Закон о перевозке грузов автомобильным транспортом

Железная логика. Но действительно ли все именно так? Действительно существует два понятия «пассажир» — в ПДД и в Уставе автомобильного транспорта. Предлагаю вам разобраться в этой каше и уйти от двойного стандарта, который предлагают в некоторых надзорных органах. Тем более, что нам с вами нужно избегать вольного трактования.

  • Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;

Итак, все очень просто. Открываем ПДД и сразу обращаемся Главе 1. Общие положения п.1.2 Понятия и термины:

  • …Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Вроде бы так оно и есть, но давайте поднимемся чуть выше и обратимся к п.1.1:

  • …Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
  • То есть само название «Правила», говорит о том, что этот документ устанавливает, как правильно и в каком порядке осуществлять движение на дорогах, а пассажир здесь является участником дорожного движения.

    • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ»Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

    Открываем Устав и сразу обращаемся к Главе 1. Общие положения. Статья 2:

    • …Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

    Поднимемся выше, Статья 1. п.1:

    • …Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом

    А также п.2:

    • …Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам

    И опять статья 2:

    • …перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж

    Мы видим, что понятие пассажир неразрывно связано с понятием перевозчик и перевозка. А также речь идет об оказании услуг автомобильным транспортом. А Услуга по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом это уже конкретный вид деятельности.
    И если мы теперь посмотрим в статью 20 Федерального Закона №196-ФЗ «О БДД», то мы увидим, например, в пункте 4:

    • …Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны…

    И мы понимаем кто это, в Уставе автомобильного транспорта об этом написано.
    Или Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. N 7 «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»:

    • …Настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов

    Пассажир из ПДД это всего лишь один из участников дорожного движения, к которым предъявляются правила и порядок передвижения по дорогам.
    А вот пассажир из Устава автомобильного транспорта, это как раз субъект договорных отношений при оказании услуг перевозки автомобильным транспортом.

    ВЫВОД

    Применять термин «пассажир» из ПДД можно только при разборе ДТП или привлечении пассажира к административной ответственности как участника дорожного движения, но никак нельзя применять в правовом поле оказания услуг автомобильном транспортом — там есть свое понятие «пассажира». Потому что там пассажира перевозят в первую очередь как физическое лицо заключившее договор, а не как участника дорожного движения.

    Группой депутутов от партии «Единая Россия» на рассмотрение в Госдуму внесён законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации».

    Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству займётся сбором отзывов, замечаний, предложений и дальнейшей работой над проектом нового федерального закона.

    По утверждению авторов этого документа, депутатов Госдумы и членов комитета по транспорту, проект нового федерального закона разрабатывался в рамках исполнения поручения президента Путина, датированного ещё ноябрём 2011 года.

    В результате многолетнего законотворческого труда родился законопроект, который предполагает создание реестра перевозчиков грузов под контролем Торгово-промышленной палаты РФ и внедрение в сферу автомобильных грузоперевозок соответствующего СРО с обязательным членством в нём всех организаций и предпринимателей.

    Жёсткий контроль и регулирование рынка автомобильных грузоперевозок

    Реестр перевозчиков грузов

    В первых двух главах законопроекта (1. Общие положения и 2. Требования, связанные с осуществлением деятельности по перевозке гркзов автомобильным транспортом) не содержится, кроме корявых формулировок и отсылок к уже давно существующим законодательным документам и регламентам, ничего нового для участников рынка автомобильных грузоперевозок. Единственное новшество — неконкретные определения сразу двух новых «реестров», в которые планируется обязательное включение всех и каждого обладателя грузового автомобиля:

    Реестр перевозчиков грузов за плату — Государственный реестр перевозчиков грузов автомобильным транспортом за плату, содержащий сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе. Реестр перевозчиков грузов для собственных нужд — Государственный реестр перевозчиков грузов автомобильным транспортом для собственных нужд, содержащий сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе. Комментарий простого перевозчика:

    1. Данный реестр создается с целью вытеснения с рынка самозанятых перевозчиков. По мнению законотворцев, перевозчик должен быть зарегистрирован либо как ИП, либо как юридическое лицо.

    2. В законопроекте по реестру перевозчиков грузов нет слов, что эти новые правила будут касаться только крупногабаритного транспорта, речь идет о всех транспортных средствах (микроавтобусы, «каблучки», лекговые «универсалы»…), которые возят груз за плату.

    Понимание серьёзности надвигающихся проблем приходит при знакомстве с главой 3, описывающей требования к ведению этих реестров, описывающей условия включения (и исключения) из них, обязательные для всех автомобильных грузоперевозчиков.

    Согласно статье 10, некий (неназванный)
    «Уполномоченный орган осуществляет внесение и ислючение из реестров сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях».

    И дальше:
    «Уполномоченный орган вправе возложить на Торгово-промышленную палату РФ отдельные, согласованные с ней функции по ведению реестров».

    Согласно статье 11, условиями внесения в реестр для перевозчика являются
    «выполнение требований по финансовой состоятельности, профессиональной надёжности и профессиональной компетентности».

    Финансовая состоятельность перевозчика, по мнению авторов законопроекта, подтверждается:

    1. Отсутствием у перевозчика задолженности по всем налогам, сборам и платежам за последний налоговый период;
    2. Наличием договора страхования ответственности за утрату или повреждение груза, сроком на 1 год и страховой суммой 1 миллион рублей;

    Профессиональная надёжность перевозчика подтверждается отсутствием у руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя непогашенной судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

    Профессиональная компетентность перевозчика подтверждается наличием в его штате не менее одного ответственного специалиста, квалификация которого подтверждена «Свидетельством профессиональной компетентности», которое должно выдаваться (согласно статье 27 законопроекта) «учебными организациями, имеющими лицензию на право обучения по программе подготовки ответственых специалистов, утверждённой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».

    Комментарий простого перевозчика:

    1. Откуда возьмётся столько сертифицированных «ответственных специалистов», чтобы каждый перевозчик (даже с одним автомобилем в парке) мог официально взять его на работу?

    2. Даже, если руководитель предприятия или ИП может по совместительству быть «ответственным специалистом», сколько будет стоить обучение и сертификация? И сколько нужно учебных центров с лицензией федерального министерства?

    3. Конечно, для тех немногих перевозчиков, которые смогут выполнить такие требования, все эти процедуры и бумажки будут платными, что значительно увеличит стоимость доставки груза и — товара в магазине.

    Внесение в реестр сведений о перевозчике

    К вопросу о борьбе с бюрократическими барьерами в бизнесе добавим, что для внесения в реестр перевозчиков сведений о юр. лице или ИП необходимо направить (заказным письмом или доставить лично) в Торгово-промышленную палату заявление «по форме, установленной уполномоченныь органом» (Статья 15 законопроекта) со всеми реквизитами, контактами (адреса, телефоны…), номерами свидетельств о профессиональной компетенции. К заявлению необходимо приложить:

    1. Перечень всех грузовых транспортных средств, которыми владеет заявитель;
    2. Спрвки налогового органа по месту учёта заявителя о наличии или отсутствии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам за последний налоговый период;
    3. Нотариально заверенная копия договора страхования ответственности перевозчика;
    4. Декларация об отсутствии у руководителя юр. лица, индивидуального предпринимателя и у назначенных ими ответственных специалистов непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления… (к вопросу о профессиональной надёжности перевозчика);

    Комментарий простого перевозчика:

    Представьте себе, что ежегодно для подтверждения своей записи в реестре, соответственно — получения разрешения на осуществление грузовых перевозок, придётся готовить все эти справки

    А ещё нужно будет бояться получить из торгово-промышленной палаты (или какого-то «уполномоченного органа») «Решение об аннулировании решения о внесении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в реестр» (точная цитата из статьи 19 законопроекта)…

    Конечно, в законопроекте предусмотрено платное внесение в реестр сведений о перевозчике с возможностью её ежегодного увеличения «на индекс роста потребительских цен». Также предусмотрена процедура проверки сведений о перевозчике (со сроком проведения в 1 месяц) с привлечением органов исполнительной власти и самоуправления на всех федеральных и региональных уровнях.

    Чем обернётся для российской транспортной отрасли новый закон

    При первом беглом взгляде на законопроект становятся понятны мотивы его разработчиков и главные выгодоприобретатели от введения этого закона. Новые правила организации рынка автомобильных грузоперевозок призваны ещё болше наполнить госбюджет и снизить конкуренцию на рынке в пользу крупных транспортных и логистических компаний.

    Монополизация рынка грузоперевозок

    Новые административные и экономические барьеры, выставляемые законодательно, непреодолимы для мелких компаний — перевозчиков, не говоря уже об Индивидуальных предпринимателях. Кроме того, с рынка коммерческих автогрузовых перевозок полностью вытесняются самозанятые частные перевозчики. Смело можно говорить о переходе тысяч мелких перевозчиков в разряд безработных.

    При снижении конкуренции в сфере грузовых перевозок, крупные транспортные компании обязательно поднимут тарифы на доставку грузов по всей стране, таковы законы «свободного» рынка.

    Увеличение стоимости доставки грузов

    Дополнительные платные «услуги» для перевозчиков (обязательное внесение сведений в реестр, обязательное страхование, обучение, сертификация и трудоустройство «ответсивенных специалистов») неминуемо приведут к росту тарифов на грузовые перевозки. По мнению некоторых специалистов рынка в отдалённых регионах и муниципальных образованиях, где доставка товара осуществляется мелкими партиями на небольших грузовичках, конечная стоимость товара в магазинах может увеличиться на 15%.

    Комментарий простого перевозчика:

    1. Принятие этого закона потребует внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП). Кроме того, придётся разработать с десяток новых законодательных и правовых актов, точно регламнтирующих все процедуры реализации новых принципов организации перевозок грузов автотранспортом.

    2. Принимая во внимание «сырость» законопроекта, расплывчатость формулировок и откровенную слабость русского языка, будем надеяться, что новый федеральный закон будет принят Госдумой не очень скоро и — после серьёзных доработок…

    Автомобильные грузоперевозки

    Доставка грузов автомобильным транспортом
    в любую точку России и континента.
    Договор на перевозку груза, экспедирование,
    страхование, сертификация, таможенное оформление грузов…

    Договор на перевозку груза

    Многолетний опыт работы нашей компании в сфере транспортно-экспедиторских услуг по доставке грузов между Китаем и Россией позволяет предложить нашим клиентам (грузоотправителям) оптимальный вариант Договора на перевозку груза, многократно выверенный и согласованный с юридическими отделами многих крупных российских и зарубежных компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

    Наш Договор полностью соответствует требованиям российского транспортного и таможенного законодательства, всех международных Соглашений и Конвенций, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, как перевозчика и экспедитора с клиентом (отправителем груза), связанные с организацией перевозок и экспедированием грузов в международном сообщении.

    Используя нашу форму договора с приложениями, вы сэкономите время на подготовительном этапе, при оформлении Заявки на перевозку груза.

    Документ выдержал сотни согласований и учитывает все Протоколы разногласий с юридическими службами множества компаний, наших клиентов, регулярно осуществляющих внешнеторговые операции. На любые ворпосы по форме Договора и особенностях перевозки вашего груза мы ответим по телефону +7 (499) 408-43-75
    или e-mail: proftrans-consult@mail.ru

    Ответственность наших экспедиторов застрахована!

    Об утверждении Положения об организации
    регулярных перевозок пассажиров и багажа
    автомобильным транспортом на территории
    городского округа город Мегион

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями), от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями), от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 15.02.2016 №23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», ГОСТ-Р-51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», уставом города Мегиона, в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, повышения эффективности работы автомобильного транспорта на территории городского округа город Мегион:

    1.Утвердить:

    1.1.Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа город Мегион, согласно приложению 1;

    1.2.Форму паспорта маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа город Мегион, согласно приложению 2;

    2.Признать утратившими силу постановления администрации города:

    №896 от 19.04.2012 «Об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском округе город Мегион»;

    №1632 от 08.07.2013 о внесении изменений в постановление администрации города от 19.04.2012 №896 «Об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском округе город Мегион»;

    №3212 от 25.12.2014 о внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 19.04.2012 №896 «Об организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском округе город Мегион» (с изменениями);

    №1585 от 26.06.2014 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по организации пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования в границах городского округа город Мегион»;

    №3211 от 25.12.2014 о внесении изменений в постановление администрации города от 26.06.2014 №1585 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по организации пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования в границах городского округа город Мегион».

    3.Управлению информационной политики администрации города опубликовать постановление в газете «Мегионские новости» и разместить на официальном сайте администрации города в сети «Интернет».

    4.Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

    5.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы города по территориальному развитию Д.М.Мамонтова.

    Глава города О.А.Дейнека

    № 5(19) (2008)
    Количество просмотров: 6138

    Документ, содержащий нормы прямого действия, призван заменить устаревший Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 года и привести регулируемые отношения в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Предполагается, что наряду с принятием федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России это создаст правовые основы работы транспорта в современных рыночных условиях.

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) содержит общие условия осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, грузовыми автомобилями, оказания услуг по договору фрахтования, а также регулирует порядок работы такси.

    Правила перевозок будут утверждены Правительством РФ на основании Устава, сейчас действуют Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.) и Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР (приказ Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176).

    Нормы перевозки грузов и пассажиров четко разграничены и содержатся соответственно в главах 2 и 3 Устава. статья 8 Устава устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Причем груз, на который этот документ не оформлен, перевозчиком к перевозке не принимается (исключение составляет перевозка по договору фрахтования). К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить санитарные, таможенные, карантинные документы, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, наличие которых установлено российским законодательством.

    Если перевозку груза сопровождает представитель грузовладельца и учет движения товарно-материальных ценностей не ведется, то заключается письменный договор фрахтования в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (ст. 18 Устава).

    В договор должны быть включены сведения о фрахтовщике и фрахтователе, наименовании груза, типе предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество), маршруте и месте подачи транспорта, сроках перевозки, размере платы за пользование транспортом. Каждому из трех видов перевозок — регулярным, по заказам, легковому такси — в новом Уставе посвящена отдельная глава.

    Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок транспортом общего пользования (ст. 19 Устава). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Пассажир обязан хранить эти документы в течение всей поездки и предъявлять их контролерам.

    Увеличены льготы для пассажиров с детьми. Так, пассажиры при проезде в городском и пригородном транспорте вправе бесплатно перевозить с собой детей не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения (Уставом РСФСР допускалась бесплатная перевозка только одного ребенка). Транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставляется на основании договора фрахтования (ст. 27 Устава). Он заключается письменно и должен содержать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, типе предоставляемого транспорта, маршруте и месте подачи транспорта, определенном или неопределенном круге лиц, для перевозки которых предоставляется транспорт, сроках выполнения перевозки, размере оплаты, порядке допуска пассажиров.

    Впервые федеральным законом урегулированы отношения между таксистом и пассажиром (гл. 5 Устава), прежде правила утверждались отдельно в каждом таксопарке. Теперь договор на перевозку легковым такси является публичным договором фрахтования, который заключается в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. Он обязан выдать фрахтователю квитанцию или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Следует отметить, что фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси, если предлагаемый маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя, а также в случае простоя, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного или оплаченного времени.

    Еще одно положение Устава — увеличение ответственности перевозчиков и фрахтовщиков и четко оговоренные суммы штрафов (ст. 34). Так, перевозчик за невывоз груза по своей вине, фрахтовщик за непредоставление транспорта уплачивают штраф в размере 20% платы за перевозку груза или за пользование транспортом. Грузоотправитель и фрахтователь также вправе потребовать возмещения причиненных им убытков.

    Однако предусмотрена и ответственность грузоотправителей. Например, за неправильное составление транспортной накладной или непредъявление для перевозки груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 20% провозной платы.

    Шире сформулирован перечень оснований освобождения от ответственности: кроме непреодолимой силы и временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, в него включены иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, причины (ст. 36 Устава).

    Новый Устав, как и прежний, предусматривает обязательный претензионный порядок разрешения споров, связанных с перевозкой грузов. Срок исковой давности остался неизменным и составляет один год со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

    Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *