Закон о культуре Краснодарского края

Содержание

О культуре

ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 3 ноября 2000 года N 325-КЗ
О культуре

(с изменениями на 11 марта 2019 года)

Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
26 октября 2000 года

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные, экономические основы деятельности организаций культуры, определяет принципы государственной политики в области культуры в Краснодарском крае в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Краснодарского края.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

организации культуры — организации, создаваемые в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах и действующие в целях сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация;

творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, Римской конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций);

(в ред. Закона Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

культурное наследие народов, этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Краснодарского края и всех народов, этнических групп, проживающих на его территории, их вклада в российскую культуру и мировую цивилизацию;

культурное достояние Краснодарского края — совокупность культурных ценностей, а также организации культуры, которые имеют краевое значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и Краснодарскому краю без права их передачи иным государствам;

культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты;

краевая государственная культурная политика (государственная политика в области культуры в Краснодарском крае) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти Краснодарского края в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама их деятельность в области культуры, учитывающая государственную политику Российской Федерации в области культуры, социально-экономическое развитие Краснодарского края, интересы жителей Краснодарского края, а также субъектов культурной деятельности;

(в ред. Закона Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

субъекты культурной деятельности — организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области культуры, в том числе творческие союзы, иные общественные объединения, а также индивидуальные предприниматели, творческие работники, представители культурных сообществ, иные физические лица, осуществляющие деятельность в области культуры;

(абзац введен Законом Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

инфраструктура в области культуры — объекты недвижимого имущества, используемые субъектами культурной деятельности для осуществления своей деятельности.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

Статья 2. Законодательство Краснодарского края о культуре

(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)

Законодательство Краснодарского края о культуре состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере культуры.

Статья 3. Область применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует культурную деятельность на территории Краснодарского края в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, цирковое, музыкальное, изобразительное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

культурно-просветительная, досуговая деятельность;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в области культуры;

научные исследования в области культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная, не противоречащая законодательству деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 4. Задачи законодательства Краснодарского края о культуре

Задачами законодательства Краснодарского края о культуре являются:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность на территории Краснодарского края;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических общностей Краснодарского края;

обеспечение правовых гарантий доступа к культурным ценностям и культурным благам различных категорий населения на территории Краснодарского края.

Статья 5. Основные принципы и направления государственной политики в области культуры в Краснодарском крае

Государственная политика в области культуры в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с принципами:

основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности и утверждении достоинства народов;

непрерывной связи создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан, развития демократии;

гласности участия общественности в формировании и реализации государственной политики в области культуры.

Приоритетными направлениями государственной политики в области культуры в Краснодарском крае являются:

программно-целевое планирование и финансирование мероприятий, способствующих формированию имиджа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации с устойчивым социально-экономическим развитием, благоприятного для инвестиционной деятельности, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства при проведении государственной политики в области культуры в Краснодарском крае;

(в ред. Закона Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

обеспечение множественности источников финансирования культурной деятельности;

обеспечение сохранения культурного достояния, преемственности культурных традиций и воспроизводства культурного потенциала Краснодарского края;

возрождение и сохранение культурного наследия народов и этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, признание его ценностей и проявление уважения к нему;

обеспечение права всех граждан на бесплатное получение определенного перечня культурно-досуговых услуг, гарантированного доступа к культурным ценностям и культурным благам;

развитие международных культурных связей, межрегиональной культурной кооперации, культурных связей между муниципальными образованиями;

деятельность по формированию нравственных ценностей общества;

социальная защита работников и деятелей культуры и искусства;

мониторинг инновационных подходов и технологий в области культуры в Краснодарском крае, в том числе современных информационных, телекоммуникационных технологий, нанотехнологий;

(абзац введен Законом Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

популяризация системы непрерывного профессионального образования в области культуры и искусства;

(абзац введен Законом Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

привлечение молодых деятелей культуры, детей и молодежи к участию в мероприятиях, проводимых в целях развития культуры в Краснодарском крае.

(абзац введен Законом Краснодарского края от 07.06.2011 N 2260-КЗ)

Глава II. Полномочия органов государственной власти Краснодарского края, органа исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1221-КЗ)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Краснодарского края в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1221-КЗ)

1. К полномочиям органов государственной власти Краснодарского края в области культуры относятся:

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.04.2009 N 1720-КЗ)

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Краснодарского края, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

2) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Краснодарского края, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

(в ред. Закона Краснодарского края от 05.06.2008 N 1482-КЗ)

3) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

4) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

5) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

6) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных организациях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.12.2013 N 2833-КЗ)

7) учреждение и присвоение наград, почетных званий, имен, премий, именных стипендий в области культуры;

8) установление мер социальной поддержки работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края, отдельных категорий членов творческих союзов.

(п. 8 в ред. Закона Краснодарского края от 05.06.2008 N 1482-КЗ)

2. Органы государственной власти Краснодарского края вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством, участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.

(часть 2 введена Законом Краснодарского края от 03.04.2009 N 1720-КЗ; в ред. Закона Краснодарского края от 06.03.2018 N 3749-КЗ)

3. Органы исполнительной власти Краснодарского края разрабатывают и реализуют государственные программы Краснодарского края в области культуры.

(часть 3 в ред. Закона Краснодарского края от 29.05.2014 N 2959-КЗ)

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.07.2016 N 3435-КЗ)

К ведению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области культуры относятся:

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.07.2016 N 3435-КЗ)

проведение государственной политики в области культуры в Краснодарском крае;

разработка и реализация государственной программы Краснодарского края в области культуры с учетом социально-экономических, демографических, поселенческих и других специфических условий и особенностей края;

(в ред. Закона Краснодарского края от 29.05.2014 N 2959-КЗ)

осуществление управления краевыми государственными организациями культуры;

внесение предложений об учреждении, изменении типа, реорганизации и ликвидации в установленном порядке подведомственных организаций культуры;

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.11.2010 N 2104-КЗ)

взаимодействие с творческими организациями и союзами, поддержка их деятельности;

координация гастрольно-концертной деятельности государственных театрально-зрелищных организаций;

взаимодействие с муниципальными и частными театрально-зрелищными организациями, поддержка их деятельности;

организация научно-методического, информационного обеспечения отрасли культуры;

организация подготовки и дополнительного профессионального образования работников отрасли культуры края;

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.12.2013 N 2833-КЗ)

содействие в обеспечении функционирования системы профессионального образования в сфере культуры в Краснодарском крае;

(в ред. Закона Краснодарского края от 29.05.2014 N 2959-КЗ)

представление кандидатур на получение почетных званий, наград, государственных премий, именных стипендий в области культуры федерального и краевого значения;

участие в разработке нормативных правовых актов в области культуры;

организация всех видов учета, обеспечивающих контроль за финансово-хозяйственной и производственной деятельностью краевых государственных организаций культуры;

содействие развитию международных социально-культурных связей;

обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством);

(абзац введен Законом Краснодарского края от 25.12.2015 N 3309-КЗ)

создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры, которые расположены на территории Краснодарского края и учредителями которых являются Краснодарский край, муниципальные образования (за исключением муниципальных организаций культуры, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления), а также негосударственными организациями культуры, которые оказывают услуги в сфере культуры за счет средств краевого бюджета.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.03.2018 N 3749-КЗ)

Статья 7.1. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.07.2016 N 3435-КЗ)

1. К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области культуры относятся:

1) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры;

2) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек сельского поселения;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории сельского поселения;

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в сельском поселении.

2. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области культуры относятся:

1) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского поселения;

2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского поселения услугами организаций культуры;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории городского поселения;

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском поселении.

3. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

1) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

2) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

3) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

4. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

1) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

5. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области культуры.

Глава III. Финансово-экономические основы регулирования отношений в области культуры

Статья 8. Взаимоотношения организаций культуры с иными организациями, физическими лицами

Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, физическими лицами регулируются федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

Использование собственной символики (официальные и другие наименования, товарные знаки и эмблемы) в рекламной и иных видах деятельности является исключительным правом организаций культуры. Другие юридические и физические лица могут использовать символику организаций культуры Краснодарского края в своей деятельности только с разрешения последних на договорной основе.

Туристско-экскурсионная деятельность юридических и физических лиц на объектах культуры Краснодарского края осуществляется только на основе договоров с соответствующими органами и организациями культуры.

Статья 9. Приватизация в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 893-КЗ)

Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии:

сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;

сохранения профильных услуг;

организации обслуживания льготных категорий населения;

обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).

Контроль за соблюдением указанных условий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области культуры.

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.07.2016 N 3435-КЗ)

Изменение назначения зданий, помещений организаций культуры и искусства восстанавливается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9.1. Использование имеющих историко-культурную значимость памятников, сооружений и их составных элементов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и не отнесенных к объектам культурного наследия

(введена Законом Краснодарского края от 28.07.2010 N 2037-КЗ)

1. Использование имеющих историко-культурную значимость памятников, сооружений и их составных элементов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края и не отнесенных в установленном законом порядке к объектам культурного наследия, осуществляется без изменения их облика в увеселительных и рекламных целях.

2. Перемещение и изменение облика объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области культуры.

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.07.2016 N 3435-КЗ)

Статья 10. Финансирование культуры и финансовые ресурсы организаций культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.07.2012 N 2523-КЗ)

Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:

осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;

обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению.

Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.

Статья 11. Приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.11.2010 N 2104-КЗ)

(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)

Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.11.2010 N 2104-КЗ)

Статья 12. Цены и ценообразование в области культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ)

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. Порядок определения платы за оказание бюджетными учреждениями культуры услуг, относящихся к их основным видам деятельности, устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

(в ред. Закона Краснодарского края от 18.11.2010 N 2104-КЗ)

При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.12.2013 N 2833-КЗ)

Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении Краснодарского края, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

(в ред. Закона Краснодарского края от 03.04.2009 N 1720-КЗ)

Глава IV. Правовое положение работников культуры

Статья 14. Социальная поддержка работников культуры

(в ред. Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1221-КЗ)

1. Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной поддержки творческих работников имеют право создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной категории граждан.

2. Члены творческих союзов — писателей, художников, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторы и художники, не являющиеся членами соответствующих творческих союзов, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Закона Краснодарского края от 11.03.2019 N 3991-КЗ)

2.1 Отдельным категориям членов творческих союзов (неработающим членам творческих союзов, находящимся на пенсии либо достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и имеющим почетные звания или награды Российской Федерации, Краснодарского края, а также членам творческих союзов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации) могут предоставляться меры социальной поддержки. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

3. Работникам государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края предоставляются меры социальной поддержки, связанные с предоставлением служебных жилых помещений, организацией и проведением похорон, изготовлением и установкой памятников и надгробий. Категории работников указанных учреждений, порядок и условия предоставления им мер социальной поддержки устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Отдельным категориям работников государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, вышедшим на пенсию либо достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) работникам государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края, общий стаж работы которых на соответствующих должностях составляет не менее 10 лет, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, обеспечивается предоставление компенсационных выплат, связанных с возмещением расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Компенсационные выплаты предоставляются с учетом проживающих с работниками членов их семей. Категории работников, порядок и условия предоставления соответствующих компенсационных выплат устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

(в ред. Закона Краснодарского края от 25.09.2018 N 3848-КЗ)

Абзац утратил силу. — Закон Краснодарского края от 06.03.2018 N 3749-КЗ.

(часть 3 в ред. Закона Краснодарского края от 03.07.2012 N 2523-КЗ)

3.1. Работникам государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии Краснодарского края, включая вышедших на пенсию либо достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), может предоставляться единовременная материальная помощь. Категории работников, порядок и условия предоставления им единовременной материальной помощи устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

4. Работникам муниципальных организаций культуры могут предоставляться компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Порядок и условия предоставления соответствующих компенсационных выплат устанавливаются органами местного самоуправления.

(часть 4 в ред. Закона Краснодарского края от 03.07.2012 N 2523-КЗ)

Глава V. Международные социально-культурные связи

Статья 15. Международные социально-культурные связи

Органы государственной власти Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, имеют право на ведение переговоров с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных социально-культурных связей.

Органы государственной власти Краснодарского края:

содействуют пропаганде культуры народов, этнических групп, проживающих на территории Краснодарского края, за рубежом, установлению и развитию культурных связей Краснодарского края со странами дальнего и ближнего зарубежья, зарубежными городами-побратимами;

поддерживают связи с кубанскими казаками и их потомками, проживающими в других странах, сотрудничая с землячествами кубанских казаков и проводя совместные культурные мероприятия.

Приоритетными направлениями международных культурных обменов Краснодарского края являются:

выставочная деятельность;

гастрольная деятельность профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, отдельных исполнителей;

подготовка и стажировка кадров работников культуры.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Краснодарского края
Н.И.КОНДРАТЕНКО

Краснодар

Понятие и виды культурной деятельности. Правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры РФ

Основы законодательства Российской Федерации о куль- туре, утвержденные Верховным Советом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре), связывают понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности но сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. При этом под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

  • – воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
  • – развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • – сохранение культурных ценностей и традиций пародов РФ, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
  • – поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что сохранится и в ближайшем будущем. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.

Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:

  • – находящиеся в ведении федеральных органов;
  • – находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей);
  • – находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В общей форме политика государства и его полномочия в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях: стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников; способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества; совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст. 27 Основ законодательства о культуре). Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Основах законодательства о культуре (ст. 78).

Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация. И соответственно, творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связан он или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

В культуре большая роль принадлежит профессиональнотворческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, регионального или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры утверждаются актами Правительства РФ, Минкультуры России, органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными органами местного самоуправления. При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муниципальным) имуществом.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Министерство культуры РФ (Минкультуры России) согласно постановлению Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Минкультуры осуществляет:

  • – ведение Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;
  • – ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • – лицензирование деятельности но сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иные функции, предусмотренные законодательством.

Осуществляя контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, руководители органов Минкультуры России, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, 7.16, 7.33 КоАП РФ.

На Минкультуры России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему агентств: Федерального архивного агентства (Росархив) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм), действующих на основе специальных Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ.

Минкультуры России наделено множеством полномочий, среди которых право принимать самостоятельно нормативные правовые акты в сфере своей деятельности (например, определение порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов РФ; положение о Музейном фонде РФ; положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ; положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности РФ, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности; порядок регистрации и отнесения документов к книжным памятникам; положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов РФ; реставрационные нормы и правила; перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями; координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ).

В ведении Минкультуры России находится библиотечно- информационные организации, также министерство осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Согласно Административному регламенту предоставления Минкультуры России государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения, утвержденному приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. № 683, оно выдает обязательные для исполнения предписания: о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера; о привлечении к ответственности, установленной законодательством РФ, и (или) об отстранении от должности должностных лиц органон исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Важным направлением деятельности Минкультуры России является разработка предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия для направления в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО.

Основные положения разработанной федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186, направлены на сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности информатизация отрасли; модернизацию системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрану и популяризацию культурного наследия народов РФ; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Индекс материала

Закон о культуре Ростовской области

с.2

с.3

Все страницы

Страница 1 из 3

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О КУЛЬТУРЕ

Принят

Законодательным Собранием

7 октября 2004 года

(в ред. Областных законов от 06.06.2005 N 326-ЗС, от 19.05.2006 N 494-ЗС, от 16.11.2007 N 804-ЗС, от 13.10.2008 N 113-ЗС, от 01.10.2009 N 303-ЗС)

Настоящий Областной закон принят на основании Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и направлен на обеспечение и защиту права каждого гражданина на свободу всех видов творчества, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к информации и культурным ценностям.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области культуры

Правовое регулирование отношений в области культуры в Ростовской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере культуры, настоящим Областным законом, иными нормативными правовыми актами Ростовской области.

Статья 2. Область применения настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон применяется в следующих областях культурной деятельности:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

(в ред. Областного закона от 19.05.2006 N 494-ЗС)

театральное, музыкальное, изобразительное, цирковое искусство, архитектура, дизайн, кинематография, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

культурно-досуговая деятельность;

народные художественные промыслы и ремесла;

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий;

сохранение, изучение и представление музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей;

формирование, сохранение и использование библиотечных фондов и иных информационных ресурсов, используемых в библиотечном деле;

библиотечное дело и книгоиздание, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием;

создание и распространение культурных ценностей посредством телевидения, радио и других аудиовизуальных средств;

сохранение и развитие парков культуры и отдыха, зоопарков;

укрепление и развитие культурного сотрудничества Ростовской области с субъектами Российской Федерации, международное культурное сотрудничество;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 3. Программы в области сохранения и развития культуры

1. Сохранение и развитие приоритетных направлений культуры в Ростовской области обеспечиваются разработкой и реализацией областных долгосрочных целевых программ в области культуры, утверждаемых Администрацией Ростовской области.

(в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

При разработке областных долгосрочных целевых программ экономического, экологического, социального, национального развития в обязательном порядке учитываются культурные аспекты.

(в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

2. Органы местного самоуправления в пределах полномочий вправе разрабатывать и утверждать муниципальные долгосрочные целевые программы в области культуры.

(в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Ростовской области в области культуры

К полномочиям Законодательного Собрания Ростовской области в области культуры относятся:

1) принятие Областных законов в области культуры, искусства, кинематографии, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, сохранения и развития народных художественных промыслов, поддержки региональных и местных национально-культурных автономий;

(в ред. Областного закона от 19.05.2006 N 494-ЗС)

2) утверждение областных нормативов финансирования;

3) определение форм, способов, приоритетных направлений по поддержке государственных областных музеев, учреждений культуры и искусства;

4) установление форм, способов, приоритетных направлений поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

(в ред. Областного закона от 13.10.2008 N 113-ЗС)

5) утратил силу. — Областной закон от 01.10.2009 N 303-ЗС;

6) определение категорий граждан, имеющих право на льготы по посещению организаций культуры;

7) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 5. Полномочия Администрации Ростовской области в области культуры

К полномочиям Администрации Ростовской области в области культуры относятся:

1) утверждение областных долгосрочных целевых программ в области культуры;

(п. 1 в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

2) обеспечение гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на библиотечное обслуживание, на доступ к информации и культурным ценностям;

3) обеспечение сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

(п. 3 в ред. Областного закона от 19.05.2006 N 494-ЗС)

4) сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

5) обеспечение комплектования и сохранности фондов государственных областных библиотек;

6) осуществление поддержки государственных областных музеев;

7) обеспечение необходимых условий для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, переданных в оперативное управление государственным областным музеям;

8) обеспечение организации и поддержки учреждений культуры и искусства;

9) создание, реорганизация, ликвидация государственных областных организаций культуры;

10) согласование областных нормативов финансирования учреждений культуры и искусства;

11) согласование методики поддержки учреждений культуры и искусства;

12) установление порядка поддержки творческих проектов в области культуры и искусства;

13) установление порядка отнесения изделий, изготавливаемых на территории Ростовской области, к изделиям народных художественных промыслов и порядка создания художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам;

14) осуществление поддержки народных художественных промыслов;

15) обеспечение поддержки региональных и местных национально- культурных автономий в области сохранения, возрождения и развития национальной культуры;

15.1) определение порядка предоставления поддержки и перечня мероприятий по поддержке региональных и местных национально-культурных автономий;

(п. 15.1 введен Областным законом от 01.10.2009 N 303-ЗС)

16) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 6. Полномочия областного органа исполнительной власти управления культурой

К полномочиям областного органа исполнительной власти управления культурой относятся:

1) реализация областных долгосрочных целевых программ в области культуры;

(п. 1 в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

2) реализация мер по обеспечению гарантий прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на библиотечное обслуживание, на доступ к информации и культурным ценностям;

3) осуществление сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

(п. 3 в ред. Областного закона от 19.05.2006 N 494-ЗС)

4) осуществление комплектования фондовых государственных областных библиотек;

5) создание необходимых условий для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, переданных в оперативное управление государственным областным музеям;

6) осуществление поддержки государственных областных учреждений культуры и искусства;

7) разработка областных нормативов финансирования учреждений культуры и искусства;

8) разработка методики поддержки учреждений культуры и искусства;

9) обеспечение сохранения и развития существующего комплекса государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии, музейных и библиотечных фондов;

10) управление областными государственными учреждениями, предприятиями и организациями культуры, искусства и кинематографии, образовательными учреждениями в сфере культуры;

11) проведение конкурсов на замещение должностей руководителей подведомственных областных государственных учреждений и предприятий;

12) координация деятельности организаций культуры, искусства и кинематографии и оказание им необходимой методической помощи;

(в ред. Областного закона от 01.10.2009 N 303-ЗС)

13) регулирование процессов развития театрального, музыкального и изобразительного искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, организации досуга населения, молодежи, детей;

14) организация в установленном порядке концертной деятельности и содействие проведению гастролей театров, художественных коллективов и отдельных исполнителей;

15) организация и проведение мероприятий в области культуры, искусства и кинематографии: фестивалей, смотров, выставок, творческих семинаров, встреч со зрителями и иных мероприятий;

16) осуществление мероприятий по развитию народного творчества и художественной самодеятельности, содействие деятельности народных театров, любительских коллективов, развитию и поддержке народных художественных промыслов и ремесел;

17) осуществление поддержки региональных и местных национально-культурных автономий в области сохранения, возрождения и развития национальной культуры;

18) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Предыдущая — Следующая >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *