участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц — участников холдинга;
решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

3. Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

4. Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Статья 3. Создание холдинга

1. Холдинг образуется при возникновении между двумя и более его участниками холдинговых отношений при условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Моментом возникновения холдинговых отношений считается:
внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;
вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;
внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.

3. Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга. Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.
Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.

Статья 4. Ликвидация холдинга

Ликвидация холдинга осуществляется в случае:
вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;
ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;
расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;
прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц — участников холдинга;
отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.

Статья 5. Договор о создании холдинга

1. Договор о создании холдинга должен определять:
наименование холдинга;
цель создания холдинга и основные виды его деятельности;
порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;
обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;
срок действия договора;
условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;
порядок ликвидации холдинга;
иные установленные настоящим Федеральным законом положения.

2. Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:
включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;
передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале участников холдинга;
согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.

3. Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц — участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.

4. Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий

Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами постольку, поскольку иное не установлено законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 7. Государственная регистрация холдингов

1. Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации.

2. Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных — государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.

Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга

1. Порядок государственной регистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:
заявку на регистрацию холдинга;
договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);
нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.

3. В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:
об отказе в государственной регистрации холдинга;
о государственной регистрации холдинга.
Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.

4. Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.

5. Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Управление в холдинге

1. Управление в холдинге осуществляется головной компанией.

2. Управление в холдинге — осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.

3. Головная компания имеет право на:
проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;
утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;
определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;
определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;
представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;
утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.

Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга

1. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.

2. Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.

3. Консолидация налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.

Статья 11. Ответственность участников холдинга

1. Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.

2. Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

3. В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

4. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.

Статья 12. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Впредь до принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок государственной регистрации холдингов, их государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О финансово-промышленных группах», в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Учредительные документы юридических лиц, входящих в холдинги, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня его официального опубликования.

4. До принятия федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется указами Президента Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации

Москва, Кремль
«___» ______ года
N ___

Текст документа сверен по:
рассылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *